Перейти на главную страницу Карта сайта

Другие статьи номера

Вектор интенсивного развития (4527)
Награда «Вестнику» от Германа Грефа (4452)
Дневник Петербургского форума – в режиме on-line (7905)
Оксана Антипова, cпециальный корреспондент журнала «Вестник донской экономики»   
Бюджетные средства — на дороги шахтерских городов (4684)
Анастасия Погонская   
«Ростовская область обречена быть центром Юга» (5141)
Кирилл Власенко  
Теория и практика госзакупок: все по закону (6081)
АндреЙ Молчанов  
Донские бренды: Тихий Дон или Ростов-Сити? (10324)
Наталья Бурдыкова   
Министр экономического развития и торговли Российской Федерации Герман Греф: «На форуме будет присутствовать только мировая элита — люди, которые делают современную историю» (10596)
Дмитрий Козак: «Наша задача — минимизировать противоречия между бизнесом и властью» (4740)
Кирилл Власенко  
«ГЛОБЭКС»: новые возможности для региональной экономики (5036)
Ростовская область обречена быть центром Юга (4802)
Кирилл Власенко  
Успешный старт муниципальной реформы (4622)
Василий Соколов  
Бюджетные средства — на дороги шахтерских городов (4634)
Анастасия Погонская   
Французов привлекает промышленный Дон (5903)
Наталья Бурдыкова  
Генеральный директор «Кока-Кола ЭйчБиСи Евразия» Кит Сандерс: «Мы уверены в инвестиционном потенциале Дона» (13414)
В интересах донского бизнеса (4988)
Наталья Бурдыкова  
Биржевой центр для Юга России (5066)
Наталья Бурдыкова  
Теория и практика госзакупок: все по закону (5840)
Андрей Молчанов  
Банковское обозрение: время ВТБ (4803)
IPO имеет социальную значимость (5014)
Наталья Бурдыкова  

 

Рост при падении

№ 2(9) (2007)
Количество просмотров: 6531
Версия для печати


Последний крупный оператор розничного рынка АЗС Ростовской области оказался купленным вертикально-интегрированной нефтяной компанией (ВИНК). ГК «Инвестпром» сменила собственника и ушла под «крышу» газпромовской «дочки» — ОАО «Газэнергосеть». По мнению экспертов, через два года в регионе останутся три-четыре ВИНКа, которые вытеснят из него всех мелких игроков. Передел рынка в сторону укрупнения в регионе происходит, несмотря на то, что с начала года на мировом рынке наблюдалось снижение цен на нефть, связанное с теплой зимой.

В начале года на мировом рынке было отмеченфо относительное падение на несколько пунктов цены барреля нефти. Экспертами нефтяной отрасли оно объяснялось куда более щадящей температурой в северном полушарии и достаточно мягкой зимой, что значительно снизило потребление топлива его основными потребителями. По прогнозам российского МЭРТа, темп роста цен на ГСМ будет снижен с 16% в 2006 году до 6-8% в 2007 году. Тем не менее уже в январе ожидалось, что в ходе весенней посевной розничные цены на топливо вырастут еще на 10-12%. При этом в 2007 году государство уже запланировало выделить регионам субсидии на компенсацию роста цен на ГСМ в размере 10 млрд. рублей.

По утверждению министра сельского хозяйства России Алексея Гордеева, деньги должны быть перечислены в регионы в первые два месяца 2007 года. По его словам, общий объем дополнительной господдержки сельхозпроизводителей в текущем году составит 15 млрд. рублей. Однако, как уточнил президент Российского зернового союза Аркадий Злочевский, аграрии просили более 20 млрд. рублей. По его словам, за 2006-й сельскохозяй­ственный год крестьяне заработали 20 млрд. рублей. Но в течение этого же года вся прибыль была поглощена ростом цен на топливо. Поэтому рентабельность сельхозпроизводителей с учетом их издержек на будущий сезон оказалась нулевой. На этом фоне ведущие отечественные нефтедобывающие компании рассчитывают окончательно разделить между собой региональный рынок ГСМ, дабы в числе прочего не упустить и средства господдержки сельхозпроизводителей.

Тенденция к укрупнению в различных отраслях региональной экономики в первую очередь коснулась ее наиболее перспективных сегментов, к которым относится, в частности, нефтяная отрасль. Для нее 2006 год ознаменовался мощным натис­ком ВИНКов на Юг России — в регионе уже вовсю заявили о себе «ЛУКойл», «Роснефть», ЮКОС, «РуссНефть», ТНК-ВР, «Газпром». «Нефтяная интервенция», выразившаяся в повышении оптовых цен на сырье, вынудила ведущих местных операторов либо уходить под «крышу» ВИНКов, либо искать наименее болезненный для себя вариант поглощения нефтехолдингами с сохранением менеджмента и своей структуры управления.

Интерес холдингов к Югу России вполне объясним. По данным ГИБДД, парк легковых автомобилей Краснодарского края занимает третье место среди российских регионов, уступая по своему объему только Москве и Московской области. Общее количество грузовых автомобилей, зарегистрированных на Кубани, составляет около 172 тыс. единиц. При населении 5,1 млн. жителей доля Краснодарского края от общего парка легковых автомобилей России составляет 4,2%. В Ростовской области при населении 4,4 млн. человек зарегистрировано свыше 1 млн легковых и грузовых автомобилей. По данным Ростовстата, донской автомобильный парк ежегодно увеличивается на 4,5%.

Прирост розничной продажи нефтепродуктов по Ростовской области в физических объемах в соответствии с данными статистики в 2004 году по отношению к 2003 году составил примерно 10%, в 2005 году по отношению к 2004-му — более 11%, прирост розничной продажи в январе-сентябре 2006-го года по отношению к аналогичному периоду 2005-го составил более 22%. В 2006 году прирост розничных продаж нефтепродуктов еще примерно на 20% превысил показатели 2005 года. Потребление ГСМ в области превышает 2,6 млн. т в год.

Кроме того, через Ростовскую область проходит основная артерия транспортного коридора «Север-Юг» — федеральная трасса М4 «Дон», по которой в сутки следуют до 30 тыс. автомобилей. Через нее идет главный южный российский маршрут на Турцию, Иран и Закавказье, а также западный — из Средней Азии на Украину.

При этом ежегодно рост объемов перевозок «дальнобойщиками» на Юге России составляет 15-17%. Ко всему прочему ажиотаж с выдвижением заявки Сочи на проведение зимней Олимпиады 2014 года и связанные с этим крупные девелоперские проекты в регионе делают его еще более привлекательным для ВИНКов, предвкушающих резкий скачок потребления ГСМ в ближайшие годы.

В сфере нефтебизнеса в Ростовской области в настоящий момент работает около 880 субъектов (юридических и физических лиц), имеющих лицензии на право хранения нефтепродуктов и эксплуатации АЗС. На территории области зарегистрировано 40 нефтебаз, 75 нефте­складов и свыше 600 АЗС. Суммарный объем хранения составляет 424,6 тыс. тонн. По данным Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области, основными поставщиками нефтепродуктов на Дон являются дочерние подразделения ВИНКов: «ЛУКойл», «ТНК-ВР» и «ЮКОС». Основные объемы поставок легальных нефтепродуктов осуществляются с НПЗ Волгограда, Саратова, Уфы, Ярославля, Рязани, Астрахани, станицы Афипской.

По расчетам представительства ОАО «Брокерский дом «Открытие», более 50% рынка розничных продаж приходилось на ООО «СЦ Мегаполис», ЗАО «Интернефть» (структура ЮКОСа), филиал ООО «Лукойл-Нижневолжскнефте­продукт», ООО «Инвестпром Розница», ООО «Башнефть-Юг» и близкое к нему ООО «Аякс». Компании группы «ТНК-ВР» («Ростовнефте­продукт», «Мегаполис» и «Башнефть-Юг») занимают на рынке примерно 33%. На «Инвестпром Розница» приходится порядка 8%.

По мнению президента консалтинговой компании «Альянс Мажор» Александры Ромашовой, местным предприятиям принадлежит от силы 12-15% рынка. По мнению экспертов, усиление позиций ВИНКов на донском рынке в первую очередь вызвано тем, что сейчас в ТЭК закачиваются огромные деньги, но не через мелкие региональные предприятия, а через собственную розницу. Поэтому оптовикам сегодня нет особого смысла церемониться с мелкими местными розничными торговцами и работать на их условиях.

Повышение отпускных цен на принадлежащих нефтехолдингам НПЗ от 3 до 12% на разные виды ГСМ уже достаточно давно до предела снизило маржу между оптом и розницей для мелких региональных операторов, сделав их бизнес нерентабельным и вынуждая принимать условия холдингов. Весной минувшего года это вылилось в «поглощение путем слияния» одного из местных операторов. В начале апреля 2006 года после почти годичных переговоров между руководством нефтяной компании «ТНК-ВР» и одним из крупнейших местных операторов ООО «Башнефть-Юг» было подписано соглашение о создании совместного предприятия.

Оно объединило все донские активы нефтяного холдинга (ОАО «Ростовнефтепродукт», ООО «Мегаполис», «Урал-Дон»), а также 70% розничной и мелкооптовой сети «Башнефть-Юг» в совместное предприятие СП «ТНК Юг менеджмент». В состав новой структуры вошли 15 нефтебаз и более 120 АЗС в Ростовской области и Краснодарском крае. В нефтехолдинге тут же заявили о первом опыте мирного сотрудничества с региональной компанией. Выход «ТНК-ВР» на лидирующее положение в регионе, где новая структура уже будет контролировать по объемам реализации порядка 33-36% рынка нефтепродуктов, стал фактом.

Таким образом, «ТНК-ВР» получила не только доминирующее положение в Ростовской области, но и стартовую площадку для своей экспансии в Краснодарский и Ставропольские края — регионы, ранее поделенные между собой другими ВИНКами: «Роснефтью», «ЛУКойлом» и «ЮКОСом» (ОАО «Ставропольнефтепродукт» принадлежит «ЮКОСу» и держит около 30% розничного рынка края).

В начале ноября о подобном же шаге объявил еще один крупный игрок — ОАО «Газэнергосеть», взявший под крыло местную компанию ГК «Инвестпром». А еще раньше переговоры с «Инвестпромом» о его покупке или слиянии под брендом ВИНКа длительный период вело руководство «Газпрома».

По данным руководства группы, ее обороты в 2005 году достигали 6 млрд. руб., она контролировала порядка 8-10% оптового рынка Ростовской области. При этом рынок сбыта только светлых нефтепродуктов компании составлял более 40 тыс. т в месяц. В собственности «Инвестпрома» находились три нефтебазы (Волгодонская и Батайская в Ростовской области и Новотитаровская в Краснодарском крае), а также 25 АЗС на Дону и Кубани.

В ходе сделки было создано новое ООО «Южная нефтегазовая компания» (ЮНГК), генеральным директором которой стал бывший руководитель «Инвестпрома» Алексей Фролов. Вместе с ним в ЮНГК перешел и менеджмент донского оператора.

О сумме сделки стороны умалчивали, однако, по мнению участников рынка, объявленная генеральным директором «Газэнергосети» Андреем Дмитриевым сумма инвестиций в ЮНГК — $100 миллионов.

По данным г-на Фролова, основными оптовыми покупателями ЮГНК станут различные предприятия региона, а также производители сельскохозяйственной продукции. По расчету руководства компании, в месяц планируется продавать около 120-150 тыс. т нефтепродуктов в ассортименте на рынке ЮФО.

Ожидается, что общее число АЗС компании на Юге России в ближайшие годы будет увеличено до 200, и они в процессе ребрендинга будут переведены под корпоративный стиль ОАО «Газпром». При этом новый собственник уже заявил, что у компании до конца текущего года заключен договор о поставках топлива с принадлежащим «Газпрому» Астраханским ГПЗ. Таким образом, последний крупный региональный оператор розничного рынка ГСМ капитулировал под натиском ВИНКов.

По мнению директора ростовского представительства ОАО «Брокерский дом «Открытие» Александра Жукова, следующим крупным нефтепришельцем в Ростовскую область может стать НК «Роснефть», которая пока закрепилась лишь в Краснодарском крае («Роснефть-Туапсенефтепродукт» и собственный НПЗ в Туапсе). Однако на этот раз ВИНК будет делить уже поделенное. По прогнозу эксперта, нефтехолдинг станет скупать розничные активы обанкротившегося «ЮКОСа» в области — сеть заправок ЗАО «Интернефть». Как сообщил заместитель генерального директора по розничным продажам ЗАО «Интернефть» Степан Павлов, на сегодняшний день компания владеет 24 АЗС и нефтебазой в Ростове, контролируя порядка 15% розничного рынка донской столицы и 5-7% в области.

Наиболее привлекательные из этих активов (ОАО «Юганскнефтегаз») уже перешли под контроль «Роснефти». В конце октября из источников, близких к руководству нефтехолдинга, стало известно, что «Роснефть» готова занять$24,5 млрд. на приобретение почти всех активов «ЮКОСа» в процессе их грядущей распродажи. В том числе и ее сбытовой сети. Сейчас госкомпания договаривается об этом займе с пулом западных банков.

В то же время в кругах экспертов нефтяного рынка в последнее время начали упорно циркулировать слухи о предстоящей продаже российской доли ТНК-ВР кому-либо из отечественных ВИНКов, что значительно может увеличить удельный вес холдингов на южнороссийском рынке.

В самом «ТНК Юг менеджмент» эти слухи пока не комментируют. Эксперты также не исключают появления на региональном рынке крупных иностранных игроков. По словам г-на Павлова, в Москве уже существуют структуры транснациональной Shell, а в Санкт-Петербурге вполне уверенно себя чувствуют та же Shell и финская компания Nestе Oil. По его мнению, финансовые ресурсы вполне позволяют им постепенно двигаться и в российские регионы.

По словам генерального директора «Шелл Нефть» по развитию автозаправочных комплексов в России Кати Атанасовой, российское подразделение, которое занимается реализацией топлива и строительством АЗС, уже получило разрешение на дальнейшее развитие бизнеса, а руководство концерна в свою очередь выделило российский рынок как наиболее приоритетный. Shell рассматривает возможность строительства АЗС во всех крупных городах европейской части России: в Ярославле, Новгороде, Ростове-на-Дону и других.

По мнению аналитиков, у мелких операторов выжить в конкуренции с ВИНКами достаточно мало шансов. Александр Жуков из «Брокерского дома «Открытие» полагает, что небольшие компании займут ту часть рынка, которая по каким-либо причинам окажется неинтересной крупным игрокам. В первую очередь мелкие операторы смогут выживать в сельских районах, небольших городах. Однако для того, чтобы они все-таки выжили, считает г-н Жуков, надо решить проблему многократной оптовой перепродажи нефтепродуктов, которая существенно влияет на конечную цену. По данным официальной статистики, без учета производственного сегмента многозвенность в продвижении товаров в оптовой сфере на областном рынке нефтепродуктов в январе — сентябре 2006-го года составила 1,82% по автомобильным бензинам и 2,75% по дизельному топливу, а объем повторных оптовых перепродаж внутри оптового звена достигал 45,2% по автомобильным бензинам и 63,6% по дизельному топливу.

Доля индивидуальных предпринимателей в розничной торговле нефтепродуктами в Ростовской области, по словам эксперта, пока составляет около 20%, и в ближайший год она может уменьшиться в пользу крупных игроков.

По мнению заместителя генерального директора «ТНК Юг Менеджмент» Владимира Ревенко, свои позиции, как исключение, смогут сохранить 2-3 владельца частных автозаправок. В Голландии, к примеру, всего одна частная АЗС, в Ирландии — две. Это вектор тенденции, и в России в перспективе останется не более 10% частных АЗС. С другой стороны, по словам г-на Ревенко, конкурентоспособными могут быть только крупные компании, обладающие инвестиционным ресурсом для модернизации АЗС, систем управления и продаж. У владельцев же небольших автозаправок затратный механизм выше, и для того чтобы покрыть издержки, они зачастую используют незаконные методы — торгуют некачественным топливом, не выплачивая налоги в полном объеме.

Специалисты рынка предполагают, что среди региональных операторов смогут выжить лишь те, кто имеет доступ к армейским складам ГСМ, либо хорошие связи в «теневом бизнесе», располагая несколькими «точками» на трассе. В то же время Степан Павлов из «Интернефти» подчеркнул, что в настоящий момент «нефтяная тень» в регионе не превышает 1-2% рынка. Однако, по его мнению, через пару лет в регионе останутся три-четыре ВИНКа, которые вытеснят из него всех мелких игроков. Кроме уже известных, свою долю в регионе предположительно будет иметь также и «РуссНефть». Она в конце прошлого года уже отметилась и серьезными приобретениями в угольной сфере Ростовской области, установив свой контроль над шахтами компании «Гуковуголь».

Ряд экспертов прогнозируют и усиление на рынке позиций «Газпрома» в связи с тенденцией к переводу автомобилей на газовое топливо. Однако они подчеркивают, что пока это соотношение в регионе определяется в пользу бензина как 20:1.

Сжиженным газом торгуют в Ростовской области и помимо «Газпрома». В частности, пока еще относительно независимая Ассоциация «Прогресс» (3 нефтебазы в Ростове, Аксае и кубанской станице Кущевской, 14 АГЗС и 25 АЗС).


Автор: Максим Теплов