Перейти на главную страницу Карта сайта

Другие статьи номера

Бизнес-центры притягивают профессионалов (6222)
Владимир Андреев  
«Южный регион» — лауреат «ТЭФИ» (5091)
Анастасия Погонская  
Внедрение бережливого производства: времени меньше, усилий больше (6385)
Федор Антипов  
«Участие в кубке Европы нам гарантировано» (4736)
Александр Хожайнов: «Российский баскетбол движется в правильном направлении» (8607)
Денис Давыдов  
Магистраль развития (4574)
Пульс экономики (5132)
Профилактическая работа не должна быть формальной (5046)
Кирилл Власенко  
Безопасность на транспорте — государственная политика (6207)
Василий Соколов   
Уго Чавес на «Роствертоле» (5239)
Награда «Вестнику» от Германа Грефа (4661)
Владимир Путин: «Россия — страна-идея»
К 2020 году по объему ВВП Россия намерена войти в число ведущих экономик мира
(4893)
Герман Фатеев  
Глобальное потепление инвестиционного климата (5409)
Никита Логвинов  
Чипсовых дел мастера (6914)
Кирилл Власенко   
На Volvo образовалась очередь (4966)
Юрий Аксюшин   
Дживан Вартанян, заместитель губернатора — министр автомобильных дорог, транспорта и связи Ростовской области: «Наши проекты интересны инвесторам» (10514)
Герман Фатеев   
Будущее — за контейнерами (6993)
Иван Cмоляков  
Электрический перекос (5272)
Ольга Сорокина  
Комбайны & комбинаторы (5310)
Ольга Губенко  

 

В основе донских проектов — точный расчет

№ 3(10) (2007)
Количество просмотров: 4921
Версия для печати


На I Международном транспортном форуме Ростовская область представила семь проектов. Почти все они — инфраструктурные — решают стратегические задачи не только отдельно взятой территории, но и региона, страны в целом. Достаточно назвать строительство международного аэропорта и универсального порта. Эксперты полагают, что эти проекты позволят Дону сохранить лидирующие позиции на Юге России.

В Сочи состоялся I Международный транспортный форум, организованный Минтрансом России при поддержке Администрации президента, Минпромэнерго, Торгово-промышленной палаты… Участвовали свыше ста отечественных компаний и организаций. Большой интерес проявили бизнесмены.

Из высокопоставленных персон прибыли вице-премьер Александр Жуков, пол­пред президента в ЮФО Дмитрий Козак, президент Олимпийского комитета РФ Леонид Тягачев, министры транспорта Сербии и Польши, а также представители Госдумы и Совета Федерации, Общественной палаты, руководители федерального и регионального уровней, ведущие эксперты, специалисты-практики.

— За относительно короткое время в отрасли произошли существенные изменения, касающиеся модели взаимоотношений участников рынка перевозок, развития конкуренции, механизмов взаимодействия с бизнесом, обществом и пользователями услуг, — заявил глава Минтранса России Игорь Левитин. — Неизменно одно: транспорт был и остается инфраструктурной основой роста национальной экономики, инструментом решения многих социально-экономических задач.

По словам министра, с учетом приоритетов, сформулированных президентом в послании Федеральному Собранию, разрабатывается Стратегия развития транспорта на период до 2030 г. Она позволит трансформировать транспортную систему в структурную часть инновационной экономики на принципах конкурентности, открытости, реструктуризации, стандартизации и безопасности.

Финансовым инструментом реализации станет новая федеральная целевая программа «Развитие транспортной системы (2010-2015 гг.)» стоимостью порядка 500 млрд. руб. Как явствовало из выступления Игоря Левитина, Минтранс нацелен на более активные, чем до сих пор, действия на всех транспортных «фронтах». В том числе — на автомобильном.

Принято решение о корректировке федеральной целевой программы «Модернизация транспортной системы России (2002-2010 гг.)». Есть твердое намерение завершить ее реализацию в 2009 г. — то есть на год раньше. В рамках подпрограммы «Автомобильные дороги» в 2008 г. предусмотрено выделение 211,4 млрд. руб. вместо утвержденных ранее 144,3 млрд. руб., в 2009 г. — 222,6 млрд. руб. вместо 156,9 млрд. руб. Расходы на капитальные вложения предусмотрено увеличить в 2008 г. до 144,7 млрд. руб. (при 92,7 млрд. руб., фигурировавших прежде), в 2009 г. — до 136,4 млрд. руб. (при 100,8 млрд. руб.). Субсидии на строительство и реконструкцию территориальных автодорог возрастут в 2008 г. до 47,2 млрд. руб. (ранее называлась цифра 36,8 млрд. руб.), в 2009 г. — до 40 млрд. руб. (как и планировалось).

Ожидается, что увеличение в новой федеральной целевой программе бюджетной составляющей позволит привлечь дополнительный объем внебюджетных инвестиций. Соответственно, одной из характерных черт этого документа должна стать ориентированность на проекты, привлекательные для бизнеса. Сферой применения схемы государственно-частного партнерства могут стать, по мнению чиновников Минтранса, строительство платных автодорог и морских терминальных комплексов, развитие городского пассажирского транспорта, реконструкция аэропортов, железнодорожное строительство в районах освоения новых месторождений.

Однако лучше один раз увидеть… О том, за счет каких конкретно проектов станет прирастать отрасль, можно было судить по региональным стендам.

Ростовская область представила на форуме семь проектов.

— Форум — международный, поэтому мы привезли на него в основном инфраструктурные проекты, — пояснил «Вестнику» заместитель губернатора — министр автомобильных дорог, транспорта и связи Ростовской области Дживан Вартанян. — Все они хорошо известны, прошли широкое обсуждение, одобрены коллегией областной администрации и представительством президента в Южном округе, поэтому должны привлечь внимание инвесторов.

Едва ли не самый масштабный донской проект — Ростовский универсальный порт годовой мощностью перевалки 16,5 млн. т. Группа компаний «Азово-Донское пароходство» собирается построить его на базе портово-промышленной зоны «Заречная».

— Ростов стоит на пересечении всех путей — автомобильных, железнодорожных, водных. Так что наш проект важен не только для Ростовской области и Юга, но и для всей России, — заверил «Вестник» депутат Государственной Думы Федор Швалев. — Наличие такой инфраструктурной составляющей, как будущий мультимодальный транспортный логистический центр, решает те самые задачи, о которых говорил в своем последнем послании президент. Это развитие Волго-Донского канала и транзитных путей на Каспий, Иран, Азербайджан, Казахстан, Туркменистан.

В «Азово-Донском пароходстве» рассчитывают на схему частно-государственного партнерства. Как рассказал «Вестнику» руководитель проекта Александр Богатырев, сейчас разрабатывается предпроектная документация. Общая цена вопроса — 21,7 млрд. руб., из них не менее 5 млрд. руб. пароходство надеется получить, войдя в федеральную целевую либо в федеральную инвестиционную программу. Часть средств выделит собственник, а часть — «ряд банковских структур, которые уже проявили заинтересованность в финансировании».

— Это достаточно рыночный проект, поэтому времени на то, чтобы долго раскачиваться, у нас нет, — подчеркнул Федор Швалев. — В правительстве нас уже услышали…

— Это — очень хороший проект, и мы окажем ему поддержку, — в свою очередь заявил «Вестнику» Игорь Левитин.

Оценил глава Минтранса и проект международного аэропорта «Южный» пропускной способностью 8 млн пассажиров и 70 тыс. т грузов в год.

— Строительство международного аэропорта-хаба под Ростовом — это уникальная возможность сопряжения воздушного, железнодорожного, морского и речного транспорта, а также мощный импульс к развитию региона, где значительны транзитные перевозки, — согласился полпред президента в ЮФО Дмитрий Козак.

Стоимость проекта — 20,1 млрд. руб. Планируется, что аэропорт разместится на территории бывшего Батайского авиагородка. Сейчас она принадлежит Министерству обороны, но военное ведомство, как уточнил Игорь Левитин, уже дало предварительное согласие на передачу участка гражданским структурам.

В середине 90-х годов началось строительство платной автодороги Ростов — Азов, однако из-за ограниченности средств оно было остановлено. Сейчас донские власти взялись реанимировать проект: прогнозируется значительное — до 48 тыс. единиц в сутки — увеличение автомобильных потоков в сторону особой игорной зоны, а также крупных предприятий, которые «пропишутся» в промышленных зонах Азовского района.

Кроме того, дорога свяжет Ростовскую область с Краснодарским краем и даст выход к Черному морю. Общая протяженность трассы с четырьмя полосами движения и четырьмя транспортными развязками составит 23 км. Стоимость — 4,8 млрд. руб.

Дживан Вартанян особо отметил, что платная автодорога будет построена с учетом имеющейся альтернативной — бесплатной — дороги. В 2007 г. должен быть подготовлен проект, а в 2009 г. — начаться само строительство. Министр воздержался от ответа на вопрос о стоимости проезда, но заверил, что она будет доступной.

Уже в нынешнем году начнется строительство двух мостовых переходов через реку Дон. Первый — в створе ул. Сиверса — располагается на маршруте, соединяющем Ростов, Батайск, Азов и Новороссийск. Протяженность автомобильного моста составит 460 м, а всего перехода, включая подъезды к нему, — 8,1 км. Дорога имеет первую техническую категорию, ширина проезжей части — от 15 до 30 м. Запланированы пять транспортных развязок на разных уровнях и десять различных мостов, путепроводов и эстакад.

— В тендере на строительство этого мостового перехода заинтересованы подрядные организации со всей страны, — заметил Дживан Вартанян.

Второй мостовой переход — в станице Казанской — обеспечит надежную связь центральной части Ростовской области с левобережьем Верхнедонского района. Сейчас там действует понтонная переправа, приобретенная около 20 лет и исчерпавшая возможности. Общая протяженность перехода — 3,6 км при длине моста 380,2 м. Предусмотрено строительство путепровода, двух эстакад и кольцевой одноуровневой развязки.

Стоимость одного объекта — 8,6 млрд. руб., другого — 574 мл. руб.

А проекты Северного и Южного обходов Ростова важны тем, что позволят соединить универсальный порт с автомагистралями М-4 и М-23. Оба — второй технической категории с шириной проезжей части 9 м. Оба будут иметь транспортные двухуровневые развязки: на южном обходе — две, на северном — три. Протяженность обходов составляет соответственно 21 км и 34 км. Стоимость — 3,44 млрд. руб. и 4,2 млрд. руб.

Дмитрий Козак расширил список и к «безусловным приоритетам» Ростовской области отнес также реконструкцию трассы М-4, развитие инфраструктуры портов Таганрога и Азова, восстановление эксплуатационной надежности Волго-Донского судоходного канала.

— На наш взгляд, самый эффективный по скорости строительства проект — именно вторая ветка Волго-Дона, призванная улучшить судоходное сообщение между Каспийским и Черным морями, — признался «Вестнику» Игорь Левитин. — Но так как мы будем предлагать нашим партнерам создание международного консорциума, то должны показать им все альтернативные маршруты, после чего выбрать тот, который будет возможно реализовать.

На форуме были представлены НЭВЗ, ТНТК им. Бериева, «Аэрофлот-Дон», РГУПС — то есть предприятия и исследовательско-образовательные комплексы, по которым можно судить о транспортном потенциале Дона.

— Мы увидели цельную картину развития огромной Ростовской агломерации, — подытожил член Совета Федерации Александр Починок. — В основе донских проектов — точный расчет. Сейчас Ростовская область лидирует на Юге России, и данные проекты помогут ей это лидерство сохранить. 


Автор: Герман Фатеев