ѕерейти на главную страницу  арта сайта

ƒругие статьи номера

ќтзывы о Ђ¬естникеї (3547)
ѕерезагрузка по-европейски (3290)
Ќесколько мес€цев подготовки ради нескольких часов переговоров
Ќикита Ћогвинов  
ѕересмотр ресурсов (3511)
≈вропейские промышленники нацелились на города-миллионники
ћы изменились (3406)
ѕод таким девизом прошел очередной ћеждународный экономический форум в —анкт-ѕетербурге
Ќикита Ћогвинов  
ѕ€ть Ђ»ї ¬асили€ √олубева (3803)
»нвестиции, инфраструктура, инновации, институты, инициатива Ч приоритеты нового губернатора ƒона
Ќикита Ћогвинов  
Ћокомотив дл€ экономики (3968)
ћодернизаци€ железнодорожной инфраструктуры необходима дл€ поддержани€ российской промышленности
≈лена Ѕакеева  
„астно-государственный интерес (3999)
»нвесторы про€вл€ют осторожность при реализации инфраструктурных проектов
—ергей —еменов  
ƒмитрий »рхин: Ђ—оздание —–ќ сделает бизнес перевозчиков цивилизованным и эффективнымї (3953)
јльбина јстахова  
Ёкономим врем€ клиентов (4296)
ќјќ Ђ“ранс онтейнерї предлагает вдвое сократить врем€ доставки грузов из –оссии в јрмению
»рина ‘омина  
»дти и побеждать, найти и не сдаватьс€ (3936)
ЂЅизнес должен быть прозрачным и рентабельнымї, Ч уверен јндирас ѕопов€н
»рина ‘омина  
“рактора снова на старте (3963)
¬ –остовской области прошли VIII традиционные, ставшие уже международными, соревновани€ ЂЅизон-“рек-Ўоу 2010ї
ѕоложение об€зывает (3677)
¬ –остове выбрали новую элиту ƒона
Ћариса Ќикитина  
¬заимный интерес (4091)
–остовска€ область расшир€ет сотрудничество с европейскими странами
≈лена Ѕакеева  
”лучшение медленное, но стабильное (3321)
–ынок труда –остовской области уверенно восстанавливаетс€
јлла ƒемидова  
—ертификат дл€ специалиста (3526)
ё–√“” внедр€ет программы сертификации квалификаций специалистов
¬остребованы всегда (3236)
≈жегодно 100% выпускников –√Ё” (–»Ќ’) трудоустраиваютс€
¬алерий ћихалин, к.с.н., проректор –√Ё” (–»Ќ’)  
Ѕудем дружить брендами (4491)
Ѕанки активно развивают направление Ђкобрендингового пластикаї
Ћариса Ќикитина  
«ат€нувшийс€ старт (3707)
ёжнороссийские эмитенты медл€т с выходом на биржу
Ќаталь€ Ѕогданова  
ќттепель на побережье (3625)
ƒевелоперы рассчитывают на рост спроса на курортные коттеджи
Cергей —урженко  
“ать€на Ѕыковска€: Ђќт модернизации будут в выигрыше те, кто раньше всех в нее включитс€ї (4637)
≈лена Ѕакеева  

 

‘ермеров настро€т на саморегул€цию

є 04 (36) (2010)
 оличество просмотров: 4878
¬ерси€ дл€ печати


јссоциаци€ кресть€нских (фермерских) хоз€йств (ј  ќ–) –остовской области в ближайшее врем€ планирует приступить к регистрации первой в –оссии региональной саморегулируемой организации фермеров. ѕрезидент ассоциации јлександр –ќƒ»Ќ рассказал в интервью «¬естнику экономики», что, по его убеждению, фермерска€ —–ќ может снизить чрезмерное административное давление на мелких сельхозпроизводителей.

— —аморегулируемые организации, которые уже начали работу в –оссии, в частности в строительной отрасли, созданы по инициативе сверху, под давлением и контролем федеральных властей. ‘ермерска€ —–ќ может стать примером организации, котора€ создаетс€ по инициативе предпринимателей.  акие цели вы ставите перед —–ќ?

— ѕо большому счету главна€ задача будущей организации — снизить чрезмерное давление контролирующих органов на фермеров. ‘ермеры, как правило, плохо осведомлены о всех нюансах требований надзорных органов хот€ бы потому, что хоз€йства расположены в глубинке. —–ќ выступит в роли посредника. —хема такова: мы разрабатываем правила и стандарты, учим этим правилам участников —–ќ и, конечно, будем требовать их соблюдени€. “о есть предприниматели сначала будут четко знать, что от них требуетс€, и только после этого отвечать за исполнение. ѕеред контролирующими органами будет отвечать —–ќ. ‘ермеры, по нашим наблюдени€м, заинтересованы в создании такой организации. ѕо законодательству план ежегодных проверок вход€щих в —–ќ хоз€йств — не более 10% от списочного состава. —ейчас проверок намного больше.

ќтмечу, что по закону провер€ющие органы должны идти в фермерское хоз€йство с четкой целью, указанной в предписании. Ќо, как правило, провер€ющие записывают в предписание п€ть-шесть законов, подзаконные акты и об€зательно наход€т нарушение. Ёффективность контролирующих органов определ€етс€ суммой штрафов, котора€ оправдывает их финансовое содержание. ѕоэтому надежды на то, что органы будут вначале делать предупреждени€, а только потом штрафовать — несосто€тельны. ѕредупреждение могут делать только —–ќ, поскольку они заинтересованы в том, чтобы компенсационный фонд не расходовалс€ понапрасну.

Ќаиболее активен в нашем регионе, разумеетс€, –оссельхознадзор. ≈сть случаи, когда фермеров начинал прессинговать –оспотребнадзор. „асто фермеры в нынешней ситуации бо€тс€ конфликтовать с провер€ющими, поскольку понимают: можно один раз отбитьс€, но провер€ющие придут еще раз и накажут более жестко. ѕроще по минимальной цене договоритьс€ — официально или нет — и мирно разойтись.

ќтдельно можно сказать о коррупции. ¬ законе о противодействии коррупции дано четкое определение: коррупци€ — это не только получение вз€ток, это еще и использование служебного положени€ в личных цел€х.

–аспространенна€ ситуаци€: в районном центре оформлением субсидий дл€ фермеров занимаетс€ всего лишь один человек. ќн физически может работать только с ограниченным количеством фермеров. ќхват — 30-50 хоз€йств. ” нас при этом есть районы, где работают более тыс€чи фермеров. „иновник может обзванивать родственников либо знакомых. Ќе включенные в списки имеют право утверждать, что есть факт коррупции, ведь их не предупредили о возможности получени€ субсидий. „тобы избежать коррупции, правила должны устанавливатьс€ органами власти, а реализовать их должны фермерские организации. ” нас же чиновники сами устанавливают правила, сами их реализуют и ни за что не отвечают.

—  акие претензии предъ€вл€ютс€ контролирующими органами фермерам чаще всего?

— Ёто претензии по вопросам карантина растений и семеноводства, нормам плодороди€, нормативам структуры посевных площадей. ¬се эти нормы, конечно, обоснованы, они направлены на сохранение экологии и плодороди€. Ќо фермеры — не отъ€вленные нарушители. ¬о многих случа€х они не знают обо всех требовани€х или не могут их выполнить из-за сложившихс€ финансовых условий.   примеру, сейчас по нормам необходимо сокращать площади подсолнечника. Ќо при этом расшир€ть посевы кормовых культур фермеры не могут — просто спроса на корма нет, никто не гарантирует закупку. ѕоэтому хоз€йства вынуждены заниматьс€ культурами, востребованными на рынке. ¬ наших услови€х при серьезном сокращении животноводства это только зерно и подсолнечник.

—  акой предполагаетс€ механизм контрол€ фермеров в случае создани€ —–ќ?

— ћеханизм прост: саморегулируема€ организаци€ доводит требовани€ и стандарты до фермера. ќн может, конечно, и не выполнить нормы. ≈сли его накажут, организаци€ за него заплатит, но он должен будет компенсировать эти расходы.  роме того, фермер попадет в черный список, его могут ждать внеплановые проверки. Ќаша задача помочь хоз€йствам перейти на нормальную схему севооборота, соблюдать правила, в том числе зоотехнические.

— ¬озможно, дл€ того чтобы решить проблему отношений хоз€йств и надзорных органов, нет необходимости создавать новую организацию, достаточно консультировать фермеров?

— ≈сли вы полагаете, что фермеры посто€нно рыщут в »нтернете или активно читают специальную литературу, то заблуждаетесь. Ќигде в мире этого нет. ќтдельные вопросы их, разумеетс€, очень интересуют.  ак правило, это информаци€ о ценах на продукцию. ¬ообще же фермеры могут рассчитывать на улучшение своего положени€, только создав высокоорганизованные объединени€. ћы отстали в этой области от стран с хорошо развитым сельским хоз€йством. ≈сть хороший пример, с которым € недавно познакомилс€ в √ермании, в южной земле Ѕаден-¬юртемберг. ѕроизводители овощей сдают практически всю продукцию в кооператив. ¬ нынешнем году возникли проблемы со сбытом. ¬ этом случае кооператив отказываетс€ от продукции тех производителей, которые часть товара продавали на сторону. ≈сли этого недостаточно, сокращаетс€ реализаци€ продукции участников. ѕри этом ставитс€ условие: фермеры не должны продавать овощи на свободном рынке, чтобы не снизить цену. Ћишнюю продукцию просто уничтожают.

— ѕолучаетс€, фермерска€ —–ќ может лишить контрольные органы части работы. ¬ы ощущаете сопротивление со стороны чиновников?

— ¬опрос в низкой исполнительной дисциплине так называемой административной вертикали. »де€ создани€ саморегулируемых организаций была заложена в указе президента о проведении административной реформы в 2003-2004 годах. «атем была прин€та концепци€ проведени€ административной реформы. ¬ этих документах сформулированы основные направлени€ административной реформы — ограничение вмешательства государства в экономическую де€тельность субъектов, развитие —–ќ.  ак результат должны быть сформированы сильные эффективные институты саморегулировани€, они должны вз€ть часть функций, которые выполн€ет сейчас государство.  роме того, есть закон о противодействии коррупции, в котором среди прочего говоритс€ о передаче функций саморегулируемым организаци€м.

Ёти законы написаны дл€ государственных органов. ≈сли они не внедр€ютс€ в –остовской области — значит, регион саботирует федеральное законодательство, саботирует усили€ президента по борьбе с коррупцией. ќрганы управлени€ должны приглашать нас и просить, чтобы мы дл€ реализации государственной политики уговаривали фермеров. ” нас же пока получаетс€ наоборот, мы два года бьемс€ над продвижением этой идеи.

—  акие еще задачи может решать фермерска€ —–ќ?

— Ёто, например, третейское судопроизводство. “ретейский суд у нас уже создан. я убежден, что практически все договоры фермеры должны составл€ть с оговоркой — в случае чего рассматривать конфликты в третейском суде областной ассоциации. ¬ этом случае рассмотрение конфликтной ситуации будет максимально быстрым, объективным и не ударит по карману фермера.

— Ќа какое количество участников —–ќ в –остовской области вы рассчитываете?

— ѕри благопри€тном положении дел, при заинтересованности органов власти за первый год в —–ќ может войти не менее 20% от общего количества фермерских хоз€йств. –езервы в регионе есть — у нас 13 тыс€ч фермерских хоз€йств. ¬ областной ј  ќ– сегодн€ около 10% местных хоз€йств. ƒл€ того чтобы максимально эффективно действовало фермерское самоуправление, в объединение должны входить около 80% хоз€йств. ¬ этом случае работают инструменты дл€ диалога с переработчиками, можно проводить политику взаимодействи€ с власт€ми, в первую очередь в вопросах государственной поддержки.

— Ќа какой стадии сейчас находитс€ процесс создани€ —–ќ?

— ƒл€ запуска —–ќ остались простые действи€, поскольку вс€ нормативна€ база уже создана. Ќам необходимо накопить на банковском счете средства дл€ создани€ фонда от 25 участников. ћы остановились на щад€щем размере взноса — 3 тыс€чи рублей разово с одного хоз€йства. Ѕольшие деньги здесь не нужны: например, при 25 участниках, согласно закону, провер€ющие могут посетить не более трех хоз€йств в течение года. ќтдельный штат сотрудников пока не планируем создавать, они есть в областной ассоциации.

¬ладимир ѕ≈“”’ќ¬, владелец фермерского хоз€йства (–остовска€ область, “ацинский район):

— ≈сли бы давлени€ со стороны контролирующих организаций не было, не возник бы и вопрос о создании организации фермеров. ћы по сути сейчас беззащитны перед чиновниками. »дут, например, проверки использовани€ земли: нужно показывать и доказывать факт использовани€, тратить уйму времени. “о есть выходит, что каждому фермеру нужно содержать юридическую службу. ≈сли по€витс€ —–ќ, нам будет намного легче дышать. Ёта потребность по€вилась давно, мы с опозданием создаем организацию. ≈сли копнуть — у фермеров множество проблем, решать которые можно только централизованно. Ёто касаетс€, например, вопросов недвижимости, оплаты труда наемных рабочих, пенсионного обеспечени€.

ёрий  ќ–ЌёЎ, советник президента “ѕѕ –остовской области по вопросам јѕ :

— »де€ создани€ —–ќ, несомненно, хороша€. ќднако у фермеров есть более актуальные проблемы, чем проверки. ≈сли хоз€йство имеет дело с “ѕѕ, то количество проверок тоже не будет высоким. ѕри создании новой организации были бы уместны другие посылы. √лавна€ проблема — обеспечение сбыта продукции. Ќужно решить вопрос кредитовани€ хоть каким-то образом. 80% фермерских хоз€йств сегодн€ либо банкроты, либо наход€тс€ в предбанкротном состо€нии.«начит, крайне необходима реструктуризаци€ долгов.  роме того, это социальна€ проблема, скоро некому будет пол€ вспахивать. ¬ строительстве —–ќ создаютс€ дл€ отсечени€ недобросовестных компаний, а кого сегодн€ на селе отсекать?


јвтор: —ергей —урженко

 

††