Перейти на главную страницу Карта сайта

Другие статьи номера

Мэр Ростова-на-Дону Михаил Чернышев: «Слухи о переносе столицы ЮФО сильно преувеличены» (5708)
Никита Логвинов  
Губернатор Ростовской области Василий Голубев: «Мэр Ростова должен отличаться от любого руководителя муниципального образования» (4478)
«Губернаторская сотня»: избранное (5617)
Блиц-дискуссия «Вестника» (4286)
Насколько полно используется экономическийпотенциал города?
Председатель Законодательного собрания Ростовской области Виктор Дерябкин: «На обновленную Стратегию-2020 делается серьезная ставка» (3849)
Кирилл Власенко  
Глава Кировского района Ростова-на-Дону Николай Шульга: «Большинство туристических маршрутов по Дону включают наш район» (4630)
Жажда спортивных успехов (3529)
Утолить ее во время Олимпиады-2014 обещает Coca-Cola
Кирилл Власенко  
Южный креатив (3536)
При подготовке к юбилейному форуму «Сочи-2011» регионы ЮФО сделали ставку на оригинальность своих стендов-презентаций
Никита Логвинов  
В десятку (5111)
На X юбилейном форуме «Сочи-2011» было подписано около 400 соглашений на общую сумму свыше 880 млрд рублей
Никита Логвинов  
Генеральный директор ОАО «Евразийский» Евгений Козьмин: «Мы — активные участники всероссийской стройки в Сочи» (4577)
Кирилл Власенко  
Гипермаркет инвестиций (3984)
Новороссийск показал свой инвестиционный потенциал на экономическом форуме в Сочи
Квартира с видом на море (3892)
Жилой комплекс «Дуэт» — это элитные квартиры в Новороссийске прямо на побережье
Ударная волна — порт Тамань (7423)
Новый порт на мысе Железный Рог Таманского полуострова станет третьим по грузообороту в России после портов Новороссийска и Санкт-Петербурга
Оксана Нижник  
Цементное оживление (4354)
Рост цен на цемент уже опережает самые смелые прогнозы. В его основе олимпийский фактор и повышение спроса оживившегося строительного рынка
Сергей Суриков, Лариса Никитина, Наталья Яценко  
Александр Шкарупа: «Мы убедились, что способны быстро и своевременно реагировать на повышение производственных планов» (5847)
Оксана Нижник  
Курс на техническое перевооружение (4017)
Сотрудники ОАО «Таганрогский завод «Прибой» работают над созданием самых современных комплексов для проектов кораблей
Марина Коренец  
Второе рождение предприятия (4308)
После застоя, длившегося от начала рыночной экономики до начала двухтысячных, ОАО «Таганрогский кожевенный завод» сегодня активно развивается
Вячеслав Мотин: «Инженерный труд — двигатель цивилизации» (4566)
Людмила Браиловская  
Всё главное (3357)
Мэр Таганрога Николай Федянин не делит задачи на главные и второстепенные
Знак равенства между вкусным и полезным (4159)
Перейти на принципиально новый уровень приготовления здоровой пищи ООО «Таганрогское школьное питание» помогла победа Таганрога в национальном проекте «Здоровое питание»
Лиза Калитина  

 

Медицинское образование излечимо

№ 6-7 (48-49) (2011)
Количество просмотров: 4241
Версия для печати


Концепция модернизации здравоохранения потребовала проверки новоиспеченных и действующих медицинских работников на соответствие современным условиям и пересмотра стандартов медицинского образования.

На территории Российской Федерации развернулась крупнейшая с постсоветских времен программа модернизации здравоохранения. Подготовка к новому социальному проекту во всех регионах страны началась еще в середине прошлого года. Тщательной ревизии подверглись все отрасли здравоохранения. Руководителям регионов предстояло определить, какой регламент проекта предусматривается, какие подводные камни в ходе модернизации могут возникнуть, как их обойти и на что в первую очередь следует обратить внимание. В данном вопросе оказался своевременным опыт реализации национального проекта «Здоровье».

Интернатура — слабое звено

Как оказалось, только совершенствование деятельности инфраструктуры здравоохранения — улучшение структуры и работы медицинских учреждений, упорядочение их финансового обеспечения и максимальное оснащение оборудованием не приведут к стойким изменениям в лучшую сторону. Несовершенство всей системы среднего, высшего и постдипломного медицинского образования спровоцировало кадровый голод и, как следствие, ухудшение качества медицинского обслуживания. И это становится одним из серьезнейших препятствий на пути модернизации здравоохранения. Для Юга России это вдвойне актуально, так как здесь располагается одна из самых мощных образовательных баз в сфере здравоохранения. В ведущих высших учебных медицинских заведениях Южного федерального округа идет подготовка медицинских кадров для субъектов ЮФО по основным образовательным программам высшего профессионального образования, по специальностям с присвоением квалификации: «лечебное дело», «педиатрия», «медико-профилактическое дело», «стоматология», «фармация», а также ВСО по специальностям «сестринское дело» и «управление сестринской деятельностью». На заседании Координационного совета по послевузовскому и дополнительному образованию специалистов здравоохранения ЮФО РФ, прошедшему 27 мая в РГМУ с участием представителей Минздрава Ростовской области, тема совершенствования организационно-методического базиса обучения в интернатуре и ординатуре подверглась тщательному обсуждению. По словам Сергея Зиньковича, руководителя клинического отдела Ростовского научно-исследовательского института, система подготовки будущих врачей в довольно плачевном состоянии. «Сегодня понятием «молодой специалист» мы пытаемся защитить выпускников перед общественностью за неквалифицированные действия по отношению к пациенту, — говорит Сергей Зинькович. — В то же время подготовка специалиста — это длительный и трудоемкий процесс, но насколько он эффективен — вопрос. В настоящее время приказом Минздрава и соцразвития регламентируется последипломная подготовка — одногодичная интернатура и двухгодичная ординатура. При этом вдвое больше часов, затраченных на обучение специалиста в ординатуре, естественным образом влияет на качество этой подготовки, особенно в приобретении практических навыков. На наш взгляд, следует отменить интернатуру как лишнее подготовительное звено и компенсировать его специальной преддипломной подготовкой в вузе, а сроки обучения в ординатуре установить в соответствии со стандартами выбранной специальности». В качестве примера участники форума предлагали взять за основу опыт европейских стран и США, где врач может получить сертификат только после 4-5-летней подготовки в специализированной клинике. Эта форма подготовки называется резидентурой. Заканчивая западные медицинские университеты, выпускники имеют право работать в базисном звене здравоохранения под присмотром консультантов и старших врачей. Подобная система десятилетиями оправдывала себя и в нашей стране. Но в последнее время российские врачи были единственными, кто, имея дипломы о профобразовании, не допускался к практической деятельности.

Кому нужен врач без практики?

Дело в том, что ординатура перешла на учебные базы вузов, которые (не всегда столь же мощные, как в Ростове) были не готовы «переварить» такую массу специалистов, а заключить договоры с больницами оказалось не так просто. Законное основание для включения новой учебной площади в актив образовательного учреждения предполагает или собственность, или оперативное управление, или договор на безвозмездное пользование, или аренду.

Сегодня Минздрав соцразвития работает над тем, чтобы в новый закон о здравоохранении и в новый закон об образовании в этой части удалось внести коррективы. В этой связи рассматривается предложение, которое было озвучено на форуме с участием председателя правительства Владимира Путина, — предоставить интернатуре и ординатуре базы лечебных учреждений, не лицензируя больницу как самостоятельный образовательный субъект, поскольку существующий учебный план подразумевает широкий спектр смежных дисциплин и теоретическую подготовку, которую лечебное учреждение вряд ли реализует. Это позволит вузам самостоятельно подобрать учебную базу, заключив с больницей договор. Примером экономического регулирования взаимоотношений с клиническими базами является «скандинавская модель». Чтобы заинтересовать муниципальные и частные больницы сотрудничеством с медицинскими факультетами, государство выделяет вузам грант. Деньги достаются тому лечебному учреждению, в которое придет факультет и его кафедры. Нуждаясь в этих инвестициях, больницы готовы заключить договоры с университетами. В этих условиях факультету остается лишь сделать правильный выбор. Ростовский научно-исследовательский институт уже выдвинул на рассмотрение Минздравсоцразвития ряд предложений по размещению учебной базы на его территории, огласив свои основные преимущества — уникальные лечебные подразделения, такие как нейроонкология, челюстно-лицевая, доминальная хирургия, мощное техническое оснащение и, конечно же, кадровый потенциал — хирурги, онкологи и ученые. НИИ может принять ординаторов, хирургов, урологов, акушеров-гинекологов из медицинского университета, НИАПа, других специализированных учреждений для совершенствования их подготовки по разделу «онкология» в рамках учебных программ. Вне всякого сомнения, Ростовский научно-исследовательский онкологический институт имеет все возможности для получения из ординаторов специалистов необходимого профиля. По словам начальника отдела послевузовского и дополнительного профессионального образования и развития кадровых ресурсов Министерства здравоохранения и социального развития Александра Пивоварова, в данном случае продление сроков обучения в ординатуре до пяти лет полностью себя оправдывает. «В свое время пропуском в ординатуру был красный диплом и талант. Теперь же возможно поступление и с удовлетворительными показателями, но на платной основе. Подготовить хирурга за два года, тем более если он пришел с одной лишь теорией — задача невыполнимая. Вопрос в том, кому потом будет нужен такой специалист и найдутся ли желающие лечь к нему под нож.

А ведь совсем недавно нейрохирургов в России обучали за 3,5 месяца в рамках программы переподготовки после хирургии. Поэтому федеральные требования все это будут учитывать».

Немало дискуссий в преподавательской среде сегодня вызывает кредитно-модульная система организации учебного процесса (см. справку). На протяжении полутора лет несколько субъектов РФ практикуют эту систему в пилотном режиме, в их числе Самарская область. Но к этому, на первый взгляд, удобному методу повышения качества образования и приравнивания его к стандартам Евросоюза в Минздравсоцразвития свое отношение.

«На наш взгляд, кредитно-модульная система хороша только при ресертификации — в системе дополнительного образования, — говорит Александр Пивоваров. — Готовить специалиста экстерном, и тем более посредством телеконференций, невозможно. Как того же хирурга, который видел операции только по телевизору, допустить к пациенту? Есть такое понятие «мануальный навык». Самое главное — есть ли у нас возможность предоставить студенту возможность этот навык получить. Степень «рукастости», владения ремеслом и так в последнее время страдает. Очень часто человек приходит на постдиплом, и мы реально понимаем, что он ничего не умеет. Сейчас мы работаем над созданием учебного плана внедрения нового обязательного стандарта. По первому курсу вопросов вроде бы и немного, но сократили ли мы на шестом курсе, на пятом курсе госпитальный этап до разумного минимума, который действительно нужен студенту, чтобы он имел хоть какое-то представление о специальности. Мы говорим, что без интернатуры он должен овладеть знаниями, которые нужны на рабочем месте, только все госпитальные дисциплины как были в стандарте, так и остались. Мы не против кредитно-модульной системы, но в определенных рамках. Уже подготовлен проект приказа, но на наш проект уже поступило два альтернативных. В первую очередь мы не можем договориться о стоимости кредита. Докторская диссертация оценивается некоторыми авторами в 25 кредитов, статья — в 4, конференция — в 3. Весовые категории не удается пока привести к определенному знаменателю, но в текущем году мы эту систему доработаем».

Когда медицина бессильна

ПНП «Здоровье» обнажил еще несколько проблем, которые предстоит разрешить программе модернизации здравоохранения. Одна из них — серьезный кадровый дисбаланс. В сравнении с развитыми странами соотношение между численностью среднего медицинского персонала и врачей в нашей стране значительно ниже. Также обстоят дела и с профильными специалистами — переизбыток одних и острая нехватка других. К этому стоит добавить нежелание выпускников медицинских вузов работать в отдаленных от центра регионах с их слаборазвитой инфраструктурой и мизерной оплатой труда.

Вот здесь бы и пригодилась когда-то столь популярная программа обязательного распределения. Однако действующая Конституция исключает эту возможность. Да и Министерство здравоохранения и соцразвития декларирует, что возврата к государственному распределению не будет. На смену ему придет система заказов, когда государство не содержит вуз, а в соответствии с потребностями той или иной отрасли финансирует его образовательную услугу в подготовке конкретного специалиста. Если для большинства учреждений высшего образования установлен максимальный процент целевого набора — 20, для медицинских вузов оставлена возможность повышать долю целевого приема. Ответственность за кадровое состояние здравоохранения в каждой области и крае будет возложена на руководителей властных структур и управления здравоохранением региона. В нашей области РостГМУ уже давно и успешно ведет работу по подготовке специалистов для сельских лечебно-профилактических учреждений на основе трехстороннего договора между органом управления здравоохранением субъекта РФ, вузом и абитуриентом. Кроме того, по словам представителей Минздравсоцразвития, с поступлением в ординатуру или аспирантуру учащиеся сталкиваются с проблемами вне образовательного процесса. «Недавно у военкоматов было желание забрать наших ординаторов в армию. На самом деле это незаконно. Просто их права никто не хочет отстаивать. Закон о воинской службе гласит, что обучающийся по очной форме в аккредитованных образовательных учреждениях (осуществляющих основную образовательную деятельность) имеет право на получение отсрочки от призыва на воинскую службу. Для нас же это лечебный отдел. Мы не можем по определению аккредитовать послевуз, потому что эта программа в принципе не подлежит аккредитации. У нас нет стандартов, нет дипломов гособразца. Разъяснение по этому вопросу висит на сайте Министерства образования», — рассказал Александр Пивоваров.

Одна из самых больных тем российского здравоохранения, подрывающих интерес к специальности на самом корню, — отсутствие достойной оплаты труда медицинских работников вне зависимости от месторасположения учреждения. По официальным данным Росстата, заработная плата медиков в течение ряда лет отставала от среднего показателя по экономике в целом. За 9 месяцев 2010 года она составила 16204 рубля (540 долларов). В регионах, в том числе и в СевероКавказском федеральном округе, — 10 тысяч рублей (333 доллара). Ниже прожиточного минимума заработную плату получает каждый шестой работающий — 15,7%. А ведь прожиточный минимум трудоспособного населения у нас в среднем по стране — 6159 рублей (205 долларов).

Если сравнивать с развитыми европейскими странами и странами бывшего социалистического лагеря, то сравнение явно не в нашу пользу. По данным профсоюза работников здравоохранения России, средние зарплаты медиков по основным специальностям в Западной Европе больше средних по России на порядок, в Восточной — в 2-3 раза. Проект модернизации здравоохранения подразумевает увеличение заработной платы медикам. По заявлению Минздравсоцразви-тия, в 2011 году 47 из 83 субъектов РФ полностью перешли на новые системы оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений. В среднем по России увеличение зарплаты медикам составит порядка 30%, а в некоторых регионах, где уровень зарплат был критически низким, может вырасти и до 70%. На эти цели за два года будет выделено 60,8 млрд рублей федеральных средств. Всего же на программу модернизации здравоохранения России в федеральном бюджете предусмотрено 473 млрд рублей, которые предстоит освоить до 2013 года. Из этих средств в 2011 году Ростовская область получит 4,7 млрд рублей. По сообщению областного Минздрава, полученные деньги планируется направить на укрепление ресурсной базы здравоохранения, внедрение стандартов оказания медпомощи, информатизацию и компьютеризацию медицинских учреждений.

Справка:

кредитно-модульная система — модель организации учебного процесса, основывающаяся на единстве модульных технологий обучения и зачетных кредитов European Credit Transfer System (Европейская система перезачисления кредитов). ESTS была разработана, проверена и усовершенствована в 145 европейских странах.

Основные принципы:

— деление материала дисциплины на модули проверкой усвоения каждого модуля;

— использование более широкой шкалы оценки знаний;

— повышение объективности знаний;

— стимулирование систематической самостоятельной работы студентов на протяжении семестра;

— внедрение здоровой конкуренции в обучении.

Кредит — количественная характеристика, позволяющая учесть вклад каждой учебной дисциплины в содержание образовательно-профессиональной подготовки.

Модуль — задокументированная завершенная часть образовательно-профессиональной программы (ОПП) учебной дисциплины.

Зачетный кредит — единица измерения учебной нагрузки студента, необходимой для усвоения содержания модуля. Включает все виды работ студента, предусмотренных в утвержденном индивидуальном плане: аудиторную (лекции, практические и семинарские занятия), самостоятельную работу, подготовку студентов к сдаче лицензионных интегрированных экзаменов.


Автор: Оксана Нижник