ѕерейти на главную страницу  арта сайта

ƒругие статьи номера

¬ектор интенсивного развити€ (4448)
Ќаграда «¬естнику» от √ермана √рефа (4362)
ƒневник ѕетербургского форума – в режиме on-line (7754)
ќксана јнтипова, cпециальный корреспондент журнала «¬естник донской экономики»   
Ѕюджетные средства — на дороги шахтерских городов (4594)
јнастаси€ ѕогонска€   
Ђ–остовска€ область обречена быть центром ёгаї (5051)
 ирилл ¬ласенко  
“еори€ и практика госзакупок: все по закону (5975)
јндре… ћолчанов  
ƒонские бренды: “ихий ƒон или –остов-—ити? (10165)
Ќаталь€ Ѕурдыкова   
ћинистр экономического развити€ и торговли –оссийской ‘едерации √ерман √реф: «Ќа форуме будет присутствовать только мирова€ элита — люди, которые делают современную историю» (10415)
ƒмитрий  озак: «Ќаша задача — минимизировать противоречи€ между бизнесом и властью» (4653)
 ирилл ¬ласенко  
«√ЋќЅЁ —»: новые возможности дл€ региональной экономики (4954)
–остовска€ область обречена быть центром ёга (4725)
 ирилл ¬ласенко  
”спешный старт муниципальной реформы (4533)
¬асилий —околов  
Ѕюджетные средства — на дороги шахтерских городов (4552)
јнастаси€ ѕогонска€   
‘ранцузов привлекает промышленный ƒон (5793)
Ќаталь€ Ѕурдыкова  
√енеральный директор « ока- ола ЁйчЅи—и ≈врази€»  ит —андерс: «ћы уверены в инвестиционном потенциале ƒона» (13197)
¬ интересах донского бизнеса (4903)
Ќаталь€ Ѕурдыкова  
Ѕиржевой центр дл€ ёга –оссии (4994)
Ќаталь€ Ѕурдыкова  
Ѕанковское обозрение: врем€ ¬“Ѕ (4713)
IPO имеет социальную значимость (4926)
Ќаталь€ Ѕурдыкова  

 

“еори€ и практика госзакупок: все по закону

є 2(9) (2007)
 оличество просмотров: 5755
¬ерси€ дл€ печати


ѕрошлый год, ознаменовавшийс€ вступлением в силу федерального закона «ќ размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг дл€ государственных и муниципальных нужд — №94-‘«», оказалс€ в отношении госзакупок сложным. » тем не менее ситуаци€ по размещению заказа в –остовской области сложилась благопри€тна€. Ёто подтверждает оценка по шкале Ќационального рейтинга прозрачности, присвоенна€ области, — «ѕ–+ высока€ прозрачность».

¬ целом закон №94-‘« в значительной степени себ€ оправдал. ѕроцесс, что называетс€, пошел: и в обеспечении прозрачности механизма осуществлени€ закупок продукции, и в стимулировании добросовестной конкуренции, и в эффективности размещени€ бюджетных средств. Ќо, несмотр€ на позитивные цифры и факты, не все благополучно в госзакупочном секторе. «аседание мартовской коллегии администрации области, на котором заместитель губернатора — министр экономики, торговли, международных и внешнеэкономических св€зей ¬иктор ƒер€бкин подвел итоги работы по размещению госзаказа в 2006 году, стало той самой ложкой дегт€ в бочке меда…

««акон больших чисел»

ѕоложительную оценку реализации в –остовской области нового закона №94-‘«, который способствовал почти двукратному росту эффективности размещени€ бюджетных средств, подтверждают цифры: в 2006 году из областного бюджета на обеспечение государственных нужд было направлено 16,6 млрд. руб., что на 33% больше, чем в прошлом году. »з них 11,3 млрд. руб. (68,1%) размещено на открытых конкурсах, 2,9 млрд. (17,4%) — у единственного поставщика, 1,4 млрд. (8,7%) — методом запроса котировок, 0,9 млрд. руб. (5,6%) составл€ют закупки малого объема (до 60 тыс. руб.), и 19,2 млн. руб. (0,2%) размещено на открытых аукционах. ¬ прошедшем году дол€ средств, размещенных путем проведени€ торгов, увеличилась по сравнению с 2005 годом с 59,3% до 68,3%. ќднако почти вдвое сократилась дол€ самого попул€рного способа размещени€ заказа — котировок. Ёто св€зано с введением

с 1 €нвар€ 2006 года возможности закупок продукции на сумму до 60 тыс. рублей без проведени€ процедур, предусмотренных 94-‘«. ѕравда, некоторые заказчики злоупотребл€ют этой статьей закона, что снижает эффективность закупочного процесса.

  ƒинамика размещени€ средств областного бюджета и территориальных государственных внебюджетных фондов за 2005 и 2006 года по видам закупок (млрд. руб.)

Ѕольшую роль в развитии позитивной динамики в данном секторе экономики сыграла широка€ информированность о закупочных процедурах, св€занна€ с информационным обеспечением. ¬ начале 2006 года в ”правлении государственных закупок области объ€вили о расширении возможностей портала государственных закупок и о его интеграции с федеральной площадкой. ѕо словам начальника управлени€ √ермана Ћопаткина, портал за год оправдал возложенные на него надежды. ¬есь год дл€ дальнейшей автоматизации закупочного процесса он модернизировалс€ синхронно с новыми нормативными актами. «а истекший период было зарегистрировано 3695 государственных и муниципальных заказчиков и более п€ти тыс€ч поставщиков, а общее количество посетителей сайта превысило 200 тыс€ч. ¬едутс€ консультации в режиме on-line, за год количество вопросов и ответов составило около шести с половиной тыс€ч.

 — Ќо портал государственных закупок «–ефери» — не просто сайт дл€ размещени€ информации, — отмечает √ерман Ћопаткин, — это электронна€ система управлени€ закупками — едина€ система, котора€ совмещает в себе функции по информационному обеспечению процедур размещени€ заказа и формирует аналитические и статистические сведени€ о размещении заказов, заключенных контрактах, ценах на закупаемую продукцию, планированию и контролю. Ѕлагодар€ тому, что вс€ информаци€ о размещении государственного и муниципального заказа размещаетс€ в интернете, прозрачность и эффективность закупок возросла. —ейчас на портале активно функционируют два электронных способа закупок — котировки и аукционы.

— Ќасколько эффективны эти способы?

— ÷ифры говор€т сами за себ€. ¬ прошлом году экономи€ по котировкам достигла 20%, а по электронным аукционам — 15%. ƒумаю, в 2007 году эффективность размещени€ средств данными способами не снизитс€, а напротив, возрастет. ¬се больше поставщиков изъ€вл€ет желание участвовать в электронных котировках и аукционах, а рост конкуренции, как известно, ведет к снижению цены.

ѕосредством портала полностью автоматизирован процесс планировани€ проведени€ открытого конкурса. ¬се формы заполн€ютс€ в электронном виде, доступ к сводному графику открыт. “еперь заказчик не может объ€вить конкурс, если он не внесен в график предварительно. Ёто дает возможность и главному распор€дителю, и областному минэкономики как уполномоченному органу контролировать своевременное проведение конкурсов и обоснованность отмены их проведени€. »дет процесс интеграции с федеральным порталом, в помощь муниципальным образовани€м закуплены компьютеры с модемами, которые сейчас передаютс€ им в собственность.

—  роме технической поддержки, кака€ еще помощь оказываетс€ муниципалитетам сегодн€?

— Ќа обучение специалистов по курсу «”правление государственными и муниципальными заказами» в 2007 году будет направлено 3,5 млн рублей. —огласно представленной в прошлом году муниципальными образовани€ми информации, потребность в обучении глав сельских и городских поселений, членов конкурсных комиссий, а также специалистов, курирующих вопросы закупок, составл€ет более 4 тыс. человек.  роме того, мы планируем проводить семинары, издавать методические рекомендации — эта работа ведетс€ нами уже не первый год. ќдин из важнейших моментов — разъ€снение специалистам положений новых нормативно-правовых актов, которые уже вышли или выйдут в 2007 году.

— ќ каких нормативно­правовых актах прежде всего идет речь?

— ”твержден перечень товаров и услуг, размещение заказов на которые осуществл€етс€ у субъектов малого предпринимательства. Ќо сегодн€ данную норму многие заказчики понимают буквально. » если закупаетс€ продукци€, не предусмотренна€ перечнем, то субъекты малого предпринимательства отклон€ютс€ по всем конкурсам, что не совсем корректно. “акже вышло постановление о пор€дке ведени€ реестра государственных и муниципальных контрактов. ¬ свете этого будет доработано программное обеспечение по ведению реестров и разработан соответствующий пор€док.

««акон больших процентов», или особенности муниципального демпинга

ћуниципальный заказ — тема отдельна€. ” муниципальных заказчиков прослеживаетс€ тенденци€ всеми законными и незаконными способами признать победителем поставщика, наход€щегос€ на территории данного муниципального образовани€. ќдним из способов, примен€емых муниципалами, €вл€етс€ установление гарантийного срока и срока выполнени€ работ. Ќапример, у некоторых заказчиков при начальной цене контракта 2,2 млн руб. побеждает тот поставщик, который указывает срок выполнени€ работ 5 дней, срок гарантии 30 и более лет, и при этом цена €вл€етс€ максимальной. Ёти и другие особенности муниципального заказа вызвали оживленную дискуссию на заседании коллегии администрации области.

— ћы добились внешнего благополучи€. — точки зрени€ организации процесса мы — молодцы, по сути же у нас масса вопросов по качеству торгов и по их содержанию, — отметил вице-губернатор области »ван —“јЌ»—Ћј¬ќ¬. — ¬нешне все проведено блест€ще, экономи€ получена великолепна€, только радоватьс€ надо. ј на самом деле, если посмотреть, то там не так все благополучно. ћы сосредоточились на областном заказе, а что происходит в муниципалитетах? ” счетной палаты нет возможности провер€ть все подр€д, но методически и технологически мы должны вмешиватьс€ в этот процесс. ќни твор€т все, что угодно.  ак они уголь покупают, молоко? ћинэкономики и другим отраслевым министерствам нужно организовать систему проверок. ƒавайте поставим дело так, чтобы по итогам 2007 года мы могли сказать о прогрессе на уровне муниципалитетов…

  –азмер бюджетный средств, размещенных муниципальными образовани€ми области по итогам заключенных контрактов за 2005 и 2006 года (млн. руб.)

Ќе секрет, что многие эксперты говор€т о том, что критерии оценки эффективности государственных закупок по наименьшей за€вленной цене на самом деле представл€ют собой обыкновенный демпинг, и така€ оценка эффективности не соответствует общеприн€той мировой практике. ј что у нас?

ј у нас, по оценке вице-губернатора, — катастрофа. ѕо результатам конкурсов 2007 года только в министерстве труда и социального развити€ области из 33 объектов больше половины демпингуют в пределах 25-53%. Ќужно отметить, что закон №94-‘« ни слова не говорит о демпинге. “ем временем примеры вопиющего снижени€ цен на работы станов€тс€ нормой, как и процедура заведомого завышени€ цены на конкурсах. » участники закупочного процесса об этом знают.

¬от “аганрогский дом-интернат дл€ престарелых и инвалидов снизил цену на 32,7%. Ѕлагодарить вроде бы надо за такую экономию: почти 2 млн. рублей! » тут же пишетс€ письмо с просьбой использовать эти 2 млн. на капитальный ремонт дома-интерната. ” вице-губернатора возник резонный вопрос: кто позвол€ет делать такой капитальный ремонт, если работы в смету не вход€т?  ак можно построить объект, выполн€€ сметные объемы на 50%? ѕолучаетс€, что у нас придумывают любые варианты, лишь бы цена не оказалась решающим фактором. ѕо половине объектов демпинг выше 30%, по второй половине — выше 20%».

Ќеутешительные цифры и по объектам министерства образовани€. ¬ одном из конкурсов принимало участие 15 организаций, п€ть из них дали снижение от 3,5 до 17%, остальные — от 27 до 33%. ¬ыигрывает нека€ фирма «–ума» с ценой работ 15 млн. рублей. ј р€дом стоит фирма «–усич», котора€ снизила цену до 13,9 млн.  азалось бы, существенна€ разница — 1,1 млн., и надо бы отдать объект фирме «–усич». ќднако предпочтение отдаетс€ «–уме». “е по какой-то произвольной системе баллов набрали 87,36, а фирма «–усич» — только 87,33 балла. ¬ чем же, собственно, разница? ƒа в том, что одна организаци€ обещает сдать объект к 25 августа, а друга€ — к 18-му. ћикроскопическое, пр€мо скажем, различие. “ак дл€ чего огород городить, дл€ чего эти баллы?

— ƒайте нам документ, который говорит о том, что люди неправильно распор€жаютс€ областными деньгами, и мы им просто не дадим денег на следующий год! Ёто в наших силах, — так прокомментировал эту историю »ван —таниславов.

ƒл€ решени€ проблемы было выработано распор€жение о создании комиссии. ¬ ее состав войдут представители  онтрольного управлени€,  онтрольно-счетной палаты, отраслевых министерств. Ѕудет проведена проверка объектов, демпинг по которым более 30%, — начина€ со сметы и заканчива€ выполненными работами. ќтветственными за исполнение назначены ¬иктор ƒер€бкин и ёрий јндриади. ѕо определению »вана —таниславова, во всех муниципалитетах, на всех уровн€х, по всем видам товаров основным критерием должна быть только цена:

— Ќикаких баллов — сравниватьс€ должна только цена…

“ем самым »ван —таниславов определил главный вектор работы в области закупок по меньшей мере на ближайшие несколько мес€цев.

««акон больших перспектив»

 ак осуществл€лс€ госзакупочный контроль в 2006 году? Ѕыло проведено семь проверок главных распор€дителей средств областного бюджета, по результатам которых выдано 16 предписаний и 5 предложений об устранении нарушений. ¬се они были исполнены в установленные сроки. ¬ полную силу работал механизм досудебного рассмотрени€ жалоб со стороны участников размещени€ заказа на действи€ заказчиков. «а 2006 год было рассмотрено 96 жалоб, из них после публичного рассмотрени€ 28 признаны обоснованными. Ѕыло направлено 24 предписани€ и 2 предложени€. ќдно из них не было исполнено, в св€зи с чем минэкономики области вынуждено было подать исковое за€вление в јрбитражный суд на действи€ комиссии администрации г. √уково. —уд вынес решение признать результаты размещени€ заказа и заключенные контракты недействительными.

 роме того, минэкономики рассматривает обращени€ о включении поставщиков в реестр недобросовестных. ¬ 2006 году после документальной проверки в этот реестр попали 35 недобросовестных поставщиков. Ѕыл случай, когда поставщик ќќќ « ристина» не согласилс€ с внесением его в такой реестр и обратилс€ в јрбитражный суд. ќднако суд вынес решение о законности действий минэкономики и отказал поставщику в удовлетворении за€влени€.

ѕо-прежнему в числе основных нарушений, которые допускают заказчики при размещении заказа, — необоснованный отказ в допуске к участию в размещении заказа, включение в конкурсную документацию критериев, не предусмотренных законом, отсутствие пор€дка оценки за€вок на участие в конкурсе, неверный выбор способа закупки. ѕо словам √ермана Ћопаткина, в 2007 году эта работа продолжитс€, и согласно утвержденному плану будет проведено 11 проверок. Ќо, видимо, будет и р€д не запланированных ранее проверок…

„то еще входит в перечень задач на текущий период?

ћуниципальные образовани€ должны активизировать свою работу по созданию собственных сайтов дл€ размещени€ информации о муниципальном заказе. «ќт муниципалитетов тоже требуетс€ инициатива, этот процесс нельз€ зат€гивать — промедление сказываетс€ на общей эффективности размещени€ бюджетных средств, — подчеркнул √ерман Ћопаткин. — ћинэкономики области поставило всем государственным и муниципальным заказчикам задачу увеличить долю средств на торгах до 70% в 2007 году и закрепитьс€ на отметке 75% к 2015 году.

≈ще одна серьезна€ задача — ведение реестра государственных контрактов. ¬ конце 2006 года прин€то соответствующее постановление правительства. »м установлены более жесткие требовани€ к вносимой информации: по всем изменени€м, дополнени€м, структурированию, а также по защите информации, заносимой в реестр посредством применени€ электронной цифровой подписи или ее аналогов. —ейчас минэкономики дорабатывает портал госзакупок в соответствии с этим постановлением. Ќо и работа всех государственных заказчиков в текущем году по предоставлению сведений в реестр контрактов должна быть активизирована. ¬ 2006 году были вы€влены нарушени€ по срокам внесени€ информации, размещению недостоверных и неточных сведений.

», наконец, одной из важных задач остаетс€ оперативное реагирование на изменени€ в законодательстве и своевременна€ корректировка действий в соответствии с изменени€ми, вносимыми в закон № 94-‘«. ѕравильное прочтение закона во многом помогло –остовской области зан€ть в прошлом году первое место среди региональных заказчиков в Ќациональном рейтинге прозрачности.   концу 2007 года минэкономики области снова будет участвовать в рейтинге. Ќадо отметить, шансы получить оценку «ѕ–++ гарантированна€ прозрачность» у –остовской области достаточно высоки. ¬о вс€ком случае это сегодн€ €вл€етс€ ориентиром в сфере госзакупок. 


јвтор: јндрей ћолчанов

 

††