Перейти на главную страницу Карта сайта

Другие статьи номера

Отзывы о «Вестнике» (3625)
Перезагрузка по-европейски (3360)
Несколько месяцев подготовки ради нескольких часов переговоров
Никита Логвинов  
Пересмотр ресурсов (3587)
Европейские промышленники нацелились на города-миллионники
Мы изменились (3479)
Под таким девизом прошел очередной Международный экономический форум в Санкт-Петербурге
Никита Логвинов  
Пять «И» Василия Голубева (3871)
Инвестиции, инфраструктура, инновации, институты, инициатива — приоритеты нового губернатора Дона
Никита Логвинов  
Локомотив для экономики (4045)
Модернизация железнодорожной инфраструктуры необходима для поддержания российской промышленности
Елена Бакеева  
Частно-государственный интерес (4068)
Инвесторы проявляют осторожность при реализации инфраструктурных проектов
Сергей Семенов  
Экономим время клиентов (4375)
ОАО «ТрансКонтейнер» предлагает вдвое сократить время доставки грузов из России в Армению
Ирина Фомина  
Идти и побеждать, найти и не сдаваться (4011)
«Бизнес должен быть прозрачным и рентабельным», — уверен Андирас Поповян
Ирина Фомина  
Трактора снова на старте (4033)
В Ростовской области прошли VIII традиционные, ставшие уже международными, соревнования «Бизон-Трек-Шоу 2010»
Положение обязывает (3742)
В Ростове выбрали новую элиту Дона
Лариса Никитина  
Взаимный интерес (4157)
Ростовская область расширяет сотрудничество с европейскими странами
Елена Бакеева  
Улучшение медленное, но стабильное (3388)
Рынок труда Ростовской области уверенно восстанавливается
Алла Демидова  
Сертификат для специалиста (3603)
ЮРГТУ внедряет программы сертификации квалификаций специалистов
Востребованы всегда (3300)
Ежегодно 100% выпускников РГЭУ (РИНХ) трудоустраиваются
Валерий Михалин, к.с.н., проректор РГЭУ (РИНХ)  
Будем дружить брендами (4598)
Банки активно развивают направление «кобрендингового пластика»
Лариса Никитина  
Затянувшийся старт (3803)
Южнороссийские эмитенты медлят с выходом на биржу
Наталья Богданова  
Оттепель на побережье (3691)
Девелоперы рассчитывают на рост спроса на курортные коттеджи
Cергей Сурженко  
Татьяна Быковская: «От модернизации будут в выигрыше те, кто раньше всех в нее включится» (4712)
Елена Бакеева  

 

Дмитрий Ирхин: «Создание СРО сделает бизнес перевозчиков цивилизованным и эффективным»

№ 04 (36) (2010)
Количество просмотров: 4028
Версия для печати


Грузовой автотранспорт связывает многие отрасли экономики, обеспечивая условия для нормального развития производств, содействует развитию межотраслевых и межрегиональных связей. Однако быстрым и стихийным развитием отрасли сегодня недовольны большинство игроков рынка. Отмена лицензирования и неэффективность регулирования привели к дезорганизации системы управления грузоперевозками и целому ряду социально-экономических проблем. Поэтому сейчас ведущие игроки рынка стремятся к объединению перевозчиков в саморегулируемые организации. О том, что даст отрасли такое объединение, «Вестнику» рассказал председатель совета некоммерческого партнерства «Транспортные, экспедиционные компании «Межавтотранс» Дмитрий ИРХИН.

— В 2005 году было отменено лицензирование перевозок автомобильным транспортом. Чем эта мера обернулась для отрасли?

— С отменой лицензирования грузовые перевозки и транспортно-экспедиционная деятельность по своей сути остались без государственного контроля и надзора за деятельностью перевозчиков и экспедиторов, что привело к дезорганизации системы управления отраслью, правовому вакууму в области соблюдения требований безопасности дорожного движения перевозчиками, неконтролируемому развитию рынка автотранспортных услуг и нарастанию целого комплекса социально-экономических проблем.

Число субъектов предпринимательской деятельности в автотранспортной отрасли, по экспертным оценкам, достигло одного миллиона, официальный отраслевой учет не ведется с 2005 года. Большое количество грузовладельцев, помноженное на большое количество перевозчиков, дает в итоге картину идеальной конкуренции и суперлиберали-зованного рынка, однако легкость и низкая стоимость выхода на рынок сделали его доступным практически для любого непрофессионала. При этом, по экспертным оценкам, более 60% оборота рынка автотранспортных услуг находится в тени. Недобросовестная конкуренция и демпинг за счет пренебрежения требованиями обеспечения безопасности дорожного движения и износа подвижного состава достигли критических пределов. Фактически цена перевозки сегодня зависит только от цены на топливо. При легком доступе на рынок и фактическом отсутствии системы контроля, учета и управления у многих участников рынка отсутствует мотивация к совершенствованию бизнес-модели. 70% парка подвижного состава физически и морально устарело и не отвечает современным технологическим и экологическим требованиям. Практически полностью отсутствует практика страхования ответственности перевозчика.

— Говорится об этой проблеме в последние годы много, а определены ли уже какие-то конкретные пути для исправления ситуации?

— Конечно. Модернизация существующей в Российской Федерации системы государственного регулирования автотранспортной деятельности требует прежде всего системного подхода к изменению законодательства в этой сфере, направленного на минимальное стеснение рыночных отношений, эффективно обеспечивая при этом безопасность транспортной услуги, предоставление большей свободы предпринимательству, одновременно вводя материальную ответственность за недобросовестное поведение и нарушение технологического процесса производства транспортной услуги.

Так, в настоящее время ведется активная работа по дебюрократизации экономики страны и решению задач по созданию реальных основ для развития цивилизованной бизнес-среды и принципов рыночной экономики через разработку моделей эффективного сочетания государственного регулирования экономики с саморегулированием субъектов экономической деятельности.

— А сами перевозчики сегодня готовы объединяться?

— Да, и этот процесс уже идет. В сегменте внутренних российских перевозок грузов и пассажиров сегодня насчитывается около ста некоммерческих организаций, объединяющих субъектов предпринимательской деятельности на автомобильном транспорте. В регионах идет активный процесс самостоятельного, без какой-либо поддержки, объединения автоперевозчиков в некоммерческие партнерства с целью саморегулирования и снижения издержек процесса производства транспортной услуги. Например, наше некоммерческое партнерство состоит в договорных отношениях с поставщиками товаров и услуг, необходимых для автоперевозчиков — членов партнерства с предоставлением значительных скидок или отсрочек платежа, так как НП выступает в роли мощного корпоративного заказчика.

— Многих автоперевозчиков беспокоят условия вступления в СРО, такие как суммы компенсационного фонда, вступительных взносов, лимит страхования ответственности.

— В настоящее время по заданию Минтранса РФ разрабатывается проект ФЗ «Об автомобильном транспорте и автотранспортной деятельности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ», которым предусматривается обязательное вступление автоперевозчиков в СРО. В этой связи мы призываем автоперевозчиков вступать в ряды НП и на стадии разработки вышеуказанного закона отстаивать свои интересы, потому что нам небезразлично, в какой редакции будет принят вышеуказанный закон. Ведь после принятия закона нам, автомобилистам, остается его строго исполнять.

— А что даст игрокам рынка объединение в саморегулируемые организации?

— Главной целью СРО является создание системы регулирования отношений между членами этой организации, государством и потребителями автотранспортных услуг. В результате реализации этой цели члены саморегулируемой организации получают возможность сделать свой бизнес современным и эффективным, цивилизованными методами принимать участие в решениях власти, влияющих на рынок автотранспортных услуг. Государство получает возможность без дополнительных бюджетных затрат осуществлять контроль и надзор за соблюдением законодательства в автотранспортной отрасли. Потребители получают возможность пользоваться качественными услугами. Саморегулируемые организации будут представлять законные интересы своих членов в их отношениях с федеральными органами государственной власти и органами местного самоуправления.

Реализация положений Федерального закона «О саморегулируемых организациях» в автотранспортном комплексе РФ позволит решить следующие задачи:

■ развитие системы технического регулирования за счет разработки системы отраслевых стандартов саморегулируемыми организациями;

■ создание эффективной системы контроля за соблюдением разработанных бизнес-сообществом стандартов и правил автотранспортной деятельности, поднадзорной государственному регулирующему органу. В то же время передача части контрольных функций государства непосредственно участникам рынка — это эффективный инструмент борьбы с коррупцией;

■ повышение ответственности субъектов саморегулирования, усиление их заинтересованности в конечных результатах своей деятельности, создание эффективных механизмов защиты прав потребителей, выявление недобросовестных, неквалифицированных участников в целях удаления их с рынка автотранспортных услуг;

■ повышение прозрачности автотранспортной отрасли в РФ и уменьшение правонарушений и преступности в сфере предпринимательства на транспорте;

■ обеспечение требований безопасности дорожного движения субъектами предпринимательской деятельности на автомобильном транспорте;

■ внедрение и развитие современных, инновационных технологий управления, в частности оснащение коммерческого автомобильного транспорта системами спутниковой навигации ГЛОНАСС/GPS путем установления требований в национальном стандарте;

■ эффективную реализацию на автомобильном транспорте положений Федерального закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» № 209 от 24 июля 2007 г.;

■ привлечение малого и среднего бизнеса к построению гражданского общества в России и общественно-политической деятельности;

■ создание условий для использования автомобильного транспорта как эффективного инструмента социально-экономического развития страны.


Автор: Альбина Астахова