ѕерейти на главную страницу  арта сайта

ƒругие статьи номера

ћэр –остова-на-ƒону ћихаил „ернышев: Ђ—лухи о переносе столицы ё‘ќ сильно преувеличеныї (5600)
Ќикита Ћогвинов  
√убернатор –остовской области ¬асилий √олубев: Ђћэр –остова должен отличатьс€ от любого руководител€ муниципального образовани€ї (3856)
Ђ√убернаторска€ сотн€ї: избранное (5530)
Ѕлиц-дискусси€ Ђ¬естникаї (4176)
Ќасколько полно используетс€ экономическийпотенциал города?
ѕредседатель «аконодательного собрани€ –остовской области ¬иктор ƒер€бкин: ЂЌа обновленную —тратегию-2020 делаетс€ серьезна€ ставкаї (3757)
 ирилл ¬ласенко  
√лава  ировского района –остова-на-ƒону Ќиколай Ўульга: ЂЅольшинство туристических маршрутов по ƒону включают наш районї (4536)
∆ажда спортивных успехов (3445)
”толить ее во врем€ ќлимпиады-2014 обещает Coca-Cola
 ирилл ¬ласенко  
ёжный креатив (3447)
ѕри подготовке к юбилейному форуму Ђ—очи-2011ї регионы ё‘ќ сделали ставку на оригинальность своих стендов-презентаций
Ќикита Ћогвинов  
¬ дес€тку (5006)
Ќа X юбилейном форуме Ђ—очи-2011ї было подписано около 400 соглашений на общую сумму свыше 880 млрд рублей
Ќикита Ћогвинов  
√енеральный директор ќјќ Ђ≈вразийскийї ≈вгений  озьмин: Ђћы Ч активные участники всероссийской стройки в —очиї (4478)
 ирилл ¬ласенко  
√ипермаркет инвестиций (3896)
Ќовороссийск показал свой инвестиционный потенциал на экономическом форуме в —очи
 вартира с видом на море (3797)
∆илой комплекс Ђƒуэтї Ч это элитные квартиры в Ќовороссийске пр€мо на побережье
”дарна€ волна Ч порт “амань (7318)
Ќовый порт на мысе ∆елезный –ог “аманского полуострова станет третьим по грузообороту в –оссии после портов Ќовороссийска и —анкт-ѕетербурга
ќксана Ќижник  
÷ементное оживление (4260)
–ост цен на цемент уже опережает самые смелые прогнозы. ¬ его основе олимпийский фактор и повышение спроса оживившегос€ строительного рынка
—ергей —уриков, Ћариса Ќикитина, Ќаталь€ яценко  
јлександр Ўкарупа: Ђћы убедились, что способны быстро и своевременно реагировать на повышение производственных плановї (5729)
ќксана Ќижник  
 урс на техническое перевооружение (3922)
—отрудники ќјќ Ђ“аганрогский завод Ђѕрибойї работают над созданием самых современных комплексов дл€ проектов кораблей
ћарина  оренец  
¬торое рождение предпри€ти€ (4211)
ѕосле засто€, длившегос€ от начала рыночной экономики до начала двухтыс€чных, ќјќ Ђ“аганрогский кожевенный заводї сегодн€ активно развиваетс€
¬€чеслав ћотин: Ђ»нженерный труд Ч двигатель цивилизацииї (4451)
Ћюдмила Ѕраиловска€  
¬сЄ главное (3276)
ћэр “аганрога Ќиколай ‘ед€нин не делит задачи на главные и второстепенные
«нак равенства между вкусным и полезным (4046)
ѕерейти на принципиально новый уровень приготовлени€ здоровой пищи ќќќ Ђ“аганрогское школьное питаниеї помогла победа “аганрога в национальном проекте Ђ«доровое питаниеї
Ћиза  алитина  

 

√енеральный директор Ђёниаструм Ћизингї “имур Ѕойтемиров: Ђ¬ лизинге есть обширные резервы дл€ экономииї

є 6-7 (48-49) (2011)
 оличество просмотров: 4612
¬ерси€ дл€ печати


—тоимость инвестиций в основные средства — это одна из наиболее затратных статей до€ любого предпри€ти€. “ыс€чи финансовых и генеральных директоров ломают голову над вопросом оптимизации этой статьи. ѕотому что инвестиции в основные средства — это дорого, а отказ от них обойдетс€ еще дороже — потерей рынка уже в среднесрочной перспективе.

¬ последнее врем€ специалисты «ёниаструм Ћизинг» отмечают, что клиенты стали гораздо больше интересоватьс€ детал€ми условий лизинговой сделки, изыскива€ любые возможности сэкономить и оптимизировать дл€ себ€ лизинговые платежи. » в этой области действительно есть обширные резервы дл€ экономии.

ƒо кризиса чрезвычайно попул€рны были лизинговые продукты, позвол€ющие получать финансирование максимально быстро, пусть даже при более высоких процентных ставках. ѕредпри€ти€ торопились захватывать рынок, вкладывать в растущий бизнес. —ейчас приоритеты помен€лись. ¬о главу угла большинство лизингополучателей став€т снижение процентной ставки, снижение размера аванса. ѕри этом ставки по договорам лизинга уже вернулись к докризисным уровн€м (см. таблицу 1). јналитический департамент «ёниаструм Ћизинг» совместно с компанией «Ќовые маркетинговые решени€» провели исследование условий 47 лизинговых компаний и приоритетов лизингополучателей. –езультатами этого исследовани€ мы хотим поделитьс€ с вами в этом обзоре.

»з чего состоит цена

—уммарна€ стоимость договора лизинга состоит из цены приобретаемого имущества, маржи лизинговой компании и включаемых в договор лизинга по соглашению сторон дополнительных услуг, основными из которых €вл€ютс€: страхование предмета лизинга (если страхует лизингова€ компани€), таможенное оформление (если лизингова€ компани€ самосто€тельно импортирует предмет лизинга из-за рубежа), стоимость услуг банков по организации аккредитивных форм расчетов с поставщиками лизинговой компании. ћогут быть включены также услуги по монтажу, пусконаладке оборудовани€, транспортировке, сервисному обслуживанию и т.д. ¬ рамках автолизинга предлагаетс€ и постановка транспортного средства на учет в √»Ѕƒƒ. ѕоэтому чтобы сравнить услови€ лизинга, имеет смысл запросить у менеджеров полную структуру договора лизинга с четко прописанными всеми расходами по сделке. ¬купе с графиком лизинговых платежей эта информаци€ покажет реальную стоимость лизингового проекта. –азберемс€ в пон€ти€х «удорожание» и «процентна€ ставка». ѕоскольку оба показател€ выражаютс€ в процентах годовых, это создает зачастую путаницу дл€ клиентов. ”дорожание — это превышение итоговых платежей по договору лизинга над первоначальной стоимостью имущества, выраженное в процентах в год. “ак, если мы за три года переплачиваем лизинговой компании 42%, то годовое удорожание составит 14%. ќчевидно, что пон€тие «удорожание» полезно дл€ того, чтобы быстро прикинуть, сколько мы переплатим за использование лизинга по сравнению с покупкой. Ќекоторые лизингодатели рекламируют особенно низкий размер «удорожани€», чтобы создать видимость преимущества. ¬ реальности же обычно подразумеваетс€ вариант с максимальным авансом и убывающим графиком платежей. ѕри такой схеме цена лизинга действительно становитс€ наименьшей, но она изменитс€, если клиент захочет изменить хот€ бы один из параметров сделки. ѕроцентна€ ставка начисл€етс€ за использование заемных средств на остаток задолженности и тоже может скрывать подводные камни. ¬ платежи могут быть включены дополнительные комиссии, завышенна€ цена страховки и т.д. »ли же наоборот, несмотр€ на необходимость, не включен налог на имущество. ¬ св€зи с этим рекомендуем сравнивать все же размер ежемес€чного платежа — наиболее ощутимого дл€ клиента параметра сделки, который может отличатьс€ при одинаковых прочих параметрах сделки (вид графика, срок, аванс и период поставки). »менно при таком сравнении может «вылезти» какое-то не€вное завышение цены.

ѕеред выбором графика платежей предпри€тие должно четко просчитать свою экономику, составить прогноз движени€ денежных средств с учетом лизинговых платежей. ≈сли это будет сделано, будет пон€тно, какой график выбрать — равномерный с большим общим удорожанием, но меньшей нагрузкой по ежемес€чным платежам либо убывающий, где больша€ нагрузка по платежам приходитс€ на начальные периоды и, соответственно, общее удорожание будет меньше.

Ќапример, компани€ получила в лизинг оборудование, а выручка от продукции, на нем произведенной, растет постепенно. «десь, конечно, лучше выбрать равномерные платежи. ¬ обратном случае, например, при лизинге строительной техники, пик выручки зачастую приходитс€ на начальный период. „асто строительную технику приобретают под конкретные контракты. — течением времени, скорее всего, неизбежен простой техники по разным причинам, выручка падает. ¬ таких услови€х лучше выбирать убывающие платежи, тем более они наиболее выгодны. ’от€ формально цена лизинга при убывающем графике ниже, чем при равномерном, это вовсе не значит, что итоговый экономический эффект дл€ предпри€ти€ будет выше. ќдно из основных преимуществ лизинга — это использование долгосрочных заемных средств. ѕри этом компани€ имеет возможность открывать кредитные линии дл€ развити€ своего основного вида де€тельности, а также с максимальной эффективностью инвестировать собственные финансовые ресурсы в продукты и услуги, принос€щие наибольшую прибыль. “о есть если проекты предпри€ти€ принос€т прибыль 25% в год, а процентна€ ставка по лизингу — 14%, то очевидно, что использование лизинга выгодно дл€ предпри€ти€ вне зависимости от графика платежей. ќчень мало игроков в своей практике гибко подход€т к составлению графиков платежей, с учетом специфики де€тельности компании, сезонности ведени€ бизнеса, в то же врем€ эти корректировки очень востребованы на рынке. Ќапример, компании коммунальной сферы получают основную выручку в зимний период, а пассажирские перевозчики — в летний. ≈ще более очевидна сезонность в сельском хоз€йстве. ¬ «ёниаструм Ћизинге» возможны поквартальные платежи, сезонные корректировки.

ќтносительно честные уловки

ќбычно предмет лизинга учитываетс€ на балансе лизингодател€, который, соответственно, сам платит налог на имущество, включа€ его в сумму лизинговых платежей. ¬ ходе исследовани€ мы обратили внимание на то, что этим пользуютс€ некоторые лизингодатели дл€ формального снижени€ за€вленной цены лизинга. Ќо иногда имущественный налог может давать реальную экономию лизингополучателю, так как закон предусматривает право учета предмета лизинга на его балансе, причем налог на имущество предпри€тий зачисл€етс€ в бюджет только по месту нахождени€ организации. —тавки же этого налога отличаютс€ в различных регионах. “ам, где сосредоточены большинство федеральных лизингодателей (ћосква, —анкт-ѕетербург), действуют максимальные ставки — 2,2%. ≈сли же лизингополучатель находитс€ в низконалоговых регионах, например, в  алмыкии, или имеет право на налоговые льготы в своем регионе, например, в  алининградской области, дл€ него имеет смысл учитывать предмет лизинга на своем балансе. ќсобенно это оправдано при крупных лизинговых сделках, где экономи€ даже 1-2% от цены имущества в год составл€ет значительные суммы. ¬озможность досрочного погашени€ лизинговых платежей — это еще одна опци€, которую об€зательно надо внимательно изучить при заключении договора лизинга. Ќекоторые компании (в том числе довольно крупные и известные) требуют от клиента полной выплаты всех платежей, включа€ проценты, независимо от того, когда осуществл€етс€ досрочное погашение. ƒругие «идут навстречу» клиенту, разреша€ ему выплатить при досрочном погашении «всего лишь» половину процентных платежей за будущие периоды. ”точнить пор€док досрочного погашени€ платежей следует еще при заключении сделки. ќднако следует помнить, что по своей экономической природе лизинговые отношени€ €вл€ютс€ одновременно как финансовыми, так и имущественными, причем ориентированы на долгосрочную перспективу. ѕоэтому досрочное погашение, особенно в течение первого года действи€ договора, обычно воспринимаетс€ болезненно не только лизинговыми компани€ми, но и налоговыми органами. –аспространенный способ скрыть реальную цену — за€влени€ о лизинге под 0-2%. ќбычно лизинговые компании предлагают такие услови€, если производитель делает скидку на свою продукцию. ¬ итоге клиент платит, казалось бы, меньшую сумму, однако в реальности он и сам смог бы получить эту скидку как корпоративный клиент, так что в итоге ставка удорожани€ по лизингу ничем не отличаетс€ от обычной. ≈ще один трюк состоит в том, что декларируетс€ низка€ процентна€ ставка при условии, что лизингополучатель об€зан купить технику только у определенного поставщика, цена у которого в реальности может быть на 5-10% выше, чем на рынке. –аспространена ситуаци€, когда производитель требует от покупател€ аванс в размере, например, 30% или 50% от стоимости оборудовани€, хот€ оно еще не изготовлено, и на это может уйти несколько мес€цев. Ёто происходит потому, что не все лизинговые компании в состо€нии сами оплатить поставщику сумму аванса. ƒругими словами, если поставщик требует аванс 40%, то и лизингодатель требует от клиента те же 40%. ј ведь аванс дл€ многих клиентов — условие иногда даже более важное, чем процентна€ ставка. Ќе все могут единовременно отвлечь из бизнеса, например, 30% от стоимости приобретаемых основных средств. ¬ св€зи с этим компанией «ёниаструм Ћизинг» разработана специальна€ программа, позвол€юща€ снижать размер аванса до 0% за счет дополнительного обеспечени€. Ќекоторые лизингодатели, чтобы проходить по формальным критери€м тендеров, существенно снижают размер аванса (например, с 20% до 10%), но при этом на такую же сумму повышают второй лизинговый платеж через мес€ц. “акие хитрости несложно вы€вить, прибега€ к сравнению размера ежемес€чных платежей.

≈сть лазейки дл€ завышени€ выгоды лизингодател€ и в деле страховани€. “арифы на страхование предметов лизинга не выше, чем дл€ обычного имущества: от 0,3% в год дл€ оборудовани€, 1,5-2% дл€ техники и до 7-8% дл€ легковых автомобилей. Ќо при страховании лизингового имущества в договоре указываютс€ два выгодоприобретател€.   примеру, чаще всего, если техника украдена, то страховое возмещение выплачиваетс€ лизингодателю, а при ее повреждении — лизингополучателю. Ќеобходимо обращать внимание на услови€ выплаты возмещени€ и перечень исключений из страхового покрыти€. ¬ противном случае при урегулировании убытка могут выплыть договорные услови€, которые приведут к отказу в выплате возмещени€. —ледует также помнить, что лизинговые компании, поскольку они €вл€ютс€ посто€нными и фактически оптовыми клиентами, имеют наработанные каналы взаимодействи€ со страховщиками. — одной стороны, это способствует более оперативному решению возникающих вопросов. ќднако если лизингова€ компани€ не предоставл€ет никакого выбора страховых компаний, это €вный признак будущего завышени€ стоимости страховани€. ¬ св€зи с этим рекомендуем заранее убедитьс€, что лизингова€ компани€ не нав€зывает одного, к тому же малоизвестного страховщика. Ќадежность лизингодател€  азалось бы, надежность лизингодател€ мало интересует лизингополучател€, поскольку он все-таки занимает деньги, а не вкладывает. ¬ действительности ситуаци€ несколько сложнее. Ћизингополучатель не деньги занимает, а получает предмет лизинга, который остаетс€ в собственности лизингодател€ до окончани€ срока договора. ѕоскольку сам лизингодатель чаще всего финансирует свои сделки с помощью банковских кредитов, то предметы лизинга оформлены в залог в банке. ≈сли банк не получает платежей по своим кредитам, то он вправе требовать изъ€ти€ своего залога. ¬ результате может пострадать даже добросовестный лизингополучатель.   сожалению, с такой проблемой столкнулись многие предпри€ти€ в 2009 году, когда некоторые лизинговые компании не смогли исполнить свои об€зательства перед банками.  роме того, в 2009 году многие кредитные линии дл€ лизингодателей были закрыты, и они не смогли профинансировать даже те сделки, на которые клиенты уже получили одобрение.

¬ообще использование кредитных ресурсов «сторонних» банков (пусть это даже крупнейшие банки, такие как —бербанк) может повлечь за собой массу неудобств как дл€ самой лизинговой компании, так и дл€ ее клиентов.

¬о-первых, така€ лизингова€ компани€ не может заранее точно сказать, одобрит ли банк сделку. ¬о-вторых, сроки ее рассмотрени€ и оформлени€ могут зат€гиватьс€ на несколько мес€цев, и лизингодатель никак не управл€ет этой ситуацией. “реть€ проблема св€зана с возможностью долгосрочного сотрудничества. ѕо статистике, более половины клиентов обращаютс€ за лизингом повторно и обычно привлекают все больший объем финансировани€. ≈сли лизингова€ компани€ использует только кредитные линии «сторонних» банков, зачастую оказываетс€, что кредитный лимит исчерпан и такой лизингодатель не может предоставить дополнительное финансирование.

ќчевидный вывод: более надежно работать с лизинговыми компани€ми, которые вход€т в состав крупных банковских групп и не будут иметь противоречий с кредитующими банками. Ќапример, тот факт, что «ёниаструм Ћизинг» и ёниаструм Ѕанк €вл€ютс€ членами группы Ѕанка  ипра — одного из крупнейших международных банков, безусловно, позволил нам избежать этих трудностей и не прекращать финансирование клиентов даже в услови€х кризиса. Ѕлагодар€ этому рост лизингового портфел€ в кризисном 2009 году составил 200% на фоне падени€ всего рынка лизинга на 56%. ¬ св€зи с вышесказанным при выборе лизинговой компании не стоит принимать решение, основыва€сь только на ценовых услови€х. ƒалеко не всегда дешевое предложение может оказатьс€ выгодным, ведь по окончании срока лизинга можно просто не получить имущество в собственность. ѕоэтому стоит крайне внимательно подходить к выбору лизингового партнера, учитыва€ его финансовое состо€ние, известность и репутацию на рынке.

ќсновные параметры лизинговых предложений в первом квартале 2011 г.

ѕо результатам исследовани€ рынка лизинга, проведенного аналитическим департаментом «ёниаструм Ћизинг» совместно с компанией «Ќовые маркетинговые решени€»

—тавки по лизингу оборудовани€, в руб.*

от 16 до 28%

—тавки по лизингу оборудовани€, в руб.*

от 16 до 28%

—тавки по автолизингу, в руб.*

от 12,8 до 33%, ставка зависит от запрашиваемой суммы финансировани€: на 4 млн ставка будет на 1-3% ниже, чем на 1 млн руб.

—тавки по лизингу недвижимости, в руб.**

от 16,9 до 24%

‘инансирование »ѕ

с индивидуальными предпринимател€ми готовы сотрудничать 56% лизинговых компаний

¬рем€ на оформление сделки лизинга (с момента подачи полного пакета документов)

дл€ оборудовани€ — от двух недель до мес€ца у разных компаний, дл€ автолизинга — от нескольких дней до двух недель

ќграничение на отрасль

многие лизинговые компании не финансируют сельское хоз€йство, некоторые не финансируют строительную отрасль

ƒополнительна€ комисси€

кажда€ 7-€ из опрошенных компаний (14% опрошенных) требует дополнительные комиссии в размере от 0,8 до 2%

—рок лизинга

42% из опрошенных компаний предложили срок лизинга 3 или максимум 4 года. 53% — до 5 лет, лишь 2 из 42 — до 7 лет

–азмер аванса

минимальный аванс — от 20 до 30%, в редких случа€х предлагаетс€ снижение аванса до 15%

ќграничени€ по активам

автотранспорт и оборудование финансируют более 90% опрошенных компаний. Ћизинг недвижимости предложили лишь 10% опрошенных компаний

–егионы

дефицит предложени€ традиционно наблюдаетс€ в регионах —еверного  авказа

ƒанные приведены по крупным и средним лизингодател€м.

” малых региональных игроков ставки могут быть выше.

** ѕо лизингу недвижимости запрашивалс€ срок сделки 10 лет. Ѕолее высокие обусловлены не только спецификой активов, но и более длинным сроком.

ѕриложение 1

 ак выбрать оптимальный лизинг

Ўаг первый: сформулируйте свои требовани€:

— укажите размер аванса, который готова оплатить ваша компани€ (от стоимости приобретаемого имущества), например, 20%;

— запрашиваемый срок лизинга: например, 36 мес€цев (3 года);

— укажите спецификацию и базовую цену имущества, которое вы планируете приобретать;

— график платежей. –екомендуетс€ сначала у всех запросить равномерный график, а уже после выбора лизингодател€ его можно помен€ть на убывающий, сезонный или другой вариант;

— валюта платежей. —равнение ценовых условий от различных лизинговых компаний должно производитьс€ в единой валюте.

Ўаг второй: соберите и сравните предложени€ лизинговых компаний.

ѕредмет сравнени€

ѕримечани€

ѕредмет сравнени€

ѕримечани€

ќбща€ сумма платежей по договору

—равнение по общей сумме платежей правомерно только при сравнении одинаковых графиков: равномерных с равномерными, убывающих с убывающими

–азмер ежемес€чного лизингового платежа

÷елесообразно сравнивать при равномерных графиках

—тоимость дополнительных сборов и комиссий

“ребуйте информацию о дополнительных сборах и комисси€х на этапе коммерческого предложени€! ќни могут быть не указаны в графике платежей

—тоимость выкупного платежа

—тоимость выкупного платежа может быть не символической, а довольно большой, и тогда размер выкупного платежа надо об€зательно учитывать при общем сравнении

¬ключена ли цена страховки в стоимость договора лизинга?

ќб€зан ли лизингополучатель страховатьс€ только в определенных страховых компани€х? ≈сли да, не €вл€етс€ ли цена страховани€ в этих компани€х выше рыночной?

“очна€ стоимость страховки

Ќеобходимо уточнить конкретную сумму с учетом правил страховани€. ѕри лизинге автотранспорта необходимо уточнить, включает ли стоимость страховки наличие спутниковой системы слежени€

≈сть ли ограничени€ по выбору поставщиков?

≈сли есть, предлагают ли эти поставщики рыночную цену и корпоративные скидки

Ѕалансодержатель предмета лизинга

≈сли балансодержателем €вл€етс€ лизингополучатель, то налог на имущество не включаетс€ в стоимость договора лизинга

—умма процентов на конвертацию валюты

ѕри заключении договора в валюте необходимо оценить абсолютный размер процентов на конвертацию валюты

Ўаг третий: оцените дополнительные услови€:

— размер аванса до ввода оборудовани€ в эксплуатацию;

— возможности изменени€ параметров сделки, например, снижение удорожани€ в зависимости от размера аванса или срока;

— способность лизингодател€ профинансировать оборудование, изготовление которого занимает длительный срок (например, полгода). ѕрактика сотрудничества лизингодател€ с экспортными гарантийными агентствами;

— возможность отсрочки погашени€ основного долга;

— пор€док досрочного выкупа;

— профессионализм и опыт лизинговой компании;

— дл€ рублевых договоров необходимо уточнить, фиксирован ли размер платежа в рубл€х или он от чего-либо зависит (иногда может быть прив€зан к ставкам Libor, Mosprime, обменным курсам валют);

— срочность кредитовани€ самой лизинговой компании. ≈сли компани€ использует краткосрочные кредиты дл€ финансировани€ 3-5-летних лизинговых сделок, это создает риски дл€ лизингополучател€.


јвтор: Ќаталь€ яценко

 

††