ѕерейти на главную страницу  арта сайта

ƒругие статьи номера

„итатели о Ђ¬естникеї (3577)
≈— нам поможет (3664)
¬ыбор –остова площадкой дл€ саммита Ђ≈— Ч –осси€ї может иметь стратегическое значение дл€ региона
—ергей —урженко  
—усальное золото дл€ президентов (3855)
ƒонские отели готов€тс€ к приему участников саммита
Ђ≈дина€ї и неповторима€ (3416)
ѕартийные предпочтени€ населени€ ё‘ќ и — ‘ќ мало отличаютс€ от общероссийских
Ќикита Ћогвинов  
ћэры многолетней Ђвыдержкиї (3544)
продолжат руководить –остовом и  раснодаром
 ирилл ¬ласенко  
»нвестици€ми по безработице (3686)
–егионы —еверного  авказа представили 139 инвестпроектов, претендующих на поддержку из федерального бюджета
ёжный федеральный университет, »нститут экономики и внешнеэкономических св€зей (4085)
 ризисонепробиваемые (3582)
ѕо мнению экспертов, наиболее оптимистичные перспективы развити€ рынка недвижимости имеют развивающиес€ страны,  итай и –осси€
»рина ќсадченко  
ѕрибавление в семействе (4019)
«а 10 лет в ё‘ќ была создана еще одна отрасль машиностроени€
”ль€на —еменова  
ѕродуктовый перевес (3573)
¬ услови€х кризиса наиболее устойчивой оказалась пищева€ промышленность
∆анна —ветлова  
¬торой пошел (3576)
ѕуск энергоблока є2 ¬олгодонской јЁ— благопри€тно скажетс€ на энергообеспечении ёга –оссии
јртем ¬асильев  
Ѕюджет + грузопоток (4570)
Ќа ёге –оссии продолжаетс€ строительство новых портовых мощностей
—ергей ћельников   
“аможенные инновации (4362)
ƒл€ строительства таможенно-логистических терминалов нужна инициатива от бизнеса
≈катерина ћинакова  
ѕриказано реабилитироватьс€ (3408)
61% росси€н уверены, что на ќлимпиаде в —очи национальна€ сборна€ выступит не хуже китайцев и канадцев Ч хоз€ев предыдущих »гр
»рина ƒымова  
ќлег ’арченко: Ђ ризис не отразилс€ на полете фантазии архитекторовї (3514)
ѕроцент под присмотром (3489)
ѕосле резкого прошлогоднего повышени€ ставки по депозитам начали снижатьс€
Ћариса Ќикитина  
¬се в сейф (4792)
¬ услови€х конкурентной борьбы банки предлагают комплексный подход к сейфингу
≈катерина ћинакова  
√алина  орниенко: Ђƒемпинг крайне негативен дл€ страхового рынкаї (4054)
≈лена Ѕакеева  
ќправданный риск (3724)
 редитование малого бизнеса по-прежнему рискованно, но очень востребовано
Ћариса Ќикитина  

 

Ќа грани правил

є 02 (34) (2010)
 оличество просмотров: 4120
¬ерси€ дл€ печати


√рузоперевозки — важнейша€ отрасль, котора€ помогает наладить экономические св€зи между различными регионами и зарубежными странами. “ем не менее это одна из немногих сфер, котора€ практически не регулируетс€ государством. »з-за этого возникают многочисленные проблемы с качеством услуг, демпингом, уходом компаний от налогов. «а круглым столом, организованным »ƒ «ћедиаёг», ведущие игроки рынка грузоперевозок обсудили основные проблемы отрасли и возможные пути их решени€.

«агранична€ надежность

ѕосле отмены в 2005 году лицензировани€ транспортной и экспедиционной де€тельности предполагалось, что будет введено саморегулирование отрасли. Ќо этого до сих пор не произошло. —егодн€ на рынке присутствуют как крупные компании, которые действуют в рамках закона, стабильно плат€т налоги, поддерживают состо€ние подвижного состава, след€т за квалификацией водителей, так и мелкие перевозчики, которые предлагают услуги низкого качества по низкой цене.

 ризисный год повли€л на грузоперевозки не меньше, чем на другие отрасли. «“ранспортный поток резко упал, однако значительно возросло количество нарушений, — отметил вр. и. о. заместител€ начальника ёжного управлени€ государственного автодорожного надзора ‘едеральной службы по надзору в сфере транспорта јлександр ¬ј–»„. — –аньше, чтобы получить допуск на зарубежные перевозки, российска€ компани€ должна была пройти специальную проверку, и качество услуг было лучше. —ейчас это отменено, и о де€тельности компаний на международном рынке мы узнаем только по факту нарушений. ƒл€ сравнени€: зарубежные перевозчики в большинстве своем редко нарушают правила дорожного движени€ и российское законодательство, в отличие от местных компаний. Ќе удивительно, что на рынке грузоперевозок более 60% — зарубежные компании, ведь они зачастую оказываютс€ надежнее».

ƒанные федеральной службы подтверждает и руководитель филиала јссоциации международных автомобильных перевозчиков по ё‘ќ ќлег “ј“ј–„≈Ќ ќ. «Ќа рынке присутствует только 40% российских компаний, а ведь требовани€ к иностранным перевозчикам намного выше, чем к нашим игрокам, — говорит он. — ≈сли посмотреть на отечественных перевозчиков, то сразу видно, что крупные компании подконтрольны, а вот сколько мелких игроков, никто не знает».

«ƒело в том, что на рынке существует определенный правовой вакуум, транспортно-экспедиционна€ де€тельность не регулируетс€ и носит исключительно уведомительный характер, — по€сн€ет председатель совета Ќѕ “ранспортных экспедиционных компаний «ћ≈∆ј¬“ќ“–јЌ—» ƒмитрий »–’»Ќ. — —ейчас на рассмотрении в √осдуме находитс€ устав по автотранспорту, после прин€ти€ которого на рынке должен будет воцаритьс€ пор€док».

”частники дискуссии сошлись во мнении, что пробелы в законодательстве привели к тому, что далеко не все перевозчики готовы оставатьс€ на этом рынке долго. Ёто подтверждает тот факт, что количество игроков увеличиваетс€ в геометрической прогрессии. ѕриход€щие на рынок мелкие перевозчики готовы работать за небольшую плату, при этом не забот€сь о качестве своих услуг. ѕоэтому многие клиенты, столкнувшись несколько раз с низким уровнем обслуживани€ отечественных игроков, уход€т к иностранным перевозчикам. «¬ сфере грузоперевозок государству нужно вз€ть пример с работы с крупными торговыми сет€ми, где 25% мест бронируетс€ под местных производителей, — считает председатель комиссии “ѕѕ ё‘ќ по вопросам транспорта и экспедировани€ ёрий  ќ –ј. — Ќеобходимо обратитьс€ к крупным грузодател€м, чтобы они отдавали стабильный процент своих товаров на перевозку российским фирмам. »менно такой подход даст результат всем сторонам. —егодн€ реальной помощи от государства грузоперевозчики не получают. ƒл€ примера: в Ѕелоруссии государство лоббирует интересы местных перевозчиков, и компании-грузодатели сотрудничают только с белорусскими транспортниками».

ј по мнению директора ќќќ «¬ыбор »нтранс» —ерге€ јЋ≈…Ќ» ќ¬ј, государству уже поздно пытатьс€ волевыми методами регулировать рынок. «¬ласть должна была думать, когда продавала крупнейшие заводы-изготовители иностранным холдингам, естественно, что сейчас они предпочитают сотрудничать со своими компани€ми-перевозчиками, — аргументирует эксперт. — ѕоэтому сейчас возникает вопрос: есть ли у государства интерес в развитии автотранспорта? ¬едь в –оссии не создано даже отдельного министерства автомобильного транспорта, как в других государствах. ј ведь это важнейша€ отрасль, тем более в такой громадной стране».

ћнение грузовладельцев на заседании круглого стола высказал директор по логистике ќќќ « « «–остсельмаш» јндрей Ѕј“”≈¬. «Ѕольшинство компаний, с которыми мы работаем, — российские, — подчеркивает он. — ќднако мы не можем решить проблему поставки техники в ≈вропу и на ”краину, поскольку у многих наших перевозчиков нет разрешений на ведение международных перевозок. ¬ итоге мы вынуждены пользоватьс€ услугами зарубежных перевозчиков, которые, к слову сказать, строго соблюдают как все наши требовани€, так и нормы законодательства».

«¬ ≈вропе очень строго подход€т и к организации перевозок, и к состо€нию дорог. ј в –оссии можно увидеть на федеральной трассе ћ-4 «ƒон» громадную спецтехнику, котора€ создает заторы, аварийные ситуации и разбивает дорожное покрытие, — подтвердил господин јлейников. — ≈сли не предусмотрена специальна€ дорога дл€ движени€ спецтранспорта, должен быть хот€ бы график движени€ спецтранспорта по федеральной трассе».

ѕод один стандарт

≈ще одна проблема рынка — демпинг мелких компаний. ѕо убеждению участников меропри€ти€, этому способствует нерациональна€ система налогообложени€: если у индивидуального предпринимател€ всего один налог, то у автотранспортного предпри€ти€ их масса. “ака€ система налогообложени€ почти не оставл€ет шансов крупным компани€м. “ак, в прошлом году и из-за кризиса, и из-за демпинга небольших компаний рентабельность многих перевозчиков снизилась с 15% до 3%. ƒемпингу способствует и поведение самих грузоотправителей, ведь по большому счету большинству из них важнее сэкономить, чем получить гарантии доставки груза без проблем.

«” налоговых органов нет возможности боротьс€ с фирмами-однодневками, — добавл€ет ƒмитрий »рхин. — ћы обращались в «аконодательное собрание с этим вопросом, и при ближайшем пересмотре налогового законодательства спорные моменты должны быть учтены». Ќачальник управлени€ оценки рисков ќјќ «јльфа—трахование» ∆анна Ѕ≈——ќЌќ¬ј также считает, что положительное вли€ние на развитие рынка грузоперевозок окажет саморегулирование отрасли.

ѕрофессиональна€ квалификаци€ водителей тоже беспокоит участников рынка. «” нас нет ни одного учебного заведени€, где бы обучали водителей грузового транспорта, — за€вл€ет —ергей јлейников. — ’ороших специалистов найти просто невозможно».

”частники меропри€ти€ сход€тс€ во мнении, что должен быть орган, который будет выдавать допуски на рынок и оценивать по одинаковым критери€м как зарубежные, так и российские компании. ¬ качестве такого органа может выступить саморегулируема€ организаци€ (—–ќ). ћногие игроки считают, что необходимость в саморегулировании назрела давно: это может стать основным инструментом дл€ решени€ проблем перевозчиков. “ранспортники вид€т в саморегулировании еще и антикризисную меру, поскольку установление единых правил и стандартов де€тельности, финансова€ защищенность перевозчиков, вход€щих в —–ќ, позволит выровн€ть спрос и предложение на рынке автотранспортных услуг, облегчит доступ к кредитным ресурсам, даст возможность господдержки. Ќо проблема в том, что закон о —–ќ не об€зывает всех грузоперевозчиков вступать на путь саморегулировани€, а значит, ситуаци€, аналогична€ нынешней, может сохранитьс€: одни будут работать по правилам, а другие станут действовать «как захочетс€».

«аконодательство об об€зательном членстве в —–ќ дл€ грузоперевозчиков, о котором говор€т в отрасли уже несколько лет, никак не вступит в силу: то √осдума, то антимонопольный орган отправл€ют проект закона на доработку. «ћы обеими руками за прин€тие федерального закона о саморегулировании, — за€вл€ет ƒмитрий »рхин. — Ќужны равные услови€ дл€ всех участников рынка: допуск к де€тельности, ежегодные проверки компаний, квалификации сотрудников, состо€ни€ автотранспорта, правовой репутации».

ƒругого мнени€ придерживаетс€ —ергей јлейников: «я считаю, что —–ќ — это возврат в советское прошлое, когда стремились всех объединить и причесать под одну гребенку.  ажда€ компани€ должна заниматьс€ своим делом в нужных ей объемах, закупать технику по собственному выбору, расшир€тьс€ или сохран€ть свои позиции, а не вносить большие взносы в компенсационный фонд. ≈стественно, без регулировани€ отрасли нельз€, поэтому нужно возродить лицензирование, и тогда на рынке будет пор€док».

ѕо словам же господина »рхина, лицензирование — это вчерашний день, и проблемы, накопившиес€ в отрасли с его помощью уже не решить. “огда как саморегулирование с жесткими стандартами, едиными дл€ всех компаний, и об€зательное страхование ответственности членов —–ќ будут служить ее цивилизованному развитию. ¬прочем, и к страховщикам у перевозчиков накопились вопросы. «¬се страховые компании замечательные, пока дело не доходит до возмещени€ ущерба, — заметил ƒмитрий »рхин. — ¬ыплаты по страховому случаю практически невозможно получить».

¬ ответ на подобные упреки представители страховщиков парируют, что возмещение ущербов по страховому случаю зависит от требовани€ организации при заключении договора со страховой компанией. «≈сли —–ќ будут, примен€т жесткие требовани€ к своим членам, тогда и страховые компании будут возмещать ущербы», — уверена директор филиала ќјќ «—трахова€ компани€ «ѕј–»» в –остове-на-ƒону» ≈лена Ћ≈¬„≈Ќ ќ.

«ѕроблема в организации —–ќ не нова, — резюмирует јлександр ¬арич. — ћы видим, что сейчас происходит на строительном рынке. Ќо без поддержки государства при создании —–ќ в грузоперевозках не обойтись. “е же недобросовестные компании смогут объединитьс€, создать свои организации и снова быть на рынке».


јвтор: ≈катерина ћинакова

 

††