Перейти на главную страницу Карта сайта

Другие статьи номера

Цена стабильности (2781)
Пять главных событий 2015 года в России и на Юге страны по версии журнала «Вестник экономики»
Альбина Астахова   
«Сейчас все в кризисе, а село растет» (2747)
Владимир Путин: «С Россией такие штучки не проходят, никогда не проходили и не пройдут в будущем» (2741)
В ноябре журнал Forbes представил ежегодный рейтинг самых влиятельных людей мира в 2015 году. Список из 73 позиций в третий раз подряд возглавил президент России Владимир Путин
Альбина Астахова   
Как укрепить экономику России? (3513)
Директор ООО «Фирма «ЯМАД» предлагает комплексно решать существующие проблемы
Марина Коренец   
Виктор Гришин: «Нам необходимо развивать перерабатывающую промышленность» (4531)
Валерия Якимова   
Факторы роста (2722)
2016 год будет для российской экономики одновременно сложным и перспективным
Сдержанный оптимизм (2663)
Аналитик Анна Калмыкова рассказала ИД «МедиаЮг», что, по ее мнению, ждет российскую экономику в 2016 году
Валерия Якимова  
Аграрная доминанта (4155)
Самые высокие темпы замещения импортной продукции пока отмечены лишь в сфере АПК
Сергей Семенов   
«Импорт существенно сокращается в последние годы» (2755)
Сергей Семенов   
Инвестиции для Юга (9162)
Аналитический центр ИД «МедиаЮг» составил рейтинг крупнейших инвестиционных проектов Южного федерального округа
Александр Гаврилов  
Большое состязание (2824)
Аналитический центр ИД «МедиаЮг» составил рейтинг крупнейших спортивных объектов ЮФО
Александр Гаврилов  
Одиночное плавание (3183)
Нефтегазовый сектор Юга России будет развиваться за счет собственных ресурсов
Ярослав Потапов   
Излишняя опека (2141)
Развитию пивного рынка мешает чрезмерное государственное регулирование
Альбина Астахова   
Шанс для развития (2431)
Критики Старого Света дают высокие оценки винам, сделанным в регионах ЮФО
Дарья Николаева  
Легенда Дона (2126)
Кондитерскую «Золотой Колос» по праву называют визитной карточкой Ростова-на-Дону
Олеся Куропаткина   
Будем сыты (4044)
Даже в условиях санкций сельхозпроизводители сумели обеспечить продовольственную безопасность страны
Альбина Астахова  
Александр Ткачев: «Доходы России от экспорта продовольствия превышают на треть выручку от продажи вооружений» (4068)
Никита Логвинов  
Алексей Попов: «В единстве сила» (3397)
Валерия Якимова   
Николай Господарев: «Нужно соблюдать баланс между воспроизводством и добычей водных биоресурсов» (2324)
Лилия Болотина   

 

Под флагом успеха

№ 1(53) (2015)
Количество просмотров: 2657
Версия для печати


Существует два способа открыть свое дело: реализовать собственную уникальную бизнес-идею с нуля или выйти на рынок под флагом известного бренда с уже готовой бизнес-моделью по договору франшизы. В последнее время российский малый бизнес все чаще отдает предпочтение последнему способу. Причина — в быстром запуске бизнеса, низких рисках и поддержке со стороны государства.

 В середине XIX века компания Zinger подписала с дистрибьюторами договор на продажу, обслуживание и ремонт машин Zinger в США, положив основу мировой франчайзинговой системы. В России франчайзинг используется как инструмент расширения своего присутствия на рынке. Яркий пример: 1С, 2ГИС, X5 Retail Group, «Аскона».

Работа по франшизе — это модель для тех, кто хочет извлечь прибыль в короткие сроки, по уже по отработанной схеме. Предпринимателю не нужно ломать голову, как реализовать идею, выстроить рекламную кампанию, в каком стиле оформить ресторан или где обучить персонал. Все эти вопросы решаются росчерком пера под договором аренды бренда — франшизы.

В рамках дозволенного

При этом франшиза — это не только готовый бизнес со своей клиентурой, стилем, ценой на товар или услугу, это еще и свод правил или стандартов, ставящий франчайзи в жесткую зависимость перед франчайзером. Дело в том, что иногда франчайзи не всегда способен следовать условиям договора. А от этого зависит качество продукта. Если франчайзи работает «нечистоплотно», не соблюдая требования сети, то он наносит вред репутации бренда. «Приобретая франшизу, часть бизнеса вы уже прошли, нужно только заплатить паушальный взнос, найти место под ресторан, оформить помещение в требуемом стиле, обучить персонал, и можно открывать заведение, — рассказывает Дмитрий Лисников, франчайзи Subway и Southern Fried Chicken, Ростов-на-Дону. — Как и в любом другом бизнесе, во франчайзинге есть свои плюсы и минусы. Первое — это узнаваемый бренд, а значит, будет свой клиент, который придет именно в этот ресторан, бесплатная подготовка персонала, как у нас в Subway, консультации по вопросам ведения бизнеса, инструменты бухучета и готовое меню. Второе — согласно договору франшизы, франчайзи должен выполнять ряд требований, и у каждого франчайзера они свои. После Subway 2,5 года назад мы стали обладателями еще одной франшизы — Southern Fried Chicken. Заведение пользуется большой популярностью. Это не только стильный ресторан, но и очень перспективный бизнес».

Самым очевидным плюсом франшизы является то, что она позволяет довольно быстро привлечь капитал, что весьма проблематично для стартапов, и более высокая скорость развития, чем у обычного бизнеса. Кроме того, франчайзеры проводят обучение персонала по своим собственным методикам, консультируют, рекомендуют и т.д., повышая тем самым уровень сервиса. «В 2013 году я приобрела франшизу по программе «Бизнес-старт» Сбербанка России (получила кредит 800 тыс. рублей) и открыла детский центр «Беби-клуб» на ул. Жмайлова. — сообщила Галина Мешенина, руководитель ДЦ «Беби-клуб», Ростов-на-Дону. — Концепция центра — развитие интеллекта детей и их подготовка к взрослой жизни в новой информационной эпохе. Во франчайзинговый пакет входит методика, более 400 сценариев занятий, более 7500 заданий, игр и упражнений для детей от 8 месяцев до 6,5 лет, 100 часов корпоративных тренингов, поддержка и консультации по ведению бизнеса. На открытие бизнеса понадобилось 2,5 млн инвестиций, включая саму франшизу. Роялти — 19 тыс. рублей, возврат инвестиций — от 24 месяцев, стоимость франшизы — 1,1 млн рублей. Бизнес по франшизе открывать значительно легче, отчасти потому, что вместе с брендом франчайзер предоставляет свои стандарты и технологии, индивидуальный план развития и фирменный стиль».

Трамплин с подстраховкой

Кроме того, предприниматели, которые открывают бизнес по франшизе, сегодня могут рассчитывать на любую помощь и от государства, и от организаций поддержки предпринимательства. «Своеобразным «трамплином» для начинающих предпринимателей может стать франчайзинг, набирающий в последние годы все большую популярность среди малого и среднего бизнеса, — уверена Наталья Ларионова, директор департамента развития малого и среднего предпринимательства Минэкономразвития РФ. — Минэкономразвития РФ концептуально поддерживает идею развития системы франчайзинга и активно взаимодействует с организациями, помогающими предпринимателям в построении франчайзин-говой сети сбыта продукции. К тому же, как и любой другой, бизнес по франшизе также может пользоваться всеми формами государственной поддержки». «Система франчайзинга — это одно из возможных направлений старта для начинающих предпринимателей, — соглашается Евгений Левкин, руководитель Альянса развития предпринимательства, ООО «Центр предпринимательства». — Покупка франшизы может снизить некоторые предпринимательские риски для начинающих. Но здесь есть много нюансов, и таким предпринимателям тоже нужна поддержка, особенно информационная. Очень полезными в этом отношении будут разного рода площадки. В ноябре в Перми, Березниках и Чайковском при поддержке Центра предпринимательства пройдут три конференции на тему «Франчайзинг. Перспективы развития малого бизнеса».

Болевая точка в любом бизнесе — привлечение капитала. Однако именно в системе франчайзинга этот вопрос отпадает. Открывая небольшой ресторанчик под уже известным именем, простой обыватель подумает, что это филиал или просто еще одна точка знакомого заведения. На самом деле это совершенно самостоятельный бизнес со своей бухгалтерией, налогами, персоналом. Но чтобы открыть такой ресторан, понадобятся затраты на ремонт или оснащение кухни, залов, закупка оборудования, оформление фасада, прилегающей территории, даже униформа персонала — на все нужны деньги. Если детский клуб — игрушки и пр. Вкладываться предпринимателю придется в любом случае. На нем лежит большая часть затрат на создание новой точки, и именно эти средства являются привлеченным капиталом. В среднем для открытия одной франшизной точки, например детского клуба, потребуется вложений минимум от 3-4 млн рублей. Мало кто рискнет открыть ресторан на эти средства без всякой франшизы.

Тираж успеха пойдет в рост

При отсутствии доступных длинных кредитов метод франчайзинга дает возможность мультиплицировать бизнес и завоевывать другие рынки даже в условиях кризиса. Франчайзинг позволяет противостоять крупным игрокам и сетям оптимизировать расходы и получать лучшие условия при реализации продукции и услуг. Именно поэтому специалисты прогнозируют бурное развитие этой формы бизнеса в ближайшие годы. «Показатели развития системы в России к 2025 году могут увеличиться в 10 раз (согласно анализу отечественного рынка и динамики развития франчайзинга в РФ), — считает Юрий Михайличенко, исполнительный директор Российской ассоциации франчайзинга, член Международного совета по франчайзингу World Franchise Council. — Число концепций через 10 лет может достигнуть 2,5 тыс. (сейчас порядка 1 тыс.), точек продаж — более 400 тыс. (сейчас около 40 тыс.), число занятых и самозанятых — около 4 млн человек (сейчас около 250 тыс.), вклад фран-чайзинговых компаний в ВВП России может составлять около 1 трлн рублей, доля национальных франшиз на рынке достигнет 80%. Франчайзинг будет более равномерно распределен между такими отраслями, как медицина, ретейл, образование, общественное питание, спорт, B2B, производство, АПК. Открытие бизнеса по договору франшизы сегодня наиболее актуально и выгодно обеим сторонам концессии. Франчайзи делает ставку на отработанную бизнес-модель, технологию, известный бренд и лояльность потребителя, лучшую систему поставок и конкурентоспособность. По статистике, доля выживаемости в первые пять лет франчайзинговых предприятий достигает 85% против 15% у стартапов». Для масштабирования бизнеса существует так называемый субфранчайзинг (мастер-франшиза). Предприниматель подписывает концессию на возможность построения своей собственной франчай-зинговой сети в отдельно взятом районе или регионе. Генеральная франшиза, конечно, дает право продавать здесь франшизы головного бизнеса, но не исключает право франчайзера продолжать работу с другими франчайзи на данной территории.

В условиях нынешней экономической ситуации система франчайзинга для франчайзера — это один из самых эффективных методов развития его бизнеса, не требующий инвестиций. Здесь именно франчайзи выступает инвестором. Получается довольно прибыльный симбиоз двух параллелей. Первое — франчайзер развивает свой бизнес, увеличивая доходы компании. Второе — франчайзи получает возможность быстро извлечь прибыль и решить вопрос самозанятости. Однако все эксперты уверены, что предпринимателям, которые выбирают систему франчайзинга, нельзя забывать, что вместе с роялти надо платить еще и налоги, аренду, зарплату сотрудникам и т.д. Поэтому, как и при открытии обычного бизнеса, необходимо тщательно взвешивать все «за» и «против».

Справка

Франчайзинг — это концессия (договор), где одна сторона (франчайзер) продает другой (франчайзи) право на использование разработанной им бизнес-модели (или товарного бренда) за определенную плату (роялти) и за разовую выплату (паушальный взнос). Фактически паушальный взнос и роялти можно было бы потратить на рекламную кампанию, как если бы это был уникальный стартап.


Автор: Валерия Якимова