Перейти на главную страницу Карта сайта

Другие статьи номера

Отзывы о «Вестнике» (3488)
Разделяй и властвуй (3360)
Губернатор Василий Голубев принял решение о создании регионального правительства
Никита Логвинов  
Попасть в первую группу регионов—реально (3543)
Для этого необходимо коренным образом улучшить на Дону ситуацию в инвестиционной сфере, жилищном строительстве и сельском хозяйстве
Юрий Зерщиков, первый заместитель председателя Законодательного собрания Ростовской области  
Острая потребность в поиске новых решений (3512)
Донская стратегия по-прежнему направлена на развитие производства, и прежде всего стартапов
Николай Присяжнюк, президент Торгово-промышленной палаты Ростовской области  
«Брокер-Юг»: наши партнеры — наша репутация (7052)
«Ностальгия»: оазис в бетонных джунглях (3747)
Богатство — не порок? (3641)
Ряд региональных глав зарабатывают больше президента и премьера
Никита Логвинов  
Миллиардеры ушли в тень (3741)
Число официально сверхбогатых ростовчан сократилось вдвое
Сергей Семенов  
Поехали! (4719)
К 2030 году качество, безопасность и экологичность всех составляющих транспортного процесса на Дону должны повыситься до мировых стандартов
Никита Логвинов  
Транспортный каркас для всего Юга (3929)
Сергей Сильвестров, проректор Финансового университета при Правительстве РФ  
Второй по счету, первый по мощности (3753)
Крупнейшее не только в России, но и в мире производство стекла Guardian будет запущено в Ростовской области
Максимальная оптимизация затрат— конкурентоспособное преимущество ИП Калашник (4354)
Марина Коренец  
Жизнь без незваных гостей (3773)
Инновационную систему дератизации предлагает ООО «Профессионал-ЮФО» в сотрудничестве с ИП Анатолий Александрович Авдеев
Марина Коренец  
Строители нового качества жизни (4787)
Ассоциация строительных организаций «Комстрой» осваивает комплексную застройку
Миллионы на обновление (4429)
Рынок сельхозтехники не рухнул в кризис благодаря господдержке
Елена Капустина  
Сергей Михалев: «Донское машиностроение славится качеством производимой техники» (4472)
Кирилл Власенко  
За державу обидно (3770)
Совладелец «Ростсельмаша» пытается привлечь внимание к проблемам агропромышленного комплекса
Елена Капустина  
Сэндвичи для индеек (3926)
Вадим Ванеев, генеральный директор ГК «Евродон»: «Интерес к индейке в других регионах очень большой, особенно после громкого визита к нам Владимира Путина»
Сергей Семенов  
Колбасные перспективы (11547)
Южные производители мясопродуктов находятся в относительно более выгодном положении, чем их коллеги из центра. Но до федерального уровня дорос пока только один игрок.
Наталья Яценко, Ирина Мордовцева  

 

Место в истории

№ 4 (46) (2011)
Количество просмотров: 4049
Версия для печати


За время своего губернаторства Василий Голубев зарекомендовал себя управленцем новой волны, выступающим за формирование в Ростовской области экономики инвестиционно-инновационного типа. Он инициировал целый ряд нововведений, конечная цель которых — обеспечить Дону уже к 2014 году место в десятке наиболее развитых регионов России. Эксперты указывают на новый инвестиционный «почерк», возникший у обитателей донского «белого дома» с появлением в нем нового хозяина. В преддверии первой годовщины назначения Василия Голубева губернатором Ростовской области «Вестник» решил проанализировать характерные черты этого «почерка».

«Цифры пожестче»

Вступив 14 июня 2010 года в права губернатора Ростовской области, Василий Голубев, в принципе, мог быть доволен доставшимся «наследством». По итогам рейтинга инвестиционной привлекательности российских регионов в 2007-2008 годах Дон занял второе место в номинации «Регионы с лучшими законодательными условиями для инвестирования» и третье место — в главной номинации «Регионы с минимальным уровнем инвестиционного риска». «Высокий рейтинг трансформируется в проекты, которые стартуют в Ростовской области. Если говорить о локализации индустриальных проектов, о предпочтениях инвесторов, то Ростовская область, как правило, попадает в число трех-пяти регионов, которые рассматриваются в первую очередь — наряду с Московской и Ленинградской областями, Санкт-Петербургом и Калугой», — отмечал сам Голубев на Международном бизнес-форуме в октябре 2010 года. По его данным, на тот момент портфель АИРа состоял из 69 инвестпроектов стоимостью свыше$7 млрд, при этом 70% проектов — с иностранными инвестициями. По итогам прошлого года объем привлеченных на Дон инвестиций превысил 171 млрд рублей. Агентство «Фитч Рэйтингс» присвоило области национальный долгосрочный рейтинг «A+(rus)», прогноз рейтинга — «Стабильный».

Однако стопроцентной удовлетворенности этим фактом губернатор, как можно было понять, не испытывал. «Инвестиции бывают разные, и в этом смысле мы должны четко понимать, что же нам все-таки нужно, — рассуждал Василий Голубев. — К сожалению, сегодня мы вынуждены признать, что Ростовская область пока остается территорией сырьевого профиля. И если эту позицию сохранить, вряд ли можно рассчитывать на успех, в том числе и на успех выхода из кризиса». Донской глава заявил, что 2011 год должен стать для Ростовской области «прорывным», чтобы к концу года она смогла «восстановить докризисный уровень в развитии экономики и социальной сферы». Для этого, предупредил губернатор, необходимо обеспечить объем инвестиций в основной капитал на уровне 195 млрд рублей.

Эта сумма — выше той, которую предложило изначально региональное минэкономразвития и которую Голубев «зарубил». «Я с этими цифрами не согласился, — заявил он на расширенной коллегии обладминистрации в январе 2011-го. — Эти цифры устанавливают льготное задание, которое на фоне 2009-го, да и 2010-го, обязательно будет выполнено. Давайте возьмем цифры немножко пожестче, чтобы потрудиться поактивнее».

«Цифры пожестче» — это увеличение ВРП на 6,2% по сравнению с 2010 годом, промышленного производства — на 8,8%, продукции сельского хозяйства — на 6,9%, оборота розничной торговли — на 7,8%. Доля убыточных предприятий должна сократиться до 22,7%, уровень регистрируемой безработицы — до 1,1%, число жителей с доходами ниже прожиточного минимума — до 13,1%.

Эксперты назвали эти цифры смелыми, но вполне реальными. «Василий Голубев во многом прав, потому что цифры, предложенные минэкономразвития области, формировались на основании так называемой методики планирования от достигнутого», — заявил председатель совета директоров банка «Центр-инвест» Василий Высоков. При этом контрольную цифру по инвестициям, озвученную губернатором, он не считает запредельной.

В «Центр-инвесте» подсчитали: чтобы довести зарплату жителя Ростовской области до средней зарплаты жителя России, необходимо увеличить объемы инвестиций в регион до 700-800 млрд рублей. «Это реальная цифра, ее не надо бояться, — уверен банкир. — В мире есть технологии в три-пять раз эффективнее тех, что имеются сегодня на Дону. Эта эффективность как раз и дает возможность возвращать инвестиции быстрее».

Набор мотивационных механизмов

«Местный бизнес, бизнес из других регионов нашей страны, зарубежный бизнес должен увидеть возможность и выгоду своего участия от вложения средств в Ростовскую область. А мы должны создать для этого все условия», — такой вывод сделал Василий Голубев, посетив за несколько месяцев все 55 муниципальных образований.

В скорректированной структуре обладминистрации был выделен отдельный инвестиционный блок, что, по замыслу новой губернаторской команды, призвано подчеркнуть особую ее заинтересованность в приходе на Дон новых крупных игроков — в последнее время в инвестиционной «колоде» региона практически не появлялись дополнительные «козыри».

Голубев начал с того, что инициировал областной закон о государственно-частном партнерстве. «Некоторые из проблем бизнес не может решить без участия государства, а закон как раз определяет порядок решения этих задач органами власти», — объяснил губернатор. Он выделил ряд приоритетов: «формирование нового подхода» к процессу предоставления бизнесу различных налоговых льгот; поддержка инновационных проектов, «которые интересны для области и без которых у нее не может быть эффективной экономики»; пристальный контроль за переводом земель из одной категории в другую, особенно земель сельхозназначения; упрощение согласований; ускорение экспертиз.

Закон был принят донским парламентом уже 22 июля 2010 года, то есть менее чем через полтора месяца после вступления Василия Голубева в должность. Суть закона в том, что инвестор разрабатывает документацию по инвестпроекту, бизнес-план и участвует в конкурсе на заключение соглашения об участии в государственно-частном партнерстве, а областная власть берет на себя затраты по созданию инфраструктуры. «Документ можно назвать компромиссом между бизнесом и властью. Сотрудничество в рамках ГЧП выгодно обеим сторонам: инвестор экономит до 25% бюджета инвестпроекта, а регион получает новые предприятия и рабочие места», — прокомментировал министр экономического развития Ростовской области Владимир Бартеньев.

Компании, собирающиеся прийти на Дон либо уже работающие здесь, также отметили прогрессивность нововведения. Как подчеркнул один из топ-менеджеров, предложенная формула партнерства «вбирает в себя целый набор мотивационных механизмов, который позволяет региону быть не спонсором, а инвестором, а частным инвесторам — ответственно относиться к своим обязательствам и отвечать за их исполнение не только морально, но и рублем перед бюджетом».

«Принятие закона о государственно-частном партнерстве — очень правильное, нужное решение. Пока ГЧП не получило в области широкого распространения, в том числе и в строительстве, — заметил «Вестнику» директор по развитию ЗАО «Патриот» Игорь Далаксакуашвили. — Между тем усилиями только бюджета и включением затрат на инфраструктуру в тариф планы по наращиванию жилищного строительства реализовать не получится.

Особенно если учитывать, что сегодня рынком востребовано больше жилья, чем два-три года назад». На реализацию закона и регламентирующего его исполнение постановления облбюджет выделил 500 млн рублей. Этим, впрочем, траты — прямые и косвенные — не ограничились. С подачи опять же Василия Голубева депутаты Заксобрания пошли на беспрецедентные преференции для бизнеса, рассматривающего Ростовскую область в качестве площадки для локализации своих крупных производств. Компании, реализующие на Дону инвестпроекты с объемом капвложений 300 млн рублей, были полностью освобождены от уплаты налога на имущество. Эта льгота распространяется на период окупаемости проекта, но не более чем на пять лет с момента ввода объекта в эксплуатацию. Предусмотрена возможность установления понижающих коэффициентов по арендной плате за земельные участки на период нормативного строительства, но также не более чем на пять лет. «Принятие изменений не повлечет выпадающих доходов бюджета области в 2011 году. Льготы будут предоставлять на вновь созданное имущество в рамках реализации новых инвестпроектов. На предприятиях будут создаваться новые рабочие места, производиться продукция, и, по оценкам специалистов, налоговые отчисления в бюджеты вырастут», — посчитали необходимым уточнить в обладминистрации. Некоторые участники рынка между тем обратили внимание не столько на возможное выпадение части доходов, сколько на то, что эти доходы могли бы быть больше. «300 млн рублей — размер инвестиций, позволяющий рассчитывать на освобождение от налога на имущество, — планка, может, слишком высокая. Я бы остановился на 150 млн рублей, — поделился с «Вестником» генеральный директор ОАО «Роствертол», депутат Законодательного собрания Ростовской области Борис Слюсарь.

— Для моего предприятия 300 млн — небольшие деньги, а для других — очень даже большие». Слюсарь не исключил, что, утверди его коллеги-депутаты более демократичную ставку, список инвесторов, пришедших на Дон, оказался бы шире. «Впрочем, время покажет, — добавил он. — Закон всегда можно подкорректировать, самое главное — опыт».

Через барьеры — в десятку

Еще одно нововведение — создание Совета по инвестициям при губернаторе. «Мы не хотели создавать очередную комиссию, которая будет выдавать идеи, но не будет принимать решения, — объяснил председатель Совета, вице-губернатор Сергей Горбань. — Нам нужна структура в первую очередь для снижения административных барьеров, причем стоящих не только перед крупными инвесторами уровня «Газпрома» и «ЛУКОЙЛа». Мы определили, что инвестиции для нас — это и рубль, и миллион, и миллиард». Опрос, проведенный через колл-центр горячей линии «Бизнес Дона», подтвердил правильность выбранных Советом приоритетов. Основными проблемами при реализации инвестиционных проектов 30,7% предпринимателей назвали получение разрешений на строительство, 25,6% — выделение земельного участка. Бюрократические барьеры существенно увеличивают временные и денежные затраты бизнеса. Среди причин, формирующих эти барьеры, — некомпетентность чиновников и несогласованность их действий на местах, несовершенство законодательства. «Основная проблема любого инвестиционного проекта — это проблема административных барьеров, — подтвердил «Вестнику» генеральный директор концерна «Покровский» Александр Кочергин. — Необходима четкая координация действий муниципальных, областных и федеральных служб. Сегодня координации между тремя этими уровнями публичной власти нет, отсюда — проблемы при формировании и выделении земельных участков, получении разрешений на строительство. Думаю, если за решение этих проблем возьмется Совет во главе с вице-губернатором, результат будет». Результатов ждут и от долгосрочной целевой программы «Создание благоприятных условий для привлечения инвестиций в Ростовскую область на 2012-2015 годы». Губернатор поручил разработать ее до 1 июля. Государственным заказчиком программы является Департамент инвестиций и предпринимательства — еще одна новая структура, созданная с приходом Василия Голубева и «заточенная» тоже под привлечение на Дон дополнительных финансовых ресурсов. «За основу проекта программы была принята модель, предложенная Минрегионом и Минэкономразвития России, а также использован положительный опыт других субъектов: Калужской и Пензенской областей, Пермского края, Удмуртии, Москвы и Санкт-Петербурга», — рассказал директор департамента Сергей Брылев.

Мероприятия программы включают восемь основных направлений: создание благоприятной административной среды; обеспечение инженерной и транспортной инфраструктурой; формирование механизма государственной поддержки; стимулирование спроса на создаваемую продукцию; кадровое обеспечение инвестиционной сферы; наличие инвестиционной инфраструктуры; развитие инвестиционной деятельности муниципальных образований; позитивный инвестиционный имидж. Ключевая цель программы — вхождение к 2014 году Ростовской области в десятку ведущих регионов страны по показателям в реальном секторе экономики, в финансово-банковской и социальной сферах. Чтобы приблизиться к этой цели, облбюджет готов выделить 3,1 млрд рублей, из которых 2 млрд должно быть направлено на создание инженерно-транспортной инфраструктуры в рамках государственно-частного партнерства.

На ручном управлении

Создаваемая инфраструктура придется как нельзя кстати для реализации инвестиционных проектов из «губернаторской сотни». На сегодняшний день это, пожалуй, самое амбициозное начинание команды Василия Голубева.

Окончательный список из ста приоритетных для Ростовской области инвестпроектов будет, как анонсировалось, оглашен на майском Совете по инвестициям. На момент проведения апрельского заседания в списке фигурировало 60 проектов общей стоимостью 266 млрд рублей и сроком реализации с 2011 по 2021 год. Наибольшее их количество относится к традиционным для региона отраслям — сельскому хозяйству (21) и промышленности (14). Проекты в «губернаторскую сотню» представляют администрации муниципальных образований, отраслевые министерства и ведомства, бизнес-сообщество. В частности, предложены:

— ОАО «Астон» (вторая очередь проекта реконструкции Миллеровского маслоэкстракционного завода с увеличением мощности переработки семян подсолнечника до 1200 тонн в сутки);

— холдинговая компания «Оптифуд» (строительство на птицефабрике «Задонская» второй очереди комплекса по выращиванию бройлеров производственной мощностью 8,5 млн голов птицы в год);

— ООО «Донской бекон, Кашары» (создание свинокомплекса законченного цикла мощностью 216 тыс. голов);

ОАО «Азово-Донское пароходство» (строительство контейнерного терминала мощностью 50 тыс. ТЭУ);

— ОАО «ПО «Водоканал г. Ростова-на-Дону» («Комплексная программа строительства и реконструкции объектов водоснабжения и водоотведе-ния Ростова и юго-запада Ростовской области»);

— ООО «Южная угольная компания» (строительство шахты «Сулинуголь» в Красносулинском районе производственной мощностью 1,3 млн тонн угля в год);

— филиал ОАО «ОГК-6» (строительство энергоблока № 9 с использованием технологии циркулирующего кипящего слоя на Новочеркасской ГРЭС).

Один из критериев оценки проектов-претендентов — реалистичность сроков реализации, озвучиваемых инвесторами. Владимир Бартеньев рассказал, как одна из компаний заявила о намерении ввести в эксплуатацию свой комплекс в 2012 году. «Однако на сегодняшний день земля не отведена, к разработке проектно-сметной документации не приступали. Следовательно, предполагать, что объект будет введен в указанный срок, не приходится», — отметил министр. Он вынужден был признать, что «аналогичные примеры есть практически по всем отраслям».

Каждый из предлагаемых проектов в обязательном порядке должен пройти публичные слушания, презентацию с участием местных властей. «Это требуется для того, чтобы предприниматели доказали прежде всего самим себе, что их проект нужен той или иной территории», — объяснил Сергей Горбань. Проектам-победителям он пообещал «личное сопровождение», что, как несложно догадаться, повышает их шансы на успешное воплощение в жизнь. «Областная власть имеет возможность помочь инвестиционным проектам стать более успешными, — согласился с «Вестником» директор табачного бизнес-комплекса Группы «АГРОКОМ» Сергей Сапотницкий. — Одна из проблем бизнеса, работающего в Ростовской области, — недостаток инфраструктуры. Затраты на инфраструктуру в общей стоимости проекта делают зачастую его неподъемным. При этом решать проблему было бы правильнее в партнерстве с субъектом Федерации, поскольку современные коммуникации — это в первую очередь его потенциал. Если региональная власть снимет инфраструктурные ограничения, остальные вопросы бизнес, уверен, в состоянии решить сам».

Губернаторские приоритеты

Представители бизнеса отмечают повышенный к себе интерес со стороны новой губернаторской команды, не спадающий уже год, и стараются воспользоваться этим обстоятельством для донесения до нее своих не только чаяний, но и идей. Власть внимательно слушает предпринимателей, но параллельно делится с ними собственными планами относительно будущего Ростовской области. Как, например, в случае с переносом на левый берег Дона штаб-квартиры ключевых административных структур. «Сегодня в каждом комитете ТПП, а их 15, присутствуют представители власти в ранге заместителей министров. Больше того, в состав правления ТПП вошел министр экономического развития области, — рассказал «Вестнику» вице-президент Торгово-промышленной палаты Ростовской области Алексей Кобилев. — Власть и бизнес очень тесно общаются друг с другом, говорят на одном языке, что повышает эффективность их сотрудничества».

Одна из точек соприкосновения — повышение конкурентоспособности продукции местных производителей. В рамках программы «Создание благоприятных условий для привлечения инвестиций в Ростовскую область на 2012-2015 годы» на мероприятия по формированию позитивного имиджа региона и продвижение бренда «Сделано на Дону» предлагается выделить 24 млн рублей.

«При продвижении бренда «Сделано на Дону» нужно разделять сегменты, — считает Сергей Сапотницкий.

— Например, в потребительском секторе сейчас идет серьезная борьба за присутствие в розничных сетях. У новичков для вхождения в них зачастую нет ни знаний, ни технологий. Поэтому многие проекты умирают на взлете. Нужен эффективный инструмент — не коллегиальный, а основанный на партнерских началах, который бы помогал нашим предприятиям найти короткий путь к потребителю. Тогда бренд «Сделано на Дону» имеет шансы перерасти рамки локального».

За время губернаторства Василий Голубев успел открыть несколько новых промышленных и транспортных объектов. При этом он оговаривает, что благодарности инвесторов готов принимать лишь за те проекты, которые состоялись после 14 июня 2010 года. В апреле донской глава добился включения в Стратегию социально-экономического развития ЮФО пяти ростовских проектов, два из которых — «Комплексная программа строительства и реконструкции объектов водоснабжения и водоотведения Ростова и юго-запада Ростовской области» и «Чистый Дон» — затрагивают интересы агломерации с населением свыше 2 млн человек.

Но особенно активно Василий Голубев, по наблюдению «Вестника», лоббирует проект строительства аэровокзального комплекса «Южный» стоимостью 25 млрд рублей. В интервью журналу «Эксперт-Юг» он рассказал, что со стороны частного бизнеса инвесторами выступят «структуры Вексельберга». «Они более конкретны, — объяснил губернатор. — Остальные теряются — у нас были французы, австрийцы, китайцы. А группа компаний «Ренова» имеет практику строительства хабов — в Екатеринбурге они развивают аэропорт Кольцово. Они сразу сказали, что согласны входить в проект, если власть возьмет на себя обязательства по существующему аэропорту».

Василий Голубев хочет, чтобы строительство хаба было увязано с зоной левого берега Дона, где предполагаются масштабные работы в рамках строительства стадиона к чемпионату мира по футболу-2018. «Сама чаша стадиона — это 23-35 гектаров. А мы говорим о развитии зоны в 1600 гектаров, — заметил губернатор. — Здесь возникает тема агломерации. Это один из вопросов, который я хотел бы поставить на встречах с руководством страны». Есть, однако, еще один проект, о котором Голубев говорит реже, но который имеет для области еще более важное значение. Это строительство в Ростове метро, предусмотренное еще генеральным планом развития города на период 1971-2001 годов. Политическая воля на прокладку «подземки» есть, причем на всех уровнях. Нет денег. Во время Международного инвестиционного форума «Сочи-2010» премьеру Владимиру Путину рассказали, что цена вопроса — 200 млрд рублей, из которых 24-60 млрд рублей — стоимость первой ветки.

«При всех непростых экономических и финансовых условиях мы считаем, что строительство метро — задача, которую нужно решать, — высказал тогда уверенность донской губернатор. — Обоснований у нас достаточно. Метрополитен нужен не для города с населением 1,08 млн человек, а для агломерации в 2 млн человек; для успешного развития Ростова как столицы Юга России и проведения чемпионата мира по футболу 2018 года… Поэтому мы просим воспринять наши устремления в развитии одного из самых привлекательных регионов страны». Эксперты «Вестника» единодушны во мнении: для Василия Голубева вопрос строительства метро — не только экономический, социальный, но и политический. «Прокладка метро в Ростове станет знаковым событием, — уверен Игорь Далаксакуашвили. — Таким же, как в свое время стало строительство в Ростове набережной. Метро для миллионного города — сверхнасущная необходимость. Если Василий Голубев решит эту задачу, то получит место в истории».


Автор: Никита Логвинов