Перейти на главную страницу Карта сайта

Другие статьи номера

Бизнес-центры притягивают профессионалов (6222)
Владимир Андреев  
«Южный регион» — лауреат «ТЭФИ» (5091)
Анастасия Погонская  
Внедрение бережливого производства: времени меньше, усилий больше (6385)
Федор Антипов  
«Участие в кубке Европы нам гарантировано» (4736)
Александр Хожайнов: «Российский баскетбол движется в правильном направлении» (8607)
Денис Давыдов  
Магистраль развития (4574)
Пульс экономики (5132)
Профилактическая работа не должна быть формальной (5046)
Кирилл Власенко  
Безопасность на транспорте — государственная политика (6207)
Василий Соколов   
Уго Чавес на «Роствертоле» (5239)
Награда «Вестнику» от Германа Грефа (4661)
Владимир Путин: «Россия — страна-идея»
К 2020 году по объему ВВП Россия намерена войти в число ведущих экономик мира
(4893)
Герман Фатеев  
Глобальное потепление инвестиционного климата (5408)
Никита Логвинов  
Чипсовых дел мастера (6914)
Кирилл Власенко   
В основе донских проектов — точный расчет (4921)
Герман Фатеев  
На Volvo образовалась очередь (4966)
Юрий Аксюшин   
Дживан Вартанян, заместитель губернатора — министр автомобильных дорог, транспорта и связи Ростовской области: «Наши проекты интересны инвесторам» (10514)
Герман Фатеев   
Электрический перекос (5272)
Ольга Сорокина  
Комбайны & комбинаторы (5310)
Ольга Губенко  

 

Будущее — за контейнерами

№ 3(10) (2007)
Количество просмотров: 6992
Версия для печати


Сегодня во всем мире контейнерные перевозки становятся одним из самых надежных и технологичных видов транспортировки грузов. На пороге вступления России в ВТО их развитие может существенно повлиять на реализацию ее транзитного потенциала и в конечном счете росту российской экономики.

Национальный контейнерный оператор России – ОАО «ТрансКонтейнер» — является крупнейшим отечественным предприятием, работающим на этом рынке. Северо-Кавказский филиал компании успешно развивает контейнерные перевозки в ЮФО, и делает это в полном соответствии с Транспортной стратегией России.

ОАО «ТрансКонтейнер» — дочернее предприятие ОАО «РЖД».

В компании работают 4,5 тыс. человек, а 17 филиалов в различных регионах России охватывают всю сеть российских железных дорог. В настоящее время ОАО «ТрансКонтейнер» продолжает последовательно решать поставленные задачи по оптимизации логистики российских контейнерных перевозок на базе собственных филиалов на всех 17 российских железных дорогах и 47 терминалах во всех грузообразующих центрах России.

Приоритетным направлением деятельности ОАО «ТрансКонтейнер» является развитие собственной международной агентской сети вследствие эффективного взаимодействия с железными дорогами Европы и Азии, а также экспедиторскими компаниями. На сегодняшний день представительства компании открыты в Германии, Латвии, Белоруссии, Украине и Казахстане. Агенты компании работают в Китае и Южной Корее. В Финляндии учреждено совместное предприятие «КонтейнерТрансСкандинавия».

«ТрансКонтейнер» является крупнейшим в странах СНГ и Балтии владельцем парка специализированного подвижного состава: в его собственности почти 24 тыс. фитинговых платформ и 48 тыс. контейнеров.

В состав Северо-Кавказского филиала ОАО «ТрансКонтейнер» входят 2 сектора на Краснодарском и Минераловодском отделениях Северо-Кавказской железной дороги, 9 агентств и 49 станций, открытых для работы с контейнерами. Общая доля в объеме погрузки на СКЖД составляет 51%, из них крупнотоннажных контейнеров — 72%. В первом квартале 2007 года погрузка грузов в контейнерах составила 119 166 тонн, что составляет 111,4% к аналогичному периоду прошлого года, из них крупнотоннажных — 97 197 тонн (113,7%).

По оценкам специалистов, в настоящее время рынок контейнерных перевозок в России характеризуется как стремительно развивающийся. В 2006 году его оборот вырос по сравнению с 2005 годом на 24,9%, с 1,9 до 2,4 млн. TEU.

С учетом всех объемов, поступающих в Россию, и внутренних железнодорожных перевозок по итогам 2006 года оборот контейнерных грузов в России увеличился на 45,8% и составил 3,88 млн. TEU.

По оценкам экспертов, в текущем году оборот российского контейнерного рынка увеличится примерно на 30% (до 5 млн. TEU) и в ближайшие годы темпы роста оборота контейнеров на российском рынке едва ли замедлятся. К 2010-2011 годам внешнеторговый контейнерооборот России прогнозируется на уровне 7-8 млн. TEU в год. Основными факторами, определяющими объем контейнерных перевозок в России, являются темпы роста экспорта и импорта в РФ, а также уровень их контейнеризации. На сегодняшний день российский рынок контейнерных перевозок имеет хороший потенциал роста и по праву является одним из самых инвестиционно привлекательных сегментов российской экономики.

Оператор национального масштаба

Статус открытого акционерного общества «ТрансКонтейнер» получил в марте 2006 года, а самостоятельную хозяйственную деятельность начал четыре месяца спустя. ОАО «РЖД» принадлежит 100% акций компании «ТрансКонтейнер».

По оценкам экспертов российского транспортно­логистического рынка, выделение контейнерного бизнеса ОАО «РЖД» в самостоятельную организацию крайне позитивно отразилось, во­-первых, на инвестиционной привлекательности этого бизнеса, а во-­вторых, на развитии конкуренции в сегменте контейнерных перевозок. «С момента своего создания наша компания трансформировалась в равноправного участника рынка, и мы сегодня в полной мере ощущаем конкуренцию, как на международном, так и на внутреннем рынках», — говорит генеральный директор ОАО «ТрансКонтейнер» Петр Баскаков.

В настоящее время «ТрансКонтейнер» предлагает всем клиентам исчерпывающий сервис по организации контейнерных перевозок, включающий в себя обеспечение железнодорожной перевозки, доставку автотранспортом и терминальную обработку грузов, а также их таможенное оформление. Любой из центров клиентского сервиса, которые сейчас создаются компанией на базе собственных агентств, обеспечивает планирование, расчет и оплату всего комплекса оказанных услуг независимо от места их оказания.

Теперь компания планирует стать мультимодальным перевозчиком и оператором контейнерного парка на базе создания системы терминальных и складских комплексов, а также дистрибьютерских центров на всей территории России. «В первую очередь «ТрансКонтейнер» будет продолжать развивать то, что делает перевозчика национальным контейнерным оператором — создавать сеть своих агентств и представительств не только по всей стране во всех грузообразующих ее центрах, но и в странах как ближнего, так и дальнего зарубежья. Компания также ставит перед собой задачу — обеспечить присутствие и оказание стивидорных услуг по перевалке грузов в российских морских портах Балтики, Черного моря и Дальнего Востока», — сообщил Петр Баскаков.

Северо­Кавказский филиал компании, в зоне ответственности которого находятся 11 субъектов РФ, имеет возможность работать не только в рамках своих девяти агентств, но и на 49 станциях СКЖД, открытых для работы с контейнерами, а также в портах Новороссийск, Таганрог, Азов, Махачкала и других.

Пять миллиардов за будущее

Особое внимание в ОАО «ТрансКонтейнер» уделяют инвестиционной деятельности. «Отсутствие или снижение темпов роста капитальных вложений ведет к стагнации деятельности компании. Инвестиции ниже уровня существующей амортизации основных фондов ведут к значительному снижению рыночной стоимости предприятия, а снижение доли присутствия на рынке влечет снижение основных финансово­экономических показателей», — считает Петр Баскаков.

В 2007 году в инвестиционной программе ОАО «ТрансКонтейнер» запланирована сумма в 5 млрд руб. Одним из основных направлений инвестиций является реконструкция и развитие сети терминалов. «В обозримом будущем на реконструкцию производственных сооружений ежегодно будут направляться значительные средства, поскольку обеспечение соответствия мощностей терминалов современным требованиям рынка является одной из основных задач компании. Для терминалов ежегодно будет выделяться значительный объем финансирования для обеспечения наиболее передовой грузоподъемной техникой», — отметил Петр Баскаков.

Инвестиционная деятельность Северо­Кавказского филиала осуществляется в строгом соответствии с планами головной компании. В конце 2006 года специалисты филиала провели анализ состояния всех технических средств, находящихся в ведении подразделения. По его результатам были разработаны и утверждены программа капитального ремонта и среднесрочная программа развития контейнерных площадок филиала.

Всего в 2007 году будет произведен капитальный ремонт 13 зданий и сооружений филиала на сумму 19,3 млн руб. Кроме того, до конца года предстоит поэтапно заменить грузоподъемную технику, потратив на это около 40 млн руб., а также отремонтировать 5 подкрановых путей и 9 козловых кранов. Все эти работы сейчас активно ведутся, однако на объемах перевалки грузов на терминалах это никак не сказывается. «Этот факт — лишнее подтверждение четкости работы филиала и высокого профессионализма его специалистов», — считает директор Северо­Кавказского филиала ОАО «ТрансКонтейнер» Николай Воронин.

Термос поставят на колеса

  Николай Воронин

Другой немаловажной частью инвестиционной программы ОАО «ТрансКонтейнер» являются инновационные проекты. В частности, по освоению собственного производства изотермических контейнеров. Опытная партия уже произведена в депо Шахунья, технология была запатентована и получила сертификат морского регистра. «Практика показала, что в таких контейнерах намного удобнее возить скоропортящиеся грузы, например, продукты питания и некоторые медикаменты. К тому же это эффективнее с точки зрения экономики», — сказал Петр Баскаков.

Следует отметить, что контейнеры такого типа на территории России не производит никто. Сейчас грузоотправители и грузоперевозчики используют термос­контейнеры производства немецкого завода «Дессау» и подержанные вагоны­рефрижераторы Брянского машиностроительного завода, который перестал выпускать их в 1990 году. При этом немецкий вагон­термос стоит около 150 тыс.евро, а рефрижератор БМЗ — 132 тыс. евро.

С учетом того, что для производства термос­контейнеров ОАО «ТрансКонтейнер» не пришлось проводить в депо никаких специальных работ (термос­контейнеры производятся путем модернизации обычных), их стоимость будет существенно ниже. «Поэтому термос­контейнеры могут не только использоваться самой компанией, но и продаваться другим операторским и экспедиторским фирмам и даже экспортироваться за пределы России. Внешний спрос на данный вид контейнеров стабильно высок», — считает профессор Финансовой академии при правительстве РФ Олег Дунаев.

Правда, пока компания намерена изготавливать термос­контейнеры только для себя и продавать их не планирует. По словам директора по производству ОАО «ТрансКонтейнер» Сергея Тебенькова, в 2007­2008 годах компания планирует забрать примерно 3% рынка перевозок скоропортящихся грузов. Первоначальные инвестиции в проект составят около 100 млн. руб.

Николай Воронин, директор Северо­Кавказского филиала ОАО «ТрансКонтейнер»:

— Мы намерены увеличить объемы погрузки грузов в контейнерах в 2 раза, а транзит — в 3 раза. В первую очередь путем технического перевооружения контейнерных терминалов. Кроме того, в наших ближайших планах — реконструкция агентств в Новороссийске и Ростове-на-Дону, создание автотранспортного отдела для организации перевозок контейнеров на дальние расстояния по принципу «от двери до двери», а также создание логистического центра, обеспечивающего координацию железнодорожных и автомобильных перевозок и связь с портами Юга России.

Филиал ОАО «ТрансКонтейнер» на Северо-Кавказской железной дороге
344001, г. Ростов-на-Дону, Привокзальная пл., 1/2
Тел.: (863) 205-05-13, 269-92-23, 260-92-28, факс: (863) 259-43-88, 259-08-22, 259-46-76


Автор: Иван Cмоляков