Перейти на главную страницу Карта сайта

Другие статьи номера

Читатели о «Вестнике» (3498)
Южный федеральный: перезагрузка (3649)
«Он — состоятельный человек, воровать ему, к счастью, не надо», — говорит об Александре Хлопонине глава Счетной палаты Сергей СТЕПАШИН
Никита Логвинов  
Магомедсалам Магомедов: «Дорогу осилит идущий» (3649)
Юнус-Бек Евкуров: «Основной наш инвестор — государство» (3547)
Экономика Ингушетии, в отличие от других субъектов, в меньшей степени подвержена влиянию кризиса.
Арсен Каноков: «Способны и сами зарабатывать» (3644)
Считаю, Кабардино-Балкарии удалось минимизировать последствия кризиса.
Борис Эбзеев: «Инвестпроекты решат проблему занятости» (3681)
Таймураз Мамсуров: «Укрепляемся как привлекательная территория» (3474)
Рамзан Кадыров: «Привлекать внебюджетные средства» (3638)
Итоги. 10 лет ЮФО (6380)
Елена Бакеева, Сергей Деркачев  
Отрасль непрерывного накаливания (4100)
За 10 лет энергетика ЮФО от дефицита мощностей приблизилась к их переизбытку
Алла Резникова  
Из «Искры» возгорелся «Вестник» (3488)
Журналы ИД «МедиаЮг» стали обладателями сразу двух престижных премий в области СМИ
Формула ЮФУ (5122)
Южный университет формирует инновационный потенциал региона
Ирина Родина  
Экономный платит дважды (4052)
Бюджеты всех регионов Юга России дефицитны, но при этом по-прежнему социально ориентированы
Сергей Дергачев  
«Сочи — это круто!» (3743)
Владимир Путин полагает, что олимпийский проект отныне не нуждается в рекламе
Ирина Дымова  
«Банковский сектор восстанавливает позиции» (4466)
2010-й может стать годом стабилизации для финансового рынка
Клиенты с запасом прочности (3516)
Корпоративный сегмент в 2010 году будет наиболее привлекательным для банков
Анатолий Дьяков, маркетолог  
Фаза доверия (3705)
Фондовый рынок Юга России нашел потенциал для роста
Ирина Замулина  
Бонусы за стойкость (3479)
Только 23% жителей Ростова получили премии по итогам 2009 года
Закрепить позиции на рынке поможет банк (3584)
Расчетно-кассовое обслуживание в СКБ-банке — удобно, выгодно и современно

 

Транспортная устойчивость

№ 01 (33) (2010)
Количество просмотров: 4396
Версия для печати


Спад в промышленности и торговле в 2009 году отразился и на автотранспортных компаниях, работающих на Юге России. В 2009 году объемы грузоперевозок сократились на 25%. Однако рост спроса со стороны предприятий, отказавшихся от содержания собственного автопарка, и развитие черноморских и северокавказских направлений позволяют игрокам рассчитывать на стабилизацию ситуации и даже на возможное увеличение грузооборота.

Бизнес на колесах

Рынок грузоперевозок на Юге России, развивавшийся активными темпами до 2009 года, в прошедшем году снизил свои обороты. Так, по данным Росстата, перевозки грузов автомобильным транспортом организаций всех видов деятельности в ЮФО в 2008 году составили 311,7 млн тонн, грузооборот — 23,7 млрд тонно-километров, а в 2009 году было перевезено 260 млн т, грузооборот составил немного более 21,5 млрд тонно-километров. «То есть снижение объема перевозок за 2009 год по отношению к 2008 году может составить 20-25%, а снижение грузооборота — 10-13%», — отметил ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент» Дмитрий БАРАНОВ.

Около 70% всех грузоперевозок Юга, по мнению экспертов, приходится на крупнейшие 35-40 компаний с собственным парком транспорта, к ним относятся «Южная логистическая компания», «Грузовозофф», «ТрансКом», «Деловые линии», «Байкал-Сервис», «Ространсавто», «Телетранс». Остальной рынок приходится на долю порядка 2 тыс. небольших частных транспортных компаний, а также неспециализированных перевозчиков, имеющих по 1-2 автомобиля и осуществляющих нерегулярные рейсы. «А большая доля грузообмена между городами Северного Кавказа вообще приходится на транзитный транспорт, которым выступают даже междугородние автобусы», — поясняет руководитель ростовского филиала транспортной компании «Юг» Дмитрий САВИЦКИЙ.

Интересно, что прошедший кризисный год несильно изменил структуру рынка грузоперевозок. «Многие небольшие игроки свернули свой бизнес, но в то же время немало компаний не побоялись его начать», — заметила Евгения ОЛЕНЕВА, руководитель ростовского филиала «Южной транспортной экспедиционной компании» (Краснодар). По ее словам, в основном транспортные предприятия открывают бывшие менеджеры или наемные руководители крупных компаний, которые успели наработать свою базу и выстроили личные отношения с заказчиками.

Сберечь клиента

А вот о значительном сокращении объемов грузоперевозок в ушедшем году говорят многие игроки рынка. На это условие участники реагировали по-разному. Небольшие компании тут же стали снижать цены на услуги, стараясь таким образом привлечь клиентов. Директор компании ТК «Ай-Си-Ти» Константин РОМАНОВ отметил, что демпинг стал самой распространенной антикризисной мерой, позволяющей хоть как-то удержаться на плаву.

Генеральный директор ООО «Телетранс» Евгения НАЗАРОВА тоже заметила, что параллельно с уменьшением заказов снизились и тарифы на грузоперевозки. «Однако, — говорит она, — даже несмотря на снижение цен на транспортные услуги (на некоторые маршруты они упали до 50%), ездить все равно приходится, пусть даже с малой прибылью». По мнению госпожи Назаровой, это единственный способ сохранить клиентов, потому что конкуренция на рынке грузоперевозок весьма велика. «Приходится работать с отсрочкой платежа, с одной стороны, привлекая заказчиков, а с другой — подвергая себя риску в случае его неплатежеспособности, — сообщила Евгения Назарова. — Кроме того, в 2009 году большое количество фирм, пользовавшихся услугами грузоперевозчиков, закрылось, не погасив задолженность по выполненным транспортным услугам. Это также сильно ударило по финансовому состоянию транспортных компаний».

Но, с другой стороны, сокращение доходов многих предприятий, вынужденных отказаться от содержания собственного автопарка, вывело на рынок новых клиентов грузоперевозчиков. По словам руководителя компании «Южный груз» Евгения САВИЦКОГО, собственный полноценный транспортный парк стало по силам иметь только очень крупным компаниям, большинство предпочло его арендовать. Руководитель ростовского представительства группы компаний «Логистика и Транспорт» Наталья КОРОБОЧ-КИНА рассказала, что от собственных транспортных подразделений отказались почти все федеральные сети, передав этот сектор сторонним компаниям. Аутсорсинг в условиях кризиса выделили в один из главных трендов почти все эксперты. «Транспортный парк — это отдельный бизнес, который в условиях постоянно растущих расходов на ГСМ, налоги, зарплату, становится очень затратным, поэтому многие отказались от него в кризис», — говорит он.

С этим согласилась Евгения Оленева, которая сказала, что многие производственные и торговые компании в трудные времена предпочли сконцентрироваться на основном бизнесе, передав транспорт и логистику сторонним компаниям.

Лакомые направления

Эксперты сходятся во мнении, что вслед за не слишком удачным 2009 годом транспортные потоки на Юге наконец начнут расти. По оценке аналитиков «Финам», сектор транспорта будет восстанавливаться в 2010 году вместе с российской экономикой, увеличение грузооборота и пассажирооборота в целом по отрасли может достигнуть 10%. Руководитель ростовского филиала «Спецгрузавтотранс» Роман ТАРАН уверен, что рост начнется уже в марте этого года. «Традиционно с ноября по февраль на рынке грузоперевозок снижена деловая активность. Поэтому в этот период говорить о резком спросе и что-либо прогнозировать сложно. Стоит надеяться, что уже в нынешнем году мы выйдем на докризисные показатели. И многие компании продолжат запланированную ими до кризиса экспансию в регионы», — отмечает он. Евгения Оленева говорит, что уже сейчас компании, свернувшие из-за кризиса программы развития и региональной экспансии, поняли, что возможности «пережидать» больше нет. По ее словам, быстрее всего грузопоток будет расти на направлениях к Сочи и крупным городам республик Северного Кавказа. «Большие бюджетные вливания в Сочи и Кавказ, особенно в Чечню, делают эти направления крайне привлекательными для бизнеса, который не сможет работать без нормальной транспортной поддержки», — считает Евгения Оленева.

Алексей ДЫМЧЕНКО, руководитель ростовского филиала «Первой экспедиционной компании», также подчеркнул, что грузоперевозчики сейчас рассматривают ЮФО как стратегически важный регион. «С учетом предстоящей Олимпиады в Сочи сегодня к Югу России растет интерес со стороны государства и частных инвесторов, а объем инвестиций не сокращается даже в кризис. В связи с этим можно смело прогнозировать стабильность грузооборота на южном направлении, а в некоторых регионах в рамках ЮФО даже повышение объема грузоперевозок», — уверен он.

По словам участников рынка, вслед за оживлением на рынке стоит ожидать и усиления конкурентной борьбы и роста числа транспортных компаний. В этих условиях компаниям неминуемо придется искать пути для закрепления на рынке. В частности, это подтолкнет грузоперевозчиков к обновлению транспортного парка, применению современных систем контроля за качеством перевозок и навигации. При этом, говорит Дмитрий Савицкий, основным транспортом на Юге будет по-прежнему автомобильный. «Дорожная инфраструктура ЮФО достаточно развита, а с учетом роста вложений в рекреационную отрасль будет постоянно улучшаться. При этом авиа- и железнодорожный транспорт по-прежнему слишком дороги, а морские и речные перевозки недоступны в большей части региона в силу географических особенностей. Так что альтернатив автоперевозкам в ближайшие 3-5 лет не будет», — уверен господин Савицкий.


Автор: Сергей Семенов