Перейти на главную страницу Карта сайта

Другие статьи номера

Читатели о «Вестнике» (3702)
ЕС нам поможет (3770)
Выбор Ростова площадкой для саммита «ЕС — Россия» может иметь стратегическое значение для региона
Сергей Сурженко  
Сусальное золото для президентов (3965)
Донские отели готовятся к приему участников саммита
«Единая» и неповторимая (3530)
Партийные предпочтения населения ЮФО и СКФО мало отличаются от общероссийских
Никита Логвинов  
Мэры многолетней «выдержки» (3655)
продолжат руководить Ростовом и Краснодаром
Кирилл Власенко  
Южный федеральный университет, Институт экономики и внешнеэкономических связей (4216)
Кризисонепробиваемые (3699)
По мнению экспертов, наиболее оптимистичные перспективы развития рынка недвижимости имеют развивающиеся страны, Китай и Россия
Ирина Осадченко  
Прибавление в семействе (4139)
За 10 лет в ЮФО была создана еще одна отрасль машиностроения
Ульяна Семенова  
Продуктовый перевес (3694)
В условиях кризиса наиболее устойчивой оказалась пищевая промышленность
Жанна Светлова  
Второй пошел (3693)
Пуск энергоблока №2 Волгодонской АЭС благоприятно скажется на энергообеспечении Юга России
Артем Васильев  
Бюджет + грузопоток (4692)
На Юге России продолжается строительство новых портовых мощностей
Сергей Мельников   
На грани правил (4246)
Рынок грузоперевозок нуждается в государственном регулировании
Екатерина Минакова  
Таможенные инновации (4486)
Для строительства таможенно-логистических терминалов нужна инициатива от бизнеса
Екатерина Минакова  
Приказано реабилитироваться (3526)
61% россиян уверены, что на Олимпиаде в Сочи национальная сборная выступит не хуже китайцев и канадцев — хозяев предыдущих Игр
Ирина Дымова  
Олег Харченко: «Кризис не отразился на полете фантазии архитекторов» (3631)
Процент под присмотром (3596)
После резкого прошлогоднего повышения ставки по депозитам начали снижаться
Лариса Никитина  
Все в сейф (4925)
В условиях конкурентной борьбы банки предлагают комплексный подход к сейфингу
Екатерина Минакова  
Галина Корниенко: «Демпинг крайне негативен для страхового рынка» (4173)
Елена Бакеева  
Оправданный риск (3851)
Кредитование малого бизнеса по-прежнему рискованно, но очень востребовано
Лариса Никитина  

 

Инвестициями по безработице

№ 02 (34) (2010)
Количество просмотров: 3793
Версия для печати


На сегодня отобраны 16 наиболее перспективных проектов стоимостью более 224 млрд рублей, 86% от этой суммы предполагается получить из внебюджетных источников. Самый крупный проект, рассчитанный на 112 млрд рублей, профинансирует «Лукойл».

Программа социально-экономического развития Северо-Кавказского федерального округа (СКФО) должна быть разработана к июлю. Среди ее приоритетов — гидроэнергетика, курортно-рекреационный комплекс и АПК, проанонсировал полномочный представитель президента в регионе Александр ХЛОПОНИН на мартовском совещании в Нальчике.

Полпред назвал три основные проблемы СКФО — высокую дотационность всех субъектов округа, высокий уровень безработицы и «тотальную коррупцию». «Главная проблема — это безработица.

Поэтому необходимо обеспечить условия для привлечения инвестиций с тем, чтобы создавать рабочие места, развивать малые предприятия», — заявил Александр Хлопонин. Он предложил открыть на Северном Кавказе инновационно-образовательный кластер, а в его рамках — профессионально-технические училища с финансовым участием действующих в регионе крупных компаний — «Роснефти», «Газпрома» и других. Президент РФ Дмитрий МЕДВЕДЕВ поддержал эту идею, добавив, что поддержит и идею открытия в СКФО крупного университетского центра, если «мы будем готовы» к этому и если это будет «реально действующий центр».

Коррупция на Северном Кавказе «охватила практически все органы власти, в том числе правоохранительные и судебные», констатировал генеральный прокурор РФ Юрий ЧАЙКА. По данным главы Следственного комитета при Прокуратуре РФ Александра БАСТРЫКИНА, в 2009 году в СКФО было возбуждено на 67% больше уголовных дел о коррупции, чем в 2008-м. В рамках этих дел к ответственности привлечено 514 лиц, из которых более 200 — сотрудники правоохранительных органов. «Гораздо сложнее («чем поиск и уничтожение террористов». — Прим. «Вестника»)… побороть клановость, которая сложилась на Кавказе за несколько веков, и коррупцию… Но мы все равно будем этим заниматься, как и наведением порядка силовыми методами», — пообещал Дмитрий Медведев.

Тем временем субъекты СКФО представили в Минрегионразвития и Минэкономразвития 139 инвестиционных проектов, претендующих на поддержку из федерального бюджета. По информации Александра Хлопонина, уже сформирован предварительный перечень перспективных проектов, которым может быть оказана адресная поддержка за счет средств Инвестиционного фонда РФ.

«На данный момент в перечень вошли 16 проектов, предусмотренных к реализации в шести субъектах СКФО: Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкесии, Ингушетии, Северной Осетии, Дагестане и Ставропольском крае», — рассказал полпред. Общий объем инвестиций в эти проекты превышает 224 млрд рублей, из них объем привлекаемых внебюджетных средств — 194 млрд рублей, или более 86%. Финансирование из Инвестфонда может составить около 27 млрд рублей.

Среди наиболее интересных проектов, имеющих стратегическое значение, Александр Хлопонин назвал создание комплекса по переработке газа в Ставропольском крае, завершение строительства ГЭС в Северной Осетии, освоение месторождения нерудных полезных ископаемых в Кабардино-Балкарии, реконструкцию газотурбинной электростанции в Ингушетии. Самый крупный проект, рассчитанный на 112 млрд рублей, профинансирует компания «Лукойл».

Реализация данных проектов позволит создать около 12 тыс. новых рабочих мест и поможет стабилизировать социально-экономическую ситуацию в регионе, считает полпред.

Алексей Титков, эксперт Высшей школы экономики:

— Есть традиционный срок подведения первых итогов работы в новой должности — 100 дней. У Александра Хлопонина, назначенного полпредом президента на Северном Кавказе, прошло чуть больше половины этого срока. Впрочем, для руководителей такого типа, как Хлопонин, даже не обязательно вникать в проблематику нового направления деятельности — достаточно иметь менеджерский подход. Калькуляция имеющихся ресурсов, общение с основной группой экспертов — сейчас Хлопонин повторяет свой стиль восьмилетней давности, когда стал губернатором Красноярского края. Возможно, он считает этот стиль универсальным подходом.

Одно из первых заявлений, которое сделал Хлопонин-полпред, — о разработке комплексной программы социально-экономического развития СКФО. Здесь он не придумал ничего нового в сравнении с другими управленцами: объявить о подготовке новой программы, вне зависимости от того, была ли реализована предыдущая. Главный сейчас вопрос — кто будет разрабатывать эту программу и насколько в ней будут учтены интересы регионов, экспертные наработки. Не менее существенный момент — сроки разработки. Политическая конъюнктура требует, чтобы программа была подготовлена «позавчера», но в таком случае она рискует получиться скомканной. Однако у Хлопонина есть хорошая черта — он старается вникать в вопросы, которыми занимается. Ему нужна не просто книга с красивым переплетом, а реальный документ. Важно не повторить ошибок федеральной целевой программы «Юг России». Прежде всего, не надеяться так сильно на внебюджетные источники финансирования. Не думаю, что спутать карты Хлопонину способны недавние теракты. Взрывы на Северном Кавказе гремели и раньше. Это фактор риска, который нужно иметь в виду новому полпреду при работе в регионе.

Виталий Иванов, вице-президент Центра политической конъюнктуры России, член Общественной палаты РФ:

— Что важнее — трата дополнительных средств на Северный Кавказ или наличие идей, под которые эти средства будут выделяться? Предлагается, например, развивать туристический потенциал региона. Эта идея лежит на поверхности. Однако не факт, что можно убедить людей, особенно иностранцев, приезжать отдыхать в СКФО, до тех пор пока здесь происходят теракты. Необходимо объяснить самим себе, на что тратить деньги в этом регионе. Можно закидать его деньгами, но, учитывая, что сейчас не «тучные годы», сделать этого не удастся. Ни у Хлопонина, ни у его непосредственного начальника нет до конца понимания того, как себя вести по отношению к Кавказу. Хотя за два месяца, прошедших с момента назначения Хлопонина полпредом, понимания стало больше. Он уже в теме — кто есть кто в регионе, с кем как себя вести. Хлопонин более приближен к региональной власти, а кроме того, наделен дополнительными полномочиями зампреда правительства. Правда, в отличие от предыдущих полпредов, Хлопонин, с точки зрения публичного позиционирования, не силовой полпред. Он не генерал-губернатор, не наместник Северного Кавказа, а инициатор реализации на его территории инвестиционных проектов. Такое позиционирование Хлопонина дополнительно провоцирует региональную элиту проверить его на прочность.

Хлопонин объявил о разработке программы социально-экономического развития СКФО. Однако продумать что-то абсолютно новое трудно. В том же Красноярском крае Хлопонин реализовывал проекты, задуманные еще в советские времена. Поэтому и развитие Северного Кавказа будет не таким уж новым. Дело не в содержании, а в воле Хлопонина добиваться реализации программы, в согласии Медведева и Путина давать деньги под Хлопонина, оказывать его проектам политическую поддержку.

Ростислав Туровский, руководитель департамента региональных исследований Центра политических технологий:

— О результатах работы Александра Хлопонина в должности полпреда говорить еще рано. Формирование команды, определение места дислокации — двух месяцев недостаточно, чтобы приступить к реальной деятельности. Пока Хлопонин один работает за целое полпредство. Представители региональной элиты будут демонстрировать Хлопонину максимальную лояльность, поэтому появляются риски, что главы республик будут слегка душить нового полпреда в объятиях, защищая при этом свои интересы.

К лету появится программа развития Северного Кавказа, о которой объявил Хлопонин. Он должен помнить, что программу «Юг России» погубило не качество текста, а финансирование. В условиях кризиса финансирование из Центра сокращается, а ждать активного софинансирования из бюджетов регионов не приходится. Как долго сможет тянуть программу федеральный бюджет — вопрос открытый. Чтобы программа реализовывалась, Хлопонину придется выбивать деньги. Он говорит о новых подходах к развитию Северного Кавказа, выступая, в частности, за создание здесь особых экономических зон. Однако есть сомнения в использовании в СКФО схем, применявшихся в Красноярском крае. Среди сдерживающих факторов — черные коррупционные дыры в регионе, а также позиция Минфина, выступающего против ОЭЗ.

После мартовских терактов федеральная власть опять переключится на решение проблем Северного Кавказа при помощи силовых структур. Экономическая тематика, боюсь, может отойти на второй план. Хлопонину придется напоминать Москве, что без решения социально-экономических вопросов проблемы терроризма и экстремизма решены не будут.