Перейти на главную страницу Карта сайта

Другие статьи номера

Отзывы о «Вестнике» (3340)
Владимир Путин: «Мы без колебаний распечатали резервный фонд» (3563)
Никита Логвинов  
Плюс индустриализация всего Юга (4165)
Главный тренд форума «Сочи-2010» — промышленные и инфраструктурные проекты
Максим Федоров  
Владимир Бартеньев: «Информационная прозрачность повышает привлекательность области для инвесторов» (3876)
Наука готова к практике (3984)
Ростовская область приняла участие в Х Московском международном салоне инноваций и инвестиций
Василий Голубев: «Главный вывод подтвердился» (3568)
Кирилл Власенко  
Виктор Дерябкин: «Нововведения дадут свежий импульс региональной инвестполитике» (3460)
Кирилл Власенко  
В поисках бренда (4045)
Региональные производители продуктов питания получат новую возможность для продвижения товаров
Сергей Семенов  
Донское качество на экспорт (4090)
Продукция Кагальницкого молочного завода любима по всей России
С заботой о пассажирах (3309)
ООО ТП «Автолайн» работает в интересах населения
Паруса олимпийских надежд (3802)
Регата «Паруса осени» с участием ведущих российских спортсменов может стать отправной точкой возрождения парусного спорта на Дону
Сергей Семенов  
Второе рождение (3614)
Рынок ипотеки возрождается и «обрастает» новыми сопутствующими продуктами
Лариса Никитина  
По своим каналам (4069)
Операторы телекоммуникационного рынка занялись наращиванием собственных ресурсов
Яна Ташева  
Елена Скрынник: «У нас есть резерв для повышения эффективности перерабатывающих предприятий» (3597)
Прощупать почву (3910)
Данные о состоянии земель станут доступными аграриям
Сергей Иванов  
Противочумная вертикаль (3436)
Ветеринарная служба хочет новых полномочий для борьбы с чумой свиней
Сергей Иванов  
Андрей Курилов: «В течение следующих пяти лет экспозиция «ЮГАГРО» будет насыщаться международными событиями» (4077)
Ольга Бершанская  
«Мы намерены повышать привлекательность отрасли для инвестиций» (3802)
Говорит председатель комитета по сельскому хозяйству и продовольствию администрации Волгоградской области Михаил Бубенчиков
С преданностью избранному делу (3479)

 

Реформа путем объединения

№ 07 (39) (2010)
Количество просмотров: 3328
Версия для печати


Вопрос «Нужно или не нужно вступать в СРО?» перед участниками региональной конференции «Безопасный транспорт Дона» не стоял. Но как сделать это оптимально и учитывая интересы всех участвующих в процессе сторон? Каких мер участники рынка ждут от государства и на что готовы пойти, чтобы получить от него поддержку? Единое мнение на этот счет попытались выработать руководители ведущих транспортных компаний Ростовской области, а также крупные федеральные и региональные чиновники и лидеры профессиональных сообществ.

По данным организаторов конференции, в России на сегодняшний день более 6 млн транспортных средств, используемых в коммерческих целях. 70% из них — выпуска старше 1995 года, и это катастрофически влияет на уровень безопасности дорожного движения и экологию. Осложняет ситуацию, по словам заместителя руководителя аппарата Координационного совета РСПП ЮФО Александра Потеряхина, то, что существующая инфраструктура не рассчитана на тот объем автотранспорта, который сегодня выезжает на дороги, а количество транспортных средств растет непропорционально строительству дорожной инфраструктуры. «Это создает беспрецедентную аварийную ситуацию на дорогах», — сетует господин Потеряхин. В 2005 году произошла отмена лицензирования перевозок автомобильным транспортом как метода государственного регулирования (без создания системы саморегулируемых организаций), что привело к хаотичному развитию рынка автотранспортных услуг и нарастанию целого комплекса социально-экономических проблем. Число субъектов предпринимательской деятельности, по экспертным оценкам, достигло более одного миллиона, официальный отраслевой отчет не ведется с 2005 года. При этом более 80% оборота рынка автотранспортных услуг находится в тени. Недобросовестная конкуренция и демпинг за счет пренебрежения требованиями обеспечения безопасности дорожного движения и износа подвижного состава достигли критических пределов.

Между тем, как отметили автотранспортники, при существующей рентабельности внутрироссийских перевозок автомобильным транспортом, которая обусловлена анархическим нерегулируемым рынком автотранспортных услуг, разной системе налогообложения, устаревших, не соответствующих современным экономическим вызовам, бизнес-процессах организации перевозочного процесса, неэффективных технологиях, автоперевозчики не могут позволить себе обновление парка транспортных средств. Программа по утилизации грузовых автомобилей, готовящаяся Правительством РФ, не решит эту проблему полностью. Внедрение института саморегулирования, получившего законодательное закрепление, уже стало основой развития некоторых отраслей отечественной экономики. Так, на рынке строительства процесс ввода СРО прогрессирует. Автотранспортная отрасль, являющаяся важнейшим элементом транспортной системы России, также нуждается в реформировании. Стратегическая цель — полное и качественное удовлетворение потребности в грузоперевозках всех секторов экономики, качественное улучшение конкуренции в сфере автомобильных грузоперевозок, обеспечение безопасности грузовых перевозок, поддержание транспортной безопасности страны в целом. Изменение системы госрегулирования деятельности автоперевозчиков — установление института саморегулируемых организаций как способа инновационного развития рынка автотранспортных услуг в новых экономических условиях — является обязательной мерой, способной обеспечить мощный рывок в развитии российской транспортной отрасли. Станислав Швагерус, генеральный директор СААП, советник заместителя министра транспорта РФ, полагает, что СРО может быть не столько ограничителем, сколько объединителем. «Как мне кажется, СРО — это лучшая база для кооперации. Компании создают паевой фонд, в который вносят часть средств пропорционально своему размеру и коммерческим оборотам. Эти паи в дальнейшем можно использовать не только как гарантию добросовестности, как сейчас в строительстве, но и как инвестиционный фонд, как залог при получении кредитов и т.д. То есть СРО сможет обеспечить не только финансовую устойчивость, но и активизировать развитие своих членов». Швагерус подчеркивает, что появление первых СРО перевозчиков, действующих по принципу добровольного объединения участников автотранспортного рынка, это не только сигнал готовности рынка к переходу на новую модель работы, но и сигнал неэффективного госрегулирования. Президент правления одной из самых молодых на Дону транспортных СРО «ОАР «Южный регион» Дмитрий Кравцов отметил, что он и еще ряд руководителей предприятий ограничили себя рамками СРО и подробно расписали нормативы, по которым сейчас работают. «Пока это ставит нас в несколько проигрышное положение по сравнению с теми игроками рынка, которые делают все что хотят. Но в перспективе мы планируем извлечь из ситуации дивиденды. В частности, СРО мы сможем использовать как трибуну для разговора с властью. Члены СРО будут под защитой юристов, а специально создаваемая консалтинговая компания будет просвещать членов о том, как правильно организовать бизнес, проводить централизованные закупки товаров и услуг по сниженным ценам, выступать гарантом по кредитам». Станислав Швагерус сравнил ситуацию с добровольным саморегулированием при нынешней системе с ситуацией на футбольном поле, где играют две команды — одна соблюдает все правила и демонстрирует свое джентльменство, а другая бьет соперника по ногам, толкается, хватает мяч руками. «Какая победит? Шансов, понятно, больше у второй», — резюмирует эксперт. По его мнению, госорганам необходим систематизированный подход, позволяющий обеспечить высокое качество нормотворческой деятельности, в том числе с целью повышения эффективности в сфере контроля и надзора за исполнением положений законодательства, поскольку неэффективное регулирование обременяет госорганы необоснованной функцией контроля за его исполнением, что обходится бюджету достаточно дорого. «Низкое качество регулирования, контроля и надзора влечет высокие издержки соблюдения регулятивных норм для бизнеса, вносит элемент неопределенности в отношении соответствующих обязательств и в конечном счете сокращает возможности государства по достижению поставленных целей в сфере регулирования, не обеспечивая вместе с тем соблюдения интересов общества, — отметил господин Швагерус. — При этом радует, что и в правительстве, и в «Единой России» это осознают и готовы нам содействовать в принятии соответствующего закона. Так что эта работа запущена и уже в ближайшее время должна дать результат. На мой взгляд, саморегулирование, которое уже в ближайшее время будет введено, — огромное доверие со стороны государства, которое дает возможность транспортному сообществу положить конец хаосу, царящему на рынке».