ѕерейти на главную страницу  арта сайта

ƒругие статьи номера

„итатели о Ђ¬естникеї (3593)
≈— нам поможет (3682)
¬ыбор –остова площадкой дл€ саммита Ђ≈— Ч –осси€ї может иметь стратегическое значение дл€ региона
—ергей —урженко  
—усальное золото дл€ президентов (3866)
ƒонские отели готов€тс€ к приему участников саммита
Ђ≈дина€ї и неповторима€ (3432)
ѕартийные предпочтени€ населени€ ё‘ќ и — ‘ќ мало отличаютс€ от общероссийских
Ќикита Ћогвинов  
ћэры многолетней Ђвыдержкиї (3556)
продолжат руководить –остовом и  раснодаром
 ирилл ¬ласенко  
»нвестици€ми по безработице (3699)
–егионы —еверного  авказа представили 139 инвестпроектов, претендующих на поддержку из федерального бюджета
ёжный федеральный университет, »нститут экономики и внешнеэкономических св€зей (4101)
 ризисонепробиваемые (3600)
ѕо мнению экспертов, наиболее оптимистичные перспективы развити€ рынка недвижимости имеют развивающиес€ страны,  итай и –осси€
»рина ќсадченко  
ѕрибавление в семействе (4038)
«а 10 лет в ё‘ќ была создана еще одна отрасль машиностроени€
”ль€на —еменова  
ѕродуктовый перевес (3590)
¬ услови€х кризиса наиболее устойчивой оказалась пищева€ промышленность
∆анна —ветлова  
¬торой пошел (3592)
ѕуск энергоблока є2 ¬олгодонской јЁ— благопри€тно скажетс€ на энергообеспечении ёга –оссии
јртем ¬асильев  
Ќа грани правил (4139)
–ынок грузоперевозок нуждаетс€ в государственном регулировании
≈катерина ћинакова  
“аможенные инновации (4379)
ƒл€ строительства таможенно-логистических терминалов нужна инициатива от бизнеса
≈катерина ћинакова  
ѕриказано реабилитироватьс€ (3425)
61% росси€н уверены, что на ќлимпиаде в —очи национальна€ сборна€ выступит не хуже китайцев и канадцев Ч хоз€ев предыдущих »гр
»рина ƒымова  
ќлег ’арченко: Ђ ризис не отразилс€ на полете фантазии архитекторовї (3535)
ѕроцент под присмотром (3504)
ѕосле резкого прошлогоднего повышени€ ставки по депозитам начали снижатьс€
Ћариса Ќикитина  
¬се в сейф (4808)
¬ услови€х конкурентной борьбы банки предлагают комплексный подход к сейфингу
≈катерина ћинакова  
√алина  орниенко: Ђƒемпинг крайне негативен дл€ страхового рынкаї (4072)
≈лена Ѕакеева  
ќправданный риск (3743)
 редитование малого бизнеса по-прежнему рискованно, но очень востребовано
Ћариса Ќикитина  

 

Ѕюджет + грузопоток

є 02 (34) (2010)
 оличество просмотров: 4589
¬ерси€ дл€ печати


ѕроекты, имеющие целью развитие портовых мощностей на ёге –оссии, в докризисный период разрабатывались с расчетом на крупные федеральные вложени€. —егодн€ перспективы получени€ средств, как и прогнозы инвесторов по поводу роста грузопотока, оказались под вопросом, поэтому проекты, наход€щиес€ на бумажной стадии, в большинстве приостановлены. “ем не менее наращивание перегрузочных мощностей портов ёга –оссии идет, и 2010 год должен быть отмечен началом эксплуатации нескольких крупных портовых объектов.

—тройка на государственных деньгах

‘едеральна€ целева€ программа «–азвитие транспортной системы –оссии на 2010-2015 годы» с общим объемом финансировани€ 13,9 трлн рублей — документ, на который возлагаютс€ главные надежды инвесторов портовых проектов. ќбщий объем финансировани€ по подпрограмме «ћорской транспорт» должен составить около 630 млрд рублей, в том числе бюджетное финансирование — 180 млрд рублей, а внебюджетные источники — 450 млрд рублей.

Ќа ёге –оссии ‘÷ѕ предусматривает реализацию трех крупных проектов, с помощью которых должен увеличитьс€ объем экспорта транспортных услуг: комплексное развитие новороссийского транспортного узла, строительство сухогрузного района порта “амань и создание мультимодального универсального транспортно-логистического узла «–остовский универсальный порт». ѕроект комплексного развити€ новороссийского транспортного узла предусматривает в период до 2015 года вложени€ федеральных средств на сумму 58,6 млрд руб., сумма затрат краевого бюджета — 592,9 млн руб. „астные инвесторы (ведущий — ќјќ «Ќовороссийский морской торговый порт») планируют вложить сумму, сопоставимую с федеральными затратами. ѕроект предусматривает развитие портовой инфраструктуры, в том числе создание терминалов по перевалке мазута, зерна, сухих минеральных удобрений, леса, глинозема, а также два контейнерных терминала мощностью по 350 тыс. TEU в год.  роме того, дл€ развити€ транспортного узла необходимо построить автодороги, путепроводы, железнодорожные пути. ¬ комплексе перечисленные меры должны «расшить» узкие места Ќовороссийского порта, ликвидировав несоответствие между развитием портовых мощностей и €вно отстающей железнодорожной и автотранспортной инфраструктурой.

ѕорт “амань к 2015 году, согласно ‘÷ѕ «–азвитие транспортной системы –оссии», должен выйти на показатель перевалки 40 млн тонн грузов в год, сумма финансировани€ из федерального бюджета — 50,5 млрд руб., вклад частного бизнеса — 32,2 млрд руб. ѕредусматриваетс€ создание угольных и контейнерных терминалов, гидротехнических сооружений, автомобильных и железнодорожных паромных комплексов, транспортно-логистических мощностей.

Ќа проект создани€ мультимодального универсального транспортно-логистического узла «–остовский универсальный порт» (–”ѕ) мощностью 16 млн т грузов в год должно быть направлено федеральное финансирование в сумме 5 млрд руб. „астные инвесторы (в том числе инициатор проекта — √  «јзово-ƒонское пароходство») собираютс€ вложить 13,9 млрд рублей, и 1 млрд руб. запланировано выделить из бюджета –остовской области.

ќтдельным разделом в ‘÷ѕ «–азвитие транспортной системы –оссии на 2010-2015 годы» выделена олимпийска€ стройка.   государственным инвестици€м в развитие портовых проектов можно отнести также вложени€ ќјќ «–оссийские железные дороги» в реализацию программы по усилению железнодорожных подходов к портам ёга –оссии. «¬ 2010 году –∆ƒ инвестирует 5,1 млрд рублей в реализацию данного проекта», — сообщили в пресс-службе ќјќ «–∆ƒ». ќбща€ стоимость проекта — 71,5 млрд рублей, с начала реализации проекта ќјќ «–∆ƒ» инвестировало 11,7 млрд рублей.

Ўатка€ гаранти€

¬прочем, даже федеральна€ программа с утвержденным финансированием — не стопроцентна€ гаранти€ дл€ соинвестора — частного бизнеса. “ак случилось, что ‘÷ѕ «–азвитие транспортной системы –оссии» была утверждена ћинтрансом незадолго до начала кризиса — в мае 2008 года. ќднако за€вленные в программе цифры в 2010 году подвергнутс€ сокращени€м. «¬ соответствии с законом о федеральном бюджете на 2010 год на реализацию программы предусматриваетс€ 19,8 млрд рублей, что составл€ет 56% от необходимого уровн€ финансировани€, — за€вил в феврале текущего года заместитель руководител€ ‘едерального агентства морского и речного транспорта (–осморречфлот) –оссии »горь «ј’ј–ќ¬ на расширенном заседании —овета ‘едерального агентства морского и речного транспорта. — ¬ этой св€зи –осморречфлотом разработаны предложени€ по корректировке программы». –есурсы сконцентрированы на приоритетных меропри€ти€х и объектах, таких как объекты в —очи, подготовка к проведению саммита ј“Ё— во ¬ладивостоке, развитие морских портов ”сть-Ћуга и ќл€, а также завершении ранее начатых строек и объектов».

—ами инвесторы, которые уже реализуют крупные портовые проекты с бюджетным финансированием, неохотно обсуждают тему госучасти€: в компани€х Ќћ“ѕ, «јзово-ƒонское пароходство», √  «ќ“Ё ќ», «“оль€ттиазот», «ѕищевые ингредиенты» (три последние компании — стратегические инвесторы создани€ порта “амань) ограничиваютс€ признанием того факта, что планы успешно воплощаютс€ в жизнь, а возникающие вопросы по поводу госучасти€ решаютс€ в рабочем пор€дке.

¬озникающие между инвесторами и представител€ми госвласти разногласи€ при реализации проектов нечасто станов€тс€ предметом публичного обсуждени€, но в марте текущего года первый вице-губернатор  раснодарского кра€ ƒжамбулат ’ј“”ќ¬ озвучил пожелани€ бизнесу по поводу реализации проекта «ѕорт “амань»: «»нвесторам необходимо синхронизировать де€тельность, дл€ этого должна быть создана управл€юща€ компани€, в об€занности которой будет входить координаци€ де€тельности разных компаний».

√лавный архитектор  раснодарского кра€ ёрий –џ—»Ќ по€снил, что недавнее совещание с инвесторами порта “амань вы€вило расхождение между генеральным планом развити€ порта, утвержденным в 2006 году, и реализуемыми планами инвесторов: «Ѕольше всего претензий, как и ранее, к корпорации «“оль€ттиазот», котора€ не привела документы на проект в соответствие с требованием закона. ƒругие инвесторы за€вили о корректировке планов, в частности, по номенклатуре груза, теперь необходимо заново согласовать требовани€ по безопасности перегрузки пищевых продуктов, опасных и других грузов», — рассказал ёрий –ысин, добавив, что коррективы в генплан могут быть внесены до конца текущего года.

ќлимпийский фарватер

ќлимпийский проект, наход€щийс€ под пристальным вниманием власти и общественности, в его «морской» части сегодн€ активно подвергаетс€ корректировке финансовых и иных показателей, что, впрочем, св€зано не только с €влени€ми в экономике и политике, но и с природными катаклизмами. —троительство грузового района порта —очи в устье ћзымты за€вленной мощностью 6 млн тонн грузов в год ведетс€ при со-инвестировании компании «Ѕазовый элемент» (ќќќ «ѕорт —очи »меретинский» входит в управл€ющую дирекцию «ѕортовый бизнес» компании «Ѕазэл»). ќбща€ стоимость проекта — 12 млрд рублей, половина из которых будет выделена инвестором. ¬ декабре 2008 года начались строительно-монтажные работы. «авершение строительства всех 8 причалов порта планировалось на июль 2010 года, но 14 декабр€ прошлого года шторм повредил стро€щиес€ конструкции волнозащитных сооружений порта.  ак сообщил »горь «ахаров, в насто€щее врем€ принимаютс€ меры дл€ завершени€ строительства объекта к но€брю 2010 года. ѕосле 2014 года порт на ћзымте должен быть перепрофилирован в €хтенную гавань на 700 сто€ночных мест, меморандум о намерени€х сотрудничать с оператором €хт-клубов Island Global Yachting в сент€бре 2009 года был подписан «Ѕазовым Ёлементом».

¬торой грузовой порт в устье ѕсоу (объем перевалки — около 5 млн тонн), предусмотренный ‘едеральной целевой программой, после ќлимпиады тоже предполагалось перепрофилировать в марину, однако от идеи под давлением общественного мнени€ было решено отказатьс€. ѕредставители общественности выражали возмущение тем, что порт, вопреки за€вленному проекту, начал строитьс€ не в устье ѕсоу, где расположена база отдыха ‘—Ѕ, а пр€мо в центре поселка »меретинка, р€дом с курортными объектами. —вое возмущение экологи и жители —очи выражали на митингах и пикетах, в итоге вице-премьер правительства –оссии ƒмитрий  ќ«ј , встреча€сь с представител€ми общественности, летом прошлого года сообщил, что изначально проектировщики исходили из объема перевалки грузов 100 млн тонн, однако при повторном подсчете вы€снилось, что реальна€ потребность — 68 млн тонн. —оответственно, потребность в перевозках оказалась значительно ниже за€вленной, поэтому необходимости строить второй порт нет. «а€вление высокого чиновника отчасти успокоило общественность, но жители »меретинки до сих пор не могут получить официального подтверждени€ информации о прекращении строительства.

≈ще два «морских» проекта, реализуемых к ќлимпиаде, касаютс€ возобновлени€ пассажирских перевозок. ѕроект «–еконструкци€ порта —очи» предполагает превращение сочинского морского порта в международный центр морских пассажирских и круиз-ных перевозок, в результате чего порт будет способен принимать круизные суда, достигнув в 2015 году пассажиро-оборота 700 тыс. пассажиров в год, что превысит современный уровень более чем в 3 раза. ‘инансирование проекта из федерального бюджета составит 7,7 млрд руб. “акже будут возрождатьс€ и местные пассажирские морские линии: ‘÷ѕ предусматривает реконструкцию или новое строительство портопунктов в јдлере,  ургородке, ’осте, Ћоо и других населенных пунктах взамен пришедших в негодность сооружений советской постройки. ќбъем инвестиций из федерального бюджета — 4,3 млрд рублей, в насто€щее врем€ оба сочинских проекта наход€тс€ на стадии утверждени€ документации.

 ризисные невозможности

‘инансовый кризис, приостановив р€д амбициозных портовых проектов, позволил экспертам говорить о €вной склонности некоторых за€влений к гигантомании, непродуманности подхода и авантюрности. ¬ 2009 году была приостановлена работа по проекту порта в ѕриморско-јхтарске (за€вленный грузооборот — 4,6 млн тонн, сумма инвестиций — 3,75 млрд рублей), инициаторы проекта, ќќќ « иото ѕорт», планировали финансировать его за счет работы с квотами –оссии на выброс парниковых газов по  иотскому протоколу. “акже озвучивались планы включени€ проекта в конкурс на финансирование из »нвестиционного фонда –оссии или создани€ в ѕриморско-јхтарске свободной экономической зоны портового типа.

’олдинг «Ёћјль€нс» за€вл€л о намерении построить новый порт в “аганроге, дл€ реализации проекта была образована компани€ «ћиусский морской торговый порт», планируемый объем перевалки — 21 млн тонн, сумма инвестиций — 14,2 млрд рублей. Ќа международном инвестиционном форуме «—очи-2008» было подписано соглашение между администрацией –остовской области и ќјќ «Ёћјль€нс» о реализации проекта. ћинистр экономики, торговли, международных и внешнеэкономических св€зей области ¬ладимир Ѕј–“≈Ќ№≈¬ тогда за€вил, что вынесение из “аганрога всех грузовых потоков позволит разгрузить центр города и реализовать новые проекты на высвободившихс€ территори€х. ¬ насто€щее врем€ в ќјќ «Ёћјль€нс» не комментируют ход проекта. ѕо неофициальной информации, в компании ожидают решени€ по поводу привлечени€ в проект других инвесторов.

¬ администрации ≈йска врем€ от времени озвучивают новости по поводу продвижени€ идеи порта в станице  амышеватской. ¬ основе этого проекта, как и в ситуации с портом в “аганроге, лежит иде€ перепрофилировани€ наход€щегос€ в городской черте порта, при этом решено оставить в нем экологически безвредные грузы и развивать пассажирские перевозки. ¬ феврале текущего года за счет средств муниципального бюджета в сумме 1,5 млн рублей был заказан анализ «ƒекларации о намерени€х инвестировани€ в строительство второго грузового района в районе косы  амышеватской». ќдин из инициаторов проекта, »горь Ќј«ј– »Ќ, советник администрации ≈йского района, рассказал, что грузовой район морского порта ≈йск на косе  амышеватска€ с перевалочным комплексом пропускной способностью около 18 млн тонн в год потребует вложений в сумме 20,7 млрд рублей. ¬ администрации ≈йского района сообщали, что кредит на строительство может быть выделен германским Landes Bank. √енеральный директор агентства InfraNews јлексей Ѕ≈«Ѕќ–ќƒќ¬ назвал такие за€влени€ чиновников нелепостью: «ясно, что администраци€ района заинтересована в озвучивании крупных проектов, но дл€ начала следовало бы вы€снить, что Landes Bank — это по сути аналог советских сберегательных касс, банк не занимаетс€ инвестици€ми, тем более за пределами √ермании. ƒанный проект, как и многие, особенно на јзовском море, не имеют ни вн€тной бизнес-модели, ни пула инвесторов». ¬иктор ¬ќ¬ , заместитель председател€ экспертного совета комиссии —овета ‘едерации по национальной морской политике, ранее занимавший должность генерального директора ќјќ «–остовский порт», считает, что проблема сосуществовани€ порта с городом может быть решена за счет поиска инвесторов, заинтересованных в использовании освобождающейс€ территории. «ѕрограмма переноса порта в –остове реализуетс€ много лет, строительство порта на левом берегу ƒона в ценах 2001 года без индексации оценивалось в сумму более 1 млрд рублей. »сточники финансировани€ и механизмы реализации пон€тны: город выдел€ет земельный участок, порт оставл€ет за собой часть территории на набережной.  роме того, возможно участие в проекте потенциальных застройщиков освобождающихс€ территорий, — по€снил ¬иктор ¬овк. — ј в случае с портом в  амышеватской механизм финансировани€ проекта неочевиден».

»стина в грузопотоке

ѕрогноз грузопотока — не менее остра€ тема дл€ инвесторов, чем проблема госучасти€ в проекте. Ќо прогнозы здесь еще более туманны, чем перспективы получени€ бюджетного финансировани€. —татистические данные за 2009 год не вы€вл€ют €вных тенденций падени€ или существенного роста показателей отрасли. ѕри этом даже в конце 2008 года, в разгар кризиса, ввод в эксплуатацию новых перевалочных мощностей не прекращалс€: компани€ «Ёфко» в порту “амань запустила терминал по перевалке жидких масел мощностью 30 тыс. тонн в мес€ц, осенью 2009 года «јќ «“орговый порт» (–остов) запустило терминал по перевалке цемента. ¬ феврале текущего года было завершено строительство одного из крупных объектов на „ерном море — перевалочного комплекса экспортных зерновых культур мощностью 2.4 млн тонн в год, инвестор проекта — ќјќ «“уапсинский морской торговый порт» — вложил в терминал 1,8 млрд рублей собственных и заемных средств.

ѕланы создани€ новых мощностей по перевалке зерна и пищевых продуктов озвучивают и другие компании: ќќќ «ѕищевые »нгредиенты» в 2010 году намерено начать строительство элеватора на 240 тыс. тонн, а также дополнительных перевалочных мощностей в порту “амань. √руппа компаний «ƒело» готова в ближайшее врем€ построить в Ќовороссийске зерновой терминал мощностью 2.5 млн тонн, сумма вложений — 1,5 млрд рублей. ќјќ «Ќовороссийский морской торговый порт» недавно сообщило о начале перевооружени€ терминального комплекса ќјќ «Ќовороссийский зерновой терминал» (ќјќ «Ќ«“») с целью увеличени€ перевалочных мощностей на 2 млн тонн в год.

ѕо мнению экспертов, все стро€щиес€ и за€вленные мощности по перевалке зерна в глубоководных портах „ерного мор€ будут востребованы. Ќиколай ƒ≈ћ№яЌќ¬, руководитель службы по св€з€м с общественностью ќјќ «ћеждународна€ зернова€ компани€», считает, что помимо введенного в “уапсе нужен еще как минимум один крупный глубоководный зерновой терминал в –оссии, «чтобы планово и безболезненно выстраивать логистику при движении зерна в порты».

ѕерспективными признаютс€ и проекты по перевалке углеводородов и химических продуктов на „ерном море, некоторые из них в ближайшее врем€ будут введены в эксплуатацию. “ак, √  «ќ“Ё ќ» завершает строительство терминала по перевалке —”√, нефти и нефтепродуктов (оператор проекта — «јќ «“аманьнефтегаз»), проектна€ мощность — около 10,5 млн т, срок ввода терминала в эксплуатацию намечен на но€брь 2010 года. ќќќ «“уапсинский балкерный терминал» (структура ќјќ «≈врохим») в насто€щее врем€ проводит пробные пуски терминала по перевалке минеральных удобрений (мощность — 3,5 млн т грузов в год, сумма инвестиций — 2 млрд рублей). «√лубоководные порты „ерного мор€, позвол€ющие работать с крупными судовыми парти€ми, имеют потенциал роста грузооборота, а что касаетс€ портов јзовского мор€, то проекты с за€вленным грузооборотом в миллионы тонн вызывают удивление — € не вижу заказчиков грузоперевозок, которые могли бы быть заинтересованы в перевалке такого количества грузов», — считает јлексей Ѕезбородов.


јвтор: —ергей ћельников

 

††