Перейти на главную страницу Карта сайта

Другие статьи номера

Цена стабильности (2929)
Пять главных событий 2015 года в России и на Юге страны по версии журнала «Вестник экономики»
Альбина Астахова   
«Сейчас все в кризисе, а село растет» (2898)
Владимир Путин: «С Россией такие штучки не проходят, никогда не проходили и не пройдут в будущем» (2907)
В ноябре журнал Forbes представил ежегодный рейтинг самых влиятельных людей мира в 2015 году. Список из 73 позиций в третий раз подряд возглавил президент России Владимир Путин
Альбина Астахова   
Как укрепить экономику России? (3707)
Директор ООО «Фирма «ЯМАД» предлагает комплексно решать существующие проблемы
Марина Коренец   
Виктор Гришин: «Нам необходимо развивать перерабатывающую промышленность» (4904)
Валерия Якимова   
Факторы роста (2881)
2016 год будет для российской экономики одновременно сложным и перспективным
Сдержанный оптимизм (2833)
Аналитик Анна Калмыкова рассказала ИД «МедиаЮг», что, по ее мнению, ждет российскую экономику в 2016 году
Валерия Якимова  
Аграрная доминанта (4504)
Самые высокие темпы замещения импортной продукции пока отмечены лишь в сфере АПК
Сергей Семенов   
«Импорт существенно сокращается в последние годы» (2913)
Сергей Семенов   
Инвестиции для Юга (9600)
Аналитический центр ИД «МедиаЮг» составил рейтинг крупнейших инвестиционных проектов Южного федерального округа
Александр Гаврилов  
Большое состязание (2984)
Аналитический центр ИД «МедиаЮг» составил рейтинг крупнейших спортивных объектов ЮФО
Александр Гаврилов  
Излишняя опека (2282)
Развитию пивного рынка мешает чрезмерное государственное регулирование
Альбина Астахова   
Шанс для развития (2584)
Критики Старого Света дают высокие оценки винам, сделанным в регионах ЮФО
Дарья Николаева  
Под флагом успеха (2861)
В условиях кризиса бизнес по франшизе становится наиболее привлекательным для малых предприятий
Валерия Якимова   
Легенда Дона (2271)
Кондитерскую «Золотой Колос» по праву называют визитной карточкой Ростова-на-Дону
Олеся Куропаткина   
Будем сыты (4387)
Даже в условиях санкций сельхозпроизводители сумели обеспечить продовольственную безопасность страны
Альбина Астахова  
Александр Ткачев: «Доходы России от экспорта продовольствия превышают на треть выручку от продажи вооружений» (4424)
Никита Логвинов  
Алексей Попов: «В единстве сила» (3547)
Валерия Якимова   
Николай Господарев: «Нужно соблюдать баланс между воспроизводством и добычей водных биоресурсов» (2460)
Лилия Болотина   

 

Одиночное плавание

№ 1(53) (2015)
Количество просмотров: 3338
Версия для печати


Отечественные вертикально интегрированные нефтегазовые компании в кризисный период начали сокращать инвестиционные программы на Юге России. Их к этому побуждает уход из-за «санкционной войны» с рынка крупных зарубежных игроков, трудности с финансированием капиталоемких проектов и снижение цен на нефть. Ожидается, что ряд добывающих и перерабатывающих проектов в ЮФО и СКФО может быть заморожен.

Окно из Европы

Введение западных санкций в отношении российского нефтегазового сектора как одного из главных источников федерального бюджета привело к тому, что ведущие мировые операторы и нефтесервисные компании вынуждены сворачивать сотрудничество в стране и отказываться от участия в ключевых для отрасли проектах. К примеру, приостановили свое участие в проектах «Роснефти» по освоению шельфа Черного моря итальянская Eni (на месторождении «Вал Шатского», что неподалеку от Новороссийска) и американская ExxonMobil (Туапсинский прогиб).

Англо-голландская Royal Dutch Shell и румынская OMV отказались от участия в проекте по разработке глубоководной Скифской площади на шельфе Крыма с угодившей под санкции госкомпанией «Черноморнефтегаз».

С другой стороны, мейджор глобального нефтесервисного рынка Schlumberger (США) объявила об отзыве из России своего американского и европейского персонала, но как «приоткрытую дверь» оставила в Астрахани работающим свой Центр производственного обеспечения для оказания поддержки при реализации проектов в южных и северных морях, а также на западных морских проектах. Она же находится на последней стадии согласований по приобретению крупного пакета акций ведущего российского оператора Eurasia Drilling, работающего на офшорных месторождениях. Через него Schlumberger сможет удержать свои позиции на российском рынке. «В условиях западных санкций представители российских нефтяных компаний обратили внимание на партнеров из Юго-Восточной Азии и других «несанкционных» государств, — считает заместитель генерального директора по инвестициям компании «Универ Капитал» Дмитрий Александров. — На этом фоне западные нефтесервисные операторы любыми способами пытаются сохранить свои позиции на столь привлекательном рынке, как Россия. Рыночные мейджоры пытаются заниматься не научно-техническим сотрудничеством, а вопросами образования или экологии, которые не попали под санкции. Таким образом, в случае с негосударственным «ЛУКОЙЛом» руководство Schlumberger может попытаться и обойти ограничения».

Однако уже в конце сентября руководство оператора объявило о том, что не намерено менять дедлайн покупки EDC, который уже неоднократно откладывался по инициативе российской стороны, и готово перенести финансовые усилия на другие активы.

Российский нефтегаз также пострадал от замораживания зарубежными финансовыми организациями кредитного сотрудничества с отечественным ТЭКом. Особенно это касается шельфовых проектов.

«Разработка шельфовых проектов — гораздо более капиталоемкий процесс, чем развитие проектов на суше, в связи с этим ВИНКи привлекали иностранных партнеров с целью разделения рисков по ГРР и получения технологий, — заметил «Вестнику экономики» руководитель проектов практики «Инфраструктура» консалтинговой группы «НЭО Центр» Михаил Товмасян. — На текущий момент зависимость отрасли от импортных технологий и оборудования в сегментах программного обеспечения, шельфового оборудования, насосов и компрессоров превышает 50%».

«Ситуация усугубляется тем, что в последние годы крупные ВИНКи продавали собственные нефтесервисные компании и переходили на аутсорсинг, — добавил генеральный директор компании ФОК (Финансовый и организационный консалтинг) Виталий Дербеденев. — Это было выгодно всем: нефтяники получали более высокую отдачу от месторождений, а западные сервисные компании — выгодные контракты. Однако побочным эффектом этой схемы явилась высокая зависимость российской нефтяной отрасли от западных сервисных компаний. Ведь российский нефтесервис сегодня имеет не только технологическое отставание, но и недостаточные мощности». Уход с рынка мощных инвесторов и влиятельных партнеров в условиях снижения мировых цен на нефть вынуждает ВИНКи пойти на срочное секвестирование своих инвестпрограмм на Юге России.

Резьба по живому

Российские ВИНКи в текущем году скорректировали свои инвестиционные программы по разработке шельфа Каспийского и Черного морей. При этом вложения в реконструкцию перерабатывающих заводов на Юге России из-за условий техрегламента они вряд ли сократят.

Еще в начале года руководство НК «Роснефть» объявляло о сокращении своей инвестпрограммы. Если в конце 2014 года вице-президент холдинга по экономике и финансам Святослав Славинский говорил о капиталовложениях в 2015 году на уровне 1 трлн рублей, то президент НК Игорь Сечин спустя несколько месяцев на Международной нефтяной неделе (IP) в Лондоне уже вел разговор о сумме в 730 млрд рублей. При этом старший аналитик «Альфа-Банка» Александр Корнилов еще тогда утверждал, что здесь корректнее было бы говорить о сумме в 610-620 млрд рублей. Несложно предположить, что секвестирование коснется в первую очередь шельфовых проектов «Роснефти» в Черном море, «осиротевших» после ухода зарубежных партнеров. В одиночку брать на себя риски геологоразведки, исчисляющиеся как минимум в 1 млрд долларов, без необходимых технологий даже госхолдингу сегодня не под силу.

Скорее всего, его руководство будет осуществлять не особо затратные подготовительные мероприятия — общественные слушания проектов, сейсмические, геохимические исследования, морские инженерно-геологические изыскания и т.п. Та же судьба может постичь проекты участия «Роснефти» в совместной с Казахстаном разработке каспийского шельфа, где компанию господина Сечина интересовала структура Курмангазы.

Однако нет сомнений в том, что руководство «Роснефти» продолжит масштабную реконструкцию Туапсинского НПЗ (17 млрд рублей), завершение которой намечено на 2019 год. Суммарные инвестиции в Туапсинский НПЗ в прошлом году составили 57 млрд рублей, которые были вложены в строительство технологических установок гидрокрекинга вакуумного газойля, гидроочистки дизельного топлива, производства серы, водорода, гидроочистки бензина, риформинга, изомеризации и объектов общезаводского хозяйства.

«Роснефть» числится в «отстающих» по модернизации своих мощностей под требования правительственного техрегламен-та по выпуску нефтепродуктов европейских стандартов, и ее руководство не будет экономить на отстаивании своих позиций на розничном рынке топлива.

Более того, на ПМЭФ-2015 Игорь Сечин подписал с кубанскими властями соглашение о строительстве комплекса по перевалке нефтепродуктов мощностью 400 тыс. тонн в год в порту Тамань. Предполагается, что через него будет экспортироваться продукция как раз Туапсинского НПЗ.

Свои шельфовые инвестпроекты подкорректировало и руководство «ЛУКОЙЛа». Его президент Вагит Алекперов заявил о том, что его компания не планирует в будущем году увеличивать нефтедобычу, а будет стабилизировать ее. Таким образом, форсирования ввода в строй каспийских месторождений ожидать не следует.

«У компании есть активы, способные обеспечить рост нефтяного производства, в частности то же месторождение им. Филановского, Пякяхинское месторождение, — заметил господин Алекперов. — Но если у компании не будет доступа к рынку капитала, то она не сумеет долго удерживать добычу нефти на стабильном уровне, и та начнет снижаться». Находящееся в наибольшей стадии готовности месторождение имени Владимира Филановского должно быть запущено в первой половине 2016 года. Его, скорее всего, введут в строй вовремя, но с другими каспийскими проектами («Ракушечное», «Хвалынское», «170-й километр», «Сарматское»), видимо, придется подождать до лучших времен.

«В вопросе продолжения разработки шельфовых проектов ключевыми факторами являются стадия проекта и уровень цен на нефть, — заметил «Вестнику экономики» Михаил Товмасян. — Проекты, находящиеся в продвинутой стадии, скорее всего, будут продолжены. Это касается каспийских проектов «ЛУКОЙЛа». Проекты на ранней стадии ожидает секвестирова-ние бюджетов либо сдвиг сроков реализации». Впрочем, и главный частный ВИНК не будет отказываться от продолжения модернизации своего Волгоградского НПЗ. Летом текущего года он запустил самую мощную (6 млн тонн) установку первичной переработки нефти (ЭЛОУ-АВТ-i). Это позволит предприятию нарастить объем переработки с 11 до 14,5 млн тонн сырой нефти в год. Предприятие одним из первых в отрасли уже начало выпуск топлива по стандарту «Евро-5». Новый этап модернизации ВНПЗ предусматривает инвестиции в производство на уровне порядка 3 млрд долларов. На эти средства предполагается построить установку гидроочистки дизельного топлива мощностью 3 млн тонн в год и реконструировать коксовое производство с вводом новой установки замедленного коксования мощностью 1 млн тонн нефти в год. Сегодня на ВНПЗ работают уже три подобные установки меньшей мощности. В итоге на заводе будет создан комплекс глубокой переработки нефти, который, по замыслу руководства нефтехолдинга, должен сделать его лучшим в России.

Не откажется господин Алекперов и от продолжения строительства газохимического комплекса в Буденновске, так как тот напрямую увязан с пуском в эксплуатацию месторождения имени Филановского. Каспийский газ как раз будет перерабатываться на Ставрополье для выпуска полимеров.

Вряд ли в нынешних условиях удастся заманить шельфом еще одного российского «кита» — «Газпром». Еще несколько лет назад он проявлял интерес к бурению на каспийском континентальном шельфе в районе месторождений «Центральное» и «Лаганский блок». Однако объявленная компанией программа оптимизации затрат на текущий год предусматривает секвестирование расходов в общей сумме не менее 13,1 млрд рублей, что ставит под сомнение участие «Газпрома» без надежных партнеров в дорогостоящих шельфовых проектах.

Сомнительным считается и участие ВИНКа в разработке крымского шельфа, что влечет за собой риски угодить под санкции. «На крымском шельфе разведано 11 газовых и три газокон-денсатных месторождения, — сообщил Михаил Товмасян. — Результаты геолого-разведочных работ показывают значительный потенциал рассматриваемой территории к открытию новых перспективных участков. В настоящее время единственной компанией, работающей на крымском шельфе, является «Черноморнефтегаз», который включен в санкционный список. Учитывая возможные риски санкций, маловероятно, что в ближайшей перспективе кто-нибудь из крупных российских ВИНКов захочет участвовать в проектах на крымском шельфе, и «Черноморнефтегаз» останется единственным разработчиком. В связи с этим недавно Минприроды РФ подготовило и внесло в правительство законопроект, согласно которому снимаются ограничения в случае подачи единственной заявки на аукционе по лицензионным участкам.

«Замораживать выгодные проекты из-за отсутствия западных сервисных компаний российские нефтяники вряд ли будут, однако в условиях низких цен на нефть многие проекты будут приостановлены по финансовым соображениям, — рассказал Виталий Дербеденев. — В случае ухода из России западные компании будут иметь возможность вернуться, однако на прежнюю долю рынка они вряд ли смогут рассчитывать. Причины две: нужно будет конкурировать с существующими игроками, и государство из соображений безопасности не допустит повторения текущей ситуации».

Разнонаправленный вектор

Экономический кризис затронул инвестиционные программы средних и малых НПЗ на Юге России. Одни из них вынуждены сокращать и даже останавливать финансирование проектов модернизации, другие ищут партнеров за рубежом. Помочь нефтепереработчикам может «Транснефть», реализующая трубопроводный проект «Юг», строительство отводов от которого к местным НПЗ могут серьезно поправить дела в этой сфере. Секвестирование коснулось инвестпрограмм не только российских ВИНКов, но и более мелких переработчиков, функционирующих на Юге России. К примеру, собственника Афипского НПЗ башкирское ООО «Нефтегазиндустрия» (НГИ, принадлежит двум кипрским офшорным компаниям, близким к предпринимателю Владимиру Когану). Его руководство планировало построить в новороссийском порту еще один крупный экспортный терминал, через него предполагалось переваливать порядка 11 млн тонн нефтепродуктов, в том числе и произведенных на самом АНПЗ, модернизация которого с наращиванием мощностей с 4 до 6 млн тонн в год должна была завершиться еще три года назад.

Новое руководство АНПЗ со своим приходом заявило о планах масштабных инвестиций (2,5 млрд долларов) до 2018 года с целью строительства установки по очистке нефти марки Urals до уровня перерабатываемой до этого на предприятии Siberian Light с постепенным уходом от производства мазута к выпуску высокооктанового бензина. Однако пока удалось только проложить трубу «Транснефти» до предприятия (до этого возили нефть по железной дороге), но о наращивании мощностей и о строительстве трубопровода до Новороссийска в нынешних условиях устойчивого тренда на низкие цены на нефть говорить не приходится. На втором этапе модернизации собственникам предстоит ввести новую установку для переработки нефти, что позволит довести совокупные мощности НПЗ до 9 млн тонн в год, увеличив глубину переработки с нынешних 54 до 78%. Общие проблемы коснулись программы модернизации еще одного кубанского завода — Ильского НПЗ (входит в состав холдинга «КНГК-Групп»).

«Опубликованные исследования и наши расчеты показали, что в новых экономических условиях минимальная мощность по первичной переработке нефти для приемлемых сроков окупаемости вторичных процессов должна составлять 5-6 млн тонн нефти в год», — считает генеральный директор Ильского НПЗ Андрей Тагиров.

В настоящее время действующие мощности предприятия позволяют перерабатывать не более 2,24 млн тонн в год, и его реконструкция уже в текущем году должна была увеличить этот объем до 3,5 млн тонн, начав выпускать топливо стандарта «Евро-5». Однако пока этого достичь не получилось. «Вступивший в силу в начале 20i5 года «налоговый маневр», изменение экономической ситуации в стране, снижение маржи переработки отрицательно повлияли на инвестиционные показатели программы развития завода и в конечном счете значительно увеличили сроки окупаемости проекта по глубокой переработке нефти», — заметил вице-президент по перспективному развитию и региональным проектам «КНГК-Групп» Марат Басыров.

Общий объем инвестиций на период реализации программы (2015-2017 годы) в 8 млрд рублей сегодня может быть заметно скорректирован в сторону уменьшения. Впрочем, для средних южнороссийских НПЗ спасательным кругом может стать намерение АК «Транснефть» налаживать трубопроводы к заводам вместо поставок по железной дороге. По словам начальника управления стратегического развития компании «Транснефть» Расима Мингазетдинова, еще в 20i2 году к ним обратились несколько заводов Краснодарского края, получавших сырье преимущественно по железной дороге и желавших увеличить поставки трубопроводным транспортом как наиболее экономически выгодным. Запрос был решен положительно, и уже в 20i5 году сырье на Афипский НПЗ поступает исключительно по трубопроводу (6 млн тонн малосернистой нефти).

По утверждению господина Мингазетдинова, в 2018 году этот объем вырастет до 9 млн тонн в год, и еще 3 млн тонн «Транснефть» будет поставлять на Ильский НПЗ. По его словам, после 2020 года Ильский НПЗ планирует принимать до 6 млн тонн в год, Афипский — до 12 млн тонн. Создание необходимых для увеличения поставок мощностей будет финансироваться самими заводами по договору подключения к магистральному нефтепроводу. Совсем неважно обстоят дела со строительством в Адыгее нового НПЗ, проект которого сегодня по сути заморожен.

Китай нам поможет

На этом фоне зато достаточно оптимистичным выглядит наладившееся сотрудничество собственников Новошахтинского завода нефтепродуктов (структуры, близкие к предпринимателю Сергею Кислову) с китайскими финансовыми структурами.

Президент агросоюза «Юг Руси» Сергей Кислов и президент China National Chemical Engineering Company (Китайской национальной химической инжиниринговой компании, CNCEC) Юй Цзиньбо подписали в середине мая соглашение о сотрудничестве, предусматривающее поставку для НЗНП китайского оборудования. По утверждению китайской стороны, оно позволит расширить ассортимент производимых НЗНП нефтепродуктов, в том числе за счет востребованного на рынке топлива класса «Евро-5».

Финансирование проекта возьмет на себя China Exim Bank из Поднебесной, который должен предоставить долгосрочный кредит. Общую сумму вложений стороны не называли. «Стоимость увеличена с 2,5 до 4,4 млрд рублей, — пояснил первый заместитель губернатора Ростовской области Александр Гребенщиков. — Это произошло исключительно из-за изменения курса валют. Там все оборудование импортное. Надеюсь, что в рамках программы импортозамещения мы тоже научимся делать такое оборудование. Такие задачи сейчас стоят, думаю, это вопрос нескольких лет».

Первый этап рассчитанной до 2020 года модернизации НЗНП был завершен в конце прошлого года (2,5 млрд рублей) и включал в себя строительство битумной установки мощностью выпуска 700 тыс. тонн и увеличение глубины переработки с 64-65 до 75%. Проект был реализован совместно с австрийской фирмой POrner (аналогичную делала для «ЛУКОЙЛ-Нижегороднефтеоргсинтез» и «ТАИФ-НК») и российской фирмой «ПСК Нефтехим».

Второй этап (строительство установки электрообессоливания и атмосферно-вакуумной перегонки нефти) в условиях кризиса и затрудненности кредитных ресурсов откладывался, но очень кстати пришлись китайские инвесторы.

Более того, руководство НЗНП уже заявило, что намерено до конца текущего года нарастить свои перерабатывающие мощности с 2,5 до 5 млн тонн сырой нефти. Средства на это (800 млн долларов) будут выделены на паях собственниками и китайскими инвесторами.

По словам министра промышленности и энергетики Ростовской области Михаила Тихонова, в текущем году планируется запуск второй линии переработки, что позволит НЗНП удвоить свои объемы производства. Как раз свою половину в проект собственники надеются получить за счет заемных средств ВЭБа, о чем уже представлена заявка в банк. Расим Мингазетдинов из «Транснефти» уточнил, что в настоящее время его компания рассматривает возможность подключения НЗНП к трубопроводу «Волгоград — Новороссийск». Со своей стороны китайское страховое агентство уже заявило о готовности профинансировать половину стоимости проекта, полностью покрыв затраты на китайское оборудование. Учитывая, что китайские банкиры сегодня кредитуют сразу несколько амбициозных проектов господина Кислова, можно не беспокоиться о бесперебойном финансировании и донского НПЗ.

Хотя, как оговорился Вагит Алекперов, «китайские банки готовы финансировать либо под покупку нефти, либо под поставку оборудования. Это самые дорогие кредиты в мире. Мы такими кредитами не пользуемся».


Автор: Ярослав Потапов