Перейти на главную страницу Карта сайта

Другие статьи номера

Отзывы о «Вестнике» (3624)
Перезагрузка по-европейски (3357)
Несколько месяцев подготовки ради нескольких часов переговоров
Никита Логвинов  
Пересмотр ресурсов (3586)
Европейские промышленники нацелились на города-миллионники
Мы изменились (3478)
Под таким девизом прошел очередной Международный экономический форум в Санкт-Петербурге
Никита Логвинов  
Пять «И» Василия Голубева (3870)
Инвестиции, инфраструктура, инновации, институты, инициатива — приоритеты нового губернатора Дона
Никита Логвинов  
Локомотив для экономики (4044)
Модернизация железнодорожной инфраструктуры необходима для поддержания российской промышленности
Елена Бакеева  
Частно-государственный интерес (4067)
Инвесторы проявляют осторожность при реализации инфраструктурных проектов
Сергей Семенов  
Дмитрий Ирхин: «Создание СРО сделает бизнес перевозчиков цивилизованным и эффективным» (4025)
Альбина Астахова  
Экономим время клиентов (4369)
ОАО «ТрансКонтейнер» предлагает вдвое сократить время доставки грузов из России в Армению
Ирина Фомина  
Идти и побеждать, найти и не сдаваться (4009)
«Бизнес должен быть прозрачным и рентабельным», — уверен Андирас Поповян
Ирина Фомина  
Трактора снова на старте (4032)
В Ростовской области прошли VIII традиционные, ставшие уже международными, соревнования «Бизон-Трек-Шоу 2010»
Положение обязывает (3739)
В Ростове выбрали новую элиту Дона
Лариса Никитина  
Взаимный интерес (4155)
Ростовская область расширяет сотрудничество с европейскими странами
Елена Бакеева  
Улучшение медленное, но стабильное (3387)
Рынок труда Ростовской области уверенно восстанавливается
Алла Демидова  
Сертификат для специалиста (3600)
ЮРГТУ внедряет программы сертификации квалификаций специалистов
Востребованы всегда (3299)
Ежегодно 100% выпускников РГЭУ (РИНХ) трудоустраиваются
Валерий Михалин, к.с.н., проректор РГЭУ (РИНХ)  
Будем дружить брендами (4594)
Банки активно развивают направление «кобрендингового пластика»
Лариса Никитина  
Затянувшийся старт (3802)
Южнороссийские эмитенты медлят с выходом на биржу
Наталья Богданова  
Оттепель на побережье (3689)
Девелоперы рассчитывают на рост спроса на курортные коттеджи
Cергей Сурженко  
Татьяна Быковская: «От модернизации будут в выигрыше те, кто раньше всех в нее включится» (4707)
Елена Бакеева  

 

Фермеров настроят на саморегуляцию

№ 04 (36) (2010)
Количество просмотров: 4974
Версия для печати


Ассоциация крестьянских (фермерских) хозяйств (АККОР) Ростовской области в ближайшее время планирует приступить к регистрации первой в России региональной саморегулируемой организации фермеров. Президент ассоциации Александр РОДИН рассказал в интервью «Вестнику экономики», что, по его убеждению, фермерская СРО может снизить чрезмерное административное давление на мелких сельхозпроизводителей.

— Саморегулируемые организации, которые уже начали работу в России, в частности в строительной отрасли, созданы по инициативе сверху, под давлением и контролем федеральных властей. Фермерская СРО может стать примером организации, которая создается по инициативе предпринимателей. Какие цели вы ставите перед СРО?

— По большому счету главная задача будущей организации — снизить чрезмерное давление контролирующих органов на фермеров. Фермеры, как правило, плохо осведомлены о всех нюансах требований надзорных органов хотя бы потому, что хозяйства расположены в глубинке. СРО выступит в роли посредника. Схема такова: мы разрабатываем правила и стандарты, учим этим правилам участников СРО и, конечно, будем требовать их соблюдения. То есть предприниматели сначала будут четко знать, что от них требуется, и только после этого отвечать за исполнение. Перед контролирующими органами будет отвечать СРО. Фермеры, по нашим наблюдениям, заинтересованы в создании такой организации. По законодательству план ежегодных проверок входящих в СРО хозяйств — не более 10% от списочного состава. Сейчас проверок намного больше.

Отмечу, что по закону проверяющие органы должны идти в фермерское хозяйство с четкой целью, указанной в предписании. Но, как правило, проверяющие записывают в предписание пять-шесть законов, подзаконные акты и обязательно находят нарушение. Эффективность контролирующих органов определяется суммой штрафов, которая оправдывает их финансовое содержание. Поэтому надежды на то, что органы будут вначале делать предупреждения, а только потом штрафовать — несостоятельны. Предупреждение могут делать только СРО, поскольку они заинтересованы в том, чтобы компенсационный фонд не расходовался понапрасну.

Наиболее активен в нашем регионе, разумеется, Россельхознадзор. Есть случаи, когда фермеров начинал прессинговать Роспотребнадзор. Часто фермеры в нынешней ситуации боятся конфликтовать с проверяющими, поскольку понимают: можно один раз отбиться, но проверяющие придут еще раз и накажут более жестко. Проще по минимальной цене договориться — официально или нет — и мирно разойтись.

Отдельно можно сказать о коррупции. В законе о противодействии коррупции дано четкое определение: коррупция — это не только получение взяток, это еще и использование служебного положения в личных целях.

Распространенная ситуация: в районном центре оформлением субсидий для фермеров занимается всего лишь один человек. Он физически может работать только с ограниченным количеством фермеров. Охват — 30-50 хозяйств. У нас при этом есть районы, где работают более тысячи фермеров. Чиновник может обзванивать родственников либо знакомых. Не включенные в списки имеют право утверждать, что есть факт коррупции, ведь их не предупредили о возможности получения субсидий. Чтобы избежать коррупции, правила должны устанавливаться органами власти, а реализовать их должны фермерские организации. У нас же чиновники сами устанавливают правила, сами их реализуют и ни за что не отвечают.

— Какие претензии предъявляются контролирующими органами фермерам чаще всего?

— Это претензии по вопросам карантина растений и семеноводства, нормам плодородия, нормативам структуры посевных площадей. Все эти нормы, конечно, обоснованы, они направлены на сохранение экологии и плодородия. Но фермеры — не отъявленные нарушители. Во многих случаях они не знают обо всех требованиях или не могут их выполнить из-за сложившихся финансовых условий. К примеру, сейчас по нормам необходимо сокращать площади подсолнечника. Но при этом расширять посевы кормовых культур фермеры не могут — просто спроса на корма нет, никто не гарантирует закупку. Поэтому хозяйства вынуждены заниматься культурами, востребованными на рынке. В наших условиях при серьезном сокращении животноводства это только зерно и подсолнечник.

— Какой предполагается механизм контроля фермеров в случае создания СРО?

— Механизм прост: саморегулируемая организация доводит требования и стандарты до фермера. Он может, конечно, и не выполнить нормы. Если его накажут, организация за него заплатит, но он должен будет компенсировать эти расходы. Кроме того, фермер попадет в черный список, его могут ждать внеплановые проверки. Наша задача помочь хозяйствам перейти на нормальную схему севооборота, соблюдать правила, в том числе зоотехнические.

— Возможно, для того чтобы решить проблему отношений хозяйств и надзорных органов, нет необходимости создавать новую организацию, достаточно консультировать фермеров?

— Если вы полагаете, что фермеры постоянно рыщут в Интернете или активно читают специальную литературу, то заблуждаетесь. Нигде в мире этого нет. Отдельные вопросы их, разумеется, очень интересуют. Как правило, это информация о ценах на продукцию. Вообще же фермеры могут рассчитывать на улучшение своего положения, только создав высокоорганизованные объединения. Мы отстали в этой области от стран с хорошо развитым сельским хозяйством. Есть хороший пример, с которым я недавно познакомился в Германии, в южной земле Баден-Вюртемберг. Производители овощей сдают практически всю продукцию в кооператив. В нынешнем году возникли проблемы со сбытом. В этом случае кооператив отказывается от продукции тех производителей, которые часть товара продавали на сторону. Если этого недостаточно, сокращается реализация продукции участников. При этом ставится условие: фермеры не должны продавать овощи на свободном рынке, чтобы не снизить цену. Лишнюю продукцию просто уничтожают.

— Получается, фермерская СРО может лишить контрольные органы части работы. Вы ощущаете сопротивление со стороны чиновников?

— Вопрос в низкой исполнительной дисциплине так называемой административной вертикали. Идея создания саморегулируемых организаций была заложена в указе президента о проведении административной реформы в 2003-2004 годах. Затем была принята концепция проведения административной реформы. В этих документах сформулированы основные направления административной реформы — ограничение вмешательства государства в экономическую деятельность субъектов, развитие СРО. Как результат должны быть сформированы сильные эффективные институты саморегулирования, они должны взять часть функций, которые выполняет сейчас государство. Кроме того, есть закон о противодействии коррупции, в котором среди прочего говорится о передаче функций саморегулируемым организациям.

Эти законы написаны для государственных органов. Если они не внедряются в Ростовской области — значит, регион саботирует федеральное законодательство, саботирует усилия президента по борьбе с коррупцией. Органы управления должны приглашать нас и просить, чтобы мы для реализации государственной политики уговаривали фермеров. У нас же пока получается наоборот, мы два года бьемся над продвижением этой идеи.

— Какие еще задачи может решать фермерская СРО?

— Это, например, третейское судопроизводство. Третейский суд у нас уже создан. Я убежден, что практически все договоры фермеры должны составлять с оговоркой — в случае чего рассматривать конфликты в третейском суде областной ассоциации. В этом случае рассмотрение конфликтной ситуации будет максимально быстрым, объективным и не ударит по карману фермера.

— На какое количество участников СРО в Ростовской области вы рассчитываете?

— При благоприятном положении дел, при заинтересованности органов власти за первый год в СРО может войти не менее 20% от общего количества фермерских хозяйств. Резервы в регионе есть — у нас 13 тысяч фермерских хозяйств. В областной АККОР сегодня около 10% местных хозяйств. Для того чтобы максимально эффективно действовало фермерское самоуправление, в объединение должны входить около 80% хозяйств. В этом случае работают инструменты для диалога с переработчиками, можно проводить политику взаимодействия с властями, в первую очередь в вопросах государственной поддержки.

— На какой стадии сейчас находится процесс создания СРО?

— Для запуска СРО остались простые действия, поскольку вся нормативная база уже создана. Нам необходимо накопить на банковском счете средства для создания фонда от 25 участников. Мы остановились на щадящем размере взноса — 3 тысячи рублей разово с одного хозяйства. Большие деньги здесь не нужны: например, при 25 участниках, согласно закону, проверяющие могут посетить не более трех хозяйств в течение года. Отдельный штат сотрудников пока не планируем создавать, они есть в областной ассоциации.

Владимир ПЕТУХОВ, владелец фермерского хозяйства (Ростовская область, Тацинский район):

— Если бы давления со стороны контролирующих организаций не было, не возник бы и вопрос о создании организации фермеров. Мы по сути сейчас беззащитны перед чиновниками. Идут, например, проверки использования земли: нужно показывать и доказывать факт использования, тратить уйму времени. То есть выходит, что каждому фермеру нужно содержать юридическую службу. Если появится СРО, нам будет намного легче дышать. Эта потребность появилась давно, мы с опозданием создаем организацию. Если копнуть — у фермеров множество проблем, решать которые можно только централизованно. Это касается, например, вопросов недвижимости, оплаты труда наемных рабочих, пенсионного обеспечения.

Юрий КОРНЮШ, советник президента ТПП Ростовской области по вопросам АПК:

— Идея создания СРО, несомненно, хорошая. Однако у фермеров есть более актуальные проблемы, чем проверки. Если хозяйство имеет дело с ТПП, то количество проверок тоже не будет высоким. При создании новой организации были бы уместны другие посылы. Главная проблема — обеспечение сбыта продукции. Нужно решить вопрос кредитования хоть каким-то образом. 80% фермерских хозяйств сегодня либо банкроты, либо находятся в предбанкротном состоянии.Значит, крайне необходима реструктуризация долгов. Кроме того, это социальная проблема, скоро некому будет поля вспахивать. В строительстве СРО создаются для отсечения недобросовестных компаний, а кого сегодня на селе отсекать?


Автор: Сергей Сурженко