Перейти на главную страницу Карта сайта

Другие статьи номера

Читатели о «Вестнике» (3617)
ЕС нам поможет (3698)
Выбор Ростова площадкой для саммита «ЕС — Россия» может иметь стратегическое значение для региона
Сергей Сурженко  
Сусальное золото для президентов (3893)
Донские отели готовятся к приему участников саммита
«Единая» и неповторимая (3459)
Партийные предпочтения населения ЮФО и СКФО мало отличаются от общероссийских
Никита Логвинов  
Мэры многолетней «выдержки» (3576)
продолжат руководить Ростовом и Краснодаром
Кирилл Власенко  
Инвестициями по безработице (3721)
Регионы Северного Кавказа представили 139 инвестпроектов, претендующих на поддержку из федерального бюджета
Южный федеральный университет, Институт экономики и внешнеэкономических связей (4128)
Кризисонепробиваемые (3619)
По мнению экспертов, наиболее оптимистичные перспективы развития рынка недвижимости имеют развивающиеся страны, Китай и Россия
Ирина Осадченко  
Прибавление в семействе (4062)
За 10 лет в ЮФО была создана еще одна отрасль машиностроения
Ульяна Семенова  
Продуктовый перевес (3614)
В условиях кризиса наиболее устойчивой оказалась пищевая промышленность
Жанна Светлова  
Второй пошел (3612)
Пуск энергоблока №2 Волгодонской АЭС благоприятно скажется на энергообеспечении Юга России
Артем Васильев  
Бюджет + грузопоток (4612)
На Юге России продолжается строительство новых портовых мощностей
Сергей Мельников   
На грани правил (4160)
Рынок грузоперевозок нуждается в государственном регулировании
Екатерина Минакова  
Таможенные инновации (4402)
Для строительства таможенно-логистических терминалов нужна инициатива от бизнеса
Екатерина Минакова  
Приказано реабилитироваться (3451)
61% россиян уверены, что на Олимпиаде в Сочи национальная сборная выступит не хуже китайцев и канадцев — хозяев предыдущих Игр
Ирина Дымова  
Олег Харченко: «Кризис не отразился на полете фантазии архитекторов» (3560)
Процент под присмотром (3528)
После резкого прошлогоднего повышения ставки по депозитам начали снижаться
Лариса Никитина  
Все в сейф (4838)
В условиях конкурентной борьбы банки предлагают комплексный подход к сейфингу
Екатерина Минакова  
Галина Корниенко: «Демпинг крайне негативен для страхового рынка» (4099)
Елена Бакеева  
Оправданный риск (3770)
Кредитование малого бизнеса по-прежнему рискованно, но очень востребовано
Лариса Никитина  

 

Отношения с минимальной наценкой

№ 02 (34) (2010)
Количество просмотров: 4191
Версия для печати


В феврале нынешнего года в России вступил в силу новый закон о торговле, споры о котором шли на протяжении последних пяти лет. Согласно задумке его авторов, он призван не допустить необоснованного роста цен на продовольствие и защитить интересы производителей. Правда, ритейлеры уже поспешили заявить, что для них принцип работы практически не поменялся. А вот сельхозпроизводители Юга России очень рассчитывают на то, что изменения к лучшему ждут их уже через несколько месяцев.

Новый закон в первую очередь устанавливает 25-процентную квоту на продажи в пределах муниципалитета предприятиями торговой сети, запрещает «слишком длительные» отсрочки платежа и взимание «входного бонуса», предполагает регулирование наценок, вводит запрет на «слишком большие» оптовые скидки и требует раздельного заключения договоров на поставки и оказание услуг. По мнению экспертов, закон ужесточает правила игры в первую очередь для крупнейших российских ритейлеров, таких как X5 Retail Group (сети «Пятерочка», «Перекресток», «Карусель» и др.), «Магнит», «Ашан», «О'Кей», Metro Group, которые привыкли работать на рынке с позиции силы. Однако, по словам начальника отдела региональных PR-проектов, пресс-секретаря Х5 Retail Group Владимира РУСАНОВА, ритейлеры пока не почувствовали на себе влияния закона, и правила работы с поставщиками изменятся несильно. «Тем более закон никак не повлияет на наши планы по открытию новых магазинов», — заявил господин Русанов.

При этом игроки отмечают, что документ представляется недоработанным. «Пока мы многого не знаем, — говорит совладелец сети продуктовых магазинов «Магнит» Сергей ГАЛИЦКИЙ. — До сих пор непонятно, как закон будет регулироваться, ведь некоторые его формулировки слишком обтекаемы. Например, что считать дискриминационными практиками, какая будет принята методика расчета доли на рынке. Пока нам не дадут внятных разъяснений, делать выводы о том, как изменится работа, мы не можем». В неофициальных беседах ритейлеры признаются, что при кажущейся жесткости ограничения сформулированы довольно непрофессионально и потому окажутся малоэффективными. Торговые сети быстро научатся эти ограничения обходить и продолжат проникновение в регионы. И хотя закон, несомненно, будет иметь для развития розничных сетей негативные последствия, тем не менее их удастся минимизировать. Аналитик УК «Финам» Максим КЛЯГИН полагает, что в своем сегодняшнем виде данный проект ориентирован в первую очередь на регламентацию взаимоотношений между профучастниками рынка. То есть прежде всего описывает практику взаимодействия поставщиков и производителей товаров и операторов розничного рынка. Он практически не касается взаимоотношений участников рынка с потребителями товаров и услуг, так как данная плоскость регулируется другими нормами. «На данном этапе мы сомневаемся в том, что в своем сегодняшнем виде данный закон может привести к каким-либо положительным изменениям в ритейле. Он вряд ли окажет существенное влияние и сможет кардинально изменить ситуацию, устранив, безусловно, присущие отрасли дисбалансы», — отмечает он.

На изменение взаимоотношений с ритейлерами очень надеются товаропроизводители. Генеральный директор Ростовского АККОР Александр РОДИН уверен, что новая редакция закона о торговле, строго регламентирующая порядок расчетов за поставленную продукцию, упорядочит отношения между производителем и сетью, сделает прозрачными торговые наценки. «Мы не скрываем, что лоббировали этот закон именно производители, от лица которых действовал первый вице-премьер Виктор Зубков, и именно для них он будет очень полезен». Господин Родин, однако, не ждет больших позитивных изменений раньше осени этого года.

Вице-президент группы агропредприятий «Ресурс» Сергей БЕЛОПАШЕНЦЕВ рассматривает закон как способ увеличения прозрачности в ценообразовании: «Он устанавливает максимально допустимые размеры торговой наценки на целый ряд продуктов питания, в том числе и на нашу продуктовую группу — охлажденное и замороженное мясо птицы, — говорит господин Белопашенцев. — Однозначно, введение максимально допустимых норм торговых наценок на законодательном уровне снизит стоимость конечного продукта для потребителя, сделает продукты питания более доступными для покупателей и, с другой стороны, позволит компаниям-производителям увеличить товарооборот, расширив ассортимент продукции». Сергей Белопашенцев полагает, что данный закон в основном ориентирован на потребителя.

Одним из важнейших изменений, привнесенных законом, директор по маркетингу и продажам группы компаний «ТАВР» Игорь НЕГОВОРА видит ограничение сроков оплаты товара сроками годности продукции. «Если сегодня торговая сеть имеет возможность фактически бесплатно кредитоваться за счет производителей, прописывая, как ей вздумается, в договоре условия об отсрочке платежа, то теперь она этой возможности лишится, — уверен господин Неговора. — Эта норма закона положительно отразится на деятельности производителей скоропортящихся продуктов питания». Знаковым событием, по его мнению, станет и отмена всех входных бонусов в торговые сети. «Закон предполагает вынесение затрат на рекламные и маркетинговые мероприятия из договора поставки в договор услуг. Предполагается, что эти два документа никак не будут связаны между собой, а следовательно, не должны влиять друг на друга», — говорит он и отмечает, что на этот счет производители особых иллюзий не испытывают и ожидают, что на деле все будет несколько иначе — «бонусная система» взаимоотношений между производителем и торговой сетью просто поменяет вид.

Руководитель Департамента потребительской сферы и регулирования рынка алкоголя Краснодарского края Анастасия НАЙДЕНОВА отмечает и то, что новый закон позволит расширить доступ местных товаропроизводителей на потребительский рынок, не ущемляя при этом интересов ритей-леров. Торговые сети должны быть заинтересованы в расширении присутствия товаропроизводителей на рынке. «Это нормальные, здоровые торговые отношения, которые стимулируют и производителя поставлять продукцию в срок в нужном объеме, и продавца — продавать ее как можно больше», — подчеркивает Анастасия Найденова.

В беседе с «Вестником» учредитель одного из крупнейших производителей алкоголя на Юге России — ликеро-водочного завода «Ламос» — Сергей АЛЛАХВЕРДИЕВ признался, что доступ в сети до определенного момента был для его продукции закрыт из-за того, что последние заинтересованы в унифицированных централизованных поставках в рамках единой сетевой логистики и корпоративных стандартов. Сейчас продукция завода представлена практически на всей территории России, в том числе в международных и федеральных торговых сетях: «Ашан», «О'Кей» и «Магнит» — и региональных: «Солнечный круг», «Империя продуктов», но стоило это, по словам господина Аллахвердиева, очень больших усилий. «Мы, производители, надеемся, что регламентация отношений производителя и сети сделает ритейл более прозрачным и цивилизованным и работать с сетями будет проще», — говорит Сергей Аллахвердиев.


Автор: Сергей Семенов