ѕерейти на главную страницу  арта сайта

ƒругие статьи номера

÷ена стабильности (2213)
ѕ€ть главных событий 2015 года в –оссии и на ёге страны по версии журнала Ђ¬естник экономикиї
јльбина јстахова   
Ђ—ейчас все в кризисе, а село растетї (2178)
¬ладимир ѕутин: Ђ— –оссией такие штучки не проход€т, никогда не проходили и не пройдут в будущемї (2202)
¬ но€бре журнал Forbes представил ежегодный рейтинг самых вли€тельных людей мира в 2015 году. —писок из 73 позиций в третий раз подр€д возглавил президент –оссии ¬ладимир ѕутин
јльбина јстахова   
 ак укрепить экономику –оссии? (2802)
ƒиректор ќќќ Ђ‘ирма Ђяћјƒї предлагает комплексно решать существующие проблемы
ћарина  оренец   
¬иктор √ришин: ЂЌам необходимо развивать перерабатывающую промышленностьї (3511)
¬алери€ якимова   
‘акторы роста (2183)
2016 год будет дл€ российской экономики одновременно сложным и перспективным
—держанный оптимизм (2114)
јналитик јнна  алмыкова рассказала »ƒ Ђћедиаёгї, что, по ее мнению, ждет российскую экономику в 2016 году
¬алери€ якимова  
јграрна€ доминанта (3198)
—амые высокие темпы замещени€ импортной продукции пока отмечены лишь в сфере јѕ 
—ергей —еменов   
Ђ»мпорт существенно сокращаетс€ в последние годыї (2184)
—ергей —еменов   
»нвестиции дл€ ёга (7188)
јналитический центр »ƒ Ђћедиаёгї составил рейтинг крупнейших инвестиционных проектов ёжного федерального округа
јлександр √аврилов  
Ѕольшое сост€зание (2273)
јналитический центр »ƒ Ђћедиаёгї составил рейтинг крупнейших спортивных объектов ё‘ќ
јлександр √аврилов  
ќдиночное плавание (2596)
Ќефтегазовый сектор ёга –оссии будет развиватьс€ за счет собственных ресурсов
ярослав ѕотапов   
»злишн€€ опека (1740)
–азвитию пивного рынка мешает чрезмерное государственное регулирование
јльбина јстахова   
Ўанс дл€ развити€ (2006)
 ритики —тарого —вета дают высокие оценки винам, сделанным в регионах ё‘ќ
ƒарь€ Ќиколаева  
ѕод флагом успеха (1979)
¬ услови€х кризиса бизнес по франшизе становитс€ наиболее привлекательным дл€ малых предпри€тий
¬алери€ якимова   
Ћегенда ƒона (1735)
 ондитерскую Ђ«олотой  олосї по праву называют визитной карточкой –остова-на-ƒону
ќлес€  уропаткина   
Ѕудем сыты (2949)
ƒаже в услови€х санкций сельхозпроизводители сумели обеспечить продовольственную безопасность страны
јльбина јстахова  
јлександр “качев: Ђƒоходы –оссии от экспорта продовольстви€ превышают на треть выручку от продажи вооруженийї (2983)
Ќикита Ћогвинов  
јлексей ѕопов: Ђ¬ единстве силаї (2485)
¬алери€ якимова   
Ќиколай √осподарев: ЂЌужно соблюдать баланс между воспроизводством и добычей водных биоресурсовї (1883)
Ћили€ Ѕолотина   

 

—тандарт дл€ нестандарта

є 1(53) (2015)
 оличество просмотров: 1760
¬ерси€ дл€ печати


¬ системе российского образовани€ сегодн€ происход€т серьезные изменени€. Ќа смену парадигме знаний, умений и навыков приход€т современные требовани€ к процессу образовани€, продиктованные ‘едеральными государственными образовательными стандартами (‘√ќ—): формирование компетентностного подхода, развитие универсальных учебных действий и, соответственно, подготовка грамотных кадров дл€ различных отраслей экономики нашей страны.

–азвитие личности

Ќа форуме «ќткрытые инновации», прошедшем в конце окт€бр€ 2015 г., министр образовани€ и науки –оссии ƒмитрий Ћиванов подчеркнул, что с развитием системы образовани€ мен€етс€ и роль современного учител€. —егодн€ педагог становитс€ ключевой фигурой образовательного процесса и, уход€ от функции монопольного носител€ и трансл€тора знаний, он призван оказывать помощь в выстраивании образовательной траектории своих учеников, самоопределении и мотивации, выступа€ в роли навигатора в глобальном информационном пространстве. “аким образом, приоритетна€ цель современного российского образовани€ направлена на формирование и развитие самосто€тельных способностей ученика. ¬ основе образовательной программы сегодн€ лежит системно-де€тельност-ный подход, реализуемый посредством информационных и коммуникативных технологий через компьютеры, мультимедийные проекты, учебно-практическое и лабораторное оборудование, приборы, мул€жи и мн. др.

«”спешному выполнению поставленных задач способствует разнообразие форм обучени€ в современной школе, — сообщает директор ћЅќ” «–емонтненска€ гимнази€ № 1» Ћюдмила √ончарова. — ѕо€вление электронных дневников позволило педагогам, родител€м и ученикам поддерживать информационную св€зь со школой. ѕрактически у каждого учител€ нашей школы есть свой сайт или лична€ страница, где педагоги озвучивают дет€м определенные задачи на перспективу, обмениваютс€ информацией со школьниками и при необходимости отправл€ют заболевшим ученикам домашнее задание».

√уманитарна€ –емонтненска€ гимнази€ № 1, расположенна€ в самом отдаленном сельском районе –остовской области, стала одной из первых школ донского кра€, в которой еще в 2008 году в рамках пилотного проекта стартовало внедрение новых ‘√ќ—. ѕедагоги отмечают, что методы обучени€ и воспитани€ через призму ‘√ќ— рассматриваютс€ как ценностно-ориентированный процесс. «Ќапример, широкие возможности развивающей внеурочной де€тельности ориентированы на вы€вление способностей каждого школьника, на удовлетворение индивидуальных интересов и потребностей самореализации. ѕри этом зан€ти€ внеурочной де€тельностью каждой школой планируютс€ индивидуально, с учетом интересов и пожеланий родителей», — комментирует директор ћЅќ” «—ќЎ № 61» г. –остова-на-ƒону —ветлана ƒенисенко.

”никальный подход к учебно-воспитательной работе демонстрирует —таростанична€ школа  аменского района –остовской области, в которой уже 37 лет действует система эстетического всеобуча. ≈ще в 1978 году педагогическим коллективом —таростаничной музыкальной школы совместно с учител€ми —таростаничной общеобразовательной школы была разработана и внедрена в жизнь иде€ эстетического всеобуча школьников — об€зательного эстетического образовани€ и воспитани€ детей. Ёто был первый в стране ÷ентр эстетического воспитани€ школьников, принципиальными отличи€ми которого стал не только 100-процентный охват учеников школы, но и комплексный эстетический подход, основанный на четырех видах художественно-творческой де€тельности: умении слышать (музыка), умении видеть и воспроизводить (изобразительное искусство), умении красиво двигатьс€ (хореографи€) и умении правильно общатьс€ как друг с другом, так и с окружающими людьми (сценическое искусство). «ѕодбор видов де€тельности настолько органичен, что все они €вл€ютс€ у детей любимыми. ќднако в рамках ‘√ќ— родители должны написать за€влени€ на оказание услуг по внеурочной де€тельности, — по€сн€ет директор ћЅќ” «—таростанична€ —ќЎ  аменского района» ћарина Ѕуслаева. — Ќекоторые родители вначале не выбирают какие-то виды направлени€ в за€влении. Ќо буквально через две-три недели посещени€ зан€тий прос€т включить своих детей во все виды комплексного эстетического воспитани€, поскольку результаты не заставл€ют долго ждать: ученики, посещающие зан€ти€ в центре, станов€тс€ культурными, всесторонне развитыми людьми».

Ўкольные новации

¬ этом году  раснодарский край стал единственным пилотным регионом на ёге –оссии, в котором планируетс€ реализаци€ программы «—амбо в школу». Ќеобычный предмет будет включен в учебную программу в рамках третьего урока физкультуры в неделю, но лишь в тех школах, которые готовы прин€ть участие в эксперименте. —егодн€ еще продолжаетс€ подготовительный этап введени€ самбо в школьную программу, и кубанские учител€ с помощью специалистов ¬сероссийской федерации самбо повышают уровень своей квалификации. ≈ще одной новацией текущего года на  убани стал эксперимент по открытию в школах ”сть-Ћабинского района профильных агротехнологических классов. ”же с начала учебного года ученики этих школ активно изучают растениеводство, животноводство и агроэкологию. »нициатором открыти€ агроклассов в районе стал фонд ќлега ƒерипаски «¬ольное дело». Ёта иде€ была активно поддержана и агрохолдингом « убань». ¬сего в школах ”сть-Ћабинского района было открыто 13 агроклассов, учащиес€ которых знаком€тс€ с особенност€ми аграрного производства, осваивают азы востребованных специальностей, таких как основы растениеводства, основы животноводства, основы организации аграрного бизнеса, агроэкологи€… ѕрактика работы агроклассов показывает, что школьникам интересны все направлени€ отечественного агрокомплек-са. “ак, в летних агролагер€х реб€та из ”сть-Ћабинской школы №6 с интересом знакомились с работой животноводческого комплекса, отрабатывали практические навыки на создании макетов ферм, разрабатывали свои бизнес-планы. ¬ рамках проведени€ осенней смены во врем€ осенних каникул дети совершили несколько тематических экскурсий, ознакомились с работой агропредпри€ти€ и приступили к составлению долгосрочной программы по развитию заданного направлени€.

«”же в этом учебном году выпускники нашего агрокласса получат сертификаты о прохождении курса сельскохоз€йственных наук определенного профил€, который, бесспорно, окажет позитивное вли€ние на дальнейшее поступление в профильное учебное учреждение», — сообщает директор ћЅќ” «—ќЎ №6 им. ».“. —идоренко» ћарина  арташева. ќднако, несмотр€ на общие системные признаки развити€ образовани€, сегодн€ кажда€ школа выбирает свой индивидуальный путь развити€, ориентиру€сь на многообразие экономических, социальных, национальных и региональных особенностей. ћногие школы ёга –оссии вз€ли курс на обращение к традици€м культурного наследи€.

ѕервые казачьи классы на  убани с углубленным изучением истории родного кра€ по€вились в ћЅќ” «—ќЎ № 1 —тароминского района». «ѕеред их открытием мы решили собрать выставку быти€ нашего казачества, традиций кубанской избы, — дополн€ет директор ћЅќ” «—ќЎ № 1» ≈вгени€  ухтина. — » сегодн€ нар€ду с казачьим музеем выставка, созданна€ силами наших родителей и детей, превратилась в благоустроенный казачий экспоуголок, который по праву €вл€етс€ украшением школы».

ƒжигитовка в награду

»нтересный подход к обучению в казачьих классах продемонстрирован и в »кр€нинской —ќЎ јстраханской области. ѕомимо углубленного изучени€ учебных предметов, св€занных с историей и культурой казачества, в рамках внеурочной де€тельности в школе представлен целый спектр профильных направлений, в числе которых казачий хор, казачь€ хореографи€, казачьи умельцы. Ўироким спросом у учеников, преимущественно у мальчишек, пользуютс€ такие зан€ти€, как казачь€ удаль, на которых реб€та изучают основы рукопашного бо€. Ќо самой, пожалуй, уникальной особенностью образовательного учреждени€ стало наличие собственной конной школы, позвол€ющей школьникам приобрести навыки ухода за лошадьми, совершать поездки на лошади, а самым дисциплинированным и способным получить навыки джигитовки.

« онечно же, содержание конюшни требует значительных финансовых вливаний, непосильных дл€ школы, — констатирует директор ћЅќ” «»кр€нинска€ —ќЎ» Ќаталь€  рюкова. — ¬ этом направлении нас активно поддерживает ‘едераци€ конного спорта јстраханской области, предоставив нам в безвозмездную аренду породистых, обкатанных специально дл€ детей лошадей и обеспечива€ животных необходимым кормом».

ƒл€ проведени€ квалифицированных зан€тий с детьми в штатное расписание школы введены тренер-преподаватель и коновод. ѕримечательно, что при условии хорошей успеваемости и дисциплины все учащиес€ »кр€нинской —ќЎ могут посещать конные зан€ти€. «”роки в конной школе €вл€ютс€ об€зательными дл€ учащихс€ казачьих классов, — говорит Ќаталь€  рюкова. — — удовольствием конную школу посещают и дети с ограниченными возможност€ми здоровь€, поскольку уже давно доказано, что иппотерапи€ получила всеобщее признание как высокоэффективный метод лечени€ и реабилитации при многих серьезных заболевани€х». ¬ рамках программы «ƒоступна€ среда» »кр€нинска€ —ќЎ была отлично оснащена дл€ обучени€ детей с ограниченными возможност€ми здоровь€. «десь созданы пандусы, расширены дверные проемы, оборудованы санузлы, перенесен на первый этаж медицинский кабинет. » сегодн€ в школе успешно функционирует система инклюзивного образовани€. ѕри поддержке министерства образовани€ и науки јстраханской области в учебное учреждение было поставлено оборудование дл€ организации дистанционного обучени€. “акое же оборудование бесплатно получила кажда€ нуждающа€с€ семь€, чтобы дети, не имеющие возможности передвижени€, обучались дистанционно.

Ќовые возможности —ѕќ

‘√ќ— нового поколени€ внесли серьезные коррективы и в систему среднего профильного образовани€. Ќовые стандарты образовани€ существенно расширили количество практических часов, ограничив аудиторные проведением лекций. ¬ образовательный процесс многих —ѕќ были внедрены междисциплинарные модули — совмещенные уроки теории и практики, проводимые под контролем мастеров производственного обучени€, а дл€ повышени€ престижа учреждений среднего профильного образовани€ ввод€тс€ новые востребованные на рынке труда специальности. «¬ 2011 году в колледже по€вилась возможность получить образование по таким специальност€м, как «землеустройство», «строительство и эксплуатаци€ зданий и сооружений». ¬ этом году мы открыли новое отделение дл€ подготовки техников-механиков промышленного оборудовани€, востребованных на заводе «“еплостройпроект-—», — подчеркивает директор —ерноводского аграрно-тех-нического колледжа в „еченской –еспублике —алавдин „илаев. —пектр отделений –остовского-на-ƒону автодорожного колледжа расширили такие специальности, как «прикладна€ геодези€», «страховое дело», а в —тароминском механико-технологическом техникуме  раснодарского кра€ планируетс€ в начале 2016 учебного года ввести специальности электромеханика, технолога пищевой промышленности, экономики и бухучета.

«¬недрению новой специальности всегда предшествует масштабна€ работа. ѕрежде всего необходимо подтвердить наличие материальной базы дл€ качественного практического обучени€ студентов, — говорит директор √Ѕќ” «—тароминский механико-технологический техникум» ¬иктор —ид€чко. — ќтличным решением этого сложного дл€ —ѕќ вопроса €вл€етс€ сотрудничество с предпри€ти€ми, заинтересованными в по€влении молодых грамотных и амбициозных кадров. “аким социальным партнером нашего техникума €вл€етс€ торговый дом «јверс». ѕроход€ практику на пол€х предпри€ти€, наши студенты отлично отработали на севе, изучив новые технологии землепользовани€, новые возможности энергоемкой сельскохоз€йственной техники». «–асширение траекторий образовательного и социального партнерства €вл€етс€ ключевой задачей дл€ любого учреждени€ —ѕќ, — соглашаетс€ директор ќјќ” —ѕќ «јстраханский социально-педагогический колледж» јртур ’ачень€н. — “ака€ консолидаци€ усилий повысит эффективность среднего профессионального образовани€, привед€ его содержание и структуру в соответствие с потребност€ми рынка труда». Ќовые стандарты образовани€ качественно повысили и процесс подготовки специалистов со средним медицинским образованием.

«ƒл€ практической подготовки будущих специалистов мы успешно примен€ем симул€ционные технологии, — сообщает директор √Ѕќ” —ѕќ —  «Ѕуденновский медицинский колледж» в —тавропольском крае ќксана Ћевченко. — ћногократна€ отработка определенных действий и навыков на фантомах, мул€жах, универсальных тренажерах дл€ манипул€ций сестринского ухода, базовых комбинированных манекенах позвол€ет довести до автоматизма выполнение профильной задачи».

ƒуальное обучение

¬ 2014 году в стране началась подготовка к внедрению в систему среднего профессионального образовани€ дуальной модели. ≈динственным регионом на ёге –оссии стала ¬олгоградска€ область, в которой, согласно конкурсу, проведенному јгентством стратегических инициатив (ј—»), будет реализовыватьс€ пилотный проект дуального образовани€. —татус федеральной инновационной площадки, присвоенный ј—» и ћинистерством образовани€ и науки –‘ по направлению «¬недрение элементов дуального обучени€ в образовательный процесс», получил ¬олгоградский колледж управлени€ и новых технологий.

«Ќаработанные деловые св€зи с посто€нным партнером — ÷ Ѕ «“итан» — и многолетний опыт по проведению практических зан€тий по подготовке специалистов машиностроени€ дл€ нужд этого предпри€ти€ позволили нам стать участниками проекта ј—» по реализации дуального образовани€, — говорит директор √Ѕѕќ” «¬олгоградский колледж управлени€ и новых технологий» —ергей Ћиховцев. — ѕобеду в конкурсе € считаю заслуженным достижением, направленным на дальнейшую выработку эффективных механизмов подготовки наших выпускников дл€ конкретных рабочих мест. “олько тандем теории и практики позволит будущим специалистам соответствовать требовани€м современного работодател€ и уже в процессе обучени€ решать именно те задачи, которые возникают на производстве». ƒуальное образование в колледже реализуетс€ уже второй год, а сегодн€ в учебном учреждении разрабатываетс€ и вопрос о запуске в учебный процесс новой специальности «радиоаппаратостроение». «ћы начинаем подготовку к лицензированию, и уже на следующий год планируем открыть новое отделение по подготовке высококвалифицированных специалистов дл€ р€да предпри€тий ¬олгоградской области, преимущественно оборонного комплекса, который сегодн€ остро нуждаетс€ в кадрах», — резюмирует —ергей Ћиховцев.


јвтор: ћарина  оренец

 

††