Перейти на главную страницу Карта сайта

Другие статьи номера

Отзывы о «Вестнике» (3237)
Юг-Сити (3742)
На смену всенародно избираемым мэрам в городах ЮФО приходят отбираемые на конкурсной основе сити-менеджеры
Никита Логвинов  
Алкоголь тормозит (3601)
Донские производители алкогольной продукции бьют тревогу
Ирина Фомина  
Нацеленность на экспорт (3763)
Около 30% продукции ОАО ТКЗ «Красный котельщик» отправляет за рубеж и намерено увеличивать объемы экспорта
Екатерина Минакова  
На обломках «Азов-Сити» (5411)
Судьба несостоявшейся игорной зоны и ее инвесторов — в тумане
Сергей Семенов  
Здоровье для среднего класса (4681)
ООО ППЦ «Евразия-Дон» предлагает результативные программы реабилитации пациентов
Разыскиваются управленцы (3651)
Грамотные топ-менеджеры — залог экономического роста в государственном и частном секторе
Сергей Семенов  
Бассейн для будущих инженеров (3423)
В ДГТУ началось строительство бассейна по программе партии «Единая Россия»
Ирина Мордовцева  
В начале долгого пути (3290)
Владислав Захаревич, ректор Южного федерального университета  
РостГМУ стал лучшим в ЮФО (3831)
По итогам 2010 года «Статэксперт» признал РостГМУ лучшим медицинским вузом Южного федерального округа
Киловатт должен быть безопасным (3140)
У этих слов есть материальное подтверждение: ежегодно волгодонские атомщики на модернизацию систем безопасности одного реактора тратят около 500 млн рублей
Драматический прирост (3903)
Животноводство на Юге развивается, преодолевая сопротивление зооболезней, неурожаев и импорта
Наталья Яценко  
Мясная дифференциация (4518)
Затянувшийся застой в животноводстве заставляет искать максимально эффективные и часто неординарные способы ведения хозяйства
Сергей Семенов  
Курс на рентабельность (4526)
Игорь Журавлев, министр сельского хозяйства Ставропольского края  
Многоукладные традиции и перспективы (3711)
В прошлом году Адыгее удалось закрепить тенденцию к росту всех направлений животноводства
Юрий Петров, министр сельского хозяйства Республики Адыгея  
Модернизация как процесс (3277)
Чтобы соответствовать современным требованиям клиентов, модернизация должна быть непрерывной
Двойной подъем (4953)
В 2011 году Адыгейский комбикормовый завод вдвое увеличит выпуск своей продукции
Ольга Бершанская  
История славна коллективом (4321)
Конезавод «Зимовниковский» с 80-летней историей специализируется на разведении крупного рогатого скота калмыцкой породы
Надежда российского скотоводства (5267)
Калмыкия — базовый регион России по возрождению отрасли мясного скотоводства
Яна Александрова  
Земля на диете (3462)
Донским полям недостает удобрений
Сергей Семенов  

 

Автострахование: убыточно, но перспективно

№ 3 (45) (2011)
Количество просмотров: 4801
Версия для печати


Эксперты уверены, что в 2011 году в автостраховании изменится характер конкуренции. Она сместится в сегменты добровольного страхования, а в клиентском разрезе — в поле корпоративного страхования юридических лиц. Будущее — за индивидуальным подходом к потенциальным клиентам — как к физлицам, так и к крупным корпоративным клиентам.

Перераспределение и оздоровление

Наиболее ярко проблемы в сегменте автострахования у отдельных СК проявились именно в 2010 году, т.к. в страховом бизнесе премии предшествуют по времени выплатам. Согласно данным Федеральной службы по финансовым рынкам (ФСФР), более 130 российских страховщиков в 2010 году сработали в убыток. По данным РСА, в 2010-м, гораздо более спокойном, и даже с наметившимся ростом, году с рынка автострахования ушли по причине неплатежеспособности 12 страховых компаний. Существует вероятность, что данная тенденция может продолжиться и в текущем году. Показательно, что в списке убыточных оказалось большинство компаний с существенным объемом в портфеле ОСАГО и КАСКО. Аналитики видят причину данной ситуации в невысоких страховых сборах (вследствие снижения тарифов) при значительных выплатах по этим видам страхования.

Совершенно очевидно также, что и по объемам страхования, несмотря на стопроцентный охват автотранспортных средств, этот вид страхования меньше, чем КАСКО, и растет медленнее — по прогнозам ОСАГО, в 2011 году вырастет на традиционные 10%, а КАСКО — на все 20%.

Клиенты по ОСАГО от аутсайдеров мигрируют к устоявшим страховщикам, клиентская база растет соответственно росту количества автовладельцев. Таким образом, здесь объем рынка предсказуем и полностью освоен, возможны лишь ротации между компаниями. К тому же, как отмечает глава Российского союза автостраховщиков (РСА) Павел Бунин, автострахование физлиц — самый уязвимый сегмент, убыточность в нем достигает 70%. Так что этот сегмент не вызывает сегодня у страховщиков ажиотажной борьбы, и конкуренция перемещается в другие сегменты: КАСКО, ДСАГО, корпоративное автострахование.

Впрочем, и в сегментах добровольного и «добровольно-принудительного» страхования — ДСАГО и КАСКО — кризис существенно сократил доходы страховщиков, так как в погоне за клиентами, чьи ряды сильно поредели из-за снижения покупательской способности и естественного для России отнесения страхования к далеко не первоочередным тратам, отдельные компании избрали ошибочную и тупиковую тактику ценового демпинга. По оценкам экспертов, цены на КАСКО, например, за год снизились на 10%. Даже компании из ТОР-10 вынуждены были снижать тарифы, правда, более низкими темпами. Особенно это снижение было заметно в сегменте юрлиц, который «просел» в кризис сильнее других. Скорее именно этим, а не критическим падением количества договоров можно объяснить небольшое проседание рынка в денежном выражении в 2010 году.

По данным ФСН, число договоров КАСКО в 2010 году, по сравнению с 2009-м, выросло, а размер премии на ряд моделей снизился почти на 30%. При этом объем выплат практически достиг критической отметки в 100%. Это стало причиной снижения рентабельности не только мелких, но и достаточно крупных компаний, а по итогам года привело ряд страховщиков к банкротству. Изрядно сократило доходы СК и упрощенное урегулирование убытков по ОСАГО, так называемый Европейский протокол. Большое количество страховых выплат по незначительным ДТП могли позволить себе только серьезные компании, обладающие необходимыми резервами.

Таким образом, минувший год был ознаменован уходом с рынка достаточно большого числа страховых компаний, не справившихся с обязательствами, в пользу крупных компаний и добросовестных игроков. Уцелевшие и априори крепко стоящие на ногах участники страхового рынка отмечают, что автострахование стало для них одним из первых сегментов, показавших хорошую динамику роста в 2010 году. В числе лидеров такие серьезные страховщики, как «Росгосстрах», «Ингосстрах», «РЕСО-Гарантия», «ВСК», «АльфаСтрахование». В 2010 году сменился лидер на рынке автострахования. Если в 2009 году рейтинг возглавлял «Ингосстрах», то сейчас первое место занял «Росгосстрах».

Ситуация на Юге России практически не отличается от процессов, происходящих на общероссийском рынке (см. таблицу). «Южнороссийский рынок ОСАГО в целом вырос на 6%. Прирост собранных премий по ОСАГО филиалов ЮРЦ «АльфаСтрахование» в 2010 году составил 10% по сравнению с 2009 годом. Для КАСКО крайне сложной для страховщиков была первая половина 2010 года, к середине года ситуация стала улучшаться. Но в целом показатели КАСКО в 2010 году лучше, чем в 2009-м», — рассказывает Владислав Муратов, начальник управления страхования автотранспорта Южного регионального центра компании «Альфа-Страхование».

Руководитель розничного страхования ГК «Росгосстрах» Владимир Нечепа также констатирует рост интереса к добровольным видам автострахования. По данным «Росгосстраха», число водителей, купивших в дополнение к договору ОСАГО полис, увеличивающий объем выплат потерпевшему в случае ДТП, в 2010 году выросло по сравнению с 2009-м в два раза. Директор Южной дирекции РОСНО Андрей Уланов добавляет, что по добровольному автострахованию Юг России является одним из лидеров в стране. Участники рынка отмечают перераспределение сегментов автомобилей. «Стали страховать более дешевые авто (ВАЗ, «Хендай», «Форд» и др. стоимостью до 700 тыс. рублей), большую роль в этом вопросе сыграла и государственная программа утилизации», — уточняет Владислав Муратов.

Корпоративная точка роста

Сложнее всего в кризис пришлось рынку КАСКО юридических лиц. В числе причин его стагнации и даже некоторого падения эксперты называют оптимизацию расходов предприятий: бизнес стал экономить на страховании, включив его в число «необязательных» расходов. Кроме того, банки неохотно предоставляли кредиты, включающие и займы на страхование, приобретение и пополнение автопарка, в особенности мелким компаниям. Тем не менее к концу 2010-го — началу 2011 года и здесь наметились позитивные сдвиги. Сами страховщики связывают это не только с общим оживлением рынка, но и с рядом инцидентов, произошедших в период отсутствия корпоративной страховки, которые можно было бы квалифицировать как страховые случаи. Предпринимателям пришлось самим заниматься урегулированием убытков, что в кризисное время было непросто. Это повысило их заинтересованность в услугах страховых компаний.

ТОП-5 страховых компаний на Юге России

Поступления накопительным итогом ОСАГО по Югу России (Краснодарский край, Ростовская область, Волгоградская область, Астраханская область, Ставропольский край)

№ Страховщик

Сумма (тыс. руб.)

% от общей суммы

№ Страховщик

Сумма (тыс. руб.)

% от общей суммы

1 «Росгосстрах»

3062752

37,75%

2 «Ингосстрах»

371738

4,58%

«РЕСО-Гарантия»

341747

4,21%

4 «ВСК»

322594

4,00%

5 «АльфаСтрахование»

225802

2,80%

Всего, лидеры

4324633

53,31%

Остальные

3786820

46,69%

Всего по рынку

8111453

100,00%

Источник: данные ФССН

Этот сегмент в автостраховании рассматривается сегодня страховщиками как один из наиболее перспективных. По их утверждению, емкость этого рынка велика, находится он в развивающемся состоянии и даже еще не сегментирован. Игроки рынка считают, что корпоративное автострахование (ОСАГО и КАСКО) менее убыточно, чем те же виды для физлиц, т.к. за рулем, как правило, сидят отобранные отделом кадров профессионалы, несущие ответственность за свою машину как за средство заработка. Исключение составляют компании, дающие машины напрокат, и парки общественного транспорта. Но и здесь существует вариант снижения рисков за счет увеличения страховой премии. Однако заниматься этим видом страхования, уверены страховщики, под силу только крупным компаниям, ведь при наступлении страхового случая выплаты могут оказаться весьма велики. Рост корпоративного страхования, по мнению игроков рынка, замедляется общим невысоким уровенем страховой культуры, но продвижение услуг и разъяснение выгод от взаимоотношений со страховыми компаниями страховщики берут на себя. «Для этого необходимо как можно больше грамотных, профессиональных страховых агентов, — объясняет Владимир Нечепа, — специально для увеличения их числа «Росгосстрах» проводит программу «Железный поток», объявив набор страховых агентов и тщательно отбирая людей с хорошим профессиональным потенциалом». Пройдя обучение, новые страховые агенты пойдут в народ, и одной из основных их задач будет повышение страховой культуры руководителей предприятий, а значит, и наращивание портфеля корпоративного страхования.

Показателен опыт компании «АльфаСтрахование», которая накануне весенних полевых работ застраховала сельхозтехнику семи донских сельхозпроизводителей. Клиентами компании стали автопарки ООО «Агро-Индустриальная Корпорация «Волго-Дон», ООО «Победа», ООО «Заря», ООО «Южно-Цимлянское», ООО «Калитва», ООО «Северное» и ООО «Валары». Лимит ответственности страховщика перед сельхозпроизводителями — около 400 млн рублей.

Вице-президент по автострахованию «Группы Ренессанс Страхование» Федор Воронин уверен, что стимулятором роста рынка в текущем году станут общая тенденция к увеличению корпоративного автопарка и возможный запуск КАМАЗом собственной программы утилизации, недавно анонсированная президентом России программа замены «автохлама» в автобусных и сельскохозяйственных парках и др.

Будущее — за сервисом

Участники рынка уверены, что 2011 год продемонстрирует дальнейший рост автострахования. Тем не менее, отмечает Владимир Нечепа, к докризисным показателям страховщики вернутся в лучшем случае не ранее 2012 года. Конкуренция будет расти, но не за счет демпинга, который никогда не оправдывает себя на низкомаржинальном рынке. «Тарифы на все виды автострахования у ведущих игроков рынка примерно одинаковы, — добавляет Владимир Нечепа, — они просчитаны специалистами и экономически обоснованы. Если компания предлагает застраховаться по более низкой цене, стоит задуматься о том, что могут возникнуть проблемы с получением страхового возмещения». «Тариф складывается из рисков, — объясняет свою позицию Елена Левченко, директор ДО СК «Ингосстрах». — Если страховая компания заявляет определенный понижательный коэффициент, у нее должны быть для этого серьезные основания. Мы стараемся лояльно подходить к клиентам, но в первую очередь дорожим своей репутацией, а она складывается прежде всего из стабильности и добросовестности выплат по страховым случаям». По мнению Владимира Нечепы, на смену демпингу неизбежно должны прийти корректные приемы конкурентной борьбы, элементы западного страхового опыта, известного широким набором услуг. Некоторые эксперты считают неизбежным в этом году одобрение Госдумой повышения тарифов ОСАГО, так как убыточность СК по этому виду страхования приняла массовый и необратимый характер вследствие роста цен на ремонт машин и запчасти, увеличения доли числа страховых случаев в общем числе страховых договоров отчасти из-за кризисного замедления темпов прироста числа автовладельцев, отчасти из-за объективного увеличения доли автомобилей с существенным износом. Впрочем, оговариваются игроки, в данном случае речь идет не столько о простом повышении тарифов, сколько о более корректном их регулировании и более дифференцированном подходе к разным автотранспортным средствам в зависимости от их возраста и исходных технических характеристик, а также стажа водителей.


Автор: Алла Демидова