Перейти на главную страницу Карта сайта

Другие статьи номера

Страница редактора. Неюбилейные мысли (5335)
Новости экономики (5404)
Новости компаний (6995)
Новости политики (5376)
Владимир Чуб, губернатор Дона: «В год 70-летия Ростовской области мы намерены совершить мощный рывок в ее развитии» (5351)
Герман Фатеев  
Цены на зерно — в зените (10855)
Наталья Бурдыкова  
Техника для селян становится доступнее (5559)
Михаил Чернышев, мэр Ростова-на-Дону: «поводов для гордости у ростовчан становится все больше» (7389)
Кирилл Власенко  
Фондовый рынок юга России стал частью мирового рынка (6338)
Наталья Бурдыкова  
Кредиты и безопасность банка (9755)
Екатерина Минакова  
СГ «Адмирал» — в тройке лидеров (7640)
Анастасия Погонская  
Особенности документального оформления материалов заказчика в договорах строительного подряда (70194)
Управляющая компания для региональных проектов (5767)
Золотой фонд донского бизнеса (5860)
Елена Устинова  
Быстрый мобильный интернет — объективная реальность (6543)
Телефон и интернет во все районы области (5666)
Первый блин — комом (6458)
Олег Петрушин  
Экспобизнес на пути к переменам (6115)
Екатерина Минакова  
Стать чемпионом хорошо, но быть здоровым лучше (6638)
Маргарита Бессонова  

 

«Эра Гринфилдов» наступает на Дону

№ 4(11) (2007)
Количество просмотров: 8994
Версия для печати


«Эра гринфилдов» — так назывался проект, который Ростовская область представила в июне этого года на XI международном экономическом форуме в Санкт-Петербурге. Область выступила пионером в создании промышленных зон. На сегодня известны названия уже шести: Новоалександровской, Азовской, Южно-Батайской, Заречной, Красносулинской и Южного индустриального района. Но список этот наверняка не окончательный. Каждая зона находится в разной степени проработки, но во всех уже определились якорные резиденты.

Среди них — Coca-Cola, PepsiCo, «Юнимилк», «Эстар»… Чтобы снять существующие инфраструктурные ограничения, региональные власти выделят в ближайшие четыре года 1,1 млрд. руб. Затраты того стоят: каждый бюджетный рубль, израсходованный на коммуникации, генерирует до двадцати рублей налогов от организуемых производств. На Дону появятся новые высокоэффективные точки роста, которые позволят решать все более амбициозные задачи: привлечь в 2007 г. в экономику области 105 млрд руб., а в 2010 г. — 180 млрд руб.

— В России грядет эра гринфилдов (green field — зеленая лужайка. — «Вестник»): новые предприятия возводятся с нуля, в чистом поле, — отмечает министр экономики Ростовской области Виктор Дерябкин. — Дешевле, выгоднее, эргономичнее не покупать старые корпуса, в которые трудно втиснуть современные технологии, а строить передовые производства на свободных землях.

«Эра гринфилдов» — именно так назывался проект, который Ростовская область представила в июне этого года на XI международном экономическом форуме в Санкт-Петербурге. Он привлек внимание не только региональных, но и федеральных чиновников. Для России промышленные зоны — новое направление, и донские власти выступают здесь пионерами.

Как следует из закона «О зонах экономического развития в Ростовской области», принятого 21 июля донским парламентом, целями формирования промышленных зон являются: обеспечение комплексного решения значимых социально-экономических вопросов региона, повышение уровня жизни населения, сглаживание различий в развитии муниципальных образований.

Что касается задач, связанных с формированием промышленных зон, то это, в первую очередь, рациональное размещение производительных сил. Кроме того, предстоит создать развитую сеть инвестиционных площадок, готовых к размещению объектов промышленности, логистики и сопутствующего им сервиса, а также объектов инновационной сферы. В числе приоритетов — оптимальное использование территориальных, энергетических, трудовых и финансовых ресурсов, увеличение темпов промышленного роста, обеспечение занятости населения и создание новых рабочих мест, повышение качества и конкурентоспособности продукции, наращивание налогооблагаемой базы и доходов бюджетов всех уровней.

Сегодня известно о намерении создать в Ростовской области шесть промзон. Это: Новоалександровская, Азовская, Южно-Батайская, Заречная, Красносулинская зоны и Южный индустриальный район. Каждая находится в разной степени проработки, но во всех уже определились якорные резиденты.

Новоалександровская промышленная зона

Это самая малая (всего 70 га) и вместе с тем самая востребованная из донских промзон: она заполнена уже на 90%. Первым здесь «прописался» молочный комбинат — совместное детище компаний «Юнимилк» и «Астон», обещающее стать крупнейшим на Юге России. Изначально речь шла о производительности 200 т в сутки, но после пересмотра технологической схемы было заявлено о 600 т. Используя «лучшее сырье и самые современные технологии», комбинат собирается выпускать натуральную продукцию, в том числе детское питание и твердые сорта сыров. По оценке генерального директора областного Агентства инвестиционного развития (АИР) Вадима Викулова, данный проект стоимостью свыше €55 млн. имеет мультипликативный эффект, ибо стимулирует развитие одновременно и молочного животноводства, и комбикормового производства, и ряда других отраслей АПК.

Не меньше Новоалександровская промзона выиграет от прихода компании Coca-Cola, которая намерена вложить до €120 млн. в строительство завода безалкогольных напитков. Он также претендует на эпитет «крупнейший» — но уже в масштабах всей Восточной Европы. На первом этапе — в 2007-2008 гг. — планируется запустить шесть линий, рассчитанных на выпуск 300 млн. л в год. На втором — в 2010-2015 гг. — должны появиться еще две линии, благодаря которым мощности увеличатся до 500 млн. л. Исполнительный директор АИР Игорь Бураков полагает, что проект Coca-Cola подстегнет создание сопутствующих производств — в частности, алюминиевой банки и пресс-форм для пластиковых бутылок. Кроме того, ожидается рост числа логистических операторов и объема поставок комплектующих. А на рынке труда появится около 1 тыс. дополнительных вакансий.

До официального подтверждения чиновники не спешат раскрывать информацию о других резидентах, которые могут остановить свой выбор на Новоалександровской промзоне. Но, по данным из открытых источников, ведутся переговоры с компанией Hortex, специализирующейся на переработке и глубокой заморозке овощей и фруктов, а также с компанией «Росстар», выпускающей алюминиевую банку.

Азовская промышленная зона

Азовской промзоне популярности прибавило соглашение с компанией РерsiCo International. Она решила разместить здесь завод по производству чипсов годовой мощностью 50 тыс. т. $180 млн. американцы потратят непосредственно на строительство предприятия, еще $10 млн направят на обучение специалистов, развитие сырьевой базы, внедрение передовых технологий по выращиванию картофеля, возведение овощехранилищ, установку систем кондиционирования. По подсчетам главы Азовского района Валерия Бевзюка, чтобы загрузить заявленные мощности, потребуется 160-200 тыс. т картофеля. Для местных крестьян такой заказ очень выгоден: они получат гарантированный сбыт своей продукции по гарантированной цене. Объявлено, что строительство завода стартует уже в 2007 г., а финиширует во втором квартале 2009 г.

При благоприятном исходе переговоров в Азовской промзоне будут запущены также проекты технопарка, переработки сельхозпродукции, компьютерных и строительных технологий. Планируется привлечение финансов из различных источников, в том числе от компаний Сингапура и Малайзии.

Южно-Батайская промышленная зона

Южно-Батайская промзона — это, прежде всего, новый мясокомбинат Группы компаний «Тавр», который должен начать работать в течение полутора-двух лет. Как рассказал исполнительный директор «Тавра» Павел Асланов, уже подписан договор аренды на участок площадью 350 га, заключены договоры с проектировщиком и подрядчиком. Во время последней встречи со СМИ топ-менеджер не назвал размер необходимых инвестиций, хотя ранее он говорил о €10-15 млн. собственных и заемных средств. Новый мясокомбинат будет перерабатывать не менее 150 голов свиней в час. Для сравнения: мощность убойного цеха Морозовского мясокомбината, входящего в Группу, — всего 100 т свиней в сутки.

Региональные власти рассчитывают на успешную реализацию и проекта «Южный хаб». На территории бывшего военного аэродрома в Батайском авиагородке планируется построить новый международный аэропорт пропускной способностью 8 млн. пассажиров и 70 тыс. т грузов. Как уточнил министр автодорог, транспорта и связи Ростовской области Дживан Вартанян, общий объем инвестиций оценивается в 20,1 млрд. руб. Из них 40-50% составляют затраты на объекты федеральной собственности — прежде всего на взлетно-посадочную полосу, которая будет иметь протяженность 4200 м и сможет принимать все виды современных магистральных судов.

Тем временем в Батайске уже успешно реализуется проект строительства логистического комплекса. Его авторы — «Национальная логистическая компания» и «РосЕвроДевелопмент», входящие в консорциум «РосЕвроГрупп». По утверждению президента консорциума Ильи Бродского, Батайск — идеальное место для размещения такого комплекса: здесь сходятся основные железнодорожные, автомобильные и водные пути транспортного коридора «Север — Юг», что позволяет максимально оптимизировать процесс доставки и хранения грузов. Сам комплекс позиционируется как первый не только в Ростовской области, но на Юге страны логистический парк со складскими терминалами класса «А». Их общая площадь — 50 тыс. кв. м, емкость — около 70 тыс. паллето-мест. Комплекс будет иметь подъезд с федеральной трассы Баку — Ростов, разгрузочный путь длиной более 300 м, стоянку на 200 большегрузных и парковку на 150 легковых машин…

Красносулинская промышленная зона

Еще два года назад донские власти разработали проект Красносулинской особой экономической зоны (ОЭЗ) промышленно-производственного типа. Предполагалось, используя средства бюджета, создать для потенциальных резидентов необходимую инженерную инфраструктуру, предоставить им налоговые льготы и свободный таможенный режим. А взамен — получить 15 тыс. дополнительных рабочих мест, стимул к развитию малого бизнеса, крупного платежеспособного потребителя услуг ЖКХ и т. д. Однако федеральный Центр все это, похоже, не вдохновило. По крайней мере, выбор был сделан в пользу других ОЭЗ…

— В Ростовской области было 65 шахт, а осталось 15. Это серьезная проблема, — прокомментировал тогда сложившуюся ситуацию донской губернатор Владимир Чуб. — Мы говорим правительству: давайте создавать ОЭЗ здесь. А нам отвечают: сначала покажите, с кем будете работать… Моя точка зрения: ОЭЗ нужны не на Красной площади, а там, где нет рабочих мест и есть избыток трудовых ресурсов. Зачем обеспечивать режим наибольшего благоприятствования в территориях, куда инвесторы и так дружно придут?..

Повторный конкурс на создание ОЭЗ промышленно-производственного типа так и не был объявлен. Однако за это время администрация региона «приобрела определенный опыт» и теперь способна воплотить данный проект самостоятельно.

Красносулинская зона находится в «золотом треугольнике» Восточного Донбасса — между городами Шахты, Новошахтинск и Красный Сулин с совокупным населением 400 тыс. человек. Уже сегодня можно прогнозировать, что первую скрипку среди инвесторов здесь будет играть Группа компаний «Эстар», озвучившая планы создания Южного индустриального района, который вписывается в границы Красносулинской ОЭЗ.

Летом 2005 г. «Эстар» приступил к строительству возле Шахт электрометаллургического завода мощностью 750 тыс. т и стоимостью $150 млн. По словам председателя научно-технического совета Группы Вадима Варшавского, их продукция будет реализовываться как на внутреннем, так и на внешнем рынке. Существует договоренность с крупнейшим мировым трейдером — компанией «Стемкор» — о гарантированной поставке на экспорт 180 тыс. т заготовки и 150 тыс. т катанки в год. В июле 2007 г. состоялся запуск первой очереди электрометаллургического производства, а «Эстар» уже рассматривает возможность строительства в этом же районе второго завода — по выпуску листового проката. Его мощность и стоимость впечатляют еще больше: соответственно 1,1 млн. т и $400 млн.

Среди других проектов «Эстара» в Южном индустриальном районе — второй энергоблок ОАО «Экспериментальная ТЭС» мощностью 120 мегаватт, завод технологического газа и цементный завод. Совокупный объем вливаний в данную промзону президент Группы Андрей Мишин оценил в 27 млрд. руб.

Заречная промышленная зона

По мнению экспертов, дефицит транспортных и коммунальных мощностей промышленной зоны «Заречная» тормозит реализацию инвестпроектов на сумму свыше 51 млрд. руб.

Ежегодно через промзону проходит 4-5 млн. фур. Пропускная способность имеющейся магистрали — значительно ниже, поэтому назрела необходимость строительства двух новых мостов и рокадной автодороги. Кроме того, в списке приоритетов — создание нового железнодорожного узла для обслуживания новых портовых терминалов «Заречной» и ее производств, освоение свободных участков, существенное увеличение мощностей инженерных коммуникаций.

Однако самый главный проект — это универсальный порт годовой мощностью 16,5 млн. т. Идея его строительства принадлежит ЗАО «Азово-Донское пароходство». По информации депутата Госдумы Федора Швалева, на площади 280 га должны разместиться контейнерный терминал, способный обрабатывать до 3 млн. т грузов в год, районы по перевалке генеральных грузов (до 1 млн. т), металлолома (до 2 млн. т), минерально-строительных грузов (до 2 млн. т), серы (до 3 млн. т), минеральных удобрений (до 1 млн. т), угля (до 1 млн. т), по переработке промышленного сырья (до 1,5 млн. т), а также центр обслуживания флота, участок модульной сборки судов и прочие объекты транспортной инфраструктуры. Утверждается, что порт не будет иметь естественных и искусственных препятствий для выхода судов в Азовское море. Внутренняя акватория даст возможность создать защищенную гавань для круглогодичной переработки грузов, а наличие ледоколов — возможность для круглогодичной же их перевозки.

Проект «тянет» на 21,7 млрд. руб., из них не менее 5 млрд. руб. пароходство надеется получить, войдя в Федеральную целевую либо в Федеральную инвестиционную программу. Руководитель проекта Александр Богатырев дал понять, что часть средств выделит собственник, а часть — «ряд банковских структур». О социальном эффекте от проекта говорить пока рано, хотя, как подсчитали в АИР, региональный рынок труда получит 2 тыс. новых рабочих мест, а региональный бюджет — около 1,2 млрд. руб. налоговых отчислений только на первых этапах. Уже обещана поддержка проекту со стороны Минтранса РФ. Как выразился глава министерства Игорь Левитин, это — «очень хороший проект».

Октябрьская промышленная зона

Со слов Виктора Дерябкина, желание создать у себя промзону выразила и администрация Октябрьского (сельского) района. Если вопрос решится положительно, основным резидентом здесь станет ООО «Евродон», реализующее крупнейший не только в ЮФО, но и в России проект по выращиванию и переработке мяса индейки мощностью до 212 тыс. т в год. Чтобы выйти на такой объем, компания построит три новых завода: по производству сэндвич-панелей (1 млн. кв. м в год), горячей оцинковки (20 тыс. т) и металлоконструкций (12 тыс. т) — суммарной стоимостью 61 млн. евро. Партнерами выступят немецкие, английские, австрийские, словацкие и голландские производители оборудования.

Строительство заводов начнется в 2007 г. и займет около года. Однако уже сейчас генеральный директор «Евродона» Вадим Ванеев заявляет, что 40% выпускаемой продукции будет использоваться при возведении собственных объектов, а остальное — продаваться на свободном рынке, в том числе, не исключено, что в Сочи, где в 2014 г. пройдет зимняя Олимпиада. Еще компания рассчитывает с помощью голландцев нарастить объемы комбикормового завода — со 120-140 тыс. т до 300 тыс. т, а с помощью французов — создать родительское стадо производительностью более 21 млн. яиц в год.

На первом этапе 10% продукции «Евродона» шло на мясокомбинаты, а 90% — в розницу. В дальнейшем же 70% поставок будет приходиться на глубокую переработку, а 30% — на продажу мяса в охлажденном виде. Менеджмент компании убежден, что не столкнется с проблемой сбыта: «Сегодня в Россию ввозится 1,5 млн. т мяса птицы, и потребление растет».

Уверенности команде Вадима Ванеева может прибавить победа в конкурсе на получение господдержки из средств Инвестиционного фонда РФ. Соответствующие документы для подачи в Минэкономразвития уже готовятся.

Очевидные преимущества

Преимущества каждой из промышленных зон очевидны.

Южно-Батайская промзона — это наличие достаточного количества работников любой квалификации, проживающих в соседних городах: Ростове, Батайске, Аксае — с совокупным населением свыше 1,3 млн. человек; близость портов, способных принимать суда «река — море», железнодорожного узла, федеральной трассы, связывающей Москву и Юг России…

Южный индустриальный район — это соседство с недогруженными мощностями НесветайГЭС, а также с районами высокой потребительской активности; дешевизна обеспечения электроэнергией; действие областных налоговых льгот для шахтерских территорий; самая привлекательная на Дону стоимость трудовых ресурсов…

Октябрьская промзона — это выгодное месторасположение; избыток квалифицированных кадров; возможность подключения к инженерным сетям…

Заречная промзона — это уже существующие масштабные производства, занимающие значительную долю на национальном и европейском рынках и не нуждающиеся в рекламе: «Юг Руси», «Донской Табак», «Астон», Cargill, Bunge…

— По сути, речь идет о воплощении старой идеи формирования промышленных узлов — только в новых экономических условиях, — говорит начальник отдела министерства территориального развития, архитектуры и градостроительства Ростовской области Алексей Полянский. — Существует понятие «производственная зона», а мы вводим понятие «промышленная зона». Они не всегда совпадают в границах. Промзона — это не только территория, на которой возможно размещение объектов промышленно-коммунального назначения. Она объединяет инвестиционно привлекательные предприятия, которым оказывается поддержка в рамках региональных законов.

Ради будущего результата

Как отмечают специалисты АИР, проекты в донских промзонах стартуют «в кратчайшие сроки и с минимальными издержками». Правда, почти всегда резиденты сталкиваются с инфраструктурными ограничениями. Поэтому в ближайшие четыре года региональные власти выделят на создание объектов инженерной и транспортной инфраструктуры 1,1 млрд. руб., в том числе в нынешнем году — 300 млн. руб. Как уточнил министр территориального развития, архитектуры и градостроительства области Владимир Киргинцев, деньги выделяются в виде возвратных кредитов. Для иллюстрации: в рамках заключенного с областной администрацией договора компания Coca-Cola получит кредит на 230 млн. руб., который будет погашать равными долями в течение пяти лет.

Таким образом, речь идет о софинансировании работ по созданию необходимых коммуникаций на условиях частно-государственного партнерства. Подсчитано: доля госинвестиций в эти объекты составляет 15-60% от общих затрат. Но они того стоят: каждый израсходованный бюджетный рубль генерирует до 20 рублей налогов от вновь организуемых производств. Максимальную финансовую поддержку получают те территории, где сегодня наиболее остра проблема занятости.

Резиденты промзон могут также рассчитывать на бюджетные субсидии для погашения части процентной ставки по кредитам коммерческих банков, полученным на строительство инженерной и транспортной инфраструктуры либо используемым в качестве платы за подключение к сетям инженерно-технического обеспечения.

— Раньше развитие промышленной зоны было напрямую связано с наличием градостроительной документации, теперь — не будет связано. Это упрощает процедуру, поскольку такой документации не имеет пока практически ни одно муниципальное образование, — прокомментировал промышленную политику донских властей председатель Законодательного собрания Ростовской области Александр Попов. — Другое новшество касается земельных участков, на которых создаются промзоны. Прежняя редакция регионального закона предполагала предоставление резидентам земли только в аренду, новая же допускает и ее выкуп… Резиденты получают серьезные льготы. Вместе с тем ужесточается их ответственность за реализацию проектов. Нарушение взятых на себя обязательств влечет расторжение договора со всеми вытекающими последствиями…

По наблюдению Виктора Дерябкина, новая стратегия донских властей по работе с инвесторами приносит свои плоды: если в 2004 г. в область было инвестировано 52 млрд. руб., то в 2006 г. — 91 млрд. руб.

— «Легких» промзон не ожидается, — считает министр, — все требуют серьезных административных, инженерных, организационных, финансовых усилий. Но будущий эффект стоит того, чтобы мобилизовать их. На Дону появятся новые высокоэффективные точки роста, которые позволят решать все более амбициозные задачи: привлечь в 2007 г. в экономику Дона 105 млрд. руб., а в 2010 г. — 180 млрд. руб.


Автор: Никита Логвинов