Перейти на главную страницу Карта сайта

Другие статьи номера

Сделано в 2009-м (5957)
Александр Шохин: «На Юге — много проектов государственно-частного партнерства» (4459)
Максим Федоров
Александр Ткачев: «У нас есть мощнейший стимул — Олимпиада в Сочи» (3788)
Елена Бакеева  
Сергей Назаров: «Мы уже научились работать в новых экономических условиях» (3893)
Привлекательная стабильность (3902)
Азовский район лидирует по урожайности и интересу инвесторов
Валерий Гаевский: «Ставрополье входит в группу роста» (3808)
Николай Максюта: «Закладываются или открываются новые предприятия» (3881)
В ЧР принят бездефицитный бюджет (3756)
Но для его исполнения и решения наболевших проблем республике необходима федеральная поддержка
Александр Жилкин: «Определили отрасли-локомотивы для выхода из кризиса» (4175)
Вода на мельницу (3571)
Партнерства власти и бизнеса
Сергей Круглик, заместитель министра регионального развития РФ  
Смена курса (3550)
Для повышения устойчивости к кризисным явлениям экономике России необходимо развивать машиностроение и наукоемкие отрасли
Юрий Симионов, д.э.н., профессор кафедры экономической теории и предпринимательства РГСУ  
Выход из безработицы (6314)
Региональный рынок труда перестраивается после кризиса
Лариса Никитина  
Творцы чистоты (3675)
ООО «Радуга» — это высокое качество услуг по вывозу бытовых отходов
Владимир Яковлев: «Олимпийские объекты необходимо четко планировать» (3681)
Артем Васильев  
Упростить и обезвредить (3760)
Бизнес ждет, что партнерство с властью будет строиться почти на библейском постулате «не навреди»
Галина Андреева   
Кит Сандерс: «Мы воспользовались благоприятным моментом для запуска новых продуктов» (6506)
Максим Федоров  
Сотрудничество без границ (4254)
Власти и бизнес Юга рассматривают внешнеэкономическую деятельность как одно из эффективных средств антикризисной терапии
Ирина Родина  
Василий Долголев: «Перспективы сотрудничества в углублении кооперации» (3988)
Кирилл Власенко  
Таможня удаленного доступа (3968)
Участники внешнеэкономического рынка Юга России готовятся к работе по новым правилам
Елена Бакеева  

 

Александр Гетман: «Таможню приблизят к границе»

№ 10 (32) (2009)
Количество просмотров: 6308
Версия для печати


Поскольку взимание таможенных пошлин за экспорт энергоносителей — вотчина Энергетической таможни, доля платежей, которые проходят через Южное таможенное управление (ЮТУ), невелика — порядка 5% от общероссийских объемов. Однако таможенное оформление по отдельным группам довольно внушительно. Через южнороссийские таможенные посты экспортируется более 95% зерновых, почти 2/3 жиров и растительных масел, а импортируется — около половины сахара, 35% удобрений и свыше 30% овощей. О плановых заданиях и стратегических планах рассказал начальник ЮТУ Александр ГЕТМАН.

За 9 месяцев 2009 г. товарооборот товаров, оформленных в таможнях ЮТУ, снизился на 43% к уровню аналогичного периода прошлого года — до $14 млрд.

Стоимостные объемы экспортных грузов упали на столько же, составив$8 млрд.. Причем сокращение этого показателя наблюдается на фоне роста весовых параметров экспортных грузов на 10% (50,8 млн. тонн). Такое соотношение стоимости и веса свидетельствует о существенном снижении средней цены продукции относительно прошлого года, делают вывод таможенники.

Экспорт продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья за январь-сентябрь оценивается в $3,2 млрд. — почти на четверть выше прошлогоднего уровня. Пятьдесят девять процентов стоимостных объемов занимает пшеница — экспортировано 11,6 млн. тонн ($1,9 млрд.). Для сравнения: стоимостные объемы экспорта минеральных продуктов (в том числе нефтепродуктов) составили $1,8 млрд., металлов и изделий из них — $1,2 млрд., химической продукции — $838 млн., продукции машиностроения — $475,7 млн.

Как и в прошлом году, 80% стоимостных объемов экспорта оформляется в адрес партнеров из дальнего зарубежья, в тройке лидеров — Турция, Италия, Египет. Несколько утратили свои позиции Грузия и Китай, зато усилили свое присутствие Иран и Сирия.

Стоимость импорта в январе-сентябре 2009 г. оценивается в $6,2 млрд. (57,4% к уровню 2008 г.). Так же, как и в экспорте, в географии импорта продолжают лидировать страны дальнего зарубежья (77% стоимостных объемов). Основную долю импорта занимают машины и оборудование (33,6%), продовольственные товары и сельхозсырье для их производства (31,5%), далее следуют металлы и изделия из них (13%), химическая продукция (10%), текстиль и обувь (3%) и другие товары.

Число экспортеров и импортеров тоже сократилось: внешнеэкономическую деятельность вели более 2300 экспортеров и 5300 импортеров (против 2500 и 7300 соответственно в прошлом году).

Однако при таком спаде товарооборота снижение объема таможенных платежей меньше — 32%. «Эти цифры говорят о том, что мы объективно лучше и эффективнее администрируем взимание таможенных платежей. Причем по импортной составляющей платежи уменьшились всего на 20%. А ведь именно это направление наиболее для нас интересно, поскольку здесь больше всего проблем, связанных с занижением таможенной стоимости, с недостоверным предоставлением сведений», — отметил Александр Гетман.

Плановое задание по перечислению денежных средств в федеральный бюджет (а это основной показатель работы таможенников) ЮТУ выполнило на 102%: перечислено более 67 млрд. руб. Сумма примерно на треть меньше прошлогодней, но это объективно, считает начальник ЮТУ. «Мы администрируем таможенные платежи, которые подлежат уплате при перемещении товаров через таможню. Если уменьшился товарооборот, мы при всем желании не сможем перечислить в федеральный бюджет те же самые объемы, что и в прошлом году, — пояснил Александр Гетман. — На четвертый квартал наше плановое задание на четверть превышает задание третьего. Практика показывает, что в конце года внешнеэкономическая деятельность проходит более активно. Надеемся, что нынешний год не станет исключением».

Решебник задач

Сбор таможенных платежей хотя и важнейшая, но не единственная забота таможенников. В списке стратегических задач также значатся развитие информационных технологий, увеличение пропускной способности пунктов пропуска, внедрение новейших систем таможенного контроля, реализация концепции по переносу таможенного оформления ближе к государственной границе, правоохранительная деятельность и антикоррупционная работа.

В числе примеров внедрения новых информационных технологий — использование предварительной информации от таможенных служб стран Евросоюза при оформлении автомобильных грузов на российско-украинской границе. «Доля таких транспортных средств невелика — порядка 6%, тем не менее использование этой информации повышает достоверность сведений, которые заявляются таможенным органам, и способствует ускорению товарооборота через границу. Еще одно направление — электронная форма декларирования товаров, — продолжает Александр Гетман. — Из 85 таможенных постов 35 обладают необходимой технической оснащенностью для приема этой формы декларирования. В этом году за 9 месяцев оформлено 5000 электронных деклараций. С июля идет активная работа по внедрению следующего этапа электронного декларирования с использованием сети Интернет для передачи электронных деклараций от декларанта в таможенные органы. Уже 9 объектов ЮТУ технически готовы к такой работе, до конца года планируем довести их количество до 20, а в 2010 г. — до 49».

Почему внедрение идет поэтапно, а не на всех таможенных постах разом? Дело не только в затратах на переоснащение, но и в том, что желания одних таможенников недостаточно. К процессу должны присоединиться участники внешнеэкономической деятельности. «Им не только нужно закупить программное обеспечение, но и выполнить ряд требований, связанных с защитой передаваемой информации. Ведь в случае, если мы выявляем недостоверные сведения, нет разницы — были они заявлены на бумажном носителе или в электронном виде, ответственность наступает одна и та же, — напомнил начальник ЮТУ — Бизнес по-разному готов к процессу. Те, кто пользуется современными технологиями для организации своей внутренней работы, наверное, наиболее готовы. Те, кто привык всю бухгалтерию вести по книгам учета, менее. Естественно, и затраты у компаний будут разные. Сейчас появляются специализированные компании-операторы, которые в установленном порядке подключены к ведомственным сетям ФТС. Насколько я знаю, они готовы оказывать услуги грузополучателям и грузоотправителям для передачи электронных деклараций. Понятно, что такие услуги стоят дешевле, чем разовое подключение к нашим сетям. Поэтому у экспортеров и импортеров есть выбор — либо самостоятельно пройти этот путь, либо обратиться к посреднику».

В планах по переоснащению ЮТУ значится и увеличение числа инспекционно-досмотровых комплексов (ИДК). Сейчас работают 10 мобильных и один стационарный комплекс. Это самое современное оборудование таможенного контроля, которое позволяет без выгрузки транспортных средств проверять достоверность заявляемых данных. «До конца года мы планируем ввести в строй еще три стационарных ИДК: один в морском порту Новороссийск и два — на автомобильных пунктах пропуска североосетинской таможни», — поделился Александр Гетман.

По его словам, применение современных досмотровых комплексов серьезно помогает. С использованием ИДК в январе-сентябре было досмотрено 63 тыс. единиц товарных партий и транспортных средств. Результат — возбуждено 174 дела об административных правонарушениях, 9 уголовных дел. Но, судя по общим данным о показателях правоохранительной деятельности таможенников, это капля в море. Всего за 9 месяцев 2009 г. сотрудниками ЮТУ возбуждено более 8500 дел об административных правонарушениях, в том числе по фактам заявления недостоверных сведений о перемещаемых товарах, а также 602 уголовных дела, 80% из которых по фактам контрабанды товаров.

Еще одна головная боль — рост контрафакта. Если за весь 2008 г. таможнями Юга России было выявлено свыше 820 тыс. контрафактной продукции, то за первых три квартала 2009-го — уже более 1,3 млн. «По структуре большая часть приходится на кондитерские изделия (34%), игры для детей (31%), автомобильные принадлежности (14%), — перечисляет Александр Гетман. — Кроме того, на рассмотрении в судах находится более 4,5 млн. единиц продукции, обладающей признаками контрафактной. Все товары, в отношении которых приняты судебные решения о конфискации, передаются на реализацию в соответствующую федеральную структуру. Соответственно, магазины с названиями типа «таможенный конфискат» не имеют никакого отношения к таможенным органам РФ».

Борьба с коррупцией, по словам Александра Гетмана, тоже направление «повседневной работы», 80% уголовных дел в отношении должностных лиц таможенных органов возбуждено по материалам, собранным подразделениями собственной безопасности. «Я думаю, это показатель той активной позиции, которую мы занимаем, — акцентирует он. — Безусловно, работа очень сложная, потому что коррупция — это не только факты, когда вымогаются денежные средства за какие-то привилегии, но и факты незаконного сговора должностных лиц с представителями бизнеса. А когда двое договариваются, вскрыть эти факты очень сложно». Но можно: за 9 месяцев возбуждено 88 уголовных дел, 35 из которых в отношении таможенников. «Это то, чем мы занимаемся, что нас беспокоит. Но я не стал бы драматизировать ситуацию: таможенные органы, естественно, подвержены коррупции, но не более чем в целом у нас эта проблема имеет место по стране», — считает Александр Гетман.

Ближе к границе

Перспективы развития инфраструктуры ЮТУ связаны с реализацией концепции по переносу таможенного оформления и таможенного контроля в места, приближенные к государственной границе РФ. По словам начальника ЮТУ, уже сформулировано понимание плана по реализации этой концепции, в его разработке принимали участие не только сами таможенники, но и представители бизнеса и власти. Сейчас этот план проходит согласование в ФТС. «Приоритетное направление мы видим в развитии таможенной и околотаможенной инфраструктуры вблизи российско-украинского участка границы — он наиболее развит с точки зрения активности перемещаемых товаров, заинтересованности бизнеса в инфраструктурном развитии, — пояснил Александр Гетман. — Задачи по увеличению или уменьшению числа таможенных постов не стоит. Но не исключено, что их все же станет меньше за счет сокращения внутренних таможенных постов. Если большая часть товаров будет оформляться в приграничных районах, то существование таможенных постов внутри территории ничем не оправдано».

Околотаможенная инфраструктура — это прежде всего склады временного хранения для размещения товаров и транспорта, их доставляющего, до момента завершения таможенного оформления и контроля. Александр Гетман считает, что участие в строительстве таких объектов бизнес-структур — «более целесообразно и правильно», поскольку «оказание услуг по хранению товаров — все же не функция государства». Предварительные переговоры с местными властями прошли: муниципалитеты готовы предложить земельные участки для размещения терминалов. Вложиться в их создание пока готовы только предприятия системы ФГУП «Ростек». «Они наиболее готовы, наиболее настроены на конструктивный подход. Местный бизнес пока еще раздумывает, насколько он готов к таким инфраструктурным инвестициям», — резюмировал Александр Гетман.

Справка

В состав Федеральной таможенной службы входят 7 региональных таможенных управлений, 115 таможен, 630 таможенных постов, штат сотрудников насчитывает около 70 тыс. человек. По данным на 20 октября 2009 г., органы ФТС перечислили в федеральный бюджет более 2,5 трлн руб. Всего за год ФТС планирует собрать в бюджет свыше 3,3 трлн. руб.

В структуру Южного таможенного управления входят 13 таможен, 85 таможенных постов. Число должностных лиц — 9500 человек. За 9 месяцев 2009 г. таможенные платежи, перечисленные ЮТУ в госказну, составили почти 70 млрд. руб.


Автор: Галина Андреева