Перейти на главную страницу Карта сайта

Другие статьи номера

Вектор интенсивного развития (4527)
Награда «Вестнику» от Германа Грефа (4452)
Дневник Петербургского форума – в режиме on-line (7905)
Оксана Антипова, cпециальный корреспондент журнала «Вестник донской экономики»   
Бюджетные средства — на дороги шахтерских городов (4684)
Анастасия Погонская   
«Ростовская область обречена быть центром Юга» (5141)
Кирилл Власенко  
Теория и практика госзакупок: все по закону (6081)
АндреЙ Молчанов  
Донские бренды: Тихий Дон или Ростов-Сити? (10324)
Наталья Бурдыкова   
Министр экономического развития и торговли Российской Федерации Герман Греф: «На форуме будет присутствовать только мировая элита — люди, которые делают современную историю» (10596)
Дмитрий Козак: «Наша задача — минимизировать противоречия между бизнесом и властью» (4740)
Кирилл Власенко  
«ГЛОБЭКС»: новые возможности для региональной экономики (5036)
Ростовская область обречена быть центром Юга (4802)
Кирилл Власенко  
Успешный старт муниципальной реформы (4622)
Василий Соколов  
Бюджетные средства — на дороги шахтерских городов (4634)
Анастасия Погонская   
Французов привлекает промышленный Дон (5903)
Наталья Бурдыкова  
Генеральный директор «Кока-Кола ЭйчБиСи Евразия» Кит Сандерс: «Мы уверены в инвестиционном потенциале Дона» (13414)
В интересах донского бизнеса (4988)
Наталья Бурдыкова  
Биржевой центр для Юга России (5066)
Наталья Бурдыкова  
Теория и практика госзакупок: все по закону (5840)
Андрей Молчанов  
Банковское обозрение: время ВТБ (4803)
IPO имеет социальную значимость (5014)
Наталья Бурдыкова  

 

Коллективный имиджмейкер региона

№ 2(9) (2007)
Количество просмотров: 6568
Версия для печати


Созданное в рамках министерства экономики Ростовской области Управление по туризму сейчас работает над программой развития этой сферы. Весьма показательно, что власти рассматривают туризм как сферу экономики.Как предполагается развивать туризм в регионе? Что должно лежать в основе формирующейся программы?

«Туризм, безусловно, оказывает серьезное воздействие на развитие территории, — считает советник мэра Ростова-на-Дону по туризму Ольга Демишина. — Для стратегического планирования социально-экономического развития важно учитывать не просто потенциал городов и районов, а определять конкурентные преимущества, которые обусловят позицию региона на российском и международном рынках». Конкурентным преимуществом Ростовской области и Ростова-на-Дону в частности, является то, что город исторически, с момента своего возникновения, был купеческим, развивался как торговый центр Юга, а в ХХ веке стал крупным научно-культурным, экономическим и административным областным центром.

Изменение статуса города, превращение его в столицу Южного федерального округа, объединяющего 13 субъектов Федерации, обусловили дальнейшее развитие деловой ин­фраструктуры. Согласно социально-экономической стратегии развития региона, «ядром конкурентоспособности» при реализации сценария поступательного экономического роста являются транспорт, торговля, машиностроение, сфера логистических, управленческих, финансовых, консалтинговых и туристских услуг.

У Ростова не просто огромный потенциал проведения административных и коммерческих мероприятий. Он постоянно растет, и все больше мероприятий превращается в событие. Экономика области находится на подъеме, у нас широкая сеть банковских, финансовых, страховых структур, в регион активно идут ритейлеры. Планируется строительство транспортного хаба, бизнес-центров, новых гостиниц, международного конгрессного, выставочного центров… «Все это способствует росту деловой активности, а следовательно, дает почву для расширения деловых коммуникаций, — считает Ольга Демишина. — Для того и пишется программа, которая, я надеюсь, будет профинансирована и реализована.

Настоящий бренд Ростова — это деловой контактно-коммуникационный центр. Его миссия — быть центром деловой активности. Это то главное, из чего должна исходить программа развития туризма. Надо анализировать рынок, смотреть, что у региона есть, а чего не хватает. И эти узловые моменты должны стать отправными точками для инвестиционных проектов».

  Ольга Демишина

Развитие туризма означает прежде всего создание туристической инфраструктуры: объектов приема и размещения, ресторанного обслуживания, развлекательных и торговых центров, культурно-исторических достопримечательностей, строительство многофункциональных конгрессно-выставочных комплексов, развитие транспортной системы. Сегодня первоочередная задача — провести паспортизацию туристических ресурсов, подать информационную базу в удобной для потребителя форме, создать виртуальную площадку, на которой была бы представлена вся инфрастурктура делового Ростова.

— Я приверженец экономического подхода к развитию туризма, — продолжает Ольга Демишина, — и если говорить о нем как об отрасли экономики, то надо исходить из теории конкурентных преимуществ. Сначала регион выходит на международный рынок и доказывает другим его участникам, что обладает всей необходимой инфраструктурой делового коммуникационного центра. Но когда его приняли как участника рынка, когда приняли заявку территории, возникает вопрос: а почему именно в Ростов? И вот тут надо показать свою уникальность: наши рекреационные ресурсы, природные богатства, исторические памятники… На Дону сохранились еще заповедные места на реках, озерах, побережье Азовского моря. Здесь немало целебных источников, планируется развитие SPA-туризма. У нас богатые традиции донского казачества, сохранились уникальные соборы, архитектурные памятники мирового значения — прежде всего связанные с именем Петра Великого, — древнегреческие полисы. Не зря, наверное, Тур Хейердал считал Приазовье родиной викингов. Это территория скифских кочевий, оставивших нам уникальную коллекцию скифского золота. Вот то, что уже стало мировыми брендами.

— А какая же структура сможет эффективно пропагандировать регион?

— Если говорить о формировании инвестиционной привлекательности региона, то этим успешно занимается Агентство инвестиционного развития. Но ведением постоянной имиджевой работы должно заниматься конгрессно-туристическое бюро города и области, состоящее из специалистов в сфере продвижения товаров, услуг, предприятий и целых территорий. Кроме того, они должны владеть коммуникативными технологиями. Потребуются и дизайнеры, и социологи. По организации это должно быть, как показывает мировая практика, некоммерческое частно-общественное партнерство. Для его создания и функционирования необходимо использовать консолидированный бюджет всех заинтересованных участников. Когда учитываются интересы всех сторон, тогда это эффективно, тогда можно говорить, что регион продвигает себя в целом.

— Когда такое бюро может появиться в регионе? Насколько известно, программа по его создания реализуется ТАСИС уже второй год…

— Действительно, Ростов — участник грантового проекта фонда Европейского Союза ТАСИС IBPP «Конгрессный и выставочный туризм как фактор роста местного экономического развития». Проект создан для усиления туристической составляющей экономического развития российских городов и регионов путем обмена опытом между городами-партнерами. Кстати, в целом по России в ближайшие два года реализуется 34 проекта ТАСИС, из них 33 проекта — социально ориентированы, и только один имеет экономическую детерминанту. Это наш проект. Так что мы уникальны в России в целом. Проект направлен на создание конгрессно-туристического бюро — органа, который будет представлять город на всех международных и всероссийских встречах.

Реализовано уже несколько этапов проекта. У нас работали европейские эксперты, специалисты администраций области и города выезжали в Мадрид с целью знакомства с инфраструктурой и технологиями работы его бюро, информационных центров, выставочных и конгрессных площадок. Думаю, те подвижки, которые мы сегодня имеем, отчасти возникли под влиянием таких поездок. Цель проекта ТАСИС — помочь нам создать конгрессно-туристическое бюро, располагающее материалами, программами, принципами работы, подсказать, что и как на первых порах делать.

В конце апреля в Ростове прошел международный форум «Конгрессно-выставочный туризм как фактор роста местного экономического развития». В нем приняли участие руководители компаний туристической отрасли, эксперты Всемирной туристской организации, ЕС и ведущие российские специалисты. На форуме обсуждались такие вопросы, как структура и организация рынка туризма, воздействие делового туризма на местную экономику, роль стратегического планирования для позиционирования города как конгрессного центра и т.п. На итоговой конференции в Москве будут подведены итоги. Тогда и определится, сможем ли мы сотрудничать с международными организациями, подходим ли под эти параметры.

С учреждением в структуре областного минэкономики управления по туризму появилась поддержка для формирования конгрессно-туристического бюро региона. По всей видимости, это будет включено в программу развития туризма, а в бюджет заложат средства не только на формирование конгрессно-туристического бюро, но также и на проведение всестороннего анализа рынка. Необходимо определиться с участниками, провести семинары, объяснить, почему важно продвигать не только свой бизнес, но и всю территорию в целом. Сейчас есть возможность осуществления проекта более последовательно, планомерно, а следовательно, и более эффективно.

По словам Ольги Демишиной, сегодня задача развития туризма в регионе стоит как никогда остро. Наверняка разрабатываемая сегодня программа одним из ключевых моментов обозначит создание и помощь работе структуры, которая позволит сочетать государственные, административные ресурсы в интересах бизнеса и жителей региона.

При формировании программы необходимо понять, что дело вовсе не в развитии туризма в целом, всех его видов одномоментно. Это не экономический подход. Сначала нужно определить точки роста, которые являются наиболее экономически прибыльными и могут наиболее быстро дать отдачу вложенных средств. Лишь затем можно говорить о развитии других видов туризма. На взгляд Ольги Демишиной, приоритетный виды развития туризма — это туризм деловой. А значит стоит вопрос формирования региона как коммерческого центра, центра делового туризма.

Сравнительный анализ туристического продукта регионов ЮФО, проведенный Центром стратегических разработок «Северо-Запад», показал, что преобладающим туристическим продуктом Ростова является проведение большого количества событийных, конгрессных и выставочных мероприятий. По статистическим данным, уже сегодня доля приехавших с деловыми и профессиональными целями в Ростовскую область составляет 73,9% от всех приезжих.

Конгрессно-выставочный профиль города подчеркивает также инвестиционная активность в данной сфере. В Ростове реализуются проекты развития перспективных территорий города, инвестиционные проекты строительства бизнес-центров, офисно-гостиничных комплексов и конгресс-отелей.

Уже сегодня Ростов-на-Дону, являясь административной и деловой столицей ЮФО, имеет возможность предоставлять полный спектр конгрессно-выставочных услуг на уровне международных стандартов. Вместе с тем, считает Ольга Демишина, конкурентное преимущество на региональном и мировом рынках может быть обеспечено только при условии формирования единого комплексного туристического продукта, предполагающего развитие не только деловой, но и культурно-познавательной, и оздоровительной составляющих.


Автор: Наталья Бурдыкова