Перейти на главную страницу Карта сайта

Другие статьи номера

Сделано в ЮФО (4241)
Информация к размышлению (3771)
Инвестиционный атлас ЮФО объединил 226 проектов на 1,5 триллиона рублей
Артем Васильев  
Миссия выполнима (3936)
К 2020 году Ставрополье планирует войти в десятку регионов-лидеров по объему инвестиций в основной капитал
Артем Васильев  
Экономика должна быть эффективной (3731)
Участники VIII Международного инвестиционного форума «Сочи-2009» дали свой рецепт реабилитации мировой экономики после кризиса
Никита Логвинов  
Инвестиционное прозрение (4467)
Кризис открыл регионам глаза на то, в какие отрасли нужно привлекать частный капитал
Никита Логвинов  
Олимпийский интерес ОАО «РЖД» (4743)
В рамках форума «Сочи-2009» ОАО «Российские железные дороги» выступило ньюсмейкером сразу трех значимых событий
Кирилл Власенко  
Вагит Алекперов: «ЛУКОЙЛ» стал крупным игроком энергетического бизнеса Юга России» (4120)
На пути к системности (3989)
Для активизации инноваций в России необходимо сформировать четкие «правила игры» и закрепить их законодательно
Светлана Морозова   
Интеграция в инновациях (4363)
Задача Ростовского регионального центра инновационного развития — интеграция инновационных технологий в различных направлениях
Екатерина Минакова  
Лучшие инноваторы (4069)
В Ростовской области обозначили победителей ежегодного конкурса «Лучшие инновации Дона»
Победы достойны все (3992)
В Ростовской области подвели итоги конкурса молодых ученых, аспирантов и студентов
Алла Демидова  
Не ждать, а действовать (3764)
Волгодонское малое предприятие НИИПАВ сделало ставку на новые технологии задолго до президентского курса и планирует строить новый завод
Для пользы дела (3887)
Изменения в законе о госзакупках должны дисциплинировать заказчиков и поставщиков
Екатерина Минакова  
Совершенствовать, доработать, принять (3558)
Участники агрофорума «Золотая осень-2009» подтвердили и дополнили основные направления развития сельского хозяйства
Оксана Лебедева  
Кому в АПК жить хорошо? (3790)
Общий рост производства отрасли сохранен, но не во всех секторах благополучно
Галина Андреева  
«Вкусно-Птица» против кризиса (4722)
Грамотная маркетинговая стратегия помогает комфортно работать в любых экономических условиях
Галина Шувалова  
Осетровые на Кубани (5913)
Рис и пшеница хорошо, а осетры — лучше
Ольга Бершанская  
Леонид Орсик: «Деньги должны возвращаться и реинвестироваться в новые сделки» (4062)
Оксана Лебедева
Северная стагнация (3733)
На севере Ростовской области пытаются реанимировать животноводство
Анатолий Евтушенко  
Перестраховать поле (4176)
Основные проблемы, тормозящие процесс агрострахования, возможно решить общими усилиями государства, страховщиков и общественных организаций
Алена Лапина  

 

Акциз с пристрастием

№ 7 (31) (2009)
Количество просмотров: 4449
Версия для печати


Причина таких ожиданий — планы Минфина РФ по увеличению доходной части бюджета на 2010–2012 годы за счет повышения ставки акциза на пиво. Говорили о росте ставки на 190%, но последний, согласованный Правительством РФ вариант, предлагает индексировать ставку в среднем на 50%. Участники рынка уверяют: ожидания таким образом повысить бюджетные доходы напрасны, зато катастрофического падения рынка не избежать. Эксперты парируют: не так страшен черт, как его малюют, в жизни всегда есть место компромиссу.

Пивовары забили тревогу еще в июле, когда из Минфина РФ поступила информация о планируемом ускоренном повышении акцизов на спиртное в 2010 г. В обращении к премьер-министру РФ Владимиру Путину Союз пивоваров России предложил провести некую корректировку инициативы: повышать акцизную ставку постепенно в течение 3–5 лет. Такой подход, по их расчетам, позволит увеличить налоговые поступления в бюджет на 60–90 млрд. руб. Иначе благие намерения государства могут иметь негативные последствия как в социальной, так и в экономической сфере.

Председатель исполнительного комитета Союза пивоваров Вячеслав МАМОНТОВ считает, что следствием роста акциза станет рост цены продукции: в среднем стоимость бутылки пива будет сопоставима с ценой дешевой водки, не говоря уже о контрафакте. На фоне снижения покупательской способности часть потребителей может переключиться на потребление крепкого алкоголя, хуже того — суррогаты. А падение спроса на пиво — неизменный спутник падения объемов производства. По прогнозам Союза пивоваров, оно составит 40-50%.

В своем обращении к Владимиру Путину краснодарские производители (письмо подписали руководители 7 пивоваренных компаний) отмечают, что прошлогоднее повышение ставки акциза на пиво на 32,4% стало причиной снижения объемов продаж на 1,5% (против роста на 15,2% в 2007 г.). В январе-июне 2009-го, по данным Росстата, производство сократилось на 7%. «Одна из причин — последовательное увеличение налоговой нагрузки на отрасль в течение последних лет. В период с 2004 г. по 2009 г. ставка акциза на пиво выросла почти на 100%, в то время как рост акциза на крепкие спиртные напитки составил 41,5%, на вино натуральное — всего 18,2%», — сетуют кубанские пивовары.

«Всего в пивоварении — 250 предприятий, на которых работают 50 тысяч человек. А в смежных отраслях заняты еще порядка 550–600 тысяч. То есть каждое рабочее место в пивоваренной отрасли создает дополнительно 10-12 рабочих мест у смежников. На пивную отрасль работает 10% автотранспорта и 70% стекольщиков. Мы покупаем только отечественный солод, соответственно, при сокращении производства пива пострадает и сельское хозяйство», — прогнозирует и.о. директора «Балтика — Ростов» Борис РЫКУНОВ. По оценкам Союза, сокращение объемов производства спровоцирует сокращение персонала, которое суммарно по всем направлениям может достичь 85–90 тыс. рабочих мест.

Пивовары активно борются с употреблением пива несовершеннолетними, снижение доходов компаний сократит и число социально направленных акций, добавляет директор по операционной деятельности ростовского филиала ЗАО «Пивоварня Москва — Эфес» Павел ФИЛИППОВ. В ряду печальных последствий — возможное закрытие малых частных пивоварен: их работа станет просто нерентабельной, полагает Игорь ДОРОШЕНКО, владелец одноименной пивоварни и сети ресторанов «Добрый эль».

Такое развитие ситуации беспокоит региональные власти. «В Ростовской области находятся два крупнейших производителя пива — «Балтика — Ростов» и ростовский филиал «Пивоварня Москва — Эфес», поэтому акцизные поступления составляют существенную долю в бюджете области», — отмечает начальник управления потребительского рынка товаров и услуг, минэкономики региона Андрей ИВАНОВ. Запланированный объем «пивных» акцизов в 2009 г. — 1,63 млрд. руб. Это 85% поступлений акцизов в областной бюджет от алкогольной продукции. Повышение ставки акциза может увеличить доходную часть до 4,8 млрд. руб., но может привести и к иному эффекту: изменению структуры рынка. «Помимо акцизов, в бюджет поступает ряд других налогов, в том числе НДФЛ, налог на прибыль. Их снижение изменит структуру поступлений в консолидированный бюджет», — дополняет и.о. председателя комитета по торговле и бытовому обслуживанию мэрии Ростова Александр ГОЛОВКО.

Между тем эксперты уверены, что бело-черные варианты, такие как увеличение вдвое поступлений в бюджет или катастрофическое падение рынка, бывают только в теории. Пять лет назад пивоваренная отрасль, действительно, уже пережила аналогичную ситуацию: тогда индексация акцизной ставки тоже превысила уровень инфляции. В первом квартале 2004 г. рынок показал отрицательные результаты, но в течение года пивоварам удалось выйти в плюс. А «хоронят» малые предприятия, причем не только в пивной, но и в любой другой отрасли, очень часто. Но многие небольшие пивоварни стабильно работают по сей день. Дело, наверное, в уже ставшей притчей во языцех эффективности, а не в малой или крупной форме субъекта хозяйствующей деятельности.

Что касается перехода потребителя на крепкий алкоголь и уж тем более на контрафакт, то он не будет массовым: любители пива, возможно, снизят потребление, возможно, переключатся на более экономичные марки, но вряд ли заменят его суррогатной водкой. А те, для кого горячительные напитки, причем сомнительного качества, — жизненное кредо, по утверждению самих пивоваров, не являются предпочтительной аудиторией. Кстати, удорожание потребительских цен на пиво возможно не в катастрофических пропорциях. У отрасли существуют резервы по сокращению издержек. Например, весьма недешевые рекламные ролики на довольно дорогих телеканалах и радиостанциях. Ведь конкурентную борьбу титанов на пивоваренном рынке потребитель тоже оплачивает из своего кармана.

Сами пивовары видят и другие возможности экономии. Так, гендиректор «Очаково» Владимир АНТОНОВ сообщил, что компания обратилась в Союз пивоваров с просьбой рассмотреть вопрос об обороте посуды. Использование одинаковых бутылок, по мнению представителей «Очакова», позволит пивоварам более активно использовать тару повторно, а значит, снизит их производственные издержки. Роста налоговых поступлений в разы тоже, скорее всего, ожидать не стоит. «Мы склонны считать, что существенное увеличение ставки акциза, конечно, будет оказывать заметное дополнительное давление на финансовые показатели игроков рынка. Особенно с учетом текущего снижения спроса и падения объемов производства.

Однако к каким-либо катастрофическим последствиям для отрасли в целом, на наш взгляд, не приведет, — уверен аналитик УК «Финам Менеджмент» Максим КЛЯГИН. — Рост стоимости конечной продукции в связи с увеличением ставки вряд ли превысит 10–15% (условно 3–4,5 руб. для бутылки пива емкостью 0,5 л при ее нынешней средней стоимости 30 руб.). И весьма сомнительно, что это может стать причиной глобального падения спроса на пиво».

23 сентября Правительство РФ одобрило законопроект, который предполагает ускоренное повышение ставок акцизов на алкоголь. В документе предлагается индексировать в 2010–2012 гг. ставки акцизов на пиво в среднем на 50%, на алкогольную продукцию с объемной долей этилового спирта до 9% включительно, спиртосодержащую продукцию и вино — на 30%. При этом акцизы на алкоголь с долей этилового спирта свыше 9% в 2010 г. и 2011 г. планируется сохранить на прежнем уровне, а в 2012-м — индексировать на 10% к уровню 2011 г.

Индексация одобрена

Законопроект «О внесении изменений в главы 22 и 28 части второй Налогового кодекса РФ» предполагает увеличить в 2010–2012 гг. специфические ставки акцизов на подакцизные товары с учетом прогнозируемого уровня инфляции — на 10% к предыдущему году. В перечень подакцизных товаров входят этиловый спирт из всех видов сырья (исключение — коньячный), спиртосодержащая продукция (растворы, эмульсии, суспензии и др.) с объемной долей этилового спирта более 9%, алкогольная продукция с долей этилового спирта более 1,5%, пиво и табачная продукция, а также легковые автомобили и мотоциклы с мощностью двигателя более 112,5 кВт (150 л.с.), автомобильный бензин и дизтопливо, моторные масла для дизельных и карбюраторных (инжекторных) двигателей, прямогонный бензин.

Но индексация в 10% относится только ко второй части этого списка — начиная с автомобилей. Для табака, как и в случае с алкоголем, повышение акцизной ставки будет проходить в ином порядке. Так, в отношении сигарет (папирос) законопроект предусматривает увеличение адвалорной составляющей (исчисляется исходя из максимальных розничных цен) на 0,5% ежегодно, а специфической составляющей ставки (фиксированная величина за 1000 штук) на сигареты с фильтром — в среднем на 30%, без фильтра — на 50%. Также в числе предлагаемых нововведений — ограничение вычета акциза по подакцизному сырью в случае использования спиртосодержащей продукции для производства крепкого алкоголя и изменение сроков уплаты акцизов. Устанавливается единая дата уплаты акцизов — не позднее 25 числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом. Исключение — налогоплательщики, имеющие право совершать операции с прямогонным бензином и с денатурированным этиловым спиртом. Для них сохраняется действующий порядок уплаты акциза — не позднее 25 числа третьего месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.

Справка

По данным Союза пивоваров России, в 2008 г. общий объем производства пива в России составил 11,4 млрд. литров. Эффективность сбора акцизов в пивоваренной отрасли превышает 99,8%. Общая сумма налогов, выплаченных пивоваренными компаниями в бюджеты всех уровней в 2008 г., составила более 100 млрд. руб. В 1-й половине 2009 г. падение рынка пива составило 7,5%, в то время как продажи водки выросли на 21%.

По данным Союза пивоваров России, в 2008 г. общий объем производства пива в России составил 11,4 млрд. литров. Эффективность сбора акцизов в пивоваренной отрасли превышает 99,8%. Общая сумма налогов, выплаченных пивоваренными компаниями в бюджеты всех уровней в 2008 г., составила более 100 млрд. руб. В 1-й половине 2009 г. падение рынка пива составило 7,5%, в то время как продажи водки выросли на 21%.

Досье

Крупнейшими производителями пива являются Китай, США, Германия, Россия и Бразилия. На четвертое место в мире Россия вышла в 2006 г., увеличив выпуск пива на 9,8%. Китай в тот же год увеличил объемы производства на 14,7%, доведя общий объем почти до 35,2 млрд. литров.

Объем производства 2800 европейских пивных заводов (производят около 400 млн. гектолитров) эксперты The Brewers of Europe оценивают в 39 млрд. евро.

В 2008-м в России было произведено 1,14 млрд. дал пива (на 0,6% меньше, чем в 2007 г.), практически нулевая динамика производства была связана с сокращением выпуска в Москве и Санкт-Петербурге (крупнейших и насыщенных рынках пива). Но это снижение было адекватно компенсировано ростом производства в Сибири и Поволжье. Объем производства пива в 1-м квартале 2009 г. снизился на 8,1% и составил 760 млн. дал.


Автор: Мария Дидковская