ѕерейти на главную страницу  арта сайта

ƒругие статьи номера

—траница редактора. Ќеюбилейные мысли (5222)
Ќовости экономики (5288)
Ќовости компаний (6881)
Ќовости политики (5266)
¬ладимир „уб, губернатор ƒона: «¬ год 70-лети€ –остовской области мы намерены совершить мощный рывок в ее развитии» (5229)
√ерман ‘атеев  
«Ёра √ринфилдов» наступает на ƒону (8783)
Ќикита Ћогвинов  
÷ены на зерно — в зените (10701)
Ќаталь€ Ѕурдыкова  
“ехника дл€ сел€н становитс€ доступнее (5441)
ћихаил „ернышев, мэр –остова-на-ƒону: «поводов дл€ гордости у ростовчан становитс€ все больше» (7255)
 ирилл ¬ласенко  
‘ондовый рынок юга –оссии стал частью мирового рынка (6177)
Ќаталь€ Ѕурдыкова  
 редиты и безопасность банка (9619)
≈катерина ћинакова  
—√ «јдмирал» — в тройке лидеров (7524)
јнастаси€ ѕогонска€  
ќсобенности документального оформлени€ материалов заказчика в договорах строительного подр€да (69635)
”правл€юща€ компани€ дл€ региональных проектов (5654)
«олотой фонд донского бизнеса (5751)
≈лена ”стинова  
Ѕыстрый мобильный интернет — объективна€ реальность (6425)
“елефон и интернет во все районы области (5552)
ѕервый блин — комом (6337)
ќлег ѕетрушин  
—тать чемпионом хорошо, но быть здоровым лучше (6502)
ћаргарита Ѕессонова  

 

Ёкспобизнес на пути к переменам

є 4(11) (2007)
 оличество просмотров: 5958
¬ерси€ дл€ печати


¬ыставочный бизнес в –остове начал развиватьс€ с 1992 года вместе с по€влением первых компаний. Ёто были «ёжно-–оссийский экспоцентр» и «Ёкспо-ƒон». —егодн€, по данным “оргово-промышленной палаты –остовской области, в городе работает 10 выставочных фирм. ѕри этом собственные площади есть только у одной — «¬ертолЁкспо». ¬рем€ от времени некоторые выставки в донской столице провод€тс€ во ƒворце спорта,  —  «Ёкспресс», областной филармонии, гостиничном комплексе «ƒон-ѕлаза», ƒ  «–остсельмаш» и на агрорынке «Ћимузин».

“оргово-промышленные выставки проход€т также в “аганроге и Ќовочеркасске.

ќсновным критерием оценки выставочной компании €вл€ютс€ ее площади. „ем они больше, лучше оснащены, тем более конкурентоспособна компани€. Ѕез лишних преувеличений можно сказать, что единственна€ выставочна€ фирма, известна€ далеко за пределами –остова, — это «¬ертолЁкспо».

—егодн€ «¬ертолЁкспо» — это 15 тыс. кв. м площадей в центре столицы ёжного федерального округа. »з них 8,5 тыс. кв. м — площадь выставочных залов, оснащенных по современным европейским стандартам. ¬ состав центра входит конгресс-холл с конференц-залом на 500 мест и 5 залами дл€ семинаров и переговоров на 50-250 мест, а также ресторан на 300 мест, трехзвездочна€ гостиница на 125 номеров, котора€ позволит участникам выставок исключить трансфертные расходы и провести врем€ в максимально комфортных услови€х.

ƒругие выставочные компании –остовской области в большинстве своем €вл€ютс€ представител€ми малого бизнеса, они организуют небольшое количество меропри€тий в год и при этом площади арендуют. Ќо в последнем случае говорить о ее достойном качестве затруднительно.

 ачественную экспозицию можно провести только на специально предназначенной дл€ этого площадке, а не на территории какого-нибудь стадиона, дома культуры, как это зачастую происходит.

—егодн€ –остовска€ область напр€мую столкнулась с двум€ проблемами. ¬о-первых, это монополизаци€ выставочных услуг. ¬тора€ же св€зана с параллельными выставками, когда в одно врем€ в городе проход€т выставки одинаковой тематики. «¬ одном городе должен остатьс€ только один выставочный центр и одна тематика — это наша стратеги€!» — за€вил на заседании общего собрани€ членов –оссийского союза выставок и €рмарок, президент союза —ергей јлексеев.

јналогичного мнени€ придерживаетс€ и директор выставочного центра «¬ертолЁкспо» —ергей Ўамшура:

— ћы посто€нно расшир€ем и совершенствуем свои выставочные площади. Ѕлагодар€ этому «¬ертолЁкспо» постепенно монополизирует рынок выставочных услуг в –остове. Ќо выставочный бизнес — это как раз та сфера, где не нужно бо€тьс€ слова «монополи€». ѕо моему мнению, излишн€€ конкуренци€ в выставочном бизнесе, по крайней мере, в регионах только вредит. «десь не так много производителей, располагающих достаточным количеством ресурсов дл€ того, чтобы часто участвовать в выставках.

» если в каком-то городе проходит множество выставок по сходной тематике, организованных различными фирмами, то, скорее всего, они будут малоэффективными, потому что организаторы просто не смогут привлечь достаточного количества участников. ѕоэтому позици€ «¬ертолЁкспо» в данном случае проста: в городе должна работать одна, в крайнем случае две компании, которые организуют выставки высокого уровн€, привлекающие большое количество экспонентов. “ем самым они повышают имидж региона, как выставочного центра, и способствуют увеличению притока инвестиций в экономику области.

ќднако подобную позицию не раздел€ют коллеги по цеху г-на Ўамшуры. ѕо словам директора ќќќ «–остэкс» —ерге€ Ќекрасова, монополизаци€ — одна из основных проблем современного экспобизнеса.

— — одной стороны, монополизаци€ рынка выставочных услуг — это улучшение качества не только самих выставок, но и их обслуживани€ и сервиса, — по€сн€ет —ергей Ќекрасов, — а с другой стороны — это невозможность здоровой и свободной конкуренции, отсутствие которой приводит в первую очередь к увеличению стоимости участи€ в выставках. ¬ результате предпри€ти€ малого и среднего бизнеса не смогут участвовать в специализированных выставочных меропри€ти€х. Ёто достаточно неблагопри€тно отразитс€ на развитии малого бизнеса –остова и –остовской области.

ћногие компании ёга –оссии пока не готовы посещать московские выставки и участвовать в них. –егиональные меропри€ти€ €вл€ютс€ безальтернативной возможностью получать всю необходимую информацию, демонстрировать наработки и осуществл€ть продвижение продукции и услуг.

¬ыходом из сложившейс€ ситуации может стать объединение усилий еще существующих выставочных компаний, создание так называемого —оюза выставочных компаний, проведение выставок совместно и при поддержке администрации –остовской области. Ёто позволит проводить меропри€ти€ с большим количеством участников, а также даст возможность отказатьс€ от высоких, на уровне московских, цен на аренду выставочных площадей, аренду оборудовани€ и предоставление услуг. Ќа страже интересов малого и среднего бизнеса, а также всех выставочных компаний, остаетс€ “ѕѕ –остовской области. «ћы будем поддерживать всех, кто занимаетс€ выставками», — пообещал президент “ѕѕ Ќиколай ѕрис€жнюк.

Ёкспобизнес — это показатель развити€ экономики, некоторые даже называют его индикатором спроса и предложени€. „ем же грозит выставочному бизнесу –остова подобна€ ситуаци€? ѕо мнению —ерге€ Ќекрасова, организаци€-монополист не может самосто€тельно проводить выставки по всем тематикам, в ближайшее врем€ в выставочный бизнес –остова придут крупные столичные игроки. ј это приведет к еще большему увеличению цены и к невозможности дл€ ростовских выставочных центров развивать свою де€тельность, направленную на развитие всего ё‘ќ.

— другой стороны, одна из самых больших проблем, преп€тствующих развитию региональных выставочных компаний, — это отсутствие инфраструктуры, котора€ необходима дл€ проведени€ выставок высокого уровн€. ” большинства региональных компаний просто не хватает средств дл€ строительства современных выставочных комплексов. ѕоэтому така€ организаци€, как «¬ертолЁкспо», — это шаг к будущему росту престижа –остова и всей области.  рупна€ компани€ сможет не только конкурировать с московскими и краснодарскими фирмами, но и стать своего рода символом южной столицы.

Ќеобходимость разрешени€ конфликтных ситуаций обсуждалась на общем собрании –оссийского союза выставок и €рмарок (–—¬я).

Ѕыли предложены различные методы борьбы с параллельными выставками: от запрета проводить выставки с похожими названи€ми в течение четырех мес€цев до привлечени€ в судебном пор€дке за нарушение авторских прав.

Ќе менее важной проблемой современного экспобизнеса €вл€етс€ отсутствие закона, регламентирующего этот вид де€тельности.

— ¬ –оссии законодательно не определена степень регулировани€ государством выставочной де€тельности, — рассказал «¬естнику» —ергей Ўамшура. —тоит ли государственным органам инвестировать средства в выставочную де€тельность или нет, а если стоит, то, в каком объеме, — дл€ –оссии это пока открытые вопросы.

» поскольку определенности еще нет, в каждом регионе эти вопросы решаютс€ по-своему, в зависимости от того, насколько активно бизнес и власть взаимодействуют между собой, насколько хорошо понимают важность такого инструмента экономического развити€, как выставки.

ƒл€ сравнени€: в «ападной ≈вропе выставочна€ де€тельность поставлена под жесткий контроль государства.

Ѕольшинство выставочных центров там принадлежит муниципалитетам, а частные фирмы арендуют их дл€ проведени€ своих меропри€тий.   тому же и пересечение выставок считаетс€ недопустимым.

„то касаетс€ –остова-на-ƒону, то в насто€щее врем€ ведутс€ работы по преобразованию города в центр деловых коммуникаций и туризма, и выставочной де€тельности в этом принадлежит одна из главных функций.

Ётой цели послужит предложенные немецкой консалтинговой группой  ћ≈, котора€ по заданию –—¬я провела анализ российских выставок, аудит и сертификаци€. —огласно этому, все выставки должны будут проводитьс€ только на специализированных и сертифицированных выставочных площадках, выставочные центры должны строитьс€ в соответствии с определенными техническими стандартами, а меропри€ти€ должны пройти об€зательную сертификацию. ≈ще одной проблемой, мешающей развитию выставочно-€рмарочной де€тельности в –остовской области можно считать отсутствие системы подготовки специалистов в этой области, а также недостаточное количество учебной и методической литературы.

¬ основном все специалисты данной отрасли получили свое «образование» на практике. “о есть основна€ масса зан€тых в экспо-индустрии постигают свое дело методом проб и ошибок.

Ќо с каждым годом число зан€тых в этой сфере де€тельности людей увеличиваетс€ и, следовательно, возникает вопрос: «√де вз€ть квалифицированных специалистов?» «начит, необходимо развивать систему подготовки специалистов в области выставок. ≈е стоит дополнить практическими курсами, так как теори€ в этом деле — далеко не самое главное.

—тоит отметить, что если на «ападе и существуют школы профессионального обучени€ экспобизнесу, то большинству крупных компаний все равно приходитс€ проводить дополнительное обучение кадров на собственных стажировках. ќднако дл€ –оссии перен€ть такой опыт пока не представл€етс€ возможным из-за того, что основной кост€к выставочных фирм составл€ют «самоучки».

¬ ближайшее врем€ на базе “ѕѕ будут разработаны программы по подготовке кадров выставочно-€рмарочной отрасли. “огда и по€в€тс€ центры по подготовке таких специалистов.


јвтор: ≈катерина ћинакова

 

††