ѕерейти на главную страницу  арта сайта

ƒругие статьи номера

—мена эпох (4107)
¬ 2010 году на ёге –оссии завершилась ротаци€ региональных элит
Ќикита Ћогвинов  
Ѕольшие Ч маленьким (3417)
ќќќ ЂЁ–јї в рекордные сроки отремонтировало детский сад Ђ олобокї в Ѕелой  алитве
—ергей —еменов  
ƒва в одном (3434)
–остовска€ область стала первым российским регионом, где компани€ PepsiCo построит заводы по производству и продуктов питани€, и напитков. —уммарный объем инвестиций в проекты превысит $250 млн
Ќикита Ћогвинов  
–амон Ћагуарта: Ђ¬ –остовской области мы всерьез и надолгої (4561)
Ќикита Ћогвинов  
ѕроекты-2010 (4384)
„итатели о Ђ¬естникеї (3312)
Ёкономика в сочетании с экологией (3295)
¬ јстрахани намерены восстанавливать водную систему дельты ¬олги
ћодернизаци€ как стимул роста (3365)
”стойчивое развитие экономики станет основой повышени€ качества жизни волгоградцев
ќживление с нарастанием (3369)
Ќа  убани намерены реализовать целый р€д инвестиционных проектов
ѕереход на докризисный уровень (3439)
Ёкономика –остовской области восстанавливаетс€ за счет промышленности и сельского хоз€йства
»нновационный настрой (3269)
¬ 2010 году —тавропольский край делал упор на развитие высоких технологий
ѕроверенный партнер (3598)
ѕривлечению инвестиций в экономику ё‘ќ может служить развитие частно-государственного партнерства
јлександр ќсин, главный экономист ”  Ђ‘инам ћенеджментї  
Ѕюджет модернизации (3742)
–оссийское правительство вернулось к трехлетнему планированию
Ќикита Ћогвинов  
Ѕюджетный театр (3445)
јстраханска€ область планирует сокращать размер внутреннего долга
—ергей »ванов  
—оциальный акцент (3796)
¬ ¬олгоградской области в 2011 году не будут экономить на пособи€х и стипенди€х
—ергей »ванов  
ќлимпиада как источник оптимизма (3959)
ќдним из драйверов роста экономики в 2011 году станет олимпийский проект
—ергей ћельников  
—экономленные средства Ч на модернизацию экономики (3738)
ƒоходна€ часть бюджета –остовской области превысит в следующем году 20%
 ирилл ¬ласенко  
–асходы на идеологию развити€ (3282)
готовы нести власти —тавропольского кра€
 ирилл ¬ласенко  
—одружество науки и практики (3777)
¬ производстве монокристаллов Ќѕ‘ ЂЁкситонї использует современные технологии
ѕ€тилетка в три года (3320)
¬се спортивные сооружени€ в олимпийском —очи должны быть готовы к 2012 году
Ќикита Ћогвинов  

 

Ћучшее Ч на экспорт

є 09-10 (41-42) (2010)
 оличество просмотров: 3498
¬ерси€ дл€ печати


Ћюбой бизнес — малый, средний, крупный — обычно стремитс€ выйти на международный уровень, сделать так, чтобы его продукци€ или услуги были востребованы в других странах, на других континентах. Ќо как это сделать, когда познани€ владельцев бизнеса о специфике интересующей его страны невелики, а на заграничных рынках никто не встречает с распростертыми объ€ти€ми, напротив, вс€чески стара€сь помешать конкурентам? Ќа эти вопросы попытались ответить эксперты круглого стола «Ѕренд «—делано на ƒону»: новые возможности дл€ региональных экспортеров», организованного издательским домом «ћедиаёг».

“ретий по счету и заключительный круглый стол на тему бренда «—делано на ƒону» собрал элиту донского бизнеса — тех, кто уже занимаетс€ экспортом или планирует это сделать в самое ближайшее врем€.  омпанию им составили те, в чьи об€занности входит содействие этой работе — сотрудники областной администрации и торгово-промышленной палаты области. ¬едущий специалист управлени€ международного сотрудничества ћинэкономики –ќ ќльга ћахно сообщила, что по итогам года общий международный торговый оборот донского региона составил 5,2 млрд рублей, из которых 2,3 млрд пришлось на долю экспорта, это на 30% больше аналогичного показател€ 2009 года. ¬едущими торговыми партнерами –остовской области €вл€ютс€ »тали€, Ўвейцари€, “урци€, ”краина, а экспортируютс€ в основном товары по таким направлени€м, как продукци€ сельского хоз€йства, машиностроени€, металлопрокат, минеральные продукты.

ѕо словам ќльги ћахно, областные власти зан€лись активной поддержкой экспортоориентированных предпри€тий в 2007 году, она была оформлена в виде «ѕрограммы поддержки экспортеров». Ёта программа, объ€снила госпожа ћахно, включает два направлени€ — информационную и финансовую поддержку. «Ёкспортерам мы субсидируем часть процентов по банковским кредитам, помогаем оплатить международные сертификаты качества и участие в крупнейших выставках. ѕо информационной линии продвигаем сайт www.donexport.ru, на котором размещаем все данные о компании-экспортере, освещение их работы идет в местных и федеральных —ћ». ѕолучил одобрение профессионального сообщества и конкурс «Ћучший экспортер ƒона», который оценивает компании по таким критери€м, как географи€ поставок, количество рабочих мест, участие в выставках, наличие международных сертификатов», — рассказала ќльга ћахно.

Ќа просьбу модератора круглого стола, главного редактора »ƒ «ћедиаёг» ћаксима ‘едорова назвать дес€тку лучших экспортеров госпожа ћахно отметила, что все они на слуху у деловой общественности — заводы «–остсельмаш» и «“агмет», агрокомплексы «ёг –уси», «јстон». «Ќо в целом не хотелось бы никого выдел€ть: все они провод€т важную работу, и говорить, что это лучше, а это хуже, было бы несправедливо», — сказала она.

Ќачальник ”правлени€ развити€ малого предпринимательства и межрегиональных св€зей ћинэкономики –ќ Ћюдмила —ечкарева, в свою очередь, заметила, что неменьший вклад в развитие экспортного потенциала региона внос€т малые и средние компании. «ѕри этом им приходитс€ преодолевать преграды зачастую гораздо более серьезные, нежели большим и известным компани€м, — считает госпожа —ечкарева. — ” них нет опыта ведени€ международной торговли, нет лишних средств дл€ ознакомительных поездок, оплаты дорогосто€щих консультантов и юристов. “ак что в основном наши «малыши» пробиваютс€ за границу с уникальными продуктами, это в первую очередь высокие технологии, инновационна€ продукци€». ѕо словам Ћюдмилы —ечкаревой, администраци€ всегда открыта дл€ предложений и помощи таким малым экспортоориентированным предпри€ти€м. ¬ частности, именно следу€ пожелани€м бизнеса в –остове при поддержке ћосковского агентства поддержки предпринимательства был открыт ≈вроинфокорпоративный центр, который собирает всю информацию о потребност€х в тех или иных товарах различных стран, наиболее активны “урци€, „ехи€, ¬еликобритани€. ƒругие меры и программы также могут быть эффективны, особенно при их комплексном применении. «ћы видели, какие результаты дали программы развити€ малого предпринимательства и борьбы с безработицей.  огда многие обзавелись собственным бизнесом, получилс€ эффект синергии. “очно так же можно совместить поддержку малого бизнеса и экспорта», — заметила —ечкарева. ќсобую роль в этом должна сыграть торгово-промышленна€ палата, подчеркнула она.

ƒействительно, механизм торговых палат очень действенен за границей, там это опора бизнеса, если он уже перерос уровень своей страны и готов выйти на международные рынки, подтвердил генеральный директор √  «Ѕелый двор» јртем ≈кушевский. «ќбычно именно “ѕѕ €вл€етс€ проводником национального бизнеса в страну экспорта, мы же действуем на ощупь, методом проб и ошибок, — поделилс€ он. — ≈стественно, это существенно осложн€ет процесс, ведь нам не хватает элементарных знаний о менталитете, культуре, традици€х местного населени€, не говор€ уже о таких нюансах, как местные правила прохождени€ таможни, законодательство, сертификационные требовани€». — другой стороны, иностранцы совсем плохо знают –оссию и конкретно –остовскую область, что господин ≈кушевский также поставил в вину “ѕѕ. «ћежду тем нам есть что предложить.  огда мы вышли на “ѕѕ ћарокко, они разослали по базе своих предпри€тий наше торговое предложение, а позже с нами начали выходить на св€зь и были очень довольны качеством нашей продукции («Ѕелый двор» €вл€етс€ крупным зернотрейдинговым холдингом. — ѕрим. «¬естника»)». ѕри этом јртем ≈кушевский поблагодарил –остовскую “ѕѕ за ознакомительные заграничные поездки — по результатам одной из них был открыт филиал в одной из африканских стран. ¬ице-президент — руководитель аппарата управлени€ “ѕѕ –остовской области јлексей  обилев призналс€, что региональна€ палата, к сожалению, не обладает достаточным людским и материальным ресурсом, чтобы «за руку» водить бизнес по зарубежным рынкам. «¬ ≈вропе, на которую ссылалс€ господин ≈кушевский, членство в торгово-промышленной палате об€зательно дл€ всех субъектов предпринимательства, у нас же оно добровольное», — посетовал эксперт. “ем не менее, указал  обилев, “ѕѕ –ќ удел€ет большое внимание международной де€тельности, в частности ежегодно организует более 200 заграничных поездок — в ≈вропу,  итай, Ѕлижний ¬осток. ѕоказателем эффективности таких поездок €вл€етс€ хот€ бы то, что поучаствовать в них всегда находитс€ много желающих. «ѕоездка по турпутевке была бы значительно дешевле, значит ехать в составе делегации палаты есть смысл», — заметил господин  обилев. √енеральный директор √лубокинского кирпичного завода јлександр  алинов за€вил, что все рассуждени€ на тему поддержки экспортеров будут бесполезны, если за дело не возьмутс€ профессионалы. «ѕока нас не будут знать на международных рынках, будут покупать только товар, а ведь можно зарабатывать на имени! Ќужно доносить до иностранного потребител€ выгоду, которую он получит от приобретени€ именно донских товаров, тогда они будут засылать к нам торговые миссии, а не мы к ним». –аскручивать –остовскую область и бренд «—делано на ƒону» нужно по примеру других государств, которые поручали это ответственное дело профессиональным маркетинговым и брендинговым агентствам, уверен господин  алинов. «’от€, как мне кажетс€, нам стоило бы сосредоточитьс€ на работе по продвижению региона в –оссии — нас плохо знают в собственной стране, а это гораздо более привлекательное и потенциально прибыльное направление», — сказал он. ”правл€ющий партнер юридической фирмы «Ёберг, —тепанов и партнеры» јртур Ёберг с сожалением констатировал, что одной из главных преград на пути экспорта из –остовской области €вл€етс€ незнание бизнесом международного права, а юристов, специализирующихс€ на нем и готовых обеспечить сопровождение сделок с иностранными контрагентами, в –остове нет. ѕомимо этого, господин Ёберг выделил такие риски международных операций, как возможные неплатежи, несовпадение законов –оссии и страны-партнера, проблемы с соблюдением авторских прав дл€ »“-продукции. јртур Ёберг подчеркнул, что проблемы могут возникнуть и при проведении банковских операций, а получить надлежащую консультацию со стороны финансовых учреждений — непросто.

”правл€юща€ филиала «–остовский ««јќ «√лобэксбанк» Ћариса —улацка€, в свою очередь, подчеркнула, что международные валютные операции — одни из самых высокомаржинальных, поэтому банк всегда готов оказать необходимые консультации и предложить массу вариантов их проведени€. Ќачальник отдела социально-экономического развити€ торговли и бытового обслуживани€ администрации ћиллеровского района –ќ »рина  урочкина отметила, что районному бизнесу есть что предложить дл€ реализации концепции регионального бренда. «Ќапример, в ћиллерово делаютс€ вина из местного винограда, их оценили сомелье на крупнейших международных выставках, наша продукци€ машиностроени€ также известна на весь мир — это ли не то, что должно составить основу бренда «—делано на ƒону»?» √оспожа  урочкина посетовала, что преп€тстви€ донским экспортерам чин€т свои же земл€ки, например, таможенники, затрудн€ющие оформление грузов. ѕрисутствовавший на круглом столе начальник отдела валютного контрол€ ёжного таможенного управлени€ Ќиколай Ѕондаренко на это заметил, что таможенный контроль осуществл€етс€ в рамках действующего законодательства. «¬озможно, стоит добиватьс€ его изменени€, ведь цивилизованное лоббирование интересов экспортеров в интересах государства прин€то во всех развитых странах». ¬ообще, инструмент лоббировани€ интересов собственного бизнеса весьма эффективен, на этом сошлись все участники круглого стола. ¬ частности, был приведен пример  раснодарского кра€, который не только «выдавил» со своей территории производителей из других стран и регионов, но и ведет активную экспансию. «—егодн€ ростовчане готовы дать рынку адекватный продукт, дело за областными власт€ми — они должны поддержать свой бизнес», — резюмировала Ћариса —улацка€.


јвтор: —ергей —еменов

 

††