ѕерейти на главную страницу  арта сайта

ƒругие статьи номера

„итатели о Ђ¬естникеї (3437)
ёжный федеральный: перезагрузка (3586)
Ђќн Ч состо€тельный человек, воровать ему, к счастью, не надої, Ч говорит об јлександре ’лопонине глава —четной палаты —ергей —“≈ѕјЎ»Ќ
Ќикита Ћогвинов  
ћагомедсалам ћагомедов: Ђƒорогу осилит идущийї (3578)
ёнус-Ѕек ≈вкуров: Ђќсновной наш инвестор Ч государствої (3482)
Ёкономика »нгушетии, в отличие от других субъектов, в меньшей степени подвержена вли€нию кризиса.
јрсен  аноков: Ђ—пособны и сами зарабатыватьї (3567)
—читаю,  абардино-Ѕалкарии удалось минимизировать последстви€ кризиса.
Ѕорис Ёбзеев: Ђ»нвестпроекты решат проблему зан€тостиї (3610)
“аймураз ћамсуров: Ђ”крепл€емс€ как привлекательна€ территори€ї (3405)
–амзан  адыров: Ђѕривлекать внебюджетные средстваї (3568)
»тоги. 10 лет ё‘ќ (6296)
≈лена Ѕакеева, —ергей ƒеркачев  
ќтрасль непрерывного накаливани€ (4029)
«а 10 лет энергетика ё‘ќ от дефицита мощностей приблизилась к их переизбытку
јлла –езникова  
»з Ђ»скрыї возгорелс€ Ђ¬естникї (3409)
∆урналы »ƒ Ђћедиаёгї стали обладател€ми сразу двух престижных премий в области —ћ»
‘ормула ё‘” (5040)
ёжный университет формирует инновационный потенциал региона
»рина –одина  
Ёкономный платит дважды (3987)
Ѕюджеты всех регионов ёга –оссии дефицитны, но при этом по-прежнему социально ориентированы
—ергей ƒергачев  
Ђ—очи Ч это круто!ї (3675)
¬ладимир ѕутин полагает, что олимпийский проект отныне не нуждаетс€ в рекламе
»рина ƒымова  
ЂЅанковский сектор восстанавливает позицииї (4393)
2010-й может стать годом стабилизации дл€ финансового рынка
 лиенты с запасом прочности (3444)
 орпоративный сегмент в 2010 году будет наиболее привлекательным дл€ банков
јнатолий ƒь€ков, маркетолог  
‘аза довери€ (3623)
‘ондовый рынок ёга –оссии нашел потенциал дл€ роста
»рина «амулина  
Ѕонусы за стойкость (3410)
“олько 23% жителей –остова получили премии по итогам 2009 года
«акрепить позиции на рынке поможет банк (3518)
–асчетно-кассовое обслуживание в — Ѕ-банке Ч удобно, выгодно и современно

 

“ранспортна€ устойчивость

є 01 (33) (2010)
 оличество просмотров: 4294
¬ерси€ дл€ печати


—пад в промышленности и торговле в 2009 году отразилс€ и на автотранспортных компани€х, работающих на ёге –оссии. ¬ 2009 году объемы грузоперевозок сократились на 25%. ќднако рост спроса со стороны предпри€тий, отказавшихс€ от содержани€ собственного автопарка, и развитие черноморских и северокавказских направлений позвол€ют игрокам рассчитывать на стабилизацию ситуации и даже на возможное увеличение грузооборота.

Ѕизнес на колесах

–ынок грузоперевозок на ёге –оссии, развивавшийс€ активными темпами до 2009 года, в прошедшем году снизил свои обороты. “ак, по данным –осстата, перевозки грузов автомобильным транспортом организаций всех видов де€тельности в ё‘ќ в 2008 году составили 311,7 млн тонн, грузооборот — 23,7 млрд тонно-километров, а в 2009 году было перевезено 260 млн т, грузооборот составил немного более 21,5 млрд тонно-километров. «“о есть снижение объема перевозок за 2009 год по отношению к 2008 году может составить 20-25%, а снижение грузооборота — 10-13%», — отметил ведущий эксперт ”  «‘инам ћенеджмент» ƒмитрий Ѕј–јЌќ¬.

ќколо 70% всех грузоперевозок ёга, по мнению экспертов, приходитс€ на крупнейшие 35-40 компаний с собственным парком транспорта, к ним относ€тс€ «ёжна€ логистическа€ компани€», «√рузовозофф», «“ранс ом», «ƒеловые линии», «Ѕайкал-—ервис», «–острансавто», «“елетранс». ќстальной рынок приходитс€ на долю пор€дка 2 тыс. небольших частных транспортных компаний, а также неспециализированных перевозчиков, имеющих по 1-2 автомобил€ и осуществл€ющих нерегул€рные рейсы. «ј больша€ дол€ грузообмена между городами —еверного  авказа вообще приходитс€ на транзитный транспорт, которым выступают даже междугородние автобусы», — по€сн€ет руководитель ростовского филиала транспортной компании «ёг» ƒмитрий —ј¬»÷ »….

»нтересно, что прошедший кризисный год несильно изменил структуру рынка грузоперевозок. «ћногие небольшие игроки свернули свой бизнес, но в то же врем€ немало компаний не побо€лись его начать», — заметила ≈вгени€ ќЋ≈Ќ≈¬ј, руководитель ростовского филиала «ёжной транспортной экспедиционной компании» ( раснодар). ѕо ее словам, в основном транспортные предпри€ти€ открывают бывшие менеджеры или наемные руководители крупных компаний, которые успели наработать свою базу и выстроили личные отношени€ с заказчиками.

—беречь клиента

ј вот о значительном сокращении объемов грузоперевозок в ушедшем году говор€т многие игроки рынка. Ќа это условие участники реагировали по-разному. Ќебольшие компании тут же стали снижать цены на услуги, стара€сь таким образом привлечь клиентов. ƒиректор компании “  «јй-—и-“и»  онстантин –ќћјЌќ¬ отметил, что демпинг стал самой распространенной антикризисной мерой, позвол€ющей хоть как-то удержатьс€ на плаву.

√енеральный директор ќќќ «“елетранс» ≈вгени€ Ќј«ј–ќ¬ј тоже заметила, что параллельно с уменьшением заказов снизились и тарифы на грузоперевозки. «ќднако, — говорит она, — даже несмотр€ на снижение цен на транспортные услуги (на некоторые маршруты они упали до 50%), ездить все равно приходитс€, пусть даже с малой прибылью». ѕо мнению госпожи Ќазаровой, это единственный способ сохранить клиентов, потому что конкуренци€ на рынке грузоперевозок весьма велика. «ѕриходитс€ работать с отсрочкой платежа, с одной стороны, привлека€ заказчиков, а с другой — подверга€ себ€ риску в случае его неплатежеспособности, — сообщила ≈вгени€ Ќазарова. —  роме того, в 2009 году большое количество фирм, пользовавшихс€ услугами грузоперевозчиков, закрылось, не погасив задолженность по выполненным транспортным услугам. Ёто также сильно ударило по финансовому состо€нию транспортных компаний».

Ќо, с другой стороны, сокращение доходов многих предпри€тий, вынужденных отказатьс€ от содержани€ собственного автопарка, вывело на рынок новых клиентов грузоперевозчиков. ѕо словам руководител€ компании «ёжный груз» ≈вгени€ —ј¬»÷ ќ√ќ, собственный полноценный транспортный парк стало по силам иметь только очень крупным компани€м, большинство предпочло его арендовать. –уководитель ростовского представительства группы компаний «Ћогистика и “ранспорт» Ќаталь€  ќ–ќЅќ„- »Ќј рассказала, что от собственных транспортных подразделений отказались почти все федеральные сети, передав этот сектор сторонним компани€м. јутсорсинг в услови€х кризиса выделили в один из главных трендов почти все эксперты. «“ранспортный парк — это отдельный бизнес, который в услови€х посто€нно растущих расходов на √—ћ, налоги, зарплату, становитс€ очень затратным, поэтому многие отказались от него в кризис», — говорит он.

— этим согласилась ≈вгени€ ќленева, котора€ сказала, что многие производственные и торговые компании в трудные времена предпочли сконцентрироватьс€ на основном бизнесе, передав транспорт и логистику сторонним компани€м.

Ћакомые направлени€

Ёксперты сход€тс€ во мнении, что вслед за не слишком удачным 2009 годом транспортные потоки на ёге наконец начнут расти. ѕо оценке аналитиков «‘инам», сектор транспорта будет восстанавливатьс€ в 2010 году вместе с российской экономикой, увеличение грузооборота и пассажирооборота в целом по отрасли может достигнуть 10%. –уководитель ростовского филиала «—пецгрузавтотранс» –оман “ј–јЌ уверен, что рост начнетс€ уже в марте этого года. «“радиционно с но€бр€ по февраль на рынке грузоперевозок снижена делова€ активность. ѕоэтому в этот период говорить о резком спросе и что-либо прогнозировать сложно. —тоит наде€тьс€, что уже в нынешнем году мы выйдем на докризисные показатели. » многие компании продолжат запланированную ими до кризиса экспансию в регионы», — отмечает он. ≈вгени€ ќленева говорит, что уже сейчас компании, свернувшие из-за кризиса программы развити€ и региональной экспансии, пон€ли, что возможности «пережидать» больше нет. ѕо ее словам, быстрее всего грузопоток будет расти на направлени€х к —очи и крупным городам республик —еверного  авказа. «Ѕольшие бюджетные вливани€ в —очи и  авказ, особенно в „ечню, делают эти направлени€ крайне привлекательными дл€ бизнеса, который не сможет работать без нормальной транспортной поддержки», — считает ≈вгени€ ќленева.

јлексей ƒџћ„≈Ќ ќ, руководитель ростовского филиала «ѕервой экспедиционной компании», также подчеркнул, что грузоперевозчики сейчас рассматривают ё‘ќ как стратегически важный регион. «— учетом предсто€щей ќлимпиады в —очи сегодн€ к ёгу –оссии растет интерес со стороны государства и частных инвесторов, а объем инвестиций не сокращаетс€ даже в кризис. ¬ св€зи с этим можно смело прогнозировать стабильность грузооборота на южном направлении, а в некоторых регионах в рамках ё‘ќ даже повышение объема грузоперевозок», — уверен он.

ѕо словам участников рынка, вслед за оживлением на рынке стоит ожидать и усилени€ конкурентной борьбы и роста числа транспортных компаний. ¬ этих услови€х компани€м неминуемо придетс€ искать пути дл€ закреплени€ на рынке. ¬ частности, это подтолкнет грузоперевозчиков к обновлению транспортного парка, применению современных систем контрол€ за качеством перевозок и навигации. ѕри этом, говорит ƒмитрий —авицкий, основным транспортом на ёге будет по-прежнему автомобильный. «ƒорожна€ инфраструктура ё‘ќ достаточно развита, а с учетом роста вложений в рекреационную отрасль будет посто€нно улучшатьс€. ѕри этом авиа- и железнодорожный транспорт по-прежнему слишком дороги, а морские и речные перевозки недоступны в большей части региона в силу географических особенностей. “ак что альтернатив автоперевозкам в ближайшие 3-5 лет не будет», — уверен господин —авицкий.


јвтор: —ергей —еменов

 

††