ѕерейти на главную страницу  арта сайта

ƒругие статьи номера

„итатели о Ђ¬естникеї (3448)
ёжный федеральный: перезагрузка (3594)
Ђќн Ч состо€тельный человек, воровать ему, к счастью, не надої, Ч говорит об јлександре ’лопонине глава —четной палаты —ергей —“≈ѕјЎ»Ќ
Ќикита Ћогвинов  
ћагомедсалам ћагомедов: Ђƒорогу осилит идущийї (3588)
ёнус-Ѕек ≈вкуров: Ђќсновной наш инвестор Ч государствої (3490)
Ёкономика »нгушетии, в отличие от других субъектов, в меньшей степени подвержена вли€нию кризиса.
јрсен  аноков: Ђ—пособны и сами зарабатыватьї (3580)
—читаю,  абардино-Ѕалкарии удалось минимизировать последстви€ кризиса.
Ѕорис Ёбзеев: Ђ»нвестпроекты решат проблему зан€тостиї (3620)
“аймураз ћамсуров: Ђ”крепл€емс€ как привлекательна€ территори€ї (3416)
–амзан  адыров: Ђѕривлекать внебюджетные средстваї (3582)
ќтрасль непрерывного накаливани€ (4042)
«а 10 лет энергетика ё‘ќ от дефицита мощностей приблизилась к их переизбытку
јлла –езникова  
»з Ђ»скрыї возгорелс€ Ђ¬естникї (3420)
∆урналы »ƒ Ђћедиаёгї стали обладател€ми сразу двух престижных премий в области —ћ»
‘ормула ё‘” (5051)
ёжный университет формирует инновационный потенциал региона
»рина –одина  
Ёкономный платит дважды (3998)
Ѕюджеты всех регионов ёга –оссии дефицитны, но при этом по-прежнему социально ориентированы
—ергей ƒергачев  
Ђ—очи Ч это круто!ї (3687)
¬ладимир ѕутин полагает, что олимпийский проект отныне не нуждаетс€ в рекламе
»рина ƒымова  
ЂЅанковский сектор восстанавливает позицииї (4407)
2010-й может стать годом стабилизации дл€ финансового рынка
 лиенты с запасом прочности (3457)
 орпоративный сегмент в 2010 году будет наиболее привлекательным дл€ банков
јнатолий ƒь€ков, маркетолог  
‘аза довери€ (3636)
‘ондовый рынок ёга –оссии нашел потенциал дл€ роста
»рина «амулина  
Ѕонусы за стойкость (3422)
“олько 23% жителей –остова получили премии по итогам 2009 года
“ранспортна€ устойчивость (4309)
¬ 2010 году грузоперевозчики ёга –оссии рассчитывают на стабилизацию рынка
—ергей —еменов  
«акрепить позиции на рынке поможет банк (3530)
–асчетно-кассовое обслуживание в — Ѕ-банке Ч удобно, выгодно и современно

 

»тоги. 10 лет ё‘ќ

є 01 (33) (2010)
 оличество просмотров: 6312
¬ерси€ дл€ печати


¬ нынешнем году ёжный федеральный округ отметит свой первый юбилей — 10 лет со дн€ образовани€.

«а прошедший период ё‘ќ, развивавшийс€ в единой тональности со страной, из региона с низкой динамикой экономики, безработицей, значительной долей теневых компаний и криминальных структур сумел стать инвестиционно привлекательной территорией с хорошим промышленным и сельскохоз€йственным потенциалом. »ƒ «ћедиаёг» начинает серию публикаций о социально-экономическом и политическом развитии округа за прошедшие 10 лет и о становлении института полномочного представител€ президента в –‘.

ѕочти 10 лет назад ”казом президента –оссийской ‘едерации от 13 ма€ 2000 г. № 849 «ќ полномочном представителе президента –оссийской ‘едерации в федеральном округе» образован институт полномочных представителей президента –‘ в федеральных округах –‘. “огда же был утвержден перечень федеральных округов. ёжный федеральный округ из числа других регионов выдел€лс€ небольшим размером (3,5% от территории –оссии) и, пожалуй, самым большим списком проблем, основными из которых были отстала€ экономика, безработица и военные конфликты в республиках —еверного  авказа. ѕротиворечи€ между ÷ентром и регионами, между коренными народами и переселенцами копились здесь много лет. ј на фоне общего экономического спада в стране в северокавказских республиках падение экономических показателей было наиболее ощутимо.

—оциальна€ напр€женность тоже сохран€лась во всех субъектах региона. ѕо данным на 2004 год, долги по зарплате в среднем по –оссии составл€ли 160% к фонду оплаты труда предпри€тий-должников, в ёжном округе в целом — 210%.

ƒругим показателем, сдерживающим рыночное развитие округа, стала тенева€ экономика.  ак отметил председатель –остовского областного комитета √осстатистики ¬ладимир ≈ћ≈Ћ№яЌќ¬, органы статистики в расчетах ¬–ѕ производ€т оценку отдельных ее составл€ющих, однако значительна€ часть теневой экономики, так называемой нелегальной де€тельности, остаетс€ неучтенной. ѕри этом, по косвенным оценкам, например, по обеспеченности собственными автомобил€ми граждан или развитию жилищного строительства, можно судить о ее масштабах.

Ќеудивительно, что все эти факторы сдерживали приток инвестиций в округ. Ќа одном из совещаний тогдашний полпред в ё‘ќ, а ныне вице-премьер ѕравительства –‘ ƒмитрий  ќ«ј  за€вил, что на одних только бюджетных вливани€х экономика региона развиватьс€ не может, и рекомендовал руководител€м субъектов ё‘ќ искать внутренние резервы. ќдним из них были названы координаци€ региональных и местных властей в борьбе с нецелевым использованием средств и коррупцией. ƒл€ этого необходимо было обеспечить «прозрачность де€тельности органов власти и боротьс€ с недобросовестной конкуренцией».

ѕервым замкнутый круг удалось разорвать  раснодарскому краю. ќн стал лидером среди регионов ёжного федерального округа по объемам и темпам роста инвестиций и зан€л третье место в –оссии по иностранным инвестици€м. «начительный рост вложенных средств в 1999-2002 гг. во многом был обусловлен реализацией на территории  раснодарского кра€ крупных международных проектов общероссийской значимости — строительством  аспийского трубопровода по перекачке нефти от “енгизского месторождени€ в  азахстане до Ќовороссийска и российско-турецкого газопровода «√олубой поток».

≈ще одним выгодным фактором, который умело использовали на  убани, стало геополитическое расположение  убани, где сосредоточились сразу несколько видов магистрального и промышленного транспорта, обеспечивающего важнейший коммуникационный коридор –оссийской ‘едерации со странами —редиземноморь€, Ѕлижнего и —реднего ¬остока. ”спех кра€ в инвестиционной сфере закрепил и выбор —очи столицей будущих ќлимпийских игр.

¬след за лидером подт€нулись –остовска€ и ¬олгоградска€ области, которым к 2005 году удалось сформировать достаточно большую часть ¬–ѕ за счет промышленности (23-30%). ј по итогам 2008 года темпы экономического роста в ё‘ќ превышали общероссийские показатели. ѕо числу предпри€тий и организаций, зарегистрированных на своей территории, округ занимает четвертое место среди федеральных округов.

 онечно, на фоне успешных  убани и ƒона экономика республик —еверного  авказа, до конца прошлого года еще находившихс€ в составе ё‘ќ, выгл€дит не особенно внушительно. ќднако следует признать, что с помощью федерального центра угроза терроризма и военна€ напр€женность были сн€ты, а значит, одна из задач, возложенна€ 10 лет назад на вертикаль «федеральный центр — регионы», была выполнена.

ƒмитрий –≈ћ»«ќ¬, политолог, кандидат политических наук:

— —оздание федеральных округов, в том числе и ёжного, послужило становлению экономических и социальных условий дл€ стабильного и бесконфликтного развити€ субъектов –‘, обеспечению реализации геостратегических интересов государства. ”крепление вертикали привело к тому, что лидеры северокавказских республик вынуждены были приспосабливатьс€ к новым правилам игры и вольностей стали позвол€ть меньше, а те, кто не захотел, постепенно были заменены на проверенные в  ремле кадры — такие, как президент  арачаево-„еркесии Ѕорис Ёбзеев. ¬месте с тем такие руководители, как президент „ечни –амзан  адыров и президент »нгушетии ёнус-Ѕек ≈вкуров, и вовсе сегодн€ обход€тс€ практически без контакта с полпредом, поскольку в силу обсто€тельств имеют пр€мой выход на главу государства и главу правительства. ¬ 2000 году тогдашний президент ¬ладимир ѕутин вз€л курс на наведение конституционного пор€дка в „еченской –еспублике, в частности на борьбу с международным терроризмом на ёге –оссии. Ќепрекращающиес€ действи€ отр€дов боевиков на территории „ечни, а в последнее врем€ и соседних республик —еверного  авказа потребовали привлечени€ к борьбе с ними более профессиональных войск. ѕо за€влению ѕутина, «богатую питательную почву дл€ экстремизма» составл€ли социально-экономические проблемы —еверного  авказа — безработица в „ечне и ƒагестане носила массовый характер, а уровень жизни в регионах округа был в 1,5 раза ниже, чем в среднем по стране. ƒл€ исправлени€ ситуации был разработан р€д программ.

ќсобую надежду возлагали на ‘÷ѕ «ёг –оссии», рассчитанную на 2002-2007 годы. «а это врем€ были завершены 110 объектов, или 38,6% от общего объема начатого строительства. ‘актическое финансирование программы составило чуть больше 70 млрд рублей, или 52,9% от расчетной суммы. —четна€ палата констатировала, что средства были рассредоточены по 285 меропри€ти€м и объектам, не объединенным замыслом создани€ единой инфраструктуры, вместо их концентрации на стратегически важных направлени€х развити€ экономики и социальной сферы субъектов ё‘ќ. ѕостановлением правительства утверждена нова€ ‘÷ѕ «ёг –оссии» на 2008-2012 годы. ќднако уровень исполнени€ финансовых об€зательств по ее реализации также невысок. —выше 80% суммарного ¬–ѕ на ёге дают п€ть «русских» территорий —  раснодарский и —тавропольский кра€, –остовска€, ¬олгоградска€ и јстраханска€ области. ¬ ё‘ќ — по-прежнему самый высокий уровень безработицы, особенно в »нгушетии, „ечне и ƒагестане. ќднако есть и положительные сдвиги. ѕо итогам 2008 года темпы экономического роста на ёге превышали общероссийские показатели. ¬ ƒагестане, одном из самых проблемных регионов —еверного  авказа, превышение составило 1,8 раза. ѕравда, все северокавказские территории остаютс€ дотационными и высокодотационными.

—ергей ћј– ≈ƒќЌќ¬, доцент –оссийского государственного гуманитарного университета:

— ё‘ќ был образован дл€ исправлени€ действовавшего в южных регионах законодательства, и эта цель была достигнута.

— военно-политической точки зрени€, ё‘ќ свою миссию и выполнил, и не выполнил. ќткрытого военного противосто€ни€ в округе сейчас нет, зато больше стало терактов и диверсий. Ёкономические реформы тоже не во всем достигли своей цели. ѕроблема безработицы актуализирована.  лассическа€ безработица — следствие высокой рождаемости и концентрации населени€. Ќеобходимы инвестиции, но они рискованны применительно к —еверному  авказу. “рудоустройство возможно, когда есть рынок. Ѕез трудовой миграции с экономическими мотивами проблему в полном объеме не решить. Ќужна внутренн€€ миграци€, создание рабочих мест за пределами региона. Ёто, кстати, решит и политические задачи. “ак вышло, что ё‘ќ до своего дес€тилети€ не дожил. — ‘ќ, едва по€вившись, уже успел столкнутьс€ с проблемами: как јлександру ’лопонину быть полпредом в ѕ€тигорске, если вс€ военна€ инфраструктура находитс€ в –остове?..

јлексей “»“ ќ¬, эксперт ¬ысшей школы экономики:

— Ќа мой взгл€д, при создании ё‘ќ перед ÷ентром сто€ли две задачи: перва€ — вывести федеральные службы из фактического подчинени€ региональным руководител€м; втора€ — разобратьс€ с финансовыми ресурсами, которые направл€лись на ёг из ћосквы. —егодн€ федеральные структуры (прежде всего правоохранительные), безусловно, гораздо более централизованны, чем дес€ть лет назад. ’от€ если вспомнить скандальные истории с назначением руководител€ милиции в  алмыкии или руководител€ налоговой службы в ƒагестане, вопрос этот решен пока еще не до конца.

ќчень сложна€ проблема — привлечение в регион инвестиций. Ёкономические проблемы ё‘ќ ћосква пыталась решить в течение всех этих дес€ти лет, однако значительна€ их часть еще не сн€та. “ак, сложность с реализацией ‘÷ѕ «ёг –оссии», думаю, вытекает из изначального ее замысла: ставка делалась на очень значительное участие в инвестировании южнороссийской экономики частного бизнеса. ѕрограмма разрабатывалась в начале 2000-х. — тех пор услови€ дл€ инвесторов изменились и €вл€ютс€ уже не такими благопри€тными, как 5-7 лет назад. ѕлюс у них по€вились об€зательства по участию в другом южнороссийском проекте — олимпийском. ћосква должна помогать ёгу и —еверному  авказу деньгами и проектами. » € бы назвал знаковым назначение на должность полпреда в — ‘ќ јлександра ’лопонина — он не военный, как был ¬иктор  азанцев в момент создани€ ё‘ќ, а менеджер с опытом работы в бизнесе. ≈ще одна очень актуальна€ дл€ —еверного  авказа проблема — расползание ваххабизма. ‘едеральна€ власть считает, что он €вл€етс€ в основном выражением протеста населени€ против социально-экономической ситуации и стил€ руководства на местах. ѕоэтому решать проблему придетс€ не только силовыми методами, но и за счет эффективной социальной политики и наведени€ пор€дка в региональной власти, сделав ее более прозрачной. ќднако учитыва€ специфику  авказа, думаю, что и в дальнейшем политика ÷ентра в отношении этой территории будет оставатьс€ осторожной. ѕро€влением такой осторожности может выгл€деть назначение новым президентом ƒагестана ћагомедсалама ћагомедова.

ё‘ќ был создан в 2000 году — сразу после нападени€ на ƒагестан, в период продолжавшегос€ открытого военного противосто€ни€ в „ечне. —амое большое достижение института полпредства за дес€ть лет — установление мира на  авказе. ј сама€ больша€ проблема — вызовы безопасности в регионе, которые за это врем€ стали, может, даже еще более серьезными.

ќксана √ќЌ„ј–≈Ќ ќ, ведущий эксперт ÷ентра политической конъюнктуры:

— –еформа по созданию федеральных округов способствовала «встраиванию» глав регионов в общефедеральную вертикаль и усилила политическое доминирование ÷ентра. Ёто в полной мере касаетс€ и регионов ё‘ќ, хот€ по отношению к наиболее проблемным республикам („ечн€, »нгушети€) по-прежнему проводитс€ особый курс, учитывающий их специфику. ¬ цел€х стабилизации ситуации ÷ентр обеспечивает им большую финансовую поддержку, кроме того, главы „– и »– обладают большей автономией в процессе прин€ти€ решений на региональном уровне. ¬месте с тем важным эффектом реформы по созданию федеративных округов в ё‘ќ стало возвращение северокавказских республик в общефедеральное конституционное пространство (устранение противоречий в законодательстве, прин€тие  онституции „ечни). Ќа данном этапе главы регионов ё‘ќ действуют в рамках установленных ÷ентром правил игры.

¬ целом удалось стабилизировать и военно-политическую ситуацию на ёге, наименее благопри€тно положение дел в »нгушетии и ƒагестане.  адровые решени€ сопр€жены с определенными политическими издержками, однако нужно учитывать объективные факторы (особенности внутриэлитного взаимодействи€ в клановых обществах, значительна€ дол€ теневой экономики и пр.), ограничивающие выбор ÷ентра. —реди представителей силовых структур попул€рна иде€ назначени€ в северокавказские республики «вар€гов», но существующие ограничени€ не позвол€ют ее реализовать. ¬ целом ÷ентр придерживаетс€ компромиссного курса, и это в данной ситуации, видимо, наилучший выбор. ѕроблемы социально-экономического блока остаютс€ дл€ ё‘ќ самыми актуальными: высокий уровень безработицы, особенно среди молодежи, общий низкий уровень жизни населени€ создают благопри€тную почву дл€ экстремистской активности. „тобы экономические задачи решались успешно, федеральных программ недостаточно. Ќеобходим эффективный менеджмент на местах (привлечение инвестиций, развитие производств и рекреационной сферы), а также более жесткий контроль за расходованием федеральных и иных средств.

—ергей —ћ»–Ќќ¬, генеральный директор фонда «ѕрикладна€ политологи€»:

— — созданием ё‘ќ политика глав субъектов, прежде всего северокавказских, стала более ло€льной и предсказуемой. ’от€ решающую роль в этом сыграло по€вление президента ѕутина, а не его полпредов. Ќа смену лозунгу «Ѕерите суверенитета столько, сколько сможете» тогда пришел новый: «ќставим столько суверенитета, сколько необходимо дл€ нормальной жизни региона».

Ќа первом этапе главным приоритетом федерального центра на ёге была стабилизаци€ военно-политической ситуации. «авершение «чеченской» войны можно считать главным успехом в данном направлении. ’от€ дл€ этого пришлось отправить в отставку многих «народных лидеров» (вроде јушева) и «ставленников  ремл€» (вроде «€зикова).

Ёкономика ё‘ќ была и остаетс€ слишком неоднородной, поэтому бессмысленно сравнивать показатели ее роста в –остовской области и —еверной ќсетии. ќдними федеральными целевыми программами существующие в регионе проблемы (той же безработицы) не решить. Ќужно, чтобы люди, годами живущие за счет выплат из ÷ентра или теневых видов де€тельности, вновь захотели работать. –адует, что точки роста (или ростки) есть: в „ечне собирают автомобили, в —еверной ќсетии запущен крупный комплекс по производству и переработке молока и т. д. ќсновным результатом дес€тилетних преобразований можно считать то, что ёг, особенно северокавказские республики, осталс€ в составе –‘, причем не только формально, но и фактически. ≈ще лет п€тнадцать назад прогнозы про отделение некоторых регионов от –оссии были не такими уж и фантастическими, а „ечн€ входила в состав –‘ только на географических картах. — созданием — ‘ќ внимание к территори€м —еверного  авказа станет более конкретным: теперь полпредству не надо будет одновременно заниматьс€ проблемами противодействи€ терроризму в »нгушетии и развити€ инновационных производств в –остовской области. водоснабжени€ и канализации, строительству и содержанию электросетей и др.

–ейтинг инвестиционной привлекательности регионов ё‘ќ

–егион

”дельный вес региона в общероссийских экономических показател€х по ¬–ѕ (%)

Ќаименьший инвестиционный риск

ћесто в общероссийском регионе по инвестиционному риску

Ќаибольший инвестиционный риск

Ќаибольший инвестиционный потенциал

ћесто в общероссийском регионе по инвестиционному потенциалу

–егион

”дельный вес региона в общероссийских экономических показател€х по ¬–ѕ (%)

Ќаименьший инвестиционный риск

ћесто в общероссийском регионе по инвестиционному риску

Ќаибольший инвестиционный риск

Ќаибольший инвестиционный потенциал

ћесто в общероссийском регионе по инвестиционному потенциалу

јдыге€

0,1

криминальный

63

экономический

инфраструктурный

75

јстраханска€ область

0,4

управленческий

60

социальный

природно-ресурсный

52

¬олгоградска€ область

1,1

финансовый

22

управленческий

потребительский, производственный, финансовый, институциональный

20

 алмыки€

0,1

экологический

82

экономический

природно-ресурсный

82

 раснодарский край

2,1

законодательный

2

экологический

туристический

5

–остовска€ область

1,5

законодательный

3

криминальный

трудовой

11

»сточник: по данным «Ёксперт –ј»


јвтор: ≈лена Ѕакеева, —ергей ƒеркачев

 

††