Перейти на главную страницу Карта сайта

Другие статьи номера

Комментарии к прочитанному (3322)
Животный интерес (3578)
Чтобы поспеть за развитием животноводства, российская власть намерена увеличить посевы под зерновые на четверть
Никита Логвинов  
Аграрные ставки (3794)
Регионы юга обозначили сельскохозяйственные приоритеты на ближайшее время
Сергей Сурженко  
Made in Северный Кавказ (4715)
Единый для сельхозпроизводителей СКФО бренд должен убедить потребителей в качестве и экологичности их продукции
Кирилл Власенко  
Стать лучшим (3893)
Руководитель дагестанского сельхозпредприятия делится рецептом своего успеха
Земледелие для животноводства (4039)
На Кубани стремятся увеличить производство молока и мяса
Ольга Бершанская  
Прозрачность бизнеса — репутация профессионалов (5848)
Заводы в консервации (5093)
Донские консервные предприятия показывают рекордный спад
Сергей Сурженко  
Марш бройлеров (3436)
Птицеводческие компании отыгрывают государственные преференции
Сергей Сурженко  
Полезно — значит вкусно (3337)
Нефтекумские молочники высоко держат марку продукции
Сергей Шамшура: «Выставка, как всегда, будет особенной!» (3854)
«ВертолЭкспо» готовится к Агропромышленному форуму юга России
Василий Голубев: «Я очень ценю руководителей, которые проявляют инициативу» (4151)
Никита Логвинов  
Дружить регионами (3561)
cмогут наконец Дон и Луганщина
Кирилл Власенко  
Андрей Фурсенко: «Задача — доводить технологию до дорогого интеллектуального продукта» (3667)
Никита Логвинов
Определены лауреаты «Бизнеса Дона» (3656)
Двадцать первого октября в Ростове состоялась церемония награждения ежегодной премией «Бизнес Дона» в рамках Х Международного бизнес-форума на Дону
Наука с деловым подходом (3429)
Ростов-на-Дону может стать опорной зоной инновационной системы Юга России
Альбина Астахова  
Высокие технологии нового века (3873)
VII специализированная выставка инноваций «Высокие технологии XXI века» прошла в рамках X Международного бизнес-форума на Дону
…Собственных Платонов и быстрых разумом Невтонов… (3652)
Изобретатели Ростовской области вновь подтвердили ее высокий статус в сфере инноваций
Донские инноваторы ищут пути выхода на рынок (3820)
Сергей Иванов  
Космос. Косметика. Инновационная логистика (3732)
Инновационные разработки донских предприятий получили награды

 

Цены без привязи

№ 08 (40) (2010)
Количество просмотров: 3282
Версия для печати


Урожай зерновых в этом году в Ростовской области выдался на зависть многим. На фоне большей части России, задыхавшейся от пожаров, Дон казался островком стабильности и прохлады. В результате аграрии региона собрали 6700 тонн зерна, что чуть-чуть не дотянуло до рекордных показателей. Тем не менее осенью продукты в области дорожают ничуть не меньшими темпами, чем у «погорельцев».

Согласно данным Ростовстата, индекс потребительских цен на продукты питания за год составил 9,7%. Что ото — объективная реальность, спровоцированная непростыми погодными условиями, или попытка отдельных хозяйствующих субъектов воспользоваться ситуацией для получения сверхприбылей, попытались разобраться эксперты «Вестника».

Кто виноват

Как правило, официальная статистика считает рост цен весьма приблизительно, а большая часть данных с легкостью принимает нужный вид в зависимости от методов исследования и выборки. В реальности же, по данным независимых экспертов, цены на молоко в ростовских магазинах выросли не менее чем на 30%, мясо — на 25-30%, мучные изделия — на 15-40%. Рост цен на отдельные товары и того больше. Пресловутая гречка, которую в конце лета можно было смело объявлять деликатесом, подорожала сразу на 300%. Соблазну обвинить во всех бедах покупателей торговую розницу в последнее время поддалась целая россыпь чиновников различных уровней, контролирующих органов и общественных объединений. Так, в Ростове, помимо всевозможных комитетов и комиссий, функцию контроля за сетями взяли на себя такие политические организации, как партия «Единая Россия» (проект «Народный контроль») и движение «Молодая гвардия» (акция «Общественный контроль»). Тем не менее сети, уже памятуя об опыте прошлых лет, когда на них во многом искусственно направлялся гнев общественности, на этот раз своеобразно подготовились.

Один из совладельцев ростовской розничной сети в приватной беседе рассказал, что на 10-12 товарных позиций в его магазинах наценка не превышает 5%. Подчеркнуто низкая маржа призвана успокоить население и не давать лишнего повода придираться контролирующим органам. «Естественно, то, что мы не зарабатываем на нежирном молоке и ржаном хлебе, мы зарабатываем на других продуктах», — признается он. Эти слова косвенно подтверждаются и чиновниками. По словам начальника Управления потребительского рынка товаров и услуг министерства экономики, торговли и международных и внешнеэкономических связей Ростовской области Андрея Иванова, торговая наценка на социально значимые продукты питания составляет 0-25% в дискаунтерах и 12-29% в супермаркетах. «Сейчас цены на социально значимые товары в области фактически стабилизировались. Нет такого роста, какой был летом. Последние полтора года в Ростовской области — самая низкая цена на хлеб среди субъектов ЮФО. Цена гречки — на четыре рубля ниже, чем в среднем в России, и составляет 64 рубля», — говорит он.

Коммерческий директор сети супермаркетов «Солнечный круг» Константин Фефилов замечает, что задирать цены у ритейлеров нет никакой возможности. «Что касается нашей сети, то наценки на все товары у нас примерно одинаковы — 18-20%. Это и немного, и немало, «Солнечный круг» относится к среднему сегменту. Мы не работаем в убыток, но и повышать наценку не можем, иначе будем «съедены» другими. На рынке слишком большая конкуренция, тем более с приходом и активным развитием дискаунтеров и крупных гипермаркетов типа Aushan и Real.

«На социально значимые товары мы либо вообще не повышали наценку, либо она была нулевая, а по некоторым продуктам вообще «отрицательная», — рассказывает начальник отдела региональных проектов по связям с общественностью X5 Retail Group Владимир Русанов. Крупнейшая ритейл-группа России, по словам господина Русанова, старалась и старается сдерживать рост цен, так как некоторые поставщики, воспользовавшись объективными природными факторами (засухой), начали необоснованно взвинчивать отпускные цены на продукцию, создавать искусственный ажиотаж. По словам Русанова, чтобы удерживать цены на прилавках, X5 была вынуждена отказаться от закупок продукции по необоснованно завышенным ценам, менять поставщиков на тех, кто предлагал более адекватные отпускные цены. «Информацию о поставщиках, предлагавших необоснованно завышенные отпускные цены, передавали в ФАС, чтобы ведомство имело полную объективную картину происходящего и видело, кто на самом деле является источником роста цен на продукты», — добавляет он. Впрочем, антимонопольщики и сами проявляют завидную активность. В частности, областным УФАС около месяца назад была закончена масштабная проверка, целью которой было проследить увеличивающуюся цену на пути от производителя к конечному потребителю наиболее важных социальных продуктов. Результаты исследования весьма любопытны. Так, к примеру, отпускная цена на пастеризованное молоко 2,5-процентной жирности (питьевое и самое популярное у населения) у молзаводов за год увеличилась в среднем всего на 10% (а кое-где даже уменьшилась). Тем не менее его цена на полках увеличилась гораздо заметнее. К примеру, в сети «Апекс» оно подорожало на 34,3%, в «Магните» — на 19,7%, в «Станице» — на 19%. И ни в одной из исследуемых сетей (помимо названных, брались данные также «Перекрестка» и «Солнечного круга») рост цены не был меньше декларируемых производителем 10%. Далее — подсолнечное масло. Являясь одним из главных в стране производителей семян подсолнечника, Ростовская область тем не менее не избежала роста цен на этот продукт. Динамика закупочных цен на масло подсолнечное рафинированное дезодорированное бутилированное показывает, что в 3-м квартале 2010 года по отношению ко 2-му кварталу имел место рост цен у производителей: минимальная цена выросла на 9,7%, максимальная — в среднем на 24,3%. Динамика отпускных цен на масло показывает, что был рост максимальных цен (то есть на масло высокого качества) в 3-м квартале 2010 года — в среднем на 46,5%. Минимальные цены оставались неизменны. Минимальные розничные цены на масло в 3-м квартале 2010 года снизились в ЗАО «ТД «Перекресток», ООО «Солнечный круг», ООО «Апекс-Плюс» и ООО «Станица» в среднем на 15,2%. Максимальные розничные цены повысились у данных реализаторов в среднем на 30,7%, за исключением снижения максимальной цены у ООО «Станица» на 15,6%. В ЗАО «Тандер» имел место рост розничных цен на масло: минимальная цена повысилась на 12,8%, максимальная цена — на 1,7%. Что касается цен на муку, вокруг которых сейчас также много слухов и домыслов, то они выросли действительно очень серьезно. Динамика отпускных цен на муку 1-го сорта показывает, что в 3-м квартале 2010 года по отношению ко 2-му кварталу имел место рост цен у производителей муки: минимальная цена выросла в среднем на 32,7%, максимальная — в среднем на 24,1%. Динамика закупочных цен на муку 1-го сорта показывает, что рост цен в 3-м квартале 2010 года по отношению ко 2-му кварталу имел место также у всех производителей: минимальная цена выросла на 25%, максимальная цена — на 26,3%. Так что, возможно, заявление президента ОАО «1-я макаронная компания» Андрея Ковалева о том, что в ближайшие полгода цены на макароны в России могут резко повыситься, имеют под собой реальную почву. «Отпускные цены производителей в ближайшие полгода могут повыситься в 1,5 раза, только в этом случае предприятия отрасли смогут сохранить 5-процентную рентабельность», — предупреждает глава макаронной компании. И если цены на хлеб сегодня находятся под зорким надзором власти и сильно расти априори не смогут, то остальные мучные продукты вполне могут резко подорожать.

Фермер посреднику не товарищ

Таким образом, как заявила «Вестнику» представитель УФАС по Ростовской области Екатерина Соколова, никаких вопросов к сетям у антимонопольщиков нет. Нет их и у общественных организаций, осуществляющих контроль за магазинами по собственной инициативе. «Помимо объективных причин роста цен, таких как засуха, есть еще и субъективные, но мы, можно сказать, сами в этом виноваты, — говорит координатор акции «Молодой Гвардии» «Общественный контроль» Андрей Батрименко. — К примеру, причина исчезновения гречки в том, что ростовские бабушки буквально смели с прилавков крупу, как только услыхали о ее якобы подорожании». Кто нагнетает ажиотаж, господину Батрименко не совсем ясно.

Наглядно ситуацию с ценами, которые у нас растут вопреки логике и всем экономическим законам, можно отлично проиллюстрировать на примере свинины. По словам заместителя министра сельского хозяйства и продовольствия РО Геннадия Урбана, африканская чума перекрыла производителям мяса выход за границы Ростовской области, что должно было привести к обвалу цен на внутреннем рынке. Однако все вышло с точностью до наоборот. По словам депутата ЗС РО и директора Новочеркасского мясокомбината Любови Акулович, в связи с африканской чумой цена убойного мяса выросла на 20%. «Почему? Мы не можем ответить на этот вопрос. Возможно, над этим стоит поработать правоохранительным органам», — туманно намекает она. В действительности, как отмечают специалисты ростовского минсельхоза, свинины сейчас в регионе в избытке, хозяйства массово избавляются от этих животных как под воздействием тяжелой эпизоотической ситуации, так и под угрозой санкций со стороны властей. По словам господина Урбана, в этом году поголовье свиней сокращено на 320 тысяч голов. Остается еще около 600 тысяч голов, и это в нынешней ситуации очень много, то есть резать свиней будут, и в большом количестве. Однако свинина и не думает дешеветь. При закупочной цене в 60-65 рублей за килограмм цены в магазинах за это же мясо составляют уже 220-240 рублей. Однако даже 60 рублей за килограмм мяса получают далеко не все фермеры. В отдаленных от крупных городов и мясоперерабатывающих предприятий закупочная цена мяса — 40-45 рублей за килограмм, а то и меньше. «В начале лета мы сдали около ста животных по 35 рублей за килограмм, потом цена выросла до 45 рублей, а в начале осени — опять упала. Даже несмотря на то, что мясо на рынках и в магазинах постоянно дорожает, нам больше денег за него никто не предлагает», — сетует генеральный директор «Киевского СПК» (Кашарский район РО) Петр Стецурин. О том, что сегодня потребительские цены на продукты питания находятся в руках перекупщиков и спекулянтов, которые подчас имеют криминальное происхождение, говорит глава Матвеево-Курганского района Александр Рудковский. «Сегодня, чтобы эффективно бороться с ценами, нам нужно обеспечить прямой контакт производителя с покупателем, минуя многочисленных посредников. Последние сейчас накручивают по 200-300% — в этом главная проблема дороговизны, которая только усугубляется в сложные моменты, например, при засухе. Решить проблему можно. В частности, нужно развивать инфраструктуру, обеспечить фермеров транспортом и помочь им наладить кооперацию, дать возможность свободно торговать в крупных городах. Только эти меры могут держать цены стабильными, а искусственно занижать их бесполезно», — резюмирует Рудковский.

Интегрированное среднее изменение минимальной цены на социально значимые продукты

Продукт

Изменение (3-й кв. 2010 г. к предыдущему кв.),%

Продукт

Изменение (3-й кв. 2010 г. к предыдущему кв.),%

Хлеб пшеничный (1 кг)

Отпускная цена производителя

7

Розничная цена

5

Хлеб ржаной (1 кг)

Отпускная цена производителя

4

Розничная цена

-8

Молоко жирностью 2,5% (1 л)

Отпускная цена производителя

7,85

Розничная цена

18,05

Молочное сырье (1 т)

Закупочные цены на сырое молоко

-5,75

Закупочные цены на сухое молоко

73,6

Масло подсолнечное рафинированное дезодорированное бутилированное

Закупочная цена на сырье (1 т)

-1,2

Отпускная цена производителя (1 л)

0

Розничная цена (1 л)

-7,4

Мука (1 т)

Отпускная цена производителя

32,6

Закупочная цена

25

 


Автор: Сергей Семенов