ѕерейти на главную страницу  арта сайта

ƒругие статьи номера

ћэр –остова-на-ƒону ћихаил „ернышев: Ђ—лухи о переносе столицы ё‘ќ сильно преувеличеныї (5600)
Ќикита Ћогвинов  
√убернатор –остовской области ¬асилий √олубев: Ђћэр –остова должен отличатьс€ от любого руководител€ муниципального образовани€ї (3856)
Ђ√убернаторска€ сотн€ї: избранное (5530)
Ѕлиц-дискусси€ Ђ¬естникаї (4176)
Ќасколько полно используетс€ экономическийпотенциал города?
ѕредседатель «аконодательного собрани€ –остовской области ¬иктор ƒер€бкин: ЂЌа обновленную —тратегию-2020 делаетс€ серьезна€ ставкаї (3757)
 ирилл ¬ласенко  
√лава  ировского района –остова-на-ƒону Ќиколай Ўульга: ЂЅольшинство туристических маршрутов по ƒону включают наш районї (4536)
∆ажда спортивных успехов (3445)
”толить ее во врем€ ќлимпиады-2014 обещает Coca-Cola
 ирилл ¬ласенко  
ёжный креатив (3447)
ѕри подготовке к юбилейному форуму Ђ—очи-2011ї регионы ё‘ќ сделали ставку на оригинальность своих стендов-презентаций
Ќикита Ћогвинов  
¬ дес€тку (5006)
Ќа X юбилейном форуме Ђ—очи-2011ї было подписано около 400 соглашений на общую сумму свыше 880 млрд рублей
Ќикита Ћогвинов  
√енеральный директор ќјќ Ђ≈вразийскийї ≈вгений  озьмин: Ђћы Ч активные участники всероссийской стройки в —очиї (4478)
 ирилл ¬ласенко  
√ипермаркет инвестиций (3896)
Ќовороссийск показал свой инвестиционный потенциал на экономическом форуме в —очи
 вартира с видом на море (3797)
∆илой комплекс Ђƒуэтї Ч это элитные квартиры в Ќовороссийске пр€мо на побережье
”дарна€ волна Ч порт “амань (7318)
Ќовый порт на мысе ∆елезный –ог “аманского полуострова станет третьим по грузообороту в –оссии после портов Ќовороссийска и —анкт-ѕетербурга
ќксана Ќижник  
÷ементное оживление (4260)
–ост цен на цемент уже опережает самые смелые прогнозы. ¬ его основе олимпийский фактор и повышение спроса оживившегос€ строительного рынка
—ергей —уриков, Ћариса Ќикитина, Ќаталь€ яценко  
јлександр Ўкарупа: Ђћы убедились, что способны быстро и своевременно реагировать на повышение производственных плановї (5729)
ќксана Ќижник  
 урс на техническое перевооружение (3922)
—отрудники ќјќ Ђ“аганрогский завод Ђѕрибойї работают над созданием самых современных комплексов дл€ проектов кораблей
ћарина  оренец  
¬торое рождение предпри€ти€ (4211)
ѕосле засто€, длившегос€ от начала рыночной экономики до начала двухтыс€чных, ќјќ Ђ“аганрогский кожевенный заводї сегодн€ активно развиваетс€
¬€чеслав ћотин: Ђ»нженерный труд Ч двигатель цивилизацииї (4451)
Ћюдмила Ѕраиловска€  
¬сЄ главное (3276)
ћэр “аганрога Ќиколай ‘ед€нин не делит задачи на главные и второстепенные
«нак равенства между вкусным и полезным (4046)
ѕерейти на принципиально новый уровень приготовлени€ здоровой пищи ќќќ Ђ“аганрогское школьное питаниеї помогла победа “аганрога в национальном проекте Ђ«доровое питаниеї
Ћиза  алитина  

 

ћедицинское образование излечимо

є 6-7 (48-49) (2011)
 оличество просмотров: 4168
¬ерси€ дл€ печати


 онцепци€ модернизации здравоохранени€ потребовала проверки новоиспеченных и действующих медицинских работников на соответствие современным услови€м и пересмотра стандартов медицинского образовани€.

Ќа территории –оссийской ‘едерации развернулась крупнейша€ с постсоветских времен программа модернизации здравоохранени€. ѕодготовка к новому социальному проекту во всех регионах страны началась еще в середине прошлого года. “щательной ревизии подверглись все отрасли здравоохранени€. –уководител€м регионов предсто€ло определить, какой регламент проекта предусматриваетс€, какие подводные камни в ходе модернизации могут возникнуть, как их обойти и на что в первую очередь следует обратить внимание. ¬ данном вопросе оказалс€ своевременным опыт реализации национального проекта ««доровье».

»нтернатура — слабое звено

 ак оказалось, только совершенствование де€тельности инфраструктуры здравоохранени€ — улучшение структуры и работы медицинских учреждений, упор€дочение их финансового обеспечени€ и максимальное оснащение оборудованием не приведут к стойким изменени€м в лучшую сторону. Ќесовершенство всей системы среднего, высшего и постдипломного медицинского образовани€ спровоцировало кадровый голод и, как следствие, ухудшение качества медицинского обслуживани€. » это становитс€ одним из серьезнейших преп€тствий на пути модернизации здравоохранени€. ƒл€ ёга –оссии это вдвойне актуально, так как здесь располагаетс€ одна из самых мощных образовательных баз в сфере здравоохранени€. ¬ ведущих высших учебных медицинских заведени€х ёжного федерального округа идет подготовка медицинских кадров дл€ субъектов ё‘ќ по основным образовательным программам высшего профессионального образовани€, по специальност€м с присвоением квалификации: «лечебное дело», «педиатри€», «медико-профилактическое дело», «стоматологи€», «фармаци€», а также ¬—ќ по специальност€м «сестринское дело» и «управление сестринской де€тельностью». Ќа заседании  оординационного совета по послевузовскому и дополнительному образованию специалистов здравоохранени€ ё‘ќ –‘, прошедшему 27 ма€ в –√ћ” с участием представителей ћинздрава –остовской области, тема совершенствовани€ организационно-методического базиса обучени€ в интернатуре и ординатуре подверглась тщательному обсуждению. ѕо словам —ерге€ «иньковича, руководител€ клинического отдела –остовского научно-исследовательского института, система подготовки будущих врачей в довольно плачевном состо€нии. «—егодн€ пон€тием «молодой специалист» мы пытаемс€ защитить выпускников перед общественностью за неквалифицированные действи€ по отношению к пациенту, — говорит —ергей «инькович. — ¬ то же врем€ подготовка специалиста — это длительный и трудоемкий процесс, но насколько он эффективен — вопрос. ¬ насто€щее врем€ приказом ћинздрава и соцразвити€ регламентируетс€ последипломна€ подготовка — одногодична€ интернатура и двухгодична€ ординатура. ѕри этом вдвое больше часов, затраченных на обучение специалиста в ординатуре, естественным образом вли€ет на качество этой подготовки, особенно в приобретении практических навыков. Ќа наш взгл€д, следует отменить интернатуру как лишнее подготовительное звено и компенсировать его специальной преддипломной подготовкой в вузе, а сроки обучени€ в ординатуре установить в соответствии со стандартами выбранной специальности». ¬ качестве примера участники форума предлагали вз€ть за основу опыт европейских стран и —Ўј, где врач может получить сертификат только после 4-5-летней подготовки в специализированной клинике. Ёта форма подготовки называетс€ резидентурой. «аканчива€ западные медицинские университеты, выпускники имеют право работать в базисном звене здравоохранени€ под присмотром консультантов и старших врачей. ѕодобна€ система дес€тилети€ми оправдывала себ€ и в нашей стране. Ќо в последнее врем€ российские врачи были единственными, кто, име€ дипломы о профобразовании, не допускалс€ к практической де€тельности.

 ому нужен врач без практики?

ƒело в том, что ординатура перешла на учебные базы вузов, которые (не всегда столь же мощные, как в –остове) были не готовы «переварить» такую массу специалистов, а заключить договоры с больницами оказалось не так просто. «аконное основание дл€ включени€ новой учебной площади в актив образовательного учреждени€ предполагает или собственность, или оперативное управление, или договор на безвозмездное пользование, или аренду.

—егодн€ ћинздрав соцразвити€ работает над тем, чтобы в новый закон о здравоохранении и в новый закон об образовании в этой части удалось внести коррективы. ¬ этой св€зи рассматриваетс€ предложение, которое было озвучено на форуме с участием председател€ правительства ¬ладимира ѕутина, — предоставить интернатуре и ординатуре базы лечебных учреждений, не лицензиру€ больницу как самосто€тельный образовательный субъект, поскольку существующий учебный план подразумевает широкий спектр смежных дисциплин и теоретическую подготовку, которую лечебное учреждение вр€д ли реализует. Ёто позволит вузам самосто€тельно подобрать учебную базу, заключив с больницей договор. ѕримером экономического регулировани€ взаимоотношений с клиническими базами €вл€етс€ «скандинавска€ модель». „тобы заинтересовать муниципальные и частные больницы сотрудничеством с медицинскими факультетами, государство выдел€ет вузам грант. ƒеньги достаютс€ тому лечебному учреждению, в которое придет факультет и его кафедры. Ќужда€сь в этих инвестици€х, больницы готовы заключить договоры с университетами. ¬ этих услови€х факультету остаетс€ лишь сделать правильный выбор. –остовский научно-исследовательский институт уже выдвинул на рассмотрение ћинздравсоцразвити€ р€д предложений по размещению учебной базы на его территории, огласив свои основные преимущества — уникальные лечебные подразделени€, такие как нейроонкологи€, челюстно-лицева€, доминальна€ хирурги€, мощное техническое оснащение и, конечно же, кадровый потенциал — хирурги, онкологи и ученые. Ќ»» может прин€ть ординаторов, хирургов, урологов, акушеров-гинекологов из медицинского университета, Ќ»јѕа, других специализированных учреждений дл€ совершенствовани€ их подготовки по разделу «онкологи€» в рамках учебных программ. ¬не вс€кого сомнени€, –остовский научно-исследовательский онкологический институт имеет все возможности дл€ получени€ из ординаторов специалистов необходимого профил€. ѕо словам начальника отдела послевузовского и дополнительного профессионального образовани€ и развити€ кадровых ресурсов ћинистерства здравоохранени€ и социального развити€ јлександра ѕивоварова, в данном случае продление сроков обучени€ в ординатуре до п€ти лет полностью себ€ оправдывает. «¬ свое врем€ пропуском в ординатуру был красный диплом и талант. “еперь же возможно поступление и с удовлетворительными показател€ми, но на платной основе. ѕодготовить хирурга за два года, тем более если он пришел с одной лишь теорией — задача невыполнима€. ¬опрос в том, кому потом будет нужен такой специалист и найдутс€ ли желающие лечь к нему под нож.

ј ведь совсем недавно нейрохирургов в –оссии обучали за 3,5 мес€ца в рамках программы переподготовки после хирургии. ѕоэтому федеральные требовани€ все это будут учитывать».

Ќемало дискуссий в преподавательской среде сегодн€ вызывает кредитно-модульна€ система организации учебного процесса (см. справку). Ќа прот€жении полутора лет несколько субъектов –‘ практикуют эту систему в пилотном режиме, в их числе —амарска€ область. Ќо к этому, на первый взгл€д, удобному методу повышени€ качества образовани€ и приравнивани€ его к стандартам ≈вросоюза в ћинздравсоцразвити€ свое отношение.

«Ќа наш взгл€д, кредитно-модульна€ система хороша только при ресертификации — в системе дополнительного образовани€, — говорит јлександр ѕивоваров. — √отовить специалиста экстерном, и тем более посредством телеконференций, невозможно.  ак того же хирурга, который видел операции только по телевизору, допустить к пациенту? ≈сть такое пон€тие «мануальный навык». —амое главное — есть ли у нас возможность предоставить студенту возможность этот навык получить. —тепень «рукастости», владени€ ремеслом и так в последнее врем€ страдает. ќчень часто человек приходит на постдиплом, и мы реально понимаем, что он ничего не умеет. —ейчас мы работаем над созданием учебного плана внедрени€ нового об€зательного стандарта. ѕо первому курсу вопросов вроде бы и немного, но сократили ли мы на шестом курсе, на п€том курсе госпитальный этап до разумного минимума, который действительно нужен студенту, чтобы он имел хоть какое-то представление о специальности. ћы говорим, что без интернатуры он должен овладеть знани€ми, которые нужны на рабочем месте, только все госпитальные дисциплины как были в стандарте, так и остались. ћы не против кредитно-модульной системы, но в определенных рамках. ”же подготовлен проект приказа, но на наш проект уже поступило два альтернативных. ¬ первую очередь мы не можем договоритьс€ о стоимости кредита. ƒокторска€ диссертаци€ оцениваетс€ некоторыми авторами в 25 кредитов, стать€ — в 4, конференци€ — в 3. ¬есовые категории не удаетс€ пока привести к определенному знаменателю, но в текущем году мы эту систему доработаем».

 огда медицина бессильна

ѕЌѕ ««доровье» обнажил еще несколько проблем, которые предстоит разрешить программе модернизации здравоохранени€. ќдна из них — серьезный кадровый дисбаланс. ¬ сравнении с развитыми странами соотношение между численностью среднего медицинского персонала и врачей в нашей стране значительно ниже. “акже обсто€т дела и с профильными специалистами — переизбыток одних и остра€ нехватка других.   этому стоит добавить нежелание выпускников медицинских вузов работать в отдаленных от центра регионах с их слаборазвитой инфраструктурой и мизерной оплатой труда.

¬от здесь бы и пригодилась когда-то столь попул€рна€ программа об€зательного распределени€. ќднако действующа€  онституци€ исключает эту возможность. ƒа и ћинистерство здравоохранени€ и соцразвити€ декларирует, что возврата к государственному распределению не будет. Ќа смену ему придет система заказов, когда государство не содержит вуз, а в соответствии с потребност€ми той или иной отрасли финансирует его образовательную услугу в подготовке конкретного специалиста. ≈сли дл€ большинства учреждений высшего образовани€ установлен максимальный процент целевого набора — 20, дл€ медицинских вузов оставлена возможность повышать долю целевого приема. ќтветственность за кадровое состо€ние здравоохранени€ в каждой области и крае будет возложена на руководителей властных структур и управлени€ здравоохранением региона. ¬ нашей области –ост√ћ” уже давно и успешно ведет работу по подготовке специалистов дл€ сельских лечебно-профилактических учреждений на основе трехстороннего договора между органом управлени€ здравоохранением субъекта –‘, вузом и абитуриентом.  роме того, по словам представителей ћинздравсоцразвити€, с поступлением в ординатуру или аспирантуру учащиес€ сталкиваютс€ с проблемами вне образовательного процесса. «Ќедавно у военкоматов было желание забрать наших ординаторов в армию. Ќа самом деле это незаконно. ѕросто их права никто не хочет отстаивать. «акон о воинской службе гласит, что обучающийс€ по очной форме в аккредитованных образовательных учреждени€х (осуществл€ющих основную образовательную де€тельность) имеет право на получение отсрочки от призыва на воинскую службу. ƒл€ нас же это лечебный отдел. ћы не можем по определению аккредитовать послевуз, потому что эта программа в принципе не подлежит аккредитации. ” нас нет стандартов, нет дипломов гособразца. –азъ€снение по этому вопросу висит на сайте ћинистерства образовани€», — рассказал јлександр ѕивоваров.

ќдна из самых больных тем российского здравоохранени€, подрывающих интерес к специальности на самом корню, — отсутствие достойной оплаты труда медицинских работников вне зависимости от месторасположени€ учреждени€. ѕо официальным данным –осстата, заработна€ плата медиков в течение р€да лет отставала от среднего показател€ по экономике в целом. «а 9 мес€цев 2010 года она составила 16204 рубл€ (540 долларов). ¬ регионах, в том числе и в —еверо авказском федеральном округе, — 10 тыс€ч рублей (333 доллара). Ќиже прожиточного минимума заработную плату получает каждый шестой работающий — 15,7%. ј ведь прожиточный минимум трудоспособного населени€ у нас в среднем по стране — 6159 рублей (205 долларов).

≈сли сравнивать с развитыми европейскими странами и странами бывшего социалистического лагер€, то сравнение €вно не в нашу пользу. ѕо данным профсоюза работников здравоохранени€ –оссии, средние зарплаты медиков по основным специальност€м в «ападной ≈вропе больше средних по –оссии на пор€док, в ¬осточной — в 2-3 раза. ѕроект модернизации здравоохранени€ подразумевает увеличение заработной платы медикам. ѕо за€влению ћинздравсоцразви-ти€, в 2011 году 47 из 83 субъектов –‘ полностью перешли на новые системы оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений. ¬ среднем по –оссии увеличение зарплаты медикам составит пор€дка 30%, а в некоторых регионах, где уровень зарплат был критически низким, может вырасти и до 70%. Ќа эти цели за два года будет выделено 60,8 млрд рублей федеральных средств. ¬сего же на программу модернизации здравоохранени€ –оссии в федеральном бюджете предусмотрено 473 млрд рублей, которые предстоит освоить до 2013 года. »з этих средств в 2011 году –остовска€ область получит 4,7 млрд рублей. ѕо сообщению областного ћинздрава, полученные деньги планируетс€ направить на укрепление ресурсной базы здравоохранени€, внедрение стандартов оказани€ медпомощи, информатизацию и компьютеризацию медицинских учреждений.

—правка:

кредитно-модульна€ система — модель организации учебного процесса, основывающа€с€ на единстве модульных технологий обучени€ и зачетных кредитов European Credit Transfer System (≈вропейска€ система перезачислени€ кредитов). ESTS была разработана, проверена и усовершенствована в 145 европейских странах.

ќсновные принципы:

— деление материала дисциплины на модули проверкой усвоени€ каждого модул€;

— использование более широкой шкалы оценки знаний;

— повышение объективности знаний;

— стимулирование систематической самосто€тельной работы студентов на прот€жении семестра;

— внедрение здоровой конкуренции в обучении.

 редит — количественна€ характеристика, позвол€юща€ учесть вклад каждой учебной дисциплины в содержание образовательно-профессиональной подготовки.

ћодуль — задокументированна€ завершенна€ часть образовательно-профессиональной программы (ќѕѕ) учебной дисциплины.

«ачетный кредит — единица измерени€ учебной нагрузки студента, необходимой дл€ усвоени€ содержани€ модул€. ¬ключает все виды работ студента, предусмотренных в утвержденном индивидуальном плане: аудиторную (лекции, практические и семинарские зан€ти€), самосто€тельную работу, подготовку студентов к сдаче лицензионных интегрированных экзаменов.


јвтор: ќксана Ќижник

 

††