Перейти на главную страницу Карта сайта

Другие статьи номера

Топ-10. Сделано в ЮФО (4424)
Хлебом единым (4148)
К 2050 году, чтобы накормить население планеты в 10,25 млрд. человек, потребуется производить вдвое больше продовольствия
Максим Федоров  
Рустам Туишев: «Наши клиенты покупают эффективную технологию» (5749)
Дана Померанцева  
Приятно посмотреть… (4382)
Побывав на Юге России, Владимир Путин оценил культуру сельхозпроизводства и обсудил эффективность мер господдержки
Галина Андреева, Никита Логвинов  
Зреем до интервенций (6885)
Перед началом уборочной кампании южнороссийским аграриям напомнили биржевые механизмы
Галина Андреева  
Развитие продолжается (4127)
Бюджетные средства на повышение качества жизни сельского населения запланированы
Светлана Морозова  
Без страхов и упреков (4801)
Необходимы законы, которые позволят сделать страхование частью технологического процесса предприятий АПК
Лариса Никитина  
Снизить нагрузку (4032)
К этому стремится ООО «Лизинговая компания «Ростовская областная АККОР»
Марина Коренец  
Июньские тезисы (4107)
Ориентиры для стабилизации взаимоотношений в цепочке «производитель — переработчик— продавец» в конце июня задал российский премьер Владимир ПУТИН
Светлана Морозова  
Не сидеть сложа руки (4617)
ООО «ЛВЗ «Ламос» намерено вдвое увеличить объемы продаж
Фаина Богатырева  
Манящая розница (5203)
Легко ли местному производителю попасть в торговую сеть и стоит ли это делать?
Лариса Никитина  
Входа нет? (4114)
Донские предприятия ориентированы на производство продукции из натурального молока, но на полках магазинов по-прежнему много порошковой молочной продукции
Продукция под брендом «Цимлянский» (6716)
ОАО «Цимлянские вина» расширяет ассортимент продукции
Мария Борисенко  
Сладкий бизнес (6248)
Новочеркасский производитель ООО «ТАНДЕМ-ВП» заключил с торговой сетью «Магнит» федеральный контракт по схеме private label
Мария Борисенко  
Бархатный сезон (4443)
Госпрограмма кредитования для малого и среднего бизнеса обещает комфортные проценты
Мария Дидковская  
Кассовое освобождение? (4829)
Предпринимателям не стоит сразу избавляться от контрольно-кассовых аппаратов, нужно дождаться разъяснений контролирующих органов
Алексей Максимов, совладелец ООО «Статский Советник»  
Единый таможенный (4637)
Россия, Белоруссия и Казахстан ускоряют создание общего таможенного пространства
Галина Андреева  
Экономика с политическим подтекстом (3910)
Проблемы взаимоотношений с Беларусью на межгосударственном уровне пытаются компенсировать за счет сотрудничества на уровне региональном
Никита Логвинов  
Станислав Матук: «Отношения сдерживает протекционизм правительств» (5220)
Виталий Дорофеев  

 

Виртуальная материализация

№ 5 (29) (2009)
Количество просмотров: 4407
Версия для печати


Налоговая политика, кредитование и инвестирование в период кризиса, инновационное предпринимательство, взаимодействие бизнеса и власти — эти традиционно актуальные темы обсуждали в Москве на саммите деловых кругов «Сильная Россия-2009». Одним из злободневных оказался вопрос: станет ли малый и средний бизнес рычагом в создании новой модели отечественной экономики?

На первый взгляд, ответ очевиден — да. Но, по мнению экспертов, реализация программы по поддержке малого и среднего предпринимательства носит виртуальный характер: «По сути дела уже почти 20 лет мы создаем малый бизнес и никак не можем создать, — сетует исполнительный вице-президент Ассоциации российских банков (АРБ) Владимир КИЕВСКИЙ. — Вопросы значительно выходят за пределы собственно экономики. Это политическая, социальная, педагогическая, психологическая проблема — создать условия для развития индивидуума, группы людей в обществе и быть независимым экономически».

Увы, «экономическая независимость» для малого бизнеса сегодня — открытая позиция. Расчеты АРБ показывают, что в 96% случаев малый бизнес не может вести деятельность без внешних заимствований. Однако в контексте роста неплатежей по кредитам, ужесточения требований к заемщикам, отсутствия залоговой базы говорить об эффективном привлечении финансовых ресурсов не приходится. Реальность такова: банки кредитуют лишь 25-30% малых предприятий, остальным нужно искать иные источники.

По словам зампредседателя «Деловой России», президента НАМИКС Елены НИКОЛАЕВОЙ, требования к ведению бизнеса настолько зарегулированы и усложнены, что пробраться через препоны могут только очень крупные компании с большим административным ресурсом. «Мы должны признать, что построили сырьевую экономику, экономику крупного капитала, я бы даже сказала, чиновничьего капитала. Это путь в никуда: такая экономика сама себя съест через несколько лет», — говорит эксперт. Сомнений нет — нужно стимулировать строительный и перерабатывающий сектор, сельское хозяйство и производство. То, что востребовано непосредственно населением и является основой здоровой экономики. И именно эта тема должна стать главной в диалоге бизнеса и власти.

Какой же может быть новая философия экономического развития? Одно из предложений таково: крупный промышленный бизнес должен уступить часть технологических процессов малому и среднему предпринимательству. Как считает Владимир Киевский, экономика малого бизнеса должна быть направлена на создание не «лавочного» бизнеса, а таких форм организаций, которые бы наравне с крупным промышленным бизнесом развивали свое производство. «Сегодня одна из главных задач в экономике — развитие государственно-частного партнерства, — выражает еще одну точку зрения по проблеме президент Ассоциации строителей России Николай КОШМАН. — Государство много говорило, что даст деньги на инженерные сети, на внутриплощадочные дороги, но этого пока нет. Надо дать, и цена квадратного метра тогда не будет превышать 30 тыс. рублей. Должны резко сократиться сроки выдачи разрешений, и землю нужно продавать по кадастровой стоимости плюс 10–15%. То же самое касается подвода электроэнергии, воды, газа».

Инновационная концентрация

Новой экономике также необходимы инновации — в информационных технологиях, металлургии, автопроме, других секторах. Нужно весь ресурсный потенциал — кадровый, финансовый, материально-технический — сконцентрировать на инновационных структурах, считают эксперты. Экономист Борис КУЗЫК выделяет приоритетные отрасли развития: нанотехнологии, биотехнологии, информационно-коммуникационные технологии, новые материалы. «Мы посчитали: на первом этапе потребуется $18–23 млрд. это по силам даже остатку того стабилизационного фонда, который у нас есть. Это бюджет создания новой экономики России, — заключает он, добавив, что здесь необходимо в партнеры бизнеса и власти обязательно включить науку: — Есть потребности в системе и концентрации усилий в этом направлении».

Но пока в России не сложился спрос, ориентированный на инновации, считает Елена Николаева. «Я очень хорошо отношусь к инновационной экономике, более того, у меня несколько венчурных предприятий, которые разрабатывают уникальные продукты. Они продаются в Америке, Европе, Азии, но ни одно из них не реализуется на территории России», — констатирует она. Председатель комитета Совета Федерации по образованию и науке Хусейн ЧЕЧЕНОВ соглашается: «Потрясающие цифры привел председатель правительства, говоря о том, что инновационных технологий или технических решений в России чуть более 9%. Тогда как в Германии — 74%, в Эстонии — 51%. Вот реальная ситуация, в которой мы находимся. Нужны стимулы, хотя бы налоговые. Сколько времени прошло с принятия решения ориентироваться на инновационную экономику? А никаких законов или нормативных документов, которые могли бы стимулировать и побуждать, нет». По словам председателя комитета Госдумы по экономической политике и предпринимательству Евгения ФЕДОРОВА, общий объем интеллектуальной собственности и нематериальных активов в структуре российского предприятия — 0,3%. Для сравнения: средний показатель в Европе — порядка 40%, в Америке — 50%. «При этом в производство новаций Россия вносит огромные средства, государство здесь работает по полной программе, — уверяет Евгений Федоров. — Только институты развития получили свыше триллиона рублей. Ежегодные госрасходы на НИОКРы составляют сотни миллионов рублей, это не считая науку — она финансируется отдельно. Мы практически исчерпали возможности получения отдачи за счет наращивания государственных финансовых вложений». При этом российских ноу-хау на рынке вообще нет. Да и не может быть, поскольку в составе объектов гражданских прав нет такого объекта, как информация. А нет объекта — нет и рыночного оборота. «Проблема носит системный характер. Необходимо установить прямую зависимость между творческой деятельностью и ее рыночной оценкой, как это происходит во всем мире. Защитить интеллектуальную собственность, создаваемую в России, дать мощный импульс ее развитию в виде материальной заинтересованности — вот наша главная задача», — добавляет депутат.

Впрочем, инноваторы и рационализаторы уже сейчас могут рассчитывать на определенные материальные стимулы. Условие — организация инновационного предприятия на территории технико-внедренческих особых экономических зон. Сейчас таковых четыре: в Санкт-Петербурге, Зеленоградском административном округе Москвы, Дубне (опять же Московская область) и Томске. «Организация получает весомые налоговые и таможенные преференции. В итоге удается экономить на издержках до 30%. Это хорошее подспорье, особенно для наукоемкого производства, — отмечает руководитель Федерального агентства по управлению особыми экономическими зонами Андрей АЛПАТОВ. — В особых экономических зонах реально реализуется принцип государственно-частного партнерства: государство строит инфраструктуру, дороги, аэропорты, энергетику, канализацию, очистку, а бизнес строит коммерческие объекты — заводы, инновационные центры, лаборатории, туристические комплексы. Сегодня реально работает в Дубне мощнейший инновационно-технологический комплекс, мы приглашаем всех. Здесь пять зданий общей площадью почти 60 тыс. кв. метров. Аренда офисного, лабораторного помещения обходится всего лишь в 70 руб. за кв. метр, включая охрану и все остальное. Приходите — получите площадку. Уже более 2000 специалистов работают в инновационных зонах, из них порядка 1000 — научные сотрудники, 142 доктора наук, 640 кандидатов наук. Более 200 технологий и устройств уже запатентовано — это только начало большого дела и реальные результаты, которые сегодня есть».

Молодым везде у нас дорога?

Эксперты признают: наибольшую поддержку молодым предпринимателям оказывают столичные власти. «В прошлом году было профинансировано 35 «молодежных» проектов на сумму 25 млн. рублей. В этом году процесс идет по нарастающей. Для Москвы приоритетные отрасли — инновации, ЖКХ, социальная сфера, производство», — рассказал президент Российской ассоциации развития малого предпринимательства, председатель совета по малому предпринимательству при Совете Федерации Александр ИОФФЕ.

Формы прямой финансовой поддержки начинающим, конечно, предусмотрены и на уровне регионов, в том числе на Юге России. Но возможности бюджетов ограничены: дали бы больше, но не получается. Ждать поддержки со стороны федеральных отраслевых министерств и ведомств, похоже, не приходится. «Каждому министерству сейчас дано поручение разработать ведомственные целевые программы по поддержке малого и среднего бизнеса. Но дополнительного финансирования не предлагается, и то, что предлагают министерства, шокирует. Программа поддержки малого и среднего бизнеса Минэнергетики РФ составляет… сколько, вы думаете? Всего 5 млн. рублей, — возмущен начальник управления молодежной политики Федерального агентства по делам молодежи Роман ПЫРМА. — Число желающих попробовать себя в бизнесе за последние десять лет неуклонно снижается. Если быть точным, с 13 до 7%. Общего позитивного представления о предпринимательстве в молодежной среде нет. Большинство воспринимает предпринимателей как лоточников, и не более того».

К тому же чтобы начать свое дело, нужен стартовый капитал, умения, навыки и компетенции. У большинства молодых людей этого нет. «В правительстве понимают: малый бизнес — это не только тема для обсуждения, но и некий вектор развития, — замечает вице-президент «Опоры России» Александр БРЕЧАЛОВ. — Но, на мой взгляд, что касается молодежного предпринимательства, пока такого конкретного посыла нет. Мы этого не видим по регионам. Совет предпринимателям: стремитесь к гиперактивности, к агрессивности.

Кроме Москвы и еще нескольких регионов, в России вам никто ничего не даст, если вы сами не будете этого требовать. Давайте будем двигаться дальше».

«Диалог между властью и бизнесом есть, — считает член Совета по содействию развития институтов гражданского общества и правам человека при Президенте РФ, политолог Алексей ПУШКОВ. — И чем крупнее бизнес, тем лучше диалог. Проблема в том, как выйти на этот диалог малому бизнесу. Есть организации, которые представляют его интересы, их представители включены в целый ряд советов и рабочих групп при правительстве, президенте РФ. Но в России слишком большая централизация. Есть несколько крупных общественных объединений бизнеса, однако диалог сведен к общению в верхах и плохо налажен в регионах. Вертикаль власти должна сопровождаться точно такой же вертикалью гражданских организаций, и на всех уровнях власть обязана общаться с этими организациями. Задача исполнительной власти — создать структуры, которые будут вести диалог с малым и средним бизнесом на региональном и городском уровнях».

Комментарии экспертов

Владимир ЖУКОВ, заместитель полпреда президента РФ в ЮФО:

— Только инновационный путь экономического развития способен обеспечить конкурентоспособность экономики Юга России и ее системную модернизацию. Содействовать развитию инфраструктуры инновационного развития экономики ЮФО будет заключение договоров и соглашений между вузами региона и предприятиями реального сектора в образовательной, научно-технической и инновационной сферах. А подписание трехстороннего соглашения о создании Корпоративного университета между Южным федеральным университетом, Южно-Российским техническим университетом и Российским союзом промышленников и предпринимателей позволит сформировать необходимый интеграционный потенциал взаимовыгодного сотрудничества для эффективного развития инновационной экономики на Юге России.

Юрий СТАНКЕВИЧ, заместитель председателя РСПП по энергетической политике:

— Когда мы говорим об инновациях, важно налоговое регулирование. РСПП предлагает освободить предприятия, которые специализируются на производстве инновационной продукции от налога на прибыль, имущество, землю и т.д. Кроме того, нужно помнить, что время дешевых внешних заимствований закончилось, поэтому нужно найти или создать инструменты долгосрочных займов, в том числе для инновационных предприятий.

Александр УШАКОВ, главный специалист отдела инвестиционной и инновационной деятельности минэкономики Ростовской области:

— Главное, что сдерживает развитие инновационной деятельности — это отсутствие законодательной базы. Закона об инновационной деятельности. В итоге субъекты РФ самостоятельно реализуют инновационные программы. Так, например, программа Ростовской области включает в себя несколько форм поддержки инновационных предприятий: субсидирование расходов по привлеченным кредитам, мероприятия по информационной, выставочной деятельности, возмещение затрат на покупку инновационного оборудования… Так, субъект инновационной деятельности может возместить сумму до 2 млн. руб. при покупке инновационного оборудования стоимостью от 10 млн. рублей. Кроме того, областным законом предусмотрено субсидирование мероприятий на приобретение патентов (по факту получения) не только на территории России, но и за ее пределами. Эта форма поддержки будет способствовать поддержанию конкурентоспособности наших предприятий.

Марина БОРОВСКАЯ, проректор Южного федерального университета по экономике:

— Задача власти, бизнеса, науки — поиск новых форм инновационного оздоровления экономики, новых механизмов. Необходимо создать информационную, энергетическую, технологическую, финансовую сеть для того, чтобы поднимать и развивать те ростки малого и среднего бизнеса, которые начнут всходить на этапе выхода из кризиса. К сожалению, у нас пока плохо отлажен процесс обмена информацией: мы каждый раз стараемся изобретать велосипед, не задумываясь и не пытаясь узнать — может уже все изобретено?

Валерий КОРОЛЕВ, директор Ростовского регионального центра инновационного развития:

— Разработан законопроект, который направлен на достижение конкретных целей: повышение инновационной культуры делового сообщества, создание системы кадрового обеспечения инновационной деятельности, создания комплекса условий для капитализации нематериальных активов, содействие формированию системы делового сопровождения инноваций, разработка приоритетов и программ инновационной политики, направленных на изменение положения России в мировой экономике. Предполагается поэтапная реализация в период с 2010-го по 2020 г. Прежде всего должны получить развитие инфраструктура национальной инновационной системы, ее финансово-организационная поддержка. Затем необходимо реализовать мероприятия, которые повысят производительность труда, создадут систему технологической модернизации экономики. Завершающим этапом станет реализация стратегических национальных проектов.


Автор: Елена Устинова