Перейти на главную страницу Карта сайта

Другие статьи номера

Отзывы о «Вестнике» (3495)
Зоны роста (3699)
Экономика Ростовской области оживится за счет промышленных и инфраструктурных проектов
Альбина Астахова  
Рычаг для подъема (3814)
С чего стоит начать модернизацию экономики на Юге России
Юрий Симионов, д.э.н., профессор кафедры экономической теории и предпринимательства РГСУ  
На чужой каравай (3379)
«Вестник экономики» составил рейтинг состоятельности глав регионов ЮФО и СКФО
Никита Логвинов  
Губернаторский круиз (3344)
За полтора месяца работы на Дону Василий Голубев посетил треть районов области
Аналог качества (17534)
В Ростовской области начинают разработку бренда донской продукции
Анатолий Дьяков, руководитель Агентства коммуникаций Анатолия Дьякова, ad@adliakov.ru  
Пятилетка в три года (3672)
Трехлетие победы сочинской заявки в Гватемале организаторы XXII зимних Олимпийских игр отметили по-стахановски
Никита Логвинов  
Кредитная осада (3747)
Таганрогский автозавод обступили банки-кредиторы
Смена газового вектора (4380)
Интересы игроков нефтегазового сектора смещаются на Каспийский шельф
Oлег Краснов  
Индустриальный акцент (3363)
Ежегодно увеличивается объем инвестиций в экономику Ставропольского края
Русские закуски идут нарасхват (5120)
Консервный завод «Русский» за три года своего существования завоевал рынок от Москвы до Калининграда и Ханты-Мансийска
Вячеслав Воробьев: «Южный рынок — емкий и качественный» (3683)
Лариса Никитина  
Грузовое направление (3776)
Рынок коммерческого автотранспорта Юга России оживает вместе с ростом грузооборота
Сергей Семенов  
Третейское судопроизводство в здравоохранении (4542)
МОО «Врачебная палата ЮФО» реализует наиболее действенную форму рассмотрения медицинских споров
Наталья Кременчуцкая, председатель Совета МОО «Врачебная палата ЮФО», эксперт Комиссии по охране здоровья и экологии ОП РФ  
Лучше гор могут стать только горы (3629)
Через десять лет в горах Северного Кавказа должны отдыхать до 10 миллионов человек
Никита Логвинов  
Колорит напоказ (5128)
В Ростовской области намерены развивать туристическую отрасль
Елена Бакеева  
Затяжной бросок (3974)
Международные гостиничные операторы не спешат с экспансией на Юг России
Сергей Мельников  
Розница в росте (5236)
На Юге России обороты увеличиваются за счет сетевых форматов
Яна Ташева  
Опасный запас (6529)
Продажа зерна, накопленного государством, усложнит обстановку на зерновом рынке
Сергей Сурженко  

 

Дороги для предпринимателей

№ 05 (37) (2010)
Количество просмотров: 3583
Версия для печати


Средний и малый бизнес в регионе пострадали от кризиса серьезнее, чем большинство крупных компаний, однако восстанавливаются быстрее. Как следствие, в государственных структурах, отвечающих за развитие малого бизнеса и работающих в регионе, в банках отмечают резкий рост спроса на получение финансирования со стороны мелких компаний и частных предпринимателей. Такой вывод можно было сделать из заявлений участников круглого стола, посвященного программам господдержки и инвестициям в малый бизнес. Организатором мероприятия выступил ИД «МедиаЮг» совместно с Ассоциацией выпускников президентской программы.

День проведения специализированного круглого стола совпал с датой очередной сессии Законодательного собрания Ростовской области, во время которой донские депутаты приняли несколько решений, призванных улучшить инвестиционный климат в регионе. В частности, был принят внесенный губернатором Василием ГОЛУБЕВЫМ проект закона «Об основах государственно-частного партнерства». Кроме того, депутаты познакомились с годовым отчетом Агентства инвестиционного развития РО. Как пояснила в ходе круглого стола депутат ЗС Любовь АКУЛОВИЧ, новый закон должен дополнить набор региональных законодательных актов об инвестициях, который создавался с 2004 года. «Закон позволит в том числе решать инфраструктурные вопросы на условиях договоров с инвесторами. Будут закрыты некоторые пробелы: например, раньше не было ясно, как можно возместить муниципальным властям затраты на создание инфраструктурных площадок. Думаю, среднему и малому бизнесу с появлением такого закона будет проще участвовать в конкурсах, снизится нагрузка на открытие собственного дела», — отметила Любовь Акулович. В дальнейшем, по ее словам, рамочный закон обрастет конкретикой: будут разработаны соглашения об участии Ростовской области в уставных капиталах юридических лиц, соглашения о предоставлении государственного имущества в аренду и т.д. «Агентству инвестиционного развития была дана рекомендация — создавать небольшие структуры для работы с инвесторами в районах. Большой бизнес, на который ориентируется агентство, — это хорошо, появление новых предприятий означает появление большого количества рабочих мест. Однако малый и средний бизнес тоже требуют внимания», — пояснила депутат ЗС.

«Политика администрации Ростовской области в последние два-три года заключается в переходе от программ поддержки малого бизнеса к созданию системы, стимулирующей развитие малых предприятий», — пояснила представитель департамента развития малого и среднего предпринимательства администрации Ростовской области Полина КОРОСТИЕВА. При этом объемы финансирования программ, связанных с малым бизнесом, заметно выросли в течение последних пяти лет: на программы развития малого бизнеса в 2010-2011 годах планируется направить около 543 млн рублей.

С тем, что прямая финансовая поддержка — не лучший способ развития малого предпринимательства в регионе, согласен председатель правления банка «Центр-инвест» Василий ВЫСОКОВ: «Государственная поддержка малого бизнеса — это всего лишь 3% от налогов, который платят малые предприятия. Выходит, что это совсем небольшой «откат» со стороны государства. Однако я убежден, что финансовая поддержка — рудимент советской системы, предполагающей, что нужно получать средства от государства. В наиболее развитых странах власти оказывают поддержку за счет расчистки правового поля. Если работа предпринимателя начинается с того, что он просит поддержки — долго такой бизнес не будет существовать. Встречаясь с чиновниками, я говорю: государственная поддержка малого бизнеса — это малый бизнес чиновников. После такого холодного душа обычно начинается конструктивная работа. Областная администрация не зациклена на прямой раздаче средств, поэтому программы развития успешно работают». По замечанию Василия Высокова, у местных властей есть значительные инфраструктурные резервы не только для привлечения крупных инвесторов, но и для расширения малого бизнеса. В частности, по его мнению, региональным властям стоит задуматься о небольшом увеличении вложений в строительство инфраструктуры, которая необходима для новых социальных объектов. Дополнительные вложения могут позволить «посадить» на ту же инфраструктуру малые предприятия. Например, расходы на строительство распределительной подстанции для школы мощностью 5 мВт и мощностью 15 мВт сопоставимы. Однако более мощная подстанция даст возможность открыть новые малые предприятия — вроде магазинов или пекарен. «Конечно, можно создавать новые структуры для привлечения инвестиций в малый бизнес. Но лучше, если это будут не бюрократические институты. Хорошая идея — центр кластерного развития. Заинтересованные могут составить список проектов для определенных территорий — станет ясно, какие вопросы можно решать вместе. Администрации при этом могут понять, каким образом создать инфраструктуру без крупных дополнительных затрат», — предложил глава «Центр-инвеста».

Однако зачастую у властей недостаточно рычагов для того, чтобы обеспечить инвесторам возможность для развития. Как убеждена директор департамента имущественных отношений, потребительского рынка и малого бизнеса мэрии Азова Гаяне ДАВЫДОВА, муниципальные власти должны иметь более широкий набор инструментов для улучшения условий для ведения бизнеса: «Предприниматели, решившие расширять бизнес, зачастую приходят на пустую площадку. При этом они вынуждены платить налог, арендную плату за земельный участок, которые могут быть завышены из-за кадастровой оценки. Предприниматель платит, к примеру, полтора миллиона рублей в год, хотя еще ничего не построил. У муниципалитетов, к сожалению, нет инструментов для того, чтобы готовить площадки».

Из выступлений представителей финансовых организаций следовало, что лучший способ привлечения финансирования для малых предприятий в посткризисный период — максимальная активность, предоставление банкам полных и продуманных бизнес-планов. Кроме того, малый бизнес должен учитывать, что крупные компании в посткризисный период будут искать новые направления развития, выходить в новые ниши, а значит, существует риск появления крупных конкурентов и выдавливания с рынка.

Впрочем, в дальнейшем у малого бизнеса могут появиться новые инструменты привлечения средств. Игорь ЗАХИДОВ, директор ростовского представительства ИФК «Солид», отметил: «Инвестиционное сообщество уже продемонстрировало примеры финансирования малых предприятий в посткризисный период. Прошлой осенью и нынешним летом на биржах успешно размещались компании с небольшой капитализацией. Они представляли сферу высоких технологий — биотехнологии, производство навигационных приборов. Компании привлекли по 200-300 млн рублей. Это небольшие по меркам крупного бизнеса средства. Однако для малых предприятий это хороший толчок для развития». По мнению Игоря Захидова, задачей властей должна стать популяризация новых схем привлечения средств среди представителей малого бизнеса.


Автор: Сергей Иванов