Перейти на главную страницу Карта сайта

Другие статьи номера

Сделано в 2009-м (6027)
Александр Ткачев: «У нас есть мощнейший стимул — Олимпиада в Сочи» (3844)
Елена Бакеева  
Сергей Назаров: «Мы уже научились работать в новых экономических условиях» (3955)
Привлекательная стабильность (3964)
Азовский район лидирует по урожайности и интересу инвесторов
Валерий Гаевский: «Ставрополье входит в группу роста» (3882)
Николай Максюта: «Закладываются или открываются новые предприятия» (3945)
В ЧР принят бездефицитный бюджет (3815)
Но для его исполнения и решения наболевших проблем республике необходима федеральная поддержка
Александр Жилкин: «Определили отрасли-локомотивы для выхода из кризиса» (4235)
Вода на мельницу (3630)
Партнерства власти и бизнеса
Сергей Круглик, заместитель министра регионального развития РФ  
Смена курса (3605)
Для повышения устойчивости к кризисным явлениям экономике России необходимо развивать машиностроение и наукоемкие отрасли
Юрий Симионов, д.э.н., профессор кафедры экономической теории и предпринимательства РГСУ  
Выход из безработицы (6435)
Региональный рынок труда перестраивается после кризиса
Лариса Никитина  
Творцы чистоты (3731)
ООО «Радуга» — это высокое качество услуг по вывозу бытовых отходов
Владимир Яковлев: «Олимпийские объекты необходимо четко планировать» (3741)
Артем Васильев  
Упростить и обезвредить (3817)
Бизнес ждет, что партнерство с властью будет строиться почти на библейском постулате «не навреди»
Галина Андреева   
Кит Сандерс: «Мы воспользовались благоприятным моментом для запуска новых продуктов» (6601)
Максим Федоров  
Сотрудничество без границ (4315)
Власти и бизнес Юга рассматривают внешнеэкономическую деятельность как одно из эффективных средств антикризисной терапии
Ирина Родина  
Василий Долголев: «Перспективы сотрудничества в углублении кооперации» (4053)
Кирилл Власенко  
Александр Гетман: «Таможню приблизят к границе» (6402)
Галина Андреева  
Таможня удаленного доступа (4023)
Участники внешнеэкономического рынка Юга России готовятся к работе по новым правилам
Елена Бакеева  

 

Александр Шохин: «На Юге — много проектов государственно-частного партнерства»

№ 10 (32) (2009)
Количество просмотров: 4521
Версия для печати


Существенная часть проектов государственно-частного партнерства (ГЧП), принятых к реализации в докризисный период, оказалась либо отложена, либо заморожена, а новых проектов в условиях дефицита бюджета ждать не стоит. Юг России — один из немногих регионов, где появляются и новые совместные проекты бизнеса и власти. В дальнейшем, чтобы рассчитывать на успешное развитие института ГЧП, нужно прежде всего повысить уровень гарантий для инвесторов. Государство должно признать, что деньги на инфраструктуру необходимо тратить даже в кризис, уверен президент Российского союза промышленников и предпринимателей Александр Шохин.

— Насколько популярнее, по вашему мнению, стал за последнее время в России институт государственно-частного партнерства при реализации крупных инвестиционных и инфраструктурных проектов? Не затормозил ли его развитие мировой кризис?

— Перед кризисом государственно-частное партнерство было «на взлете» — сформирована законодательная база, появились соответствующие институты, началась реализация проектов на всех уровнях. Но проекты ГЧП — часть экономики, поэтому, естественно, мировой кризис не мог не сказаться на них. Основной удар нанесла финансовая система — проектам ГЧП нужны длинные и дешевые деньги, а реализовывать их, когда кредит дают на год и под 15– 20% годовых, невозможно.

Можно подвести предварительные итоги 2009 года для проектов ГЧП. Есть несколько важных последствий и уроков для бизнеса.

Первый: в период кризиса часть институтов развития сменила направление работы — из институтов ГЧП они трансформировались в антикризисные. Самый яркий пример — ВЭБ, который вытаскивает на себе и проекты ГЧП, и системообразующие предприятия, а теперь, похоже, и моногорода.

Второй: новых проектов ждать не стоит. В условиях бюджетного дефицита у органов власти — другие приоритеты.

Третий: сохраняется существенный пробел функционирования институтов ГЧП — у частных инвесторов нет уверенности в том, что государство не откажется от выполнения своих обязательств при изменении экономической ситуации. В 2008–2009 годах существенная часть принятых к реализации в докризисный период проектов оказалась либо отложена, либо заморожена. Государство отказалось от выполнения своих обязательств, правда, «по согласованию» с частными инвесторами. Больше всего пострадали проекты, которые находились на начальной стадии реализации.

В европейских странах, Китае средства для инфраструктурных проектов, поддержки проектов ГЧП выделялись активно.

— Насколько развит, по вашей оценке, институт ГЧП в Южном федеральном округе? Какие наиболее значимые проекты, реализованные либо реализуемые на Юге страны совместно бизнесом и властью, вы бы выделили? В чем их значимость для региона?

— Основная задача таких проектов — улучшение условий для жизни и ведения бизнеса в регионе. Хотя этим нельзя ограничиваться — стимулирование спроса, создание новых рабочих мест являются немаловажными факторами в пользу проекта ГЧП.

В ЮФО реализуется довольно много проектов ГЧП различного уровня. Важно то, что, в отличие от многих субъектов, появляются и новые проекты. В ноябре подписан меморандум о совместной реализации регионального инвестиционного проекта «Чистый Дон», который осуществляется при государственной поддержке из средств Инвестиционного фонда Российской Федерации.

Один из важнейших проектов Инвестфонда — разработка проектной документации на строительство и эксплуатацию на платной основе автомобильной дороги М-4 «Дон». Взамен одной из наиболее проблемных трасс мы получим дорогу, соответствующую всем стандартам. И это далеко не все даже крупные проекты, реализуемые на основе ГЧП на Юге.

— Один из самых масштабных инфраструктурных проектов, реализуемых на условиях ГЧП, — «Комплексная программа строительства и реконструкции объектов водоснабжения и водоотведения города Ростова-на-Дону и юго-запада Ростовской области», инициированный ОАО «Евразийский» и охватывающий территорию с населением более 2 млн. человек. Насколько успешен этот проект сегодня? Оправданно ли рассматривать его в качестве образца для других регионов страны?

— Проект очень важный и интересный. Его общая стоимость — почти 33,5 млрд. рублей. Не менее масштабны и задачи: предотвращение трансграничного загрязнения и обеспечение экологической безопасности бассейна реки Дон, Азовского и Черного морей, повышение уровня жизни на территории реализации проекта, повышение энергоэффективности системы водоснабжения и водоотведения. В целом невозможно развивать регион, повышать его привлекательность для инвесторов, если инфраструктура устарела давно. Пока проект реализуется успешно, он прошел испытание кризисом. Стоит ли его рассматривать в качестве образца — посмотрим по итогам 2010 года, но пока есть все основания считать его одним из модельных.

— Каковы, на ваш взгляд, резервы института ГЧП? Какие действия, возможно, следует предпринять на федеральном и региональном уровне для того, чтобы данный институт развивался успешнее?

— Первое — повысить уровень гарантий для инвесторов.  Самая страшная угроза для любого проекта — недоверие между партнерами.

Второе — количество проектов должно увеличиться в разы. А для этого государство должно признать, что тратить деньги на инфраструктуру необходимо даже в кризис. А участие частного партнера — отличный способ снизить уровень коррупции при реализации проекта.

Третье — нужен полноценный и прозрачный для общества мониторинг проектов ГЧП. Если на федеральном уровне можно найти хотя бы минимальную информацию по реализуемым проектам, например по проектам Инвестфонда, то на региональном уровне бизнес сталкивается с очень большими проблемами при получении сведений о планируемых или реализуемых проектах. Правда, это не относится к большинству регионов ЮФО.

Есть и базовые проблемы: понятие ГЧП до сих пор не определено законодательно, отсутствует четкое распределение прав и обязанностей сторон при реализации такого партнерства, нет четкого разграничения функций институтов развития. Все это нужно делать.