Перейти на главную страницу Карта сайта

Другие статьи номера

Сделано в ЮФО (4354)
Информация к размышлению (3946)
Инвестиционный атлас ЮФО объединил 226 проектов на 1,5 триллиона рублей
Артем Васильев  
Миссия выполнима (4060)
К 2020 году Ставрополье планирует войти в десятку регионов-лидеров по объему инвестиций в основной капитал
Артем Васильев  
Экономика должна быть эффективной (3856)
Участники VIII Международного инвестиционного форума «Сочи-2009» дали свой рецепт реабилитации мировой экономики после кризиса
Никита Логвинов  
Инвестиционное прозрение (4601)
Кризис открыл регионам глаза на то, в какие отрасли нужно привлекать частный капитал
Никита Логвинов  
Олимпийский интерес ОАО «РЖД» (4858)
В рамках форума «Сочи-2009» ОАО «Российские железные дороги» выступило ньюсмейкером сразу трех значимых событий
Кирилл Власенко  
Вагит Алекперов: «ЛУКОЙЛ» стал крупным игроком энергетического бизнеса Юга России» (4263)
На пути к системности (4109)
Для активизации инноваций в России необходимо сформировать четкие «правила игры» и закрепить их законодательно
Светлана Морозова   
Интеграция в инновациях (4484)
Задача Ростовского регионального центра инновационного развития — интеграция инновационных технологий в различных направлениях
Екатерина Минакова  
Лучшие инноваторы (4185)
В Ростовской области обозначили победителей ежегодного конкурса «Лучшие инновации Дона»
Победы достойны все (4127)
В Ростовской области подвели итоги конкурса молодых ученых, аспирантов и студентов
Алла Демидова  
Не ждать, а действовать (3881)
Волгодонское малое предприятие НИИПАВ сделало ставку на новые технологии задолго до президентского курса и планирует строить новый завод
Совершенствовать, доработать, принять (3682)
Участники агрофорума «Золотая осень-2009» подтвердили и дополнили основные направления развития сельского хозяйства
Оксана Лебедева  
Кому в АПК жить хорошо? (3921)
Общий рост производства отрасли сохранен, но не во всех секторах благополучно
Галина Андреева  
«Вкусно-Птица» против кризиса (4871)
Грамотная маркетинговая стратегия помогает комфортно работать в любых экономических условиях
Галина Шувалова  
Осетровые на Кубани (6075)
Рис и пшеница хорошо, а осетры — лучше
Ольга Бершанская  
Леонид Орсик: «Деньги должны возвращаться и реинвестироваться в новые сделки» (4186)
Оксана Лебедева
Северная стагнация (3857)
На севере Ростовской области пытаются реанимировать животноводство
Анатолий Евтушенко  
Перестраховать поле (4310)
Основные проблемы, тормозящие процесс агрострахования, возможно решить общими усилиями государства, страховщиков и общественных организаций
Алена Лапина  

 

Для пользы дела

№ 7 (31) (2009)
Количество просмотров: 4006
Версия для печати


Размещение на портале госзакупок Ростовской области 36283 запросов котировок на общую сумму в 2,56 миллиарда рублей за 9 месяцев 2009 года позволило сэкономить 18% бюджетных средств. Средний процент экономии при проведении электронных аукционов в текущем году составил 21,7%. Это является очень высоким показателем, считают представители минэкономики региона. Тем не менее проблемы в законодательстве еще остаются. Законодатели пытаются решить их новыми поправками и дополнениями.

О том, что в кризис для многих предприятий, особенно в сфере малого и среднего бизнеса, участие в исполнении госзаказа — это способ остаться на плаву, говорилось не раз. Действительно, это актуально: став для государства поставщиком товаров, работ или услуг, предприниматель получает гарантированную оплату. «Государство достаточно мобильно откликнулось на необходимость поддержать малый бизнес, который участвует в госпроцедурах, определив постановлением правительства №642 перечень продукции, которая должна размещаться среди небольших предприятий, — констатировал на региональной конференции «Размещение государственных и муниципальных заказов в рамках антикризисных мер» министр экономики, торговли, международных и внешнеэкономических связей Ростовской области Владимир БАРТЕНЬЕВ.

— Причем для этой группы участников установлен особый защищенный режим участия в размещении заказов: торги и котировки проводятся только среди участников-субъектов малого предпринимательства».

По словам начальника управления контроля размещения государственного заказа ФАС России Михаила ЕВРАЕВА, сейчас есть два приоритета в сфере госзаказа — повышение качества государственного и муниципального заказа, а также контрактов и полный переход на электронные торги на всей территории страны.

Чтобы повысить качество контрактов и избежать бюджетных потерь от их неисполнения недобросовестными поставщиками, предполагается ряд изменений в федеральном законодательстве. Одно из них — отменить в процедуре электронных аукционов страхование ответственности как форму финансового обеспечения. «Мы проанализировали случаи обращений заказчиков в страховые компании за возмещением ущерба от неисполненных обязательств, и только в 8–9% обращений страховая компания выплачивала компенсации. Это говорит о том, что механизм страхования ответственности не работает. А сегодня 98% контрактов обеспечивается страхованием. Мы настоятельно рекомендуем заказчикам исключить контракты из финобеспечения и советуем использовать в этом случае банковские гарантии, — говорит Михаил Евраев. — Очевидно, что гарантии банков не будут выданы всем компаниям, а нам необходимо расширить возможности предпринимателей для участия в госзакупках. Поэтому в качестве обеспечения может приниматься поручительство любой компании с объемом собственных средств от 300 млн рублей. При этом поручитель не может давать гарантию на сумму более 10% от собственных средств. По нашим оценкам, количество компаний-участников госзаказа в результате таких мер сократится примерно на 10%».

Благодаря введению этих мер у заказчика появится возможность выставлять требования к финансовому обеспечению, что позволит сократить риски. В свою очередь, компаниям-поставщикам ФАС России рекомендует заранее — до подачи заявки на участие в конкурсе или аукционе — провести переговоры с банком о возможности предоставления банковской гарантии. Ведь оформление документов займет немало времени.

Еще одним важным законодательным нововведением стало постановление правительства №722, которое вступает в силу уже с 1 ноября. Документ регламентирует новые правила оценки заявок на участие в конкурсах. «В этом документе устанавливается единый порядок оценки всех заявок. Такие правила будут дисциплинировать заказчиков, которые раньше по своему усмотрению оценивали заявки», — подчеркнул Владимир Бартеньев.

В постановлении заложены прямые пропорции по всем количественно измеряемым критериям. «Теперь поставщик может предлагать хоть тысячу лет гарантии, и в контракте будет это записано, только дополнительных баллов от этого все равно не будет, — поясняет Михаил Евраев. — В документе четко прописано, что если поставщик предлагает до 50% превышения того срока, что требует заказчик, оценка должна быть прямо пропорциональна увеличению, а если более 50% — количество баллов не изменится и останется постоянным. Что касается цены контракта, то согласно постановлению, значимость этого критерия не может быть меньше 35%».

Второй ключевой момент — полный переход на электронные торги, который должен произойти с 1 июля следующего года. Чтобы полностью исключить коррупцию и фактор сговора, в России планируется создать пять федеральных электронных площадок. «Сейчас формируются жесткие требования, которые будут предъявляться ко всем этим площадкам. Будут учитываться информационная безопасность, исключение манипуляций и сговора, принцип анонимности и многое другое. Сегодня ни одна из существующих площадок этим требованиям пока не соответствует», — рассказывает Михаил Евраев.

«Одним из основных принципов электронного аукциона является абсолютная конфиденциальность, — подчеркнула заместитель директора департамента государственного регулирования в экономике Минэкономразвития РФ Анна КАТАМАДЗЕ. — Для этого в первой части заявки будет только описание товара или услуги, без упоминания компании. Только после ранжирования победителей, определения подходящего товара или услуги будет открываться вторая часть заявки, где будет вся необходимая информация относительно компании, лицензий, финансового обеспечения и так далее».

«Естественно, что госзакупки должны обеспечивать экономию бюджетных средств. Однако существует дефицит квалифицированных кадров, особенно в муниципальных сельских территориях, обладающих достаточными знаниями для грамотного размещения заказа, — отмечает проблему министр труда и соцразвития Ростовской области Елена СКИДАН. — Часто участники аукциона резко снижают цены на товары или услуги, а в результате снижается их качество или вообще не исполняются условия контрактов. В таких случаях заказчик должен предъявлять претензии недобросовестному поставщику, но процедура претензионной работы очень долгая. В результате, заботясь об экономии бюджетных средств, заказчик вынужден либо расторгать контракт по соглашению сторон и объявлять новый конкурс, либо принимать некачественные продукты. Поэтому необходимо законодательно упростить процедуру претензионной работы и расторжение контрактов».

«Реформирование закона о госзакупках — необходимая процедура. Сегодня любые промахи в конкурсной документации поставщики используют в свою пользу. Так, например, при проведении капремонта в школе в селе Генеральское и в Орловской школе №3, после проведения конкурса и определения победителя другие участники стали оспаривать в суде состав конкурсной документации и результаты торгов. В итоге и деньги не осваиваются, и детям негде учиться, — сетует министр общего и профессионального образования Ростовской области Игорь ГУСЬКОВ. — Хорошо, что законодатель предусмотрел решение такой проблемы: уже с 1 января 2011 года в состав комиссии по размещению госзаказа должны будут входить не менее трех человек, прошедших профессиональную подготовку».

По мнению Михаила Евраева, проблемы с неисполнением контрактов, особенно в строительной отрасли, часто связаны с авансированием. «Наша позиция по авансу не изменилась: чем больше аванс, тем больше неисполнения по госзаказу, — подчеркивает он. — Вполне можно совсем отказаться от авансирования. В тех в субъектах и муниципалитетах, где отказались от авансовых платежей, заказчики получили более качественных поставщиков, подрядчиков».

Безусловно, для практической оценки всех этих нововведений потребуется время. Между тем профессионалы напоминают, что успех размещения заказа зависит от комплексного подхода к процессу: планирования закупок, мониторинга цен при определении начальной (максимальной) цены контракта, и главное — от правильно составленного технического задания и юридически грамотного контракта.


Автор: Екатерина Минакова