ѕерейти на главную страницу  арта сайта

ƒругие статьи номера

ќтзывы о Ђ¬естникеї (3142)
ёг-—ити (3656)
Ќа смену всенародно избираемым мэрам в городах ё‘ќ приход€т отбираемые на конкурсной основе сити-менеджеры
Ќикита Ћогвинов  
јлкоголь тормозит (3506)
ƒонские производители алкогольной продукции бьют тревогу
»рина ‘омина  
Ќацеленность на экспорт (3677)
ќколо 30% продукции ќјќ “ « Ђ расный котельщикї отправл€ет за рубеж и намерено увеличивать объемы экспорта
≈катерина ћинакова  
Ќа обломках Ђјзов-—итиї (5288)
—удьба несосто€вшейс€ игорной зоны и ее инвесторов Ч в тумане
—ергей —еменов  
«доровье дл€ среднего класса (4592)
ќќќ ѕѕ÷ Ђ≈врази€-ƒонї предлагает результативные программы реабилитации пациентов
–азыскиваютс€ управленцы (3563)
√рамотные топ-менеджеры Ч залог экономического роста в государственном и частном секторе
—ергей —еменов  
Ѕассейн дл€ будущих инженеров (3346)
¬ ƒ√“” началось строительство бассейна по программе партии Ђ≈дина€ –осси€ї
»рина ћордовцева  
¬ начале долгого пути (3204)
¬ладислав «ахаревич, ректор ёжного федерального университета  
–ост√ћ” стал лучшим в ё‘ќ (3739)
ѕо итогам 2010 года Ђ—татэкспертї признал –ост√ћ” лучшим медицинским вузом ёжного федерального округа
 иловатт должен быть безопасным (3063)
” этих слов есть материальное подтверждение: ежегодно волгодонские атомщики на модернизацию систем безопасности одного реактора трат€т около 500 млн рублей
ƒраматический прирост (3805)
∆ивотноводство на ёге развиваетс€, преодолева€ сопротивление зооболезней, неурожаев и импорта
Ќаталь€ яценко  
ћ€сна€ дифференциаци€ (4423)
«ат€нувшийс€ застой в животноводстве заставл€ет искать максимально эффективные и часто неординарные способы ведени€ хоз€йства
—ергей —еменов  
 урс на рентабельность (4424)
»горь ∆уравлев, министр сельского хоз€йства —тавропольского кра€  
ћногоукладные традиции и перспективы (3626)
¬ прошлом году јдыгее удалось закрепить тенденцию к росту всех направлений животноводства
ёрий ѕетров, министр сельского хоз€йства –еспублики јдыге€  
ћодернизаци€ как процесс (3189)
„тобы соответствовать современным требовани€м клиентов, модернизаци€ должна быть непрерывной
ƒвойной подъем (4831)
¬ 2011 году јдыгейский комбикормовый завод вдвое увеличит выпуск своей продукции
ќльга Ѕершанска€  
»стори€ славна коллективом (4209)
 онезавод Ђ«имовниковскийї с 80-летней историей специализируетс€ на разведении крупного рогатого скота калмыцкой породы
Ќадежда российского скотоводства (5139)
 алмыки€ Ч базовый регион –оссии по возрождению отрасли м€сного скотоводства
яна јлександрова  
«емл€ на диете (3378)
ƒонским пол€м недостает удобрений
—ергей —еменов  

 

јвтострахование: убыточно, но перспективно

є 3 (45) (2011)
 оличество просмотров: 4722
¬ерси€ дл€ печати


Ёксперты уверены, что в 2011 году в автостраховании изменитс€ характер конкуренции. ќна сместитс€ в сегменты добровольного страховани€, а в клиентском разрезе — в поле корпоративного страховани€ юридических лиц. Ѕудущее — за индивидуальным подходом к потенциальным клиентам — как к физлицам, так и к крупным корпоративным клиентам.

ѕерераспределение и оздоровление

Ќаиболее €рко проблемы в сегменте автостраховани€ у отдельных —  про€вились именно в 2010 году, т.к. в страховом бизнесе премии предшествуют по времени выплатам. —огласно данным ‘едеральной службы по финансовым рынкам (‘—‘–), более 130 российских страховщиков в 2010 году сработали в убыток. ѕо данным –—ј, в 2010-м, гораздо более спокойном, и даже с наметившимс€ ростом, году с рынка автостраховани€ ушли по причине неплатежеспособности 12 страховых компаний. —уществует веро€тность, что данна€ тенденци€ может продолжитьс€ и в текущем году. ѕоказательно, что в списке убыточных оказалось большинство компаний с существенным объемом в портфеле ќ—ј√ќ и  ј— ќ. јналитики вид€т причину данной ситуации в невысоких страховых сборах (вследствие снижени€ тарифов) при значительных выплатах по этим видам страховани€.

—овершенно очевидно также, что и по объемам страховани€, несмотр€ на стопроцентный охват автотранспортных средств, этот вид страховани€ меньше, чем  ј— ќ, и растет медленнее — по прогнозам ќ—ј√ќ, в 2011 году вырастет на традиционные 10%, а  ј— ќ — на все 20%.

 лиенты по ќ—ј√ќ от аутсайдеров мигрируют к усто€вшим страховщикам, клиентска€ база растет соответственно росту количества автовладельцев. “аким образом, здесь объем рынка предсказуем и полностью освоен, возможны лишь ротации между компани€ми.   тому же, как отмечает глава –оссийского союза автостраховщиков (–—ј) ѕавел Ѕунин, автострахование физлиц — самый у€звимый сегмент, убыточность в нем достигает 70%. “ак что этот сегмент не вызывает сегодн€ у страховщиков ажиотажной борьбы, и конкуренци€ перемещаетс€ в другие сегменты:  ј— ќ, ƒ—ј√ќ, корпоративное автострахование.

¬прочем, и в сегментах добровольного и «добровольно-принудительного» страховани€ — ƒ—ј√ќ и  ј— ќ — кризис существенно сократил доходы страховщиков, так как в погоне за клиентами, чьи р€ды сильно поредели из-за снижени€ покупательской способности и естественного дл€ –оссии отнесени€ страховани€ к далеко не первоочередным тратам, отдельные компании избрали ошибочную и тупиковую тактику ценового демпинга. ѕо оценкам экспертов, цены на  ј— ќ, например, за год снизились на 10%. ƒаже компании из “ќ–-10 вынуждены были снижать тарифы, правда, более низкими темпами. ќсобенно это снижение было заметно в сегменте юрлиц, который «просел» в кризис сильнее других. —корее именно этим, а не критическим падением количества договоров можно объ€снить небольшое проседание рынка в денежном выражении в 2010 году.

ѕо данным ‘—Ќ, число договоров  ј— ќ в 2010 году, по сравнению с 2009-м, выросло, а размер премии на р€д моделей снизилс€ почти на 30%. ѕри этом объем выплат практически достиг критической отметки в 100%. Ёто стало причиной снижени€ рентабельности не только мелких, но и достаточно крупных компаний, а по итогам года привело р€д страховщиков к банкротству. »зр€дно сократило доходы —  и упрощенное урегулирование убытков по ќ—ј√ќ, так называемый ≈вропейский протокол. Ѕольшое количество страховых выплат по незначительным ƒ“ѕ могли позволить себе только серьезные компании, обладающие необходимыми резервами.

“аким образом, минувший год был ознаменован уходом с рынка достаточно большого числа страховых компаний, не справившихс€ с об€зательствами, в пользу крупных компаний и добросовестных игроков. ”целевшие и априори крепко сто€щие на ногах участники страхового рынка отмечают, что автострахование стало дл€ них одним из первых сегментов, показавших хорошую динамику роста в 2010 году. ¬ числе лидеров такие серьезные страховщики, как «–осгосстрах», «»нгосстрах», «–≈—ќ-√аранти€», «¬— », «јльфа—трахование». ¬ 2010 году сменилс€ лидер на рынке автостраховани€. ≈сли в 2009 году рейтинг возглавл€л «»нгосстрах», то сейчас первое место зан€л «–осгосстрах».

—итуаци€ на ёге –оссии практически не отличаетс€ от процессов, происход€щих на общероссийском рынке (см. таблицу). «ёжнороссийский рынок ќ—ј√ќ в целом вырос на 6%. ѕрирост собранных премий по ќ—ј√ќ филиалов ё–÷ «јльфа—трахование» в 2010 году составил 10% по сравнению с 2009 годом. ƒл€  ј— ќ крайне сложной дл€ страховщиков была перва€ половина 2010 года, к середине года ситуаци€ стала улучшатьс€. Ќо в целом показатели  ј— ќ в 2010 году лучше, чем в 2009-м», — рассказывает ¬ладислав ћуратов, начальник управлени€ страховани€ автотранспорта ёжного регионального центра компании «јльфа-—трахование».

–уководитель розничного страховани€ √  «–осгосстрах» ¬ладимир Ќечепа также констатирует рост интереса к добровольным видам автостраховани€. ѕо данным «–осгосстраха», число водителей, купивших в дополнение к договору ќ—ј√ќ полис, увеличивающий объем выплат потерпевшему в случае ƒ“ѕ, в 2010 году выросло по сравнению с 2009-м в два раза. ƒиректор ёжной дирекции –ќ—Ќќ јндрей ”ланов добавл€ет, что по добровольному автострахованию ёг –оссии €вл€етс€ одним из лидеров в стране. ”частники рынка отмечают перераспределение сегментов автомобилей. «—тали страховать более дешевые авто (¬ј«, «’ендай», «‘орд» и др. стоимостью до 700 тыс. рублей), большую роль в этом вопросе сыграла и государственна€ программа утилизации», — уточн€ет ¬ладислав ћуратов.

 орпоративна€ точка роста

—ложнее всего в кризис пришлось рынку  ј— ќ юридических лиц. ¬ числе причин его стагнации и даже некоторого падени€ эксперты называют оптимизацию расходов предпри€тий: бизнес стал экономить на страховании, включив его в число «необ€зательных» расходов.  роме того, банки неохотно предоставл€ли кредиты, включающие и займы на страхование, приобретение и пополнение автопарка, в особенности мелким компани€м. “ем не менее к концу 2010-го — началу 2011 года и здесь наметились позитивные сдвиги. —ами страховщики св€зывают это не только с общим оживлением рынка, но и с р€дом инцидентов, произошедших в период отсутстви€ корпоративной страховки, которые можно было бы квалифицировать как страховые случаи. ѕредпринимател€м пришлось самим заниматьс€ урегулированием убытков, что в кризисное врем€ было непросто. Ёто повысило их заинтересованность в услугах страховых компаний.

“ќѕ-5 страховых компаний на ёге –оссии

ѕоступлени€ накопительным итогом ќ—ј√ќ по ёгу –оссии ( раснодарский край, –остовска€ область, ¬олгоградска€ область, јстраханска€ область, —тавропольский край)

№ —траховщик

—умма (тыс. руб.)

% от общей суммы

№ —траховщик

—умма (тыс. руб.)

% от общей суммы

1 «–осгосстрах»

3062752

37,75%

2 «»нгосстрах»

371738

4,58%

«–≈—ќ-√аранти€»

341747

4,21%

4 «¬— »

322594

4,00%

5 «јльфа—трахование»

225802

2,80%

¬сего, лидеры

4324633

53,31%

ќстальные

3786820

46,69%

¬сего по рынку

8111453

100,00%

»сточник: данные ‘——Ќ

Ётот сегмент в автостраховании рассматриваетс€ сегодн€ страховщиками как один из наиболее перспективных. ѕо их утверждению, емкость этого рынка велика, находитс€ он в развивающемс€ состо€нии и даже еще не сегментирован. »гроки рынка считают, что корпоративное автострахование (ќ—ј√ќ и  ј— ќ) менее убыточно, чем те же виды дл€ физлиц, т.к. за рулем, как правило, сид€т отобранные отделом кадров профессионалы, несущие ответственность за свою машину как за средство заработка. »сключение составл€ют компании, дающие машины напрокат, и парки общественного транспорта. Ќо и здесь существует вариант снижени€ рисков за счет увеличени€ страховой премии. ќднако заниматьс€ этим видом страховани€, уверены страховщики, под силу только крупным компани€м, ведь при наступлении страхового случа€ выплаты могут оказатьс€ весьма велики. –ост корпоративного страховани€, по мнению игроков рынка, замедл€етс€ общим невысоким уровенем страховой культуры, но продвижение услуг и разъ€снение выгод от взаимоотношений со страховыми компани€ми страховщики берут на себ€. «ƒл€ этого необходимо как можно больше грамотных, профессиональных страховых агентов, — объ€сн€ет ¬ладимир Ќечепа, — специально дл€ увеличени€ их числа «–осгосстрах» проводит программу «∆елезный поток», объ€вив набор страховых агентов и тщательно отбира€ людей с хорошим профессиональным потенциалом». ѕройд€ обучение, новые страховые агенты пойдут в народ, и одной из основных их задач будет повышение страховой культуры руководителей предпри€тий, а значит, и наращивание портфел€ корпоративного страховани€.

ѕоказателен опыт компании «јльфа—трахование», котора€ накануне весенних полевых работ застраховала сельхозтехнику семи донских сельхозпроизводителей.  лиентами компании стали автопарки ќќќ «јгро-»ндустриальна€  орпораци€ «¬олго-ƒон», ќќќ «ѕобеда», ќќќ ««ар€», ќќќ «ёжно-÷имл€нское», ќќќ « алитва», ќќќ «—еверное» и ќќќ «¬алары». Ћимит ответственности страховщика перед сельхозпроизводител€ми — около 400 млн рублей.

¬ице-президент по автострахованию «√руппы –енессанс —трахование» ‘едор ¬оронин уверен, что стимул€тором роста рынка в текущем году станут обща€ тенденци€ к увеличению корпоративного автопарка и возможный запуск  јћј«ом собственной программы утилизации, недавно анонсированна€ президентом –оссии программа замены «автохлама» в автобусных и сельскохоз€йственных парках и др.

Ѕудущее — за сервисом

”частники рынка уверены, что 2011 год продемонстрирует дальнейший рост автостраховани€. “ем не менее, отмечает ¬ладимир Ќечепа, к докризисным показател€м страховщики вернутс€ в лучшем случае не ранее 2012 года.  онкуренци€ будет расти, но не за счет демпинга, который никогда не оправдывает себ€ на низкомаржинальном рынке. «“арифы на все виды автостраховани€ у ведущих игроков рынка примерно одинаковы, — добавл€ет ¬ладимир Ќечепа, — они просчитаны специалистами и экономически обоснованы. ≈сли компани€ предлагает застраховатьс€ по более низкой цене, стоит задуматьс€ о том, что могут возникнуть проблемы с получением страхового возмещени€». «“ариф складываетс€ из рисков, — объ€сн€ет свою позицию ≈лена Ћевченко, директор ƒќ —  «»нгосстрах». — ≈сли страхова€ компани€ за€вл€ет определенный понижательный коэффициент, у нее должны быть дл€ этого серьезные основани€. ћы стараемс€ ло€льно подходить к клиентам, но в первую очередь дорожим своей репутацией, а она складываетс€ прежде всего из стабильности и добросовестности выплат по страховым случа€м». ѕо мнению ¬ладимира Ќечепы, на смену демпингу неизбежно должны прийти корректные приемы конкурентной борьбы, элементы западного страхового опыта, известного широким набором услуг. Ќекоторые эксперты считают неизбежным в этом году одобрение √осдумой повышени€ тарифов ќ—ј√ќ, так как убыточность —  по этому виду страховани€ прин€ла массовый и необратимый характер вследствие роста цен на ремонт машин и запчасти, увеличени€ доли числа страховых случаев в общем числе страховых договоров отчасти из-за кризисного замедлени€ темпов прироста числа автовладельцев, отчасти из-за объективного увеличени€ доли автомобилей с существенным износом. ¬прочем, оговариваютс€ игроки, в данном случае речь идет не столько о простом повышении тарифов, сколько о более корректном их регулировании и более дифференцированном подходе к разным автотранспортным средствам в зависимости от их возраста и исходных технических характеристик, а также стажа водителей.


јвтор: јлла ƒемидова

 

††