ѕерейти на главную страницу  арта сайта

ƒругие статьи номера

„итатели о Ђ¬естникеї (3577)
≈— нам поможет (3664)
¬ыбор –остова площадкой дл€ саммита Ђ≈— Ч –осси€ї может иметь стратегическое значение дл€ региона
—ергей —урженко  
—усальное золото дл€ президентов (3855)
ƒонские отели готов€тс€ к приему участников саммита
Ђ≈дина€ї и неповторима€ (3416)
ѕартийные предпочтени€ населени€ ё‘ќ и — ‘ќ мало отличаютс€ от общероссийских
Ќикита Ћогвинов  
ћэры многолетней Ђвыдержкиї (3544)
продолжат руководить –остовом и  раснодаром
 ирилл ¬ласенко  
»нвестици€ми по безработице (3686)
–егионы —еверного  авказа представили 139 инвестпроектов, претендующих на поддержку из федерального бюджета
ёжный федеральный университет, »нститут экономики и внешнеэкономических св€зей (4085)
 ризисонепробиваемые (3582)
ѕо мнению экспертов, наиболее оптимистичные перспективы развити€ рынка недвижимости имеют развивающиес€ страны,  итай и –осси€
»рина ќсадченко  
ѕродуктовый перевес (3572)
¬ услови€х кризиса наиболее устойчивой оказалась пищева€ промышленность
∆анна —ветлова  
¬торой пошел (3575)
ѕуск энергоблока є2 ¬олгодонской јЁ— благопри€тно скажетс€ на энергообеспечении ёга –оссии
јртем ¬асильев  
Ѕюджет + грузопоток (4570)
Ќа ёге –оссии продолжаетс€ строительство новых портовых мощностей
—ергей ћельников   
Ќа грани правил (4120)
–ынок грузоперевозок нуждаетс€ в государственном регулировании
≈катерина ћинакова  
“аможенные инновации (4362)
ƒл€ строительства таможенно-логистических терминалов нужна инициатива от бизнеса
≈катерина ћинакова  
ѕриказано реабилитироватьс€ (3408)
61% росси€н уверены, что на ќлимпиаде в —очи национальна€ сборна€ выступит не хуже китайцев и канадцев Ч хоз€ев предыдущих »гр
»рина ƒымова  
ќлег ’арченко: Ђ ризис не отразилс€ на полете фантазии архитекторовї (3514)
ѕроцент под присмотром (3489)
ѕосле резкого прошлогоднего повышени€ ставки по депозитам начали снижатьс€
Ћариса Ќикитина  
¬се в сейф (4792)
¬ услови€х конкурентной борьбы банки предлагают комплексный подход к сейфингу
≈катерина ћинакова  
√алина  орниенко: Ђƒемпинг крайне негативен дл€ страхового рынкаї (4054)
≈лена Ѕакеева  
ќправданный риск (3724)
 редитование малого бизнеса по-прежнему рискованно, но очень востребовано
Ћариса Ќикитина  

 

ѕрибавление в семействе

є 02 (34) (2010)
 оличество просмотров: 4018
¬ерси€ дл€ печати


ћинувшее дес€тилетие дл€ машиностроени€ ёга –оссии стало временем не только выживани€ и реанимации, но и обретени€ совершенно новой отрасли, которой не могут похвастатьс€ подавл€ющее большинство регионов, — автомобильной промышленности. ≈е становление в регионе стало насто€щим бумом и визитной карточкой ё‘ќ нынешнего века.
 

—вои колеса

Ќасто€щим событием дес€тилети€ дл€ южного машиностроени€ стало по€вление новой отрасли — автомобильной промышленности. ѕервенцем и флагманом южнороссийского автопрома стал “аганрогский автомобильный завод (“агј«, входит в состав ‘ѕ√ «ƒонинвест»), запущенный в эксплуатацию как раз в разгар дефолта 1998 года на базе “аганрогского комбайнового завода (стоимость проекта —$300 млн). ѕоддерживаемое донскими власт€ми предпри€тие мощностью 120 тыс€ч автомобилей в год, имело планы по расширению производства до 450 тыс€ч и создавалось специально дл€ сборки южнокорейских автомобилей семейства Daewoo. ќднако даже «отверточна€ сборка» при созданном обладминистрацией льготном режиме «таможенного склада» Daewoo Espero и Daewoo Nexia на фоне резкого роста курса доллара сделала легковушки стоимостью 11 тыс€ч долларов не по карману потребител€м.   тому же азиатский экономический кризис создал проблемы уже у самой корейской компании, и проект пришлось свернуть.

¬ апреле 2000 года завод подписал контракт с концерном PSA о сборке автомобилей Citroen Berlingo. ¬ феврале 2001 года был подписан контракт с южнокорейской компанией Hyundai, а в мае этого же года на “агј«е началось производство модели Hyundai Accent последнего поколени€.

¬се последующие годы предпри€тие собирает автомобили именно этого семейства (дополнительно начал производить модели Sonata, Elantra, грузовик Porter, внедорожник Santa Fe, автобус Hyundai County), однако выйти на обещанные показатели продаж в 450 тыс€ч авто он так и не смог, ограничившись паспортными мощност€ми (в прошлом году было продано чуть менее 30 тыс€ч машин).

¬ кризисном году руководству компании удалось добитьс€ от ћЁ–“а включени€ шести своих моделей в льготный список машин, которые росси€не смогут приобрести в кредит по субсидируемой ставке. Ёто хоть как-то поддержало предпри€тие на плаву при общем падении отечественного автопрома.

¬ прошлом году было объ€влено о намерении собственников вывести на российский рынок новую модель — седан —-класса разработки “агј« Vega, о чем мечтали таганрогские автоинженеры с момента пуска предпри€ти€. ѕредполагалось, что машина будет выпускатьс€ в восьми комплектаци€х в ценовом диапазоне 10-15 тыс€ч долларов (в зависимости от комплектации). ¬ насто€щий момент локализаци€ ее производства составл€ет около 15% и в перспективе будет увеличена до 30%.

ќднако, по мнению аналитика »  «“ройка ƒиалог» √еннади€ —”’јЌќ¬ј, «в нынешнее врем€ при кризисе во всем автопроме крайне сложно будет начать производство и вывод на рынок никому неизвестной модели. —омнительно, что она получит распространение за пределами –остовской области при отсутствии надлежащих сервисных центров. —ам “агј« сегодн€ не в состо€нии создать с нул€ новую модель».

¬ то же врем€ так и не осуществились планы менеджмента компании на расширение географии производства своих моделей в ё‘ќ. ¬ частности, осталс€ на бумаге проект организации азовского филиала “агј«а (в « улешовской промзоне»), где планировалось собирать в год 200 тыс€ч китайских авто Chery. «акупив оборудование дл€ сборки Chery на сумму около$150 млн, “агј« так и не смог начать производство: часть оборудовани€ и машинокомплекты остались в портах и на складах временного хранени€, так как у компании не хватило средств на их растаможку.

ѕока повис в воздухе и проект организации автосборочного производства на 100 тыс€ч авто во ¬ладикавказе, рассчитанный на инвестирование 3,7 млрд рублей.  ак сообщил «¬естнику» министр экономики –еспублики —еверна€ ќсети€-јлани€ «аур  ”„»≈¬, проект не закрыт, а лишь «отложен», и на него очень рассчитывают в республике, так как он предусматривает организацию дополнительно 4 тыс€ч рабочих мест.

≈ще один южнороссийский субъект ‘едерации также за это дес€тилетие присоединилс€ к отечественному автопрому. ¬ 2008 году в „еченской –еспублике на бывшем аргунском заводе «ѕищемаш» была открыта производственна€ лини€ по сборке 100 тыс€ч легковых автомашин семейства ¬ј« (¬ј«-21074 и хэтчбеки «Ћада-ѕриора»), а также джипов «—талкер» и малотоннажных грузовиков. ѕока грандиозные цифры — лишь сладкие мечты республиканского руководства, но в текущем году ќјќ «„еченавто» намерено собрать пор€дка 7 тыс€ч легковых автомобилей семейства Lada, предполага€ в 2011 году выйти на показатели 20 тыс€ч авто.

ћинистр промышленности и энергетики „еченской –еспублики ќлхазур јЅƒ”Ћ ј–»ћќ¬ за€вил тогда, что к 20102011 гг. планируетс€ выпускать уже до 30 тыс€ч автомашин в год. ѕри этом чеченское руководство было уверено, что к означенному сроку будут готовы пустить не один, а сразу семь предпри€тий по выпуску как автомобилей ¬ј«, так и автокомпонентов к ним. Ќазывались, кроме аргунского «ѕищемаша», грозненские Ёлектроремонтный завод и «“рансмаш», а также гудермесский завод «ћединструмент». Ќо, учитыва€, что сегодн€ спрос на автомобили в –оссии уменьшилс€ почти на 30% как из-за падени€ доходов населени€, так и из-за отсутстви€ банковских кредитов на приобретение авто, в ближайшие два года серьезно говорить о росте производства в стране и спроса на технику не приходитс€.

ќднако даже за€влени€ чеченского руководства о том, что реализаци€ программы позволит создать до 10 тыс€ч рабочих мест, в „–, где проблема безработицы стоит особенно остро, будут дорогого стоить.

ѕытаетс€ не отстать от модной тенденции и  арачаево-„еркеси€. ¬ республике на заводе «ƒер-вейс» в 2004 году пытались наладить производство внедорожников « овбой» оригинальной модификации, но, продав около 500 машин, в итоге отказались от этой идеи. ¬ €нваре текущего года было объ€влено, что автозавод совместно с китайскими разработчиками намерен собирать до 100 тыс€ч авто седана Lifan из ѕоднебесной.

≈сть собственные автопланы и на  убани. –уководство ќјќ «“ихорецкий машиностроительный завод имени ¬.¬. ¬оровского» ( раснодарский край, выпускает путевые машины, мотовозы, автомотрисы, прицепные платформы) подписало соглашение об образовании на своих мощност€х сборочного производства по выпуску городских и междугородних автобусов с китайской компанией YanTai Shuchi Vehicle Co. Ltd. ѕредполагаетс€, что с 2011 года “ћ« начнет собирать у себ€ от 300 до 500 автобусов в год, перва€ парти€ которых будет приобретена кубанскими власт€ми дл€ нужд кра€.

 ак сообщил в беседе с «¬естником» председатель совета директоров “ћ« јлексей ‘≈Ќƒ–» ќ¬, решение о диверсификации производства руководством компании было прин€то из-за резкого падени€ заказов в 2009 году со стороны своего основного потребител€ ќјќ «–∆ƒ» (более половины объемов “ћ«, остальное приходитс€ на долю промышленных предпри€тий –оссии).

„етырехкратное падение заказов вынудило “ћ« искать способы частичного перепрофилировани€ производства, дл€ чего и было заключено соглашение с китайским автозаводом. ѕредполагаетс€, что 300 млн рублей вложат китайцы, 200 — российска€ сторона, котора€ выдел€ет участок завода дл€ переоборудовани€. «” нас уже есть предварительна€ договоренность с администрацией  раснодарского кра€ о закупке всей партии собранных автобусов дл€ местных нужд, — сообщил господин ‘ендриков, — если этот опыт будет успешным, то мы рассмотрим вопрос о строительстве отдельного сборочного цеха».

∆аткой в небо

ƒо по€влени€ в ё‘ќ автопрома безусловным лидером машиностроени€ полвека вполне закономерно считалось сельхозмашиностроение. — развалом ———– рассчитанный на снабжение зерноуборочной техникой стран всего соцлагер€ «–остсельмаш» стал приходить в упадок. ≈сли в 1984 году флагман мирового комбайностроени€ выпустил свой двухмиллионный комбайн, производ€ до 85 тыс€ч машин в год, то в 1999 году с конвейера сошли лишь 850 штук.

¬ начале нового тыс€челети€ к управлению «–остсельмаша» пришел новый собственник — группа «Ќовое —одружество», попытавша€с€ оживить производство. —обственник погасил старые долги предпри€ти€, инвестировав в производство техники несколько миллиардов рублей. Ёто позволило –—ћ увеличить свою долю на рынке среди отечественных предпри€тий с 56% в 1998-м до 62% в 2002 году при росте объемов продаж в 17,5 раза.

—егодн€ «–остсельмаш» входит в п€терку крупнейших мировых производителей комбайнов и сельскохоз€йственной техники, занимет 17% мирового рынка сельхозтехники и 65% — –оссии и —Ќ√, выпуска€ 5-7 тыс€ч машин ежегодно (до кризиса).

«а эти годы «Ќовое —одружество» приобрело госпакеты акций других профильных предпри€тий –остовской области, таких как ќјќ «ћорозовсксельмаш» (20%) и ќјќ « алитвасельмаш» (20%), включив их в один холдинг. ¬ывело на рынок новые модели комбайнов п€того и шестого поколений (ACROS, VECTOR, RSM 181, «Ќива-Ёффект», DON 680ћ), в прошлом году был презентован комбайн седьмого поколени€ TORUM, с которым «Ќовое —одружество» рассчитывает выйти на рынки —еверной јмерики.

¬ 2007 году холдинг приобрел знаковый зарубежный актив — канадского производител€ тракторов Buhler Industries Inc., располагающего 10 производственными площадками и восемью дистрибьюторскими центрами в —Ўј и  анаде. ќжидалось, что именно он станет «тро€нским конем» ростовских комбайностроителей дл€ продвижени€ на этот отдаленный рынок, куда еще не ступала жатка отечественных машин.

ќднако кризис сильно повли€л на планы холдинга, поставив под вопрос экспансию ростовской зерноуборочной техники на новые рынки. ѕадение доходов сел€н, как основных потребителей продукции «–остсельмаша», и недоступность приемлемых кредитных ресурсов в конце 2008 года поставили предпри€тие в отча€нное положение, которое пришлось решать лишь с непосредственным участием премьера ¬ладимира ѕутина. —рочный визит в –остов и демонстраци€ ему забитых непроданной техникой складов и заводской территории на фоне массовых увольнений произвели впечатление на правительство и сподвигли его на прин€тие протекционистских мер. ¬ результате было решено ввести на 9 мес€цев новую ограничительную пошлину на импорт иностранной техники в размере 15% в соотношении не менее 120 евро за 1 к¬т мощности двигател€. ¬ 2009 году на субсидирование кредитных ставок по заимствовани€м сельхозпроизводителей было направлено до 500 млн рублей. «–осагролизинг» получил в свой уставной капитал дополнительно 25 млрд рублей, что позволило сохранить динамику поставок техники в кресть€нские хоз€йства на последующие три мес€ца, освободив склады «–остсельмаша».

¬ то же врем€, по мнению главы «Ќового —одружества»  онстантина ЅјЅ »Ќј, на фоне снижени€ налоговой нагрузки и ставки рефинансировании ÷Ѕ поддержка экспорта €вл€етс€ наиболее востребованным механизмом дл€ российских компаний. ѕо его словам, действующие механизмы по поддержке экспорта сельскохоз€йственной техники (экспортное кредитование, страхование рисков, предоставление государственных гарантий) должным образом не работают. »з-за этого дол€ экспорта сельскохоз€йственной техники в общем объеме производства в –‘ в 2006-2008 годы сократилась с 21 до 18% (в —Ўј этот показатель превышает 60, в √ермании — 80%). »з-за пробуксовки действующих механизмов по поддержке экспорта, считает  онстантин Ѕабкин, дол€ экспорта сельхозтехники в общем объеме ее производства в –‘ в 20062008 годы сократилась с 21 до 18% (в —Ўј этот показатель превышает 60%, в √ермании — 80%). ¬ «–осагромаше» полагают, что единственной действенной мерой может быть субсидирование процентных ставок на производство продукции, предназначенной на экспорт.

—оздание в прошлом году “аможенного союза –оссии, Ѕеларуси и  азахстана позволило узаконить ограничительные пошлины на более долгий срок и несколько сн€ть озабоченность ростовских производителей напором импорта.

ќднако в пылу борьбы они просмотрели другую опасность — растущую конкуренцию со стороны бывшего «отверточного» кубанского завода Claas. ќткрытый в 2005 году завод долгое врем€ работал исключительно как сборочное производство импортных машинокомплектов. ¬ 2005 году было собрано 200 комбайнов, в 2007 году — 300, в 2008 году — 400. Ќачали выпуск новой модели Tucano, котора€ по мощности стоит между Mega и Lexion (Lexion — сама€ мощна€ и продаваема€ модель комбайна у Claas), особо не пыта€сь срочно наращивать объемы производства.

ќднако экономический кризис подстегнул иностранного производител€ к инвестированию в увеличение доли локализации на предпри€тии, чтобы попасть в льготный список «отечественных предпри€тий», на которые распростран€ютс€ меры по правительственной поддержке отрасли.

¬ феврале 2010 года ≈Ѕ–– сообщил о намерении финансировать проект расширени€ краснодарского сборочного предпри€ти€ Claas. ќбщий объем программы может составить пор€дка$75 млн. »з них 20 млн планируетс€ направить на пополнение оборотного капитала, 55 — на строительство второй очереди завода.

ќсенью прошлого года в ходе переговоров представители зарегистрированного в  раснодаре ќќќ « лаас» заручились поддержкой краевых властей.   насто€щему моменту концерн решил вопросы, св€занные с получением земельного участка под расшир€ющеес€ производство. ¬ самом ќќќ « лаас» сообщили, что в итоге модернизации планируетс€ нарастить проектную мощность завода вдвое — до 2 тыс€ч единиц техники в год, а также заметно увеличить степень локализации — с нынешних 30 до 50%, сделав комбайны «российскими». Ќемцы намерены наладить в  раснодаре практически полное производство деталей корпусов комбайнов, включа€ штамповку и окраску. ѕредполагаетс€, что втора€ очередь предпри€ти€ может быть запущена в 2013 году.

“аким образом, за последнее дес€тилетие на ёге –оссии образовалс€ уже не один, а два центра производства отечественного комбайностроени€.

¬ топку

“реть€ традиционна€ составл€юща€ регионального машиностроени€ — производство локомотивов. ѕереживший в начале века «предбанкротные времена» Ќовочеркасский электровозостроительный завод (ЌЁ¬«) перешел в руки новых собственников — компании «“ранс-машхолдинг». —озданна€ усили€ми людей, близких к руководству ќјќ «–∆ƒ», компани€ ориентировалась в первую очередь на удовлетворение потребностей этого естественного монополиста.

Ќа ЌЁ¬«е была проведена традиционна€ процедура вывода «здорового €дра» основных фондов в новую акционерную компанию с чистым счетом и оставлением всех долгов на счетах прежнего ќјќ. ѕосле чего собственник начал вкачивать средства в техническое перевооружение нового ќќќ ѕ «ЌЁ¬«».

ѕредпри€тию повезло с тем, что как раз в конце дес€тилети€ была прин€та «—тратеги€ развити€ железнодорожного транспорта –оссийской ‘едерации до 2030 года», согласно которой планировалось направить на приобретение подвижного состава более 3,1 трлн рублей, в том числе на закупку локомотивов — более 986 млрд рублей, а это свыше 23,3 тыс€чи электро- и тепловозов.

Ќа ЌЁ¬«, как на флагмана отечественного локомотивостроени€, ложитс€ основна€ нагрузка от заказов железнодорожного ведомства. ј значит, работой завод будет обеспечен еще на добрых два дес€тка лет.

—ами собственники за€вл€ли о намерении до 2015 года удвоить объемы своего производства — до 600 секций в год 12 типов электроподвижного состава. ќжидалось, что до 2011 года «“рансмашхолдинг» должен передать железнодорожникам 212 единиц новых магистральных электровозов моделей Ё5  (грузовой) и Ёѕ2  (пассажирский) новочеркасского производства.

ќднако экономический кризис заставил –∆ƒ пересмотреть свою инвестиционную программу, и сегодн€ закупки локомотивов никак не могут перейти на упор€доченную основу.

¬озможно, последние выборы на ”краине предостав€т ЌЁ¬«у определенные надежды. ¬ марте 2007 года ‘онд госимущества ”краины продал «“рансмашхолдингу» через подконтрольную ему «јќ ”  «Ѕр€нский машиностроительный завод» за$58,5 млн госпакет из 76% акций ’  «Ћугансктепловоз», монополиста местного рынка по производству магистральных тепловозов, дизель-поездов, электропоездов и транспортеров. ѕредполагалось, что за счет его мощностей, которые были загружены лишь на 20%, холдинг сможет обеспечить потребности –∆ƒ в грузовых магистральных тепловозах. ѕо оценкам экспертов, до 2015 года потребность –∆ƒ в них составит от 1,9 до 2,4 тыс. штук (цена вопроса — пор€дка $2-2,5 млрд). ¬ руководстве холдинга не раз за€вл€ли о намерении перенести из Ќовочеркасска в Ћуганск выпуск отдельных комплектующих дл€ производства магистральных локомотивов, освободив дл€ этого мощности на ЌЁ¬«е.

ќднако прежнее руководство оспорило результаты торгов, и несколько лет вопрос о собственнике «Ћугансктепловоза» оставалс€ нерешенным. ѕобеда на выборах ¬иктора януковича, вполне возможно, внесет €сность в ситуацию, открыв дополнительную калитку на рынок дл€ новочеркасского завода.

ѕока же на ЌЁ¬«е с оптимизмом могут смотреть в будущее. Ќикакие кризисы не останов€т движение по железным дорогам –оссии, т€говую силу которого так или иначе все равно составит продукци€ столицы донского казачества.


јвтор: ”ль€на —еменова

 

††