Перейти на главную страницу Карта сайта

Другие статьи номера

Страница редактора. Неюбилейные мысли (5338)
Новости экономики (5410)
Новости компаний (7000)
Новости политики (5380)
Владимир Чуб, губернатор Дона: «В год 70-летия Ростовской области мы намерены совершить мощный рывок в ее развитии» (5354)
Герман Фатеев  
«Эра Гринфилдов» наступает на Дону (8998)
Никита Логвинов  
Цены на зерно — в зените (10859)
Наталья Бурдыкова  
Техника для селян становится доступнее (5564)
Михаил Чернышев, мэр Ростова-на-Дону: «поводов для гордости у ростовчан становится все больше» (7392)
Кирилл Власенко  
Кредиты и безопасность банка (9759)
Екатерина Минакова  
СГ «Адмирал» — в тройке лидеров (7647)
Анастасия Погонская  
Особенности документального оформления материалов заказчика в договорах строительного подряда (70214)
Управляющая компания для региональных проектов (5770)
Золотой фонд донского бизнеса (5866)
Елена Устинова  
Быстрый мобильный интернет — объективная реальность (6547)
Телефон и интернет во все районы области (5671)
Первый блин — комом (6461)
Олег Петрушин  
Экспобизнес на пути к переменам (6121)
Екатерина Минакова  
Стать чемпионом хорошо, но быть здоровым лучше (6642)
Маргарита Бессонова  

 

Фондовый рынок юга России стал частью мирового рынка

№ 4(11) (2007)
Количество просмотров: 6342
Версия для печати


Фондовый рынок играет все более важную роль в общеэкономических процессах как страны, так и региона. Этапы его развития нам приходится осваивать в короткие сроки. Но уже сегодня, спустя всего лишь каких-то два десятка лет, региональный рынок стал неотъемлемой частью не только общероссийского, но и глобального рынка. Дающий сегодня наибольшую доходность, по сравнению с другими, фондовый рынок становится все более привлекательным для инвестирования, региональные компании выходят на рынок публичных заимствований с целью привлечения инвестиций. На содействие цивилизованному развитию этого рынка в рамках законодательства направлена деятельность регулятора — Федеральной службы по финансовым рынкам россии (ФСФР) и ее регионального отделения в ЮФО. О состоянии рынка ценных бумаг Юга России, перспективах его развития «ВДЭ» рассказывает руководитель регионального отделения ФСФР в ЮФО Виктор Федорущенко.

— Виктор Дмитриевич, как вы оцениваете состояние финансового рынка южного федерального округа?

— Финансовый рынок Юга России уже в полной мере стал частью не только общероссийского, но и мирового рынка, и, естественно, на него влияют взлеты и падения, происходящие на глобальном уровне. Тем не менее у нас есть свои региональные особенности. Инвестиционная привлекательность субъектов Юга России неодинакова, что приводит к существенным диспропорциям в распределении инвестиций по территории округа. И хотя в последние годы растет интерес крупного капитала к экономике Юга России, нашим регионам приходится активнее конкурировать друг с другом за инвестиционные ресурсы.

По данным статистики, в 1-м полугодии 2007 г. на субъекты ЮФО в совокупности пришлось более 8% российского объема инвестиций. Это хороший показатель.

— Насколько, на ваш взгляд, оптимальна инфраструктура финансового рынка региона?

— Оптимальность инфраструктуры финансового рынка Юга России предполагает не только наличие финансовых институтов, но и сформировавшуюся нормативно-правовую базу, информационную прозрачность участников рынка, развитую кредитно-банковскую систему и систему страхования коммерческих рисков, формирование рынка коллективных инвестиций и жилья, обучение и аттестацию специалистов финансового рынка.

Уже можно говорить о том, что сегодня инфраструктура финансового рынка региона, пройдя определенные этапы, сформирована и функционирует. В последние годы происходит сокращение числа профессиональных участников финансовых рынков. Так, если в конце 90-х годов было 120 профучастников, не считая банков, то сегодня — 52. В целом же в ЮФО работает 67 региональных профучастников рынка ценных бумаг. В 2006 г. их количество по отношению к 2005 г. снизилось на 9%, а в 2005-м по отношению к 2004-му — на 8%. Причин тому несколько: это и окончание срока действия лицензий инвестиционных компаний, и несоответствие объема собственных средств нормативам достаточности, установленным федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг, и рост числа «нерезидентов» — крупнейших компаний из других регионов, предоставляющих большой спектр услуг на финансовом рынке.

— Как вы оцениваете приход столичных банковских и инвестиционных групп в регион?

— В последние годы активно идут в регионы столичные крупные брокеры, управляющие компании. У нас появляются все новые их представительства и филиалы, которые устанавливают с местными либо партнерские отношения, либо заключают с ними агентский или представительский договоры. Ведь чтобы использовать все возможности рынка, необходимо применять максимальный спектр инструментов. Наиболее полно это могут обеспечить столичные финансовые компании.

Крупные компании в регионе, безусловно, необходимы. Приходя на региональный рынок с большим количеством предоставляемых услуг, они создают конкуренцию местным компаниям. Однако этот процесс имеет обратную сторону. Столичные компании часто не учитывают местные особенности, а многие регионалы, не выдержав конкуренции, вынуждены уходить с рынка. Да, это законы рынка и от них никуда не денешься, выживает сильнейший. Но нам всем необходим рынок, на котором активно будут работать именно местные компании, заинтересованные в развитии региона. Главное — удержать баланс; приход крупных участников не должен привести к массовому вытеснению с рынка местных компаний.

— Как можно оценить ситуацию с эмитентами региона, деятельностью и выходом их на биржевой рынок?

— Выход эмитентов Юга Росси на биржевые площадки России является довольно проблематичным: не хватает ликвидных ценных бумаг, многие бумаги не могут пройти процедуру листинга на бирже, в связи с тем, что сами эмитенты не в состоянии соблюдать все требования, предъявляемые организатором торговли. К торгам на РТС в настоящее время допущены акции и облигации более 20 эмитентов округа. В основном это предприятия энергетики. На ММВБ также торгуются ценные бумаги порядка 20 эмитентов ЮФО. Этого явно недостаточно — объем торгов бумагами эмитентов округа на общероссийских биржах составляет лишь 0,8% от общего объема.

Полагаю, что эту ситуацию надо менять, способствовать выводу на биржевой рынок бумаг все большего числа эмитентов, и этим активнее нужно заниматься субъектам Федерации, например, создавая налоговые преференции для таких предприятий. Только таким образом можно привлечь инвесторов и соответственно добавить количество инструментов на российском рынке.

— Дайте, пожалуйста, оценку эмиссионной деятельности предприятий региона.

— Еще несколько лет назад основной упор в деятельности регионального отделения делался на регистрацию выпусков ценных бумаг. Основной пик их пришелся на 2000-2001 гг., затем наметился спад количества регистрируемых выпусков, при этом изменилась направленность выпусков по типам размещения. Если вначале существенно преобладали первичные выпуски ценных бумаг, размещаемые при учреждении или реорганизации акционерных обществ, то в 2005-2007 гг. наметился рост дополнительных выпусков ценных бумаг, по большей части связанных с привлечением инвестиций.

Наиболее крупные наши предприятия уже вышли на биржи, планируют IPO — это показатель их открытости. Такие предприятия работают над улучшением имиджа, увеличением капитализации. А вот средние и малые пока

разворачиваются очень медленно. Хотя на российских биржевых площадках — как на ММВБ, так и на РТС — созданы секторы малых компаний, и сегодня дорога на публичный рынок открыта и для них. У нас в округе немного крупных компаний, заводов, сырьевых предприятий. Поэтому рассчитывать надо на средние и малые предприятия.

— Какие эмитенты, по вашему мнению, могли бы в ближайшие годы провести IPO?

— Принятие решения об IPO — серьезный шаг для любой компании. Здесь речь идет не только о получении дополнительных финансовых ресурсов, но и об улучшении имиджа, приобретении статуса публичной компании, получении рыночной оценки стоимости компании.

Поэтому IPO сегодня может позволить себе достаточно крупная компания для увеличения капитализации. По данным статистики, в первом полугодии 2007 года на субъекты ЮФО в совокупности пришлось более 8% российского объема инвестиций. Это хороший показатель.

Так, ОАО «Инпром» намерено провести публичное размещение акций на российских биржевых площадках осенью этого года. Готовится к IPO ОАО «Южная генерирующая компания ТГК-8»; ОАО «Югтранзитсервис» проводит работу по диверсификации рисков и улучшению структуры корпоративного управления обществом.

Осенью 2007 г. ОАО ОГК-2 и ОГК-6 планируют разместить свои акции на российских и Лондонской фондовых биржах. О готовности публичного размещения акций на Лондонской или Нью-Йоркской биржах заявляет и другая «дочка» РАО «ЕЭС России» — ОАО «Волжская ТГК».

Полагаю, со временем выйдут на IPO ТАНТК им. Бериева, ТагАЗ, АО «Новошип», Новороссийский морской торговый порт, «Невинномысский азот», компания «Энергомера», предприятия энергетики, «Роствертол», «Ростсельмаш» — то есть те предприятия, которые стремятся развиваться.

— Нужны ли нам новые финансовые инструменты?

— Финансовый рынок меняется, меняются его институты и инструменты. Новые финансовые инструменты появляются по мере развития фондового рынка. Обязанность ФСФР России — прогнозировать их появление, отслеживать их эффективность и законодательно регулировать вопросы их введения в гражданский оборот и использования.

Отсутствие необходимой законодательной базы в области регулирования производных финансовых инструментов — предпосылка для финансовых махинаций.

Поэтому не зря вопрос о создании правовых основ формирования новых инструментов финансового рынка определен в качестве одного из направлений в Стратегии развития финансового рынка России на 2006-2008 годы, принятой правительством страны. Еще одним этапом будет принятие федерального закона «О производных финансовых инструментах», проект которого уже долго обсуждается.

Я считаю, что недостаточное количество финансовых инструментов сегодня — одна из серьезных проблем в целом для страны. Ведь посмотрите, в основном фондовый рынок России представлен 20-30 крупными предприятиями, пустившими на свободный рынок лишь 5-10% своих акций. О какой капитализации рынка можно говорить в такой ситуации? То же и для Юга России — нам нужны новые публичные размещения.

— Насколько информационно прозрачны эмитенты округа? Все ли соблюдают требования законодательства о раскрытии информации?

— Информацию о себе эмитенты раскрывают неохотно. Казалось бы, для всех должно быть очевидно: чем больше предприятие «заявляет» о себе, чем больше предоставляет информации, тем больше у него возможностей для улучшения своего имиджа, тем выше его привлекательность для российских и иностранных инвесторов. На деле же многие эмитенты делают все возможное, для того чтобы как можно меньше информации стало доступно широкому кругу инвесторов.

— В чем проблема, почему они не хотят выходить на открытый рынок заимствований?

— Проблема — в боязни открытости, информационной прозрачности владельцев крупных пакетов акций.

Они опасаются потерять существующие доходы, страшатся рейдерских захватов, хотя выход на публичный рынок, скорее, уберегает от этого.

Для средних компаний остается актуальной проблема кадров, недостаточно высокий уровень профессионализма менеджмента — в отличие от крупных, где топ-менеджеры знают, что такое публичная компания и для чего нужно быть открытым.

— Тем не менее многие миноритарные акционеры жалуются, что очень трудно получить информацию, положенную по закону. Что же говорить о потенциальных инвесторах? Как региональное отделение контролирует соблюдение законодательства субъектами финансовых рынков?

— Мы регулярно проводим проверки участников рынка, рассматриваем жалобы и обращения граждан и юридических лиц. Если проверка показывает наличие нарушений, налагаем на акционерное общество административный штраф.

По итогам 2006 г. и 1-го полугодия года нынешнего специалистами Регионального отделения ФСФР было проведено более 900 проверок эмитентов, профучастников рынка ценных бумаг, ЖНК, НПФов. Вынесено более 1000 предписаний об устранении нарушений требований законодательства, возбуждено 350 дел за нераскрытие информации.

— Как ФСФР обеспечивает раскрытие информации?

— Региональному отделению приходится прикладывать немало усилий для преодоления непонимания со стороны эмитентов — путем разъяснения, обучения, применения административных мер… И результат заметен: если несколько лет назад информацию о своей деятельности предоставляли около 30% акционерных обществ, то сейчас их доля приближается к 90%.

— Как взаимодействует Региональное отделение ФСФР в ЮФО с субъектами Федерации в округе?

— Региональное отделение осуществляет свою деятельность на территории почти всех субъектов Федерации округа, за исключением Краснодарского края и Республики Адыгея. В силу различных причин инвестиционная привлекательность различных субъектов округа неодинакова, в ряде территорий явно недостаточное количество институтов финансового рынка. Для преодоления этой диспропорции региональное отделение проводит систематическую работу с правительствами, администрациями республик, краев и областей, органами государственной власти и муниципалитетами по вопросам развития финансовых рынков регионов.

На сегодня региональное отделение заключило 57 соглашений о взаимодействии и сотрудничестве по развитию финансовых рынков с правительствами и администрациями субъектов, с территориальными органами исполнительной власти, расположенными на территории ЮФО, органами прокуратуры, Управлениями ФСБ, Федеральной службой судебных приставов. Также на территории округа открыто пять представительств Регионального отделения ФСФР.

— Каков, по вашему мнению, потенциал рынка коллективных инвестиций?

— Потенциал рынка коллективных инвестиций достаточно высок, и в последние два года он укрепляется и развивается. В ряде регионов были открыты новые управляющие компании с лицензиями на управление инвестиционными фондами, паевыми инвестиционными фондами и негосударственными пенсионными фондами. В 2006 году на территории ЮФО действовало 4 региональных ПИФа и ОФБУ, 12 НПФ, 8 управляющих компаний с лицензиями на управление активами инвестиционных, паевых и пенсионных фондов. За прошедший год увеличилась стоимость чистых активов ПИФов округа, выросла доходность их паев. По ОФБУ рост чистых активов за каждый месяц составил более 2%, рост доходности от доверительного управления составил около 4%. В 2006 г. в сравнении с 2005 г. пенсионные резервы негосударственных пенсионных фондов округа выросли на 17%.

Наибольшей популярностью в последнее время пользуется вложение сбережений именно в паевые инвестиционные фонды. У ПИФов хороший потенциал для развития, и в будущем их доля на финансовом рынке будет расти. ПИФы растут как количественно, так и качественно. Так, по данным ФСФР России, если два года назад объем средств в инвестиционных фондах составлял 120 млрд руб., то на сегодня это уже 550 млрд, и рост продолжается.

Самое важное в развитии рынка коллективных инвестиций — то, что они вовлекают средства населения в работу, в экономику страны. Кроме того, они повышают финансовую грамотность населения. ПИФы — интересный инструмент, к тому же максимально защищенный законодательно.

— Какие перспективы развития регионального рынка ценных бумаг вы видите?

— Развитие регионального рынка неразрывно связано с развитием общероссийского рынка и не может существовать в отрыве от него. Для скорейшего развития рынка необходимо всячески содействовать выводу ценных бумаг эмитентов округа на биржевые площадки, в том числе путем первичного публичного размещения акций, развивать рынок долговых заимствований путем выпуска облигаций. Необходима господдержка со стороны субъектов Федерации, входящих в ЮФО, путем создания льготных условий для реализации инвестиционных проектов.

Полагаю, со временем будут укрупняться акционерные общества, повышаться профессионализм финансовых структур. Больше предприятий выйдет на публичный рынок, увеличится количество финансовых инструментов, рынок оживет, что приведет к росту его объемов.

Пройдет еще не один год, прежде чем российский рынок окончательно окрепнет. Не стоит забывать, что экономический потенциал России огромен. Нужно только грамотно подойти к решению текущих задач.


Автор: Наталья Бурдыкова