Перейти на главную страницу Карта сайта

Другие статьи номера

Цена стабильности (3018)
Пять главных событий 2015 года в России и на Юге страны по версии журнала «Вестник экономики»
Альбина Астахова   
«Сейчас все в кризисе, а село растет» (2990)
Владимир Путин: «С Россией такие штучки не проходят, никогда не проходили и не пройдут в будущем» (3002)
В ноябре журнал Forbes представил ежегодный рейтинг самых влиятельных людей мира в 2015 году. Список из 73 позиций в третий раз подряд возглавил президент России Владимир Путин
Альбина Астахова   
Как укрепить экономику России? (3825)
Директор ООО «Фирма «ЯМАД» предлагает комплексно решать существующие проблемы
Марина Коренец   
Виктор Гришин: «Нам необходимо развивать перерабатывающую промышленность» (5093)
Валерия Якимова   
Факторы роста (2971)
2016 год будет для российской экономики одновременно сложным и перспективным
Сдержанный оптимизм (2924)
Аналитик Анна Калмыкова рассказала ИД «МедиаЮг», что, по ее мнению, ждет российскую экономику в 2016 году
Валерия Якимова  
Аграрная доминанта (4691)
Самые высокие темпы замещения импортной продукции пока отмечены лишь в сфере АПК
Сергей Семенов   
«Импорт существенно сокращается в последние годы» (3012)
Сергей Семенов   
Инвестиции для Юга (9835)
Аналитический центр ИД «МедиаЮг» составил рейтинг крупнейших инвестиционных проектов Южного федерального округа
Александр Гаврилов  
Большое состязание (3071)
Аналитический центр ИД «МедиаЮг» составил рейтинг крупнейших спортивных объектов ЮФО
Александр Гаврилов  
Одиночное плавание (3429)
Нефтегазовый сектор Юга России будет развиваться за счет собственных ресурсов
Ярослав Потапов   
Излишняя опека (2369)
Развитию пивного рынка мешает чрезмерное государственное регулирование
Альбина Астахова   
Шанс для развития (2687)
Критики Старого Света дают высокие оценки винам, сделанным в регионах ЮФО
Дарья Николаева  
Под флагом успеха (2986)
В условиях кризиса бизнес по франшизе становится наиболее привлекательным для малых предприятий
Валерия Якимова   
Легенда Дона (2364)
Кондитерскую «Золотой Колос» по праву называют визитной карточкой Ростова-на-Дону
Олеся Куропаткина   
Будем сыты (4588)
Даже в условиях санкций сельхозпроизводители сумели обеспечить продовольственную безопасность страны
Альбина Астахова  
Александр Ткачев: «Доходы России от экспорта продовольствия превышают на треть выручку от продажи вооружений» (4622)
Никита Логвинов  
Алексей Попов: «В единстве сила» (3632)
Валерия Якимова   
Николай Господарев: «Нужно соблюдать баланс между воспроизводством и добычей водных биоресурсов» (2557)
Лилия Болотина   

 

Стандарт для нестандарта

№ 1(53) (2015)
Количество просмотров: 2337
Версия для печати


В системе российского образования сегодня происходят серьезные изменения. На смену парадигме знаний, умений и навыков приходят современные требования к процессу образования, продиктованные Федеральными государственными образовательными стандартами (ФГОС): формирование компетентностного подхода, развитие универсальных учебных действий и, соответственно, подготовка грамотных кадров для различных отраслей экономики нашей страны.

Развитие личности

На форуме «Открытые инновации», прошедшем в конце октября 2015 г., министр образования и науки России Дмитрий Ливанов подчеркнул, что с развитием системы образования меняется и роль современного учителя. Сегодня педагог становится ключевой фигурой образовательного процесса и, уходя от функции монопольного носителя и транслятора знаний, он призван оказывать помощь в выстраивании образовательной траектории своих учеников, самоопределении и мотивации, выступая в роли навигатора в глобальном информационном пространстве. Таким образом, приоритетная цель современного российского образования направлена на формирование и развитие самостоятельных способностей ученика. В основе образовательной программы сегодня лежит системно-деятельност-ный подход, реализуемый посредством информационных и коммуникативных технологий через компьютеры, мультимедийные проекты, учебно-практическое и лабораторное оборудование, приборы, муляжи и мн. др.

«Успешному выполнению поставленных задач способствует разнообразие форм обучения в современной школе, — сообщает директор МБОУ «Ремонтненская гимназия № 1» Людмила Гончарова. — Появление электронных дневников позволило педагогам, родителям и ученикам поддерживать информационную связь со школой. Практически у каждого учителя нашей школы есть свой сайт или личная страница, где педагоги озвучивают детям определенные задачи на перспективу, обмениваются информацией со школьниками и при необходимости отправляют заболевшим ученикам домашнее задание».

Гуманитарная Ремонтненская гимназия № 1, расположенная в самом отдаленном сельском районе Ростовской области, стала одной из первых школ донского края, в которой еще в 2008 году в рамках пилотного проекта стартовало внедрение новых ФГОС. Педагоги отмечают, что методы обучения и воспитания через призму ФГОС рассматриваются как ценностно-ориентированный процесс. «Например, широкие возможности развивающей внеурочной деятельности ориентированы на выявление способностей каждого школьника, на удовлетворение индивидуальных интересов и потребностей самореализации. При этом занятия внеурочной деятельностью каждой школой планируются индивидуально, с учетом интересов и пожеланий родителей», — комментирует директор МБОУ «СОШ № 61» г. Ростова-на-Дону Светлана Денисенко.

Уникальный подход к учебно-воспитательной работе демонстрирует Старостаничная школа Каменского района Ростовской области, в которой уже 37 лет действует система эстетического всеобуча. Еще в 1978 году педагогическим коллективом Старостаничной музыкальной школы совместно с учителями Старостаничной общеобразовательной школы была разработана и внедрена в жизнь идея эстетического всеобуча школьников — обязательного эстетического образования и воспитания детей. Это был первый в стране Центр эстетического воспитания школьников, принципиальными отличиями которого стал не только 100-процентный охват учеников школы, но и комплексный эстетический подход, основанный на четырех видах художественно-творческой деятельности: умении слышать (музыка), умении видеть и воспроизводить (изобразительное искусство), умении красиво двигаться (хореография) и умении правильно общаться как друг с другом, так и с окружающими людьми (сценическое искусство). «Подбор видов деятельности настолько органичен, что все они являются у детей любимыми. Однако в рамках ФГОС родители должны написать заявления на оказание услуг по внеурочной деятельности, — поясняет директор МБОУ «Старостаничная СОШ Каменского района» Марина Буслаева. — Некоторые родители вначале не выбирают какие-то виды направления в заявлении. Но буквально через две-три недели посещения занятий просят включить своих детей во все виды комплексного эстетического воспитания, поскольку результаты не заставляют долго ждать: ученики, посещающие занятия в центре, становятся культурными, всесторонне развитыми людьми».

Школьные новации

В этом году Краснодарский край стал единственным пилотным регионом на Юге России, в котором планируется реализация программы «Самбо в школу». Необычный предмет будет включен в учебную программу в рамках третьего урока физкультуры в неделю, но лишь в тех школах, которые готовы принять участие в эксперименте. Сегодня еще продолжается подготовительный этап введения самбо в школьную программу, и кубанские учителя с помощью специалистов Всероссийской федерации самбо повышают уровень своей квалификации. Еще одной новацией текущего года на Кубани стал эксперимент по открытию в школах Усть-Лабинского района профильных агротехнологических классов. Уже с начала учебного года ученики этих школ активно изучают растениеводство, животноводство и агроэкологию. Инициатором открытия агроклассов в районе стал фонд Олега Дерипаски «Вольное дело». Эта идея была активно поддержана и агрохолдингом «Кубань». Всего в школах Усть-Лабинского района было открыто 13 агроклассов, учащиеся которых знакомятся с особенностями аграрного производства, осваивают азы востребованных специальностей, таких как основы растениеводства, основы животноводства, основы организации аграрного бизнеса, агроэкология… Практика работы агроклассов показывает, что школьникам интересны все направления отечественного агрокомплек-са. Так, в летних агролагерях ребята из Усть-Лабинской школы №6 с интересом знакомились с работой животноводческого комплекса, отрабатывали практические навыки на создании макетов ферм, разрабатывали свои бизнес-планы. В рамках проведения осенней смены во время осенних каникул дети совершили несколько тематических экскурсий, ознакомились с работой агропредприятия и приступили к составлению долгосрочной программы по развитию заданного направления.

«Уже в этом учебном году выпускники нашего агрокласса получат сертификаты о прохождении курса сельскохозяйственных наук определенного профиля, который, бесспорно, окажет позитивное влияние на дальнейшее поступление в профильное учебное учреждение», — сообщает директор МБОУ «СОШ №6 им. И.Т. Сидоренко» Марина Карташева. Однако, несмотря на общие системные признаки развития образования, сегодня каждая школа выбирает свой индивидуальный путь развития, ориентируясь на многообразие экономических, социальных, национальных и региональных особенностей. Многие школы Юга России взяли курс на обращение к традициям культурного наследия.

Первые казачьи классы на Кубани с углубленным изучением истории родного края появились в МБОУ «СОШ № 1 Староминского района». «Перед их открытием мы решили собрать выставку бытия нашего казачества, традиций кубанской избы, — дополняет директор МБОУ «СОШ № 1» Евгения Кухтина. — И сегодня наряду с казачьим музеем выставка, созданная силами наших родителей и детей, превратилась в благоустроенный казачий экспоуголок, который по праву является украшением школы».

Джигитовка в награду

Интересный подход к обучению в казачьих классах продемонстрирован и в Икрянинской СОШ Астраханской области. Помимо углубленного изучения учебных предметов, связанных с историей и культурой казачества, в рамках внеурочной деятельности в школе представлен целый спектр профильных направлений, в числе которых казачий хор, казачья хореография, казачьи умельцы. Широким спросом у учеников, преимущественно у мальчишек, пользуются такие занятия, как казачья удаль, на которых ребята изучают основы рукопашного боя. Но самой, пожалуй, уникальной особенностью образовательного учреждения стало наличие собственной конной школы, позволяющей школьникам приобрести навыки ухода за лошадьми, совершать поездки на лошади, а самым дисциплинированным и способным получить навыки джигитовки.

«Конечно же, содержание конюшни требует значительных финансовых вливаний, непосильных для школы, — констатирует директор МБОУ «Икрянинская СОШ» Наталья Крюкова. — В этом направлении нас активно поддерживает Федерация конного спорта Астраханской области, предоставив нам в безвозмездную аренду породистых, обкатанных специально для детей лошадей и обеспечивая животных необходимым кормом».

Для проведения квалифицированных занятий с детьми в штатное расписание школы введены тренер-преподаватель и коновод. Примечательно, что при условии хорошей успеваемости и дисциплины все учащиеся Икрянинской СОШ могут посещать конные занятия. «Уроки в конной школе являются обязательными для учащихся казачьих классов, — говорит Наталья Крюкова. — С удовольствием конную школу посещают и дети с ограниченными возможностями здоровья, поскольку уже давно доказано, что иппотерапия получила всеобщее признание как высокоэффективный метод лечения и реабилитации при многих серьезных заболеваниях». В рамках программы «Доступная среда» Икрянинская СОШ была отлично оснащена для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья. Здесь созданы пандусы, расширены дверные проемы, оборудованы санузлы, перенесен на первый этаж медицинский кабинет. И сегодня в школе успешно функционирует система инклюзивного образования. При поддержке министерства образования и науки Астраханской области в учебное учреждение было поставлено оборудование для организации дистанционного обучения. Такое же оборудование бесплатно получила каждая нуждающаяся семья, чтобы дети, не имеющие возможности передвижения, обучались дистанционно.

Новые возможности СПО

ФГОС нового поколения внесли серьезные коррективы и в систему среднего профильного образования. Новые стандарты образования существенно расширили количество практических часов, ограничив аудиторные проведением лекций. В образовательный процесс многих СПО были внедрены междисциплинарные модули — совмещенные уроки теории и практики, проводимые под контролем мастеров производственного обучения, а для повышения престижа учреждений среднего профильного образования вводятся новые востребованные на рынке труда специальности. «В 2011 году в колледже появилась возможность получить образование по таким специальностям, как «землеустройство», «строительство и эксплуатация зданий и сооружений». В этом году мы открыли новое отделение для подготовки техников-механиков промышленного оборудования, востребованных на заводе «Теплостройпроект-С», — подчеркивает директор Серноводского аграрно-тех-нического колледжа в Чеченской Республике Салавдин Чилаев. Спектр отделений Ростовского-на-Дону автодорожного колледжа расширили такие специальности, как «прикладная геодезия», «страховое дело», а в Староминском механико-технологическом техникуме Краснодарского края планируется в начале 2016 учебного года ввести специальности электромеханика, технолога пищевой промышленности, экономики и бухучета.

«Внедрению новой специальности всегда предшествует масштабная работа. Прежде всего необходимо подтвердить наличие материальной базы для качественного практического обучения студентов, — говорит директор ГБОУ «Староминский механико-технологический техникум» Виктор Сидячко. — Отличным решением этого сложного для СПО вопроса является сотрудничество с предприятиями, заинтересованными в появлении молодых грамотных и амбициозных кадров. Таким социальным партнером нашего техникума является торговый дом «Аверс». Проходя практику на полях предприятия, наши студенты отлично отработали на севе, изучив новые технологии землепользования, новые возможности энергоемкой сельскохозяйственной техники». «Расширение траекторий образовательного и социального партнерства является ключевой задачей для любого учреждения СПО, — соглашается директор ОАОУ СПО «Астраханский социально-педагогический колледж» Артур Хаченьян. — Такая консолидация усилий повысит эффективность среднего профессионального образования, приведя его содержание и структуру в соответствие с потребностями рынка труда». Новые стандарты образования качественно повысили и процесс подготовки специалистов со средним медицинским образованием.

«Для практической подготовки будущих специалистов мы успешно применяем симуляционные технологии, — сообщает директор ГБОУ СПО СК «Буденновский медицинский колледж» в Ставропольском крае Оксана Левченко. — Многократная отработка определенных действий и навыков на фантомах, муляжах, универсальных тренажерах для манипуляций сестринского ухода, базовых комбинированных манекенах позволяет довести до автоматизма выполнение профильной задачи».

Дуальное обучение

В 2014 году в стране началась подготовка к внедрению в систему среднего профессионального образования дуальной модели. Единственным регионом на Юге России стала Волгоградская область, в которой, согласно конкурсу, проведенному Агентством стратегических инициатив (АСИ), будет реализовываться пилотный проект дуального образования. Статус федеральной инновационной площадки, присвоенный АСИ и Министерством образования и науки РФ по направлению «Внедрение элементов дуального обучения в образовательный процесс», получил Волгоградский колледж управления и новых технологий.

«Наработанные деловые связи с постоянным партнером — ЦКБ «Титан» — и многолетний опыт по проведению практических занятий по подготовке специалистов машиностроения для нужд этого предприятия позволили нам стать участниками проекта АСИ по реализации дуального образования, — говорит директор ГБПОУ «Волгоградский колледж управления и новых технологий» Сергей Лиховцев. — Победу в конкурсе я считаю заслуженным достижением, направленным на дальнейшую выработку эффективных механизмов подготовки наших выпускников для конкретных рабочих мест. Только тандем теории и практики позволит будущим специалистам соответствовать требованиям современного работодателя и уже в процессе обучения решать именно те задачи, которые возникают на производстве». Дуальное образование в колледже реализуется уже второй год, а сегодня в учебном учреждении разрабатывается и вопрос о запуске в учебный процесс новой специальности «радиоаппаратостроение». «Мы начинаем подготовку к лицензированию, и уже на следующий год планируем открыть новое отделение по подготовке высококвалифицированных специалистов для ряда предприятий Волгоградской области, преимущественно оборонного комплекса, который сегодня остро нуждается в кадрах», — резюмирует Сергей Лиховцев.


Автор: Марина Коренец