Перейти на главную страницу Карта сайта

Другие статьи номера

Отзывы о «Вестнике» (3625)
Перезагрузка по-европейски (3360)
Несколько месяцев подготовки ради нескольких часов переговоров
Никита Логвинов  
Пересмотр ресурсов (3587)
Европейские промышленники нацелились на города-миллионники
Мы изменились (3479)
Под таким девизом прошел очередной Международный экономический форум в Санкт-Петербурге
Никита Логвинов  
Пять «И» Василия Голубева (3871)
Инвестиции, инфраструктура, инновации, институты, инициатива — приоритеты нового губернатора Дона
Никита Логвинов  
Локомотив для экономики (4045)
Модернизация железнодорожной инфраструктуры необходима для поддержания российской промышленности
Елена Бакеева  
Частно-государственный интерес (4068)
Инвесторы проявляют осторожность при реализации инфраструктурных проектов
Сергей Семенов  
Дмитрий Ирхин: «Создание СРО сделает бизнес перевозчиков цивилизованным и эффективным» (4028)
Альбина Астахова  
Экономим время клиентов (4373)
ОАО «ТрансКонтейнер» предлагает вдвое сократить время доставки грузов из России в Армению
Ирина Фомина  
Идти и побеждать, найти и не сдаваться (4011)
«Бизнес должен быть прозрачным и рентабельным», — уверен Андирас Поповян
Ирина Фомина  
Трактора снова на старте (4033)
В Ростовской области прошли VIII традиционные, ставшие уже международными, соревнования «Бизон-Трек-Шоу 2010»
Положение обязывает (3741)
В Ростове выбрали новую элиту Дона
Лариса Никитина  
Взаимный интерес (4157)
Ростовская область расширяет сотрудничество с европейскими странами
Елена Бакеева  
Улучшение медленное, но стабильное (3388)
Рынок труда Ростовской области уверенно восстанавливается
Алла Демидова  
Сертификат для специалиста (3602)
ЮРГТУ внедряет программы сертификации квалификаций специалистов
Востребованы всегда (3300)
Ежегодно 100% выпускников РГЭУ (РИНХ) трудоустраиваются
Валерий Михалин, к.с.н., проректор РГЭУ (РИНХ)  
Будем дружить брендами (4598)
Банки активно развивают направление «кобрендингового пластика»
Лариса Никитина  
Затянувшийся старт (3803)
Южнороссийские эмитенты медлят с выходом на биржу
Наталья Богданова  
Оттепель на побережье (3690)
Девелоперы рассчитывают на рост спроса на курортные коттеджи
Cергей Сурженко  

 

Татьяна Быковская: «От модернизации будут в выигрыше те, кто раньше всех в нее включится»

№ 04 (36) (2010)
Количество просмотров: 4711
Версия для печати


В последние годы государство взялось за лечение здравоохранения всерьез и, как теперь оказывается, надолго: охрана здоровья стала приоритетным направлением социальной политики. В рамках национального проекта «Здоровье» реализуется 15 программ, направленных на повышение качества оказания медицинской помощи населению. Модернизация отрасли определена как новая стратегическая задача. О том, как будет совершенствоваться служба здоровья Дона, «Вестнику» рассказала министр здравоохранения Ростовской области Татьяна БЫКОВСКАЯ.

— Не так давно в Ростове-на-Дону прошла встреча руководителей лечебно-профилактических учреждений области с депутатом Государственной Думы России, председателем комитета по охране здоровья Ольгой Борзовой и председателем комитета по социальной политике Законодательного Собрания Владимиром Катальниковым. Как оценили депутаты работу донского здравоохранения, каким оно выглядит на общефедеральном фоне?

— На этой встрече мы говорили о тех целях и задачах, которые стоят сегодня перед здравоохранением всей страны и перед здравоохранением области. Не скрою, было приятно, когда председатель комитета по охране здоровья Госдумы отметила, что областное здравоохранение развивается последовательно и грамотно. Конечно, Ольга Георгиевна, как наша землячка и коллега, испытывает к донским медикам особенно теплые чувства, но ее оценка базировалась на реальных показателях. Действительно, Ростовская область не упустила ни одной возможности, предоставляемой субъектам Федерации для улучшения работы региональных служб здоровья. Медики Дона активно участвуют во всех пилотных проектах и, таким образом, получают не только дополнительные средства, но и проходят апробацию новых форм оказания медицинской помощи. Кроме того, за последние годы мы провели огромную работу по совершенствованию менеджмента — отработке программно-целевого подхода, по повышению эффективности использования коечного фонда — определению оптимального соотношения мест дневного и круглосуточного стационара, разрабатывали соответствующие нормативные документы. По некоторым основным направлениям нам удалось сделать опережающие шаги. Например, стандарты оказания медицинских услуг у нас появились раньше, чем ими серьезно начали заниматься на уровне Федерации. Таким образом, проделанная за десятилетие работа позволила областной службе здоровья подойти к модернизации подготовленной и рассматривать ее как следующий этап нацпроекта «Здоровье».

— А что, собственно, будет собой представлять модернизация здравоохранения?

— На уровне регионов она будет проходить по трем направлениям. Это обновление материально-технической базы лечебно-профилактических учреждений, информатизация, обеспечение стандартов оказания медицинской помощи.

— Для финансирования программы планируется привлекать какие-то дополнительные средства?

— Минздравсоцразвития внес в Госдуму пакет документов, связанных с изменением закона об обязательном медицинском страховании, вопросов правовой собственности лечебных учреждений. А с будущего года единый социальный налог увеличится с 3,1% до 5,1%. И вот эти 2% средств, которые поступят от работодателей в федеральный фонд ОМС, будут аккумулироваться на отдельном счете. По предположениям правительства, средства составят за 2011 и 2012 годы 460 млрд рублей. Одним из обязательных условий получения средств на модернизацию является готовность регионов к софинансированию: кто больше будет готов вложить, тот больше и получит.

— Куда направят эти средства?

— Эти средства будут расходоваться также по трем направлениям. В первую очередь это обновление материально-технической базы. Впервые из федерального бюджета будут направлены средства на капитальный ремонт медицинских учреждений в регионах. Но для того чтобы получить эти средства до 1 декабря 2010 года, необходимо разработать и защитить региональную программу модернизации здравоохранения. Основой данному проекту станет Паспорт территории, учитывающий особенности населения, эпидемиологии заболеваемости, структуры смертности, состояния материально-технической базы лечебных учреждений. А также объемы софинансирования из регионального бюджета. В Паспорте здравоохранения территории наглядно отразятся спрос и предложение, то есть какие медицинские услуги пользуются повышенным спросом и насколько ЛПУ конкретного муниципалитета может удовлетворить этот спрос. Именно исходя из этого будет определяться статус лечебного учреждения, развиваться материально-техническая база, определяться объем и уровень оказания медицинской помощи.

— А что дадут населению такие изменения?

— Главной целью модернизации является обеспечение реализации права каждого человека на получение качественной медицинской помощи, право выбора как лечебного учреждения, так и лечащего врача. Министерство здравоохранения и социального развития сегодня утвердило 658 стандартов, до конца года их будет вдвое больше, в соответствии с которыми каждое лечебное учреждение исходя из оснащенности, кадрового потенциала будет иметь возможность качественно оказывать медпомощь на своем уровне. То есть медицинское сопровождение должно быть везде одинаковым, в полном соответствии с государственными стандартами. А вот уровень медпомощи — первичная, специализированная, высокотехнологичная — у каждого ЛПУ будет свой. Межуровневое оказание медицинской помощи будет четко и ясно определено федеральным законодательством. Кстати, Ростовская область уже давно работает по системе межуровнего оказания медицинских услуг. У нас есть виды помощи, которые предоставляют центральные районные и участковые больницы. Есть межрай-центровые, которые имеют более высокий статус и, соответственно, более высокого класса оборудование и подготовленных специалистов, и есть областные учреждения. Мы в Ростове к этому пришли почти девять лет назад, когда четко разграничили понятия, где, на каком этапе, какой вид медицинской помощи должен быть оказан. Допустим, банальный аппендицит может быть прооперирован в районной больнице, и не стоит эту услугу поднимать на уровень областных больниц. В то же время более сложные случаи не могут вылечить в ЦРБ, учитывая ее оснащение, кадровый состав. Такая помощь должна оказываться на уровне межрайцентровой или областной больницы. И обновление материально-технической базы должно учитывать именно эти факторы. Все это в программе модернизации здравоохранения учтено.

— На какой стадии сейчас подготовка таких паспортов для области?

— Мы, в общем-то, уже готовы: на все лечебные учреждения паспорта составлены. Ждем федеральных документов, которые, возможно, будут содержать какие-либо дополнительные требования.

— Сегодня в рамках модернизации здравоохранения уделяется особое внимание информатизации системы. Каков опыт нашей области в этом направлении?

— Информатизация системы здравоохранения получила свое развитие в Ростовской области с началом материально-технического перевооружения лечебных учреждений, которое на Дону началось еще в 2001 году. Первым шагом в этом направлении стала компьютеризация лечебных учреждений, что позволило во многих ЛПУ применить еще в начале 2000-х годов компьютерный учет лекарственных средств. Следующим шагом Министерства здравоохранения по информатизации стала разработка и внедрение административного регламента. Работа по регламенту включает установку локальных компьютерных сетей, что позволяет оптимизировать распределение потоков больных по критерию срочности оказания медпомощи, направление больных к врачам узких специальностей, автоматизировать процесс выписки льготных рецептов, листков нетрудоспособности, справок и выписок из истории болезни. В настоящее время компьютеризированы и обеспечены программами регистратуры значительного количества поликлиник. Осуществляется поэтапная компьютеризация рабочих мест остальных подразделений поликлиник. Организованы секторы информированности пациентов — плазменные панели для демонстрации сюжетов по профилактике конкретных заболеваний, информационные стенды по программе госгарантий, перечню выполняемых медицинских услуг, режиму работы поликлиник.

Одним из результатов модернизации станет введение для каждого гражданина России единого электронного страхового полиса, действительного на всей территории РФ. Кроме этого, часть средств из федерального бюджета направят на компьютеризацию и информатизацию лечебных учреждений. И мы тоже к этому в большей части готовы, поскольку отработали эти вопросы в пилотном проекте по информатизации и административному регламенту. Поэтому сможем включиться в работу, не раскачиваясь и изучая нормативы, а уже четко понимая, чего надо достичь.

— Вы уже упомянули о введении в нашей области стандартов медицинской помощи. Как в рамках программы по модернизации это направление будет развиваться?

— Да, третья часть средств, а это примерно 130 млрд рублей, которые будут направляться на модернизацию, пойдут на введение и выполнение стандартов. Проще говоря, это увеличение тарифа на оказание медицинской помощи. Будет просчитано, какое количество средств нужно медицинскому учреждению, чтобы выполнить определенный объем медпомощи, включая медикаменты, заработную плату, затраты на питание. Все эти расходы гораздо выше, чем сегодня выделяются здравоохранению. Поэтому федеральные средства как раз и пойдут на выравнивание условий получения медицинской помощи для всего населения РФ. И это, собственно, задача всей программы модернизации, чтобы гарантии, которые государство определило как бесплатные, человек получал действительно бесплатно, а не в декларативном варианте. И закон об обязательном медицинском страховании тоже определяет, какие виды, в каком объеме, на каком уровне должны быть оказаны человеку бесплатно, а что не входит в программу государственных гарантий. То есть произойдет то, о чем мы уже неоднократно говорили: государство четко объявит объем государственных гарантий и средств, выделенных на оказание бесплатной стандартизированной медицинской помощи. И мы в Ростовской области к такой ситуации тоже на сегодняшний день готовы, потому что с 1 января 2010 года все лечебные учреждения области, работающие не только в системе ОМС, но и «в бюджете», перешли на систему государственного заказа. А переход на государственный заказ является одним из оснований для дальнейшего изменения форм собственности лечебных учреждений.

— Это значит, что в ближайшее время лечебные учреждения будут вынуждены изменить форму собственности?

— По постановлению Правительства РФ, к 1 июля 2012 года все бюджетные учреждения, не только лечебные, но и образовательные, культурные, относящиеся к социальным, и ряд других, должны избрать форму собственности, став либо автономными, либо бюджетными, либо казенными. Что касается медицинских учреждений, то статус автономных подходит им в наименьшей степени, исключениями, возможно, станут лишь стоматологические поликлиники, потому что они действительно могут в этой форме собственности жить и работать. А основным видом лечебных учреждений, скорее всего, будет бюджетная форма.

— А чем бюджетное учреждение будет отличаться от нынешних муниципальных или государственных учреждений здравоохранения?

— Тем, что оно будет иметь возможность самостоятельно, получив государственный заказ, распоряжаться деньгами. То есть никто не будет им устанавливать, сколько в стоимости данной медуслуги можно потратить на зарплату, сколько на питание, сколько на медикаменты, как это происходит сейчас. У лечебного учреждения появится возможность, самостоятельно зарабатывая, самостоятельно распределять средства. Хотя, с другой стороны, ответственность руководителя тоже сильно возрастет.

— Предоставив лечебным учреждениям такую финансовую свободу, не возникнет ли опасность их приватизации?

— Нет. Ни имущество, ни активы ЛПУ не могут быть ни приватизированы, ни заложены для получения каких-либо финансовых кредитов.

— А что собой будут представлять казенные учреждения?

— Они будут работать только по смете, не оказывая никаких платных услуг. В системе здравоохранения к казенным учреждениям будут отнесены, скорее всего, дома ребенка, психиатрические больницы и интернаты, часть учреждений туберкулезной службы.

— Кто больше всего выиграет от модернизации здравоохранения?

— Выиграет тот врач, медсестра, фельдшер, которые будут востребованы пациентами. К кому мы идем лечиться? К тому, кто хорошо нас лечит. Качество становится мерилом не только профессионализма, но и благосостояния как медицинских работников, так и лечебных учреждений. Конкретный вклад в совершенствование системы медицинской помощи в области сделан. Сегодня определенно можно сказать, что медицинские работники разумно реализовали вложенный капитал. Но, хочу подчеркнуть особо, в первую очередь выиграет тот, кто включится в модернизацию своего личного комплекса здоровья. Никакие инвестиции в медицину не сделают человека здоровым, если каждый из нас не захочет инвестировать в себя, уделять внимание себе. Сегодня на Дону созданы 14 Центров здоровья, это реализация нового направления приоритетного национального проекта «Здоровье» — профилактического. Практика организации медицинской помощи показывает, что гораздо эффективнее не бороться с уже возникшими заболеваниями, а предупреждать их. Итоги четырех месяцев работы Центров показывают, что мода на здоровье на Дону утверждается: количество самостоятельных обратившихся в Центры увеличилось в 11 раз! Так что от модернизации будут в выигрыше те, кто раньше всех в нее включится!


Автор: Елена Бакеева