Перейти на главную страницу Карта сайта

Другие статьи номера

Бизнес-центры притягивают профессионалов (6222)
Владимир Андреев  
«Южный регион» — лауреат «ТЭФИ» (5091)
Анастасия Погонская  
Внедрение бережливого производства: времени меньше, усилий больше (6386)
Федор Антипов  
«Участие в кубке Европы нам гарантировано» (4736)
Магистраль развития (4574)
Пульс экономики (5132)
Профилактическая работа не должна быть формальной (5046)
Кирилл Власенко  
Безопасность на транспорте — государственная политика (6207)
Василий Соколов   
Уго Чавес на «Роствертоле» (5239)
Награда «Вестнику» от Германа Грефа (4661)
Владимир Путин: «Россия — страна-идея»
К 2020 году по объему ВВП Россия намерена войти в число ведущих экономик мира
(4893)
Герман Фатеев  
Глобальное потепление инвестиционного климата (5409)
Никита Логвинов  
Чипсовых дел мастера (6914)
Кирилл Власенко   
В основе донских проектов — точный расчет (4922)
Герман Фатеев  
На Volvo образовалась очередь (4966)
Юрий Аксюшин   
Дживан Вартанян, заместитель губернатора — министр автомобильных дорог, транспорта и связи Ростовской области: «Наши проекты интересны инвесторам» (10515)
Герман Фатеев   
Будущее — за контейнерами (6993)
Иван Cмоляков  
Электрический перекос (5272)
Ольга Сорокина  
Комбайны & комбинаторы (5310)
Ольга Губенко  

 

Александр Хожайнов: «Российский баскетбол движется в правильном направлении»

№ 3(10) (2007)
Количество просмотров: 8607
Версия для печати


Заместитель генерального директора БК «Локомотив-Ростов» Александр Хожайнов, генеральный директор компании «Локо Транс Юг» раскрыл корреспонденту журнала «Вестник донской экономики» некоторые секреты финансовой политики баскетбольного клуба.

— Уровень российской баскетбольной Суперлиги растет с каждым годом. В наш чемпионат приглашаются все более высококлассные тренеры и баскетболисты, повышаются клубные бюджеты. ОАО «Российские железные дороги», по мере возможности, увеличивает нам сумму выделяемых средств, но нужно учитывать, что помимо БК «Локомотив-Ростов» компания также финансирует клубы и по другим игровым видам спорта — футболу, хоккею, волейболу. Всего 6 клубов. Соответственно только тех денег, которые выделяются железной дорогой, нам не хватает на создание сильной команды, способной из года в год решать высокие задачи.

Эта проблема нам стала ясна еще в 2003 году, когда клуб в Ростове-на-Дону был только создан. Мы искали разнообразные варианты выхода из этой ситуации, привлекали к сотрудничеству различных спонсоров, партнеров. Вскоре при поддержке РЖД было принято решение создать компанию, которая сможет приносить БК «Локомотив-Ростов» реальные деньги, зарабатывая их. Так появилась компания «Локо Транс Юг».

— Чем занимается ваша компания?

— Строительство и капитальный ремонт объектов, грузоперевозки, экспедирование грузов, поставки различных видов оборудования, щебня. У нас очень широкий спектр деятельности, включающий в себя практически все сферы, в которых мы можем оказать помощь СКЖД. Железная дорога выступает заказчиком, а мы, исходя из наших сил и возможностей, стремимся помочь ей в решении насущных вопросов.

— Я так понимаю, прибыль целевым образом идет на нужды клуба.

— Совершенно верно. Она полностью поступает в БК «Локомотив-Ростов», исключая зарплату сотрудникам компании и налоги. Затратная часть клуба довольно велика, поэтому его расходы мы покрываем далеко не полностью. Тем не менее это весомый вклад в общее дело. Я все время нахожусь в тесном контакте с генеральным директором «Локомотива» Андреем Ведищевым. Мы встречаемся, я показываю ему баланс фирмы, а он принимает решение, куда направить средства – купить ли машину легионеру, арендовать ли квартиру и т.д.

— Можете сказать, какую часть бюджета клуба покрывает «Локо Транс Юг»?

— Знаю, что этот вопрос больше всего интересует болельщиков, но он же является и коммерческой тайной клуба. Не могу ответить на него просто потому, что не имею на это права. Все приблизительно знают бюджеты клубов Суперлиги, но пока эти данные не принято афишировать. Не потому что кто-то что-то скрывает, просто это является определенной стратегией клубов в вопросах селекции. Исключение составляет московский ЦСКА, который задает сейчас тон не только в российском, но и в европейском баскетболе. Столичный клуб способен покупать самых дорогих и сильных баскетболистов. Но вы знаете, что за ними стоит такой финансовый гигант как «Норильский Никель» — одна из крупнейших компаний Европы. В этом году бюджет ЦСКА официально составлял $29 миллионов. Далеко не каждой компании под силу тратить такие деньги на спорт, в частности на баскетбол.

— Объясните, что вы подразумеваете под клубной стратегией в вопросах селекции?

— Все клубы хорошо представляют примерный бюджет друг друга, уровень игроков, находящихся на трансферном рынке, и их реальную стоимость. Зная заранее свой бюджет, можно в целом спрогнозировать и состав команды на следующий сезон. В России первые 4 клуба раскупают самых лучших и дорогостоящих игроков, затем наступает очередь середняков, к числу которых относимся и мы. Они торгуются за оставшихся баскетболистов. И здесь прозрачность бюджета может сыграть против нас. Если мы обнародуем точную цифру, то в решающий момент не сможем удивить конкурентов и купить нужных игроков.

— «Локо Транс Юг» — это уникальный проект или такие же компании существуют и в других клубах?

— Существуют. Но только в тех, которые имеют отношение к РЖД. Считаю, это большая и положительная практика. Все железнодорожные клубы по игровым видам спорта имеют такие компании, и все они связаны с транспортом. Скажем, у нас название «Локо Транс Юг», а у одной из сильнейших хоккейных команд России ярославского «Локомотива» — «Локо транс». Компании практически не отличаются по названию и сфере деятельности. Теоретически кто-то мог бы защитить права на этот бренд, но никто этого не делает, чтобы не нарушать корпоративность. Все прекрасно знают, кто и чем занимается. Хотя сфера деятельности одна и та же, между собой мы не пересекаемся, так как находимся в разных регионах. Территориальное размещение клуба подразумевает помощь именно той железной дороги, где он находится.

— С каждым годом «Локомотив» развивается и ставит перед собой все более серьезные задачи. Соответственно, и на вашу компанию нагрузка возрастает.

— Когда мы начинали работать, в штате было всего три человека. Через год число сотрудников выросло до 12, а сейчас их уже около 20. Да, приходится непросто, нагрузка выпадает большая, но вы сами понимаете — мы не можем остановиться. Компания либо развивается и прогрессирует, либо прекращает свое существование. Конечно, с течением времени произошли определенные изменения. Допустим, сейчас я по-прежнему числюсь заместителем генерального директора БК «Локомотив-Ростов», и еще год назад был полностью погружен в дела баскетбольного клуба. Но компания росла, развивалась, и я стал не успевать делать два дела сразу. Пришлось выбирать. По решению Ведищева теперь я занимаюсь только развитием «Локо Транс Юг».

— Напоследок интересно узнать ваше мнение о тенденциях развития российского баскетбола в целом. Вам по душе тот вектор, который наблюдается в последние годы, привлечение в наш чемпионат все большего числа иностранцев, причем не только игроков, но и тренеров?

— Непростой вопрос. Чтобы ответить на него, надо вернуться к истокам. Вспомните, как была построена селекционная работа в СССР. В школу приходил тренер, приглашал в баскетбольную секцию 4-5 высоких мальчиков из класса, и в тот же вечер на тренировку собиралось 50-60 ребят. Через месяц их оставалось 15, через год — 10. Было сложно, но тренер все время поддерживал этот процесс. Сначала дети определяли для себя — хотят ли они заниматься баскетболом. потом возникал второй вопрос — а могут ли? Процесс был масштабным, грамотно была выстроена система, включающая в себя СДЮШОР, школы олимпийского резерва, которые хорошо финансировались. Были отличные спортивные интернаты — ставропольский, ленинградский, алма-атинский. Допустим, Ставрополь воспитал для страны таких игроков как Саврасенко, Моргунов, Ведищев — все это плоды той масштабной работы, которая велась, начиная от детского тренера и заканчивая командой мастеров.

Что изменилось с распадом Советского Союза. Эта сфера, как и многие другие, упала до дна, ее фактически вырубили. В то время стояли глобальные вопросы — как сберечь страну, как сохранить само понятие государства. Не до спорта всем было. И сейчас нужно время, чтобы восстановить разрушенное в масштабах страны. И шаги в этом направлении предпринимаются. Однако мы ведь требуем от клубов не только воспитания талантливых российских баскетболистов, но и достижения максимальных результатов. А чтобы дать результат — например, стать чемпионом страны или выиграть еврокубок — нужно собрать самых лучших. Нельзя что-то выиграть только доморощенными игроками. Это не только российская, но и мировая практика.

Если вы хотите создать сильный клуб, в его основе должен быть мощный русский костяк. Но для решения глобальных задач все равно потребуется помощь легионеров. Здесь надо добиться четкого равновесия, которое, с одной стороны, позволит возродить систему, а с другой — еще будет приносить успех. Очень многое здесь зависит от менеджмента, от искусства менеджера создать определенный баланс. Считаю, в «Локомотиве» мы с этой задачей справляемся. Во многом благодаря знаниям, опыту и интуиции генерального директора клуба Андрея Ведищева. Скажем, в этом году мы могли, исходя из нашего бюджета, собрать сильную команду, а вот в прошлые годы, поверьте, команда создавалась фактически из ничего. Однако, поиграв год-два в «Локомотиве», многие малоизвестные на тот момент игроки делали себе имя и переходили в более сильные клубы.


Автор: Денис Давыдов