Перейти на главную страницу Карта сайта

Другие статьи номера

Мэр Ростова-на-Дону Михаил Чернышев: «Слухи о переносе столицы ЮФО сильно преувеличены» (5708)
Никита Логвинов  
Губернатор Ростовской области Василий Голубев: «Мэр Ростова должен отличаться от любого руководителя муниципального образования» (4478)
«Губернаторская сотня»: избранное (5617)
Блиц-дискуссия «Вестника» (4286)
Насколько полно используется экономическийпотенциал города?
Председатель Законодательного собрания Ростовской области Виктор Дерябкин: «На обновленную Стратегию-2020 делается серьезная ставка» (3849)
Кирилл Власенко  
Глава Кировского района Ростова-на-Дону Николай Шульга: «Большинство туристических маршрутов по Дону включают наш район» (4630)
Жажда спортивных успехов (3529)
Утолить ее во время Олимпиады-2014 обещает Coca-Cola
Кирилл Власенко  
Южный креатив (3536)
При подготовке к юбилейному форуму «Сочи-2011» регионы ЮФО сделали ставку на оригинальность своих стендов-презентаций
Никита Логвинов  
В десятку (5111)
На X юбилейном форуме «Сочи-2011» было подписано около 400 соглашений на общую сумму свыше 880 млрд рублей
Никита Логвинов  
Генеральный директор ОАО «Евразийский» Евгений Козьмин: «Мы — активные участники всероссийской стройки в Сочи» (4577)
Кирилл Власенко  
Гипермаркет инвестиций (3984)
Новороссийск показал свой инвестиционный потенциал на экономическом форуме в Сочи
Квартира с видом на море (3892)
Жилой комплекс «Дуэт» — это элитные квартиры в Новороссийске прямо на побережье
Ударная волна — порт Тамань (7423)
Новый порт на мысе Железный Рог Таманского полуострова станет третьим по грузообороту в России после портов Новороссийска и Санкт-Петербурга
Оксана Нижник  
Цементное оживление (4354)
Рост цен на цемент уже опережает самые смелые прогнозы. В его основе олимпийский фактор и повышение спроса оживившегося строительного рынка
Сергей Суриков, Лариса Никитина, Наталья Яценко  
Александр Шкарупа: «Мы убедились, что способны быстро и своевременно реагировать на повышение производственных планов» (5847)
Оксана Нижник  
Курс на техническое перевооружение (4017)
Сотрудники ОАО «Таганрогский завод «Прибой» работают над созданием самых современных комплексов для проектов кораблей
Марина Коренец  
Второе рождение предприятия (4308)
После застоя, длившегося от начала рыночной экономики до начала двухтысячных, ОАО «Таганрогский кожевенный завод» сегодня активно развивается
Вячеслав Мотин: «Инженерный труд — двигатель цивилизации» (4566)
Людмила Браиловская  
Всё главное (3357)
Мэр Таганрога Николай Федянин не делит задачи на главные и второстепенные
Знак равенства между вкусным и полезным (4159)
Перейти на принципиально новый уровень приготовления здоровой пищи ООО «Таганрогское школьное питание» помогла победа Таганрога в национальном проекте «Здоровое питание»
Лиза Калитина  

 

Генеральный директор «Юниаструм Лизинг» Тимур Бойтемиров: «В лизинге есть обширные резервы для экономии»

№ 6-7 (48-49) (2011)
Количество просмотров: 4697
Версия для печати


Стоимость инвестиций в основные средства — это одна из наиболее затратных статей доя любого предприятия. Тысячи финансовых и генеральных директоров ломают голову над вопросом оптимизации этой статьи. Потому что инвестиции в основные средства — это дорого, а отказ от них обойдется еще дороже — потерей рынка уже в среднесрочной перспективе.

В последнее время специалисты «Юниаструм Лизинг» отмечают, что клиенты стали гораздо больше интересоваться деталями условий лизинговой сделки, изыскивая любые возможности сэкономить и оптимизировать для себя лизинговые платежи. И в этой области действительно есть обширные резервы для экономии.

До кризиса чрезвычайно популярны были лизинговые продукты, позволяющие получать финансирование максимально быстро, пусть даже при более высоких процентных ставках. Предприятия торопились захватывать рынок, вкладывать в растущий бизнес. Сейчас приоритеты поменялись. Во главу угла большинство лизингополучателей ставят снижение процентной ставки, снижение размера аванса. При этом ставки по договорам лизинга уже вернулись к докризисным уровням (см. таблицу 1). Аналитический департамент «Юниаструм Лизинг» совместно с компанией «Новые маркетинговые решения» провели исследование условий 47 лизинговых компаний и приоритетов лизингополучателей. Результатами этого исследования мы хотим поделиться с вами в этом обзоре.

Из чего состоит цена

Суммарная стоимость договора лизинга состоит из цены приобретаемого имущества, маржи лизинговой компании и включаемых в договор лизинга по соглашению сторон дополнительных услуг, основными из которых являются: страхование предмета лизинга (если страхует лизинговая компания), таможенное оформление (если лизинговая компания самостоятельно импортирует предмет лизинга из-за рубежа), стоимость услуг банков по организации аккредитивных форм расчетов с поставщиками лизинговой компании. Могут быть включены также услуги по монтажу, пусконаладке оборудования, транспортировке, сервисному обслуживанию и т.д. В рамках автолизинга предлагается и постановка транспортного средства на учет в ГИБДД. Поэтому чтобы сравнить условия лизинга, имеет смысл запросить у менеджеров полную структуру договора лизинга с четко прописанными всеми расходами по сделке. Вкупе с графиком лизинговых платежей эта информация покажет реальную стоимость лизингового проекта. Разберемся в понятиях «удорожание» и «процентная ставка». Поскольку оба показателя выражаются в процентах годовых, это создает зачастую путаницу для клиентов. Удорожание — это превышение итоговых платежей по договору лизинга над первоначальной стоимостью имущества, выраженное в процентах в год. Так, если мы за три года переплачиваем лизинговой компании 42%, то годовое удорожание составит 14%. Очевидно, что понятие «удорожание» полезно для того, чтобы быстро прикинуть, сколько мы переплатим за использование лизинга по сравнению с покупкой. Некоторые лизингодатели рекламируют особенно низкий размер «удорожания», чтобы создать видимость преимущества. В реальности же обычно подразумевается вариант с максимальным авансом и убывающим графиком платежей. При такой схеме цена лизинга действительно становится наименьшей, но она изменится, если клиент захочет изменить хотя бы один из параметров сделки. Процентная ставка начисляется за использование заемных средств на остаток задолженности и тоже может скрывать подводные камни. В платежи могут быть включены дополнительные комиссии, завышенная цена страховки и т.д. Или же наоборот, несмотря на необходимость, не включен налог на имущество. В связи с этим рекомендуем сравнивать все же размер ежемесячного платежа — наиболее ощутимого для клиента параметра сделки, который может отличаться при одинаковых прочих параметрах сделки (вид графика, срок, аванс и период поставки). Именно при таком сравнении может «вылезти» какое-то неявное завышение цены.

Перед выбором графика платежей предприятие должно четко просчитать свою экономику, составить прогноз движения денежных средств с учетом лизинговых платежей. Если это будет сделано, будет понятно, какой график выбрать — равномерный с большим общим удорожанием, но меньшей нагрузкой по ежемесячным платежам либо убывающий, где большая нагрузка по платежам приходится на начальные периоды и, соответственно, общее удорожание будет меньше.

Например, компания получила в лизинг оборудование, а выручка от продукции, на нем произведенной, растет постепенно. Здесь, конечно, лучше выбрать равномерные платежи. В обратном случае, например, при лизинге строительной техники, пик выручки зачастую приходится на начальный период. Часто строительную технику приобретают под конкретные контракты. С течением времени, скорее всего, неизбежен простой техники по разным причинам, выручка падает. В таких условиях лучше выбирать убывающие платежи, тем более они наиболее выгодны. Хотя формально цена лизинга при убывающем графике ниже, чем при равномерном, это вовсе не значит, что итоговый экономический эффект для предприятия будет выше. Одно из основных преимуществ лизинга — это использование долгосрочных заемных средств. При этом компания имеет возможность открывать кредитные линии для развития своего основного вида деятельности, а также с максимальной эффективностью инвестировать собственные финансовые ресурсы в продукты и услуги, приносящие наибольшую прибыль. То есть если проекты предприятия приносят прибыль 25% в год, а процентная ставка по лизингу — 14%, то очевидно, что использование лизинга выгодно для предприятия вне зависимости от графика платежей. Очень мало игроков в своей практике гибко подходят к составлению графиков платежей, с учетом специфики деятельности компании, сезонности ведения бизнеса, в то же время эти корректировки очень востребованы на рынке. Например, компании коммунальной сферы получают основную выручку в зимний период, а пассажирские перевозчики — в летний. Еще более очевидна сезонность в сельском хозяйстве. В «Юниаструм Лизинге» возможны поквартальные платежи, сезонные корректировки.

Относительно честные уловки

Обычно предмет лизинга учитывается на балансе лизингодателя, который, соответственно, сам платит налог на имущество, включая его в сумму лизинговых платежей. В ходе исследования мы обратили внимание на то, что этим пользуются некоторые лизингодатели для формального снижения заявленной цены лизинга. Но иногда имущественный налог может давать реальную экономию лизингополучателю, так как закон предусматривает право учета предмета лизинга на его балансе, причем налог на имущество предприятий зачисляется в бюджет только по месту нахождения организации. Ставки же этого налога отличаются в различных регионах. Там, где сосредоточены большинство федеральных лизингодателей (Москва, Санкт-Петербург), действуют максимальные ставки — 2,2%. Если же лизингополучатель находится в низконалоговых регионах, например, в Калмыкии, или имеет право на налоговые льготы в своем регионе, например, в Калининградской области, для него имеет смысл учитывать предмет лизинга на своем балансе. Особенно это оправдано при крупных лизинговых сделках, где экономия даже 1-2% от цены имущества в год составляет значительные суммы. Возможность досрочного погашения лизинговых платежей — это еще одна опция, которую обязательно надо внимательно изучить при заключении договора лизинга. Некоторые компании (в том числе довольно крупные и известные) требуют от клиента полной выплаты всех платежей, включая проценты, независимо от того, когда осуществляется досрочное погашение. Другие «идут навстречу» клиенту, разрешая ему выплатить при досрочном погашении «всего лишь» половину процентных платежей за будущие периоды. Уточнить порядок досрочного погашения платежей следует еще при заключении сделки. Однако следует помнить, что по своей экономической природе лизинговые отношения являются одновременно как финансовыми, так и имущественными, причем ориентированы на долгосрочную перспективу. Поэтому досрочное погашение, особенно в течение первого года действия договора, обычно воспринимается болезненно не только лизинговыми компаниями, но и налоговыми органами. Распространенный способ скрыть реальную цену — заявления о лизинге под 0-2%. Обычно лизинговые компании предлагают такие условия, если производитель делает скидку на свою продукцию. В итоге клиент платит, казалось бы, меньшую сумму, однако в реальности он и сам смог бы получить эту скидку как корпоративный клиент, так что в итоге ставка удорожания по лизингу ничем не отличается от обычной. Еще один трюк состоит в том, что декларируется низкая процентная ставка при условии, что лизингополучатель обязан купить технику только у определенного поставщика, цена у которого в реальности может быть на 5-10% выше, чем на рынке. Распространена ситуация, когда производитель требует от покупателя аванс в размере, например, 30% или 50% от стоимости оборудования, хотя оно еще не изготовлено, и на это может уйти несколько месяцев. Это происходит потому, что не все лизинговые компании в состоянии сами оплатить поставщику сумму аванса. Другими словами, если поставщик требует аванс 40%, то и лизингодатель требует от клиента те же 40%. А ведь аванс для многих клиентов — условие иногда даже более важное, чем процентная ставка. Не все могут единовременно отвлечь из бизнеса, например, 30% от стоимости приобретаемых основных средств. В связи с этим компанией «Юниаструм Лизинг» разработана специальная программа, позволяющая снижать размер аванса до 0% за счет дополнительного обеспечения. Некоторые лизингодатели, чтобы проходить по формальным критериям тендеров, существенно снижают размер аванса (например, с 20% до 10%), но при этом на такую же сумму повышают второй лизинговый платеж через месяц. Такие хитрости несложно выявить, прибегая к сравнению размера ежемесячных платежей.

Есть лазейки для завышения выгоды лизингодателя и в деле страхования. Тарифы на страхование предметов лизинга не выше, чем для обычного имущества: от 0,3% в год для оборудования, 1,5-2% для техники и до 7-8% для легковых автомобилей. Но при страховании лизингового имущества в договоре указываются два выгодоприобретателя. К примеру, чаще всего, если техника украдена, то страховое возмещение выплачивается лизингодателю, а при ее повреждении — лизингополучателю. Необходимо обращать внимание на условия выплаты возмещения и перечень исключений из страхового покрытия. В противном случае при урегулировании убытка могут выплыть договорные условия, которые приведут к отказу в выплате возмещения. Следует также помнить, что лизинговые компании, поскольку они являются постоянными и фактически оптовыми клиентами, имеют наработанные каналы взаимодействия со страховщиками. С одной стороны, это способствует более оперативному решению возникающих вопросов. Однако если лизинговая компания не предоставляет никакого выбора страховых компаний, это явный признак будущего завышения стоимости страхования. В связи с этим рекомендуем заранее убедиться, что лизинговая компания не навязывает одного, к тому же малоизвестного страховщика. Надежность лизингодателя Казалось бы, надежность лизингодателя мало интересует лизингополучателя, поскольку он все-таки занимает деньги, а не вкладывает. В действительности ситуация несколько сложнее. Лизингополучатель не деньги занимает, а получает предмет лизинга, который остается в собственности лизингодателя до окончания срока договора. Поскольку сам лизингодатель чаще всего финансирует свои сделки с помощью банковских кредитов, то предметы лизинга оформлены в залог в банке. Если банк не получает платежей по своим кредитам, то он вправе требовать изъятия своего залога. В результате может пострадать даже добросовестный лизингополучатель. К сожалению, с такой проблемой столкнулись многие предприятия в 2009 году, когда некоторые лизинговые компании не смогли исполнить свои обязательства перед банками. Кроме того, в 2009 году многие кредитные линии для лизингодателей были закрыты, и они не смогли профинансировать даже те сделки, на которые клиенты уже получили одобрение.

Вообще использование кредитных ресурсов «сторонних» банков (пусть это даже крупнейшие банки, такие как Сбербанк) может повлечь за собой массу неудобств как для самой лизинговой компании, так и для ее клиентов.

Во-первых, такая лизинговая компания не может заранее точно сказать, одобрит ли банк сделку. Во-вторых, сроки ее рассмотрения и оформления могут затягиваться на несколько месяцев, и лизингодатель никак не управляет этой ситуацией. Третья проблема связана с возможностью долгосрочного сотрудничества. По статистике, более половины клиентов обращаются за лизингом повторно и обычно привлекают все больший объем финансирования. Если лизинговая компания использует только кредитные линии «сторонних» банков, зачастую оказывается, что кредитный лимит исчерпан и такой лизингодатель не может предоставить дополнительное финансирование.

Очевидный вывод: более надежно работать с лизинговыми компаниями, которые входят в состав крупных банковских групп и не будут иметь противоречий с кредитующими банками. Например, тот факт, что «Юниаструм Лизинг» и Юниаструм Банк являются членами группы Банка Кипра — одного из крупнейших международных банков, безусловно, позволил нам избежать этих трудностей и не прекращать финансирование клиентов даже в условиях кризиса. Благодаря этому рост лизингового портфеля в кризисном 2009 году составил 200% на фоне падения всего рынка лизинга на 56%. В связи с вышесказанным при выборе лизинговой компании не стоит принимать решение, основываясь только на ценовых условиях. Далеко не всегда дешевое предложение может оказаться выгодным, ведь по окончании срока лизинга можно просто не получить имущество в собственность. Поэтому стоит крайне внимательно подходить к выбору лизингового партнера, учитывая его финансовое состояние, известность и репутацию на рынке.

Основные параметры лизинговых предложений в первом квартале 2011 г.

По результатам исследования рынка лизинга, проведенного аналитическим департаментом «Юниаструм Лизинг» совместно с компанией «Новые маркетинговые решения»

Ставки по лизингу оборудования, в руб.*

от 16 до 28%

Ставки по лизингу оборудования, в руб.*

от 16 до 28%

Ставки по автолизингу, в руб.*

от 12,8 до 33%, ставка зависит от запрашиваемой суммы финансирования: на 4 млн ставка будет на 1-3% ниже, чем на 1 млн руб.

Ставки по лизингу недвижимости, в руб.**

от 16,9 до 24%

Финансирование ИП

с индивидуальными предпринимателями готовы сотрудничать 56% лизинговых компаний

Время на оформление сделки лизинга (с момента подачи полного пакета документов)

для оборудования — от двух недель до месяца у разных компаний, для автолизинга — от нескольких дней до двух недель

Ограничение на отрасль

многие лизинговые компании не финансируют сельское хозяйство, некоторые не финансируют строительную отрасль

Дополнительная комиссия

каждая 7-я из опрошенных компаний (14% опрошенных) требует дополнительные комиссии в размере от 0,8 до 2%

Срок лизинга

42% из опрошенных компаний предложили срок лизинга 3 или максимум 4 года. 53% — до 5 лет, лишь 2 из 42 — до 7 лет

Размер аванса

минимальный аванс — от 20 до 30%, в редких случаях предлагается снижение аванса до 15%

Ограничения по активам

автотранспорт и оборудование финансируют более 90% опрошенных компаний. Лизинг недвижимости предложили лишь 10% опрошенных компаний

Регионы

дефицит предложения традиционно наблюдается в регионах Северного Кавказа

Данные приведены по крупным и средним лизингодателям.

У малых региональных игроков ставки могут быть выше.

** По лизингу недвижимости запрашивался срок сделки 10 лет. Более высокие обусловлены не только спецификой активов, но и более длинным сроком.

Приложение 1

Как выбрать оптимальный лизинг

Шаг первый: сформулируйте свои требования:

— укажите размер аванса, который готова оплатить ваша компания (от стоимости приобретаемого имущества), например, 20%;

— запрашиваемый срок лизинга: например, 36 месяцев (3 года);

— укажите спецификацию и базовую цену имущества, которое вы планируете приобретать;

— график платежей. Рекомендуется сначала у всех запросить равномерный график, а уже после выбора лизингодателя его можно поменять на убывающий, сезонный или другой вариант;

— валюта платежей. Сравнение ценовых условий от различных лизинговых компаний должно производиться в единой валюте.

Шаг второй: соберите и сравните предложения лизинговых компаний.

Предмет сравнения

Примечания

Предмет сравнения

Примечания

Общая сумма платежей по договору

Сравнение по общей сумме платежей правомерно только при сравнении одинаковых графиков: равномерных с равномерными, убывающих с убывающими

Размер ежемесячного лизингового платежа

Целесообразно сравнивать при равномерных графиках

Стоимость дополнительных сборов и комиссий

Требуйте информацию о дополнительных сборах и комиссиях на этапе коммерческого предложения! Они могут быть не указаны в графике платежей

Стоимость выкупного платежа

Стоимость выкупного платежа может быть не символической, а довольно большой, и тогда размер выкупного платежа надо обязательно учитывать при общем сравнении

Включена ли цена страховки в стоимость договора лизинга?

Обязан ли лизингополучатель страховаться только в определенных страховых компаниях? Если да, не является ли цена страхования в этих компаниях выше рыночной?

Точная стоимость страховки

Необходимо уточнить конкретную сумму с учетом правил страхования. При лизинге автотранспорта необходимо уточнить, включает ли стоимость страховки наличие спутниковой системы слежения

Есть ли ограничения по выбору поставщиков?

Если есть, предлагают ли эти поставщики рыночную цену и корпоративные скидки

Балансодержатель предмета лизинга

Если балансодержателем является лизингополучатель, то налог на имущество не включается в стоимость договора лизинга

Сумма процентов на конвертацию валюты

При заключении договора в валюте необходимо оценить абсолютный размер процентов на конвертацию валюты

Шаг третий: оцените дополнительные условия:

— размер аванса до ввода оборудования в эксплуатацию;

— возможности изменения параметров сделки, например, снижение удорожания в зависимости от размера аванса или срока;

— способность лизингодателя профинансировать оборудование, изготовление которого занимает длительный срок (например, полгода). Практика сотрудничества лизингодателя с экспортными гарантийными агентствами;

— возможность отсрочки погашения основного долга;

— порядок досрочного выкупа;

— профессионализм и опыт лизинговой компании;

— для рублевых договоров необходимо уточнить, фиксирован ли размер платежа в рублях или он от чего-либо зависит (иногда может быть привязан к ставкам Libor, Mosprime, обменным курсам валют);

— срочность кредитования самой лизинговой компании. Если компания использует краткосрочные кредиты для финансирования 3-5-летних лизинговых сделок, это создает риски для лизингополучателя.


Автор: Наталья Яценко