Перейти на главную страницу Карта сайта

Другие статьи номера

Отзывы о «Вестнике» (3465)
Зоны роста (3668)
Экономика Ростовской области оживится за счет промышленных и инфраструктурных проектов
Альбина Астахова  
Рычаг для подъема (3785)
С чего стоит начать модернизацию экономики на Юге России
Юрий Симионов, д.э.н., профессор кафедры экономической теории и предпринимательства РГСУ  
На чужой каравай (3347)
«Вестник экономики» составил рейтинг состоятельности глав регионов ЮФО и СКФО
Никита Логвинов  
Губернаторский круиз (3315)
За полтора месяца работы на Дону Василий Голубев посетил треть районов области
Аналог качества (17251)
В Ростовской области начинают разработку бренда донской продукции
Анатолий Дьяков, руководитель Агентства коммуникаций Анатолия Дьякова, ad@adliakov.ru  
Кредитная осада (3719)
Таганрогский автозавод обступили банки-кредиторы
Смена газового вектора (4351)
Интересы игроков нефтегазового сектора смещаются на Каспийский шельф
Oлег Краснов  
Индустриальный акцент (3336)
Ежегодно увеличивается объем инвестиций в экономику Ставропольского края
Русские закуски идут нарасхват (5063)
Консервный завод «Русский» за три года своего существования завоевал рынок от Москвы до Калининграда и Ханты-Мансийска
Вячеслав Воробьев: «Южный рынок — емкий и качественный» (3653)
Лариса Никитина  
Дороги для предпринимателей (3555)
Малый бизнес нуждается в инфраструктурной поддержке
Сергей Иванов  
Грузовое направление (3748)
Рынок коммерческого автотранспорта Юга России оживает вместе с ростом грузооборота
Сергей Семенов  
Третейское судопроизводство в здравоохранении (4489)
МОО «Врачебная палата ЮФО» реализует наиболее действенную форму рассмотрения медицинских споров
Наталья Кременчуцкая, председатель Совета МОО «Врачебная палата ЮФО», эксперт Комиссии по охране здоровья и экологии ОП РФ  
Лучше гор могут стать только горы (3599)
Через десять лет в горах Северного Кавказа должны отдыхать до 10 миллионов человек
Никита Логвинов  
Колорит напоказ (5099)
В Ростовской области намерены развивать туристическую отрасль
Елена Бакеева  
Затяжной бросок (3943)
Международные гостиничные операторы не спешат с экспансией на Юг России
Сергей Мельников  
Розница в росте (5199)
На Юге России обороты увеличиваются за счет сетевых форматов
Яна Ташева  
Опасный запас (6487)
Продажа зерна, накопленного государством, усложнит обстановку на зерновом рынке
Сергей Сурженко  

 

Пятилетка в три года

№ 05 (37) (2010)
Количество просмотров: 3641
Версия для печати


По данным министра регионального развития РФ Виктора БАСАРГИНА, из 235 объектов спорта и инфраструктуры, которые предстоит построить к Олимпиаде, в настоящее время строятся 72. К концу года их количество достигнет 144, при этом 34 будут завершены и сданы. «В зоне риска», по признанию вице-премьера Дмитрия КОЗАКА, находится только один объект из большинства запланированных к вводу в эксплуатацию в начале 2011-го — середине 2012 года — санно-бобслейная трасса: ее сдача может состояться лишь в конце 2012 года. 

По версии Козака, время было потеряно из-за того, что «мы (в том числе органы государственной власти. — Прим. «Вестника») начали выдвигать свои, доморощенные идеи по поводу строительства трассы… возникли дискуссии вплоть до того, какие компании должны участвовать в этом, с применением каких технологий и т.д.». Теперь нужно форсировать процесс.

Вне зависимости от этого, сам проект санно-бобслейной трассы в Сочи не претерпит изменений, заявил главный архитектор ГК «Олимпстрой» Олег ХАРЧЕНКО. К изменениям призывали эксперты после того, как на санно-бобслейной трассе в канадском Уистлере, признанной неоправданно быстрой, во время предолимпийских тренировок разбился грузинский саночник Нодар Кумариташвили. Трасса в Уистлере имеет скорость для саней 153,7 км/ч, для бобов — 153,3 км/ч, для скелетона — 144,14 км/ч. Трасса в Сочи проектируется как первая в мире, имеющая три контруклона. Расчетная максимальная скорость для саней — 134,8 км/ч, для бобов — 138,5 км/ч, для скелетона — 127,4 км/ч.

«Наша трасса медленнее априори. Расчетная максимальная скорость — 135,8 км. Проектировщики трасс одни и те же. Выводы они сделали. Терри Гудзовский, который является, по существу, главным в мире специалистом по проектированию трасс, уверен, что наша будет безопасной и соответствовать всем стандартам», — прокомментировал Харченко.

Санно-бобслейную трассу для Сочи-2014 проектирует СК «Стройпрофи». Для минимизации рисков руководство компании привлекло к работе зарубежных специалистов — канадскую фирму Integrated Sport Concept ltd и немецкое проектное бюро Удо Гургеля. В конкурсе ГК «Олимпстрой» на выполнение первого этапа подготовительных работ по строительству трассы победило омское НПО «Мостовик». Стоимость контракта — 90 млн рублей. До 20 ноября 2010 года специалисты компании должны очистить территорию от леса, провести охранно-спасательные археологические мероприятия, ряд земляных работ и создать селепропуск. «В марте 2012 года мы завершим строительство санно-бобслейной трассы, чтобы летом того же года провести тестовые, а в октябре — полноценные состязания», — сообщил Дмитрий Козак.

В стиле альпийских курортов

Уточненная стоимость строительства олимпийских объектов — 195,3 млрд рублей, хотя ранее фигурировала большая цифра — 206 млрд рублей. Премьер-министр РФ Владимир ПУТИН объясняет это, во-первых, оптимизацией расходов, а во-вторых, активизацией бизнеса.

В посткризисном 2010 году соотношение частных и государственных инвестиций по сравнению с кризисным 2009-м практически выровнялось — 29,1 млрд и 29,7 млрд рублей. «Финансирование идет без задержек», — заверил Путин.

Одна из самых затратных статей — по-прежнему транспортная инфраструктура. На ее развитие только в нынешнем году будет направлено 60 млрд рублей. Как выразился вице-премьер Александр ЖУКОВ, «в авангарде и по срокам, и по качеству работ» идут РЖД, чей олимпийский бюджет составляет 274 млрд рублей. Наиболее затратный из реализуемых монополией проектов — совмещенная автомобильная и железнодорожная трасса Адлер — горноклиматический курорт Альпика-Сервис, которая позволит в течение часа доставлять на горные стадионы Красной Поляны и к ледовым дворцам Олимпийского парка до 20 тыс. пассажиров.

К Играм предстоит построить 13 спортивных объектов на 190 тыс. зрительных мест. «С точки зрения архитектуры и дизайна, сложность в создании этих объектов заключается в том, что в регионе в силу его молодости не было доминирующего стиля. Поэтому авторы ряда проектов (комплекса для соревнований по горным лыжам и биатлону, горной медиадеревни, спортивно-туристического комплекса «Горная карусель» и горноклиматического курорта Альпика-Сервис. — Прим. «Вестника») взяли за основу узнаваемые россиянами стили, в частности архитектуру альпийских курортов, а также стиль, который присущ небольшим городам Северной Италии», — комментируют в ГК «Олимпстрой».

Особый акцент в проектах делается на постолимпийское использование. Планируется, например, что медиадеревня станет пешеходным городом, в котором разместятся и музей современного искусства, и парк-макет древней Олимпии, и православный храм.

Президент Оргкомитета «Сочи-2014» Дмитрий ЧЕРНЫШЕНКО подтвердил, что три спортивных объекта с крытым льдом строятся сборно-разборными: «Благодаря этому города, в которых никогда не было Олимпиады, имеют возможность получить себе реальный олимпийский объект, который найдет там вторую жизнь». Каким именно городам посчастливится, решится в ближайшее время. «На месте перенесенных объектов будут построены другие. Так, на месте малого хоккейного дворца возникнет современный торговый центр, а на месте дворца фигурного катания — велодром», — проанонсировал Чернышенко.

Вопросы деликатные и не очень

«Один из самых сложных и деликатных вопросов», с которыми приходится сталкиваться при подготовке к Играм, — переселение граждан из зоны, подпадающей под строительство спортивных объектов и инфраструктуры, отмечает Дмитрий Козак. Предстоит расселить 614 индивидуальных жилых и 38 многоквартирных домов. По данным губернатора Краснодарского края Александра ТКАЧЕВА, к концу весны Имеретинскую низменность покинули хозяева 592 домов и 392 квартир. Он выразил уверенность, что полностью этот процесс завершится в 2011 году. Для переселенцев необходимо построить 510 домов и 326 квартир. Первая очередь жилья уже возведена в селе Некрасовском. Из 112 запланированных здесь коттеджей более 50 были готовы в начале мая, остальные должны быть сданы к ноябрю.

Сейчас на объектах в Сочи трудятся 19 тыс. человек. Из них примерно 1,5 тыс. человек — иностранцы, 4 тыс. — жители Краснодарского края, 4,5 тыс. — жители Южного и Северо-Кавказского федеральных округов, остальные представляют другие регионы РФ. К концу года численность рабочих увеличится до 35 тыс. человек. В мае предприятия, строящие олимпийские объекты, предлагали 4,5 тыс. вакансий, свыше 80% — с зарплатой 17 тыс. рублей. В основном требуются бетонщики, каменщики, арматурщики, геодезисты, энергетики, механики, а также инженеры и бухгалтеры, перечислил руководитель Департамента труда и занятости Краснодарского края Игорь МЕЛКИХ. С начала года только в Сочинскую службу занятости обратилось более 3,4 тыс. желающих трудиться на олимпийских площадках. Представители специально созданного при службе координационного центра намерены ежедневно отправлять имеющиеся вакансии коллегам по всей стране, а те в свою очередь станут подбирать кандидатов для поездки в столицу Игр.

Впрочем, и так очевидно, что кандидатов — предостаточно. В Северной Осетии готовых внести свой вклад в главную российскую стройку — 260 человек, а трудоустроены лишь двое; в Адыгее — соответственно, 96 и 2 человека… Заместитель министра социального развития РФ Максим ТОПИЛИН пообещал, что возведение олимпийских объектов не будет отдано на откуп гастарбайтерам: «По моим данным, сейчас в Сочи работает порядка 7-10% мигрантов. Мы пытаемся привлекать туда работников из республик Северного Кавказа. Такая задача была поставлена перед нами правительством, и мы будем ее реализовывать». При этом чиновник оговорил, что всех безработных из СКФО трудоустроить нереально: большинство из них — 300 тыс. — женщины.

Создается впечатление, что с гораздо большей охотой к участию в мегапроекте привлекают студентов. По информации лидера общественного движения «Российские студенческие отряды» Павла БОГАТЕЕВА, в нынешнем году их будет привлечено 1350 — почти в семь раз больше, чем в прошлом. Больше всего учащейся молодежи (около тысячи человек против прежних 150) будут работать на объектах РЖД, также их задействуют «Олимпстрой», «Газпром» и Росавтодор. Основной объект, где ждут студентов, — совмещенная автомобильная и железная дорога Адлер — горноклиматический курорт Альпика-Сервис. Вице-президент РЖД Олег ТОНИ заверил, что «платить им будут столько, сколько заработают» (в прошлом году зарабатывали от 20 тыс. до 50 тыс. рублей).

Тест на эффективность

В мае была создана межведомственная тестовая комиссия, которой предстоит проверить эффективность системы управления олимпийскими объектами, транспортной и технологической систем предстоящих Игр. Тесты будут проводиться начиная с 2011 года и позволят отработать обеспечение безопасности ее участников и зрителей, а также оперативное реагирование на потенциальные нестандартные и чрезвычайные ситуации.

70 предолимпийских соревнований по различным видам спорта пройдут на построенных в Сочи объектах в 2011-2012 годах. Первые старты — по горным лыжам — состоятся уже в 2011 году, основные же придутся на 2012-2013 годы, сообщил Александр Жуков.

Таким образом, фактически XXII зимние Игры, о целесообразности которых продолжают спорить и в России, и за ее пределами, начнутся гораздо раньше, чем будет официально зажжен олимпийский огонь. А это значит, что времени у организаторов практически не остается.

«Особому городу — особый статус»

Владимир ПУТИН, председатель Правительства РФ:

— У нас был только красивый проект и большое желание провести Олимпийские игры. Пожалуй, ничего больше в Сочи не было. Сейчас объекты растут как грибы. Мы используем Олимпиаду как хороший повод для развития инфраструктуры Юга России.

Жан-Клод КИЛЛИ, председатель Координационной комиссии МОК:

— Масштаб работ, которые ведутся в Сочи, ошеломляет. Полагаю, это самый крупный и амбициозный строительный проект в Европе. И я рад, что работы идут строго по графику. Делается гораздо больше, чем было обещано. Особенно поражают успехи маркетинговой программы.

Владимир ЖИРИНОВСКИЙ, лидер ЛДПР:

— Мы готовим проект закона о придании Сочи статуса города федерального значения. Надо вывести его из состава Краснодарского края. Это особый город: здесь все здравницы, здесь будет олимпийская столица. Нынешний статус Сочи мешает его развитию.

Ирек ЗАРИПОВ, четырехкратный чемпион Паралимпийских игр в лыжных гонках и биатлоне:

— В июне состоялись первые российские сборы в Сочи. Впереди — четыре года тренировок. Новая цель — Сочи, домашняя Олимпиада. Там нужно как минимум повторить результат Канады. Будем к этому идти.


Автор: Никита Логвинов