Перейти на главную страницу Карта сайта

Другие статьи номера

Страница редактора. Неюбилейные мысли (5338)
Новости экономики (5409)
Новости компаний (7000)
Новости политики (5379)
Владимир Чуб, губернатор Дона: «В год 70-летия Ростовской области мы намерены совершить мощный рывок в ее развитии» (5354)
Герман Фатеев  
«Эра Гринфилдов» наступает на Дону (8998)
Никита Логвинов  
Цены на зерно — в зените (10859)
Наталья Бурдыкова  
Техника для селян становится доступнее (5563)
Михаил Чернышев, мэр Ростова-на-Дону: «поводов для гордости у ростовчан становится все больше» (7392)
Кирилл Власенко  
Фондовый рынок юга России стал частью мирового рынка (6341)
Наталья Бурдыкова  
Кредиты и безопасность банка (9759)
Екатерина Минакова  
СГ «Адмирал» — в тройке лидеров (7647)
Анастасия Погонская  
Особенности документального оформления материалов заказчика в договорах строительного подряда (70214)
Управляющая компания для региональных проектов (5770)
Золотой фонд донского бизнеса (5866)
Елена Устинова  
Быстрый мобильный интернет — объективная реальность (6546)
Телефон и интернет во все районы области (5671)
Первый блин — комом (6461)
Олег Петрушин  
Стать чемпионом хорошо, но быть здоровым лучше (6642)
Маргарита Бессонова  

 

Экспобизнес на пути к переменам

№ 4(11) (2007)
Количество просмотров: 6120
Версия для печати


Выставочный бизнес в Ростове начал развиваться с 1992 года вместе с появлением первых компаний. Это были «Южно-Российский экспоцентр» и «Экспо-Дон». Сегодня, по данным Торгово-промышленной палаты Ростовской области, в городе работает 10 выставочных фирм. При этом собственные площади есть только у одной — «ВертолЭкспо». Время от времени некоторые выставки в донской столице проводятся во Дворце спорта, КСК «Экспресс», областной филармонии, гостиничном комплексе «Дон-Плаза», ДК «Ростсельмаш» и на агрорынке «Лимузин».

Торгово-промышленные выставки проходят также в Таганроге и Новочеркасске.

Основным критерием оценки выставочной компании являются ее площади. Чем они больше, лучше оснащены, тем более конкурентоспособна компания. Без лишних преувеличений можно сказать, что единственная выставочная фирма, известная далеко за пределами Ростова, — это «ВертолЭкспо».

Сегодня «ВертолЭкспо» — это 15 тыс. кв. м площадей в центре столицы Южного федерального округа. Из них 8,5 тыс. кв. м — площадь выставочных залов, оснащенных по современным европейским стандартам. В состав центра входит конгресс-холл с конференц-залом на 500 мест и 5 залами для семинаров и переговоров на 50-250 мест, а также ресторан на 300 мест, трехзвездочная гостиница на 125 номеров, которая позволит участникам выставок исключить трансфертные расходы и провести время в максимально комфортных условиях.

Другие выставочные компании Ростовской области в большинстве своем являются представителями малого бизнеса, они организуют небольшое количество мероприятий в год и при этом площади арендуют. Но в последнем случае говорить о ее достойном качестве затруднительно.

Качественную экспозицию можно провести только на специально предназначенной для этого площадке, а не на территории какого-нибудь стадиона, дома культуры, как это зачастую происходит.

Сегодня Ростовская область напрямую столкнулась с двумя проблемами. Во-первых, это монополизация выставочных услуг. Вторая же связана с параллельными выставками, когда в одно время в городе проходят выставки одинаковой тематики. «В одном городе должен остаться только один выставочный центр и одна тематика — это наша стратегия!» — заявил на заседании общего собрания членов Российского союза выставок и ярмарок, президент союза Сергей Алексеев.

Аналогичного мнения придерживается и директор выставочного центра «ВертолЭкспо» Сергей Шамшура:

— Мы постоянно расширяем и совершенствуем свои выставочные площади. Благодаря этому «ВертолЭкспо» постепенно монополизирует рынок выставочных услуг в Ростове. Но выставочный бизнес — это как раз та сфера, где не нужно бояться слова «монополия». По моему мнению, излишняя конкуренция в выставочном бизнесе, по крайней мере, в регионах только вредит. Здесь не так много производителей, располагающих достаточным количеством ресурсов для того, чтобы часто участвовать в выставках.

И если в каком-то городе проходит множество выставок по сходной тематике, организованных различными фирмами, то, скорее всего, они будут малоэффективными, потому что организаторы просто не смогут привлечь достаточного количества участников. Поэтому позиция «ВертолЭкспо» в данном случае проста: в городе должна работать одна, в крайнем случае две компании, которые организуют выставки высокого уровня, привлекающие большое количество экспонентов. Тем самым они повышают имидж региона, как выставочного центра, и способствуют увеличению притока инвестиций в экономику области.

Однако подобную позицию не разделяют коллеги по цеху г-на Шамшуры. По словам директора ООО «Ростэкс» Сергея Некрасова, монополизация — одна из основных проблем современного экспобизнеса.

— С одной стороны, монополизация рынка выставочных услуг — это улучшение качества не только самих выставок, но и их обслуживания и сервиса, — поясняет Сергей Некрасов, — а с другой стороны — это невозможность здоровой и свободной конкуренции, отсутствие которой приводит в первую очередь к увеличению стоимости участия в выставках. В результате предприятия малого и среднего бизнеса не смогут участвовать в специализированных выставочных мероприятиях. Это достаточно неблагоприятно отразится на развитии малого бизнеса Ростова и Ростовской области.

Многие компании Юга России пока не готовы посещать московские выставки и участвовать в них. Региональные мероприятия являются безальтернативной возможностью получать всю необходимую информацию, демонстрировать наработки и осуществлять продвижение продукции и услуг.

Выходом из сложившейся ситуации может стать объединение усилий еще существующих выставочных компаний, создание так называемого Союза выставочных компаний, проведение выставок совместно и при поддержке администрации Ростовской области. Это позволит проводить мероприятия с большим количеством участников, а также даст возможность отказаться от высоких, на уровне московских, цен на аренду выставочных площадей, аренду оборудования и предоставление услуг. На страже интересов малого и среднего бизнеса, а также всех выставочных компаний, остается ТПП Ростовской области. «Мы будем поддерживать всех, кто занимается выставками», — пообещал президент ТПП Николай Присяжнюк.

Экспобизнес — это показатель развития экономики, некоторые даже называют его индикатором спроса и предложения. Чем же грозит выставочному бизнесу Ростова подобная ситуация? По мнению Сергея Некрасова, организация-монополист не может самостоятельно проводить выставки по всем тематикам, в ближайшее время в выставочный бизнес Ростова придут крупные столичные игроки. А это приведет к еще большему увеличению цены и к невозможности для ростовских выставочных центров развивать свою деятельность, направленную на развитие всего ЮФО.

С другой стороны, одна из самых больших проблем, препятствующих развитию региональных выставочных компаний, — это отсутствие инфраструктуры, которая необходима для проведения выставок высокого уровня. У большинства региональных компаний просто не хватает средств для строительства современных выставочных комплексов. Поэтому такая организация, как «ВертолЭкспо», — это шаг к будущему росту престижа Ростова и всей области. Крупная компания сможет не только конкурировать с московскими и краснодарскими фирмами, но и стать своего рода символом южной столицы.

Необходимость разрешения конфликтных ситуаций обсуждалась на общем собрании Российского союза выставок и ярмарок (РСВЯ).

Были предложены различные методы борьбы с параллельными выставками: от запрета проводить выставки с похожими названиями в течение четырех месяцев до привлечения в судебном порядке за нарушение авторских прав.

Не менее важной проблемой современного экспобизнеса является отсутствие закона, регламентирующего этот вид деятельности.

— В России законодательно не определена степень регулирования государством выставочной деятельности, — рассказал «Вестнику» Сергей Шамшура. Стоит ли государственным органам инвестировать средства в выставочную деятельность или нет, а если стоит, то, в каком объеме, — для России это пока открытые вопросы.

И поскольку определенности еще нет, в каждом регионе эти вопросы решаются по-своему, в зависимости от того, насколько активно бизнес и власть взаимодействуют между собой, насколько хорошо понимают важность такого инструмента экономического развития, как выставки.

Для сравнения: в Западной Европе выставочная деятельность поставлена под жесткий контроль государства.

Большинство выставочных центров там принадлежит муниципалитетам, а частные фирмы арендуют их для проведения своих мероприятий. К тому же и пересечение выставок считается недопустимым.

Что касается Ростова-на-Дону, то в настоящее время ведутся работы по преобразованию города в центр деловых коммуникаций и туризма, и выставочной деятельности в этом принадлежит одна из главных функций.

Этой цели послужит предложенные немецкой консалтинговой группой КМЕ, которая по заданию РСВЯ провела анализ российских выставок, аудит и сертификация. Согласно этому, все выставки должны будут проводиться только на специализированных и сертифицированных выставочных площадках, выставочные центры должны строиться в соответствии с определенными техническими стандартами, а мероприятия должны пройти обязательную сертификацию. Еще одной проблемой, мешающей развитию выставочно-ярмарочной деятельности в Ростовской области можно считать отсутствие системы подготовки специалистов в этой области, а также недостаточное количество учебной и методической литературы.

В основном все специалисты данной отрасли получили свое «образование» на практике. То есть основная масса занятых в экспо-индустрии постигают свое дело методом проб и ошибок.

Но с каждым годом число занятых в этой сфере деятельности людей увеличивается и, следовательно, возникает вопрос: «Где взять квалифицированных специалистов?» Значит, необходимо развивать систему подготовки специалистов в области выставок. Ее стоит дополнить практическими курсами, так как теория в этом деле — далеко не самое главное.

Стоит отметить, что если на Западе и существуют школы профессионального обучения экспобизнесу, то большинству крупных компаний все равно приходится проводить дополнительное обучение кадров на собственных стажировках. Однако для России перенять такой опыт пока не представляется возможным из-за того, что основной костяк выставочных фирм составляют «самоучки».

В ближайшее время на базе ТПП будут разработаны программы по подготовке кадров выставочно-ярмарочной отрасли. Тогда и появятся центры по подготовке таких специалистов.


Автор: Екатерина Минакова