Перейти на главную страницу Карта сайта

Другие статьи номера

Сделано в 2009-м (6021)
Александр Шохин: «На Юге — много проектов государственно-частного партнерства» (4519)
Максим Федоров
Александр Ткачев: «У нас есть мощнейший стимул — Олимпиада в Сочи» (3843)
Елена Бакеева  
Сергей Назаров: «Мы уже научились работать в новых экономических условиях» (3951)
Привлекательная стабильность (3963)
Азовский район лидирует по урожайности и интересу инвесторов
Валерий Гаевский: «Ставрополье входит в группу роста» (3880)
Николай Максюта: «Закладываются или открываются новые предприятия» (3944)
В ЧР принят бездефицитный бюджет (3813)
Но для его исполнения и решения наболевших проблем республике необходима федеральная поддержка
Александр Жилкин: «Определили отрасли-локомотивы для выхода из кризиса» (4232)
Вода на мельницу (3628)
Партнерства власти и бизнеса
Сергей Круглик, заместитель министра регионального развития РФ  
Смена курса (3604)
Для повышения устойчивости к кризисным явлениям экономике России необходимо развивать машиностроение и наукоемкие отрасли
Юрий Симионов, д.э.н., профессор кафедры экономической теории и предпринимательства РГСУ  
Выход из безработицы (6432)
Региональный рынок труда перестраивается после кризиса
Лариса Никитина  
Творцы чистоты (3729)
ООО «Радуга» — это высокое качество услуг по вывозу бытовых отходов
Владимир Яковлев: «Олимпийские объекты необходимо четко планировать» (3738)
Артем Васильев  
Упростить и обезвредить (3815)
Бизнес ждет, что партнерство с властью будет строиться почти на библейском постулате «не навреди»
Галина Андреева   
Кит Сандерс: «Мы воспользовались благоприятным моментом для запуска новых продуктов» (6597)
Максим Федоров  
Сотрудничество без границ (4314)
Власти и бизнес Юга рассматривают внешнеэкономическую деятельность как одно из эффективных средств антикризисной терапии
Ирина Родина  
Александр Гетман: «Таможню приблизят к границе» (6399)
Галина Андреева  
Таможня удаленного доступа (4021)
Участники внешнеэкономического рынка Юга России готовятся к работе по новым правилам
Елена Бакеева  

 

Василий Долголев: «Перспективы сотрудничества в углублении кооперации»

№ 10 (32) (2009)
Количество просмотров: 4051
Версия для печати


Ростовская область входит в число десяти основных внешнеторговых партнеров Беларуси среди регионов России. В эксклюзивном интервью «Вестнику экономики» чрезвычайный и полномочный посол Беларуси в РФ Василий ДОЛГОЛЕВ рассказал, что белорусам интересен опыт дончан по привлечению иностранных инвестиций и поддержке малого бизнеса, в свою очередь дончане могли бы поучиться у белорусов ведению дел в сельском хозяйстве. Успешное развитие двусторонних отношений сдерживает протекционизм на государственном уровне, считает дипломат.

— Насколько тесны сегодня контакты Ростовской области и Республики Беларусь?

— Ростовская область имеет мощную многоотраслевую промышленность, развитое сельское хозяйство, располагает серьезным научно-техническим и технологическим потенциалом и является одним из наиболее значимых и перспективных торгово-экономических партнеров Беларуси среди российских регионов. За последние пять лет взаимный товарооборот вырос в 3,4 раза, составив в 2008 году $376,4 млн.

В июне 2009 года Беларусь посетила официальная делегация Ростовской области, возглавляемая губернатором Владимиром Чубом. Она была представлена  исполнительной  и законодательной ветвями власти региона, Торгово-промышленной палатой и Агентством инвестиционного развития области, ассоциацией «Северный Кавказ», а также бизнесом, заинтересованным в расширении сотрудничества с белорусскими партнерами.

Были подписаны побратимские соглашения между Гомелем и Ростовом, Пинском и Таганрогом. Дончане посетили УП «Белкоммунмаш», РУП «Минский тракторный завод», ОАО «Амкодор», ОАО «Агрокомбинат «Дзержинский». Состоялись встречи и переговоры в ряде белорусских министерств — промышленности, сельского хозяйства и продовольствия, энергетики, а также в РУП «Минскэнерго», на Белорусской железной дороге, тракторном и автомобильном заводах Минска.

По итогам визита достигнуто более десятка договоренностей, в том числе о создании в Ростове регионального центра продаж белорусских товаров, техники и запасных частей на базе ООО «БелАвтоМАЗ»; об организации на Дону совместного производства троллейбусов и трамваев УП «Белкоммунмаш» и сельскохозяйственной техники ОАО «Бобруйскагромаш»; о расширении кооперационных связей между ОАО «Гомсельмаш», РУП «Минский моторный завод» и ООО «Ростсельмаш»; о поставках для птицеводческих хозяйств Ростовской области инкубационного яйца маточного поголовья цыплят-бройлеров.

— Мировой финансовый кризис повлиял на двусторонние отношения?

— Повлиял. По итогам первого квартала 2009 года товарооборот снизился на 44,7% к уровню аналогичного периода 2008 года и составил$93,5 млн. Экспорт уменьшился на 50,5% — до $56,1 млн/, импорт — на 33,2% — до $37,4 млн. Белорусский экспорт сократился в значительно большей мере, чем импорт из Ростовской области. Причины сокращения поставок белорусской техники на Дон — недостаточность в регионе финансовых средств, а также следствие принятия приказа Минэкономразвития РФ № 427 от 5 декабря 2008 г. «Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранных государств…». За шесть месяцев 2009 года Ростовская область закупила всего лишь 7 единиц дорожной техники белорусского производства против 47 в 2008 году, 161 трактор против 783 и 6 единиц грузовых автомобилей против 100.

Тем не менее Ростовская область является лидером среди регионов Южного федерального округа по объемам внешнеторгового оборота с Беларусью. Уже длительное время она входит в число 10 основных внешнеторговых партнеров республики по объемам белорусского экспорта среди регионов РФ.

— Какая донская продукция пользуется наибольшим спросом в Беларуси, а какая белорусская — на Дону?

— Основу импорта из Ростовской области в Беларусь в 2008 году составили поставки подсолнечного масла, угольных электродов, паровых котлов для центрального отопления, пластмасс и изделий из них, машин для уборки и обмолота сельскохозяйственных культур. Наибольшим спросом в регионах Южного федерального округа пользовались белорусские тракторы, полиэфиры, шины, мебель, изделия из черных металлов, лифты, грузовые и пассажирские автомобили, дорожно-строительная техника, парфюмерия, молочная продукция.

По нашему мнению, в настоящее время необходимо работать над увеличением товарных потоков, а также выводить двустороннее сотрудничество на уровень реализации взаимовыгодных совместных проектов, стремиться к созданию и поставкам совместной конкурентоспособной продукции не только на рынки Беларуси и России, но и в третьи страны.

— Действуют ли на территории Ростовской области и Беларуси совместные предприятия? На чем они специализируются?

— В области машиностроения «Гомсельмаш» и «Минский моторный завод» кооперированы с «Ростсельмашем». Первый поставляет для нужд российского предприятия мосты ведущих колес и другие комплектующие, второй — дизельные двигатели. В 2008 году «Гомсельмаш» поставил для комбайнов «Нива» 438 мостов на $1,3 млн. и 330 единиц механизмов переключения диапазонов на $97,9 тыс. В 2009 году поставки с «Гомсельмаша» сохраняются. Минский моторный завод поставил в прошлом году на «Ростсельмаш» 1000 двигателей к комбайну «Нива». На нынешний год запланированы поставки такого же количества.

— Ростовскую область и Беларусь объединяет еще и то, что обе динамично развиваются. Что из успешного опыта экономических преобразований на Дону хотели бы взять на вооружение белорусы? А чему стоило бы поучиться дончанам у вас?

— Из донского опыта преобразований белорусы не прочь поближе познакомиться с подходами к привлечению иностранных инвестиций, созданию условий для развития малого бизнеса: Ростовская область добилась заметных успехов в этих сферах деятельности.

В Беларуси из отраслей экономики, пожалуй, наиболее динамично развиваются промышленность и сельское хозяйство. В ходе реализации государственных программ удалось сохранить и во многом модернизировать крупнотоварное сельхозпроизводство, обеспечить в основном рентабельную работу сельхозорганизаций, создать достойный уровень жизни для жителей села и малых городов. И не случайно сегодня продукция АПК является одним из основных экспортных товаров Беларуси в Россию, страны ближнего и дальнего зарубежья.

— Какие мероприятия осуществляются в рамках построения Союзного государства? Для дончан и белорусов не потеряло актуальности понятие «братство народов»?

— К главному достижению в рамках Союзного государства я бы отнес свободу передвижения наших граждан, товаров и услуг между странами. Сегодня по внутреннему белорусскому (российскому) паспорту можно купить билет, сесть в поезд и приехать в Россию (Беларусь). Для граждан между нашими государствами не существует ни таможенного, ни пограничного контроля. Согласно соглашению, подписанному нашими президентами в феврале 2009 года, россияне и белорусы в течение 30 суток могут находиться в стране пребывания без регистрации, не испытывая проблем с трудоустройством, лечением, получением образования. К белорусам в России, как и к россиянам в Беларуси, всегда доброе, уважительное отношение. В этом, мне кажется, и проявляется смысл понятия «братство народов».

— Имеются ли факторы, сдерживающие успешное развитие двусторонних отношений? За счет чего они будут укрепляться в дальнейшем?

— В условиях мирового финансового кризиса к факторам, сдерживающим успешное развитие двусторонних отношений регионов России и Беларуси, я бы отнес протекционизм. Приказ Минэкономразвития РФ №427 я уже упоминал. Оптимизм вызывает то, что его действие отменено в отношении отдельных белорусских предприятий. Ограничение поставок белорусских товаров, как правило, создает проблемы с работой российских предприятий. Пример: до 70% комплектующих на Минский автомобильный завод поставляют россияне.

Отсюда перспективы развития наших отношений — в углублении кооперации, создании совместных производств и свободном допуске белорусских товаров на российский рынок и российских на белорусский. Это и будет в полной мере соответствовать духу союзных отношений.


Автор: Кирилл Власенко