Перейти на главную страницу Карта сайта

Другие статьи номера

Отзывы о «Вестнике» (3317)
Василий Голубев: «Давайте возьмем цифры немного жестче, чтобы потрудиться поактивнее» (3735)
Никита Логвинов  
«Мы производим технику, отвечающую запросам XXI века» (3966)
Говорит генеральный директор ОАО «Роствертол» Борис Слюсарь
Никита Логвинов  
Предусмотреть риски (3700)
Избежать нового спада в экономике можно лишь с помощью модернизации предприятий
Юрий Симионов, доктор экономических наук, профессор  
Третий—лишний (3436)
В пиковый для проекта «Сочи-2014» год «Олимпстрой» лишился своего президента — третьего за время существования корпорации
Олег Семененко: «Вектор развития должен быть направлен вверх» (5033)
Каким будет 2011 год для банковского рынка? (4140)
Локомотивы рынка недвижимости (3793)
Подведены итоги регионального конкурса «Риэлтор года юга России-2010»
Точки взаимодействия (4311)
Банки и страховщики ищут пути взаимовыгодного сотрудничества для восстановления рынка
Лариса Никитина  
Выход в виртуальное пространство (3497)
С помощью Интернета банки стараются стать ближе к клиенту
Лариса Никитина  
Век метро не видать? (3531)
В ближайшие три года бюджет Минтранса РФ в Ростовской области составит около 40 млрд рублей
Никита Логвинов  
«Южный хаб» стал ближе к Ростову (7742)
Федеральный минтранс склоняется к размещению авиационного узла на Дону
Сергей Иванов  
И в зной, и в стужу (4888)
Современные технологии позволяют специалистам ООО «ДонТерминал» перекачивать нефтепродукты в любое время года
Сергей Дудниченко   
Индустриальный интерес (4442)
Рынку складских помещений Юга России к концу 2011 года могут потребоваться объекты нового формата
Яна Ташева  
Инновации в логистике. Что? Где? Зачем? (6618)
Логистика «одного окна» (4254)
Крупные игроки рынка следуют мировым тенденциям, предлагая клиентам комплексные решения
Период реабилитации (4594)
В 2010 году розничные сети снова взялись за наращивание доли рынка в Ростовской области
Сергей Семенов  
Красота без жертв (3867)
Косметологический центр «Эстетик-Хаус» доступен для всех, кто заботится о своей внешности
Здоровые зубы — просто и доступно (3667)
Клиника «Стомадент» внедряет самые передовые технологии для наилучшего самочувствия пациентов
Губернаторы об АПК (3419)

 

Елена Тюрина: «Производители сельхозпродукции вполне могут защитить свои интересы»

№ 1 (43) (2011)
Количество просмотров: 3165
Версия для печати


Запрет на экспорт зерна, рост цен на корма внутри России усложнили жизнь средним и мелким производителям животноводческой продукции. Тем не менее в ближайшей перспективе российские, в том числе и южные, производители мяса птицы и свинины могут начать экспорт своей продукции, — такого мнения придерживается директор Института аграрного маркетинга Елена Тюрина, оценившая по просьбе «Вестника экономики» итоги прошлого года в сфере АПК.

— Пожалуй, главным событием прошлого года для южных регионов стал запрет на экспорт зерна. Как вы оцениваете последствия запрета?

— Мне кажется важным то, что события на зерновом рынке усложнили жизнь компаниям, специализирующимся на животноводстве. Снижение валовых сборов, введение запрета на экспорт привели к росту цен на зерновые внутри России. В большей степени эта ситуация повлияла на работу предприятий, которые не входят в структуры вертикально интегрированных холдингов. Эти предприятия, как правило, не имеют собственных земельных угодий с кормовыми культурами. Как следствие, выросла себестоимость животноводческой продукции. А рентабельность снизилась, ведь существующий сейчас уровень платежеспособного спроса не позволил производителям резко увеличивать стоимость.

— То есть не стоит ожидать, что в нынешнем году животноводческие предприятия будут активно наращивать объемы производства?

— Все не так однозначно. В прошлом году были и заметные позитивные события. Например, запрет на импорт мяса птицы из Северной Америки положительно сказался на работе отечественных предприятий, производящих мясо бройлеров. Напомню, что запрет был введен весной и снят только в конце года. Заметно снизилась конкуренция с импортными окорочками, производители смогли несколько увеличить отпускные цены и увеличить объемы продаж.

— Производство мяса птицы было в последние несколько лет одним из самых прибыльных направлений в российском АПК. Каковы перспективы этого направления в нынешнем году?

— Сегодня можно констатировать, что предложение на российском рынке практически соответствует спросу. Значительно увеличивать производство мы можем только за счет сокращения импорта и, что важно, за счет наращивания экспорта — возможности поставок за рубеж необходимо рассматривать уже сейчас. Кстати, вопрос экспорта важен не только для птицеводов, но и для свиноводческих предприятий.

— В какие страны российские компании потенциально могут экспортировать продукцию?

— В основном это бывшие страны СНГ. Вполне возможно — азиатские страны, Китай. В России уже есть примеры экспорта в соседние республики и в Японию. Вопрос в том, насколько наша продукция может быть конкурентоспособной на мировом рынке. Почему так дешевы американские окорочка? Потому что в Северной Америке действуют субсидии и дотации для производителей, ведется стимулирование производства и экспорта. В плане цены мы проигрываем. Российские компании будут экспортировать в первую очередь те виды продукции, которые сейчас в меньшей степени пользуются спросом на внутреннем рынке. Речь идет о высоком ценовом сегменте, если обобщить, то это куриное и свиное филе.

— Какой может быть динамика розничных цен на продовольствие в нынешнем году? Для сельхозпроизводителей это один из ключевых вопросов.

— Если говорить о ценах на внутреннем рынке, то стоит отметить еще одно из главных событий прошлого года — принятие закона о торговле. Очень часто, когда Институт аграрного маркетинга оценивает ситуацию на рынке, мы видим, что цены у производителей не растут или же растут незначительно. В то же время мы наблюдаем серьезный рост в розничной торговле. Закон как раз призван сократить рост цен в розничном сегменте и упростить работу производителей с розницей. Другое дело, что часто сети пытаются найти возможности обойти правила, которые прописаны в законе.

— Нынешний год — предвыборный. Можно ли ожидать роста административного давления на сельхозпроизводителей и розничные сети?

— Сегодня административный контроль — единственный механизм, который после принятия закона о торговле позволяет регулировать работу сетей. Я позитивно оцениваю то, что закон принят, что проводятся проверки торговых наценок, стоимости мест на полке, периодов расчетов с производителями. Раньше такой возможности контроля не было. Дальше, очевидно, качество контроля будет зависеть от активности администраций регионов и районов, где работают сети. События прошлого года говорят о том, что производители сельхозпродукции вполне могут защитить свои интересы. Отмечу важную, на мой взгляд, тенденцию: в прошлом году крупные холдинги, которые имеют сырьевую базу и переработку, стали активно создавать собственные торговые точки. Таким путем агрокомпании хотят уйти от работы с сетями, хотят формировать свою ценовую политику, позиционировать собственные торговые марки. Это достаточно правильный шаг. За счет своих торговых точек холдинги могут ориентироваться на спрос, на конъюнктуру, учитывать рыночную ситуацию. Еще один важный момент: в прошлом году настоящую победу одержали производители сырого молока. Были повышены закупочные цены, установлен минимальный уровень. Это во многом заслуга Национального союза производителей молока. Союз долго занимался этим вопросом, разъяснял важность уровня отпускной цены для развития отрасли. Ведь были случаи, когда предприятия работали с минусовой рентабельностью. Сейчас спрос на сырое молоко в России обеспечивается не полностью. Недостаток покрывается за счет импорта сухого молока, что приводит к снижению качества конечной продукции. В неурожайный год корма заметно выросли в цене. Если бы не было принято решение о минимальном уровне закупочных цен, многие молочные хозяйства ждало бы закрытие.


Автор: Сергей Сурженко