Перейти на главную страницу Карта сайта

Другие статьи номера

Отзывы о «Вестнике» (3495)
Зоны роста (3699)
Экономика Ростовской области оживится за счет промышленных и инфраструктурных проектов
Альбина Астахова  
Рычаг для подъема (3814)
С чего стоит начать модернизацию экономики на Юге России
Юрий Симионов, д.э.н., профессор кафедры экономической теории и предпринимательства РГСУ  
На чужой каравай (3379)
«Вестник экономики» составил рейтинг состоятельности глав регионов ЮФО и СКФО
Никита Логвинов  
Губернаторский круиз (3344)
За полтора месяца работы на Дону Василий Голубев посетил треть районов области
Аналог качества (17534)
В Ростовской области начинают разработку бренда донской продукции
Анатолий Дьяков, руководитель Агентства коммуникаций Анатолия Дьякова, ad@adliakov.ru  
Пятилетка в три года (3672)
Трехлетие победы сочинской заявки в Гватемале организаторы XXII зимних Олимпийских игр отметили по-стахановски
Никита Логвинов  
Кредитная осада (3747)
Таганрогский автозавод обступили банки-кредиторы
Смена газового вектора (4380)
Интересы игроков нефтегазового сектора смещаются на Каспийский шельф
Oлег Краснов  
Индустриальный акцент (3363)
Ежегодно увеличивается объем инвестиций в экономику Ставропольского края
Русские закуски идут нарасхват (5120)
Консервный завод «Русский» за три года своего существования завоевал рынок от Москвы до Калининграда и Ханты-Мансийска
Вячеслав Воробьев: «Южный рынок — емкий и качественный» (3683)
Лариса Никитина  
Дороги для предпринимателей (3584)
Малый бизнес нуждается в инфраструктурной поддержке
Сергей Иванов  
Третейское судопроизводство в здравоохранении (4542)
МОО «Врачебная палата ЮФО» реализует наиболее действенную форму рассмотрения медицинских споров
Наталья Кременчуцкая, председатель Совета МОО «Врачебная палата ЮФО», эксперт Комиссии по охране здоровья и экологии ОП РФ  
Лучше гор могут стать только горы (3629)
Через десять лет в горах Северного Кавказа должны отдыхать до 10 миллионов человек
Никита Логвинов  
Колорит напоказ (5128)
В Ростовской области намерены развивать туристическую отрасль
Елена Бакеева  
Затяжной бросок (3974)
Международные гостиничные операторы не спешат с экспансией на Юг России
Сергей Мельников  
Розница в росте (5236)
На Юге России обороты увеличиваются за счет сетевых форматов
Яна Ташева  
Опасный запас (6529)
Продажа зерна, накопленного государством, усложнит обстановку на зерновом рынке
Сергей Сурженко  

 

Грузовое направление

№ 05 (37) (2010)
Количество просмотров: 3776
Версия для печати


Ростовские компании, занимающиеся продажами коммерческих автомобилей, в 2010 году отметили рост продаж на 25-30% по сравнению с прошлым годом. Оживление рынка связано с повышением активности грузоперевозчиков, вернувшихся на докризисные показатели грузооборота. Теперь дилеры ждут увеличения спроса со стороны компаний, работающих в строительстве, ЖКХ и сельском хозяйстве.

Неохваченные грузами

Рынок малотоннажных коммерческих автомобилей России долгое время был достаточно неразвитым. Львиную долю его занимали компании российского автопрома (96%), основным из которых был концерн ГАЗ, выпускающий недорогие машины с минимумом необходимых опций. Автодилеры, специализирующиеся на иномарках, в начале 2000-х годов мало интересовались развитием коммерческого направления, сосредоточившись преимущественно на продвижении в нашей стране легковых автомобилей.

Однако уже в 2007 году японские и европейские грузовики, мини-вены и микроавтобусы медленно, но верно стали теснить российские марки. К тому же вес на авторынке стал набирать Китай. За 2007-2008 гг. продажи китайского коммерческого транспорта в Ростове выросли на 100%. Причем если 5-6 лет назад китайцы поставляли на российский рынок весьма некачественный продукт, то со временем, приняв во внимание местные особенности и доработав технические детали, они резко изменили соотношение сил на рынке. По данным аналитиков, по соотношению цены и качества «китайцы» вплотную приблизились к российской технике. Основными игроками ростовского рынка коммерческого транспорта сегодня являются около 10 компаний, из которых к числу лидеров эксперты относят «Темп-Авто», «Орбиту», «ТСС-Ростов», «РБА-Ростов». Кроме крупных компаний, в Ростове и области работают еще порядка 20 фирм, продающих по 3-4 автомобиля или малотоннажных грузовика в месяц.

Посткризисный рост

В прошлом году, по словам экспертов, ростовский рынок грузовой автотехники просел из-за кризиса — в среднем продажи упали в 2-3 раза, отдельные дилеры зафиксировали даже 10-кратное падение. По мнению экспертов, объем продаж новых грузовых автомобилей в Ростовской области по итогам 2009 года сократился на 60% и составил порядка 4 млрд руб. По данным Автостата, регистрация новых грузовиков также сократилась: с 2 831 шт. в 2008 году до 1097 шт. в 2009-м. Эксперты связывают этот факт прежде всего с падением сектора строительства и грузоперевозок, а также с усложнением процедуры автокредитования и лизинга. Автомобили являются элементами основного капитала и инвестиционными товарами, и эта категория страдает первой, когда компания-оператор решает прекратить обновление парка. «До кризиса 90-95% всей грузовой техники в Ростове покупалось в кредит или лизинг, — рассказал гендиректор компании «ДонКомТранс» Андрей ХМЕЛЕВСКИЙ. — Но в трудные времена повесить на шею предприятию такую обузу (хороший грузовик дешевле 2 миллионов рублей не купишь) решались немногие. К тому же дилеры в ответ на меры производителей техники, постаравшихся снизить вероятность неплатежей и задержек, тоже вынуждены были усложнить процедуру оформления документов».

Но уже первая половина 2010 года принесла продавцам грузовиков и спецтехники немало поводов для оптимизма. Старший менеджер ГК «ТСС Авто» Александр КИРСАНОВ говорит, что ежемесячно ростовские дилеры коммерческих автомобилей сейчас продают не менее 250 единиц техники, что уже довольно близко к докризисным показателям. «Рост произошел в основном благодаря транспортным компаниям, которые значительно увеличили грузооборот. Деловую активность увеличили и многочисленные малые предприятия. А вот строительство, ЖКХ и сельское хозяйство, от которых также в значительной степени зависят объемы продаж коммерческого транспорта, еще пока далеки от докризисных показателей», — говорит Александр Кирсанов.

Продавцы техники надеются на рост в секторе корпоративных продаж и госсекторе, которые тоже сильно просели в кризис. Владимир СОКОЛОВ, владелец компании «Сокол Моторз», отметил, что выиграть конкурс для поставок спецтехники и грузовиков для госструктур дилерам стало практически невозможно, специальные отделы закупок работают напрямую с заводами. «Вообще, крупные продажи сейчас редки, компании покупают 1-2 машины, потом докупают, если нужно. Такая осторожность также связана с кризисом: никому не нужен балласт, который потом придется продавать по бросовым ценам», — говорит Владимир Соколов.

Старый не хуже нового

В прошлом году 60% всех продаж коммерческого транспорта пришлось на производителей РФ и СНГ (их доля в общем объеме продаж выросла в полтора раза). По словам дилеров, в начале 2009 года лучше продавались китайские машины: компании делали значительные скидки на «китайцев», так как склады были затоварены ими. Но уже к середине 2009 года, после повышения пошлин на импорт, вырос спрос на отечественные авто. «Российские производители до кризиса стали терять свои позиции, но девальвация рубля и некоторая растерянность иностранцев помогла им встряхнуться и перейти в контрнаступление. Сейчас по соотношению «цена — качество» продукция нашего автопрома значительно превосходит импорт», — говорит Александр Кирсанов.

Начальник отдела продаж ООО «Транзит-Дон» Евгений БОГДАНОВ объясняет это не только и не столько тем, что выросла платежеспособность бизнеса, сколько недавно принятыми поправками к закону о таможенном ввозе. «Согласно новым правилам, таможенная пошлина на коммерческий транспорт старше трех лет исчисляется по 2,2 евро за каждый кубический сантиметр двигателя, что делает цену просто невероятной, — говорит он. — К тому же ужесточились экологические требования. Россия вслед за европейскими странами старается контролировать выбросы углекислого газа, и новым требованиям соответствуют только новые автомобили, на которых поставлено соответствующее оборудование».

При этом, по словам господина Богданова, спрос на подержанную технику очень велик. «4-5-летняя техника, если речь идет о качественных европейских и японских марках, по своим характеристикам не сильно отличается от новых. И несмотря на то, что подержанные машины с изменением ввозных пошлин сильно подорожали, все равно спрос на них значительно выше предложения», — говорит эксперт.

Участники рынка утверждают, что доля продаж новых «легких» грузовиков в Ростовской области в нынешнем году выросла примерно в два раза. По информации игроков рынка, у большинства дилеров она составляет в среднем около 70% от общего объема продаж. Одновременно с рынка ушли почти все небольшие компании, занимавшиеся исключительно «перегоном» подержанных автомобилей.

Собеседники «Вестника» также отметили существенный рост продаж американской грузовой техники, которая совсем недавно появилась на местном рынке. Директор транспортно-экспедиционной компании «Энергия» Алексей ЖИДКОВ объясняет это тем, что грузовики из США продаются по стоимости ниже европейской при достаточно высоком уровне качества. «Я уверен, что при таком спросе со временем и с запчастями проблем не будет и обслуживание их поднимется до уровня «европейцев», — говорит он. Главный специалист по продажам грузовой техники ГК «Росавтохолдинг» Александр КОТЕНКО добавляет, что американская техника отличается надежностью и простотой в обращении: «В них минимум электроники, следовательно, тому, кто их ремонтирует, проще в них разобраться», — полагает господин Котенко.

Руководитель отдела маркетинга компании «Темп Авто» Дарья КИРИЧЕНКО все же полагает, что, несмотря на все плюсы импортной техники, большинство клиентов не могут себе позволить дорогостоящие машины и сервисное обслуживание, а также длительное ожидание оригинальных запчастей. Да и крупнейшие концерны в России начинают активно осваивать мировые стандарты работы, чтобы успешно конкурировать с зарубежными производителями.

Защита необходима и грузовикам

Эксперты отмечают, что с ростом продаж коммерческих автомобилей растет и объем страхования грузовиков и спецтехники, работающей в Ростове. «Основным побуждающим фактором здесь выступают условия, при которых осуществляются операции залога и лизинга, — поясняет директор филиала ООО «Группа Ренессанс Страхование» Алексей БУРАШНИКОВ. — Банки и лизинговые компании не хотят рисковать и используют механизмы страхования, предназначенные именно для таких сделок». Страховой эксперт Ольга КЛЮЧНИКОВА считает, что страховать спецтехнику и грузовые авто необходимо хотя бы потому, что они, как и легковые транспортные средства, подвержены риску ДТП, угона, пожара. «В Ростове уже есть пример угона строительного крана. Эти транспортные средства страхуются по правилам добровольного автострахования (КАСКО). Размер тарифа зависит от индивидуальных характеристик транспортного средства», — рассказала она.


Автор: Сергей Семенов