Перейти на главную страницу Карта сайта

Другие статьи номера

Топ-10. Сделано в ЮФО (4352)
Хлебом единым (4090)
К 2050 году, чтобы накормить население планеты в 10,25 млрд. человек, потребуется производить вдвое больше продовольствия
Максим Федоров  
Рустам Туишев: «Наши клиенты покупают эффективную технологию» (5646)
Дана Померанцева  
Приятно посмотреть… (4320)
Побывав на Юге России, Владимир Путин оценил культуру сельхозпроизводства и обсудил эффективность мер господдержки
Галина Андреева, Никита Логвинов  
Зреем до интервенций (6803)
Перед началом уборочной кампании южнороссийским аграриям напомнили биржевые механизмы
Галина Андреева  
Развитие продолжается (4072)
Бюджетные средства на повышение качества жизни сельского населения запланированы
Светлана Морозова  
Без страхов и упреков (4745)
Необходимы законы, которые позволят сделать страхование частью технологического процесса предприятий АПК
Лариса Никитина  
Снизить нагрузку (3966)
К этому стремится ООО «Лизинговая компания «Ростовская областная АККОР»
Марина Коренец  
Июньские тезисы (4049)
Ориентиры для стабилизации взаимоотношений в цепочке «производитель — переработчик— продавец» в конце июня задал российский премьер Владимир ПУТИН
Светлана Морозова  
Не сидеть сложа руки (4544)
ООО «ЛВЗ «Ламос» намерено вдвое увеличить объемы продаж
Фаина Богатырева  
Манящая розница (5138)
Легко ли местному производителю попасть в торговую сеть и стоит ли это делать?
Лариса Никитина  
Входа нет? (4054)
Донские предприятия ориентированы на производство продукции из натурального молока, но на полках магазинов по-прежнему много порошковой молочной продукции
Продукция под брендом «Цимлянский» (6655)
ОАО «Цимлянские вина» расширяет ассортимент продукции
Мария Борисенко  
Сладкий бизнес (6179)
Новочеркасский производитель ООО «ТАНДЕМ-ВП» заключил с торговой сетью «Магнит» федеральный контракт по схеме private label
Мария Борисенко  
Виртуальная материализация (4343)
Экономика малого бизнеса перестанет быть «лавочной»?
Елена Устинова  
Бархатный сезон (4386)
Госпрограмма кредитования для малого и среднего бизнеса обещает комфортные проценты
Мария Дидковская  
Кассовое освобождение? (4773)
Предпринимателям не стоит сразу избавляться от контрольно-кассовых аппаратов, нужно дождаться разъяснений контролирующих органов
Алексей Максимов, совладелец ООО «Статский Советник»  
Единый таможенный (4578)
Россия, Белоруссия и Казахстан ускоряют создание общего таможенного пространства
Галина Андреева  
Экономика с политическим подтекстом (3843)
Проблемы взаимоотношений с Беларусью на межгосударственном уровне пытаются компенсировать за счет сотрудничества на уровне региональном
Никита Логвинов  
Станислав Матук: «Отношения сдерживает протекционизм правительств» (5147)
Виталий Дорофеев  

 

Выбор за вами

№ 5 (29) (2009)
Количество просмотров: 4328
Версия для печати


Федеральным законом № 93-ФЗ от 8 мая 2009 г. в процедуру проведения электронных аукционов внесены изменения, которые кардинальным образом меняют уже привычный для многих заказчиков и поставщиков способ размещения заказа. Причем параллельно с новой главой 3.1 закона (статьи 41.1-41.12), вступившей в силу 1 июля 2009 г., до 1 июля 2010-го будет действовать и нынешняя редакция статьи 41. То есть в течение этого периода заказчик вправе самостоятельно определять, по какому из действующих порядков проводить электронный аукцион.

Плюсы и минусы

Новая редакция закона о госзакупках снимает ограничение начальной (максимальной) цены контракта в 1 млн. руб. Это позволит объявлять электронные аукционы на любую сумму и значительно распространить такую форму размещения заказа. Кроме того, введен шаг аукциона в пределах от 0,5 до 1% начальной (максимальной) цены контракта, а также с одного часа до 10 минут уменьшен интервал после поступления последнего предложения о цене контракта, что должно значительно сократить время проведения самого аукциона. Все это, безусловно, положительные моменты.

Однако если говорить обо всей процедуре проведения электронного аукциона, то в сравнении с нынешним она становится более растянутой и трудоемкой. От размещения извещения до заключения контракта она теперь будет занимать от 41 до 54 дней (для сравнения: по старой редакции — 26 дней). Теперь заказчику необходимо разрабатывать документацию об открытом аукционе в электронной форме, а поставщику готовить заявку, состоящую из двух частей. Первая часть заявки будет рассматриваться комиссией заказчика до проведения аукциона (так принимается решение о допуске к участию в аукционе), вторая часть — по окончании аукциона (так выявляются 5 заявок, соответствующих требованиям документации заказчика).

Это говорит о появлении в процедуре электронного аукциона человеческого фактора — в виде комиссии заказчика. Таким образом, «электронность» аукциона заключается теперь в том, что обмен документами и сведениями, связанными с проведением электронных аукционов и заключением контракта, будет осуществляться в форме электронного документооборота. Все документы должны будут подписываться электронной цифровой подписью. Но для заказчиков и поставщиков, зарегистрированных на портале госзакупок Ростовской области (www.torgi.donland.ru) это не ново: с 1 января 2009 г. электронной цифровой подписью заверяются котировочные заявки, ценовые предложения, а также сведения, вносимые в реестр контрактов. Это очень важный момент, поскольку электронная цифровая подпись подтверждает подлинность и достоверность документов.

Электронные площадки

Проведение электронного аукциона, согласно новым требованиям законодательства, будет обеспечивать оператор электронной площадки. Им может быть любое юрлицо или индивидуальный предприниматель, отобранный в соответствии с критериями, установленными Правительством РФ. Общий порядок отбора пока не принят, но установлены площадки для проведения электронных аукционов для федеральных нужд: ими стали ГУП «Агентство по государственному заказу, инвестиционной деятельности и межрегиональным связям Республики Татарстан», ОАО «Единая электронная торговая площадка» и ЗАО «Сбербанк — Автоматизированная система торгов».

По закону оператор электронных площадок наделен очень широким перечнем полномочий, даже большим, чем заказчик или участник размещения заказа. Так, он занимается аккредитацией участников размещения заказа, ведет их реестр, открывает и блокирует счета для проведения операций по обеспечению участия в аукционе. Кроме того, оператор направляет участникам размещения заказа уведомления об отказе в проведении аукциона, изменениях, внесенных в извещение и аукционную документацию, разъяснения положений документации, присваивает порядковый номер заявке и подтверждает ее получение, возвращает участнику заявки, не соответствующие установленным требованиям, определяет время проведения аукциона, отклоняет не соответствующее требованиям предложение о цене контракта и т. д. То есть оператор является полноценным субъектом размещения заказа путем проведения электронного аукциона.

Чтобы получить аккредитацию, участник размещения заказа предоставляет оператору заявления об аккредитации и открытии счета для проведения операций по обеспечению участия в электронных аукционах, копии выписки из ЕГРЮЛ, учредительных документов, документов, подтверждающих полномочия директора, а также решение об одобрении или совершении по результатам электронных аукционов сделок от имени участника размещения заказа с указанием сведений о максимальной сумме одной такой сделки. В течение пяти рабочих дней со дня поступления документов оператор обязан аккредитовать либо отказать в аккредитации участнику размещения заказа, направив уведомление о принятом решении. Срок аккредитации — три года, получившие ее вправе участвовать во всех электронных аукционах, проводимых на такой электронной площадке.

Цена вопроса

Закон не допускает взимания оператором электронной площадки платы ни с заказчика за проведение аукциона в электронной форме, ни с поставщика за аккредитацию и участие в нем. Исключение — плата, взимаемая с лица, с которым заключается государственный или муниципальный контракт. Размер такой платы определяется по результатам отбора операторов электронных площадок. Кроме того, теперь заказчик обязан устанавливать требование обеспечения заявки на участие в аукционе в электронной форме в размере не менее 0,5 и более 5% начальной (максимальной) цены контракта: для участия в аукционе эти средства необходимо внести на счет, специально открытый оператором электронной площадки. Как только участник размещения заказа подает заявку, средства на счете блокируются до размещения на электронной площадке протокола подведения итогов аукциона. Участники размещения заказа могут это расценить как своеобразную плату за участие в аукционе, а вот для заказчика — это дополнительная гарантия добросовестности поставщика.

Предусмотрено денежное наказание участника размещения заказа за предоставление заявок, не соответствующих требованиям. Например, если в течение одного квартала на одной электронной площадке в отношении вторых частей заявок, поданных одним участником размещения заказа, принято решение об  их несоответствии, оператор площадки по истечении 30 дней с момента принятия такого решения прекращает блокирование операций по счету и перечисляет денежные средства заказчику. Эта мера будет стимулировать участников размещения заказа более качественно готовить свои заявки.

Комплексный подход

Хороша новая процедура электронных аукционов или нет — покажет практика. Статья 41, регламентирующая эту процедуру, переписывалась четыре раза, причем предпоследняя редакция отменена еще до вступления в силу. Но хочется еще раз напомнить заказчикам, что успех размещения заказа зависит не от выбранного способа размещения заказа, а от комплексного подхода к этому процессу, который включает в себя и планирование закупок, и мониторинг цен для определения начальной (максимальной) цены контракта, а самое главное — правильно составленное техническое задание и грамотный с юридической точки зрения контракт.


Автор: Анна Кабаргина, начальник отдела информационного сопровождения размещения госзаказа управления госзакупок минэкономики Ростовской области