Перейти на главную страницу Карта сайта

Другие статьи номера

Вектор интенсивного развития (4528)
Награда «Вестнику» от Германа Грефа (4454)
Дневник Петербургского форума – в режиме on-line (7910)
Оксана Антипова, cпециальный корреспондент журнала «Вестник донской экономики»   
Бюджетные средства — на дороги шахтерских городов (4687)
Анастасия Погонская   
«Ростовская область обречена быть центром Юга» (5142)
Кирилл Власенко  
Теория и практика госзакупок: все по закону (6084)
АндреЙ Молчанов  
Донские бренды: Тихий Дон или Ростов-Сити? (10327)
Наталья Бурдыкова   
Министр экономического развития и торговли Российской Федерации Герман Греф: «На форуме будет присутствовать только мировая элита — люди, которые делают современную историю» (10600)
Дмитрий Козак: «Наша задача — минимизировать противоречия между бизнесом и властью» (4742)
Кирилл Власенко  
«ГЛОБЭКС»: новые возможности для региональной экономики (5038)
Ростовская область обречена быть центром Юга (4805)
Кирилл Власенко  
Успешный старт муниципальной реформы (4623)
Василий Соколов  
Бюджетные средства — на дороги шахтерских городов (4636)
Анастасия Погонская   
Французов привлекает промышленный Дон (5905)
Наталья Бурдыкова  
Генеральный директор «Кока-Кола ЭйчБиСи Евразия» Кит Сандерс: «Мы уверены в инвестиционном потенциале Дона» (13417)
В интересах донского бизнеса (4990)
Наталья Бурдыкова  
Биржевой центр для Юга России (5068)
Наталья Бурдыкова  
Банковское обозрение: время ВТБ (4808)
IPO имеет социальную значимость (5017)
Наталья Бурдыкова  

 

Теория и практика госзакупок: все по закону

№ 2(9) (2007)
Количество просмотров: 5842
Версия для печати


Прошлый год, ознаменовавшийся вступлением в силу федерального закона «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд — №94-ФЗ», оказался в отношении госзакупок сложным. И тем не менее ситуация по размещению заказа в Ростовской области сложилась благоприятная. Это подтверждает оценка по шкале Национального рейтинга прозрачности, присвоенная области, — «ПР+ высокая прозрачность».

В целом закон №94-ФЗ в значительной степени себя оправдал. Процесс, что называется, пошел: и в обеспечении прозрачности механизма осуществления закупок продукции, и в стимулировании добросовестной конкуренции, и в эффективности размещения бюджетных средств. Но, несмотря на позитивные цифры и факты, не все благополучно в госзакупочном секторе. Заседание мартовской коллегии администрации области, на котором заместитель губернатора — министр экономики, торговли, международных и внешнеэкономических связей Виктор Дерябкин подвел итоги работы по размещению госзаказа в 2006 году, стало той самой ложкой дегтя в бочке меда…

«Закон больших чисел»

Положительную оценку реализации в Ростовской области нового закона №94-ФЗ, который способствовал почти двукратному росту эффективности размещения бюджетных средств, подтверждают цифры: в 2006 году из областного бюджета на обеспечение государственных нужд было направлено 16,6 млрд. руб., что на 33% больше, чем в прошлом году. Из них 11,3 млрд. руб. (68,1%) размещено на открытых конкурсах, 2,9 млрд. (17,4%) — у единственного поставщика, 1,4 млрд. (8,7%) — методом запроса котировок, 0,9 млрд. руб. (5,6%) составляют закупки малого объема (до 60 тыс. руб.), и 19,2 млн. руб. (0,2%) размещено на открытых аукционах. В прошедшем году доля средств, размещенных путем проведения торгов, увеличилась по сравнению с 2005 годом с 59,3% до 68,3%. Однако почти вдвое сократилась доля самого популярного способа размещения заказа — котировок. Это связано с введением

с 1 января 2006 года возможности закупок продукции на сумму до 60 тыс. рублей без проведения процедур, предусмотренных 94-ФЗ. Правда, некоторые заказчики злоупотребляют этой статьей закона, что снижает эффективность закупочного процесса.

  Динамика размещения средств областного бюджета и территориальных государственных внебюджетных фондов за 2005 и 2006 года по видам закупок (млрд. руб.)

Большую роль в развитии позитивной динамики в данном секторе экономики сыграла широкая информированность о закупочных процедурах, связанная с информационным обеспечением. В начале 2006 года в Управлении государственных закупок области объявили о расширении возможностей портала государственных закупок и о его интеграции с федеральной площадкой. По словам начальника управления Германа Лопаткина, портал за год оправдал возложенные на него надежды. Весь год для дальнейшей автоматизации закупочного процесса он модернизировался синхронно с новыми нормативными актами. За истекший период было зарегистрировано 3695 государственных и муниципальных заказчиков и более пяти тысяч поставщиков, а общее количество посетителей сайта превысило 200 тысяч. Ведутся консультации в режиме on-line, за год количество вопросов и ответов составило около шести с половиной тысяч.

 — Но портал государственных закупок «Рефери» — не просто сайт для размещения информации, — отмечает Герман Лопаткин, — это электронная система управления закупками — единая система, которая совмещает в себе функции по информационному обеспечению процедур размещения заказа и формирует аналитические и статистические сведения о размещении заказов, заключенных контрактах, ценах на закупаемую продукцию, планированию и контролю. Благодаря тому, что вся информация о размещении государственного и муниципального заказа размещается в интернете, прозрачность и эффективность закупок возросла. Сейчас на портале активно функционируют два электронных способа закупок — котировки и аукционы.

— Насколько эффективны эти способы?

— Цифры говорят сами за себя. В прошлом году экономия по котировкам достигла 20%, а по электронным аукционам — 15%. Думаю, в 2007 году эффективность размещения средств данными способами не снизится, а напротив, возрастет. Все больше поставщиков изъявляет желание участвовать в электронных котировках и аукционах, а рост конкуренции, как известно, ведет к снижению цены.

Посредством портала полностью автоматизирован процесс планирования проведения открытого конкурса. Все формы заполняются в электронном виде, доступ к сводному графику открыт. Теперь заказчик не может объявить конкурс, если он не внесен в график предварительно. Это дает возможность и главному распорядителю, и областному минэкономики как уполномоченному органу контролировать своевременное проведение конкурсов и обоснованность отмены их проведения. Идет процесс интеграции с федеральным порталом, в помощь муниципальным образованиям закуплены компьютеры с модемами, которые сейчас передаются им в собственность.

— Кроме технической поддержки, какая еще помощь оказывается муниципалитетам сегодня?

— На обучение специалистов по курсу «Управление государственными и муниципальными заказами» в 2007 году будет направлено 3,5 млн рублей. Согласно представленной в прошлом году муниципальными образованиями информации, потребность в обучении глав сельских и городских поселений, членов конкурсных комиссий, а также специалистов, курирующих вопросы закупок, составляет более 4 тыс. человек. Кроме того, мы планируем проводить семинары, издавать методические рекомендации — эта работа ведется нами уже не первый год. Один из важнейших моментов — разъяснение специалистам положений новых нормативно-правовых актов, которые уже вышли или выйдут в 2007 году.

— О каких нормативно­правовых актах прежде всего идет речь?

— Утвержден перечень товаров и услуг, размещение заказов на которые осуществляется у субъектов малого предпринимательства. Но сегодня данную норму многие заказчики понимают буквально. И если закупается продукция, не предусмотренная перечнем, то субъекты малого предпринимательства отклоняются по всем конкурсам, что не совсем корректно. Также вышло постановление о порядке ведения реестра государственных и муниципальных контрактов. В свете этого будет доработано программное обеспечение по ведению реестров и разработан соответствующий порядок.

«Закон больших процентов», или особенности муниципального демпинга

Муниципальный заказ — тема отдельная. У муниципальных заказчиков прослеживается тенденция всеми законными и незаконными способами признать победителем поставщика, находящегося на территории данного муниципального образования. Одним из способов, применяемых муниципалами, является установление гарантийного срока и срока выполнения работ. Например, у некоторых заказчиков при начальной цене контракта 2,2 млн руб. побеждает тот поставщик, который указывает срок выполнения работ 5 дней, срок гарантии 30 и более лет, и при этом цена является максимальной. Эти и другие особенности муниципального заказа вызвали оживленную дискуссию на заседании коллегии администрации области.

— Мы добились внешнего благополучия. С точки зрения организации процесса мы — молодцы, по сути же у нас масса вопросов по качеству торгов и по их содержанию, — отметил вице-губернатор области Иван СТАНИСЛАВОВ. — Внешне все проведено блестяще, экономия получена великолепная, только радоваться надо. А на самом деле, если посмотреть, то там не так все благополучно. Мы сосредоточились на областном заказе, а что происходит в муниципалитетах? У счетной палаты нет возможности проверять все подряд, но методически и технологически мы должны вмешиваться в этот процесс. Они творят все, что угодно. Как они уголь покупают, молоко? Минэкономики и другим отраслевым министерствам нужно организовать систему проверок. Давайте поставим дело так, чтобы по итогам 2007 года мы могли сказать о прогрессе на уровне муниципалитетов…

  Размер бюджетный средств, размещенных муниципальными образованиями области по итогам заключенных контрактов за 2005 и 2006 года (млн. руб.)

Не секрет, что многие эксперты говорят о том, что критерии оценки эффективности государственных закупок по наименьшей заявленной цене на самом деле представляют собой обыкновенный демпинг, и такая оценка эффективности не соответствует общепринятой мировой практике. А что у нас?

А у нас, по оценке вице-губернатора, — катастрофа. По результатам конкурсов 2007 года только в министерстве труда и социального развития области из 33 объектов больше половины демпингуют в пределах 25-53%. Нужно отметить, что закон №94-ФЗ ни слова не говорит о демпинге. Тем временем примеры вопиющего снижения цен на работы становятся нормой, как и процедура заведомого завышения цены на конкурсах. И участники закупочного процесса об этом знают.

Вот Таганрогский дом-интернат для престарелых и инвалидов снизил цену на 32,7%. Благодарить вроде бы надо за такую экономию: почти 2 млн. рублей! И тут же пишется письмо с просьбой использовать эти 2 млн. на капитальный ремонт дома-интерната. У вице-губернатора возник резонный вопрос: кто позволяет делать такой капитальный ремонт, если работы в смету не входят? Как можно построить объект, выполняя сметные объемы на 50%? Получается, что у нас придумывают любые варианты, лишь бы цена не оказалась решающим фактором. По половине объектов демпинг выше 30%, по второй половине — выше 20%».

Неутешительные цифры и по объектам министерства образования. В одном из конкурсов принимало участие 15 организаций, пять из них дали снижение от 3,5 до 17%, остальные — от 27 до 33%. Выигрывает некая фирма «Рума» с ценой работ 15 млн. рублей. А рядом стоит фирма «Русич», которая снизила цену до 13,9 млн. Казалось бы, существенная разница — 1,1 млн., и надо бы отдать объект фирме «Русич». Однако предпочтение отдается «Руме». Те по какой-то произвольной системе баллов набрали 87,36, а фирма «Русич» — только 87,33 балла. В чем же, собственно, разница? Да в том, что одна организация обещает сдать объект к 25 августа, а другая — к 18-му. Микроскопическое, прямо скажем, различие. Так для чего огород городить, для чего эти баллы?

— Дайте нам документ, который говорит о том, что люди неправильно распоряжаются областными деньгами, и мы им просто не дадим денег на следующий год! Это в наших силах, — так прокомментировал эту историю Иван Станиславов.

Для решения проблемы было выработано распоряжение о создании комиссии. В ее состав войдут представители Контрольного управления, Контрольно-счетной палаты, отраслевых министерств. Будет проведена проверка объектов, демпинг по которым более 30%, — начиная со сметы и заканчивая выполненными работами. Ответственными за исполнение назначены Виктор Дерябкин и Юрий Андриади. По определению Ивана Станиславова, во всех муниципалитетах, на всех уровнях, по всем видам товаров основным критерием должна быть только цена:

— Никаких баллов — сравниваться должна только цена…

Тем самым Иван Станиславов определил главный вектор работы в области закупок по меньшей мере на ближайшие несколько месяцев.

«Закон больших перспектив»

Как осуществлялся госзакупочный контроль в 2006 году? Было проведено семь проверок главных распорядителей средств областного бюджета, по результатам которых выдано 16 предписаний и 5 предложений об устранении нарушений. Все они были исполнены в установленные сроки. В полную силу работал механизм досудебного рассмотрения жалоб со стороны участников размещения заказа на действия заказчиков. За 2006 год было рассмотрено 96 жалоб, из них после публичного рассмотрения 28 признаны обоснованными. Было направлено 24 предписания и 2 предложения. Одно из них не было исполнено, в связи с чем минэкономики области вынуждено было подать исковое заявление в Арбитражный суд на действия комиссии администрации г. Гуково. Суд вынес решение признать результаты размещения заказа и заключенные контракты недействительными.

Кроме того, минэкономики рассматривает обращения о включении поставщиков в реестр недобросовестных. В 2006 году после документальной проверки в этот реестр попали 35 недобросовестных поставщиков. Был случай, когда поставщик ООО «Кристина» не согласился с внесением его в такой реестр и обратился в Арбитражный суд. Однако суд вынес решение о законности действий минэкономики и отказал поставщику в удовлетворении заявления.

По-прежнему в числе основных нарушений, которые допускают заказчики при размещении заказа, — необоснованный отказ в допуске к участию в размещении заказа, включение в конкурсную документацию критериев, не предусмотренных законом, отсутствие порядка оценки заявок на участие в конкурсе, неверный выбор способа закупки. По словам Германа Лопаткина, в 2007 году эта работа продолжится, и согласно утвержденному плану будет проведено 11 проверок. Но, видимо, будет и ряд не запланированных ранее проверок…

Что еще входит в перечень задач на текущий период?

Муниципальные образования должны активизировать свою работу по созданию собственных сайтов для размещения информации о муниципальном заказе. «От муниципалитетов тоже требуется инициатива, этот процесс нельзя затягивать — промедление сказывается на общей эффективности размещения бюджетных средств, — подчеркнул Герман Лопаткин. — Минэкономики области поставило всем государственным и муниципальным заказчикам задачу увеличить долю средств на торгах до 70% в 2007 году и закрепиться на отметке 75% к 2015 году.

Еще одна серьезная задача — ведение реестра государственных контрактов. В конце 2006 года принято соответствующее постановление правительства. Им установлены более жесткие требования к вносимой информации: по всем изменениям, дополнениям, структурированию, а также по защите информации, заносимой в реестр посредством применения электронной цифровой подписи или ее аналогов. Сейчас минэкономики дорабатывает портал госзакупок в соответствии с этим постановлением. Но и работа всех государственных заказчиков в текущем году по предоставлению сведений в реестр контрактов должна быть активизирована. В 2006 году были выявлены нарушения по срокам внесения информации, размещению недостоверных и неточных сведений.

И, наконец, одной из важных задач остается оперативное реагирование на изменения в законодательстве и своевременная корректировка действий в соответствии с изменениями, вносимыми в закон № 94-ФЗ. Правильное прочтение закона во многом помогло Ростовской области занять в прошлом году первое место среди региональных заказчиков в Национальном рейтинге прозрачности. К концу 2007 года минэкономики области снова будет участвовать в рейтинге. Надо отметить, шансы получить оценку «ПР++ гарантированная прозрачность» у Ростовской области достаточно высоки. Во всяком случае это сегодня является ориентиром в сфере госзакупок. 


Автор: Андрей Молчанов