Перейти на главную страницу Карта сайта

Другие статьи номера

Сделано в ЮФО (4220)
Александр Жилкин: «Астраханская область — регион, открытый для инвестиций» (5665)
Возможность инвестировать есть как у крупного, так и у малого бизнеса
Валерий Гаевский: «Дополнительные перспективы получили производства в несырьевых отраслях» (4356)
Александр Плотников: «Перспективы — в освоении минерально-сырьевой базы и развитии рекреаций» (4770)
Владимир Бартеньев: «Упор — на создание новых производств, индустриальных парков, бизнес-инкубаторов» (4211)
Интегратор качественного образования (3906)
Александр Ткачев: «Есть ощущение, что 2010 год будет периодом возрождения и восстановления экономики» (3893)
Артем Васильев  
11 секретов привлечения инвестиций (4002)
Практические советы работы с инвесторами
Алексей Максимов, совладелец ООО «Статский советник»  
Плюсы и минусы (6690)
В ЮФО инвесторов привлекает либеральная инвестполитика регионов, но ограничивает инфраструктура
Игорь Коновалов, гендиректор ОАО «Инпром»  
Момент истины (4317)
Чтобы национальная гордость от обретения Олимпиады не превратилась в национальный позор, высшая российская власть взяла основные обязательства по финансированию подготовки к Играм-2014 на себя
Максим Федоров  
«Олимпстрой»: перезагрузка (3932)
Следуя логике правительственных чиновников, от переформатирования госкорпорации зависит судьба Олимпиады
Владимир Голоскоков: «Выработаны меры, которые позволили сократить издержки» (4694)
Оксана Лебедева, Максим Федоров  
Развитие бизнеса по пенсионному плану (4237)
Создание негосударственных пенсионных систем считается наиболее прогрессивной формой ответственности работодателя за будущее своих работников
Светлана Пахомова  
Геосинтетика для автодорог (6629)
ОАО «ВАТИ» предлагает широкий ассортимент геосинтетических материалов для строительства и ремонта автодорог
Полина Леонидова  
Портовое техперевооружение (6694)
ЗАО «Азовпродукт» готовится к запуску терминала мощностью 600 тысяч тонн в год для перевалки светлых нефтепродуктов
Фаина Богатырева  
ООО «КубаньДонстрой»: созидая ландшафты (7463)
География деятельности ООО «КубаньДонстрой» охватывает территорию от Уфы до Сочи
Проект, достойный Новочеркасска (5256)
В 2010 году ООО МПФ «Строймонтаж» зведет в эксплуатацию первый многофункциональный торговый центр МТЦ площадью более 41 тыс. кв. м
Маргарита Бессонова  
Поддержка для самозанятых (4026)
До конца года финансовую помощь при организации своего дела получат 2860 безработных, зарегистрированных в Ростовской области
Алла Демидова  
Бизнес-ориентирование (4152)
Южный федеральный университет нацелен на взаимовыгодное сотрудничество с бизнес-партнерами Юга России
Виталий Кириченко  
Сочинские люмьеры (3994)
Киностудия ST-Video приступила к созданию полнометражного многосерийного документального фильма о подготовке Олимпиады-2014
Ирина Родина  

 

Андрей Петрушин: «Количество компаний, желающих стать резидентами ОЭЗ, растет»

№ 6 (30) (2009)
Количество просмотров: 4273
Версия для печати


К сентябрю 2009 года бюджетные затраты на создание инфраструктуры на территории особых экономических зон в России оцениваются в 37,9 миллиарда рублей. Резиденты уже реально вложили порядка 21 миллиарда. О преференциях, количественном и качественном составе инвесторов, предполагаемых изменениях в законодательстве «Вестнику» рассказал заместитель руководителя Федерального агентства по управлению особыми экономическими зонами (РосОЭЗ) Андрей ПЕТРУШИН.

— Андрей Станиславович, насколько удачным оказался первый опыт создания и функционирования особых экономических зон в России? Дайте краткую оценку основных итогов деятельности агентства с 2005 года.

— Не секрет, что особые экономические зоны (ранее — свободные экономические зоны) в России создаются с третьего захода. Поэтому называть 2005 началом и первым опытом было бы не совсем верно. А за последние четыре года создан эффективный механизм частно-государственного партнерства, который работает на развитие реального сектора экономики.

Режим предпринимательской деятельности в особых экономических зонах не сводится к таможенным и налоговым льготам. Сегодня это комплексная структура, которая позволяет не только создать привлекательные для инвесторов условия ведения бизнеса, обеспечивающие рост экономики в определенных сегментах, а соответственно, и рост поступлений в бюджет, и новые рабочие места, но при этом не лишена контрольных функций. РосОЭЗ контролирует исполнение соглашения между государством и компанией-инвестором — резидентом ОЭЗ с тем, чтобы компания осуществляла именно заявленную (инновационную, промышленную, туристическую) деятельность, и в том объеме, который был предусмотрен бизнес-планом, а не использовала свой статус в качестве вывески для получения льгот.

— Но все же на какие преференции может рассчитывать резидент ОЭЗ?

— Особый режим предпринимательской деятельности на этих территориях включает в себя предоставление налоговых, таможенных и административных преференций, льготного режима землепользования, а также гарантии от возможных неблагоприятных изменений в законодательстве Российской Федерации о налогах и сборах. Кроме того, на территориях особых экономических зон за счет средств федерального и регионального бюджетов создается полный комплекс объектов инфраструктуры. Резиденты инвестируют непосредственно в производство, имея под рукой все необходимые условия для его размещения.

— Уточните объем уже вложенных бюджетных инвестиций и средств инвесторов.

— Затраты на создание инфраструктуры ОЭЗ по состоянию на 1 июля 2009 года составили 37,9 млрд. рублей, в том числе 21,6 млрд. — из федерального и 16,3 млрд. рублей — из региональных бюджетов.

Объем заявленных резидентами инвестиций составляет 212,5 млрд. рублей, из которых уже реально вложено 20,7 млрд. Объем произведенной продукции и услуг на территориях особых экономических зон составил 13,6 млрд. рублей.

И это за сравнительно небольшой для экономики период. Компании, открывавшие свои производства в 20062007 годах, только сейчас выходят на проектные мощности. В тот момент их насчитывалось несколько десятков, на сегодняшний день резидентами являются более 200 компаний.

— Нуждается ли законодательство о создании и работе особых экономических зон в какой-либо доработке?

— Создана вся нормативно-правовая база, необходимая для функционирования особых экономических зон и регламентирующая ведение бизнеса на их территориях. Разумеется, это не отменяет задачи ее совершенствования, и эта работа ведется. В частности, до начала летних каникул Госдума РФ рассмотрела в первом чтении законопроект «О внесении изменений в Федеральный закон «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации». Важнейшее нововведение законопроекта — снижение минимального порога инвестиций для вхождения в особую экономическую зону промышленно-производственного типа с 10 до 3 млн. евро, а также в портовых ОЭЗ — с 50 до 10 млн. евро. Это направлено на привлечение не только крупного, но и среднего бизнеса в ОЭЗ промышленно-производственного типа.

В законопроекте также предлагается расширить определение технико-внедренческой деятельности: разрешить резидентам не только размещать опытно-конструкторские, но и массовые производства продукции, которая соответствует Перечням критических технологий и Приоритетным направлениям развития науки, технологий и техники России. Этот шаг позволит инновационным и научно-техническим компаниям внедрять в массовое производство передовые разработки в рамках технико-внедренческих особых экономических зон.

— Сейчас в России создано 13 ОЭЗ разного типа. Планируется увеличение их числа?

— На рассмотрении в Правительстве России находится вопрос о создании трех портовых особых экономических зон: в Ульяновской области (аэропорт), Красноярском крае (аэропорт) и Хабаровском крае (морской порт).

— B чем преимущества ОЭЗ туристско-рекреационного типа для инвесторов и для тех регионов, в которых они созданы?

— Решение о создании в России ОЭЗ туристско-рекреационного типа было принято Правительством РФ 3 февраля 2007 года. За это время обеспечены условия для начала работы резидентов и строительства объектов особой экономической зоны. Завершено рабочее проектирование объектов инфраструктуры в ОЭЗ туристско-рекреационного типа. Особый режим предпринимательской деятельности предусматривает предоставление налоговых льгот, создание благоприятного режима администрирования.

Польза для регионов заключается в том, что на их территории создается вся необходимая инфраструктура — от реконструкции аэропортов и строительства автодорог до электростанций и инженерных сетей. На базе этой инфраструктуры резиденты создадут туристический комплекс, способный реализовать потенциал уникальных природных мест России, вывести российские курорты на качественно новый уровень, увеличить долю внутреннего туризма, а следовательно, увеличить поступления в региональный и федеральный бюджеты.

— Заявки на участие в конкурсе по определению ОЭЗ технико-внедренческого типа подавали регионы Юга России, но победителями не стали. почему?

— Заявки на конкурс по определению технико-внедренческих зон подавали Волгоградская и Ростовская области, Краснодарский край. Однако уровень их проработанности не позволил этим регионам победить в конкурсе.

— Интересуются ли западные инвесторы проектом ОЭЗ? Каково процентное соотношение отечественных и зарубежных резидентов?

— В ОЭЗ всех типов по состоянию на 1 сентября 2009 года зарегистрировано 202 резидента, в том числе 26 — с участием иностранных инвесторов из 16 стран, среди которых Германия, Франция, Бельгия, США, Япония, Южная Корея.

Мировой финансовый кризис в целом не поменял планы по реализации проекта особых экономических зон в России. Количество компаний, желающих инвестировать средства в ОЭЗ, ежемесячно растет.

Если говорить о зарубежных инвестициях, то только в этом году в ОЭЗ пришли такие крупные иностранные компании, как Air-Liquide (Франция), Yokohama (Япония). Это означает, что иностранные инвесторы даже в условиях кризиса готовы вкладывать значительные средства для дополнительного роста и развития ОЭЗ, видя в этом для себя перспективу.

Справка

Сейчас в России создано 13 особых экономических зон трех типов:

  • две ОЭЗ промышленно-производственного типа — в Липецкой области и Республике Татарстан;
  • четыре ОЭЗ технико-внедренческого типа — в Москве (г. Зеленоград), Московской обл. (Дубна), Санкт-Петербурге и Томске;
  • семь туристско-рекреационных ОЭЗ — в Краснодарском и Ставропольском краях, Калининградской области, Алтайском крае, Республике Алтай, в Иркутской области и Республике Бурятия.

Автор: Елена Устинова