Перейти на главную страницу Карта сайта

Другие статьи номера

Бизнес-центры притягивают профессионалов (6222)
Владимир Андреев  
«Южный регион» — лауреат «ТЭФИ» (5091)
Анастасия Погонская  
Внедрение бережливого производства: времени меньше, усилий больше (6386)
Федор Антипов  
«Участие в кубке Европы нам гарантировано» (4736)
Александр Хожайнов: «Российский баскетбол движется в правильном направлении» (8607)
Денис Давыдов  
Магистраль развития (4574)
Пульс экономики (5132)
Профилактическая работа не должна быть формальной (5046)
Кирилл Власенко  
Безопасность на транспорте — государственная политика (6207)
Василий Соколов   
Уго Чавес на «Роствертоле» (5239)
Награда «Вестнику» от Германа Грефа (4661)
Владимир Путин: «Россия — страна-идея»
К 2020 году по объему ВВП Россия намерена войти в число ведущих экономик мира
(4893)
Герман Фатеев  
Глобальное потепление инвестиционного климата (5409)
Никита Логвинов  
Чипсовых дел мастера (6914)
Кирилл Власенко   
В основе донских проектов — точный расчет (4922)
Герман Фатеев  
На Volvo образовалась очередь (4966)
Юрий Аксюшин   
Будущее — за контейнерами (6993)
Иван Cмоляков  
Электрический перекос (5272)
Ольга Сорокина  
Комбайны & комбинаторы (5310)
Ольга Губенко  

 

Дживан Вартанян, заместитель губернатора — министр автомобильных дорог, транспорта и связи Ростовской области: «Наши проекты интересны инвесторам»

№ 3(10) (2007)
Количество просмотров: 10514
Версия для печати


— Дживан Хоренович, Ростовская область — один из немногих регионов России, где 1 января 2006 года в полном объеме стартовала реформа местного самоуправления. На карте донского края появились 463 муниципальных образования вместо прежних 55. В этой связи изменились ли приоритеты вашего министерства? Либо уместнее говорить об увеличении объема работы? Судя по заявлениям областного руководства, серьезных затрат — и материальных, и физических — потребует, в частности, обустройство внутрипоселковых дорог …

— Принятие федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления» внесло определенные изменения в статус автомобильных дорог общего пользования. Безусловно, произошли изменения и в дорожной сети Ростовской области. Теперь полномочия и ответственность по строительству, реконструкции, ремонту и содержанию поселковых дорог отнесены к администрациям сельских поселений. Так что работы у них прибавилось, и значительно.

Однако чего стоят полномочия без средств? Понимая это, администрация области взяла на себя основную финансовую нагрузку. Из 4 млрд. 705 млн. рублей, выделенных нашему министерству в 2007 году из регионального бюджета, почти половина направляется как раз на строительство и ремонт городских, поселковых и межпоселковых автодорог. От местных властей требуется правильно и комплексно эти деньги освоить. Мы, в свою очередь, будем контролировать целесообразность и качество работ, проводимых в муниципалитетах.

— А насколько активно будет развиваться опорная сеть дорог?

— Сегодня дорожный комплекс Ростовской области составляет более 14 тыс. км и включает в себя 696 км автодорог федерального значения, 4338 км автодорог регионального и межмуниципального значения, находящихся в собственности региона, и 9606 км дорог местного значения, относящихся к муниципальной собственности районов. С 1 июля 2007 года на наш баланс перешло еще 3297 км муниципальных дорог. В итоге протяженность автомобильных дорог, находящихся в собственности Ростовской области, составит 7447 км.

Объективности ради нужно признать: технический уровень автодорог — как федерального, так и регионального значения — не соответствует современным требованиям. Многие участки, особенно в летний период, перегружены. Отсюда — задачи, поставленные перед дорожниками Дона: уменьшить количество грунтовых дорог, перевести их на переходные покрытия; реконструировать и строить мосты, путепроводы, транспортные развязки и обходы.

— Удается?

— В минувшем году были введены значимые для области: переход через реку Дон на автодороге Морозовск — Цимлянск — Волгодонск, обеспечивший, в первую очередь, безопасность Цимлянской плотины — стратегически важного объекта, а также обход г. Семикаракорска на автодороге Ростов-на-Дону (от магистрали «Дон») — Семикаракорск — Волгодонск и транспортная развязка в южной горловине Каменоломней на пересечении автодорог Новочеркасск — Каменоломни и магистраль «Дон» — Каменоломни.

В этом году планируется завершить строительство автомобильных дорог Кашары — Первомайское — Милютинская — Морозовск в Кашарском и Милютинском районах и автодороги Цимлянск — Суровкино (до границы Волгоградской области). Начнется строительство моста через реку Дон в станице Казанской. На сегодняшний день это единственный район области, не имеющий регулярной связи с центром. Здесь до сих пор функционирует наплавной мост двадцатилетней давности, который уже исчерпал свои возможности. Обеспечить надежную связь центральной части Ростовской области с левобережьем Верхнедонского района должен мостовой переход. Его проект предусматривает строительство пяти искусственных сооружений — путепровода, двух эстакад, моста через р. Дон и кольцевой одноуровневой транспортной развязки.

Также продолжится реконст­рукция автодорог Ростов-на-Дону (от магистрали «Дон») — Семикаракорск — Волгодонск и Егорлыкская — Сальск.

— Выступая в 2006 году на заседании правительства, губернатор Владимир Чуб обратил внимание министров на целый ряд злободневных для Ростовской области вопросов. Один из них — реконструкция федеральной трассы М­4 «Дон», соединяющей Центральную часть России с Югом. Можно ли рассчитывать, что теперь Федерация будет выделять достаточно средств, и к 2011 году трасса обретет, как ожидается, «новое лицо»?

— Полагаю, немалая заслуга Владимира Федоровича есть в том, что президент в своем апрельском послании Верхней Палате парламента обратил особое внимание на проблемы федеральной трассы М-4, а также на необходимость их разрешения. Затем, в мае, рабочую поездку по автомагистрали совершил министр транспорта РФ Игорь Левитин. Осмотрел он и реконструируемые объекты М-4, идущие по территории нашей области. В итоге было принято решение выделить до 2009 года на реконструкцию донского участка трассы 10 млрд. рублей. Много это или мало? Сравните: в 2006 году было освоено 1,3 млрд. руб. и введено в эксплуатацию 15,7 км. В 2007 году запланировано 1,9 млрд. руб. с вводом 13,7 км.

— В каких еще дорожных проектах, важных для Ростовской области, могла бы поучаствовать Федерация?

— Например, в строительстве мостового перехода через реку Дон в створе улицы Сиверса города Ростова. В этом году 150 млн. рублей выделяет областной бюджет и 200 млн. рублей — федеральный. Однако существуют еще и федеральные программы по реконструкции и ремонту дорог, предполагающие софинансирование в соотношении 70 (Федерация) на 30 (регион) процентов. В 2007 году мы планируем привлечь средства федерального бюджета на реконструкцию автодорог Ростов-на-Дону — Семикаракорск, Семикаракорск — сл. Большая Мартыновка — п. Красноармейский, Цимлянск — Суровикино.

Кроме этого, среди претендентов на софинансирование — ряд мостов: на автодорогах Ростов-на-Дону — Семикаракорск — Волгодонск и «Дон» — п. Каменоломни, через реку Крепкая на км 45+650 автодороги п. Матвеево-Курган — сл. Большекрепенская — сл. Родионово-Несветайская, а также мостовой переход через реку Сал на автодороге Ростов-на-Дону — Семикаракорск — Волгодонск.

Сегодня в управлении нашего министерства на автомобильных дорогах регионального значения находится 266 мостовых сооружений общим протяженностью 15776 п. м, из них почти половина — 114 мостов протяженностью 5768 п. м — требует реконструкции и капитального ремонта. В 2006 году после строительства и реконструкции введено в эксплуатацию восемь мостов, отремонтировано пять. В планах на 2007 год — построить и реконструировать шесть мостовых сооружений. Еще тринадцать ожидает капитальный ремонт.

— Осенью прошлого года на международном экономическом форуме «Кубань­2006» Ростовская область впервые презентовала проект «Южный хаб». Не слишком ли он амбициозный, чтобы быть реализованным?

— Вовсе нет. Если помните — именно на форуме данный проект поддержал президент Владимир Путин. Заинтересовался им и первый вице-премьер правительства Сергей Иванов, и министр транспорта РФ Игорь Левитин.

Невооруженным глазом видно: нынешний ростовский аэропорт не соответствует современным требованиям и параметрам. Расположенный в городской черте, он не имеет возможности перспективно развиваться. Даже проводимая сейчас реконструкция взлетно-посадочной полосы все равно не позволит аэропорту принимать существующие современные типы воздушных судов из-за ограничения по взлетной массе.

Данные аргументы оказали значительное влияние на принятие решения о строительстве нового аэропорта международного значения. Его планируется разместить на территории бывшего военного аэродрома в Батайске, в 12 километрах от Ростова, на площади 1000 гектаров — почти втрое превышающей площадь нынешнего аэропорта. Из них 620 га земли принадлежит бывшему военному аэродрому и 380 га — земли сельскохозяйственного назначения Аксайского района. Сейчас администрацией Ростовской области при поддержке Минтранса РФ направлены письма в Министерство обороны РФ о передаче земель Батайского аэродрома в региональную собственность.

Заметьте: в отличие от строящегося сочинского, наш не будет иметь сезонной специфики. Очень возможно, что именно «Южный хаб», имеющий выгодное географическое расположение, станет «воздушными воротами» не только Северного Кавказа, но и всего Юга России и примет на себя основную нагрузку по транспортным и пассажирским перевозкам, в том числе и международного сообщения.

Пропускная способность «Южного» будет составлять 8 млн человек и 70 тыс. тонн грузов против сегодняшних 1 млн. человек и 20 тыс. тонн грузов соответственно. Максимальная длина взлетно-посадочной полосы действующего аэропорта достигнет после реконструкции 2700 м, тогда как взлетно-посадочная полоса «Южного» 4200 м.

— Действительно, впечатляет. Так же, как и другой проект — группы компаний «Азово­Донское пароходство», взявшейся построить в портово­промышленной зоне «Заречная» универсальный порт с общим объемом переработки грузов около 16,5 млн. тонн…

— В самом деле, впечатляет. На площади 280 гектаров разместятся: контейнерный терминал, способный обрабатывать до 3 млн. тонн грузов в год, районы по перевалке генеральных грузов (до 1 млн. тонн), металлолома (до 2 млн. тонн), минерально-строительных грузов (до 2 млн. тонн), серы (до 3 млн. тонн), минеральных удобрений (до 1 млн. тонн), угля (до 1 млн. тонн), переработке промышленного сырья — руды, окатышей, глинозема (до 1,5 млн. тонн). А также центр обслуживания флота, участок модульной сборки судов, другие объекты транспортной инфраструктуры.

Как и «Южный хаб», универсальный порт рассчитан на мультипликативный эффект. Он не будет иметь естественных и искусственных препятствий для выхода судов в Азовское море. Внутренняя акватория порта даст возможность создать большую защищенную гавань для круглогодичной переработки грузов, а наличие ледоколов позволит осуществлять их перевозку круглогодично.

— По вашему наблюдению, насколько велик сегодня интерес к транспортной отрасли частных инвесторов?

— Наши инвестиционные проекты вызывают немалый интерес со стороны инвесторов. Уже обозначились и некоторые приоритеты. В частности, есть ряд финансовых групп, которые проявили заинтересованность в финансировании строительства как раз-таки универсального порта. Часть средств выделит «Азово-Донское пароходство», а часть мы надеемся получить из Инвестиционного фонда РФ.

Другой проект, который планируется реализовать на условиях частно-государственного партнерства, — международный аэропорт в Батайске. На 35-50% он может быть профинансирован частным капиталом, который направит свои средства на строительство аэропорта, топливно-заправочного комплекса, терминалов и парковок. А бюджет выделит деньги на создание имущественного комплекса, остающегося на балансе государства, — взлетно-посадочной полосы, рулежных дорожек, светосигнального оборудования.

— Весной прошли публичные слушания нового Генерального плана развития Ростова до 2020 года. В нем присутствуют многие важные для города­миллионника объекты, кроме второго железнодорожного вокзала. Или, может, он не так уж и важен?

— Важен, конечно же. В пользу второго железнодорожного вокзала говорит и статус Ростова как столицы ЮФО. Об этом говорит и количество поездов, принимаемых нынешним вокзалом и следующих через центр города. А это, в свою очередь, требует дополнительных мер по обеспечению безопасности, как на переездах, так и на всем протяжении движения поездов по Ростову. Поэтому железнодорожники постепенно пускают часть составов в обход. Если в 2005 году через станцию Первомайскую шли всего четыре поезда, то в 2006 году — уже 14, а в 2007 году — 20.

Данные изменения позволят разгрузить главный вокзал, а также железнодорожный мост, являющийся препятствием на пути водного транспорта. В то же время изменения не повлияют на качество обслуживания: на Первомайскую переносятся так называемые «детские» поезда и поезда дальнего следования, дополнительные поезда, а также некоторые составы, следующие в направлении Украины.

К тому же при планировании графиков учитываются предпочтения ростовских пассажиров, сложившиеся за долгие годы. Популярные у местных жителей поезда будут идти через станцию Ростов — Главный.

— Донские власти провозгласили курс на комплексное развитие территорий. Отсюда — установка на разработку городами и районами области генеральных планов. Какая роль в их реализации отводится вашему министерству? Насколько и в чем, по вашему мнению, выиграют муниципальные образования, в которых появятся подобные документы?

— Предупрежден — значит, вооружен… Выигрыш — в том, что муниципалитеты будут знать, какие проблемы решать сегодня и завтра; более того — заранее, на перспективу запрограммируют развитие территории.

Наше министерство в данном случае будет курировать вопросы транспортной составляющей и благоустройства. В ближайшее время муниципалитетам необходимо провести инвентаризацию улично-дорожной сети, собрать информацию, отражающую реальную картину интенсивности движения в городах. Итогом этой работы должна стать разработка программ развития дорожной сети с учетом перераспределения транспортных потоков. В свою очередь, данные программы будут включены в градостроительные планы территорий. Это позволит грамотно и рационально развивать их инфраструктуру.

— Когда и при каких обстоятельствах на Дону могут появиться платные дороги?

— Пока нет соответствующей законодательной базы, которая позволила бы разработать организационно-правовую основу бизнес-плана и предоставила бы возможность использовать различные источники финансирования. Однако сегодня мы рассматриваем вопрос строительства платной дороги Ростов — Азов. Это дорога первой категории протяженностью 23 км, с четырьмя полосами движения, шириной проезжей части — 15 м и шириной разделительной полосы — 6м. Стоимость строительства оценивается в 4,8 млрд рублей. Затраты немалые, но они вполне окупаемы, особенно с учетом создания на границе Азовского района игорной зоны: уже сейчас прогнозируется значительное увеличение в данном направлении транспортных потоков.

— Экономика Ростовской области продолжает динамично развиваться. Это требует иного, нежели раньше, ритма работы и от вас, ваших коллег. Чем, какими проектами живут донские дорожники?

— Сегодня главная наша задача — сохранить сеть автодорог и мостовых переходов, которая была создана еще в советское время и соединяла города и районы, отдаленные поселки области. Постепенно эта сеть пришла в негодность и нуждается в восстановлении, но уже с учетом новых требований.

На автодорогах Дона значительно увеличился грузопоток, возросла интенсивность движения — это требует современных решений. Например, в Ростове предусматривается строительство северного и южного обходов — для обеспечения проезда транзитного транспорта, минуя центральную часть города. Кстати, эти обходы также позволят соединить Ростовский универсальный порт с магистралями М-4 и М-23. Южный обход будет отходить от магистрали М-4 за Аксайским мостом и огибать город по левобережной полосе. Северный обход — это также ответвление от трассы М-4 в Аксайском районе, дорога будет обходить Ростов со стороны СЖМ и соединяться с М-23. Обе дороги второй технической категории с шириной проезжей части 9 метров. Протяженность соответственно 21 км и 34 км, стоимость строительства — 3,44 млрд. рублей и 4,2 млрд. рублей. Дороги будут иметь транспортные двухуровневые развязки, на южном обходе — две, на северном — три.

Список приоритетов можно продолжить…

Вы наверняка обратили внимание: многие из автомобильных и транспортных проектов — реализуемых либо запланированных к реализации на территории Ростовской области — масштабные. Но такова уж специфика нашего региона — центра Юга России. Должно соответствовать. К чему мы и стремимся в своей повседневной работе. Смею надеяться — небезуспешно.


Автор: Герман Фатеев