Перейти на главную страницу Карта сайта

Другие статьи номера

Страница редактора. Неюбилейные мысли (5339)
Новости экономики (5410)
Новости компаний (7000)
Новости политики (5380)
«Эра Гринфилдов» наступает на Дону (8998)
Никита Логвинов  
Цены на зерно — в зените (10859)
Наталья Бурдыкова  
Техника для селян становится доступнее (5564)
Михаил Чернышев, мэр Ростова-на-Дону: «поводов для гордости у ростовчан становится все больше» (7392)
Кирилл Власенко  
Фондовый рынок юга России стал частью мирового рынка (6343)
Наталья Бурдыкова  
Кредиты и безопасность банка (9759)
Екатерина Минакова  
СГ «Адмирал» — в тройке лидеров (7647)
Анастасия Погонская  
Особенности документального оформления материалов заказчика в договорах строительного подряда (70215)
Управляющая компания для региональных проектов (5770)
Золотой фонд донского бизнеса (5866)
Елена Устинова  
Быстрый мобильный интернет — объективная реальность (6547)
Телефон и интернет во все районы области (5671)
Первый блин — комом (6462)
Олег Петрушин  
Экспобизнес на пути к переменам (6121)
Екатерина Минакова  
Стать чемпионом хорошо, но быть здоровым лучше (6643)
Маргарита Бессонова  

 

Владимир Чуб, губернатор Дона: «В год 70-летия Ростовской области мы намерены совершить мощный рывок в ее развитии»

№ 4(11) (2007)
Количество просмотров: 5354
Версия для печати


Ростовская область — первая на Юге по уровню среднедушевых доходов, внешнеторговому обороту и объему промышленного производства, вторая — по выпуску сельхозпродукции и вводу жилья. Более того: многие наши предприятия — единственные либо крупнейшие в стране производители тяжелых вертолетов, судовых навигационных систем, антрацита…

— Владимир Федорович, в сентябре Ростовская область отмечает 70-летие с момента образования. С каким настроением?

— С хорошим настроением. Сегодня Ростовская область занимает одно из ведущих мест в России и одно из лидирующих — в Южном федеральном округе. На Дону выпускается 100% магистральных электровозов, 94% швейных машин и 70% зерноуборочных комбайнов. Мы торгуем более чем со 110 странами мира. На долю области приходится 60% отечественного экспорта зерна и 50% экспорта растительного масла. В дальнейшем поставки за рубеж должны вырасти еще значительнее: мы — единственный регион ЮФО, где определена стратегия экспортной политики. По оценкам экспертов, соответствующим потенциалом обладает около 2,5 тысячи донских предприятий.

Дополнительные преимущества Ростовской области — выгодное месторасположение, развитая транспортная инфраструктура, широкий спектр минерально-сырьевых ресурсов, наличие квалифицированной и активной рабочей силы, высокий потребительский спрос. Наконец, немалую роль играет стабильная социально-политическая ситуация на Дону.

— Недавно были обнародованы результаты развития Ростовской области в первом полугодии 2007 года. Наверняка они подтвердили ту положительную тенденцию, которая наблюдается в экономике региона на протяжении уже почти десяти лет?

— Подтвердили. Большинство показателей социально-экономического развития Ростовской области — выше, чем в среднем по России. За шесть месяцев индекс промышленного производства на Дону составил 106,9%.

23% в валовом региональном продукте занимает промышленность. При этом доминирующее положение принадлежит обрабатывающим производствам: на их долю приходится 81% объема произведенных и отгруженных товаров.

Налицо — позитивные изменения во многих сегментах донской промышленности. Наращивает объемы, расширяет линейку уборочной техники, осваивает новые рынки «Ростсельмаш». По итогам рейтинга, составленного «Союзагромашем», в 2006 году наши комбайностроители возглавили список лидеров, отгрузив продукции на 10,3 млрд. рублей.

Хорошие перспективы — у НЭВЗа. С РАО «РДЖ» подписано соглашение, обеспечивающее заводу серьезную загрузку до 2015 года. «Трансмашхолдинг» — в рамках договоренностей с канадской компанией «Бомбардье Транспортейшен» планирует освоить в Новочеркасске выпуск электровоза, разработанного совместными усилиями.

В июле сдана первая очередь Ростовского электрометаллургического завода, мощность которого — 730 тыс. тонн. Масштабное техническое перевооружение, предусматривающее значительное увеличение объемов производства, ведется на Таганрогском и Белокалитвинском металлургических комбинатах: в них инвестируются сотни миллионов долларов.

Весьма перспективным является объединение ТАНТК им. Бериева и ТАВИА — оно позволит перенести производство самолета-амфибии из Иркутска в Таганрог. Заказы гарантированы и «Роствертолу»: производимый им МИ-28 включен в государственную программу вооружения.

На Новочеркасской ГРЭС предстоит построить два новых блока. На Волгодонской АЭС уже строится блок №2.

Список «точек роста» можно продолжить.

— Одна из «визитных карточек» Ростовской области — угольная отрасль. Оправданно ли говорить о том, что сегодня она переживает второе рождение?

— Полагаю, оправданно. За годы реструктуризации, ошибки которой признал теперь и Федеральный центр, Ростовская область потеряла 50 шахт, без работы остались 100 тысяч человек. Восстановить былую мощь Восточного Донбасса крайне сложно. Но мы поставили перед собой цель — избавить его от клейма «депрессивный». Нынешней весной впервые за 15 лет была сдана в эксплуатацию новая шахта — «Шерловская — Наклонная». Уверен: не последняя. О намерении построить на Дону угольные предприятия заявили и ряд других компаний, что нельзя не приветствовать.

Собственники действующих донских шахт в большинстве своем также заслуживают добрых слов. За шесть месяцев 2007 года они выдали на-гора 3,76 млн. тонн топлива — на 5,9% больше, чем годом раньше. Активно осваивается Садкинское месторождение. В самое ближайшее время совместно с РАО «РЖД» будет сдана железнодорожная ветка — и добыча угля шахтоуправлением «Садкинское» увеличится до 2 млн. тонн в год.

Активизируется строительство шахты «Обуховская». «Ростовская угольная компания» ведет работы в Тацинском районе, а компания «Русинкор» — в Белокалитвинском… В следующем году на аукцион в области будут выставлены еще несколько участков угольных месторождений. «Черное золото» снова востребовано в России. Непосредственно на Дону спрос на него гарантирован, прежде всего, со стороны энергетиков: использовать на ГРЭС в качестве топлива газ становится все дороже.

В целях комплексной социально-экономической реабилитации Восточного Донбасса еще в 2004 году принят областной закон «О приоритетном развитии шахтерских территорий», предусматривающий льготы для тех, кто открывает бизнес в угольных районах. Об эффективности данного документа можно судить по тому, что количество предприятий малого бизнеса увеличилось здесь на 12%, их оборот, как и число занятых, — в 1,5 раза, а инвестиции — почти в 7 раз. На решение основных шахтерских проблем — экология, переселение из ветхого жилья, обеспечение пайковым углем, выделение дополнительных пенсий — запланировано почти 13 млрд. рублей.

— С некоторых пор Ростовская область ассоциируется еще и с автомобилестроением. Десять лет назад далеко не все верили в успех ТагАЗа. Выходит, зря?

— При более благоприятном развитии событий — в частности, при бесперебойных поставках комплектующих, льготном таможенном режиме, последовательности федеральных чиновников — Таганрогский автозавод оправдал бы возлагавшиеся на него надежды гораздо раньше. Как бы там ни было, сегодня ТагАЗ — один из лидеров отрасли по объемам продаж. При этом резерв для увеличения производства у него — по-прежнему значительный. Известно о намерениях концерна Hyundai к 2009 году полностью загрузить ТагАЗ сборкой своих моделей, увеличив производство автомобилей с 60 тыс. до 120 тыс. единиц. Если так и произойдет — корейцы могут отказаться от планов строительства собственного завода на территории России. В самом деле: зачем тратить значительные средства на создание новых мощностей, если таковые уже имеются?..

На свободных площадях ТКЗ построен завод грузовых автомобилей. По прогнозам, в нынешнем году с его конвейера сойдет около 500 седельных тягачей, а в перспективе цифра должна увеличиться до 5 тыс. Сейчас по лицензии Hyundai на заводе собираются пассажирские автобусы — их можно увидеть на многих маршрутах Ростова, а также в ряде других городов и районов области. Позднее планируется расширение объемов, номенклатуры и локализации с перспективой строительства моторного завода, который станет якорным проектом для развития в Ростовской области автомобилестроения. Поэтому на вопрос о том, возможно ли в нашем регионе создание автомобильного кластера, я отвечаю: «Возможно». Неспроста на экономических форумах в Сочи и Санкт-Петербурге на нашем стенде был представлен в том числе и проект «Донской Детройт» — название говорит само за себя.

— Кстати, о форумах. На них были представлены также проекты строительства нового международного аэропорта и универсального порта, комплекса по выращиванию и переработке мяса индейки. Все они имеют мультипликативный эффект и представляют интерес не только для Ростовской области, но и Юга, страны в целом. Насколько продвинулась реализация этих проектов?

— Новый международный аэропорт, который предполагается построить на территории бывшего Батайского авиагородка, будет способен принимать воздушные суда всех типов и обслуживать до 8 млн пассажиров в год. Универсальный порт, который разместится на 280 га ростовского левобережья, — это оздоровление экологической обстановки в центре города, возможность перевалки 16,5 млн. тонн грузов, а также практическое участие в создании второй ветки Волго-Донского канала и, соответственно, повышение конкурентоспособности наших судоходных компаний. А комплекс по выращиванию индейки мощностью 212 тыс. тонн, частично уже построенный компанией в Октябрьском сельском районе, — это натуральная диетическая продукция, являющаяся прекрасной альтернативой импорту.

Все три проекта получили высокую оценку федерального руководства, а в случае с «Южным хабом» — лично президента. Стоимость проектов исчисляется миллиардами рублей, поэтому они вправе претендовать на поддержку из средств Инвестиционного фонда. Соответствующие документы уже готовятся и в ближайшие месяцы будут представлены на рассмотрение правительственной комиссии.

— Судя по благожелательным отзывам высокопоставленных чиновников, шансы на то, что эти документы получат «добро», велики. Именно так произошло нынешней весной с документами ОАО «Евразийский», разработавшего «Комплексную программу строительства и реконструкции объектов водоснабжения и водоотведения Ростова-на-Дону и юго-запада Ростовской области» на период до 2020 года…

 — Этот проект мы «защищали» на самом высоком уровне, в том числе перед министром экономического развития Германом Грефом и министром финансов Игорем Кудриным. Они, равно как и другие члены правительства, согласились: «Комплексная программа…» целиком оправдывает свое название. Только до 2010 года и только в Ростове планируется построить 87 км магистральных и разводящих сетей водоснабжения и канализации, модернизировать оборудование и сооружения, обеспечивающие подготовку 700 тыс. кубометров питьевой воды и 460 тыс. кубометров канализационных стоков. Кроме того, в пяти городах и двенадцати поселениях области предполагается построить 75 км магистральных водоводов, 30 км канализационных коллекторов, сооружений водоподготовки мощностью 290 тыс. кубометров в сутки и сооружений водоотведения на 360 тыс. кубометров в сутки. В результате появится единая система водо-канализационного хозяйства, которая охватит Ростов, Новочеркасск, Таганрог, Азов, Чалтырь, Мясниковский и Аксайский районы.

Благодаря «Комплексной программе…» мы значительно увеличим количество населения, которому будут доступны вода высокого качества и централизованное канализование. А созданная инфраструктура позволит построить 12,6 млн. кв. метров жилья, из них примерно половину — в Ростове. Особая ставка делается на застройку микрорайона «Левенцовский» общей площадью 2,2 млн. кв. метров. Наконец, немаловажный фактор — фактор здоровья: снизится острота экологических проблем Азово-Черноморского бассейна.

— А как региональные власти собираются решать «водную» проблему в других территориях?

— Например, в рамках областной целевой программы модернизации объектов коммунальной инфраструктуры. Недавно решением Законодательного собрания финансирование этой программы было увеличено на 11 млрд. рублей — до 25,1 млрд. рублей. Согласитесь: сумма — очень весомая. Намеченные меры позволят к 2010 году улучшить качество поставляемой питьевой воды, ликвидировать дефицит ее подачи в городах, обеспечить выход на безграфиковый режим водоснабжения в шахтерских территориях за счет снижения уровня износа коммунальной инфраструктуры, аварийности водопроводных сетей, потерь воды и повышения процента загруженности водопроводов.

— В 2005 году агентство «Эксперт РА» и Всемирный банк составили рейтинг инвестиционной привлекательности регионов Российской Федерации. Ростовская область вошла в top-10 по уровню инвестиционного риска, заняв шестое место. О намерении построить на Дону крупные заводы объявили компании «Кока-Кола», «ПепсиКО»… Как бы вы сами ответили на вопрос: почему все большее число брендовых инвесторов останавливают свой выбор именно на нашем регионе?

— Обратимся к статистике: если в 2000 году в экономику Ростовской области было привлечено 22,4 млрд. рублей, то в 2006 году — уже 90,6 млрд. рублей. А в 2007 году, по предварительному прогнозу, сумма достигнет 104,7 млрд. рублей. Самыми привлекательными для инвесторов стали в прошедшем году транспорт и связь — 35,6% от общего объема поступивших средств, обрабатывающие производства — 16,5%, производство и распределение электроэнергии, газа и воды — 9,3%, сельское хозяйство — 7,8%, строительство — 5,4%.

Случайна ли подобная динамика? Не думаю… Считаю, в Ростовской области разработано и действует прогрессивное инвестиционное законодательство. Оно предполагает для потенциальных инвесторов целый набор преференций за счет региона, в том числе предоставление государственных гарантий по инвестиционным проектам, льгот по налогам, субсидий на компенсацию части расходов при уплате процентов по привлеченным кредитам.

Еще один момент. Думаю, мы правильно поступили, одними из первых в России создав Агентство инвестиционного развития. Это не чиновничья структура — она говорит с предпринимателями на одном языке, быстрее и лучше понимает друг друга. В портфеле агентства — проекты на сумму 3,5 млрд долларов; как минимум треть из них будет реализована на Дону.

А сейчас в области разработан новый подход к оценке эффективности инвестпроектов: каждый из них будет проходить экспертизу на эффективность по качественным и количественным критериям, достоверность и обоснованность использования средств донского бюджета. Это является обязательным условием для новых объектов, строящихся у нас в рамках инвестпроекта.

— Очевидный для всех — и чиновников, и бизнесменов — факт: реализацию многих проектов сдерживают инфраструктурные ограничения. Как эта проблема решается в Ростовской области?

— Действительно, в настоящее время в регионах существует неудовлетворенный спрос на земельные участки, отвечающие всем требованиям инвесторов. Ростовская область — не исключение. Однако мы не собираемся ограничиваться констатацией факта. В июле донской парламент принял закон «О зонах экономического развития». Резидентам зон обещаны: бюджетные инвестиции на строительство объектов внешней инженерной и транспортной инфраструктуры; бюджетные субсидии для погашения процентной ставки по кредитам коммерческих банков, полученным на строительство данных объектов либо используемым в качестве платы за подключение к сетям инженерно-технического обеспечения; дифференцированная плата за технологическое присоединение к распределительным электрическим сетям…

Мы заинтересованы в локализации на Дону максимально большего числа инвестиционных проектов, поэтому только до конца текущего года на создание объектов инженерной и транспортной инфраструктуры из областного бюджета планируется освоить 300 млн. рублей. В последующие три года ассигнования на эти цели составят 800 млн. рублей. Затраты того стоят и достаточно скоро окупятся.

— «Евродон», «Русская свинина» — эти и другие проекты известны сегодня далеко за пределами Ростовской области. Донской АПК — на подъеме?

— За первое полугодие 2007 года донские хозяйства произвели продукции на сумму 21,6 млрд рублей — на 3,7% больше, чем за первое полугодие 2006 года. Поголовье КРС увеличилось на 3,2%,овец — на 5%, свиней — на 17%. Производство мяса выросло на 10,5%, молока — на 2,4%. Во многом этому способствовал приоритетный национальный проект «Развитие АПК». Впрочем, данные цифры — не предел. Мы рассчитываем, что благодаря нацпроекту поголовье свиней в области за два года вырастет с 700 тыс. до 1,22 млн., КРС — с 61 тыс. до 68 тыс. Уже в нынешнем году производство молока на Дону должно увеличиться на 7,9%, мяса — на 9%.

Этот год внес свои коррективы. Засуха. Селяне собрали значительно меньше зерна. Пострадавшим по решению Президента России Владимира Путина будет оказана помощь из федерального бюджета.

— А насколько успешно в Ростовской области реализуются другие национальные проекты?

— Я бы сказал: не менее успешно.

В 2006 году для донского здравоохранения было приобретено порядка 1 тыс. единиц диагностической техники, 200 машин «скорой помощи» и реанимобилей. На выплаты участковым терапевтам и педиатрам, врачам общей практики, а также работающим с ними медицинским сестрам направлено 380 млн. рублей; на выплаты персоналу фельдшерско-акушерских пунктов, врачам, фельдшерам и медсестрам «скорой» — 115,5 млн. рублей. Убежден: создание мотивации качественного труда медперсонала первичного звена должно привести в конечном итоге к улучшению здоровья населения области.

В сфере образования Дон стал первым субъектом, подписавшим с Рособразованием соглашение о сотрудничестве, предполагавшее закупку для наших школ 400 комплектов учебно-наглядных пособий и оборудования. Практически реализована региональная программа «Дорога к школе», предусматривающая приобретение для учебных заведений 1023 автобусов. До конца 2007 года будет завершена компьютеризация учебных заведений области.

По темпам жилищного строительства Ростовская область уже на протяжении ряда лет входит в число регионов-лидеров. В 2006 году было сдано в эксплуатацию 1,374 млн кв. метров, а к 2010 году, согласно региональной и муниципальным программам, должно сдаваться до 2,18 млн кв. метров. В первоочередном порядке жильем будут обеспечиваться молодые семьи, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, инвалиды, ветераны, военные пенсионеры, вынужденные переселенцы.

Считаю, приоритетные национальные проекты стали своего рода бонусом для Ростовской области, которая и прежде активно решала вопросы здравоохранения, образования, агропромышленного и жилищного комплексов. Расходуя, помимо собственных средств, ассигнования из Центра, мы имеем возможность делать гораздо больше для каждой из этих сфер.

— Во время июньской встречи с президентом вы сообщили ему о том, что Ростовская область решит задачу удвоения валового регионального продукта в 2008 году — то есть на два раньше установленного срока. На чем основывается ваша уверенность?

— Уже в нынешнем сентябре будет принята Стратегия развития Ростовской области на период до 2020 года. Она призвана определить приоритетные для нас цели, обеспечить согласованность действий федеральных и региональных органов исполнительности власти для их достижения. Стратегия создавалась при активном участии Национального агентства прямых инвестиций и Центра стратегических разработок «Северо-Запад», Минэкономразвития РФ, Российского союза промышленников и предпринимателей, руководителей отраслевых министерств, промышленных предприятий, высшей научной школы, общественных организаций…

Среди ключевых проектов, которые планируется реализовать в рамках Стратегии, — новый международный аэропорт и логистический терминал в Батайске, новый универсальный порт в Ростове, вторая нитка Кочетовского гидроузла, второй и последующие блоки Волгодонской АЭС, заводы по производству биоэтанола, кластеры легкой промышленности, автомобиле- и сельхозмашиностроения, технопарки, развитие инженерной и транспортно-инженерной инфраструктры… Авторы Стратегии — профессионалы, поэтому их документ, надеюсь, поможет Ростовской области наращивать ВРП минимум на 10%, а инвестиции — минимум на 20% в год.

На Дону нет нефти, золота, алмазов, но есть огромный промышленный, научный потенциал. Его-то мы и намерены максимально задействовать для того, чтобы совершить еще более мощный рывок в экономическом развитии региона — в год 70-летия и в последующие годы.


Автор: Герман Фатеев