Перейти на главную страницу Карта сайта

Другие статьи номера

Бизнес-центры притягивают профессионалов (6222)
Владимир Андреев  
«Южный регион» — лауреат «ТЭФИ» (5091)
Анастасия Погонская  
«Участие в кубке Европы нам гарантировано» (4736)
Александр Хожайнов: «Российский баскетбол движется в правильном направлении» (8607)
Денис Давыдов  
Магистраль развития (4574)
Пульс экономики (5132)
Профилактическая работа не должна быть формальной (5046)
Кирилл Власенко  
Безопасность на транспорте — государственная политика (6207)
Василий Соколов   
Уго Чавес на «Роствертоле» (5239)
Награда «Вестнику» от Германа Грефа (4661)
Владимир Путин: «Россия — страна-идея»
К 2020 году по объему ВВП Россия намерена войти в число ведущих экономик мира
(4893)
Герман Фатеев  
Глобальное потепление инвестиционного климата (5409)
Никита Логвинов  
Чипсовых дел мастера (6914)
Кирилл Власенко   
В основе донских проектов — точный расчет (4922)
Герман Фатеев  
На Volvo образовалась очередь (4966)
Юрий Аксюшин   
Дживан Вартанян, заместитель губернатора — министр автомобильных дорог, транспорта и связи Ростовской области: «Наши проекты интересны инвесторам» (10514)
Герман Фатеев   
Будущее — за контейнерами (6993)
Иван Cмоляков  
Электрический перекос (5272)
Ольга Сорокина  
Комбайны & комбинаторы (5310)
Ольга Губенко  

 

Внедрение бережливого производства: времени меньше, усилий больше

№ 3(10) (2007)
Количество просмотров: 6385
Версия для печати


Бережливое производство (БП) станет основным в 21-м веке, что не вызывает сомнений у ведущих экономистов разных стран. Доказательством тому послужил прорыв, совершенный в начале 80-х годов прошлого столетия японскими автомобилестроителями. Именно они внедрили систему БП, развивая и подвергнув эмпирическому исследованию идеи Генри Форда, которые и легли в ее основу. Принято считать, что сделавшая в этом направлении первый шаг фирма Toyota опередила человечество лет этак на пятьдесят.

Но бережливое производство, доказав свою эффективность, столь стремительно набирает темпы, что уже сегодня множество компаний по всему миру совершили переход к данной системе. Однако еще рано говорить о массовом внедрении БП, и тому есть несколько причин: нехватка специалистов и учебной литературы, связанные с нововведениями естественные риски. Тем не менее в ростовском филиале пивоваренной компании «Балтика» принято решение о внедрении системы БП. Об этом наш разговор с директором филиала «Балтика-Ростов» Олегом Чистяковым:

— Олег Вадимович, как известно, переход к бережливому производству зачастую не требует серьезных вложений: не нужно закупать новое оборудование и материалы, переходить на необкатанные технологии. А так как концепция БП, прежде всего, основывается на командной работе и открытом обмене информацией, необходимо изменить культуру управления предприятием, взаимоотношения между отделами, а также систему ценностей и мотивации сотрудников. Однако изменить менталитет людей и систему менеджмента гораздо сложнее, чем купить оборудование. Тем не менее «Балтика­Ростов» уже развивается в данном направлении.

  Олег Чистяков

— Да, мы посчитали, что большинство принципов БП применимы в условиях нашей отрасли, и взяли на себя смелость реализовать в рамках всей «Балтики» пилотный проект. После лекций и семинаров — цикла по постижению основ образования — будут созданы рабочие группы и начнется отработка конкретных проблем.

Это будет прививание персоналу некой культуры, философии отношения к работе. Благодаря поэтапному повышению эффективности у наших специалистов высвободится время для того, чтобы подумать, посмотреть — как можно еще улучшить, сделать удобнее, безопаснее, дешевле те процессы, в которых они заняты. И если все — от рабочего до директора — проникнутся подобной философией, у нас получится точно такое же бережливое предприятие, каким гордятся японцы.

— На это наверняка потребуется не один год?

— Нынешний год пройдет, скорее, как обучение с практикой. Возможно, мы прибегнем к помощи внешних экспертов, чтобы они — профессионалы, имеющие практический внедренческий опыт, — помогли скорректировать работников завода «Балтика­Ростов» в получаемых знаниях. Дальше будем пытаться изменить свою работу, ее принципы с учетом инструментов бережливого производства, привлекать консультантов, устраивать конференции…

— Оказавшись успешным, впоследствии ваш опыт будет распространен и на другие предприятия «Балтики»?

— Рассчитываем, что да. Кстати, в рамках всей «Балтики» уже имеется росток бережливого производства. С 2007 года начал реализовываться проект «ТИР» — «Твоя Идея Работает», который существенно упростил механизм подачи сотрудниками рацпредложений, их рассмотрение и, соответственно, внедрение в практику… Маленькие вроде бы идеи, но вместе они приносят большую экономию.

— Так или иначе, цель любого предприятия — прибыль. Какие конкретные задачи вы планируете решить с переходом на бережливое производство?

— В рамках инвестиционной программы наш завод был выведен на максимальную производственную мощность — 45 млн дал. Приобретено современное — в основном немецкое — оборудование. Установлена уже четвертая по счету линия ПЭТ. А каждая линия — это дополнительно 15 тысяч бутылок в час, или 70 дал в сутки… С учетом покупки специализированного транспорта и реконструкции части производственных мощностей затраты головной компании на наш филиал в 2007 году составят порядка $10 млн. Естественно, от нас требуется окупить эти вложения.

— Окупите?

— Полагаю, да — в течение 3­5 лет. В частности, за счет проекта «Бережливое производство». Для компании, особенно в межсезонье, ключевым фактором распределения объемов конкретной площадки является стоимость продукции. В Ростове все видимые и простые способы снижения издержек и повышения производительности труда уже были использованы. Требовались инновации — решения, позволяющие сократить число поломок оборудования, уменьшить время его выхода на плановую мощность после капремонта…

В свое время с подобными проблемами столкнулись в Японии производители автомобилей. И они прибегли к помощи… американской военной системы. Системы бережливого производства — производственной культуры, которая дает возможность постоянно совершенствоваться, снижать издержки и, соответственно, повышать конкурентоспособность продукции.

— Накануне вступления России в ВТО переход на бережливое производство может сыграть решающую роль для многих предприятий, приближая российскую промышленность к уровню современных развитых стран. Внедрение БП — лучшая визитная карточка для представления предприятий их партнерам и заказчикам, особенно зарубежным. Ведь если фирма занимается бережливым производством, значит, во главу угла своей деятельности она ставит интересы клиента, покупателя, партнера и собственных сотрудников. И выигрывают от этого все…

— Действительно, уже произошел переход от рынка изготовителя к рынку потребителя. Важнейшим ставится именно качество производимого товара. И сегодня главная заповедь для производителя — не обмани. Если качество нестабильно, потребитель быстро это распознает: попробовав один или два раза, в третий уже не купит. Еще один фактор успеха — ценовая политика. Что позволило «Балтике» сохранить свои позиции после дефолта 1998 года? Отказ от резкого повышения цены на свою продукцию. Для нас это была своего рода плата за то, что мы остаемся на рынке. За то, что из десятков сортов пива конкурентов потребитель остановил свой выбор на нескольких наших сортах.

— Эксперты указывают на то, что в России наметилась тенденция к росту потребления вин. В этой связи — стоит ли наращивать мощности пивных заводов?

— Судя по той информации, которой располагаю я, пока такой тенденции не просматривается. Хотя при условии стабилизации отечественного рынка вина, а также возвращения на него вин из Грузии и Молдавии наряду с экспортом достаточно недорогих по цене, но приличных по качеству вин из дальнего зарубежья, — виноделы могут «перетянуть» на себя часть потребителей.

Сейчас годовое потребление в России пива на душу населения составляет 50­70 литров. Для сравнения: в Чехии — 140 литров. По прогнозам, рост отечественного рынка пива продолжится, правда, не такими высокими темпами — не более 10% в год. Сдерживающим фактором может послужить, в частности, решение о повышении акциза.

— А запрет ТВ­рекламы пива в утренние, дневные и вечерние часы?

— Он практически не отразился на объемах продаж. ТВ­реклама — не самый лучший способ влияния на потребителя.

— Какой же — лучший?

— Например, промо­акции, предусматривающие непосредственное общение с покупателем. Недавно «Балтика» проводила акцию «После 18», цель которой — убедить продавцов не продавать пиво детям и привлечь к этой проблеме широкую общественность.

Любая форма потребления спиртных напитков — это своеобразная культура. До цивилизованной, европейской культуры потребления пива россиянам, действительно, далеко. Как ее поднять? В том числе и силами компаний­производителей. Напоминание: «Чрезмерное потребление пива может навредить вашему здоровью» не должно сводиться к отписке ради формального соблюдения требований антиалкогольного законодательства.

Исторически так сложилось, что алкоголь — это одна из составляющих человеческого существования. Мы же, как лидер отрасли, считаем своим долгом и уже делаем многое для развития цивилизованной культуры потребления пива.

Забота о потребителях, постоянное совершенствование качества продукта, разумная ценовая политика и, что особенно важно, неравнодушное участие во всех стадиях производства каждого члена коллектива предприятия — важная часть концепции бережливого производства. Переход на эту систему — дело не простое.

В свое время Toyota понадобилось около 20 лет, чтобы первой пройти этот путь. Сейчас же времени на это может понадобиться меньше, однако усилий приложить придется немало, а может, и больше.


Автор: Федор Антипов