Перейти на главную страницу Карта сайта

Другие статьи номера

Читатели о «Вестнике» (3484)
Южный федеральный: перезагрузка (3634)
«Он — состоятельный человек, воровать ему, к счастью, не надо», — говорит об Александре Хлопонине глава Счетной палаты Сергей СТЕПАШИН
Никита Логвинов  
Магомедсалам Магомедов: «Дорогу осилит идущий» (3631)
Юнус-Бек Евкуров: «Основной наш инвестор — государство» (3531)
Экономика Ингушетии, в отличие от других субъектов, в меньшей степени подвержена влиянию кризиса.
Арсен Каноков: «Способны и сами зарабатывать» (3623)
Считаю, Кабардино-Балкарии удалось минимизировать последствия кризиса.
Борис Эбзеев: «Инвестпроекты решат проблему занятости» (3664)
Таймураз Мамсуров: «Укрепляемся как привлекательная территория» (3458)
Рамзан Кадыров: «Привлекать внебюджетные средства» (3626)
Итоги. 10 лет ЮФО (6363)
Елена Бакеева, Сергей Деркачев  
Отрасль непрерывного накаливания (4084)
За 10 лет энергетика ЮФО от дефицита мощностей приблизилась к их переизбытку
Алла Резникова  
Из «Искры» возгорелся «Вестник» (3468)
Журналы ИД «МедиаЮг» стали обладателями сразу двух престижных премий в области СМИ
Формула ЮФУ (5099)
Южный университет формирует инновационный потенциал региона
Ирина Родина  
Экономный платит дважды (4038)
Бюджеты всех регионов Юга России дефицитны, но при этом по-прежнему социально ориентированы
Сергей Дергачев  
«Банковский сектор восстанавливает позиции» (4450)
2010-й может стать годом стабилизации для финансового рынка
Клиенты с запасом прочности (3498)
Корпоративный сегмент в 2010 году будет наиболее привлекательным для банков
Анатолий Дьяков, маркетолог  
Фаза доверия (3687)
Фондовый рынок Юга России нашел потенциал для роста
Ирина Замулина  
Бонусы за стойкость (3466)
Только 23% жителей Ростова получили премии по итогам 2009 года
Транспортная устойчивость (4369)
В 2010 году грузоперевозчики Юга России рассчитывают на стабилизацию рынка
Сергей Семенов  
Закрепить позиции на рынке поможет банк (3568)
Расчетно-кассовое обслуживание в СКБ-банке — удобно, выгодно и современно

 

«Сочи — это круто!»

№ 01 (33) (2010)
Количество просмотров: 3731
Версия для печати


По завершившемуся 2009 году наблюдатели судили о том, в состоянии ли россияне правильно организовать олимпийский процесс, тогда как по начавшемуся 2010-му будут судить, насколько четко и слаженно этот процесс протекает. Российскому премьеру хочется, чтобы все было в самом деле «круто». И под такой результат сейчас «затачивается» вся страна. Главное — чтобы желания совпали с возможностями.

Двадцать пятого декабря 2009 года председатель Правительства РФ Владимир ПУТИН заявил: «Эксперты МОК дали хорошую оценку ходу строительства и проектирования олимпийских объектов. Мы с вами должны быть скромнее. Я бы поставил удовлетворительно: еще есть над чем работать». Одиннадцатого февраля 2010 года премьер был куда щедрее на похвалы: «За три недели заметно продвижение вперед. Все идет по плану — так считают и члены контрольной комиссии МОК. Сам масштаб олимпийского строительства избавляет меня от необходимости делать большую, длинную презентацию к каждому объекту. Он дает мне полное право сказать коротко и понятно для каждого: это круто!»

Вряд ли менее чем за месяц в реализации проекта «Сочи-2014» произошли кардинальные изменения. Просто первая из цитат прозвучала на рабочем совещании в Красной Поляне, а вторая — во время телемоста с Ванкувером — городом, в котором с 12 по 28 февраля 2010 года проходили XXI зимние Игры и от которого 7 февраля 2014-го примет олимпийскую эстафету Сочи. В одном случае Путин «играл» на отечественную публику, стараясь выглядеть строгим, но справедливым куратором мегапроекта, а в другом — на международную аудиторию, в глазах которой российская элита стремится создать себе имидж организатора лучшей за всю историю Олимпиады.

К 2014 году в Сочи запланировано построить 207 объектов, из них спортивных — 14. Должны появиться 260 км автомобильных дорог, 105 км железной дороги, 10 авто- и 11 железнодорожных тоннелей, 47 мостов и эстакад, 384 км газопровода, 1 гидроэлектростанция, 5 ТЭЦ, 18 подстанций, очистные сооружения… По данным вице-премьера Дмитрия КОЗАКА, на шести объектах работы уже завершены, 45 находятся в стадии строительно-монтажных работ, остальные — на этапе проектирования либо завершения проектирования. «Мы начали этап массового строительства олимпийских объектов примерно на год раньше, чтобы не было сбоев, чтобы мы были гарантированы от них. Мы как минимум успокоили общественное мнение, которое находилось в ожидании. «Когда же наконец все пойдет?» — горд Козак. Правда, на январском совещании президент Дмитрий МЕДВЕДЕВ отметил, что «приблизительно у 15 проектов есть некоторое отклонение по времени».

«Однако это отклонение некритичное, мы способны восполнить его при надлежащей организации работы», — успокоил тут же глава государства.

Чем поразить мир?

«К Олимпиаде будут созданы архитектурные шедевры, которые поразят мир. Надо только решить, чем именно мы будем поражать», — заявил при назначении летом 2009 года главным архитектором ГК «Олимпстрой» Олег ХАРЧЕНКО. Он отметил, что ключевым проектом сочинской стройки является Олимпийский парк — «целый город», расположенный на 256 га Имеретинской низменности и рассчитанный на 70 тыс. человек. Полгода назад «концепции каждого конкретного объекта» парка не было, теперь она появляется.

Церемонии открытия и закрытия XXII зимних Игр пройдут в стенах Центрального стадиона. Представители «Олимпстроя» называют его одним из самых грандиозных сооружений Олимпийского парка. Стадион спроектирован ГУП МНИИП «Мостпроект-4» и компанией Populous, а строится консорциумом компаний во главе с ЗАО «Объединение «Ингеоком». «Объект спроектирован с учетом возможности проведения не только мероприятий, связанных с Олимпиадой, но и с учетом его последующей эксплуатации, поэтому может трансформироваться: для олимпийского использования предусматривается 40 тысяч зрительских мест, для футбольных матчей международного уровня количество мест увеличивается до 45 тысяч, а для дальнейшего повседневного использования будет достаточно 25 тысяч мест. За этим стоит практичная цель — экономия на содержании стадиона», — прокомментировал Олег Харченко.

Президент ГК «Олимпстрой» Таймураз БОЛЛОЕВ рассказал, что «искали какой-нибудь интересный вариант внешнего облика арены Центрального стадиона и нашли его». Утверждается, что композиция стадиона абсолютно уникальна для России: при строительстве будет использована полупрозрачная поликарбонатная кровля, что придаст ему образ снежной вершины, которая гармонично вольется в открывающуюся из Имеретинской низменности панораму Кавказских гор. Трибуны и покрытие расположены на девятиметровом подиуме, зрители могут на него попасть, поднявшись по шести боковым и одной центральной лестницам. Для людей с ограниченными возможностями разработаны десять специальных подъемников.

Ледовый Дворец спорта для фигурного катания и соревнований по шорт-треку, рассчитанный на 12 тыс. зрителей, также строит ЗАО «Объединение «Ингеоком». По информации Дмитрия Козака, в январе завершилась укладка железобетонного фундамента площадью 20,5 тыс. кв. метров, при его сооружении потребовалось более 18 тыс. кубометров бетона. Теперь начался новый этап — монтаж металлического каркаса, который планируется завершить к концу 2010 года. Строительство всего объекта финиширует в октябре 2011 года, а в начале 2012-го здесь пройдут тестовые соревнования.

В основу Большой ледовой арены для хоккея с шайбой, способной вместить 12 тыс. человек, архитекторы заложили образ замерзшей капли. Как рассказал заместитель генерального директора компании-подрядчика НПО «Мостовик» Евгений ФИЛИМОНОВ, арена будет иметь две площадки — тренировочную и центральную, а также два входа — центральный и со стороны моря. Потоки зрителей не будут пересекаться со спортсменами и техническим персоналом. «Мы придумали экран, который позволит менять акустику зала, получили многофункциональное сооружение. Поэтому арена может использоваться и для других видов спорта, в частности для бокса», — говорят в «Мостовике». Общая стоимость объекта — 8,49 млрд рублей, общая площадь здания — 54,87 тыс. кв. метров, площадь застройки — 18,5 тыс. кв. метров. К концу 2009 года здесь завершились работы по устройству фундаментной плиты, общий объем уложенного бетона достиг 38 тыс. кубометров. «Работы велись круглосуточно, было задействовано более 400 человек, которые в сутки укладывали по тысяче кубометров бетона», — отметил заместитель руководителя департамента по строительству олимпийских объектов НПО «Мостовик» Анвар КАРСАРОВ. В этом году предстоит выполнить основные объемы строительно-монтажных работ, позволяющих закрыть весь контур арены, и приступить к отделочным и спецмонтажным работам, а также инженерному обустройству арены. Сдача ее в эксплуатацию запланирована на май 2012 года.

Особенностью ледовой арены для керлинга на 3 тыс. мест станет фасад, обращенный к Олимпийской площади: над входом развернется стеклянный экран. А внешний облик малой ледовой арены для хоккея с шайбой на 7 тыс. мест должен ассоциироваться с морской волной, поэтому фасад сделан из легкой конструкции и имеет разную высоту. Автор обоих проектов — австрийская компания STAHLBAU PICHLER GmbH. В конце прошлого года члены технического совета ГК «Олимпстрой» были не в восторге от них, заявляя соответственно: «Есть над чем поработать» и «Нужно попробовать сделать интереснее». Австрийцы «поработали» и «попробовали», и в начале этого года тот же совет постановил: арена для керлинга и арена для хоккея не будут контрастировать с рядом стоящими стадионами, а станут дополнять их.

Вопреки обстоятельствам

Непредвиденные обстоятельства внесли в график олимпийского строительства коррективы.

Один из ключевых инфраструктурных проектов к Играм-2014 — грузовой морской порт Имеретинский, предназначенный для перевалки олимпийских грузов и строящийся на основе частно-государственного партнерства: со стороны государства заказчиками выступают Федеральное агентство морского и речного транспорта и ФГУП «Росморпорт», со стороны бизнеса — компания «Базовый элемент». В ночь с 13 на 14 января шторм смыл три из 15 построенных секций мола, который должен был защитить бухту, и еще пять секций разорвал. Затонула разгрузочная платформа «Ирбис», стоящая, по некоторым данным, около 4 млн евро, а также несколько грузовых подъемных кранов. Были повреждены уже построенные причалы.

Руководитель Федерального агентства морского и речного транспорта Александр ДАВЫДЕНКО считает, что одной из причин ЧП стала необычайная высота волн — около 12 метров, которая бывает в этих местах не чаще, чем раз в сто лет, тогда как проектировщики исходили из максимальной высоты 7,5 метра. По оценке Давыденко, причиненный ущерб составляет около 500 млн рублей, но порт был застрахован в Ингосстрахе. Сейчас актуальнее другой вопрос — сроки завершения строительства.

Установка Владимира Путина: несмотря на последствия шторма, сдать порт вовремя. Реакция директора строительства Владимира ШЕЯНОВА: стихия не должна привести к срыву плана-графика. Порт включает 8 универсальных причалов: пять — для приемки генеральных грузов и три — для навалочных. По итогам 2009 года «Базовый элемент» освоил около 2,8 млрд рублей инвестиционных средств при общем объеме вложений 6,5 млрд рублей. Глава компании Олег ДЕРИПАСКА сообщил, что в апреле 2010 года они намерены закончить восстановительные работы и ввести в эксплуатацию первую очередь порта мощностью 2 млн тонн, а вторую — на 3 млн тонн — в декабре.

Дерипаска подтвердил, что после Олимпиады на месте грузового порта планируется создание марины на 600700 стояночных мест для яхт, включая специальные причалы для мега-яхт и объекты береговой инфраструктуры. Также предусматриваются коммерческая и рекреационная зоны. В сентябре 2009 года «Базовый элемент» подписал меморандум о намерениях с мировым оператором марин Island Global Yachting: рассматривается возможность участия этой компании в строительстве марины в качестве соинвестора. Ожидается, что вложения в перепрофилирование порта составят от 1 млрд до 1,5 млрд рублей.

Не менее важный для Игр-2014 объект — совмещенная автомобильная и железная трасса Адлер — горноклиматический курорт «Альпика-Сервис». При сооружении комплекса тоннелей №3 для этой дороги был обнаружен оползень. Специалисты посчитали, что проблема может быть решена при помощи вантового моста.

«Российские инженеры совместно с лучшими специалистами из Германии, Канады, Швейцарии продумали три варианта решения. Более продуманный — вариант вантового моста. Мы чуть-чуть выйдем на оползень, и опора моста будет над ним. Это решение красивое и внешне, и с инженерной точки зрения», — пояснил вице-президент ОАО «РЖД» Олег ТОНИ.

Комплекс тоннелей №3 — самый длинный на трассе Адлер — «Альпика-Сервис»: он расположен с 23-го по 28-й километр и предназначен для ухода от русла реки Мзымта, имеющей на этом участке крутые повороты. Общая же протяженность трассы — 48 км. За три года предстоит построить 28 мостов, 28 двухъярусных и 59 автодорожных эстакад, 12 тоннелей. РЖД потратит на это более 250 млрд рублей. «Это, по сути, самый главный олимпийский объект — без него работа всего комплекса Олимпиады будет невозможна», — настаивает начальник Северо-Кавказской железной дороги Владимир ГОЛОСКОКОВ. На горные стадионы Красной Поляны и к ледовым дворцам Олимпийского парка в течение часа будут доставляться до 8500 пассажиров по железной дороге и до 11500 пассажиров — по автомобильной. Время в пути составит около 30 минут.

Из других заметных событий — начало реконструкции Сочинского морского торгового порта с созданием береговой инфраструктуры, предполагающей организацию международного центра морских пассажирских и круизных перевозок. Проект реконструкции разработала корпорация «Инжтрансстрой», проектно-изыскательские работы обошлись в 147,6 млн рублей. Общий объем инвестиций может превысить 13 млрд рублей. «Предварительно планируется вложить около 9 млрд рублей федеральных средств, еще около 4,48 млрд рублей вложит порт», — уточнил генеральный директор порта Владимир ДЕРКУНОВ. При этом за счет Федерации предполагается оборудовать причалы для стоянки крупнотоннажных судов, построить конгресс-центр и гостиницу, создать береговую инфраструктуру. По прогнозу, полностью реконструкция завершится к апрелю 2013 года.

Понимать свое счастье

Владимир Путин не отрицает того, что кризис отразился на подготовке к Олимпиаде: процесс привлечения частных инвестиций оказался не таким, как планировалось. «Тем не менее мы привлекли уже полтриллиона рублей», — доволен премьер-министр. Самые крупные инвесторы — по-прежнему госкорпорации. Внешэкономбанк профинансирует шесть олимпийских проектов общей стоимостью более 100 млрд рублей, рассказал председатель ВЭБ Владимир ДМИТРИЕВ. «Российские железные дороги» только в прошлом году выполнили проектно-строительные работы для олимпийских объектов на 48,8 млрд рублей, сообщил президент РЖД Владимир ЯКУНИН. «Интеррос» вложит в сочинские проекты$2 млрд, подтвердил глава холдинга Владимир ПОТАНИН.

По словам Дмитрия Медведева, «Сочи-2014» — одна из трех строек наряду с саммитом АТЭС во Владивостоке в 2012 году и Универсиадой в Казани в 2013-м, за которой «наблюдает вся страна». «Естественно, возникают вопросы: туда ли идут деньги, правильно ли они используются? Поэтому все, что связано с такими стройками, должно быть в орбите особого контроля. Каждый рубль должен быть потрачен на дело», — заявил президент на январской встрече с руководством Счетной палаты РФ.

В 2010 году планируется сдать около 30 объектов олимпийского строительства. К сентябрю 2012-го должно завершиться возведение всех объектов транспортно-инженерной инфраструктуры, а к июлю 2013-го — всех спортивных объектов. Причем уже в конце 2012-го на некоторых из них пройдут предолимпийские тестовые соревнования.

«Предстоящий период создаст дополнительную нагрузку на работу десятков служб, на транспортные артерии региона, внесет коррективы в привычный ритм тех, кто здесь живет, и тех, кто сюда приезжает отдыхать. Наша задача — минимизировать возможные негативные явления, связанные с таким масштабным строительством, свести их к нулю», — призвал чиновников Владимир Путин.

Впрочем, горожане, если верить мэру Сочи Анатолию ПАХОМОВУ, особо не ропщут. «До 70% нашего населения одобряют проект олимпийского строительства. Процент людей, которые не одобряют, резко падает. Нашему городу достанется большое наследство, и жители это прекрасно понимают. Сочинцы — счастливые люди», — взял на себя смелость заявить градоначальник.


Автор: Ирина Дымова