Перейти на главную страницу Карта сайта

Другие статьи номера

Читатели о «Вестнике» (3587)
Южный федеральный: перезагрузка (3732)
«Он — состоятельный человек, воровать ему, к счастью, не надо», — говорит об Александре Хлопонине глава Счетной палаты Сергей СТЕПАШИН
Никита Логвинов  
Магомедсалам Магомедов: «Дорогу осилит идущий» (3731)
Юнус-Бек Евкуров: «Основной наш инвестор — государство» (3633)
Экономика Ингушетии, в отличие от других субъектов, в меньшей степени подвержена влиянию кризиса.
Арсен Каноков: «Способны и сами зарабатывать» (3739)
Считаю, Кабардино-Балкарии удалось минимизировать последствия кризиса.
Борис Эбзеев: «Инвестпроекты решат проблему занятости» (3767)
Таймураз Мамсуров: «Укрепляемся как привлекательная территория» (3560)
Рамзан Кадыров: «Привлекать внебюджетные средства» (3731)
Итоги. 10 лет ЮФО (6474)
Елена Бакеева, Сергей Деркачев  
Отрасль непрерывного накаливания (4186)
За 10 лет энергетика ЮФО от дефицита мощностей приблизилась к их переизбытку
Алла Резникова  
Из «Искры» возгорелся «Вестник» (3575)
Журналы ИД «МедиаЮг» стали обладателями сразу двух престижных премий в области СМИ
Формула ЮФУ (5203)
Южный университет формирует инновационный потенциал региона
Ирина Родина  
Экономный платит дважды (4139)
Бюджеты всех регионов Юга России дефицитны, но при этом по-прежнему социально ориентированы
Сергей Дергачев  
«Сочи — это круто!» (3832)
Владимир Путин полагает, что олимпийский проект отныне не нуждается в рекламе
Ирина Дымова  
«Банковский сектор восстанавливает позиции» (4547)
2010-й может стать годом стабилизации для финансового рынка
Клиенты с запасом прочности (3593)
Корпоративный сегмент в 2010 году будет наиболее привлекательным для банков
Анатолий Дьяков, маркетолог  
Фаза доверия (3784)
Фондовый рынок Юга России нашел потенциал для роста
Ирина Замулина  
Бонусы за стойкость (3575)
Только 23% жителей Ростова получили премии по итогам 2009 года
Транспортная устойчивость (4499)
В 2010 году грузоперевозчики Юга России рассчитывают на стабилизацию рынка
Сергей Семенов  
Закрепить позиции на рынке поможет банк (3665)
Расчетно-кассовое обслуживание в СКБ-банке — удобно, выгодно и современно

 

Дмитрий Ирхин: «Автоперевозчикам нужно объединяться»

№ 01 (33) (2010)
Количество просмотров: 3505
Версия для печати


Рынок грузоперевозок в последние годы развивался достаточно быстро. Но так как он рос стихийно, лишь в сторону наращивания автопарка и не учитывая современные методы организации перевозок, то уже к 2008 году отрасль столкнулась с переизбытком игроков, снижением качества услуг и неконтролируемым увеличением нагрузки на транспортные магистрали городов. Отмена лицензирования в отрасли при одновременном отсутствии государственного регулирования также отрицательно повлияли на организацию эффективного перевозочного процесса и увеличили транспортные издержки грузовладельцев. О том, с помощью каких инструментов можно решить накопившиеся в отрасли проблемы, «Вестнику» рассказал председатель совета некоммерческого партнерства «Транспортные, экспедиционные компании «Межавтотранс» Дмитрий ИРХИН.

Автотранспортный рынок России в стоимостном выражении сегодня является одним из самых емких по сравнению с другими отраслями экономики. Причем с каждым годом он увеличивается за счет прихода новых игроков. Но его количественный рост не переходит в качественный. Отмена в 2005 году лицензирования автотранспортных средств и транспортно-экспедиционной деятельности без введения альтернативных методов регулирования перевозочного процесса способствовала хаотичному развитию рынка автотранспортных услуг и фактически привела к разрушению системы регулирования и организации автотранспортного процесса. Легкость и низкая стоимость выхода на автотранспортный рынок за счет массового предложения кредитных и лизинговых схем сделали его практически доступным для любого непрофессионала.

В результате в России появилось более 500 тысяч владельцев, которые имеют в собственности около 6 миллионов автотранспортных средств, выполняющих перевозочный процесс. Семьдесят процентов от всего подвижного состава находится у владельцев, которые владеют транспортными средствами от 1 до 3 единиц. Такая демонополизация привела к тому, что они не способны выполнять требуемые меры по обеспечению безопасности дорожного движения и эффективной эксплуатации транспортных средств. В стране численность грузовых автомобилей в 3 раза больше, чем в 1989 году, а перевозят они грузов в 2 раза меньше. Недобросовестная конкуренция и демпинг за счет игнорирования требований обеспечения безопасности дорожного движения достигли критических пределов.

Сегодня в отрасли автомобильного транспорта отсутствует достоверный учет выполненных объемов работ. Значительная часть автоперевозок выполняется за наличный расчет, а товарно-транспортные накладные, по которым должны выполняться эти перевозки, не являясь документами строгой отчетности, по окончании перевозок уничтожаются. По экспертным оценкам, более 60% стоимости оказанных автотранспортных услуг находятся в «тени». Получается, что доставка грузов в стране гарантируется, а затратная часть такой работы обеспокоенности ни у кого не вызывает, что не может не сказаться на транспортной составляющей в конечной цене товара и снижении конкурентоспособности российской экономики. Органы власти субъектов РФ загружены проблемами социально-бытового значения, строительства, сельского хозяйства, промышленности, а транспортные проблемы рассматриваются только в случае чрезвычайных ситуаций. На рынке автотранспортных услуг в междугородном сообщении действуют десятки тысяч мелких автоперевозчиков и экспедиторов. Отсутствие координации в их действиях отрицательно влияет на организацию эффективного перевозочного процесса и увеличение транспортных издержек грузовладельцев.

Кроме того, существующая система налогообложения в автотранспортной отрасли привела к тому, что практически не осталось грузовых автопредприятий, а те, кто выжил, умышленно дробятся в отдельные ООО до 20 единиц, чтобы перейти на уплату единого налога на вмененный доход. Сегодня более 90% компаний-грузоперевозчиков не являются плательщиками НДС. В то же время экспедиционные фирмы, которые оказывают транспортно-экспедиционные услуги, в массе своей являются плательщиками НДС. Многие из них через фирмы-однодневки обналичивают суммы автоуслуг, проплаченные клиентами, оставляя себе в виде вознаграждения от 1 до 5%, с которых и уплачивают НДС, тем самым вводя в заблуждение добросовестных заказчиков автоуслуг и предъявляя им налоговую декларацию по уплате НДС.

В отдельных случаях заказчики в связи с четко не прописанной ответственностью за привлечение сомнительного контрагента, сознательно с целью уменьшения транспортных издержек идут на сотрудничество с недобросовестными экспедиторами, что дает им право принять к вычету сумму НДС при неуплате этого налога в бюджет фирмой-однодневкой — «липовым» перевозчиком.

Отсутствие действенного госконтроля за фактически выполненными объемами перевозок и уплатой налогов привело к дифференциации условий деятельности для различных групп автоперевозчиков. В более сложных условиях оказались законопослушные предприятия. Главные причины, порождающие большинство негативных тенденций развития автотранспортного рынка, не могут быть устранены без законодательных решений.

Для упорядочения работы грузового транспорта, эффективного его использования и обеспечения безопасности дорожного движения в областных и краевых центрах должны быть созданы некоммерческие партнерства. Они объединят автоперевозчиков и экспедиторов в структуру, которая будет работать по правилам и нормам, установленным законодательством, с обеспечением попутных и обратных загрузок через сеть информационно-транспортно-логистическихцентров НП. Информационно-транспортно-логистические центры могут быть созданы на базе транспортно-экспедиционных компаний с обязательным наличием стоянок для большегрузных автомобилей, складских терминалов, гостиниц и наличием других сервисных услуг для грузовладельцев и водителей междугородников. Это позволит внедрить инновационные технологии управления перевозочным процессом, оснащая транспорт системой спутниковой связи ГЛОНАСС/GPS.

Принимая во внимание то, что в автотранспортной отрасли отменены лицензии на грузовые перевозки и транспортно-экспедиционную деятельность и отсутствуют другие рычаги, влияющие на организацию транспортного процесса, грузоперевозчики возлагают надежды на развитие саморегулируемых организаций (СРО) в отрасли.

Ведь создание СРО позволит объединить автотранспортные предприятия, мелких автоперевозчиков, транспортно-экспедиционные и экспедиторские компании, что будет содействовать добросовестной конкуренции, выделению заведомых аутсайдеров и их постепенному уходу с рынка. Через сеть СРО возможно создание механизма допуска хозсубъектов к автотранспортной деятельности исходя из международных критериев: профкомпетенции, правовой репутации, финансовой устойчивости, технологической готовности, обязательного страхования ответственности, повышения исполнительской дисциплины.

Используя попутную и обратную загрузку автомобилей и другие логистические схемы, появится возможность значительно меньшим количеством автомобилей перевозить заявленные объемы грузов, что позволит более эффективно использовать транспортные средства. А это даст возможность снизить транспортные издержки, и как следствие, повысить конкурентоспособность российских товаропроизводителей. Оптимизация количества задействованного автотранспорта на перевозках грузов положительно скажется на безопасности дорожного движения и улучшении экологической обстановки.

Справка

Депутатами Государственной Думы А.П. Ковалем и Е.Ю. Семеновой разработан проект № 517002-5 Федерального закона «О внесении изменений в отдельные федеральные законы в связи с установлением института саморегулируемых организаций перевозчиков» (в Устав «Автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта»). Протоколом от 02.07.2009 г. №124 заседания совета Государственной Думы принято решение о направлении указанного проекта федерального закона в органы федеральной власти РФ, законодательным и исполнительным органам власти субъектов РФ с целью подготовки отзывов, предложений, замечаний. Однако несмотря на большинство поступивших от субъектов РФ положительных отзывов на проект, рассмотрение его приостановлено. В связи с тем, что по проекту № 517002-5 ФЗ возникли определенные разночтения, Министерством транспорта РФ и Комитетом по транспорту Государственной Думы высказано предложение о разработке нового проекта отраслевого Федерального закона «О саморегулируемых организациях в автотранспортной отрасли».