Перейти на главную страницу Карта сайта

Другие статьи номера

Отзывы о «Вестнике» (3337)
Место в истории (3906)
Оно гарантировано губернатору Дона в случае, если сказка о ростовском метро станет былью
Никита Логвинов  
Разделяй и властвуй (3209)
Губернатор Василий Голубев принял решение о создании регионального правительства
Никита Логвинов  
Попасть в первую группу регионов—реально (3400)
Для этого необходимо коренным образом улучшить на Дону ситуацию в инвестиционной сфере, жилищном строительстве и сельском хозяйстве
Юрий Зерщиков, первый заместитель председателя Законодательного собрания Ростовской области  
Острая потребность в поиске новых решений (3345)
Донская стратегия по-прежнему направлена на развитие производства, и прежде всего стартапов
Николай Присяжнюк, президент Торгово-промышленной палаты Ростовской области  
«Брокер-Юг»: наши партнеры — наша репутация (6829)
«Ностальгия»: оазис в бетонных джунглях (3602)
Богатство — не порок? (3506)
Ряд региональных глав зарабатывают больше президента и премьера
Никита Логвинов  
Миллиардеры ушли в тень (3584)
Число официально сверхбогатых ростовчан сократилось вдвое
Сергей Семенов  
Поехали! (4568)
К 2030 году качество, безопасность и экологичность всех составляющих транспортного процесса на Дону должны повыситься до мировых стандартов
Никита Логвинов  
Транспортный каркас для всего Юга (3751)
Сергей Сильвестров, проректор Финансового университета при Правительстве РФ  
Второй по счету, первый по мощности (3603)
Крупнейшее не только в России, но и в мире производство стекла Guardian будет запущено в Ростовской области
Максимальная оптимизация затрат— конкурентоспособное преимущество ИП Калашник (4212)
Марина Коренец  
Жизнь без незваных гостей (3629)
Инновационную систему дератизации предлагает ООО «Профессионал-ЮФО» в сотрудничестве с ИП Анатолий Александрович Авдеев
Марина Коренец  
Строители нового качества жизни (4641)
Ассоциация строительных организаций «Комстрой» осваивает комплексную застройку
Сергей Михалев: «Донское машиностроение славится качеством производимой техники» (4323)
Кирилл Власенко  
За державу обидно (3606)
Совладелец «Ростсельмаша» пытается привлечь внимание к проблемам агропромышленного комплекса
Елена Капустина  
Сэндвичи для индеек (3787)
Вадим Ванеев, генеральный директор ГК «Евродон»: «Интерес к индейке в других регионах очень большой, особенно после громкого визита к нам Владимира Путина»
Сергей Семенов  
Колбасные перспективы (11263)
Южные производители мясопродуктов находятся в относительно более выгодном положении, чем их коллеги из центра. Но до федерального уровня дорос пока только один игрок.
Наталья Яценко, Ирина Мордовцева  

 

Миллионы на обновление

№ 4 (46) (2011)
Количество просмотров: 4284
Версия для печати


Юг России всегда был не только житницей страны и главным потребителем сельхозтехники, но и ее производителем. Еще до конца 2008 года как в сфере производства, так и в сфере продаж дела шли хорошо. Кризис заставил игроков рынка серьезно поволноваться. Но программы государственной помощи в приобретении техники серьезно поддержали как аграриев, так и производственников.

Господдержка во главе угла

Курс на обновление парка сельхозтехники российские регионы взяли в начале этого века. Именно тогда специалисты начали бить тревогу по поводу стремительного старения комбайнов и тракторов. По отдельным регионам показатели достигали 80%. Большая часть техники, имеющая гарантированный заводами срок в 10 лет, была произведена в советский период, а значит, перешагнула грань своей износостойкости. Для обновления парка сельхозтехники каждый регион разрабатывал собственную программу поддержки. Так, в Ростовской области существовала известная программа, позволявшая аграриям расплачиваться за технику частями в течение нескольких лет, а в Кемеровской области представители сельхозбизнеса, увеличившие обрабатываемую площадь на 1 тыс. га, получали от власти новые комбайны. С 2007 года государственная поддержка приобретения техники стала носить федеральный характер. Крестьяне стали получать субсидии на кредитные процентные ставки, что значительно удешевляло пользование привлеченными банковскими средствами. Поэтому в 2007-2008 годах удалось нарастить темпы обновления техники, которые и сегодня называют эталонными. В конце 2008 года кризис серьезно ударил как по аграрной отрасли, так и по сфере машиностроения. Банки перестали выдавать кредиты на приобретение техники, обновление парка приостановилось, у сельхозмашиностроителей появились проблемы с реализацией техники, их склады затоваривались. Два последующих года прошли в поиске форм поддержки отечественного сельхозмашиностроения и аграрной отрасли. Весной 2009 года из бюджета было выделено 5 млрд рублей, которые влились в систему Росагролизинга. Через его официальных представителей в регионах сельхозпроизводители смогли приобретать необходимую технику. В 2010-м ситуация с кредитными линиями для сельхозпроизводителей стабилизировалась, и аграрии снова стали приобретать технику с участием банковского капитала. При этом регионы разработали собственную систему поддержки аграриев. На Юге России, где расположено три самых крупных зерносеющих региона, позаботились также и о собственных производителях техники.

Донскому производителю — донскую технику

Ростовская область хотя и вносит в копилку общего южного урожая третий по значимости вклад, но выделяется среди соседей другим преимуществом. Именно на Дону отрасль сельхозмашиностроения развита сильнее, чем в Краснодарском или Ставропольском краях. Тяжеловес «Ростсельмаш» обеспечивает комбайновой, а с недавних пор — тракторной техникой и сельхозорудиями не только ближайшие регионы, но и большую часть страны, а также Украину и Казахстан. Поэтому неудивительно, что не без участия этого производителя в 2010 году родилась программа поддержки производства местной сельхозтехники. Согласно ей аграрии Дона имеют возможность получить 20% компенсации от стоимости приобретаемой техники.

«Считаю существующие условия кредитования приемлемыми, — говорит генеральный директор компании «ТЕХНОКОМ» Сергей Филобок. — И учитывая государственную поддержку и акции производителей, техника становится все доступнее. Нравится дальновидная позиция губернатора Ростовской области — его программа способствует повышению технологичности и энергоэффективности сельскохозяйственной отрасли». И хотя сегодня многие сельхозпроизводители выражают недовольство, что по программе поддержки областной администрации они могут приобрести лишь ростсельмашевскую технику, им следует помнить о том, что сама эта программа родилась во многом благодаря гиганту российского машиностроения и уж точно при его непосредственном инициативном участии в дебатах и разработке форм поддержки технического перевооружения отрасли. Другие производители не были столь активны в налаживании взаимодействия с государством, возможно, стремясь сохранить свою коммерческую независимость от власти. В итоге в выигрыше оказался «Ростсельмаш». По данным министерства сельского хозяйства Ростовской области, по программе поддержки производства местной сельхозтехники в прошлом году было приобретено 214 зерноуборочных комбайнов и 11 тракторов производства компании «Ростсельмаш», а также более 130 единиц другой сельхозтехники областного производства. При этом часть средств по программе так и не была израсходована — их оказалось слишком много.

Активность обновления комбайнового парка в Ростовской области в 2010-м была сравнима с 2008-м — аграрии приобрели в эти годы по 497 единиц такой техники. Больше комбайнов донские сельхозпроизводители приобретали только 2009-м — 509 единиц. В то же время кризис негативно отразился на рынке тракторов: в 2010-м были куплены 975 машин, для сравнения: в 2008-м — 1272 единицы техники, а в 2006-м — 725. Таким образом, можно сказать, что хотя по совокупности позиций рынок еще не достиг уровня роста двух благополучных докризисных годов, но наметилось его значительное оживление. Единственным негативным фактором последнего времени стало положение с урожаем прошлого года. Неблагоприятные для сельхозпроизводителей колебания складывающихся на рынке цен на зерно и введение запрета на его экспорт значительно снизили возможности хозяйств по приобретению техники.

Тем не менее продавцы сельхозтехники сейчас демонстрируют сдержанный оптимизм по поводу развития рынка. При этом оживились не только компании, торгующие отечественной сельхозтехникой, но и те, кто является эксклюзивным представителем зарубежных сельхозмашиностроителей. «Импорт будет расти в связи с началом финансового оздоровления российской экономики в общем и высокими ценами на сельхозпродукцию в настоящее время в частности, — утверждает директор по закупкам компании «АСТ» Владимир Иващенко. — В последние два года импорт был незначительным по причине большого количества ранее ввезенной на территорию РФ сельхозтехники, реализация которой затянулась из-за финансовых трудностей у конечных пользователей. В настоящее время запасы техники исчерпаны, вследствие чего импорт будет активизирован». Компании-дистрибьюторы сельхозтехники вышли из кризиса практически без потерь. За это время с рынка ушел только один крупный представитель бизнеса — «Югтехкомплект». Но стоит отметить, что проблемы у компании начались еще задолго до кризиса, с частичного разрыва отношений с «Ростсельмашем». Перипетии нескольких лет закончились логичным поглощением этого игрока другим более уверенно стоящим на ногах — компанией «Бизон».

Кубанцы предпочитают аутсорсинг

Краснодарский край не имеет собственной региональной программы поддержки приобретения техники местных сельхозмашиностроителей. Здесь отрасль представлена в основном производителями сельхозорудий и агрегатов. Открывшийся незадолго до кризиса завод по сборке комбайнов CLAAS вкупе с крупными местными производителями — группой компании «Подшипник» и «БДМ-Агро» — не могут служить таким же локомотивом отрасли, как «Ростсельмаш» в Ростовской области. Не имея мотивации для разработки отдельной программы поддержки, кубанские власти опираются на традиционные субсидии части процентной ставки из федерального и краевого бюджетов в рамках общероссийской программы по поддержке АПК. Кризис сказался сильнее на темпах обновления сельскохозяйственной техники в Краснодарском крае. В среднем два последних года сельхозпроизводители закупали на 50-60 комбайнов меньше, чем в предыдущие периоды. В то же время рынок тракторов, просев на 500 шт. в 2009-м, в прошлом году продемонстрировал серьезный рост до 1003 ед., но так и не дотянул до уровня 2008 года, признанного оптимальным по темпам обновления техники. Кризис заставил сельхозпроизводителей и держателей сельхозтехники нащупывать способы обновления парка без покупки новых единиц. Вячеслав Щедрин, директор ЗАО «Логия» (Лабинск), рассказал: «Сегодня, после кризисного проседания рынка, идет постепенное замещение российскими комплектующими в импортных машинах, что помогает удешевить технику для селянина, а значит, сделать ее более доступной. Сейчас отмечается повышенный спрос на российские запчасти к сельхозтехнике, в том числе на новые образцы, нам идут заказы. Конечно, для того чтобы наладить выпуск большого числа новых образцов, нам нужны деньги, нужно время, чтобы подготовиться к их выпуску, научиться. На это нам отведены короткие сроки — чтобы выйти на европейский уровень, и у нас это получается».

Возможно, численное отставание от Ростовской области по обновлению парка сельхозмашин объясняется еще и особенностями агробизнеса на Кубани. Здесь получили распространение так называемые МТС — машинно-тракторные станции, которые специализируются на уборке чужого урожая на коммерческой основе. На территории края их тридцать пять. Ориентированы МТС в основном на высокотехнологичную технику, позволяющую убирать зерновые и прочие культуры практически без потерь. Парк этих компаний в основном относительно новый и не нуждается в срочном обновлении. Тем не менее игроки рынка сельхозтехники настроены оптимистично. «Мы считаем, что рынок должен начать потихоньку восстанавливаться, — говорит директор ООО «Бауэр», официального дилера немецкой компании CLAAS, Рустам Туишев. — В целом состояние парка техники в стране удручающее: он крайне изношен. Поэтому актуальность его обновления никуда не исчезла и остается одной из самых первоочередных задач как для государства, так и для самих сельхозпроизводителей».

Вячеслав Щедрин тоже уверен в позитивных изменениях: «Действительно, за время кризиса рынок просел значительно, но сейчас он начал оживать. Объемы нашего предприятия достигли 70% от докризисных, и полагаю, вскоре их превысят — сейчас на рынке появляется все больше производителей сельхозтехники, в частности около 6 фирм, которым мы уже поставляем запчасти и с которыми ведем переговоры о работе в перспективе. Предприятия-производители сельхозтехники, которые хорошо чувствуют рынок, закупают сегодня новое оборудование и планируют выпуск новых образцов. Мы это отчетливо прослеживаем по тому, что в связи с расширением номенклатуры они заказывают нам запчасти к этой новой технике».

В целом по Краснодарскому краю нагрузка на один зерноуборочный комбайн составляет 321,5 га, при этом ее планируют постепенно увеличивать, выводя из эксплуатации старые машины, заменяя их меньшим числом более производительной техники. В перспективе в 2020 году нагрузку доведут до 500 га на машину. Минсельхоз края также считает, что в настоящее время сельхозтоваропроизводители с учетом возможности привлечения уборочной техники на коммерческой основе со стороны МТС полностью обеспечены зерновыми комбайнами, что позволяет завершать уборку в отведенные сроки.

Ставрополье: обновление на грани

В Ставропольском крае за время кризиса наметились две разнонаправленные тенденции. С одной стороны, здесь работают наиболее интересные предложения по возмещению части затрат на приобретение техники. Во-первых, в регионе с 2008 года действует программа по субсидированию компенсации части лизинговых платежей за машиностроительную продукцию, поставленную по договору финансовой аренды. Во-вторых, с 2009 года краевые власти возмещают 20% стоимости приобретенных технических средств и оборудования для сельскохозяйственного производства. Совместное действие программ должно было бы вдохновить аграриев на интенсивную покупку техники и орудий, однако статистика свидетельствует об обратном. Так, если в 2008 году на обновление машинно-тракторного парка сельхозпроизводителями региона было затрачено 4,2 млрд руб., то в 2010 году в 2,5 раза меньше. При этом на субсидирование части затрат аграриев было направлено 27 млн руб. из краевого бюджета. Для сравнения: в Ростовской области в прошлом году выделялось почти в десять раз больше. Так что даже с учетом неосвоения средств в полном объеме в этом году сельхозпроизводители Дона все равно получат в общей сложности субсидий в три раза больше своих ставропольских коллег. При этом износ техники на Ставрополье составляет 64% комбайнового парка и 77% тракторного. В среде продавцов сельхозтехники, работающих сразу в нескольких регионах страны, падение коэффициента обновления техники в Ставропольском крае объясняется плачевным положением большинства хозяйств, а также недоступностью уже выделенных ресурсов поддержки для большинства хозяйств. Деньги до них попросту не доходят, к тому же у многих нет даже минимальных собственных средств для первоначальных взносов и достаточной залоговой базы в обеспечение кредитов. Поэтому и предпочитают средние и мелкие сельхозпроизводители работать на стареющей технике. Страдают от такого отношения и производители сельхозорудий, работающие в регионе и специализирующиеся в основном на выпуске всевозможных борон, культиваторов, сеялок, дискаторов и другого навесного оборудования: из-за недостатка оборотных средств для них характерны те же болезни, что и для аграрной отрасли, — сильная изношенность основных фондов. И их обновление вряд ли в ближайшее время предвидится.

Таким образом, в каждом из трех зерновых регионов Юга России складываются свои специфические условия в области обновления машинно-тракторного парка. На уровне страны процессы, происходящие в плане оснащения аграрной отрасли, еще более разнородные. Но и относительно благополучным в плане доходности от агробизнеса регионам и их менее удачливым в этом плане соседям нужна поддержка на приобретение новой техники. И только от местной власти зависит, каким количеством машин и сельхозорудий пополнится парк региона.


Автор: Елена Капустина