Перейти на главную страницу Карта сайта

Другие статьи номера

Сделано в ЮФО (4354)
Информация к размышлению (3946)
Инвестиционный атлас ЮФО объединил 226 проектов на 1,5 триллиона рублей
Артем Васильев  
Миссия выполнима (4061)
К 2020 году Ставрополье планирует войти в десятку регионов-лидеров по объему инвестиций в основной капитал
Артем Васильев  
Экономика должна быть эффективной (3857)
Участники VIII Международного инвестиционного форума «Сочи-2009» дали свой рецепт реабилитации мировой экономики после кризиса
Никита Логвинов  
Инвестиционное прозрение (4602)
Кризис открыл регионам глаза на то, в какие отрасли нужно привлекать частный капитал
Никита Логвинов  
Олимпийский интерес ОАО «РЖД» (4859)
В рамках форума «Сочи-2009» ОАО «Российские железные дороги» выступило ньюсмейкером сразу трех значимых событий
Кирилл Власенко  
Вагит Алекперов: «ЛУКОЙЛ» стал крупным игроком энергетического бизнеса Юга России» (4263)
Интеграция в инновациях (4484)
Задача Ростовского регионального центра инновационного развития — интеграция инновационных технологий в различных направлениях
Екатерина Минакова  
Лучшие инноваторы (4185)
В Ростовской области обозначили победителей ежегодного конкурса «Лучшие инновации Дона»
Победы достойны все (4127)
В Ростовской области подвели итоги конкурса молодых ученых, аспирантов и студентов
Алла Демидова  
Не ждать, а действовать (3881)
Волгодонское малое предприятие НИИПАВ сделало ставку на новые технологии задолго до президентского курса и планирует строить новый завод
Для пользы дела (4007)
Изменения в законе о госзакупках должны дисциплинировать заказчиков и поставщиков
Екатерина Минакова  
Совершенствовать, доработать, принять (3682)
Участники агрофорума «Золотая осень-2009» подтвердили и дополнили основные направления развития сельского хозяйства
Оксана Лебедева  
Кому в АПК жить хорошо? (3921)
Общий рост производства отрасли сохранен, но не во всех секторах благополучно
Галина Андреева  
«Вкусно-Птица» против кризиса (4871)
Грамотная маркетинговая стратегия помогает комфортно работать в любых экономических условиях
Галина Шувалова  
Осетровые на Кубани (6075)
Рис и пшеница хорошо, а осетры — лучше
Ольга Бершанская  
Леонид Орсик: «Деньги должны возвращаться и реинвестироваться в новые сделки» (4186)
Оксана Лебедева
Северная стагнация (3858)
На севере Ростовской области пытаются реанимировать животноводство
Анатолий Евтушенко  
Перестраховать поле (4311)
Основные проблемы, тормозящие процесс агрострахования, возможно решить общими усилиями государства, страховщиков и общественных организаций
Алена Лапина  

 

На пути к системности

№ 7 (31) (2009)
Количество просмотров: 4109
Версия для печати


Развитие инновационного предпринимательства, государственная поддержка инноваторов, реалии и перспективы прямого и венчурного инвестирования — эти вопросы обсуждались на IX Международном экономическом форуме «Предпринимательство Юга России: инновации и развитие», прошедшем в Ростове в конце октября. В нынешней ситуации структурные изменения экономики неизбежны, и перспективы развития связаны прежде всего с инновационными разработками, считают участники форума.

По словам вице-губернатора Ростовской области Сергея НАЗАРОВА, эффективность структурных изменений в экономике зависит «от нашей активной жизненной позиции», от желания бизнеса внедрять инновационные технологии и создавать инновационную продукцию.

Активная позиция донских властей по этому вопросу обозначена в Стратегии развития региона до 2020 г.: она предполагает поддержку инновационного развития от фундаментальных научных исследований до внедрения технологий и реализации готовой наукоемкой продукции. В Ростовской области уже сформировано инновационное законодательство, созданы и функционируют объекты инновационной инфраструктуры — технопарки, центр трансфера технологий, региональный центр инновационного развития и другие структуры. «Мы выбрали несколько приоритетов и сконцентрировались на их реализации, — говорит министр экономики, торговли, международных и внешнеэкономических связей Ростовской области Владимир БАРТЕНЬЕВ.

— Первое — это стимулирование роста числа инновационных предприятий в Ростовской области. С одной стороны, количество всегда перерастает в качество, с другой — мы отдаем себе отчет, что у нашего региона достаточно мощный творческий и научный потенциал, который должен быть использован для создания инновационной продукции и инновационных технологий. Второе направление — сотрудничество с результативными инновационными предприятиями из других территорий, то есть мы создаем комфортные условия, чтобы они пришли сюда работать. И третье направление связано с развитием инфраструктуры поддержки инновационных предприятий». По мнению министра экономики, усилия не проходят даром. Например, объем отгруженной инновационной продукции по итогам 2008 г. составил 14,6 млн. руб., это на 64% больше, чем годом ранее. «Мы видим, что комплекс мер, реализуемый администрацией Ростовской области, стал неким катализатором, который лег на благодатную почву донского предпринимательства и донской научной среды», — говорит Владимир Бартеньев.

Количество инновационных предприятий, научных разработок ежегодно растет. Значимая часть форума «Предпринимательство Юга России: инновации и развитие» — специализированная межрегиональная выставка инноваций «Высокие технологии XXI века». Свои наработки здесь представили 89 субъектов инновационной деятельности. Но желающих принять участие было больше, отмечает заместитель министра экономики, торговли, международных и внешнеэкономических связей Ростовской области Валерий ВАКУЛА. На стендах — проекты «умного дома», агротехнопарка, технопарка энергосберегающих технологий, медиапарка, инновационные разработки Южного федерального университета, Ростовского государственного университета путей сообщения, Южно-Российского государственного технического университета (НПИ), Донского государственного технического университета… «В рамках выставки «Высокие технологии XXI века» поражает два факта: какой огромный инновационный потенциал есть у Ростовской области и как мы скудно его сейчас используем», — констатировал Сергей НАЗАРОВ.

Есть поддержка

Для Ростовской области, где нет запасов нефти и газа, задача номер один — развитие промышленного потенциала и диверсификация экономики. И очевидно, что этого невозможно добиться без внедрения инновационных решений в традиционных для нашей экономики отраслях. Но инновации — дело, как правило, рискованное. На какую господдержку сегодня могут претендовать инноваторы Ростовской области? Ответ на этот вопрос — в областном инновационном законодательстве.

Средства предусмотрены в областном бюджете и выделяются на конкурсной основе. «Сегодня сформирован хороший портфель из 12–15 инновационных проектов, которые находятся в высокой степени проработки, — пояснил Владимир БАРТЕНЬЕВ. — Они еще не имеют стадию коммерческого продукта, но уже на ближних подступах к этому».

Во-первых, на субсидии на возмещение части затрат, направленных на приобретение основных средств, непосредственно используемых для производства инновационной продукции.

Во-вторых, на поддержку не только конкретных инновационных проектов, но и общей инновационной среды. Среди значимых мероприятий — конкурс молодых ученых, поддержка юных инноваторов, которые работают в стандарте инновации советских школ юных техников, стимулирование средних учебных заведений, возрождающих такие клубы, и преподавателей, привлекающих молодежь к инновационному процессу.

«Много внимания уделяем тому, чтобы технологичные продукты были достаточно ясно представлены и стали публичными. Так родилось наше партнерство с Российской ассоциацией прямого и венчурного инвестирования. В прошлом году состоялась первая Донская венчурная ярмарка. Результаты хорошие: появились конкретные проекты в форме стандартов готового продукта и, соответственно, инвесторы, которые вложили в эти проекты деньги, — отмечает министр экономики. — В этом году для нас это очень важно, мы постарались включить в процесс инноваций не только матерых бойцов инновационного фронта, а использовали тему национального инновационного конвента и привлекли молодых изобретателей и инноваторов со всего ЮФО».

Общий объем финансирования мероприятий по развитию инновационной деятельности в Ростовской области из областного бюджета в 2009 г. — более 23 млн. руб. Уже сформирован перечень мероприятий по поддержке и развитию инноваций на Дону на следующий год. В проекте областного бюджета, который уже внесен в Законодательное собрание Ростовской области, на их реализацию запланированы средства в объеме, равном фактическому финансированию в 2009-м. Деньги предполагается направить на развитие детского технического творчества, губернаторскую программу подготовки инновационных менеджеров, поддержку молодых ученых, создание инновационно ориентированных технопарков и научно-производственных центров, субсидирование затрат инноваторов и другие мероприятия.

Кроме того, донские власти намерены создать региональный венчурный фонд. Ранее предполагалось, что такой фонд заработает в следующем году, но по объективным причинам пришлось сместить сроки. «В ближайшее время мы к этой теме вернемся, будем обсуждать ее совместно с представителями федеральных структур», — заверил Владимир Бартеньев.

По мнению исполнительного директора Российской ассоциации прямого и венчурного инвестирования Альбины НИККОНЕН, если в Ростовской области будет создан региональный венчурный фонд, это станет не только поддержкой для инновационных предприятий и их проектов, но и привлечет инвесторов, которые вкладываются в такие проекты.

Не хватает системности

Впрочем, правильные установки в отдельном субъекте РФ не могут решить проблемы целостного характера. Общероссийские проблемы инновационного процесса обсуждали участники круглого стола «Ростовская область как опорная зона национальной инновационной системы на Юге России», проведенного в рамках форума. Организаторы мероприятия — партия «Единая Россия», Законодательное собрание и администрация Ростовской области. Прежде всего не хватает внятного и понятного инновационного законодательства на федеральном уровне, считает Владимир Бартеньев. Об этом много говорится, но, к сожалению, ничего не меняется. Регионы пытаются заполнить этот законодательный вакуум на уровне субъекта Федерации. Но если проанализировать эти документы, то можно обнаружить, что даже понятие «инновации» толкуется по-разному. Конечно, в такой ситуации просто невозможно сравнивать цели, задачи и достижения одного региона с другим.

По мнению экспертов, не хватает системности при реализации программ инновационного развития. В этом заключается фундаментальная проблема, затрудняющая диверсификацию и инновационное развитие экономики и социальной сферы. Очевидно, что инвестиции в инновационную сферу дадут максимальный эффект только при условии комплексного и системного подхода к проблеме модернизации экономики страны. Необходимо построение скоординированных, эффективно взаимодействующих региональных инновационных систем, включающих образовательные, научно-исследовательские, консалтинговые организации, финансовые компании, промышленные предприятия, предприятия торговли и сферы услуг.

В связи с этим партия «Единая Россия» запустила проект «Национальная инновационная система». По словам депутата Госдумы РФ, координатора партийного проекта Виктора ЗУБАРЕВА, сейчас в стране осуществляется реализация пилотных проектов по созданию региональных инновационных систем, которые позволят определить перечень первоочередных мер, способных запустить колесо инновационной экономики. В результате согласованных усилий центра и регионов ряд пунктов уже сформирован, большинство из них имеет институциональный характер, то есть формируют определенные «правила игры».

Первое — внедрить в оценку деятельности губернаторов и глав муниципальных образований показателей, отражающих инновационную активность региона и результативность проводимой ими инновационной политики.

Второе — развернуть сеть статусных региональных инновационных советов, деятельность которых будет координироваться федеральным инновационным советом. Функция инновационных советов — консолидировать представителей бизнес-сообщества, ученых, политиков, общественных деятелей, формировать менталитет сотрудничества, разрабатывать инновационную политику на базе общественного консенсуса.

Третье — ввести обязательный технологический аудит объектов с высоким уровнем техногенных рисков. Кроме прочего, это будет стимулировать развитие и внедрение отечественных средств мониторинга  технических объектов, поскольку отечественные стандарты не всегда позволяют воспользоваться зарубежными разработками. Но главное — технологический аудит создаст стимулы для модернизации объектов и повышения безопасности населения.

Четвертое предложение связано со снижением фискального пресса на инновационные предприятия. В том числе за счет отмены налога на прибыль с дохода, полученного в порядке капитализации и постановки на баланс нематериальных активов, применения льготы по НДС с их обращения, введения налоговых каникул для инновационных стартапов сроком на 2–3 года, льготного налогообложения для предприятий, инвестирующих в модернизацию и инновационные проекты (вплоть до снижения налогооблагаемой базы на сумму инвестиций).

В следующих пунктах отражены финансовые формы господдержки. Среди них субсидирование части процентных ставок по кредитам на модернизацию и расширение производств инновационной продукции, предоставление госгарантий по кредитам на приобретение новой техники, технологий и реализацию инновационных проектов, выделение грантов и субсидий, покрывающих затраты на приобретение патента и оценку интеллектуальной собственности.

Кроме того, важно внедрить критерии, отражающие инновационную активность и результативность, в оценку учреждений образования и науки, а также государственных промышленных предприятий и госкорпораций.

Для госкорпораций, созданных для реализации инновационных проектов и технологических направлений, нужно разработать показатели, которые будут ориентировать их не на функционирование, а на результаты.

По словам Владимира Бартеньева, Ростовская область по совокупности показателей инновационного потенциала и инновационной активности вошла в число пилотных регионов как опорная зона по запуску партийного проекта «Национальная инновационная система». Поддерживая идею создания национальной инновационной системы, донские участники круглого стола внесли несколько своих предложений. Кроме принятия федерального закона об инновационной деятельности, в них также значатся следующие:

  • создание федеральной законодательной базы по стимулированию механизма и организационных структур венчурного и проектного финансирования научно-технических разработок и инновационных проектов;
  • стимулирование продвижения экспорта отечественной высокотехнологичной продукции;
  • увеличение объемов госзакупок отечественной наукоемкой и высокотехнологической продукции;
  • стимулирование создания и развития кластерных структур в наукоемких и высокотехнологичных секторах экономики;
  • стимулирование создания региональных сетей трансфера технологий.

Автор: Светлана Морозова