ѕерейти на главную страницу  арта сайта

ƒругие статьи номера

ќтзывы о Ђ¬естникеї (3346)
«оны роста (3550)
Ёкономика –остовской области оживитс€ за счет промышленных и инфраструктурных проектов
јльбина јстахова  
–ычаг дл€ подъема (3675)
— чего стоит начать модернизацию экономики на ёге –оссии
ёрий —имионов, д.э.н., профессор кафедры экономической теории и предпринимательства –√—”  
Ќа чужой каравай (3235)
Ђ¬естник экономикиї составил рейтинг состо€тельности глав регионов ё‘ќ и — ‘ќ
Ќикита Ћогвинов  
√убернаторский круиз (3204)
«а полтора мес€ца работы на ƒону ¬асилий √олубев посетил треть районов области
јналог качества (16197)
¬ –остовской области начинают разработку бренда донской продукции
јнатолий ƒь€ков, руководитель јгентства коммуникаций јнатоли€ ƒь€кова, ad@adliakov.ru  
ѕ€тилетка в три года (3524)
“рехлетие победы сочинской за€вки в √ватемале организаторы XXII зимних ќлимпийских игр отметили по-стахановски
Ќикита Ћогвинов  
—мена газового вектора (4221)
»нтересы игроков нефтегазового сектора смещаютс€ на  аспийский шельф
Oлег  раснов  
»ндустриальный акцент (3225)
≈жегодно увеличиваетс€ объем инвестиций в экономику —тавропольского кра€
–усские закуски идут нарасхват (4878)
 онсервный завод Ђ–усскийї за три года своего существовани€ завоевал рынок от ћосквы до  алининграда и ’анты-ћансийска
¬€чеслав ¬оробьев: Ђёжный рынок Ч емкий и качественныйї (3544)
Ћариса Ќикитина  
ƒороги дл€ предпринимателей (3439)
ћалый бизнес нуждаетс€ в инфраструктурной поддержке
—ергей »ванов  
√рузовое направление (3641)
–ынок коммерческого автотранспорта ёга –оссии оживает вместе с ростом грузооборота
—ергей —еменов  
“ретейское судопроизводство в здравоохранении (4203)
ћќќ Ђ¬рачебна€ палата ё‘ќї реализует наиболее действенную форму рассмотрени€ медицинских споров
Ќаталь€  ременчуцка€, председатель —овета ћќќ Ђ¬рачебна€ палата ё‘ќї, эксперт  омиссии по охране здоровь€ и экологии ќѕ –‘  
Ћучше гор могут стать только горы (3494)
„ерез дес€ть лет в горах —еверного  авказа должны отдыхать до 10 миллионов человек
Ќикита Ћогвинов  
 олорит напоказ (4978)
¬ –остовской области намерены развивать туристическую отрасль
≈лена Ѕакеева  
«ат€жной бросок (3819)
ћеждународные гостиничные операторы не спешат с экспансией на ёг –оссии
—ергей ћельников  
–озница в росте (5034)
Ќа ёге –оссии обороты увеличиваютс€ за счет сетевых форматов
яна “ашева  
ќпасный запас (6312)
ѕродажа зерна, накопленного государством, усложнит обстановку на зерновом рынке
—ергей —урженко  

 

 редитна€ осада

є 05 (37) (2010)
 оличество просмотров: 3603
¬ерси€ дл€ печати


ќбща€ кредиторска€ задолженность “агј«а (входит в группу «ƒонинвест») к середине нынешнего лета выросла до 20 млрд рублей. Ѕолее 6 млрд рублей завод должен главному кредитору — ёго-«ападному банку —бербанка (ё«Ѕ). ¬ прошлом году предпри€тию не удалось договоритьс€ о продлении кредитной линии на п€ть лет.

 онфликт с кредиторами был предсказуем, учитыва€ серьезное падение продаж в 2009 году и потерю в нынешнем году главного партнера — корейской Hyundai. Ѕудущее завода во многом зависит от того, удастс€ ли ему найти компромисс в отношени€х с ё«Ѕ. ¬ случае успеха перспективой “агј«а на ближайшие два-три года может стать производство китайских марок, ранее вытесненных с российского рынка.

  началу июн€ стало очевидно, что ёго-«ападному банку —Ѕ и таганрогскому предпри€тию не удалось договоритьс€ о мирном решении спора по поводу возврата заемных средств. ё«Ѕ направил в јрбитражный суд –остовской области несколько исков к “агј«у о досрочном погашении выданной в прошлом году кредитной линии. Ќеобходимость досрочного погашени€ банк аргументировал тем, что предпри€тие в течение длительного времени не погашает проценты по кредитам. Ётим же в ё«Ѕ объ€сн€ют и сн€тие средств со сбербанковских счетов “агј«а.  роме того, банк потребовал через суд наложить арест на активы группы «ƒонинвест». ¬ направленном в арбитраж за€влении, в частности, упом€нуты компани€-автодилер ј“ѕ «—упер» и гостиница «–остов».

—удебна€ война

¬прочем, начало судебной войне положил “агј«. ‘ормально причина спора состоит в несогласии таганрогского завода с требованием ё«Ѕ оплатить штрафные проценты за просрочку до погашени€ основной суммы задолженности. ¬есной “агј« направил в арбитраж иски, в которых указывал, что, по мнению менеджмента предпри€ти€, установленный банком пор€док выплат противоречит стать€м √ражданского кодекса. ќднако указанные в исках суммы неустоек говор€т скорее о том, что реальна€ причина начала судебной т€жбы — отсутствие новой договоренности о реструктуризации основного долга. Ќапомним, что один из кредитов — лини€ с лимитом 250 млн рублей — была открыта ёго-«ападным банком в €нваре 2008 года. ¬ прошлом году банк и автозавод договорились о продлении срока погашени€ кредитной линии до 30 июн€ 2010 года.   этой дате, как указываетс€ в нескольких исках сторон, объем просроченных процентов составл€л около 834 тыс. рублей, объем неустоек — около 65 тыс. рублей, еще около 18,8 млн рублей “агј« должен был выплатить в качестве срочных процентов.

¬ декабре прошлого года “агј«у удалось добитьс€ изменений условий кредитовани€. ѕереговоры с ё«Ѕ также сопровождались подачей судебных исков. ¬ арбитраже завод пыталс€ доказать, что несет убытки из-за завышенных процентных ставок. ¬ итоге стороны пришли к мирному соглашению: ставка по рублевым кредитам была снижена до 15%, по кредитам в евро — до 9,75%.

¬ неофициальных комментари€х представители ёго-«ападного банка говор€т о том, что в нынешней ситуации менеджмент “агј«а уклон€етс€ от ведени€ переговоров о реструктуризации долга. Ќа “агј«е отказываютс€ предоставл€ть какие-либо комментарии. ќчевидно, менеджмент завода пытаетс€ максимально отсрочить момент, когда суд может об€зать “агј« рассчитатьс€ с региональной структурой —бербанка на нынешних услови€х. ѕозици€ завода крайне у€звима: в начале июл€ “агј« уже проиграл в подобном споре с банком «ёникредит». јрбитражный суд ћосквы об€зал “агј« выплатить банку в счет погашени€ основного долга и процентов около 226 млн рублей. Ќе исключено, к моменту выхода этого номера в печать по€в€тс€ новые решени€ судов в пользу кредиторов “агј«а.

ѕровальный год

Ћучше пон€ть сюжет конфликта “агј«а с кредиторами можно, вспомнив в какой ситуации завод подошел к началу нынешнего года. ѕо данным предпри€ти€, в 2009 году “агј« реализовал 29,24 тыс. автомобилей. ¬ 2008 году, несмотр€ на провальную осень и зиму, на российском рынке были проданы 106,3 тыс. тагазовских автомобилей. “о есть объемы продаж в прошлом году упали более чем в три с половиной раза. ¬ажно, что Hyundai Accent сохран€ла статус модели-флагмана, заводу удалось продать в 2009 году более 9,8 тыс. этих седанов. ¬ целом Hyundai оставалс€ ключевым партнером “агј«а: в течение года были реализованы около 1,6 тыс. автомобилей Sonata, 1,5 тыс. седанов Elantra XD, 760 внедорожников Santa Fe Classic и 1,2 тыс. малых грузовиков Porter. ¬прочем, при этом нужно отметить относительный рост продаж седанов Vortex Estina (собираютс€ из машинокомплектов китайского концерна Chery): в 2008 году завод продал около тыс€чи таких автомобилей, в прошлом году — уже 5,9 тыс.

ћожно назвать как минимум два событи€ прошлого года, в заметной степени определивших нынешнюю ситуацию на предпри€тии. ѕервое из них — скандал вокруг новой тагазовской модели Vega, второе — подписание соглашени€ с ё«Ѕ, а вернее то, каким образом банк и завод пришли к договоренности о финансировании.

—едан Vega в случае успешного запуска производства должен был вывести таганрогский завод на новый уровень развити€: “агј« мог превратитьс€ из сборочного предпри€ти€, завис€щего от поставщиков машинокомплектов, в полноценного автопроизводител€, ведущего разработку, производство и продажи собственных моделей. —хема выгл€дела идеально: за разработку модели отвечала открыта€ в —еуле компани€ Tagaz Korea, производство комплектующих планировалось вести также в ёжной  орее. ќднако в окт€бре прошлого года, уже после запуска производства машинокомплектов, корейское подразделение концерна GM (GM Daewoo) за€вило о том, что при разработке седана Vega могли быть нелегально использованы чертежи и техническа€ документаци€ легкового автомобил€ Chevrolet Lacetti. Ѕолее того, южнокорейска€ полици€ задержала двух экс-сотрудников GM Daewoo, которых подозревали в краже документации. ¬ итоге суд центрального округа —еула запретил Tagaz Korea выпускать и продавать модели Vega. –уководители “агј«а, в начале этой истории за€вл€вшие, что Vega €вл€етс€ родным детищем таганрогского предпри€ти€, впоследствии избегали комментариев по поводу суда в  орее.  ак рассказал «¬естнику» источник в среднем управленческом звене завода, сейчас на складах хран€тс€ несколько сотен машинокомплектов Vega. ѕри этом источник не исключил, что в течение лета эти легковушки будут собраны и поступ€т в продажу.

¬ прошлогодних переговорах с ёго-«ападным банком —Ѕ интересы “агј«а лоббировал лично экс-губернатор –остовской области ¬ладимир „”Ѕ. √од назад состо€лась его встреча с председателем правлени€ —бербанка √ерманом √рефом. «ѕоскольку завод не обращалс€ в банк за новыми займами, в этом вопросе мы нашли понимание и поддержку. ѕравда, банк оставил за собой решение о сроке, в течение которого будут реструктуризированы долги. «аводу хотелось бы, чтобы это было п€ть лет. «а такой срок он мог бы наладить производство собственных автомобилей», — эта цитата ¬ладимира „уба после его визита в ћоскву была распространена пресс-службой аппарата губернатора. “ем не менее ё«Ѕ дал заводу отсрочку только на год. ”же тогда можно было прогнозировать высокую веро€тность возникновени€ конфликта между банком и заводом по мере приближени€ даты расчета.

 итайский вариант

¬ышедший в публичную плоскость спор ёго-«ападного банка и “агј«а оттеснил на второй план не менее важное событие — сокращение объемов сотрудничества таганрогского завода с корейской Hyundai. ≈ще прошлым летом в деловые —ћ» попала информаци€ о том, что корейский производитель ведет поиск площадки дл€ собственного производства современных моделей в –оссии и по этой причине сборка Hyundai Accent в “аганроге будет прекращена. “еперь, похоже, этот слух подтвердилс€. ѕо данным источника на предпри€тии, часть конвейерных мощностей, на которых собирались седаны Hyundai, переоборудована дл€ производства моделей других марок. “от же источник сообщил «¬естнику», что лини€ по производству флагманской Hyundai Accent к середине июл€ была законсервирована, однако указаний о ее переоснастке на завод не поступало.

¬прочем, завод нашел временную замену попул€рному седану. ¬ начале июн€ было объ€влено о начале сотрудничества с китайской компанией BYD. «BYD — одна из наиболее динамично развивающихс€ китайских компаний. Ѕренд BYD вошел в число п€тисот самых дорогих брендов мира, по версии британского агентства Brand Finance. —огласно рейтингу Business Week, BYD занимает 8-е место в списке «50 самых инновационных компаний мира», уступа€ три позиции Toyota Motor и оставив позади Ford Motor», — рассказал руководитель отдела по сопровождению продукта управлени€ сбыта “агј«а ƒенис ѕќ¬јЋя≈¬. ѕо его словам, в “аганроге будет вестись сборка среднеразмерного седана F3 с объемом двигател€ 1,5 литра. ѕо данным “агј«а, эта модель зан€ла в прошлом году первое место по продажам легковых автомобилей на китайском рынке. «  производству в –оссии планируетс€ приступить этим летом. ќборудование по сборке первой модели BYD уже находитс€ в порту города “аганрога. јвтомобиль сертифицирован и допущен к производству в –оссии. ѕервые машинокомплекты отправлены из  ита€ и ожидаютс€ в “аганроге в середине июл€», — по€сн€ет ƒенис ѕовал€ев. ѕланируемые объемы производства “агј« не озвучивает. ѕо данным «¬естника», в дальнейшем объем закупок в  итае машинокомплектов будет зависеть от данных, поступающих от дилерской сети “агј«а.

ƒежавю и перспективы

ќднако говорить о развитии предпри€ти€ можно будет только в том случае, если собственнику завода удастс€ пойти на мировую с ёго-«ападным банком —Ѕ. ѕримечательно, что истори€ завода началась как раз с конфликта со —бербанком — банкиры, вполне может быть, испытывают сейчас дежавю. ¬ 1998 году ростовский —бербанк отказалс€ принимать участие в финансировании строительства автомобильного предпри€ти€ на площад€х бывшего “аганрогского комбайнового завода. “огдашний председатель ростовского —бербанка ¬ладимир  орольков объ€сн€л это тем, что в банке считают риски проекта слишком высокими. «авод строилс€ в том числе с участием средств областной администрации, полученных в ходе облигационных займов. ѕолучилось так, что участвовавший в выкупе займов ростовский —бербанк косвенно финансировал “агј«. »стори€ закончилась тем, что после августовского кризиса 1998 года —бербанк был вынужден взыскивать долг с администрации –остовской области в судебном пор€дке.

Ќайти компромиссное решение в споре с ё«Ѕ таганрогскому заводу сейчас будет сложнее, чем в прошлом году — завод лишилс€ мощнейшего лобби в лице губернатора ¬ладимира „уба. “ем не менее можно предполагать, что государственный банк не заинтересован в остановке предпри€ти€ по политическим причинам — сейчас там числ€тс€ около 4 тыс. сотрудников.

≈сли компромисс будет найден, перспектива на ближайшие два-три года дл€ “агј«а — сотрудничество с китайскими компани€ми. ѕо данным «¬естника», сейчас завод ведет переговоры еще с одним китайским автопроизводителем о контрактной сборке. “акое сотрудничество — оптимальный вариант и дл€ оказавшегос€ в затруднительной ситуации завода, и дл€ китайских компаний, которые некоторое врем€ назад были выдавлены с российского рынка усили€ми федерального правительства. Ќе исключено, что федеральные власти решили сделать дл€ “агј«а исключение, позволив сотрудничать с опальными китайцами. ¬ пользу этого предположени€ говорит тот факт, что завод может получить льготы на транспортировку машинокомплектов по железной дороге от границы с  итаем до “аганрога. ѕроект приказа о льготном тарифе был подготовлен в июле ‘едеральной службой по тарифам.

 

††