ѕерейти на главную страницу  арта сайта

ƒругие статьи номера

“оп-10. —делано в ё‘ќ (4181)
’лебом единым (3908)
  2050 году, чтобы накормить население планеты в 10,25 млрд. человек, потребуетс€ производить вдвое больше продовольстви€
ћаксим ‘едоров  
–устам “уишев: ЂЌаши клиенты покупают эффективную технологиюї (5373)
ƒана ѕомеранцева  
ѕри€тно посмотретьЕ (4146)
ѕобывав на ёге –оссии, ¬ладимир ѕутин оценил культуру сельхозпроизводства и обсудил эффективность мер господдержки
√алина јндреева, Ќикита Ћогвинов  
«реем до интервенций (6505)
ѕеред началом уборочной кампании южнороссийским аграри€м напомнили биржевые механизмы
√алина јндреева  
–азвитие продолжаетс€ (3897)
Ѕюджетные средства на повышение качества жизни сельского населени€ запланированы
—ветлана ћорозова  
Ѕез страхов и упреков (4580)
Ќеобходимы законы, которые позвол€т сделать страхование частью технологического процесса предпри€тий јѕ 
Ћариса Ќикитина  
—низить нагрузку (3799)
  этому стремитс€ ќќќ ЂЋизингова€ компани€ Ђ–остовска€ областна€ ј  ќ–ї
ћарина  оренец  
»юньские тезисы (3876)
ќриентиры дл€ стабилизации взаимоотношений в цепочке Ђпроизводитель Ч переработчикЧ продавецї в конце июн€ задал российский премьер ¬ладимир ѕ”“»Ќ
—ветлана ћорозова  
Ќе сидеть сложа руки (4344)
ќќќ ЂЋ¬« ЂЋамосї намерено вдвое увеличить объемы продаж
‘аина Ѕогатырева  
ћан€ща€ розница (4932)
Ћегко ли местному производителю попасть в торговую сеть и стоит ли это делать?
Ћариса Ќикитина  
¬хода нет? (3883)
ƒонские предпри€ти€ ориентированы на производство продукции из натурального молока, но на полках магазинов по-прежнему много порошковой молочной продукции
ѕродукци€ под брендом Ђ÷имл€нскийї (6445)
ќјќ Ђ÷имл€нские винаї расшир€ет ассортимент продукции
ћари€ Ѕорисенко  
—ладкий бизнес (5901)
Ќовочеркасский производитель ќќќ Ђ“јЌƒ≈ћ-¬ѕї заключил с торговой сетью Ђћагнитї федеральный контракт по схеме private label
ћари€ Ѕорисенко  
Ѕархатный сезон (4215)
√оспрограмма кредитовани€ дл€ малого и среднего бизнеса обещает комфортные проценты
ћари€ ƒидковска€  
 ассовое освобождение? (4596)
ѕредпринимател€м не стоит сразу избавл€тьс€ от контрольно-кассовых аппаратов, нужно дождатьс€ разъ€снений контролирующих органов
јлексей ћаксимов, совладелец ќќќ Ђ—татский —оветникї  
≈диный таможенный (4417)
–осси€, Ѕелорусси€ и  азахстан ускор€ют создание общего таможенного пространства
√алина јндреева  
Ёкономика с политическим подтекстом (3682)
ѕроблемы взаимоотношений с Ѕеларусью на межгосударственном уровне пытаютс€ компенсировать за счет сотрудничества на уровне региональном
Ќикита Ћогвинов  
—танислав ћатук: Ђќтношени€ сдерживает протекционизм правительствї (4910)
¬италий ƒорофеев  

 

¬иртуальна€ материализаци€

є 5 (29) (2009)
 оличество просмотров: 4148
¬ерси€ дл€ печати


Ќалогова€ политика, кредитование и инвестирование в период кризиса, инновационное предпринимательство, взаимодействие бизнеса и власти — эти традиционно актуальные темы обсуждали в ћоскве на саммите деловых кругов «—ильна€ –осси€-2009». ќдним из злободневных оказалс€ вопрос: станет ли малый и средний бизнес рычагом в создании новой модели отечественной экономики?

Ќа первый взгл€д, ответ очевиден — да. Ќо, по мнению экспертов, реализаци€ программы по поддержке малого и среднего предпринимательства носит виртуальный характер: «ѕо сути дела уже почти 20 лет мы создаем малый бизнес и никак не можем создать, — сетует исполнительный вице-президент јссоциации российских банков (ј–Ѕ) ¬ладимир  »≈¬— »…. — ¬опросы значительно выход€т за пределы собственно экономики. Ёто политическа€, социальна€, педагогическа€, психологическа€ проблема — создать услови€ дл€ развити€ индивидуума, группы людей в обществе и быть независимым экономически».

”вы, «экономическа€ независимость» дл€ малого бизнеса сегодн€ — открыта€ позици€. –асчеты ј–Ѕ показывают, что в 96% случаев малый бизнес не может вести де€тельность без внешних заимствований. ќднако в контексте роста неплатежей по кредитам, ужесточени€ требований к заемщикам, отсутстви€ залоговой базы говорить об эффективном привлечении финансовых ресурсов не приходитс€. –еальность такова: банки кредитуют лишь 25-30% малых предпри€тий, остальным нужно искать иные источники.

ѕо словам зампредседател€ «ƒеловой –оссии», президента Ќјћ» — ≈лены Ќ» ќЋј≈¬ќ…, требовани€ к ведению бизнеса настолько зарегулированы и усложнены, что пробратьс€ через препоны могут только очень крупные компании с большим административным ресурсом. «ћы должны признать, что построили сырьевую экономику, экономику крупного капитала, € бы даже сказала, чиновничьего капитала. Ёто путь в никуда: така€ экономика сама себ€ съест через несколько лет», — говорит эксперт. —омнений нет — нужно стимулировать строительный и перерабатывающий сектор, сельское хоз€йство и производство. “о, что востребовано непосредственно населением и €вл€етс€ основой здоровой экономики. » именно эта тема должна стать главной в диалоге бизнеса и власти.

 акой же может быть нова€ философи€ экономического развити€? ќдно из предложений таково: крупный промышленный бизнес должен уступить часть технологических процессов малому и среднему предпринимательству.  ак считает ¬ладимир  иевский, экономика малого бизнеса должна быть направлена на создание не «лавочного» бизнеса, а таких форм организаций, которые бы наравне с крупным промышленным бизнесом развивали свое производство. «—егодн€ одна из главных задач в экономике — развитие государственно-частного партнерства, — выражает еще одну точку зрени€ по проблеме президент јссоциации строителей –оссии Ќиколай  ќЎћјЌ. — √осударство много говорило, что даст деньги на инженерные сети, на внутриплощадочные дороги, но этого пока нет. Ќадо дать, и цена квадратного метра тогда не будет превышать 30 тыс. рублей. ƒолжны резко сократитьс€ сроки выдачи разрешений, и землю нужно продавать по кадастровой стоимости плюс 10–15%. “о же самое касаетс€ подвода электроэнергии, воды, газа».

»нновационна€ концентраци€

Ќовой экономике также необходимы инновации — в информационных технологи€х, металлургии, автопроме, других секторах. Ќужно весь ресурсный потенциал — кадровый, финансовый, материально-технический — сконцентрировать на инновационных структурах, считают эксперты. Ёкономист Ѕорис  ”«џ  выдел€ет приоритетные отрасли развити€: нанотехнологии, биотехнологии, информационно-коммуникационные технологии, новые материалы. «ћы посчитали: на первом этапе потребуетс€ $18–23 млрд. это по силам даже остатку того стабилизационного фонда, который у нас есть. Ёто бюджет создани€ новой экономики –оссии, — заключает он, добавив, что здесь необходимо в партнеры бизнеса и власти об€зательно включить науку: — ≈сть потребности в системе и концентрации усилий в этом направлении».

Ќо пока в –оссии не сложилс€ спрос, ориентированный на инновации, считает ≈лена Ќиколаева. «я очень хорошо отношусь к инновационной экономике, более того, у мен€ несколько венчурных предпри€тий, которые разрабатывают уникальные продукты. ќни продаютс€ в јмерике, ≈вропе, јзии, но ни одно из них не реализуетс€ на территории –оссии», — констатирует она. ѕредседатель комитета —овета ‘едерации по образованию и науке ’усейн „≈„≈Ќќ¬ соглашаетс€: «ѕотр€сающие цифры привел председатель правительства, говор€ о том, что инновационных технологий или технических решений в –оссии чуть более 9%. “огда как в √ермании — 74%, в Ёстонии — 51%. ¬от реальна€ ситуаци€, в которой мы находимс€. Ќужны стимулы, хот€ бы налоговые. —колько времени прошло с прин€ти€ решени€ ориентироватьс€ на инновационную экономику? ј никаких законов или нормативных документов, которые могли бы стимулировать и побуждать, нет». ѕо словам председател€ комитета √осдумы по экономической политике и предпринимательству ≈вгени€ ‘≈ƒќ–ќ¬ј, общий объем интеллектуальной собственности и нематериальных активов в структуре российского предпри€ти€ — 0,3%. ƒл€ сравнени€: средний показатель в ≈вропе — пор€дка 40%, в јмерике — 50%. «ѕри этом в производство новаций –осси€ вносит огромные средства, государство здесь работает по полной программе, — увер€ет ≈вгений ‘едоров. — “олько институты развити€ получили свыше триллиона рублей. ≈жегодные госрасходы на Ќ»ќ –ы составл€ют сотни миллионов рублей, это не счита€ науку — она финансируетс€ отдельно. ћы практически исчерпали возможности получени€ отдачи за счет наращивани€ государственных финансовых вложений». ѕри этом российских ноу-хау на рынке вообще нет. ƒа и не может быть, поскольку в составе объектов гражданских прав нет такого объекта, как информаци€. ј нет объекта — нет и рыночного оборота. «ѕроблема носит системный характер. Ќеобходимо установить пр€мую зависимость между творческой де€тельностью и ее рыночной оценкой, как это происходит во всем мире. «ащитить интеллектуальную собственность, создаваемую в –оссии, дать мощный импульс ее развитию в виде материальной заинтересованности — вот наша главна€ задача», — добавл€ет депутат.

¬прочем, инноваторы и рационализаторы уже сейчас могут рассчитывать на определенные материальные стимулы. ”словие — организаци€ инновационного предпри€ти€ на территории технико-внедренческих особых экономических зон. —ейчас таковых четыре: в —анкт-ѕетербурге, «еленоградском административном округе ћосквы, ƒубне (оп€ть же ћосковска€ область) и “омске. «ќрганизаци€ получает весомые налоговые и таможенные преференции. ¬ итоге удаетс€ экономить на издержках до 30%. Ёто хорошее подспорье, особенно дл€ наукоемкого производства, — отмечает руководитель ‘едерального агентства по управлению особыми экономическими зонами јндрей јЋѕј“ќ¬. — ¬ особых экономических зонах реально реализуетс€ принцип государственно-частного партнерства: государство строит инфраструктуру, дороги, аэропорты, энергетику, канализацию, очистку, а бизнес строит коммерческие объекты — заводы, инновационные центры, лаборатории, туристические комплексы. —егодн€ реально работает в ƒубне мощнейший инновационно-технологический комплекс, мы приглашаем всех. «десь п€ть зданий общей площадью почти 60 тыс. кв. метров. јренда офисного, лабораторного помещени€ обходитс€ всего лишь в 70 руб. за кв. метр, включа€ охрану и все остальное. ѕриходите — получите площадку. ”же более 2000 специалистов работают в инновационных зонах, из них пор€дка 1000 — научные сотрудники, 142 доктора наук, 640 кандидатов наук. Ѕолее 200 технологий и устройств уже запатентовано — это только начало большого дела и реальные результаты, которые сегодн€ есть».

ћолодым везде у нас дорога?

Ёксперты признают: наибольшую поддержку молодым предпринимател€м оказывают столичные власти. «¬ прошлом году было профинансировано 35 «молодежных» проектов на сумму 25 млн. рублей. ¬ этом году процесс идет по нарастающей. ƒл€ ћосквы приоритетные отрасли — инновации, ∆ ’, социальна€ сфера, производство», — рассказал президент –оссийской ассоциации развити€ малого предпринимательства, председатель совета по малому предпринимательству при —овете ‘едерации јлександр »ќ‘‘≈.

‘ормы пр€мой финансовой поддержки начинающим, конечно, предусмотрены и на уровне регионов, в том числе на ёге –оссии. Ќо возможности бюджетов ограничены: дали бы больше, но не получаетс€. ∆дать поддержки со стороны федеральных отраслевых министерств и ведомств, похоже, не приходитс€. « аждому министерству сейчас дано поручение разработать ведомственные целевые программы по поддержке малого и среднего бизнеса. Ќо дополнительного финансировани€ не предлагаетс€, и то, что предлагают министерства, шокирует. ѕрограмма поддержки малого и среднего бизнеса ћинэнергетики –‘ составл€ет… сколько, вы думаете? ¬сего 5 млн. рублей, — возмущен начальник управлени€ молодежной политики ‘едерального агентства по делам молодежи –оман ѕџ–ћј. — „исло желающих попробовать себ€ в бизнесе за последние дес€ть лет неуклонно снижаетс€. ≈сли быть точным, с 13 до 7%. ќбщего позитивного представлени€ о предпринимательстве в молодежной среде нет. Ѕольшинство воспринимает предпринимателей как лоточников, и не более того».

  тому же чтобы начать свое дело, нужен стартовый капитал, умени€, навыки и компетенции. ” большинства молодых людей этого нет. «¬ правительстве понимают: малый бизнес — это не только тема дл€ обсуждени€, но и некий вектор развити€, — замечает вице-президент «ќпоры –оссии» јлександр Ѕ–≈„јЋќ¬. — Ќо, на мой взгл€д, что касаетс€ молодежного предпринимательства, пока такого конкретного посыла нет. ћы этого не видим по регионам. —овет предпринимател€м: стремитесь к гиперактивности, к агрессивности.

 роме ћосквы и еще нескольких регионов, в –оссии вам никто ничего не даст, если вы сами не будете этого требовать. ƒавайте будем двигатьс€ дальше».

«ƒиалог между властью и бизнесом есть, — считает член —овета по содействию развити€ институтов гражданского общества и правам человека при ѕрезиденте –‘, политолог јлексей ѕ”Ў ќ¬. — » чем крупнее бизнес, тем лучше диалог. ѕроблема в том, как выйти на этот диалог малому бизнесу. ≈сть организации, которые представл€ют его интересы, их представители включены в целый р€д советов и рабочих групп при правительстве, президенте –‘. Ќо в –оссии слишком больша€ централизаци€. ≈сть несколько крупных общественных объединений бизнеса, однако диалог сведен к общению в верхах и плохо налажен в регионах. ¬ертикаль власти должна сопровождатьс€ точно такой же вертикалью гражданских организаций, и на всех уровн€х власть об€зана общатьс€ с этими организаци€ми. «адача исполнительной власти — создать структуры, которые будут вести диалог с малым и средним бизнесом на региональном и городском уровн€х».

 омментарии экспертов

¬ладимир ∆” ќ¬, заместитель полпреда президента –‘ в ё‘ќ:

— “олько инновационный путь экономического развити€ способен обеспечить конкурентоспособность экономики ёга –оссии и ее системную модернизацию. —одействовать развитию инфраструктуры инновационного развити€ экономики ё‘ќ будет заключение договоров и соглашений между вузами региона и предпри€ти€ми реального сектора в образовательной, научно-технической и инновационной сферах. ј подписание трехстороннего соглашени€ о создании  орпоративного университета между ёжным федеральным университетом, ёжно-–оссийским техническим университетом и –оссийским союзом промышленников и предпринимателей позволит сформировать необходимый интеграционный потенциал взаимовыгодного сотрудничества дл€ эффективного развити€ инновационной экономики на ёге –оссии.

ёрий —“јЌ ≈¬»„, заместитель председател€ –—ѕѕ по энергетической политике:

—  огда мы говорим об инноваци€х, важно налоговое регулирование. –—ѕѕ предлагает освободить предпри€ти€, которые специализируютс€ на производстве инновационной продукции от налога на прибыль, имущество, землю и т.д.  роме того, нужно помнить, что врем€ дешевых внешних заимствований закончилось, поэтому нужно найти или создать инструменты долгосрочных займов, в том числе дл€ инновационных предпри€тий.

јлександр ”Ўј ќ¬, главный специалист отдела инвестиционной и инновационной де€тельности минэкономики –остовской области:

— √лавное, что сдерживает развитие инновационной де€тельности — это отсутствие законодательной базы. «акона об инновационной де€тельности. ¬ итоге субъекты –‘ самосто€тельно реализуют инновационные программы. “ак, например, программа –остовской области включает в себ€ несколько форм поддержки инновационных предпри€тий: субсидирование расходов по привлеченным кредитам, меропри€ти€ по информационной, выставочной де€тельности, возмещение затрат на покупку инновационного оборудовани€… “ак, субъект инновационной де€тельности может возместить сумму до 2 млн. руб. при покупке инновационного оборудовани€ стоимостью от 10 млн. рублей.  роме того, областным законом предусмотрено субсидирование меропри€тий на приобретение патентов (по факту получени€) не только на территории –оссии, но и за ее пределами. Ёта форма поддержки будет способствовать поддержанию конкурентоспособности наших предпри€тий.

ћарина Ѕќ–ќ¬— јя, проректор ёжного федерального университета по экономике:

— «адача власти, бизнеса, науки — поиск новых форм инновационного оздоровлени€ экономики, новых механизмов. Ќеобходимо создать информационную, энергетическую, технологическую, финансовую сеть дл€ того, чтобы поднимать и развивать те ростки малого и среднего бизнеса, которые начнут всходить на этапе выхода из кризиса.   сожалению, у нас пока плохо отлажен процесс обмена информацией: мы каждый раз стараемс€ изобретать велосипед, не задумыва€сь и не пыта€сь узнать — может уже все изобретено?

¬алерий  ќ–ќЋ≈¬, директор –остовского регионального центра инновационного развити€:

— –азработан законопроект, который направлен на достижение конкретных целей: повышение инновационной культуры делового сообщества, создание системы кадрового обеспечени€ инновационной де€тельности, создани€ комплекса условий дл€ капитализации нематериальных активов, содействие формированию системы делового сопровождени€ инноваций, разработка приоритетов и программ инновационной политики, направленных на изменение положени€ –оссии в мировой экономике. ѕредполагаетс€ поэтапна€ реализаци€ в период с 2010-го по 2020 г. ѕрежде всего должны получить развитие инфраструктура национальной инновационной системы, ее финансово-организационна€ поддержка. «атем необходимо реализовать меропри€ти€, которые повыс€т производительность труда, создадут систему технологической модернизации экономики. «авершающим этапом станет реализаци€ стратегических национальных проектов.


јвтор: ≈лена ”стинова

 

††