Перейти на главную страницу Карта сайта

Другие статьи номера

Цена стабильности (2846)
Пять главных событий 2015 года в России и на Юге страны по версии журнала «Вестник экономики»
Альбина Астахова   
«Сейчас все в кризисе, а село растет» (2817)
Владимир Путин: «С Россией такие штучки не проходят, никогда не проходили и не пройдут в будущем» (2815)
В ноябре журнал Forbes представил ежегодный рейтинг самых влиятельных людей мира в 2015 году. Список из 73 позиций в третий раз подряд возглавил президент России Владимир Путин
Альбина Астахова   
Как укрепить экономику России? (3599)
Директор ООО «Фирма «ЯМАД» предлагает комплексно решать существующие проблемы
Марина Коренец   
Виктор Гришин: «Нам необходимо развивать перерабатывающую промышленность» (4690)
Валерия Якимова   
Факторы роста (2795)
2016 год будет для российской экономики одновременно сложным и перспективным
Сдержанный оптимизм (2737)
Аналитик Анна Калмыкова рассказала ИД «МедиаЮг», что, по ее мнению, ждет российскую экономику в 2016 году
Валерия Якимова  
Аграрная доминанта (4303)
Самые высокие темпы замещения импортной продукции пока отмечены лишь в сфере АПК
Сергей Семенов   
«Импорт существенно сокращается в последние годы» (2831)
Сергей Семенов   
Инвестиции для Юга (9341)
Аналитический центр ИД «МедиаЮг» составил рейтинг крупнейших инвестиционных проектов Южного федерального округа
Александр Гаврилов  
Большое состязание (2895)
Аналитический центр ИД «МедиаЮг» составил рейтинг крупнейших спортивных объектов ЮФО
Александр Гаврилов  
Одиночное плавание (3255)
Нефтегазовый сектор Юга России будет развиваться за счет собственных ресурсов
Ярослав Потапов   
Шанс для развития (2497)
Критики Старого Света дают высокие оценки винам, сделанным в регионах ЮФО
Дарья Николаева  
Под флагом успеха (2756)
В условиях кризиса бизнес по франшизе становится наиболее привлекательным для малых предприятий
Валерия Якимова   
Легенда Дона (2194)
Кондитерскую «Золотой Колос» по праву называют визитной карточкой Ростова-на-Дону
Олеся Куропаткина   
Будем сыты (4177)
Даже в условиях санкций сельхозпроизводители сумели обеспечить продовольственную безопасность страны
Альбина Астахова  
Александр Ткачев: «Доходы России от экспорта продовольствия превышают на треть выручку от продажи вооружений» (4211)
Никита Логвинов  
Алексей Попов: «В единстве сила» (3465)
Валерия Якимова   
Николай Господарев: «Нужно соблюдать баланс между воспроизводством и добычей водных биоресурсов» (2387)
Лилия Болотина   

 

Излишняя опека

№ 1(53) (2015)
Количество просмотров: 2204
Версия для печати


Отрасль производства пива стала одной из тех, где заметно падение объемов производства. С 2008-го по 20i4 г. российский рынок пива упал, по данным Росстата, более чем на 30%, а за 8 месяцев нынешнего года выпуск пива сократился на 8,2%, закрыто 12 заводов. Причиной этого стал даже не мировой экономический кризис, а чрезмерное государственное регулирование. К такому выводу пришли участники Евразийского пивоваренного форума, который в октябре провела в Москве газета «Ведомости». ИД «МедиаЮг» принял участие в работе форума.

На масштабный Евразийский форум пивоваров собрались буквально все участники рынка: топ-менеджеры крупных компаний, представители малых предприятий, руководители профильных ассоциаций и союзов, представители государственных регулирующих и контрольных органов, научного сообщества. Это неудивительно, ведь главной темой конференции стала среднесрочная стратегия развития пивоваренной отрасли в России.

Внимание во вред

С тем, что и производство, и торговля пивом избыточно зарегулированы, согласились, выступая на форуме, и представители государства, в частности директор департамента оценки регулирующего воздействия Минэкономразвития РФ Вадим Живулин и начальник контрольно-финансового управления ФАС Владимир Мишеловин.

Участники рынка напрямую связывают с этим падение производства и продаж, выбывание мощностей и трудности с инвестициями, последствия двух кризисов (с 2007 г.) могли быть мягче. Страдают также смежники: аграрии, изготовители упаковки, мелкие розничные торговцы, которые теряют рынки сбыта и рабочие места. По мнению Валерия Шерина, заместителя председателя правительства Тульской области, где в прошлом году вырастили более 70 тыс. тонн пивоваренного ячменя для компании «Балтика», нормативно-правовое регулирование пивной отрасли должно учитывать влияние на сельское хозяйство.

Председатель совета Союза российских пивоваров Андрей Губка рассказал, что с конца 90-х по 2015 г. напрямую в отрасль и в смежные сферы инвестировано более $20 млрд. Но с повышением акциза в 2010 г. (втрое до 9 руб. за 1 л) нарастает торможение: сказываются запреты на продажу в киосках и круглосуточную торговлю, ограничения рекламы, включение пива независимо от крепости в общий перечень алкогольных напитков и, соответственно, одинаковое регулирование и др.

С 2008-го по 2014 г. отечественный рынок пива упал, по данным Росстата, более чем на 30%, в этом году за первые 8 месяцев производство сократилось на 8,2%, закрыто 12 крупных заводов. По данным Андрея Губки, в 2013 г. вклад пивоваренной отрасли в ВВП составлял около 620 млрд руб. «По расчетам Института экономической политики имени Е.Т. Гайдара, ужесточение регулирования даст 0,1 п.п. в падении ВВП», — сообщил исполнительный директор института Сергей Приходько.

«Мы слишком быстро движемся по направлению к чрезмерному регулированию. Принимая те или иные решения, необходимо анализировать результаты уже реализованных мер и прогнозировать возможные последствия», — подчеркнул Яцек Пастушка, президент пивоваренной компании «Балтика», старший вице-президент Carlsberg Group по региону Восточная Европа. По мнению генерального директора Московской пивоваренной компании Игоря Дементьева, бюджет не выигрывает от повышения акцизов, с увеличением акциза в 2016 г. рынок сократится на 10%, и акцизные сборы останутся на уровне 2015 г. (135 млрд руб.). «При этом, в отличие от растущей ставки акциза на пиво, ставка на крепкий алкоголь остается неизменной в 2014-2016 гг.», — подчеркнул Андрей Губка. А вот затраты на производство пива выше, чем на крепкий алкоголь. «Во всем мире ставки акциза на слабый алкоголь — пиво и вино — минимум в три раза меньше», — напомнил Игорь Дементьев. Он предложил ввести раздельное регулирование и поддерживать ставки в соответствии с мировой практикой. Представитель департамента ОРВ Минэкономразвития РФ Вадим Живулин также считает, что раздельное регулирование разных категорий алкогольной продукции: пива, игристых вин и крепкого алкоголя — снимет значительную часть проблем.

Среди законодательных инициатив участников рынка больше всего беспокоят запрет или ограничение объема ПЭТ-упаковки для пива, введение лицензирования и запрет на продажу алкоголя гражданам до 21 года. Президент «Сан ИнБев» Дмитрий Шпаков отметил, что в последних дискуссиях по поводу регулирования, ПЭТ, ЕГАИС и проч. впервые за многие годы «образовался правильный диалог» с властью. Владимир Мишеловин подчеркнул, что меморандум «О поддержке добросовестной конкуренции и предотвращении дискриминации отдельных видов упаковки для производства пивоваренной продукции» Союза российских пивоваров и АРПЭТ (Ассоциация производителей и переработчиков ПЭТ) подписали именно на площадке ФАС, которая также принимала участие в создании документа.

Ответственность как регулятор бизнеса

Пивовары уверены, что политика ограничений в отношении отрасли не способствует снижению алкоголизации населения. Россия — одна из немногих стран, где больше половины чистого алкоголя потребляется через крепкий алкоголь, а приоритетной задачей является как раз изменение структуры потребления спиртных напитков за счет уменьшения доли крепких. На круглом столе «Пиво и общество: формирование цивилизованного рынка» тему продолжили маркетологи и специалисты по рекламе.

Участники дискуссии заявили о готовности отрасли к социально ответственной рекламе, агрессивная реклама в духе 90-х позади. Президент Ассоциации коммуникационных агентств России Алексей Ковылов уверен, что эффективность и социальная ответственность рекламы «сочетаются и интегрируются». Он отметил, что таргетирование аудитории и применение «методик, позволяющих отсечь группы, которые мы хотим исключить», работают на «безопасное» потребление алкоголя.

Исполнительный директор «Русбренда» Алексей Поповичев говорил о саморегулировании как о способе соблюсти баланс интересов бизнеса и общества, а директор по корпоративным отношениям компании «Объединенные пивоварни Хейнекен» Кирилл Болматов напомнил, что до запрета рекламы пива саморегулирование существовало в рамках Союза пивоваров, был принят Кодекс коммерческих коммуникаций Союза российских пивоваров, который предусматривает «содействие ответственному потреблению», «защиту интересов несовершеннолетних», «противодействие употреблению пива в недопустимых случаях», «информацию о содержании алкоголя и влиянии на здоровье».


Автор: Альбина Астахова